Жужжит пчела

Темы 14 августа 2020 Надежда Максимова

14 августа – Медовый спас. Начинается постное, но сладкое время – сбор урожая меда

Так ли сладко пчеловодство на самом деле? Сложно ли дружить с пчелами? Какие обязанности у пчел в улье? Куда они летают за нектаром? Зачем полосатым труженицам магазин? И что влияет на урожайность?

Спрашиваем у пчеловода с 16-летним стажем Светланы Ивановой из Рыбинска.

От ненависти до любви

— Только наденьте что-то с длинным рукавом, штаны, и не пользуйтесь дезодорантом и духами – пчел посторонние запахи могут насторожить, обоняние у них лучше, чем у собаки, – инструктирует Светлана.

Возле деревянных домиков – пчелиная суета и совсем не противное уху, а какое-то бархатное жужжание. У входа в улей толпа – одни пчелы вылетают на работу, другие возвращаются с добычей. Последних выдают заполненные пыльцой и прополисом мешочки, расположенные на задних лапках. У одних они желтые, у других – ярко-оранжевые. Зависит от того, на каком медоносе пчелка побывала. В зобике пчелы переносят нектар.

В многотысячной пчелиной семье работы хватает всем. Добытчиков встречают кладовщики – они сортируют мед и пыльцу по ячейкам. Другие переносят мед из соты в соту, избавляя его от излишней влаги, или конопатят щели смолистым ароматным прополисом. Третьи пчелки готовят пергу – утрамбовывают пыльцу и заливают ее медом. Молочком с пергой они выкармливают расплод.

Вроде разума никакого нет, все управляется феромонами, но настолько затейливо это сложнейшее разделение обязанностей!

— А ведь я пчел с детства ненавидела, и меда мне было не надо, — говорит Светлана. – Пасеку держал мой отчим, небольшую, на 5-6 домиков, он к пчелкам-кормилицам относился очень трепетно. Это было еще в Советском Союзе, тогда и о породах пчел толком не знали. Была среднерусская злючка, которая кусалась всегда, но разве это может остановить пчеловода?

Все произошло как в пословице: от ненависти до любви – один шаг. В 2004-м отчим скоропостижно умирает. Пчелки в одночасье остаются без хозяина. Кроме Светланы, находившейся тогда в ожидании второго ребенка, заняться ими было некому, бросить их она не смогла.

Ни интернета, ни советчиков не было. Иванова штудировала книжки, взятые в библиотеке, и до дрожи боялась близко подойти к ульям.

— Когда я впервые сама открыла улей, и рой рванул на меня, я в ужасе подумала: Света, что ты делаешь?! Но, пройдя боевое крещение, я их настолько полюбила, что уже не представляю своей жизни без пасеки. Перестала бояться укусов, некоторые люди вообще деньги готовы заплатить за такую «прививку», — рассказывает пчеловод.

Пчелиная семья

Три года назад Светлана осталась без работы. В Центре занятости ей, с двумя высшими образованиями и тридцатью годами руководящего стажа, предложили только две вакансии – уборщицы и посудомойки. На шестом десятке лет пчеловод решила увеличить хозяйство. И место позволяло – в соседней деревне от отчима остался земельный пай в 7 гектаров.

Светлана огородила небольшой загон, купила автомобиль – это единственный вариант добраться в поля. А чтобы лучше понимать питомцев, зимой закончила курсы пчеловодов при Ярославской сельхозакадемии.

— Пчеловодство – это наука. Тут нужен серьезный подход, — говорит она. – А еще важен собственный опыт. Что хорошо одному пчеловоду, может боком выйти другому.

Иванова стала экспериментировать с породами. Со среднерусской, не миролюбивой пчелкой, она была знакома с детства. Из Майкопа и Уфы заказала карнику и карпатку. В итоге остановилась на втором варианте. Карпаток отличает не только спокойный нрав – укусить они могут, только если случайно прижать рукой, большое трудолюбие – они на полях даже в дождь, но и длинный хоботок, которым они могут добыть нектар в недоступном для других пчелок месте.

Несмотря на спокойный нрав питомцев, Светлана не пренебрегает мерами безопасности. На голове – специальная шляпа пчеловода, в руках – дымарь, внутри него тлеют щепки. Прежде чем беспокоить улей, пчел нужно слегка одурманить.

— Пчелы думают, что в домике пожар, и спешат его покинуть, предварительно набрав в зобик побольше меда для дальнейшего пропитания. Они заняты делом, поэтому им не до агрессии, — поясняет Светлана.

Открываем улей. Сверху – утеплительная подушка. Она отвечает за микроклимат в семье. Сохраняет тепло в холода и не дает нагреться улью в жару. Под ней – холстик – ткань, пропитанная предприимчивыми пчелками прополисом и воском. Для человека холстик может стать спасением при артритах, артрозах и радикулитах. Такой компресс, по словам Ивановой, дает отличный лечебный эффект.

В улье – дружное гудение. Рамки облеплены пушистыми полосатыми труженицами. Одни соты уже запечатаны, значит, мед в них созрел. Другие только готовятся к заправке, третьи заполнены пергой.

Правильные пчелы – правильный мед

Это будет уже вторая в этом году партия вкусного лакомства. Первый урожай откачали в июне. По словам пчеловода, ранний мед ценен тем, что нектар для него собран на разнотравье. Мать-и-мачеха, ива, плодово-ягодные садовые деревья – медоносов весной много.

Во время перехода от весеннего цветения к летнему пчеловод должен быть начеку. Пчелы не терпят простоев в работе. Как только они начнут бездельничать, в улье будет толкучка, и зрелая семья со старой маткой может просто покинуть дом, заранее вырастив новую матку для родственников. Это на руку тем, кто практикует роевое пчеловодство. Повисший на несколько часов на ближайшем дереве рой пчеловод потом переселяет в новый улей, а если не успел – ищи ветра в поле. Пчелы улетают за несколько километров, навсегда порвав кровные связи.

— Ждать рой и ловить его – не мой вариант, поэтому у меня технология безроевая, — говорит Светлана. – Каждый год я сама меняю маток в ульях. А чтобы у пчел всегда была работа, и не было мыслей слинять, ставлю вощину – шаблон – по нему они строят соты.

Когда два корпуса заполнены нектаром и медом, между ними помещаю дополнительную секцию – «магазин». Пчелки не терпят пустот, поэтому с удовольствием заполнят и его.

Главная задача пчеловода – к медосбору вырастить сильную семью. Причем, от количества пчел зависит далеко не все. Работоспособная семья, хорошая погода и кормовая база – три слагаемых хорошего урожая. Если все сойдется, с одного домика можно собрать 30-40 килограммов меда.

Половина из них уйдет на питание пчелок, собственно, для этого они его и запасают.

— Иногда приходится слышать от пчеловодов: год неурожайный. Такого не бывает, значит, недоработал пчеловод, – говорит Иванова. – Должен быть медоносный конвейер – одно растение отцветает, другое зацветает. А сделать его можно только искусственным путем – засевать поля. Я сею козлятник – прекрасный медонос, цветет с мая до конца июня. А там время кипрея и осота приходит. Осот хоть и сорняк, но мед из него просто изумительный. Мед ведь полезен не только потому, что пчелка его сделала, обработав нектар своими ферментами, а потому, что растения вырабатывают фитонциды.

После кипрея, как раз сейчас, зацветает золотарник. А вот с липой в наших краях не везет. Ее много, но как начинается цветение, так льют дожди. А нектар вырабатывается только в теплую солнечную погоду. Так что в чистый липовый мед Светлана не верит.

— Зато знаю, как хитрые пчеловоды откармливают пчел сахаром и, чтобы собрать несколько урожаев, откачивают недозревший нектар, выдавая его за мед. Такой и год простоит, не загустеет, — говорит она.

Куда летят пчелы за нектаром? Радиус их полета – полтора-три километра. Чем дальше расстояние, тем меньше нектара пчела доставит в улей. В воздухе ей, как самолету, нужна дозаправка. Так что чем короче полет, тем продуктивнее работа. Каждая пчелка знает, куда ей вернуться. Молодая поросль обязательно делает первый в своей жизни облет и запоминает территорию.

Польза до последнего крылышка

Век пчелки недолог. Зимняя живет дольше – в холода она не спит, жизненные процессы просто замедляются. В октябре молодняк делает свой последний облет и ждет весны. Матка откладывает личинку, чтобы вырастить замену. Летняя пчела трудится не покладая крылышек, оттого быстрее умирает.

Пчелы, как и люди, болеют. Распространенное заболевание – варроатоз. Клещ-паразит прикрепляется к пчеле и высасывает из нее гемолимфу. Пчела становится слабой и неработоспособной, потомство рождается с дефектами. При массовом поражении может погибнуть вся пасека. Еще одни злейшие враги пчел – муравьи и осы. Они поедают мед и расплод.

— Есть много химии для борьбы с клещом, но она так или иначе осядет в ячейках и попадет в мед. Я применяю зоотехнические методы, — рассказывает Иванова. — Клещ варроа любит откладывать свои личинки в трутневой расплод. Если его полностью вырезать вовремя, то распространение болезни можно остановить. Муравьев отваживаю, разливая вокруг улья соленую воду. Ее, кстати, любят пить пчелки.

Возле улья, едва передвигая лапками, ползет трутень. Большеглазая пчела без жала. К трутням в пчелиной семье относятся весьма прохладно. Весной их бережно выращивают, а осенью выгоняют. У трутней одна миссия – оплодотворить матку. Причем одна она спаривается с пятью-шестью самцами. Победит, конечно, сильнейший. Этого ей хватит, чтобы всю дальнейшую жизнь откладывать яйца. А участь использованного самца страшна. Он теряет орган размножения и погибает.

— Вон этому даже крылья обломали, чтоб не смог вернуться в дом, — указывает на бедолагу пчеловод. – Естественный отбор, все по Дарвину.

Но даже умирая, пчела приносит пользу человеку. Пчелиный помор настаивают на спирте и принимают, как эликсир, по каплям. Мед, перга, прополис и воск – тоже кладезь витаминов и микроэлементов. Подумать только, и все это от одной маленькой пчелки.

Пока пасека скорее покрывает расходы Светланы, а не кормит ее. Она говорит, для этого нужны не 12 ульев, а 112. Планы у пчеловода грандиозные. Чтобы освоить все 7 гектаров, ей просто необходим мини-трактор. Она даже готова сама с ним управляться.

Как предпенсионер Иванова имеет возможность пройти бесплатное обучение на курсах предпринимателей. Ею она обязательно воспользуется и на следующий год попытает счастья в получении гранта на развитие своего проекта.

Чтобы быть пчеловодом, надо самому быть немного пчелой.

Человек способен прожить без кислорода три минуты, без воды — три дня, а без пчёл — четыре года. Так считал Альберт Эйнштейн. По его мнению, гибель пчёл для человечества равносильна глобальной катастрофе. К сожалению, в последнее время темпы исчезновения пчёл опасно ускорились. В чём опасность вымирания вечных тружениц, рассказал доктор сельскохозяйственных наук, профессор Красноярского государственного аграрного университета Николай Табаков.

Запад травит российских пчёл

Денис Алексеев, «АиФ-Красноярск»: Николай Андреевич, какие функции выполняют пчёлы и в чём опасность их исчезновения?

Николай Табаков: Опыляя растения, пчёлы способствует росту урожайности, формированию семян, их качеству и даже вкусу продуктов, которые мы употребляем. Изначально в Австралии не было пчёл. И без опыления растений не было условий заниматься сельским хозяйством. Лишь 187 лет назад, когда их туда завезли из Англии по совету натуралистов, всё радикально изменилось. Появились плоды и ягоды, была создана кормовая база для развития животноводства. Австралия стала страной с развитым АПК. К сожалению, в номенклатуре отраслей нашего Минсельхоза нет отрасли пчеловодства. Власть недопонимает роль пчелы как хранительницы биоразнообразия растительного мира России.

— То есть, если не будет пчёл, у нас не будет успехов в сельском хозяйстве, о которых в последнее время часто рапортуют?

Досье Николай Табаков. Родился в 1941 году в селе Семёновка Уярского района. Окончил Красноярский сельскохозяйственный институт. Учёный-зоотехник. Доктор сельскохозяйственных наук, профессор, завкафедрой зоотехнии и переработки продуктов животноводства Красноярского государственного аграрного университета. Автор более 200 статей, 15 патентов на изобретение, 10 книг. Член общественного совета при краевом Минсельхозе. Автор закона Красноярского края о пчеловодстве.

— Согласно прогнозу учёных, исчезновение пчёл быстро приведёт к гибели человечества, так как повлечёт исчезновение около 20 тыс. видов цветковых растений и подрыв основ наземных экосистем. Альберт Эйнштейн давал на этот процесс всего 4 года. И основания говорить о глобальном кризисе опыления в отдельных регионах планеты уже есть. В китайской провинции Сычуань, где исчезли пчёлы, фермеры уже опыляют сады вручную. В США спрос на опыление за полвека вырос в 5 раз — при сокращении числа пчелиных семей в 2 раза.

— Пчёл убивают пестициды? Они задыхаются?

— В результате безмерного употребления пестицидов на основе никотиноидов пчела после обработки теряет способность пространственной ориентации — вылетая из улья, уже не возвращается. Гербициды, пестициды, губительно влияющие на пчёл, запрещены в США, странах ЕС. Россия превратилась в страну, куда сбрасывают эти вещества западные производители. Химизация сельского хозяйства и увеличение объёмов отходов промышленности приводит к загрязнению окружающей среды. Гибнут многие насекомые.

— Каковы темпы исчезновения пчёл?

— В мире насчитывается 80 млн пчелосемей. По численности пчелиных семей первое место занимает Индия — 11,5 млн (14,4%). В России 3,5 млн пчелосемей, в США — 2,5 млн. При этом не так давно их у нас было 5 млн, а в Америке — 6 млн. В Красноярском крае с 87 600 количество уменьшилось до 26 тыс. На начало третьего тысячелетия в Белоруссии на один квадратный километр территории приходится 1,32 пчелосемьи, Украине — 3,58, Румынии — 6, Болгарии — 5,8, Польше — 4, США — 1. В России — 0,24 пчелосемьи. Гордиться нечем… Понимание роли пчелы как опылителя в крае есть только в одном сельхозпредприятии: лишь ЗАО «Назаровское» имеет пчёл. А производители семян рапса, гречихи, подсолнечника, многолетних трав из-за отсутствия пчёл теряют до 30% урожайности.

Спасение погибающих — дело рук человека

— Что нужно сделать для спасения пчёл?

— Страны ЕС, США перешли при производстве продуктов питания на сквозные аграрно-пищевые технологии, где учитывается каждый фактор на каждом этапе технологии: начиная с земли, растениеводства и заканчивая переработкой продукции. В России пока этого нет. Вообще, нам необходимо как минимум понимание роли пчелы в сельском хозяйстве. Нужен закон и меры по подготовке кадров, формированию коммерческого сектора пчеловодства на кооперационных началах. Должны быть определены требования к качеству продуктов пчеловодства — с тем, чтобы решить проблемы не только производства, но и реализации мёда.

Вопрос-ответ Пчёл заменят роботы?

— Пчеловодство — дело энтузиастов-одиночек?

— Если мы хотим потреблять на душу населения 3-4 кг своего, российского мёда и ещё экспортировать его в другие страны, нам надо создавать коммерческий сектор пчеловодства. Для этого нужна воля государства в предоставлении субсидий, формировании законодательной и правовой основы для их возникновения. Примером отношения к пчеловодству может служить декрет об охране пчеловодства, подписанный В. И. Лениным 11 апреля 1919 года, или меры правительства Советского Союза по восстановлению пчеловодства после Великой Отечественной войны, когда были открыты школы, техникумы по подготовке пчеловодов. В результате уже в 1969 году СССР имел 11 млн 900 тыс. пчелосемей.

Производство мёда сокращается. Фото: АиФ/ Ирина Якунина

— А сейчас пчеловодов где-нибудь готовят?

— К сожалению, приходится констатировать: сегодня в России подготовки пчеловодов нет ни в школах, ни в техникумах, а средний возраст пчеловодов — более 60 лет.

Великая китайская… река мёда

— Сколько мёда производилось в России раньше и сейчас?

— Путешественники из стран Ближнего Востока и Европы, побывав в России в период царствования Ивана Грозного, называли Россию страной текущего мёда. В те времена Россия производила 1 млн 235 тыс. тонн мёда, сейчас — всего около 70 тыс. тонн. К сожалению, мы превратились из реки в жалкий ручей, где в основном течёт китайский мёд.

— Мёд в России всё-таки не является продуктом первой необходимости, и позволить себе купить банку может далеко не каждый. Может быть, того, что мы производим, достаточно?

— Согласно нормам, представленным Институтом питания РАМН, взрослый человек должен потреблять 60-100 г мёда в сутки. В России потреб­ляется около 300 г… в год! Не являются идеалом и высокоразвитые страны. Там 1 человек потребляет около 1,5 кг мёда в год, что тоже далеко от нормы. Мёд — это незаменимый продукт для растущего организма. В Древнем Египте, Греции его давали детям, чтобы они развивались как умственно, так и физически. В Японии детям в возрасте от 7 до 14 лет в школах выдают порцию мёда бесплатно. Считаю, что включение мёда в школьное питание позволит решить не только «пчелиную» проблему, но и проблему физического и умственного развития наших детей.

— Какой мёд самый полезный?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *