Арабы до ислама

Вы бы нашли справедливый ассортимент религий на Аравийском полуострове до ислама, а также во всем, что есть в современном арабском мире. Среди них будут:
Иудаизм различные восточные православные христианские религии западное (римско-католическое) христианство зороастризм буддизм различные многобожие верования
Согласно мусульманской вере, Мухаммед не создал ислам. Скорее, он был последним пророком монотеистических религий, распространенных в регионе в то время, и был вдохновлен, чтобы восстановить монотеистическую веру в ее истинную, нетленную форму через Коран. Эта монотеистическая вера имела более ранних пророков, включая Иисуса, Авраама и Моисея; Многие из фундаментальных аспектов иудаизма и христианства также являются частью ислама.
В 7 веке Мухаммед жил и начал работать над распространением ислама на Аравийском полуострове. До этого различные арабские племена исповедовали множество различных религий, в том числе иудаизм. Фактически, различные еврейские племена Аравийского полуострова играют довольно заметную роль в биографии Мухаммеда, и он имел значительное количество взаимодействия с ними.
На приведенной выше карте самая темная красноватая область отражает степень распространения ислама в течение жизни Мухаммеда (622-632). Важно отметить, что только в течение последних 20 лет его жизни стала его роль пророка, и он работал над объединением различных племен на Аравийском полуострове под влиянием ислама.
Оранжевая область охватывает распространение ислама в течение примерно 30 лет после смерти Мухаммеда; желтый цвет представляет собой распространение ислама в 661-750 гг. через столетие после смерти Мухаммеда.
Империя Сасанидов (в современном Иране, включая и то, что мы знаем как Персию) содержала множество различных религий, включая зороастризм, христианство, иудаизм и буддизм. К западу от империи Сасанидов находилась Византийская империя, в которую входили современная Сирия, Египет и Северная Африка, в которой существовал широкий спектр христианских сект, в основном то, что мы считаем восточно-православными.
Во время мусульманских завоеваний (изображенных на этой карте) христианство было довольно разрозненным, с различными сектами, обнаруженными по всему региону.
В то время как последние (оранжевая и желтая) фазы экспансии ислама в основном сталкивались с монотеистическими религиями (прежде всего иудаизмом и христианством), на самом Аравийском полуострове племена чаще всего были многобожниками до того, как Мухаммед объединился под исламом. У отдельных племен часто были боги и богини, которых они считали священными больше, чем другие, как их покровители или покровители. На самом деле, паломничество в Мекку предшествовало исламу, а святыня Кааба в Мекке (самое священное место ислама) когда-то содержала сотни статуй божеств-покровителей племен. Был один бог, верховный по отношению ко всем остальным, и называемый «Аллах» (что означает «Бог» на арабском языке), но Аллах, тем не менее, был верховным для значительного числа меньших божеств.

Аравия до ислама

Ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии. Доисламские арабы – один из многих семитских народов, обитавших в этом районе Ближнего Востока с незапамятных времен. Более поздняя традиция, зафиксированная в Коране, исходит из того, что легендарный библейский первопредок евреев – Авраам был праотцом не только иудеев, но и арабов: оба народа произошли соответственно от его сыновей, Исаака и Исмаила, рожденных разными его женами. В первые века нашей эры арабы – земледельцы и кочевники-бедуины – уже довольно широко расселились не только по всей Аравии, но и на соседних с ней землях: в Месопотамии, Сирии, Палестине. Они были уже знакомы с ранними государственными образованиями, часть которых находилась в сфере политического и культурного влияния Византии или Ирана.

Небольшие протогосударства южной Аравии (Йемен, Мекка, Ятриб и др.) в IV–VI вв. были объектом пристального внимания со стороны соперничавших друг с другом в этом районе Азии Византии и сасанидского Ирана. Расположенные на побережье вдоль активно функционировавшего торгового пути, эти города-государства жили в основном за счет торговли, отчасти также ремесла и ростовщичества. Через Мекку и другие торговые центры шли караваны с индийскими пряностями, изысканными фруктами и винами, драгоценными одеждами и камнями, товарами дальнего экспорта, включая китайский шелк. Правда, торговые пути пересекали и северную Аравию, но там они находились под контролем сильных соперничавших держав. Южная дорога, менее зависимая от политической конъюнктуры, была спокойнее и надежнее и потому процветала. На караванной торговле наживались и городские арабы (торговцы и ремесленники), и кочевые племена бедуинов, шейхи которых взимали свою долю за беспрепятственный проход караванов.

В IV в. расширившееся южноаравийское государство Химьяритов объединило весь Йемен. В начале VI в. это государство было завоевано эфиопским царством Аксум, а в 570 г. эфиопы были изгнаны иранцами. С захватом Йемена и превращением его в свою сатрапию Иран практически взял в свои руки всю транзитную торговлю и направил ее по северному пути. Южноаравийская торговля захирела, ее торговые центры оказались в состоянии серьезного кризиса, задевшего также и интересы кочевых арабских племен, в среде которых уже выделилась привыкшая к роскоши племенная верхушка. Напряженность кризисной ситуации нашла свое выражение, как это нередко случалось в истории, в сфере духовной, в идеологических спорах, что и послужило непосредственным толчком к возникновению новой религии.

Большинство арабов, особенно кочевники, были язычниками. Следуя древним семитским традициям, восходившим к вавилонской и даже довавилонской Месопотамии, они поклонялись солнцу и луне, различным божествам и духам, силам природы, мертвым предкам. На юге Аравии процветал фетишизм, нашедший свое отражение в культе больших поставленных на ребро камней. Крупнейшим из них был знаменитый черный камень в святилище Кааба в Мекке. Окруженный многими меньшими каменными фетишами, символизировавшими других племенных божеств и духов, этот черный камень воспринимался всеми арабами как высший божественный символ. Возможно, что это уже в какой-то мере отражало складывавшееся среди арабских племен представление о существовании Высшего Верховного Божества.

Такого рода представления в Аравии были распространены довольно давно. С ними были знакомы арабы и в Мекке, и в Ятрибе (будущая Медина), и в городах Йемена. Источник их известен– это монотеистические религии, иудаизм и христианство. Иудаизм существовал в Аравии уже на протяжении ряда веков, особенно в городах. Крупные иудейские общины живших там евреев, прежде всего еврейских торговцев, активно функционировали в южноаравийских торговых центрах и довольно охотно распространяли свое учение, особенно в Ятрибе-Медине и в Йемене, где на рубеже V–VI вв. иудаизм на короткое время стал официальной государственной религией. Завоевание Йемена эфиопами (христианами) резко уменьшило влияние иудаизма, но зато усилило роль христианства. Христианство, в том числе несторианского толка, широко распространилось в это время среди арабов Сирии, Палестины, Месопотамии, не говоря уже о том, что территориально Аравия была буквально окружена христианскими государствами (Византией, Египтом, Аксумом), а в южноаравийских городах существовали христианские общины и храмы.

Кроме монотеизма иудео-христианского типа, на южноаравийских арабов оказывал определенное влияние и проникавший сюда из Ирана зороастризм, а также поздние его модификации, сложившиеся под влиянием христианства (манихейство-маздакизм). Вся эта сложная картина взаимно переплетавшихся верований и религий с их ощутимыми монотеистическими тенденциями не могла не оказать серьезного воздействия на арабские племена, жившие на стыке нескольких мощных религиозных потоков. В условиях более спокойного и долговременного усвоения чуждого культурного влияния выработка на его основе собственного религиозно-культурного потенциала (или просто присоединение к одной из перечисленных систем) могла бы произойти без особых потрясений. Однако в обстановке резкого спада в торговле и вынужденного пересмотра структуры экономики, ломки традиционного жизненного уклада все сложилось иначе.

Южноаравийские арабы, потерявшие привычные источники доходов, остро ощутили свою слабость, разобщенность, неспособность противостоять свалившимся на них ударам. История полна примерами упадка и даже гибели многих народов, оказавшихся в аналогичном положении. Но арабы нашли в себе силы создать мощный интегрирующий импульс, причем генератором этого импульса оказалась новая религия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

«Остров арабов» до принятия ислама

Родиной ислама стал Аравийский полуостров – громадная часть суши, величиной с четверть Европы, находящаяся между Африкой и Азией. Да, это часть Азии, но сами жители любили именовать свой полуостров именно островом, как бы отделяя себя от остального мира и говоря, что они живут на «Острове арабов». И в самом деле, Аравийский полуостров омывается со всех сторон (с запада – Красным морем, с востока – водами Персидского залива, с юга – Индийским океаном) и связан с сушей лишь небольшим, естественно, относительно его величины, перешейком.

Красное море, Индийский океан, Персидский залив, Мертвое море и реки Евфрат и Иордан, как верные стражи, блюдут его независимость.

Аравия, увы, не слишком благодатная земля. Вдоль Красного моря по полуострову тянутся горы Хиджаза, оставляя перед водой лишь узкую полоску суши, называемую Тихамой. В северной области полуострова находится каменистое плоскогорье Неджд, – тянущееся до берегов Персидского залива и долины Евфрата, – со степями и полупустынями, которых не касались ни мотыга, ни плуг. Условия для сбора обильных урожаев были только на юге, в гористом Йемене, который тогда назывался Счастливой Аравией, и на юго-востоке полуострова, вдоль побережья Индийского океана, где климат становится более-менее пригодным для жизни. Здесь зелень появлялась не только зимой, в сезон дождей, и именно здесь и зародилась земледельческая цивилизация. Обосновавшись в этих местах, предки современных арабов постепенно потекли на север, заселяя редкие оазисы и создавая поселки вокруг колодцев в центральной части полуострова.

Скорее всего, первые жители «Острова арабов» были кочевниками (ведь и одна из расшифровок слова «араб» означает «кочевник»), которые пришли сюда из Африки, покорив мирное население, занимающееся земледелием. Кочевая жизнь требует не только большей организации и агрессивности, но и гораздо более продуктивна, чем земледелие.

Древние арабские легенды говорят, что предки симистов жили сначала в Двуречье, и часть их двинулась оттуда на северо-запад, а часть на полуостров. Первые колонисты полуострова заслужили прозвище «потерянные арабы» – считалось, что они растворились среди более поздних колонистов, и часть их вовсе была за грехи уничтожена Богом.

Тринадцать сыновей Иоктана, дяди библейского Авраама, за полторы-две тысячи лет до рождения Христа пройдя вдоль Иордана и Мертвого моря, расселились по полуострову. Их потомков, Иоктан (по-арабски Кахтпан), называют «истинными арабами», йеменитами.

Северные жители полуострова, «натурализовавшиеся арабы», считаются потомками Исмаила, сына Ибрахима от рабыни, египтянки Агарь, как ее называют в Библии, или Хаджар, как ее знают последователи Корана. (Это, кстати, не слишком дальнее родство: Исмаил – двоюродный внук Кахтана.)

Впрочем, переселялись на остров и другие их родственники: сыновья Ибрахима от Кетуры, потомки брата Ибрахима Нахора, а также потомки внука Ибрахима Исава. Сын Ибрахима от Сары, Исаак по-библейски, или Исхак, положил начало еврейским племенам.

Все это, естественно, древние мифы, но и реальная история, думается, где-то не очень далеко от них. Таков Восток: сказка перемешивается с былью, и потом уже никак их не различить. Северные и южные арабы, и в самом деле, абсолютно разные, но в чем-то они все-таки похожи…

Возвращаясь же к проверенным фактам, можно сказать вот что: Аравия располагалась в очень удобном месте. Древний Египет, Вавилонское царство, Палестина, страна Хеттов, эллинские государства и Персия окружали полуостров, давая ему великолепные возможности для торговли. Видимо, еще тогда зародился этот прирожденный талант арабов к торговле. Впрочем, на этом удобства заканчивались: близкое соседство с развитыми государствами постоянно искушало тех «прирезать» Остров арабов к своим владениям. В основном, правда, оккупации подвергались окраинные районы Аравии; в центре «острова» привыкшие к минимальной цивилизации и изобильным дарам природы захватчики долго удержаться не могли. Только в первые столетия нашей эры полуостров успел поочередно побывать под Эфиопией, сателлитом, как нынче принято выражаться, Византии, и под Персией.

Арабы, впрочем, в долгу не оставались и помимо искусства торговли великолепно освоили искусство владения оружием, и регулярно то захватывали какие-нибудь соседние территории, то просто потрошили купцов и набирали себе новых рабов на не слишком уютных пустынных тропах.

Византия и Персия, две мощнейших империи того времени, постоянно спорили, кто из них главный, арабы же в этом конфликте занимали то одну, то другую сторону. Впрочем, выполняли они и еще одну важную функцию: служили буфером между цивилизованным миром западных и восточных империй и своим таким же братом арабом, только кочевым. В центральную Аравию, как мы уже сказали, так никто и не добрался, и тамошние племена сохраняли не только полную независимость, но и еще весьма суровый нрав. Кочуя и питаясь в дороге молоком верблюдиц, а в оазисах сея пшеницу и ячмень, эти племена внушали вполне здравые опасения хозяевам империй. Тем хватало и налогов, что взимали кочевники с торговых караванов за проход по «их территории».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Поскольку два слова, мусульманин и арабы, постоянно используются при разговоре о мусульманском мире, очень важно понимать разницу между мусульманами и арабами. Два слова «мусульманин» и «арабы» часто понимаются как взаимозаменяемые, но это не так. У них, мусульман и арабов, есть некоторые важные различия между ними. Арабы в основном мусульмане, но мусульмане не всегда арабы. Основное различие между мусульманами и арабами заключается в том, что араб — это раса, а мусульманин является последователем религии ислама. Другими словами, мусульманин — это человек или индивид, принявший религию ислама. Араб — это человек или частное лицо, которое оккупирует арабский регион в жилых целях.

Кто такие мусульмане?

Мусульманин является последователем религии ислама. Ислам является одной из основных религий в мире. Мусульмане живут своей жизнью согласно этой религии. Они молятся пять раз в день. Мусульмане верят, что Коран, их религиозная книга, является словом Божьим, как оно было открыто исламскому пророку Мухаммеду.

Кто такие арабы?

Определение арабского, данное в Оксфордском словаре, следующее.

«Член семитского народа, родом с Аравийского полуострова и соседних территорий, населяющего большую часть Ближнего Востока и Северной Африки».

Арабское — это имя, которое дается в зависимости от места происхождения людей. Это не связано с религией. Поэтому араб не обязательно мусульманин.

В чем разница между мусульманами и арабами?

Слово мусульманин основано на религии, тогда как слово арабское основано на регионе или этнической принадлежности. Очень важно отметить, что мусульманами используются разные языки, потому что они проживают в разных частях света. Арабы говорят на арабском языке, на котором говорят и другие граждане.

Мусульмане родом из многих частей света, тогда как арабы обязательно из ближневосточных регионов. Так как мусульмане приезжают из разных частей света, они в большом количестве с точки зрения населения. По сравнению с количеством мусульман в мире, арабское население меньше. Это опять же потому, что арабы родом только из определенного региона мира.

Интересно отметить, что, хотя большинство арабских граждан придерживаются той или иной секты ислама, есть люди, которые принадлежат к другим религиям, таким как христианство и иудейство. Таким образом, вы сталкиваетесь с арабами-мусульманами и арабами-христианами. То же самое применимо даже к тем, кто исповедует религию ислама. Вы можете встретить американского мусульманина и арабского мусульманина в этом отношении. Наконец, можно сказать, что араб — это раса, а мусульманин — последователь религии ислама.

Резюме:

Мусульмане против арабов

• Мусульманин — это человек, исповедующий религию ислама, а араб — это человек, живущий в арабском регионе.

• Муслим — это слово, основанное на использовании религии, в то время как арабское — это слово, основанное на употреблении.

• Мусульмане говорят на разных языках, в то время как араб использует только арабский язык.

• Мусульмане из разных частей света, а арабы из арабского региона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *