Весенний дождь

После продолжительных зимних холодов начинают таять снежные сугробы, реки освобождаются от сковывающего их льда, но дыхание весны едва ощутимо. Солнце робко проглядывает, пытаясь согреть своими лучами и разбудить ото сна спящую природу. И вот наступает май — месяц, когда все распускается. Первые звенящие капли начинают стучать по земле, усиливаясь с каждой минутой. Долгожданный весенний дождь! Распахнешь окно – и в комнату ворвется свежесть. В пасмурную погоду хочется дышать полной грудью.

Где-то далеко слышатся раскаты грома, который громогласно заявляет о начале теплого времени года. Воздух пропитывается запахом мокрой земли, хвойных растений, природа оживает и радуется, ветви растений устремляются к небу. Тонкие струйки воды стекают по только что пробившимся клейким листочкам, по бутонам цветов. Капли блестят и переливаются на молодой траве. Как чудесно прогуливаться в лесу после дождя! Куда не посмотришь – везде рассыпаны бриллианты капель дождя. Стоит задеть случайно – и они осыпаются.

Когда начинается настоящая весна? После первого майского дождя с грозой, когда небо за несколько мгновений затягивается серыми грозовыми тучами, а за окном становится темно. Когда сверкают молнии, деля небо пополам, а яркие вспышки от них на мгновение озаряют округу. Потоки, льющиеся с неба, смывают с лица города пыль и копоть. Неожиданно начавшийся весенний дождь приносит с собой ощущение радости и легкости.

Шум дождя — это особенные звуки. Это волшебная мелодия, написанная самой природой. Музыка, которую хочется слушать вечно. Как только дождь утихает, лес наполняет щебетанье птиц, шорох ветвей, качающихся на ветру, шепот листвы. В лужах, как в зеркале, отражаются причудливые силуэты деревьев. Как весело перепрыгивать через лужи в парке!

Сквозь грозовые тучи пробиваются солнечные лучи, озаряя все вокруг. Первый весенний дождь означает очищение и начало новой жизни, когда природа набирается сил и готовится к лету. Как прекрасны капельки дождя в лучах ласкового майского солнца! Они горят и сверкают, напоминая своей хрупкостью и прозрачностью горный хрусталь. В такие моменты хочется любоваться природой, восхищаться ее удивительными явлениями.

Стихотворение «Весенний дождь” написано не молодым поэтом, а уже зрелым творцом. Оно несет на себе печать мастерства и опыта. Краткий анализ «Весенний дождь” по плану используется на уроках литературы в 5 классе, чтобы помочь школьникам лучше понять это произведение.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенний дождь.

История создания – стихотворение создано в 1857 году, а напечатано спустя два года, в 1859-м в журнале «Русское слово”.

Тема стихотворения – дождь как символ весны и природного начала.

Композиция – этот одночастное произведение, состоящее из трех строф, последовательно рисующих картину.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием и перекрестной рифмой.

Эпитеты – «золотая пыль”, «душистый мед”.

Метафоры – «солнце блещет”, «качаясь, движется завеса”, «что-то подошло и барабанит”.

Олицетворение – «воробей купается”, «опушка стоит”.

История создания

Фет всегда уделял много внимания природным явлениям – пейзажная лирика является значительной частью его творческого наследия. Поэт очень любил наблюдать за изменениями, которые происходят в природе – это всегда вдохновляло его на создание прекрасных стихов. Стихотворение «Весенний дождь”, созданное с просто невероятным мастерством, исключением не стало – в 1857 году Фет написал его благодаря наблюдениям за природой накануне дождя, с чем и связана история создания поэтических строк.

Широкая публика увидела это произведение спустя два года – с 1859-м стихотворение зрелого уже мастера «словесного пейзажа” появилось в журнале «Русское слово”. Оно сразу же приобрело признание и у критиков, и у читателей.

Тема

Стихотворение, как ясно из названия, посвящено весеннему дождю. Это то, что называется чистой лирикой, ведь пейзаж в стихотворении – это самоценность, созданная с помощью приема словесного рисования.

Интересно, что к этой же теме в 1908 году обратится Валерий Брюсов. Он также создаст реалистичную картину весеннего дождя, при этом его произведение будет во многом перекликаться со строками, написанными Фетом.

Композиция

Рисуя картину весенней природы, Фет использует одночастную композицию: все три строфы последовательно раскрывают одну тему.

Все начинается с повседневной, будничной картины, которую поэт описывает широкими мазками: первая строфа стихотворения создает фон и задает тон произведения. Кажется, что о предстоящем дожде ничего не напоминает – даже солнце не успело спрятаться за тучами. При этом поэт использует народную примету, показывая купающегося в пыли воробья, который, как известно, предвещает осадки.

Далее композиция продолжается картиной изменившегося мира – становится очевидно, что дождь идет буквально стеной, так что наблюдатель видит необычную картину – сотканную из воды и солнечного света «завесу”, которая полупрозрачной ширмой отделяет виднеющеюся вдали лесную опушку.

Наконец, третья строфа, которая должна была бы получиться прозаической и неприметной, поскольку дождь уже начался и на землю спустилась серая пелена, по мановению волшебного слова поэта окрашивается в весенние тона и кажется теплой и радостной. Капли умиротворенно барабанят по свежим листьям – действительно прекрасная картина.

Жанр

Это пейзажная лирика в чистом виде, когда все три строфы посвящены только теме природы – тому, как яркость солнечного весеннего дня сменяется дождем. Этот любимый Фетом жанр удавался ему лучше всего. Эта поэтическая зарисовка показывает, как тонко поэт мог видеть прекрасное в самых обыденных вещах.

Четырехстопный ямб использован для ее создания с умыслом – этот стихотворный размер помогает автору передать радостное настроение. Перекрестная рифма придает звучанию поэтических строк необходимую плавность.

Средства выразительности

Фет использует простые синтаксические конструкции, и средства выразительности также не отличаются сложностью. Это ярко выделяет произведение в ряду пейзажных зарисовок. Итак, поэт использует:

  • Эпитеты – «золотая пыль”, «душистый мед”.
  • Метафоры – «солнце блещет”, «качаясь, движется завеса”, «что-то подошло и барабанит”.
  • Олицетворение – «воробей купается”, «опушка стоит”.

При этом художественные средства играют скорее вспомогательную роль. Главная отведена глаголам, которые делают повествование динамичным, показываю движение, так что читатель как будто видит нарисованные перед его мысленным взором картинки.

Особую роль в произведении играют наречия. Их всего два, но они очень значимы, ведь «еще” указывает на то, что читатель видит – это временное явления, а «уж” говорит о том, что дождь совсем рядом.

Наконец, благодаря ассонансу и аллитерации поэт передает эмоциональное настроение наблюдателя, показывает, что лирический герой умиротворен и доволен, он ощущает полноту и радость существования.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году А. Фет написал стихотворение «Весенний дождь»?

    • 1857
    • 1859
    • 1860
    • 1863

Начать тест(новая вкладка)

Рейтинг анализа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *