Пост панк слушать

Случается, что мода на старые вещи возвращается. Такое бывает и с музыкой. В последнее время пост-панк набирает все большую популярность, начиная с узких кругов, и, постепенно, захватывая все новых слушателей.

Что же это за жанр такой? Для начала немного истории для людей, не имеющих представлений о нем. Пост-панк — жанр музыки, появившийся в Великобритании в конце 1970-х годов как производный от панк-рока. Однако эти направления очень отличаются друг от друга. Панк-группы намеренно использовали простые музыкальные аранжировки, не прибегая к сложным гитарным соло. Вокал также не отличался сложностью, зачастую это были крики. В техническом плане музыка получалась простой, энергичной и агрессивной, однако тексты часто затрагивали важные социальные и политические проблемы. Панк-рок — музыка протеста, музыка бунтарей. В пост-панке мелодии также не отличаются особой сложностью, однако они не такие резкие, звучат мелодично, медленно, монотонно. Больше экспериментов, иногда можно услышать электронную музыку, клавишные. Тексты, как правило, депрессивные и меланхоличные, вокал отстраненный, низкий. Правило это относится к классическому пост-панку конца 70-х, о котором сегодня и пойдет речь. Почему? Потому что еще в советское время многие отечественные группы вырастали на британском пост-панке, а некоторые ему подражали, в чем при желании можно убедиться. Это было достаточно давно, но в последнее время в России данный жанр снова стал набирать популярность. Появилось множество его андеграунд-исполнителей, но есть и достаточно известные и интересные группы (их разберем в конце отдельно).

Joy Division

Если вы что-то знаете о пост-панке, то точно (ну 99,9%) слышали о Joy Division. Группа просуществовала всего около трех лет и распалась после самоубийства вокалиста, но оказала огромное влияние на развитие этого жанра музыки. Влияние Joy Division заметно во многих музыкальных коллективах по сей день. Эталон глубокой меланхолии в музыке и безысходности в текстах. Имидж группы дополняет вокалист Иэн Кёртис с его безучастным голосом и странными дергаными танцами. Для начала советую ознакомиться с самым известным альбомом — Unknown Pleasures.

The Cure

Этот коллектив существует с далекого 1976 года по cей день, и именно эта группа оказала огромнейшее влияние на развитие русского пост-панка и рока в целом. Дискография их достаточно обширна, от пост-панка они перешли к производному готик-року, есть несколько поп песен. Однако они по праву считаются одной из передовых пост-панк групп, ну а я бы посоветовал не ограничиваться им в данном случае, а прослушать всю дискографию, с каждым альбомом группа ощутимо творчески росла. И в данном случае стоит отметить имидж вокалиста, Роберта Смита, который дарил группе оригинальность, его сложно с кем-то спутать. Многие считают его отцом готик-рока.

Siouxsie and the Banshees

Если взять все то, что присуще пост-панку, возвести в абсолют и добавить женский вокал Сьюзен Баллион — получится Siouxsie and the Banshees. В первом составе группы был сам Сид Вишес — еще до Sex Pistols. Также одно время у «Сьюзи и Банши» в группе играл Роберт Смит — фронтмен The Cure. Дискография SATB довольно обширна и интересна, как и The Cure, они наполняли свои альбомы звуковыми экспериментами, что не дает потерять интерес из-за отсутствия разнообразия.

The Sisters Of Mercy

На мой взгляд, это самый брутальный пост-панк. В черных очках и косухах. Если предыдущие группы объединяет меланхолическая мелодичность, то здесь меланхолия брутальная и жесткая. Состав группы, образованной в 1976 году неоднократно менялся, однако вокалист (Эндрю Элдрич) оставался неизменным, так группа и просуществовала до наших дней, до сих пор отыгрывая мощные концерты.

The Chameleons

Отличная пост-панк группа, которую, как иногда случается, совершенно незаслуженно недооценили в свое время, однако она по праву также считается одной из лучших в этом жанре. Среди их песен есть как мощные и пробивные, так и тихие и спокойные, по настроению.

Буерак и Моторама

Также отдельно стоит упомянуть две современные российские пост-панк группы, которые заслужили некоторый успех. Они, конечно, не легенды, но в данном жанре у нас пользуются популярностью. Это «Буерак»и «Motorama». Буерак — достаточно спорный для многих проект, однако отрицать его известность сложно. Их песни романтичны, в чем-то веселы, а в чем-то трагичны. В них рассказывается история вымышленного и далеко не идеального русского обывателя, который пытается реализоваться в жизни, что очень и очень непросто. Если отбросить критическое мышление и принять этот с первого взгляда довольно странный текст и довольно хорошую музыку, то вы поймете всю скрытую прелесть Буерака и будете возвращаться к их песням снова и снова.

Услышав в первый раз Мотораму, я и представить себе не мог, что это отечественная группа из Ростова-на-Дону. Коллектив исполняет песни на английском языке, что у них прекрасно получается. Невольно задаешься вопросом, почему так мало российских групп, которые делают так же, разнося нашу музыку по странам. В России группа пользуется достаточной популярностью, однако интересна ее известность за рубежом. Ростовчане часто дают гастроли, посещая не только страны СНГ, но Европу и даже Азию (в сентябре они посетят Шанхай, Пекин, Токио и другие города). Звучание их просто завораживающее, а вокал Влада Паршина напоминает вокал Иэна Кёртиса из Joy Division, но не копируя, а дополняя что-то свое.

А какая из пост-панк групп любима у вас?

Понравился материал?

Подпишись на наш Яндекс.Дзен

А также паблик Вконтакте!

Если ты никогда не хотел что-то понимать в постпанке, то теперь придется.

Постпанк – один из тех многочисленных жанров, которые не поддаются логичному научному описанию, а даны нам, что называется, в ощущениях. К примеру, не так уж сложно в одном предложении охарактеризовать дэт-метал, получится нечто вроде: «тяжелая, скоростная и зверски серьезная форма металла с гитарными тремоло, ревущим вокалом и пониженным строем”.

С постпанком такой простой фокус не проходит, ибо это не стиль музыки, а именно что жанр, то есть случайная совокупность колоссального числа артистов, каждый из которых играл что-то свое – кто в лес, кто по дрова. Обобщенно можно лишь высказать, что постпанк это форма альтернативного рока, более спокойная, чем панк, но более нервная, нежели нью-уэйв.

В итоге границы этого самого постпанка столь размыты, что при желании ты можешь туда засунуть все что угодно – да хоть U2 или Янку Дягилеву – и не особенно ошибиться.

Самое смешное, что как музыка постпанк появился до панк-рока. Так что приставка «пост” нагоняет бреду еще больше. Само собой, сам термин, появился позднее. При этом мы можем говорить о тех артистах, которые звучали как стопудовые постпанки задолго и до панка, и до постпанка, и до царя Гороха. Будем звать их протопостпанками. Сюда подпадают некоторые записи немцев Can, их земляков NEU!, и – само собой – Игги Поп с Лу Ридом. Многие любят добавлять Дэвида Боуи, Roxy Music и The Doors, но они больше влияли на постпанк, чем сами звучали как таковой.

В основном, как видишь, речь идет о создателях самой невеселой музыки древности с атрофией в участке мозга, ответственном за радиоформатность.

Когда появился панк-рок не все хотели играть громко и быстро. Потому что сидели на каких-то других наркотиках, ну или потому что считали себя выше всего этого. Как правило и то, и другое одновременно. Имена несогласных можно перечислять до бесконечности, но три ключевые фигуры это, наверное, Joy Division, Wire и Siouxsie and the Banshees. Все три начинали как панки, но мгновенно телепортировались в другую галактику.

Что именно можно назвать первым «настоящим” постпанк-альбомом – вопрос, как обычно, дискуссионный. В упрощенной картине мира таковым легче всего назвать «Pink Flag” лондонской группы Wire. Это 1977 год. На этой пластинке четко слышно, как группа шагает от панка к постпанку, то есть находится в ключевой фазе перемещения, и потому она особенно интересна.

Но требуется напомнить, что такая жанрово важная команда, как Pere Ubu из Кливленда успела выпустить пару (отличнейших) сорокапяток в 1975 и 1976 годах. И там постпанк в полный рост.

Настоящий, оригинальный постпанк был довольно неприятной на слух музыкой, тяготеющей к дисгармоническим и минорным прогонам. Если панк считал себя культурой разрушительной, то постпанк – саморазрушительной.

Сегодня как-то для всех само собой разумеется, что постпанк – всенародно популярный жанр, породивший тучу шлягеров. Но в реальности он совсем для того не предназначался, и стал популярен в основном потому, что в конце концов появились радиоформатные постпанки (в первую очередь The Cure, New Order, Nick Cave and the Bad Seeds). И еще потому, что девять из десяти современных музыкальных критиков росли в детстве на постпанке, а потому последние годы всячески продвигают эту музыку всеми доступными и недоступными средствами.

В России постпанк популярен еще по одной весьма специфической национальной особенности. Дело в том, что почти все родоначальники русского рока – будь то «Алиса”, «Звуки Му”, «Кино” или «Аквариум” вылезли на свет божий как раз в тот момент, когда в свердловском, питерском да и московском подполье постпанк был в особо почетном фаворе. А потому русский рок восьмидесятых – леденящий печень замес новой волны и дворовых песен на постпанковой основе.

Постпанк оказался феноменально удобной для России музыкой – не надо уметь петь и играть. Не надо даже быстро шевелиться (что требовалось таки для панк-рока). Если пропил все имущество, дозволительно вместо гитары творить под звуки детского пианино из треснувшего пластика. И не надо нагонять тоску – у нас её вечно в избытке.

По сути в постпанке для творческого человека есть лишь одно ограничение – очень трудно потом заставить кого-то все это слушать.

По изложенным выше причинам постпанк пустил корни практически во всем мире. В 80-е годы это был доминирующий андеграундный жанр и в Европе, и в Британии, и в странах третьего мира. В США все было чуть не так – центрами распространения контркультуры на тот момент стали университеты и институтские радиостанции – отсюда изобилие колледж-рока, инди-рока и прочих похожих на постпанк, но все таки других, самостоятельных жанров.

Когда вспоминают об американском постпанке 80-х, то в первую очередь начинают говорить о Sonic Youth – этот факт уже характеризует то, насколько в Америке взгляды на жанр отличались от среднемировых. Но там были еще Swans, Violent Femmes, Wipers а также сотни групп, которые до сих пор непонятно как звать – постпанком или же новой волной.

Самым первым по-настоящему важным стилем музыки, отпочковавшимся от постпанка, стал готик-рок. Произошло это в 1979-1981 годах. Под готик-роком тогда подразумевалось нечто совершенно иное, чем то, что в конце девяностых впаривали школьницам группы вроде HIM и The 69 Eyes.

В одном абзаце рассказывать обо всех достижениях и причудах готик-рока невозможно, но можно просто сказать что пионеры готики – Bauhaus, The Sisters of Mercy – подались в эти вампирские дебри не потехи и балагана ради, а просто искали способ сделать мрачный постпанк еще мрачнее. Хотя куда уж мрачнее…

Этим поджанры постпанка не исчерпываются – был и шугейз (Slowdive), и дримпоп (Cocteau Twins), и даже индастриал (Cabaret Voltaire). Да, индастриал в годы молодости был одной из малых экзотичных форм постпанка, это лишь потом он разросся до какой-то самостоятельной индустрии, имевшей мало общего с первопроходцами.

Особую сложность в идентификацию постпанка вносит то, что многие ключевые артисты жанра кардинально меняли свой стиль, звук и настроение от альбома к альбому. Шотландцы The Jesus and Mary Chain (одна из важнейших гитарных групп Британии 80-х) начинали с нойза, потом нагоняли готики, затем выдавали почти американский инди-рок, после чего как ни в чем не бывало записывали альбом акустических баллад. Столпы жанра Swans и Dead Can Dance тоже пережили немыслимые трансформации.

Если бы все артисты поступали как The Fall или The Cure, то есть всю жизнь пели одну и ту же песню – критикам было бы жить намного проще. Но эти двое скорее исключение, нежели правило.

В девяностые людям стало не до постпанка – американская школа андеграундного рока победила, весь мир стал играть и слушать грандж и коммерческий панк с инди-роком. Хотя попадались исключения вроде Elastica или Yo La Tengo.

А когда пришли двухтысячные подросли все те музыканты и критики, которые по малолетке в школах упивались в хлам под кассеты Joy Division. Отсюда и выросли ноги того, что стали звать postpunk revival. Все вот эти имена, которыми хипстеры стали терроризировать обывателей, они в основном из этих пост-постпанков: The Strokes, The National, The Libertines, Interpol, The Killers – ты и так их знаешь, даже если никогда не слышал. Можно справедливо заметить, что нерва и надрыва, присущего восьмидесятым, в новых группах не ощущается. Но это все-таки надводная часть айсберга, то что стало мейнстримом. Где-то в андеграунде можно найти более матерые образцы (Girlband станет примером). Но так и было всегда с любым серьезным рок-жанром.

Десять пластинок для первого знакомства:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *