Японский композитор китаро

4 февраля 1953 года в семье японского крестьянина, проживавшей в небольшом городке Toyohashi, родился мальчик. Родители дали ему имя Масанори, которое впоследствии он сменил на творческий псевдоним Kitaro и… прославился под ним на весь мир. Детство будущей знаменитости проходило среди живописной природы. Свой всклад в формирование творческого мировоззрения Китаро внесла национальная культура Японии, ее традиции, свято почитаемые семьей и окружающими людьми. И все это — на фоне повального увлечения европейской культурой, которому Япония была подвержена в середине ХХ-го века.

Кажется, сама судьба предопределила знакомство Масанори с роком и блюзом. Кумиром юного музыканта стал Otis Edding. А первым и настоящим увлечением — ритм-энд-блюз.

Масанори с большим энтузиазмом самостоятельно учится играть на электрогитаре. И, разумеется, немедленно вместе с друзьями-единомышленниками создает музыкальную группу «Albatross». Кстати, именно в это время школьные друзья впервые называют его, в честь героя популярного японского мультфильма, Kitaro.

Окончив школу в начале семидесятых годов прошлого века, музыкант постепенно переходит на клавишные инструменты. Масанори так и не получил специального музыкального образования и, как вспоминал впоследствии, его главным учителем музыки стала природа.

О потрясающей способности Kitaro к экспериментам и экспромтам говорит не один факт. Взять хотя бы случай, который произошел с ним в то время, когда он был лидером группы «Far East Family Band». Непосредственно перед концертом получил травму барабанщик. Kitaro не стал отменять выступление и сел за установку сам. Остается только догадываться о том, каким образом человек, играя впервые на незнакомом для него инструменте, смог в полной мере заменить профессионального музыканта. Такое по силам, пожалуй, только тому, кто не только самозабвенно любит музыку, но и способен погружаться в нее, как в океан.

Способность к экспериментам предопределила дальнейший путь развития музыканта. В 1972 году, находясь на гастролях в Германии, Китаро знакомится с Клаусом Шульцем (Klaus Schulze), тогда уже известным музыкантом и лидером группы Tangerine Dream. Встреча оказалась определяющей — Клаус познакомил Kitaro с возможностью синтезатора, «влюбил» в новый инструмент.

Молодой музыкант был поражен открывающимися перед ним перспективами. Даже традиционные мелодии, сыгранные на синтезаторе, приобретали новое звучание и смысл. Но главное – появилась возможность экспериментировать на стыке музыки Запада и Востока. Как говорил сам Kitaro, синтезатор позволял ему создавать океан, сменять его зимним берегом, а затем и летним пляжем.

В 1976 году «Far East Family Band» распадается, и Китаро начинает свою сольную карьеру. Нельзя сказать, что уход из группы как-то повлиял на его всепоглощающую страсть к музыке. Скорее, он получил больше возможностей для проявления себя в качестве композитора. В это время Kitaro путешествует по Китаю, Индии, Таиланду, Лаосу и ряду других азиатских стран. Вернувшись в Японию, музыкант задумался о совершенно новой музыке, синтезирующей восточную и западную гармонию.

Слушая композиции Китаро, трудно поверить, что их автор не имеет даже начального музыкального образования, никогда не изучал правила построения музыкальных композиций. Впрочем, возможно, именно отсутствие «академических» знаний и наличие самобытного таланта помогло ему добиться успехов в смешении таких непохожих, на первый взгляд, европейских, американских и восточных музыкальных культур.

Китаро доказал, что Запад и Восток можно научить «звучать» вместе. И музыкальный мир согласился с ним, после знакомства с альбомом «Ten Kai / Astral Voyage», увидевшим свет в 1978 году. Сегодня фанаты считают его культовым. Как и вышедший год спустя второй альбом — «From the Full Moon Story».

Сам музыкант считает свою музыку духовной. По его словам, самым важным элементом в ней является чувство. В полном согласии со своей душой Китаро продолжал экспериментировать. Появившийся в 1979 году альбом «Oasis» уже достаточно серьезно отличается от первых двух. Kitaro использует при его создании «космический» стиль и звуки, имитирующие инопланетные гармонии. «Oasis» стал по-настоящему легендарным альбомом. Его заглавная композиция неоднократно переделывается автором и переиздается в новых версиях. Истинное творчество, с точки зрения Китаро, неописуемо и безгранично как и сама Вселенная. И только оно делает человека независимым и свободным.

Kitaro неоднократно номинировался на престижную музыкальную награду Grammy. И в 2001 году он ее удостаивается за альбом «Thinking of you». А начиная с 2003 года композитор приступает к реализации проекта, состоящего из серии специфических альбомов «Sacred Journey of Ku-Kai». Так Китаро пытается настроить людей на новый, чистый и ясный мир, в котором нет места междоусобицам и войнам.

В Москву с концертом приезжает Масанори Такахаси, более известный как Китаро — лауреат премий «Грэмми» за альбом Thinking of You (1999) и «Золотой глобус» за музыку к фильму Оливера Стоуна «Небо и земля», автор многочисленных инструментальных альбомов и саундтреков к телевизионным и художественным фильмам. Корреспондент «Известий» задал музыканту несколько вопросов.

— Вашу музыку обычно называют «нью-эйдж». А что такое нью-эйдж для вас?

— Когда я начал заниматься музыкой, никакого нью-эйдж не существовало. В то время это называли «музыкой мыслей». Тогда многие молодые люди посвятили свою жизнь медитации, йоге и другим духовным практикам. Думаю, термин «нью-эйдж» появился для обозначения образа жизни этих людей. Я никогда не думал, что моя музыка может быть выделена в отдельный жанр. Для меня моя музыка — это всего лишь музыка Китаро. К нью-эйджу ее относит исключительно музыкальное сообщество.

— Вы много работали в кино. Как вам кажется, есть ли разница между вашей прикладной киномузыкой и студийными альбомами?

— Студийные это альбомы или саундтреки — для меня нет разницы. Поступает много предложений, но если я чувствую, что во мне ничто не откликается, просто не берусь за написание музыки. У меня так с детства: я никогда не шел на сделку с собой ради сиюминутной материальной выгоды.

— Вам по роду деятельности приходится сталкиваться с плодами технического прогресса. Что вы думаете о современной звукозаписи?

— Да, всё становится еще более и более цифровым. Но мой способ работы не меняется годами, да и кроме меня сегодня есть люди, предпочитающие работать с аналоговым звуком. Мне очень хорошо жилось в аналоговом мире в 1970-е, 1980-е, 1090-е. Я предпочитаю его цифровому.

— Вы часто говорите о мире и любви — но история доказывает, что люди в основном живут в атмосфере конфликтов и страха.

— Я точно уверен в одном: нельзя переставать верить в то, что мир может стать лучше. В противном случае мы теряем надежду. Я не политик, не умею красиво говорить. Свой талант я воспринимаю не иначе чем как подарок Творца. Значит, в этом есть шанс поделиться чем-то с другими. И я надеюсь, что музыка, которую я создаю, достигнет души человека, сможет ее излечить. Мы должны думать о следующих поколениях. Мы должны делать мир лучше и приятнее для них. Здесь и сейчас, начиная с небольших действий. Иногда достаточно просто улыбнуться кому-то в ответ.

— Как начиналась ваша музыкальная карьера?

— Я начал играть, когда учился в старших классах. Нам хотелось концертов, хотелось покорять сердца девчонок. Я тогда был в люблен в электрогитару. Но на самом деле только после окончания школы я понял, что хочу сделать музыку частью своей жизни. Тогда я научился играть на нескольких музыкальных инструментах. Мне нравилось учиться. Я и по сей день все время узнаю что-то новое.

— Когда вы играли в группе Far East Family Band, вам довелось познакомиться с Клаусом Шульце. Как эта встреча поваляла на вашу музыкальную карьеру?

— Это были 1970-е. Клаус тогда играл в Tangerine Dream. Он был для нас всех королем. Казалось, он знал про синтезаторы буквально все. Когда Шульце предложил свести и спродюсировать наш альбом, я был удивлен. Это был потрясающий опыт, он дал мне новый импульс для экспериментов со звуками.

— Кто еще оказал на вас влияние?

— В ранние годы — американский прогрессив-рок, британский рок и ритм-н-блюз.

— Вы сотрудничали со многими музыкантами, играющими различную музыку, — от тяжелого металла до арт-рока и психоделической музыки. Что из этого показалось наиболее интересным?

— Любая совместная работа — это уникальная возможность и потрясающий опыт. Последняя работа такого рода — сотрудничество с американским защитником прав индейцев, Деннисом Бэнксом, в 2012 году мы выпустили совместный альбом Let Mother Earth Speak. Эти песни связаны с природой. Было бы прекрасно записать что-нибудь и с российскими музыкантами.

— Вы слушаете современную музыку? Что или кто вам кажется интересным?

— Мне часто задают этот вопрос. Но я не слушаю никакой другой музыки, кроме того, что пишу сам. Я не хочу, чтобы на процесс ее создания оказывали влияние другие. Для меня каждый раз это очень личный опыт. Музыка, которую я создаю, вдохновлена природой. Естественные звуки — единственное, что я слушаю.

— Вы бывали в России раньше?

— В начале 1980-х мне удалось побывать во многих местах вашей страны — это было связано с работой над документальным телефильмом «Шелковый путь». Но выступить с концертами так и не удалось. Я знаком с русской культурой, люблю великих русских композиторов XIX века. Правда, я не очень хорошо знаю современную российскую сцену, но уверен, что в России огромное количество прекрасных музыкантов. Я с нетерпением жду выступлений в России. Скоро увидимся!

Кто-то мечтает о дворце. Для кого-то «с милым рай и в шалаше». Кому-то милее всего небоскреб в стиле хай-тек. И лишь немногие в наш сложный и противоречивый век способны по-настоящему ощутить и постичь ту потрясающую космическую гармонию, при которой Домом становится весь мир…

Японский композитор KITARO (наст. имя — Масанори Такахаси) — один из основателей музыкального стиля нью-эйдж, сочетающего электронную, классическую музыку и этнические мотивы разных народов Земли. Уже более 20 лет он живет в своем доме в горах, близ штата Колорадо, в лесу, среди медведей и тигров. Не смотрит телевизор. Не читает газет и не слушает радио. И путешествует по миру, обретая Дом повсюду, куда он приносит свое удивительное искусство. Лучшие мировые концертные площадки борются за право первыми пригласить его к себе. Обладатель Grammy за альбом Thinking of you 1999 года, KITARO — настоящий человек мира.

Господин Масанори, вы живете на Западе, родились на Востоке, можно сказать, проделали свой Шелковый путь. Как изменилось за это время ваше представление о связи культур Запада и Востока?
Я был во многих странах, видел множество культур. И, знаете, до сих пор не разучился удивляться. Меня интересует все, к чему я прикасаюсь, что вижу, чем дышу. Я многому учусь у тех людей, которых встречал во время путешествий, с кем разговаривал. Быть может, это покажется странным, но во многом я познаю окружающий мир через музыку и еду (смеется). Эти две вещи оказывают сильное влияние на то, как я сочиняю. Я стараюсь соединять огромные миры воображения, которые рождаются у меня внутри, а также расширить географические и языковые границы, чтобы зафиксировать ту красоту, с которой я столкнулся. Несмотря на то, что и Востоку, и Западу присущи свои уникальные черты, мы все одинаковы. Мы все живем на Матушке Земле и составляем нечто единое.

Для передачи огромного многообразия звуков мира вы используете синтезатор. Именно он навевает вам такие чудесные картины, которые материализуются при прослушивании Ваших альбомов?
Огромное влияние на мою музыку оказывает природа. Воздух, вода, ветер, лес… По названиям некоторых песен видно, откуда я черпал вдохновение. А синтезатор, конечно, удивительное изобретение, он позволяет составлять единое полотно, используя и звуки различных инструментов, и натуральных, и искусственных, и шумы, в том числе и природные. В 2001 году я начал свой проект Ku-Kai. Посетил 88 замков в Сикоку (Япония) и записал звуки колоколов каждого замка как основу для композиций альбома Sacred Journey of Ku-Kai. На сегодняшний день их уже 4 — от vol.1 до vol.4.

Многие ваши альбомы и композиции посвящены путешествиям. Все они были написаны в путешествиях? Расскажите, пожалуйста, какие страны и регионы мира произвели на Вас большее впечатление?
Иногда действительно я пишу в путешествиях, а иногда сочиняю музыку по возвращению домой. Каждая страна уникальна и обладает прекрасной культурой. Одно из самых запоминающихся путешествий — это, конечно же, Шелковый Путь. Еще в 1980 году японская телевизионная компания (NHK) попросила меня написать музыку для документального сериала Silk Road. Они прислали мне записи, сделанные на Шелковом Пути, и они показались мне очень интересными. После того, как я написал музыку для 12 эпизодов, NHK дали мне возможность попутешествовать по Китаю, и это был потрясающий опыт. Я все еще исполняю Theme from Silk Road на каждом концерте. Когда я это делаю, перед глазами проносятся сцены из жизни Древнего Китая. Конечно, эта композиция стоит в программе моего мирового симфонического тура. Я очень рад поделиться этой особенной композицией с моими поклонниками и в России.

На какой музыке формировался ваш вкус?
Когда я начинал заниматься музыкой, я слушал рок и блюз. Но сейчас я слушаю исключительно музыку собственного сочинения. Почему? Я просто хочу избежать каких бы то ни было влияний. Возможно, поэтому моя музыка и кажется многим людям чем-то неповторимым.

Практикуете ли вы какие-либо техники самосовершенствования — медитация, йога и другие?
Я изучал йогу и медитации еще в 70-х годах в Индии. Там я жил несколько лет и учился. Этот опыт был бесценным с точки зрения открытия сознания и души. Именно после пребывания в Индии я начал создавать музыку. Все это не осталось в прошлом. Я все еще занимаюсь медитацией, молюсь о мире.

Существуют два типа людей: одни, чтобы постичь красоту мира, окружают себя роскошью, изысканной кухней лучшими напитками, самыми чарующими запахами и шедеврами искусства, другие (и мы знаем такие примеры) удалялись в монастыри, пещеры. Что есть для вас красота?
Для меня красота — это наша удивительная планета Земля. Но я боюсь, что эта красота не продлится долго, пока мы продолжаем жить, как сейчас, потребительски относясь ко всему: друг другу, природным ресурсам. Об этом люди знали люди еще тысячи лет назад и свое знание они зафиксировали в великих книгах. Но люди все равно остаются глухими, они не слышат этих слов, поэтому и неспособны чаще всего услышать голоса Земли. Нужно изменить сознание, прийти к пониманию единства всего живого и научиться усмирять свое Эго.
Вроде все так просто, мы все это знаем! Но тем не менее живем по-другому. Планета существует не только для людей. Мы дети Матери Земли наравне с другими живыми существами. Поэтому в прошлом году я написал альбом Final Call и хочу донести это послание людям во всем мире, пока мы не перешли роковую черту, вернуться откуда будет невозможно. Я призываю всех осознать это и спасти ту красоту, которая у нас есть.

Опубликовано в ESTET/14

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *