Этническая идентичность

Социодинамика
Правильная ссылка на статью: Горбунова А.А., Максимова С.Г. — Этническая идентичность в оценках населения регионов России // Социодинамика. – 2017. – № 8. – С. 40 — 49. DOI: 10.25136/2409-7144.2017.8.20731 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=20731

Горбунова Анастасия Андреевна
кандидат социологических наук
лаборант-исследователь, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»
656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 61
Gorbunova Anastasiya Andreevna
PhD in Sociology
Research Assistant, Altai State University
656049, Russia, Altaiskii krai, g. Barnaul, pr. Lenina, 61

[email protected]
Другие публикации этого автора
Максимова Светлана Геннадьевна
доктор социологических наук
заведующий кафедрой, профессор, ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 61
Maksimova Svetlana Gennad’evna
Doctor of Sociology
Head of the department, Professor, the department of Psychology of Communications and Psychotechnology, Altai State University
656049, Russia, Altai Krai, Barnaul, Prospekt Lenina 61

[email protected]
Другие публикации этого автора

10.25136/2409-7144.2017.8.20731

Дата направления статьи в редакцию:

14-10-2016

Дата публикации:

27-08-2017

Аннотация.

Предметом исследования данной статьи является анализ особенностей проявления этнической идентичности населения современной России. Особое внимание уделено изучению параметров, влияющих на выраженность данного типа социальной идентичности. В процессе исследования изучены отдельные аспекты проявления этнической идентификации, выявлены основные этнодифференцирующие признаки, по которым происходит идентификация с определенным этносом. В результате сравнительного анализа лиц с разной степенью выраженности этнической принадлежности определены факторы ее актуализации, изучена связь этнической, гражданской и религиозной самоидентификации населения. Основным методом исследования является анкетный опрос, проведенный в 2015 году среди населения 9 регионов России. Полученные результаты свидетельствуют о высокой значимости для населения регионов этнической принадлежности и позитивном ее восприятии. Выявлено, что этническая идентичность обусловлена рядом социально-демографических характеристик личности, а также зависит от характера межэтнических взаимодействий. Подобные исследования позволяют науке глубже понимать этнические процессы, происходящие в современном обществе и прогнозировать их развития.
Ключевые слова: идентичность, социальная идентичность, этническая идентичность, гражданская идентичность, религиозная идентичность, этническая общность, этнос, национальность, национальная культура, межэтнические отношения
The subject of this article is the analysis of peculiarities of the manifestation of ethnic identity of population in modern Russia. Special attention is given to examination of the parameters that affect the indication of such type of social identity. In the course of this research, the authors studied separate aspects of manifestation of the ethnic identity, determine the key ethno-differentiating features, upon which takes place the identification with certain ethnos. As a result of comparative analysis of the individual with various level of the expression of identity, the authors defined the factors of its actualization, as well as interrelation between the ethnic, civil, and religious self-identification of population. The main method of this work lies in the survey conducted in 2015 among population of the nine regions of Russia. The acquired data demonstrate that residents of the region consider ethnic affiliation and its positive apprehension of high importance. It is detected that the ethnic identity is substantiated by a number of socio-demographic characteristics of personality, and also depends of the nature of interethnic interactions. Similar research allow the science to better understand the ethnic processes taking place in modern society, as well as forecast their transformation.

nationality, ethnic, ethnic community, religious identity, civil identity, ethnic identity, social identity, identity, national culture, interethnic relations
Введение

Публикация осуществлена при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках конкурсной части государственного задания в сфере научной деятельности ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет». Код проекта: № 1475 «Гражданская и этническая идентичности в системе сохранения социальной безопасности населения приграничных территорий Российской Федерации».

Этническая идентичность считается одной из важнейших характеристик этнической общности, обеспечивающих формирование и функционирование этноса. В научной литературе этническая идентичность рассматривается как как одна из социальных идентичностей личности или как ее составная часть.

Психологи рассматривают этническую идентичность как ре­зультат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенную степень отождествле­ния себя с ним и отделения от других, связанное с глубоко личностно-значимым переживанием своей этнической принадлежности . Являясь социально-психологической категорией, этническая идентичность формируется на основе самокатегоризации, основой которой выступает противопоставлении «мы» – «они». Процесс такого сопоставления осуществляется путем выделения черт другой этнической группы через соотнесение с собственными этническими чертами. При этом за положительный эталон принимается собственная этническая группа .

В структуре этнической идентичности обычно выделяю несколько компонентов: когнитивный (или познавательный) компонент – знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих призна­ков и аффективный (эмоционально-ценностный) компонент – оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства, комплекс этнических чувств .

Некоторые авторы включают в структуру идентичности поведенческий (действенно-волевой) компонент, отмечая, что этническая идентичность выполняет также и регулятивную функцию .

Повышение интереса к этническому фактору, начавшееся со второй половины двадцатого века и многочисленные конфликты на данной почве способствовали активизации в научной литературе изучения конфликтогенных факторов мобилизованной этничности и рассмотрении ее с точки зрения возможных рисков. Однако, этническая идентичность выполняют ряд важных для личности человека психологических функций: позволяет выработать осознанное отношение к групповым ценностям этноса и задавать общие жизненные ориентиры, помогает ориентироваться и адаптироваться в мире общественных отношений, упорядочивая поступающую информацию. Именно посредством идентификации на групповом уровне транслируются и усваиваются эталоны и этнические стереотипы поведения, ценности и нормы и прочее.

Кроме того, вытеснение этнической идентичности из структуры социальной идентичности личности (опора на гражданскую, региональную или космополитическую идентичность) имеет такие негативные последствия, как потеря целостности Я-образа или потеря связи с какой бы то ни было культурой .

Таким образом, этническая принадлежность для современного человека не теряет своей актуальности и по сей день и служит одним из инструментов его успешной адаптации .

Прикладное исследование

В социологическом исследовании этнической идентичности приняли участие население 9 регионов России (Алтайский край, Забайкальский край, Еврейская АО, Республика Карелия, Республика Алтай, Амурская область, Омская область, Оренбургская область, Кемеровская область). Общая выборка составила 4437 человек. В ходе исследования изучались вопросы касающиеся особенностей проявления этнической идентичности.

Рассмотрим отдельные аспекты проявления данной категории. Под этнической идентичностью в научной литературе чаще всего понимают осознание своей принадлежности к определенной этнической общности .

По результатам представленного исследования подавляющее большинство людей, принявших участие в опросе ощущают себя представителями той или иной этнической группы, лишь 5,8% населения не причисляют себя ни к одной нации или этносу. В ходе анкетирования респондентов также просили указать почему они относят себя к тому или иному народу. Так, важнейшим признаком по которому происходит отождествление с собственной этнической группой и отделение от других на сегодняшний день является язык общения. Данный индикатор находится на первом месте по частоте выбора (74,8% наблюдений). Необходимо отметить, что современные этносоциологические исследования свидетельствуют что именно данный признак является наиболее значимым для многих этнических групп .

Большая роль в процессе самоидентификации отводится национальной культуре народов, которая занимает третью позицию по частоте выбора (59,6% наблюдений). Таким образом, именно язык и культура в первую очередь позволяют человеку приобщиться к конкретной этнической общности, и потому неудивительно что сохранению самобытной этнической культуры и популяризации национального зыка на сегодняшний день – одно из наиболее приоритетных направлений национальной политики. Однако отдельные элементы традиционной культуры являются менее значимыми признаками идентификации, среди них: национальные праздники (39,7%), национальные блюда (34,5%), знание народных песен (22,5%), использование традиционных предметов (12,7%), национальная одежда или народный костюм (6%). Менее значимым является и такой индикатор, как соблюдение традиций и обычаев своей этнической группы (29,8% наблюдений).

Большое количество выбора таких признаков как национальная принадлежность родителей (второй по частоте признак) и морфологические черты человека (68,3% и 36,8% наблюдений соответственно) позволяют предположить, что нередко, на уровне обыденного сознания идентификация происходит по определенным внешним признакам. Вероятно, в данном случае следует говорить об этничности, которую Стефаненко Т.Г. определяет, как социологическую категорию, относящуюся к определению этнической принадлежности по ряду объективных призна­ков . Что же касается непосредственно осознания себя в качестве представителя конкретной этнической группы, то оно занимает только седьмое место (35,2% наблюдений) в рейтинге.

На четвертую позицию в списке индикаторов этнической идентификации респонденты поставили общность территории, являющейся родиной этнической группы (43,6%). Таким образом, фактор «родной земли» является достаточно значимым этноконсолидирующим признаком. Чуть менее значимыми для опрошенных оказались общее историческое прошлое своего народа (33,2%) и наличие общей государственности (26,9%), которые занимают девятое и двенадцатое место соответственно.

Среди других индикаторов также можно отметить наличие схожих черт национального характера (28,4%, одиннадцатое место) и исповедание соответствующей религии (22,2%, четырнадцатое место).

Что касается других аспектов идентификации, то основная часть опрошенных (80,9%) также чувствует себя частью культуры своей этнической группы, которая, как было отмечено выше, является одним из главных факторов идентификации. Данные результаты подтверждают тот факт, что идентификация с определенным этносом предполагает принятие его культурных стандартов, следует также отметить, что респонденты несколько чаще однозначно определяют свою принадлежность именно к этнической группе, нежели к культуре своего этноса.

Важным компонентом этнической идентичности является эмоциональная составляющая, связанная с оценкой принадлежности к определенному этносу. По результатам исследования, принадлежность к этнической группе и ее культуре у большинства опрошенных связана с положительными переживаниями (80,1%), ощущением счастья (68,7%) и гордости (82,1%). Однако, для 10,5% респондентов принадлежность к своей этнической группе причиняет определенные неудобства, можно предположить, что эти люди могли сталкиваться с различными правлениями дискриминации по национальному признаку, которое сказалось на их самоощущении.

Как уже было отмечено, этническая идентичность также предполагает принятие определенных групповых ценностей, норм и моделей поведения. Для анализа поведенческого компонента в представленном исследовании респондентов просили оценить утверждение «Я разделяю идеи и убеждения своей этнической группы». По результатам анализа более половины населения (77,1%) не только положительно оценивают сам факт своей принадлежности к этнической общности, но и разделяют выработанные ее идеи и убеждения.

Таким образом, подавляющее большинство людей, принявших участие в исследовании считают себя представителями какой-либо этнической общности, а также характеризуются положительными переживаниями по поводу своей принадлежности. При этом, этническая идентификация связана с культурой своего этноса и предполагает автоматическое принятие и следования определенным нормам и стандартам.

Как отмечают исследователи этническая идентичность может быть не актуализирована и находится на периферии идентификационной матрицы индивида. Признается, что этническая идентичность личности и группы может быть менее значимой при стабильных этнических отношениях или в моноэтничной среде . Этническая идентичность также во многом субъективное чувство и зависят от многих фактор таких как возраст, образовательный уровень, включенность в этническую общность и прочее. Для изучения особенностей проявления этнической идентификации и факторов, влияющих на нее были проанализированы ответы опрошенных с разным уровнем ощущения близости к представителям своей национальности (этноса). Респонденты, указавшие при ответе на данный вопрос варианты ответа «в значительной степени» и «в небольшой степени» составили группу с выраженной этнической принадлежностью, респонденты, ответившие «крайне редко» и «не ощущаю близости» – группу с невыраженной. В результате анализа с достоверной значимостью (р<0,05) по критерию Манна-Уитни можно говорить о различиях в следующих показателях:

1. Социально-демографические характеристики

В результате исследования было выявлено, что этническая идентичность больше выражена у жителей городской местности. При этом, данные различия особенно ярко представлены в крупных городах (более 500 тыс. жителей), что подтверждает тот факт, что именно в крупных населенных пунктах, характеризующихся, как правило, более пестрым этническим составом человек отчетливее осознает этнические различия между людьми и свою этническую принадлежность.

Существуют и определенные возрастных особенности, так среди респондентов с невыраженной этнической принадлежностью значительно выше доля молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет, в то время как в старшей возрастной группе (люди в возрасте 50-75 лет) наблюдаются абсолютно противоположные тенденции. Таким образом, этническая идентичность людей старшего поколения более актуализирована.

Также были выявлены различия в группах по такому показателю, как семейное положение: в группе респондентов с невыраженной идентичностью более высокий процент людей, никогда не состоявших в браке, что вполне закономерно, поскольку именно в данную группу попадают большинство молодых людей, которые, как было отмечено выше, чаще характеризуются невыраженной этнической идентичностью.

2. Социальная идентификация

В процессе анализа распределения ответов респондентов о своей групповой принадлежности было замечено, что люди, высоко оценившие близость к представителям своей национальности также в большей степени ощущают причастность к другим социальным общностям. Так, люди, составляющих группу респондентов с выраженной этнической идентичностью, в значительной степени ощущают близость к гражданам России, жителям своего региона или места проживания, представителям своей веры, профессии, поколения, социального слоя и политических взглядов. В то время как, среди ответов группы людей с невыраженной этнической идентичностью в целом чаще встречаются варианты «в небольшой степени», «крайне редко» и «не ощущаю близости».

Эти особенности подтверждает и распределение ответов респондентов данных групп при оценке утверждений, касающихся различных аспектов гражданской, этнической и религиозной принадлежности. Следует заметить, что слабое ощущение близости с представителями своей национальности (этноса) не означает отрицания в целом этнической принадлежности. Так, результаты анализа показали, что в обеих группах большинство респондентов считают себя представителями своего этноса, однако, в группе с выраженной этнической принадлежностью количество утвердительных ответов значительно выше по сравнению с группой, обладающей невыраженной идентичностью. Также, вполне предсказуемо, что среди респондентов, редко ощущающих близость с представителями своей национальности выше процент тех, кто не считает себя ее представителями. Но, респонденты данной группы также значительно чаще затрудняются оценить свою принадлежность – процент выбора варианта «не знаю, не уверен» практически в три раза выше, чем в сравниваемой группе.

При этом, были выявлены различия в частоте выбора отдельных признаков по которым происходит самокатегоризация. Так, респонденты с выраженной этнической идентичностью чаще выбирали такие параметры, как «говорю и думаю на языке этнической группы», «воспитан на национальной культуре и считаю ее своей», «отмечаю национальные праздники», «соблюдаю традиции, обычаи своей этнической группы», «имею общее историческое прошлое». Что подтверждает тот факт, что респонденты данной группы в большей степени включены в этнокультурное пространство своего этноса.

Что касается других аспектов идентификации, то в целом, люди с невыраженной этнической идентичностью в три раза чаще дают отрицательные ответы о принадлежности к культуре своего этноса, положительных чувствах, связанных с этничностью, гордости за нее и практически в четыре раза чаще отвергают утверждения об ощущение счастья от принадлежности к культуре своей этнической группы и разделении ее идей и убеждений. В данной группе также значительно выше процент тех, кто затруднился оценить данные утверждения.

Таким образом, этническая идентичность опрошенных обеих групп достаточно четко сформирована и имеет положительную оценку, при этом необходимо говорить об различиях в степени выраженности ощущения этнической принадлежности в сравниваемых группах т.е. об индивидуальности и различной степени ее актуализированности.

3. Гражданские установки

Одним из центральных вопросов изучения идентичности является проблема соотношение различных типов идентичностей, и в первую очередь гражданской и этнической. Довольно часто данные типы идентичности рассматриваются как конкурирующие между собой.

Однако, по результатам нашего исследования, сформированное чувство этнической принадлежности не является барьером для развития гражданской идентичности. Так, большинство респондентов обеих групп утвердительно оценивают такие утверждения как «я считаю себя россиянином», «я чувствую себя частью российской культуры», «я горд быть россиянином», «я испытываю чувство гордости, когда слышу гимн России», «я горжусь, когда вижу, как поднимается флаг России». Различия также касаются степени выраженности данного чувства – респонденты с невыраженной этнической идентичностью в несколько раз чаще затрудняются оценить данные утверждения или дают отрицательные ответы.

Кроме того, при сравнении данных групп выделились различия в определении самого понятия «гражданин государства». Люди, характеризующиеся выраженной этнической идентичностью чаще выбирают такие определения, как «быть патриотом, любить Россию», «соблюдать законы, уважать конституцию», «понимать свой гражданский долг, иметь гражданскую ответственность, гражданскую совесть». Таким образом, вероятно, опрошенные с выраженной этнической идентичностью имеют более четкую гражданскую позицию. Респонденты данной группы также несколько чаще испытывают гордость за страну, кроме того у них сформирован более положительный образ страны о чем свидетельствует тот факт, что они чаще считают, что Россия имеет определенный авторитет в мире и реже отмечают бездействие, плохую работу властей и недостойное поведение политиков. Различия в оценках данных групп также касаются отдельных факторов, обеспечивающих единство народа: люди с выраженной этнической идентичностью чаще отмечается отсутствие войн в стране, совместное участие людей в массовых спортивных и культурных мероприятиях, обеспечивающее единение народа. В сравниваемой группе же, напротив, отмечаются преобладание индивидуалистических ценностей и озлобленность людей, мешающая народному единству.

4. Религиозность

Менее однозначным является отношение респондентов сравниваемых групп к религии и оценка своей религиозной принадлежности. Так, каждый четвертый опрошенный не ощущающий близости к представителям своей национальной группы отрицательно оценивает или затрудняется оценить утверждение о принадлежности к своей религии. Еще большая дифференциация ответов у людей с невыраженной этнической идентичностью наблюдается при оценке утверждений «моя религиозная принадлежность – важная часть меня», «я горжусь своей религией» и «я рад исповедовать свою религию». Каждый третий данной группы либо затрудняется оценить свои чувства либо отрицательно оценивает эти утверждения. Хотя, следует отметить, что и в группе респондентов с выраженной этнической идентичностью достаточно большое количество респондентов давали отрицательные ответы или затруднились оценить утверждения о религиозной принадлежности по сравнению с распределение ответов на высказывания о гражданской и этнической идентичности.

Таким образом, религия на современном этапе является менее значимым фактором социальной дифференциации, чем этническая и гражданская принадлежность. Хотя, в целом, и является более значимой для людей с выраженной этнической идентичностью. О чем свидетельствует и тот факт, что люди с выраженным чувством этнической принадлежности чаще посещают церковь или иное культовое здание по вероисповеданию.

5. Оценка межэтнических отношений

Следующие различия в группах касаются оценки межэтнических отношений в местах своего проживания. Так, люди с выраженной этнической идентичностью реже ощущают межнациональную напряженность в местах своего проживания и чаще не считают возможным в настоящее время возникновение в местах своего проживания массовых столкновений на национальной почве. Опрошенные же сравниваемой группы более утвердительно оценивают вероятность данных событий. Можно предположить, что ситуации негативного межэтнического общения значительно влияют на самоощущение людей и оценку собственной этнической принадлежности.

Резюме

Результаты исследования показывают, что этническая принадлежность в настоящее время является актуальной и высоко значимой для населения исследуемых регионов. Подавляющее большинство опрошенных считает себя представителями какой-либо этнической группы. При этом, осознание себя в качестве представителя того или иного народа и принадлежность к его культуре связано у респондентов с положительными переживаниями, чувством гордости и счастья. В тоже время данный вид групповой принадлежности выполняет определенную регулятивную функцию, задавая определенные нормы и модели поведения, которые принимают и разделяют большинство респондентов.

Кроме того, было выявлено, что этническая самоидентификация во многом субъективное ощущение, имеющее различную степень значимости для индивидов. Это подтверждает анализ различий, выявленных в группах респондентов, характеризующихся выраженным или невыраженным чувством принадлежности к своему этносу. В целом, можно отметить, что люди с выраженной этнической принадлежностью в большей степени включены в этнокультурное пространство своего этноса и более однозначно оценивают свою чувства. Также, они имеют более четкую гражданскую позицию и положительный образ станы, а современное состояние межэтнических отношений рассматривается ими как менее конфликтное и напряженное. Респонденты же редко ощущающие причастность к какой-либо этнической группе чаще индифферентны к своей принадлежности и сопутствующим ей переживаниям.

Библиография References (transliterated) Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Кожанов И.В. 1 1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Статья посвящена проблеме взаимосвязи и взаимозависимости гражданской и этнической идентичностей личности. Приводятся определения, данные разными исследователями, выделяются специфические особенности понимания сущности этнической и гражданской идентичностей, анализируется возможное противопоставление этнического и гражданского в личности, сравниваются структурные компоненты и требования, предъявляемые к результатам формирования гражданской идентичности личности. Делается вывод, что этническая идентичность может участвовать в процессах формирования гражданской идентичности и служить ресурсом для интеграции полиэтнической страны, в определенных случаях может рассматриваться как часть гражданской идентичности, а иногда, в рамках подхода к нации, как определенному этапу развития этнической общности, при определенных условиях национальная (этническая) идентичность и национальная (гражданская) идентичность могут стать если не тождественны, то рядоположны. 131 KB формирование гражданской идентичности этническая идентичность гражданская идентичность 1. Абушенко В. Л. Большой энциклопедический словарь: Философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / В. Л. Абушенко, В. И. Аксютченко, В. Л. Ананьев. — М.: МФЦП, 2002. — 1008 с. 2. Арутюнова Е. М. Формирование государственно-гражданской идентичности молодежи: на примере московских студентов: дис. … канд. социол. наук. — М., 2007. — 154 с. 3. Всемирная энциклопедия: Философия XX век / Гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, Совр. литератор, 2002. — 976 с. 4. Гофман А. Б. В поисках утраченной идентичности: традиции, традиционализм и национальная идентичность // Вопросы социальной теории: Научный альманах. Т. IV. Человек в поисках идентичности. — М.: Ассоциация «Междисциплинарное общество социальной теории», 2010. — С.241-254. 5. Гришина Е. А. Гражданская идентичность российской молодежи: опыт мониторинговых исследований 90-х гг.: Автореф. дис. … д-р социол. наук. — М., 2000. — 48 с. 6. Даниленко В. И. Современный политологический словарь. — М.: Изд-во Nota Bene, 2000. — 1016 с. 7. Дробижева Л. М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся. — М., 2002. — С. 213-244. 8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. — 151 с. 9. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монографии в 2 ч. / А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова, Т. Д. Марциновская / Под ред. А. Г. Асмолова. — М., 2011. — Ч. 2 — 339 с. 10. Рыжова С. В. Этническая и гражданская идентичность в контексте межэтнической толерантности: дис. … канд. социол. наук. — М., 2008. — 225 с. 11. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года . — Режим доступа: http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PDA/linkProxy?subjectId=70284810&linkType=65537 (дата обращения: 22.04.2013). 12. Smith A. D. The ethnic origins of nations. — Oxford, 1986. — P. 16.

Актуальность исследуемой проблемы. Интенсивные межэтнические процессы, происходящие в большинстве стран, привели к повсеместному формированию поликультурных многонациональных регионов. Подобным примером является Российская Федерация, на территории которой по данным на 2010 год проживают представители 193 этнических общностей.

Многообразие национального и религиозного состава России ставит задачу обеспечения межкультурного диалога, сотрудничества, взаимоуважения, стабильности межэтнических взаимоотношений. В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666, указывается на то, что главными целями государственной национальной политики Российской Федерации являются: упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России .

Очевидной стала задача воспитания личности, являющейся представителем определенного этноса (носителя его культуры), а также личности — гражданина своей страны. Другими словами в условиях полиэтничности и мультикультурности становится необходимым формирование как этнической, так и гражданской идентичности личности. Проблема их взаимосвязи и взаимозависимости требует отдельного исследования.

Материал и методика исследования. В качестве основного метода исследования мы использовали теоретико-методологический анализ.

Результаты исследования и их обсуждение. В самом общем смысле идентичность (от лат. identificare — отождествлять, позднелат. identifico — отождествляю) определяется в философии как «…соотнесенность чего-либо (имеющего бытие) с самим собой в связности и непрерывности собственной изменчивости и мыслимая в этом качестве» .

В работах В. Л. Абушенко, М. В. Заковоротной и др. выделяется ряд сущностных характеристик понятия «идентичность»:

  • идентичностью обладают все рефлексивные системы, в которых «Я — образ» является одновременно и субъектом, и объектом самопознания;
  • идентичность не задана, она формируется и развивается, в результате чего можно говорить о процессе ее становления;
  • формирование идентичности носит длительный дискретный характер и отличается выраженной поисковой направленностью, оно сопряжено с позиционированием индивида в окружающем мире .

Для успешного формирования гражданской и этнической идентичностей важно правильное понимание сущности данных явлений. Так, в отношении понятия «гражданская идентичность» большинство исследователей сходятся на таком его определении, как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл. Но вместе с тем разными учеными уточняется данное понятие.

Главные отличия предлагаемых определений термина «гражданская идентичность» заключаются в мере акцентирования внимания на «гражданстве»/»государственности», «гражданском обществе» или поиске компромиссного варианта.

А. Б. Гофман в своих работах отмечает, что в современном общественном сознании россиян слово «гражданин» чаще всего понимается как «подданный государства», а слова «гражданский», «гражданство» и «гражданственность» — как близкие по значению словам «государственный» и «государственность»; это то, что в английском языке представлено словами «citizen» и «citizenship». Но гораздо меньше в повседневном, массовом и официальном российском дискурсах представлены те значения слова «гражданин» и других слов с тем же корнем, которые выражают права индивида, его ответственность, достоинство, благородство и которые содержатся в английских словах «civil» и «civility» и которые как раз и содержатся в выражении «гражданское общество» (англ. «civil society») .

Компромиссные варианты определения предлагают:

  • А. Г. Асмолов — гражданская идентичность — осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе» , при этом ученый отмечает, что гражданская идентичность не тождественна гражданству, а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру;
  • «Современный политологический словарь» — гражданская идентичность является частью социальной идентичности индивида и отражает представления личности о принадлежности к государственному образованию, структурам гражданского общества, а также к представлениям о самих образованиях и структурах, их оценке индивидом и его право выбора оставаться в их составе или их покинуть .

Интересную трактовку понятия дает Е. А. Гришина, которая говорит о гражданской идентичности с позиции тождественности индивида обществу, в основу которой положены «типические социокультурные измерения» (язык, ментальность, картина мира, социокультурные ценности, нормо-типическое поведение) и указывает на то, что гражданская идентичность имеет в своей основе потребность общества в интеграции через приобщение к общим для данного социума социальным ценностям и целям, выражаемым через такие ценностные символы и атрибуты, как Родина, страна, государство, и которые наполняются конкретным содержанием через социокультурный контекст .

Рассматривая проблемы формирования гражданской идентичности, можно говорить о существующем в настоящее время в России кризисе идентичности личности, следствием которого является, в том числе, кризис гражданской идентичности. В качестве общих причин подобного явления можно назвать дезинтеграцию, глобализацию, социальную неопределенность, что зачастую приводит к девиантному и делинквентному поведению, ксенофобии, национализму, межэтнической напряженности. Одной из часто называемых причин является также «всплеск» национального самосознания у представителей этнических меньшинств.

С. В. Рыжова отмечает, что субъектно значимая, актуализированная этническая идентичность, проявляющаяся в солидарности с людьми своей национальности, потребности в принадлежности к своему народу, приводит к тому, что человек с такой этнической идентичностью готов воспринимать этнонациональную идеологию, призывающую к защите прав и интересов от лица той или иной этнической группы и аппелирующую к культурным и/или религиозным ценностям и мифам. Это приводит исследователя к выводу, что, с одной стороны, актуализированная этническая идентичность может быть опасна, поскольку питает этнонациональную идеологию и тем самым опосредованно служит формированию этнического национализма. С другой стороны, актуализированная этническая идентичность, являясь субъективно значимой для человека, обладает мобилизующей силой, которая может быть использована для национально-гражданской консолидации, формирования идентичности, объединяющей и солидаризующей всех граждан страны. В этом случае становится необходимым наличие позитивной этнической идентичности .

Вне зависимости от характера взаимодействия этнической и гражданской идентичностей, их взаимозависимость отчетливо прослеживается уже при сопоставлении определений, предлагаемых исследователями. Так, Л. М. Дробижева отмечает, что этническая идентичность включает в себя самоотождествление с этнической группой, представления о своей этнической группе («образ мы»), о языке, культуре, истории этнической группы, территории ее проживания, истории, а также общие интересы группы. На основании этого определения Е. М. Арутюнова дает свое определение, но уже говоря о государственно-гражданской идентичности, подразумевая под данным понятием самоотождествление с общностью в масштабах страны, «образ мы» и интересы. В этом случае «образ мы» включает как представления об общей истории, территории, языке, так и представления о месте страны в мире. Из представленных выше определений видно, что этническая идентичность может являться неким фундаментом для гражданской идентичности.

Английский социолог и философ Э. Д. Смит в своих работ показывает, что культурная однородность, разделяемые мифы и историческая преемственность — все эти этнокультурные основания идентичности являются также и символами коллективной солидарности и самым прямым образом участвуют в формировании гражданских политических наций .

Тесная взаимосвязь и обусловленная этим взаимозависимость гражданской и этнической идентичностей становятся очевидными при рассмотрении их содержания. Как у любого вида идентичности у них можно выделить следующие структурные компоненты:

  • когнитивный (познавательный) — знание о принадлежности к определенной социальной общности;
  • эмоционально-оценочный (коннотативный) — принятие или непринятие своей принадлежности;
  • ценностно-ориентировочный (аксиологический) — позитивное, амбивалентное или негативное отношение к данной принадлежности;
  • деятельностный (поведенческий) — самореализация, типичная для участника определенной социальной общности, находящая проявление в общении и деятельности.

Анализ работ по проблеме исследования показал, что содержание гражданской идентичности в соответствии с представленными выше структурными компонентами может быть следующим:

  • когнитивный (познавательный) — знания о своей гражданской принадлежности, знания о государстве, гражданином которого является: истории, культуре, законах, политическом устройстве, политических партиях и т.п.;
  • эмоционально-оценочный (коннотативный) — принятие своей гражданской принадлежности, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;
  • ценностно-ориентировочный (аксиологический) — принятие и уважительное отношение к правовым основам государства и общества, уважение прав других людей, толерантное отношение к представителям других социальных общностей, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни;
  • деятельностный (поведенческий) — активное участие в общественно-политической жизни общества, страны, самостоятельность в выборе решений, способность противостоять противоправным поступкам и действиям, ответственность за действия, принятые решения и их последствия.

Содержание этнической идентичности представляется следующим образом:

  • когнитивный (познавательный) — знания, представления и понятия о родном народе, его истории и культуре, а также истории и культуре других национальностей; представление о своей национальной принадлежности; знание родного языка;
  • эмоционально-оценочный (коннотативный) — самостоятельность и устойчивость суждений о нормах, регулирующих отношения между людьми и нациями; отношение к своему родному народу и остальным национальностям, их представителям; отношение к родному языку; объективное, действенно-критическое отношение к собственному поведению и совершаемым поступкам;
  • ценностно-ориентировочный (аксиологический) — уважение прав представителей родного народа и других национальностей, толерантность, самоуважение;
  • деятельностный (поведенческий) — использование родного языка в общении; проявление присущих родному народу черт поведения; положительные действия по отношению к представителям родного народа и других национальностей.

Если на данном этапе взаимопроникновение в плане содержания не столь очевидно, то, при рассмотрении конкретных требований к результатам формирования гражданской идентичности, отчетливо прослеживается наличие этнической составляющей, особенно в рамках когнитивного, эмоционально-оценочного и ценностно-ориентировочного компонентов.

Так, в примерной программе формирования гражданской идентичности «Я — гражданин России», разработанной А. Г. Асмоловым, О. А. Карабановой и Т. Д. Марциновской , рекомендованной для учащихся 8-11 классов средней общеобразовательной школы, есть требования к результатам формирования гражданской идентичности, в которых проявляется этническая составляющая:

1. В рамках когнитивного компонента:

  • знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
  • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

2. В рамках эмоционально-оценочного и ценностно-ориентировочного компонентов:

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству.

Выводы. Вышеизложенное позволяет сделать определенные выводы.

Субъектно значимая, актуализированная этническая идентичность, в зависимости от того негативная она или положительная, может, с одной стороны, опосредованно служить формированию этнического национализма и, как следствие, дезинтеграции многонациональной страны, а с другой, развиваясь в толерантном направлении, может участвовать в процессах формирования гражданской идентичности и служить ресурсом для интеграции полиэтнической страны. В рамках подхода к нации, как определенному этапу развития этнической общности, при определенных условиях этническая идентичность и гражданская идентичность могут стать если не тождественны, то рядоположны. Гражданская идентичность включает в свое содержание этническую составляющую, без которой невозможно воспитание гражданина, соответственно этническая идентичность в этом ракурсе рассматривается нами как часть гражданской.

Рецензенты:

Кузнецова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, директор научно-исследовательского института этнопедагогики им. академика РАО Г. Н. Волкова, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Павлов Иван Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и яковлевоведения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Библиографическая ссылка

Кожанов И.В. ГРАЖДАНСКАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9187 (дата обращения: 06.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, ЕЕ СТРУКТУРА И СВОЙСТВА

Выполнил:

Прокофьева Л.В.,

воспитатель

План

Введение…………………………………………………………………….3

Понятие этнической идентичности, структура, типы……….…….4

Этапы становления этнической идентичности……………………8

Значение этнической идентичности………………………………11

Заключение………………………………………………………………..13

Библиографический список……………………………………………14

Введение

Проблема становления этнической идентичности является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Долгое время она находилась на периферии научного анализа в психологии. Но в последние годы она обрела свое место в психологии познания.

Проблемы этнической идентификации в современной науке изучены достаточно глубоко. Однако исследования в этой области характеризуются многоплановостью. Перед исследователями встает вопрос выбора традиции, которой они будут придерживаться, занимаясь проблемами идентичности. В данной области социологического знания существует множество направлений, решающих вопросы этнической идентификации, исходя из различных посылок.

В частности, современные ученые говорят о кризисе социальной идентичности у русских в ближнем зарубежье, который проявляется в утрате связи между позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью, лежащей в основе сбалансированной и непротиворечивой социальной идентичности (Лебедева Н.М., 1999).

В связи с вышесказанным особую роль играет изучение этнической идентичности, разработка путей ее формирования.

Понятие этнической идентичности, структура, типы

Выделение этнической идентичности как особого психологического феномена было длительным, и до сих пор в современном научном мире идут споры, касающиеся содержания понятия «этническая идентичность».

Анализируя литературу, мы выделили классическое определение этнической идентичности, которое чаще всего используется учеными.

Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности .

В психологии этническая идентичность рассматривается как одна из черт личности, являющейся социальной по своим последствиям. Этническая идентичность – это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от других этносов. Этническая идентичность – это переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Этничность определяется по ряду объективных показателей: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре .

Рассматривая этническую идентичность как важную составляющую процесса становления личности, нельзя не остановиться на ее структуре.

В структуре этнической идентичности, как считает Татьяна Гавриловна Стефаненко, выделяются два основных компонента:

Когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков).

Аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней).

Л.М. Дробижева в книге «Этносоциология» выделяет ещё и поведенческий компонент. В данном случае поведенческий компонент этнической идентичности понимается как механизм проявления себя как члена этнической группы, «построение системы отношений и действий в различных этноконтакных ситуациях».

Рассмотрим более подробно основные компоненты этнической идентичности. И первое, на чем мы остановимся, это когнитивный компонент.

В состав когнитивного компонента вводится множество различных составляющих элементов, такие как этнические ориентации, групповые концепции и др. Но самыми важными, как утверждает Т. Стефаненко, являются:

Этническая осведомленность.

Этническое самоназвание.

Когнитивный компонент этнической идентичности отвечает за способность ребенка структурировать информацию об этнических характеристиках.

Аффективный компонент этнической идентичности, отражающий отношение к собственной этнической общности, проявляется в этнических аттитюдах. Позитивные аттитюды включают удовлетворенность членством в этнической общности желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа. Наличие негативных аттитюдов к своей этнической общности включает отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, предпочтение других групп в качестве референтных .

Среди современных исследователей нет единства в вопросе о последовательности возникновения когнитивного и аффективного компонентов идентичности. Одни авторы считают, что этнические предпочтения формируются лишь к 9–10 годам на основе достаточно значительных этнических знаний. Но в других исследованиях было обнаружено, что детские предпочтения этнических групп не всегда коррелируют с информированностью о них, предубеждения могут предшествовать какому-либо знанию, хотя и в этом случае они становятся более дифференцированными и интегрированными с возрастом .

Таким образом, в психологии принято выделять два компонента этнической идентичности; один из них, когнитивный, имеет рациональную природу, а другой — аффективный, эмоциональную. Причем, в каком то смысле, аффективный компонент этнической идентичности во многом базируется на когнитивном компоненте.

Далее мы кратно остановимся на типах этнической идентичности.

В научном мире выделяют несколько типов этнической идентичности:

Моноэтническая идентичность. Она возникает, когда в семье родители принадлежат к одной этнической группе или когда личность отождествляет себя с культурой одного из родителей (если родители разной национальности, но одной расы). У большинства людей преобладает моноэтническая идентичность.

Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой (измененная этническая идентичность) возможна в случаях, когда в полиэтническом обществе чужая группа расценивается как имеющая больший высокий статус, чем своя. Конечным результатом идентификации с чужой группой является полная ассимиляция. Н-р, еврей часто принимает русскую идентичность, отказавшись от своей группы.

Биэтническая идентичность свойственна людям, осознающим свое сходство с двумя группами и обладающими компетентностью в двух культурах.

Маргинальная идентичность проявляется у тех людей, кто балансирует между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями ни одной из них .

Возможна четко не выраженная идентичность или даже ее отсутствие в ряде случаев на осознаваемом уровне, когда человек отрицает значимость этнической принадлежности в жизни.

Таким образом, выделяется 4 типа этнической идентичности, которые в различной мере влияют на поведение человека и на определение его места в социуме.

Этапы становления этнической идентичности

Существует несколько теорий, касающихся этапов становления этнической идентичности. Рассмотрим некоторые из них.

Как показывают результаты исследований процесса развития этнической идентичности, первые представления об этничности дети приобретают довольно рано, еще в дошкольном или раннем школьном детстве (Clark K. B., Clark M.K, 1939, 1940; Piaget J., Weil A.M., 1951; Allport G.W., 1976; Pushkin I., Veness T., 1973; Снежкова И.А, 1982; Титова Т.А., 1996). Для этого периода характерно еще нечеткое осознание общности с представителями своего этноса, немотивированный выбор своей этнической принадлежности, слабые этнические знания. Причем для представителей этнических меньшинств уже в этом возрасте собственная этничность становится нередко источником неприятных переживаний. Так, еврейские и черные дети часто обнаруживали негативные самоустановки, личностные конфликты и ощущение небезопасности (Pushkin I., Veness T., 1973).

Следующий важный этап — это подростковый возраст. На этом этапе большинство детей может объяснить мотивы выбора своей этнической принадлежности (Титова Т.А., 1996), происходит формирование системы представлений и оценок этнокультурных особенностей своей общности по сравнению с иноэтническим окружением (Снежкова И.А, 1982).

Но лишь в ранней юности — 16-17 лет — этнические установки приобретают устойчивость (Pushkin I., Veness T., 1976), укрепляется осознание своей этнической принадлежности, определяется мотивация ее выбора, формируется этническое мировоззрение. Если на предшествующих этапах решающую роль в формировании этнической идентичности играла семья, то в старшем школьном возрасте наибольшее воздействие начинает оказывать школа (Хотинец В.Ю., 2000) .

Ж. Пиаже один из первых, кто собрал все данные о становлении этнической идентичности и выделил основные этапы ее развития.

В 6-7 лет ребенок приобретает первые фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности.

В 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации –национальность родителей, место проживания, родной язык.

В младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

К настоящему времени проведено большое количество исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов в развитии этнической идентичности. Первые «проблески» диффузной идентификации с этнической группой большинство авторов обнаруживает у детей 3-4 лет, есть даже данные о первичном восприятии ярких внешних различий (цвета кожи, волос) детьми до трех лет. Но практически все психологи согласны с Пиаже в том, что «реализованной» этнической идентичности ребенок достигает в младшем подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение .

Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сказать, что становление этнической идентичности начинается с ранних лет и заканчивается уже в пожилом возрасте. Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. И все-таки этническая идентичность не статичное, а динамичное образование: процесс ее становления не заканчивается в подростковом возрасте. Внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности.

Значение этнической идентичности

Говоря об этнической идентичности, нельзя не остановиться на ее значении для становления личности человека.

Наиболее отчетливо человек осознает свою этническую идентичность в процессе межнационального общения, в поликультурной среде. Этнодифференцирующими признаками при этом являются родной язык, культура, религия, историческая память, национальный характер, эмоционально-ценностные отношения. Эволюционное развитие человечества постепенно сформировало осознание народами общности происхождения, понятия о родине, предках, культурных различиях, религиозных взглядах и т.д.

Этническая идентичность позволяет ребенку не только осознать свою тождественность с группой, но свою уникальность, отличительные признаки от группы не только своей, но и чужой. Благодаря общению с «чужой» группой происходит формирование этнически-ценностной среды личности, а именно – оценка значимости этнической принадлежности, ее роли в жизни и деятельности человека.

Посредством этнической идентичности осуществляется развитие этнического самосознания личности и определение этнического статуса. Трансформации (деформации) в этническом самосознании возможны в случаях межэтнических браков. Позитивная этническая идентичность способствует успешной социализации человека, с одной стороны; с другой – именно в процессе социализации общество как бы «приписывает» ребенка к определенному этносу. В результате чего у большинства людей не возникает проблема выбора этнической принадлежности. Это не является точным в отношении человека – представителя этнического меньшинства в поликультурном сообществе, также выходца из межэтнической семьи.

Утрата этнической идентичности может привести к негативным последствиям для идентичности человека в целом, когда возникает ощущение «Я – никто, безлик и безымянен». Н-р, это характерно для воспитанников детских домов, сразу попавших туда после рождения. По последним исследованиям ученых (З. Сикевич) достаточно большая часть наших соотечественников (до 63% горожан) хотела бы жить в другой стране, что свидетельствует о плохо развитой идентичности, хотя первопричиной, вероятно, является кризисное состояние нашего общества .

Таким образом, этническая идентичность занимает большое место в становлении личности и выполняет ряд необходимых функций:

ориентировать в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию;

задавать общие жизненные ценности;

защищать, отвечая не только за социальное, но и за физическое самочувствие.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что:

Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности;

в структуре этнической идентичности выделяется когнитивный и аффективный компоненты, которые влияют на человека;

в научном мире выделяют 4 типа этнической идентичности, которые в той или иной степени преобладают в обществе;

становление этнической идентичности проходит несколько последовательных этапов, которые охватывают всю жизнь человека от рождения до преклонного возраста;

этническая идентичность позволяет человеку ощутить свою значимость, найти свое место в жизни.

Библиографический список

1. Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. зав. – М.: Изд. центр «Академия», 2002

3. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

4. Стефаненко Т. Этнопсихология. — М.: Институт психологии РАН,1999.

5. Султанбаева К.И. Курс лекций по дисциплине этнопедагогика и этнопсихология. – Абакан, 2010

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *