Память об учителе

Коллектив, ученики и родители могут поздравить педагога в устной или письменной форме, в стихах или прозе. Главное условие — искренность пожеланий, радостные слова благодарности и любви, поменьше сожалений и упоминаний о возрасте.

В адрес учителя, достигшего пенсионного возраста, направляются официальные письма от администрации школы, города, области с выражением благодарности и признанием заслуг.

Коллеги и ученики могут поздравить любимого учителя добрыми стихами, песнями, вручить благодарственные письма, грамоты, коллажи из старых фотографий, фрагментов ученических тетрадей, рисунков и т.д., сделанные своими руками.

Примерный текст поздравления в прозе и стихах

Дорогой (Ф.И.О.)!

Примите наши сердечные поздравления и наилучшие пожелания в день Вашего старта в новую, наполненную радостью и счастьем, жизнь!

Люди по-разному уходят со службы: одни — грустят, опускают плечи и лишь тяжело вздыхают, вспоминая о прошлом.

Но мы надеемся, что Вы принадлежите к той категории людей, которые посвящают себя новым увлечениям, путешествуют, занимаются спортом. А отдохнув месяц-другой, вновь возвращаются в строй, забыв о возрасте и болезнях, чтобы снова дарить свою любовь, знания и опыт новому поколению учеников и педагогов еще как минимум лет десять!

Поздравление учителю с выходом на пенсию в стихах

Вот и настал тот переломный день,
Когда судьба дарует нам свободу.
И можно не работать, если лень
И из окна смотреть на непогоду.
Вас с этим днем все вместе поздравляем!
Желаем только светлых долгих дней.
Хлопот желаем лишь домашних, с чаем,
Чтоб стала жизнь спокойней и теплей.

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Просмотров: 9,649

Герману Борисовичу Гоппе
Моему Учителю, его памяти

Мне горько…Верить не хочу
Печальной этой вести.
Тяжка она… Не по плечу…
Бог Вашу не задул свечу!
Вы – дома, Вы – на месте.

Вы в кабинетике своем
Средь книг, в привычной позе
За старым письменным столом.
Мы с Вами разговор ведем
И о стихах, и прозе.

О взлетах человечьих душ,
О мерзостных душонках,
Что трудно жить и слышать чушь
И идиотов, и кликуш,
Что стал в чести подонок.

О временах, когда писал
Взахлеб,
Что вот, пришла дорога
На самый трудный перевал,
Что нету сил, что жить устал,
Что те, с кем вместе воевал,
Давно в гостях у бога.

Вы преподали мне урок:
Что Честь, что Благородство.
И, чтоб понять я в жизни смог,-
Что Слово – дар, что Слово – бог,
И что писать – геройство.

Учитель мой, моих друзей,
Спасибо Вам! И верьте –
Вы живы в памяти моей,
Вы навсегда остались в ней
До самых, до последних дней,
До посещенья смерти!

* * *

Памяти Фаины Яковлевны Левиной

Мы у Вас в гостях, на тризне.
Рубикон Вы перешли.
Вы ушли из Вашей жизни,
Но из нашей не ушли.

Вы – средь нас. Вы – рядом с нами.
Мы о Вас все говорим,
Поминаем, вспоминаем
И печалимся, грустим.

Тучи черные нависли
И опять дожди пошли…
Вы ушли из Вашей жизни,
Но из нашей не ушли.

На земле бессмертья нету,
Всех, в свой срок , свезет Харон
В ту небесную планету,
Через Стикс, чрез рубикон.

Пусть печальны наши мысли,
Но цветы любви взошли…
Вы ушли из Вашей жизни,
Но из нашей не ушли.

* * *

Памяти Марины Георгадзе

Пришло письмо очередное
тебе, ушедшей год назад
туда, где все, где все иное,
где, говорят, есть рай и ад.

Я письма не вскрываю эти –
чужие письма грех читать.
Но все-таки, за них в ответе,
тебе хочу их переслать.

Да только адреса не знаю…
Где ты, в каких таких краях,
где небеса тебя скрывают,
в каких летаешь облаках?

О, как же рано и нелепо
ушла ты… Бесконечно жаль…
И вновь я вглядываюсь в небо,
И вновь я всматриваюсь в даль.

* * *

Памяти поэта Александра Воловика

А я не видел его никогда –
встретиться – не повезло.
Знаю, что случилась беда.
Смерть – извечное зло.

Мне ладонь его не сжимать,
добрых глаз не увидеть взгляд.
Мне стихи его читать и читать –
все душевные – все подряд.
А других у него и быть не могло,
столько света в них и тепла,
что уходит тьма, отступает зло,
исчезают ложь и хула.

Потому душа его и жива,
потому прилетает к нам,
что врачуют души его Слова,
очищают, как Божий храм…

ПЕРЕПЛЁТЧИК

После первого инфаркта, находясь на пенсии,
мой отец, будучи всю жизнь замечательным
книгочеем, научился сам переплетать книги.
Он делал это бескорыстно. Сотням книг
школьной и домашних библиотек он подарил вторую жизнь.

Был мой отец всегда немногословен.
Слова ж подспудно клокотали в нём.
Он молчуном природой был устроен –
не каждому же быть говоруном.
Несли к нему затрёпанные книги,
хранившие следы десятков рук –
от книголюба и до прощалыги, –
он был для них как добрый, старый друг.
Слова и время даром он не тратил:
увидев седину почтенных книг,
привычными движеньями их гладил,
как будто успокаивая их.

И говорил: «Возьмёмся за работу,
попробуем от дряхлости спасти…»
Обманывая время и природу
он так умел их все переплести,
что новизной дышали книги эти,
иная, как невеста – под венец!
Я раньше думал – нет чудес на свете,
но как же то, что делал мой отец?!

* * *

Не знаю почему
Отец мне часто снится.
Он, сна раздвинув тьму,
Приходит, чтоб в ней скрыться.

Мы редко говорим
О жизни той и этой.
Мы больше с ним молчим
До самого рассвета.
Но странно, почему
С ним маму не привечу,
Она сквозь эту тьму
К нам не идет на встречу.
А хочется в тиши
С ней тоже пообщаться,
К теплу ее души
Хотя б на миг прижаться.

Не спрашивать, как жить,
А только, только снова
Прощения просить
И ничего иного.

ВОСПОМИНАНИЕ О ПЕРВОЙ ЛЮБВИ

Моей первой учительнице
Алевтине Федоровне Феоктистовой

Я помню Вас,
Я помню Вас,
Как Вы входили в класс
И как мое ребячье сердце млело
От счастья,
И душа взлететь хотела,
И даже улетала иногда.

Но я тогда еще не понимал,
Еще тогда не прочитал я в книжках,
Что есть любовь.
О, как Вас обожал!
Что полюбил Вас, я еще не знал –
Был несмышленышем еще, мальчишкой.
Я замирал за партой и следил
За каждым вашим словом и движеньем.
Я Вас за все, за все боготворил.
Стихи и прозу наизусть учил
Не для того, чтоб показать уменье.
О, глупый!
Я понравиться хотел,
Чтобы ответно Вы меня любили.
В те годы был я хулиган, пострел,
Hо рядом с вами я всегда робел, –
Вы женственностью вашей покорили.
С тех пор прошло уже немало лет,
Но милый облик ваш я вижу ясно.
Он тот же излучает добрый свет,
И я им, как и в детстве, обогрет,
А значит встретил Вас я не напрасно.

Об Авторе: Рудольф Фурман

Фурман Рудольф (1940, Ленинград). По образованию врач-эпидемиолог, канд. мед. наук. Работал эпидемиологом-иммунологом в учреждениях практического здравоохранения Ленинграда и области, и старшим научным сотрудником в Ленинградском институте детских инфекций. В США – с 1998 года. С 1999 по 2003 – отв. секретарь редакции «Слово-Word», с 2003 года – редактор и дизайнер в издательстве «Mir Collection», с 2006 года – сотрудник старейшего «Нового Журнала» — отв.секретарь. Автор пяти книг стихов: «Времена жизни или древо души» (1994), «Парижские мотивы» (1997), «Два знака жизни» (2000), «И этот век не мой» (2004) и «Человек дождя» (2008). Публикации в США в литературном ежегоднике «Побережье», альманахе «Встречи» и «Гостиная» (Филадельфия), в журналах «Новый Журнал», «Слово-Word», «Время и место» (Нью-Йорк), «Шолом» (Чикаго), «Кругозор» (Бостон); в Германии — «Мосты» «Литературный европеец» (Франкфурт-на Майне), в России — «Нева» (С.-Петербург), «Дни и ночи» (Красноярск); в Украине «AVE», «Южный город» (Одесса), а также в сборниках и альманахах «Нам не дано предугадать…» № 1-7, «Наш Альманах», и «Клуб поэтов» (Нью-Йорк), «Средний Запад» (Ст. Луис), «Неразведенные мосты» (Петербург), «Глагол» (Париж), «Семейка» (Вуппертталь); Выступления на «Радио Франс», «Давидзон», «Надежда».

Она прожила жизнь ярко, творчески, с полной самоотдачей для других людей.

Имя Зои Будаевны для нескольких поколений окинцев стало символом высокого служения избранному делу, верности призванию.

Так уж заведено, жизнь человеческая обрывается, как песня. И за чертой, отделяющей жизнь земную – человеческая память, оценка людей, потомков.

Зоя Будаевна родилась 17 ноября 1932 года в Аларском районе Иркутской области. В 1952 году после окончания учительского института приехала работать в Окинский район и была назначена учителем русского языка и литературы в Орликскую школу.

Вскоре ее как одну из самых активных молодежных лидеров в 1954 году приглашают на должность I-го секретаря райкома комсомола Окинского района. Молодежь Оки 50-х годов под ее руководством вела активную комсомольскую жизнь.

В 1955 году Зоя Будаевна продолжила педагогическую деятельность, работая учителем русского языка и литературы, завучем школы.

Благодаря ей ученики получали не только фундаментальные знания в области русского языка и литературы, но и учились быть настоящими людьми, отстаивающими свою правоту, ищущими причины и смысл сложнейших событий жизни.

Хотелось бы привести выдержки из высказываний Зои Будаевны, которые на всю жизнь запомнили её коллеги.

«Каждому ученику — хорошее образование! Главное в нашей работе — это школьный урок, мы должны нести знания ученикам. Мы должны хорошо учить детей и правильно их воспитывать. Только творческий учитель может воспитать творческого ученика. Нужно быть требовательным и справедливым».

Индивидуальный подход к каждому ученику, уважение к свободе мышления школьника, внеклассная работа. «каждому ученику — хорошее образование», — было главным девизом Зои Будаевны.

За свою педагогическую деятельность Зоя Будаевна работала и в школах Тункинского, Заиграевского районов.

Государство высоко оценило труд Зои Будаевны, она удостоена почетных званий: «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель Республики Бурятия», «Учитель-методист», «Ветеран труда».

Несколько слов хочу сказать о Зое Будаевне, как о своем классном руководителе. «Дорога жизни. Она у всех разная. Пройти ее надо достойно, честно — это и есть простое человеческое счастье» — учила нас она. Мы, 33 выпуск Орликской школы, считаем себя самыми счастливыми, потому что учились у Зои Будаевны, ее природный ум не оставлял нас равнодушными. Она учила нас читать и размышлять, воспринимать, учила видеть и чувствовать образный язык, анализировать и делать выводы. Мы до сих пор помним уроки на тему изучения творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, современных писателей и поэтов.

Когда Зоя Будаевна ушла на заслуженный отдых, она продолжала оставаться Учителем – Учителем с большой буквы для своих учеников.

Ее дочери Аюшинова Виктория Юрьевна, Дальбакова Туяна Васильевна, внучка Цыбденова Марина Галдановна достойно продолжили учительскую династию. Самоотверженный учительский труд мамы и бабушки стал для них примером высокого учительского мастерства. Аюшинова Виктория Юрьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Орликская СОШ», почетный работник общего образования Российской Федерации, заслуженный учитель Республики Бурятия, победитель конкурса лучших учителей образовательных учреждений Республики Бурятия, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на получение денежного поощрения за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание. Дальбакова Туяна Васильевна, учитель географии МАОУ «Зун-Муринская СОШ» награждена Почетной грамотой администрации муниципального образования «Тункинский район», Почетной грамотой рескома профсоюза работников образования Республики Бурятия. Марина Галдановна Цыбденова, учитель начальных классов, молодой специалист Орликской средней общеобразовательной школы.

Дело учителя продолжают и ее ученики. Только из нашего 33 выпуска профессию учителя выбрали 9 человек, на сегодня в системе образования Окинского района работают 6 педагогов.

Каждому из нас отведён определённый срок жизни на Земле. Как прожить данное время, это уже дело каждого. Какая память останется о каждом из нас, это тоже зависит от самого человека. Зоя Будаевна Галсанова оставила свой след на Земле в сердцах и душах своих учеников.


«… Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить
Колени!»
Н.А. Некрасов
Как быстро и незаметно бежит время. Еще будто вчера стоял сентябрь. У него свои приметы: в сентябре странный лес – в нем рядом весна и осень. Лист желтеет, а рядом зеленая травинка. Или: поблекшие травы и ярко цветущие астры, теплое солнце и холодный ветер. А иногда на еще зеленой траве нелепо смотрится сверкающий иней. И главная примета сентября – это начало учебного года.
Но вот наступил октябрь. Зашелестели под ногами золотые листья. С листопадом пришел праздник: 5 октября – День учителя, а вчера,20 октября, отметил свой юбилей человек, который имеет непосредственное отношение и к Дню учителя. Этот человек – известный и уважаемый в Тамбове заслуженный учитель Российской Федерации Александра Павловна Баринова, юбилей которой невозможно не отметить, так считали в своем далеком детстве и считаем до сих пор, став сами мамами и папами, а многие – бабушками и дедушками, что Александра Павловна была и остается Учителем с большой буквы.
Есть такие красивые стихи:
Ты помнишь, было вокруг
Море цветов и звуков?
Из теплых маминых рук
Учитель взял твою руку.
Он ввел тебя в первый класс
Торжественно и почтительно.
Твоя рука и сейчас
В руке твоего учителя…
Александра Павловна не была нашим первым учителем, она вошла в наш класс, когда мы были шестиклассниками, но стала тем учителем, которого никогда не забудешь.
В одном из писем ко мне и моим одноклассникам она написала: » Я остаюсь учителем до сих пор и надеюсь быть им до последних дней и ответственность за ваши успехи и промахи не снимаю с себя. Меня радует, что все меня помнят, а еще более радует, что вы серьезно относились к своей работе и обязанностям в семье». По-иному у нас не могло и быть, ведь во всем мы брали пример со своего учителя.
20 октября 1929 года в селе Алкалатка Ржаксинского района в семье Бокаревых Павла Васильевича и Дарьи Никифоровны родился третий ребенок. Синеглазую девочку назвали Александрой. Трех прекрасных дочек и сына воспитали супруги Бокаревы. Глава семейства до войны и после работал председателем колхоза, а в годы Великой Отечественной войны находился на фронте. С войны вернулся капитаном.
Эти годы Александра Павловна вспоминает так: » Я отношусь к детям военного поколения. Война опалила нас трудностями, но и озарила Победой. Трудности заставили нас повзрослеть. Еще подростками мы стали работать рядом с матерями и теми мужчинами, которые из-за возраста и болезней не были направлены на фронт. Трудности закалили нас, а Победа заставила поверить в их преодоление.
Я очень любила учиться и после трехлетнего перерыва в учебе успешно окончила два учебных заведения – Ржаксинское педучилище и Тамбовский пединститут. В выборе специальности следовала совету великого русского педагога К.Д. Ушинского. Он говорил: » Если вы выберете работу по душе и вложите в нее свою душу, счастье само отыщет вас».
Мое счастье меня нашло. Когда впервые дипломированным учителем переступила порог класса в Кузбассе, меня встретили сорок пар глаз, внимательных и любознательных, и я поняла удивительно простую истину: чтобы вести за собой, надо много знать и не останавливаться в этом движении ни на один день. И строго следовала этому правилу: всегда много читала, много путешествовала по литературным местам и местам трудовой славы, памятуя о том, что наша земля настолько интересна, что если нельзя побывать везде, то, по крайней мере, в самых интересных местах…»
Сразу же после войны ученица Алкалатской семилетней школы Александра Бокарева была награждена медалью » За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
Обучаясь в Ржаксинском педучилище, повстречала она своего будущего супруга Ивана Васильевича Баринова.
В 1950 году они оба стали студентами педагогического института. Она – филологического факультета, он – географического. А в 1956 году, когда Александра Павловна вернулась в Тамбов из Кемеровской области, сыграли свадьбу. В школах города не нашлась работа для филолога, и А. П. Бариновой пришлось давать знания ученикам начальных классов школы- 16, а в 1961 году она переступила порог школы – 27, где до ухода на заслуженный отдых преподавала русский язык и литературу. С ее приходом наш 6 «в» класс изменился до неузнаваемости. Изменилось наше отношение к преподаваемым ею предметам. С замиранием сердца мы слушали своего учителя, от которого нельзя было оторвать глаз. Сколько нового и интересного мы узнавали о Родине, русской природе, русском народе.
А учитель открывал все новые и новые двери в мир литературы, поэзии, драмы, трагедии, где переплетались людские судьбы, и в мыслях мы участвовали в тех событиях, о которых рассказывал учитель:
Мы за Базарова болели,
И Таню Ларину жалели,
С Болконским за Россию бились,
И души к лучшему стремились.
Другое, уже осмысленное значение, приобретали для нас святые слова – Родина, Россия. Учитель проникал в наши души, помогал видеть и понимать окружающий мир. Эти уроки незабываемы. Поэтому неудивительно, что многие мои одноклассницы пошли по стопам Александры Павловны, посвятили свою жизнь педагогике.
Профессия учителя никогда не была легкой, но считалась престижной. Сейчас работа учителя нелегкая, не престижная, но остается важной и благородной. Особенно работа учителя русского языка и литературы или, другими словами, словесности. Считается, что именно он зажигает чистую лампаду детской души. И, пожалуй, это единственная профессия, предполагающая, кроме знаний, еще и любовь учеников. » Ученик, — говорили древние греки, — это сосуд, который нужно заполнить. Это факел, который нужно зажечь». А чтобы зажечь, естественно, надо любить детей, влюбить в себя и гореть самому учителю. Профессия учителя требует поразительной самоотдачи и ответственности одновременно. Поэтому и самому иногда приходится быть ребенком. Зато это позволяет и в преклонном возрасте оставаться пятиклассником.

Знания, которыми обладает Александра Павловна, поражают нас до сих пор. Учитель и сейчас учит и воспитывает нас. Когда-то автор знаменитой книги » Педагогика для всех» писатель и публицист Симон Соловейчик написал: » Учитель – это ученик, навсегда вызванный к доске». А по-другому, учитель – это человек, ежедневно сдающий экзамен и помогающий детям сделать первые шаги по запутанному лабиринту жизни. Он должен быть для них и другом, дающим не только знания, но и закладывающим основы нравственного воспитания.
От учителя должна исходить доброта, открытость, желание помочь во всем, внутренняя сила. Слово учителя, изучаемый материал, его внешний вид и даже улыбка должны быть инструментом воспитания. И как однажды написала Александра Павловна: » Только в таком случае ученики, меняясь с годами, порою теряют друг друга, но помнят своих учителей.
И их письма, поздравительные открытки, телеграммы – это благородное движение души, помогающее сохранить душевную молодость своим наставникам. Получается двусторонний подарок, который трудно переоценить.
Он – то и зажигает искру энергии жизни. А в масштабах страны учитель – это своеобразный садовник, выращивающий древо нации, или древо жизни. Если мы не будем заниматься воспитанием человека с большой буквы, то мир рухнет».
Отдав более тридцати лет преподавательской деятельности, несмотря на болезни, Александра Павловна не может сидеть без дела, ее публикации на литературные темы часто печатаются на страницах федеральных и областных изданий. Автор то зовет нас в увлекательное путешествие по Неве, то рассказывает о малоизвестных фактах из жизни великого А.П. Чехова, о любви А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой, то пишет о проблемах пожилых людей в настоящее время и призывает их не унывать, а находить в жизни только радости. А какой сочный, красивый и в то же время доходчивый язык повествования!
Жизнь Александры Павловны состоялась: была любимая работа, ее окружает прекрасная семья, где она давно любимая мама и бабушка, а с недавних пор – и прабабушка.
От всей души поздравляем ее с 80-летним юбилеем, желаем доброго здоровья, счастья, много-много цветов и улыбок! И еще хочу привести строки из стихотворения » Наставнику» мудрого поэта Расула Гамзатова:
Пускай ваш вечер осеняют
звезды,
Не гаснет пламя очага,
И будут дни золотоносны,
Как россыпи родного языка!
Людмила Адерихина
Выпускница школы -27
Города Тамбова
Этот очерк был напечатан чуть более трех лет назад в одной из областных газет.
16 ноября 2012 года Александры Павловны не стало. Эта утрата невосполнима. Признаюсь, что я до конца так и не осознала, что ушел из жизни этот необыкновенный, богатой души ЧЕЛОВЕК. Мы часто перезванивались. Я читала учителю свои новые стихи, беседовали на разные темы. И всегда прислушивалась к мнению УЧИТЕЛЯ. Александра Павловна писала мне письма, присылала интересные статьи. Она до конца своих дней оставалась моим УЧИТЕЛЕМ. Будучи больным человеком, часто произносила: » Будем жить!». А сейчас хочется сказать: » А мы, ДОРОГОЙ НАШ УЧИТЕЛЬ, пока живы БУДЕМ ПОМНИТЬ ВАС! СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ВАМ».
На снимке А.П. Баринова. Фото из интернета. Большое спасибо автору.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *