Постриг

ПОСТРИГ МОНАШЕСКИЙ — в христианстве обряд, знаменующий принятие человеком монашества.

На­зва­ние про­ис­хо­дит от эле­мен­та это­го об­ря­да — по­стри­же­ния час­ти во­лос на го­ло­ве при­ни­маю­ще­го мо­на­ше­ст­во.

Тра­ди­ция пострига монашеского, по пре­да­нию, бы­ла вве­де­на в IV веке в египетских мо­на­сты­рях преподобным Па­хо­ми­ем Ве­ли­ким. В V веке постриг монашеский из­вес­тен уже как ре­гу­ляр­ная прак­ти­ка. Со­глас­но ав­то­ру Аре­о­па­гит­ско­го кор­пу­са (V-VI века) и преподобному Фео­до­ру Сту­ди­ту (VIII-IX века), постриг монашеский пред­став­лял со­бой од­но из цер­ков­ных та­инств, по­доб­ное кре­ще­нию; в нём про­ща­лись гре­хи, со­вер­шён­ные по­сле кре­ще­ния. Со­глас­но за­ко­но­да­тель­ст­ву императора Юс­ти­ниа­на I (535), постриг монашеский за­пре­щал­ся без про­хо­ж­де­ния 3-лет­не­го под­го­то­вительного пе­рио­да (смотреть По­слуш­ни­че­ст­во, Но­ви­ци­ат). К IX веку в Ви­зан­тии уже су­ще­ст­во­ва­ла, а к X веку окон­ча­тель­но ус­та­но­ви­лась прак­ти­ка раз­ли­че­ния 2 эта­пов пострига монашеского по сте­пе­ни стро­го­сти при­ни­мае­мых обе­тов — ма­лой схи­мы и ве­ли­кой схи­мы.

В современном хри­сти­ан­ст­ве постриг монашеский не яв­ля­ет­ся цер­ков­ным та­ин­ст­вом; он рас­смат­ри­ва­ет­ся как об­ряд вве­де­ния по­стри­гае­мо­го в мо­на­ше­ст­во — со­вер­шен­ный об­раз хри­сти­ан­ской жиз­ни, ос­но­ван­ный на от­ре­че­нии от ми­ра и свя­зан­ных с ним 3 основных обе­тах: дев­ст­ва, доб­ро­воль­ной ни­ще­ты и по­слу­ша­ния ду­хов­ным на­став­ни­кам. Со­глас­но современному Ус­та­ву РПЦ, постригу монашескому пред­ше­ст­ву­ет пе­ри­од ис­пы­та­ния («ис­ку­са»), во вре­мя ко­то­ро­го кан­ди­дат в мо­на­ше­ст­во пре­бы­ва­ет в мо­на­сты­ре в чи­не труд­ни­ка, за­тем по­слуш­ни­ка (при этом он мо­жет стать ря­со­фо­ром, при по­свя­ще­нии в ко­то­ро­го так­же со­вер­ша­ет­ся об­ряд по­стри­же­ния во­лос), и толь­ко по­сле это­го он мо­жет при­нять постриг монашеский в ма­лую схи­му (соб­ст­вен­но мо­на­ше­ст­во). По современным пра­ви­лам не­до­пус­ти­мо при­ня­тие в мо­на­стырь и даль­ней­ший постриг монашеский лиц не­со­вер­шен­но­лет­них, пси­хи­че­ски не­здо­ро­вых, без удо­сто­ве­ре­ния лич­но­сти, а так­же лиц, об­ре­ме­нён­ных дол­го­вы­ми, се­мей­ны­ми или ины­ми обя­за­тель­ст­ва­ми пе­ред треть­ими ли­ца­ми. Постриг монашеский дол­жен быть доб­ро­воль­ным. Он со­вер­ша­ет­ся в мо­на­сты­ре епар­хи­аль­ным ар­хие­ре­ем или игу­ме­ном мо­на­сты­ря в при­сут­ст­вии бра­тии с уча­сти­ем ду­хов­но­го на­став­ни­ка, ко­то­рый ста­но­вит­ся вос­при­ем­ни­ком но­во­по­стри­жен­но­го. Постриг монашеский вне мо­на­сты­рей (так называемое мо­на­ше­ст­во в ми­ру) яв­ля­ет­ся ис­клю­че­ни­ем из об­ще­го пра­ви­ла. Ни­кто не впра­ве ос­во­бо­дить че­ло­ве­ка от дан­ных им мо­на­ше­ских обе­тов. Мо­на­хи, не­по­роч­но жи­ву­щие в ма­лой схи­ме, мо­гут при­нять вто­рой постриг монашеский, то есть ве­ли­кую схи­му.

Постриги монашеские в ма­лую и ве­ли­кую схи­мы со­про­во­ж­да­ют­ся на­ре­че­ни­ем по­стри­гае­мо­му но­во­го име­ни, его пе­ре­об­ла­че­ни­ем и пе­ре­обу­вани­ем, имею­щи­ми сим­во­лическое зна­че­ние из­ме­не­ния жиз­ни. Постриг монашеский со­про­во­ж­да­ет­ся мо­лит­вен­ны­ми чи­но­пос­ле­до­ва­ния­ми. Фор­ма вы­стри­же­ния во­лос при постриге монашеском в раз­ных хри­сти­ан­ских тра­ди­ци­ях раз­ли­ча­лась и мог­ла ме­нять­ся со вре­ме­нем: ос­тав­ле­ние «обод­ка» во­лос вок­руг го­ловы (раз­но­вид­ность — «гу­мен­цо») как под­ра­жа­ние тер­но­во­му вен­цу Хри­ста, в даль­ней­шем по­лу­чив­шее наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние в Рим­ско-ка­то­лической цер­к­ви (смотреть Тон­зу­ра); пол­ное по­стри­же­ние го­ло­вы в под­ра­жа­ние апостолу Пав­лу; наи­более рас­про­стра­нён­ной фор­мой ста­ло кре­сто­об­раз­ное по­стри­же­ние во­лос.

В Рим­ско-ка­то­лической церк­ви об­ря­ды по­стри­же­ния во­лос при по­свя­ще­нии в мо­на­хи и при ру­ко­по­ло­же­нии бе­ло­го ду­хо­вен­ст­ва с 1973 года не про­во­дят­ся (от­ме­не­ны па­пой Рим­ским Пав­лом VI), при этом со­хра­ня­ет­ся тра­диционное но­ше­ние па­пой Рим­ским, кар­ди­на­ла­ми и епи­ско­па­ми специального го­лов­но­го убо­ра (так называемый пи­ле­о­лус), ра­нее пред­на­зна­чав­ше­го­ся для со­дер­жа­ния тон­зу­ры в те­п­ле.

В древ­нем хри­сти­ан­ст­ве (осо­бен­но за­пад­ном) по­стри­же­ние во­лос на го­ло­ве упот­реб­ля­лось так­же при по­став­ле­нии в чте­цы и свя­щен­ни­ки. Со­глас­но 33-му ка­но­ну Трулль­ско­го со­бо­ра (691-692), не­по­стри­жен­ным за­пре­ща­лось учить с ам­во­на в церк­ви.

Сход­ные по сво­ему сим­во­лическому зна­че­нию с хри­сти­ан­ским постригом монашеским об­ря­ды бри­тья мо­на­ха­ми го­ло­вы и ли­ца су­ще­ст­ву­ют так­же в буд­диз­ме и ин­ду­из­ме.

Постриг в монашество и монашеские обеты

Монашество

Монах (от греч. – один, одинокий) – человек, посвятивший себя Богу через принятие обетов, сопровождающееся постригом волос в знак служения Богу. Монашество — «уединённое, одинокое жительство».

Возникло монашество в III в (Египет, Палестина). Основатели русского монашества – препод. Антоний и Феодосий Печерские (основали в XI в Киево-Печерский монастырь.

Постриг в монашество и монашеские обеты

Постриг — обряд посвящения в монашество, ч. дает Богу пожизненные обеты и к исполнению их получает дар содействующей Божественной благодати. Пострижение — основное действие посвящения в монашество.

Монашеские обеты влекут за собой пожизненную обязанность исполнения их перед Богом и не могут быть даны легкомысленно, поэтому от степени к степени они возрастают от простого к более сложному. В традициях Русской православной церкви после успешного прохождения послушнического искуса (испытания) начинаются четыре степени монашества, которые различаются количеством даваемых перед Богом обетов, разными аскетическими правилами поведения, послушаниями и внешними монашескими одеждами.

1.Послушник, (послушница) — лицо, готовящееся к принятию монашества. Послушники ещё не дают монашеских обетов и не принадлежат к монашескому братству, не носят монашеской одежды — рясы. Послушникам разрешают носить подрясник.

Послушники исполняют разные послушания при монастыре, привыкают к монастырской жизни, распорядку дня и правилам.

По правилам Российской империи, послушник должен был провести не менее 6 лет до принятия монашеского пострига и вступления в 1-ю степень монашества.

2. Рясофор (рясофорный монах) — носящий рясу.

При пострижении в рясофоры послушник изменяет свое мирское имя и даёт единственный обет — послушания. В современной практике РПЦ в мужских монастырях рясофорных монахов часто называют иноками, а постриг в рясофор — иноческим постригом. Таким образом, общее для обозначения всех монахов русское слово инок стало обозначать лишь лиц, принадлежащих к первой степени монашества.


Рясофорный послушник (послушница) сохраняет мирское имя и волен в любое время прекратить прохождение послушничества, вернуться к прежней, мирской жизни, что для монаха, по православным канонам, уже невозможно. Рясофорный монах отличается от рясофорного послушника тем, что ему дается новое имя

Инок (инокиня) — древнерусское название монаха, иначе чернеца. В современных православных мужских монастырях иноком называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного (греч. «носящего рясу») монаха — до пострижения его в «малую схиму» (обусловленную окончательным принятием монашеских обетов и наречением нового имени). Инок — как бы «новоначальный монах».

3. Малая схима (мантийное монашество) — принимая постриг и обеты малой схимы, человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом.

Введение во 2-ую степень совершается через обряд, называемый последованием малые схимы, а также сочетанием. Обряд делится на 2 части:

· оглашение (увещание, произнесение обетов, наставление давшему обеты) и

· само пострижение.

Игумен испытывает твёрдость постригаемого троекратным повелением подать ножницы и двукратным отвержением их. Каждый раз постригаемый смиренно подает их и целует руку игумена. Приняв ножницы в 3-й раз, игумен крестовидно постригает посвящаемого и нарекает новое имя, напоминая тем окончательное отречение его от мира.

После пострижения посвящаемый облачается в хитон, параман, рясу, пояс, мантию, камилавку, клобук, сандалии и получает вервицу.

Монах получает новое имя (как бы рождаясь заново), даёт еще 2 монашеских (аскетических) обета: целомудрие и нестяжательство.

Одежда: хитон, параман, пояс, ряса, мантия (палий), клобук, сандалии и четки.

Монах избирает руководителя своей духовной жизни (старец), и отсекает своеволие. Так монах учится следовать воле Божией.

Принимая монашество, кроме соблюдения обетов, монах обычно должен ежедневно совершать молитвенное правило и нести послушание. В число послушаний обычно входят:

· уборка помещений

· прислуживание в алтаре и храме

· пение и чтение во время богослужения

· работа у свечного ящика

· работа в мастерских или подсобных хозяйствах

· дежурство в трапезной

· звонарство

4. Великая схима — совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Христом. Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схимона́хом, или схи́мником.

Обряд Пострижения великосхимников — «Последование великия схимы» — отличается от обряда малой схимы только большей продолжительностью и торжественностью. После удостоверения в твёрдости намерения принять великую схиму, посвящаемый приемлет

Великосхимнику снова меняют имя. Инок получает ещё одного покровителя (т.е. после каждой перемены имени за него перед Богом ходатайствует всё больше святых).

В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы.

Кроме 3 предыдущих обетов – обет отречения от мира и всего мирского. В древности великосхимники давали дополнительный обет — вселиться в затвор, закрыться в одинокой пещере как в гробу и тем самым полностью умереть для мира, оставшись с единым Богом.

Облачение великосхимника: ряса, аналав (особый параман), куколь (остроконечная шапочка с крестами), мантия, чётки, сандалии, пояс, хитон.

Великосхимничество происходит от стремления совершать высшие монашеские подвиги, которыми являются отшельническое или пустынножительное житие.

Не имея возможности поселиться в настоящей пустынной местности вдали от людей, чтобы посвящать все помыслы единому Богу, монахи, живущие в обычном общежительном монастыре, уходили в затвор, тем самым заменяя отшельничество — они и стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов.

Словарь

Ряса – греч.-«вытертая, поношенная одежда» — верхнее (небогослужебное) одеяние — длинная до пят одежда, просторная, с широкими рукавами, тёмного цвета (бывают рясы, как демисезонные и зимние пальто).

Аналав – 4-хугольный плат с изображением 8-конечного креста на подножии орудий страстей и черепа Адама, носимый монахами на груди. Обозначает крест, который берет на себя инок, следуя за Спасителем, возлагаемую на плечи, спину и грудь.

Клобу́к (от тюрк. колпак —шапка) —принадлежность облачения монаха (малосхимника), надеваемая на голову. Состоит из камилавки (цилиндра с обрезанными краями) и «намётки» — чёрного покрывала (из шёлка или др. материалов чёрных тонов), прикреплённого к камилавке и заканчивающегося 3 длинными концами, спускающимися по плечам и спине до пояса. Клобук имеет символическое значение «шлема спасения» и «покрывала послушания». Нижняя часть покрывала, разделяющаяся на три длинных конца, знаменует Троическую благодать, которая покрывает помыслы монаха.

Ку́коль (лат. капюшон) — в Русской Церкви с XVIIв. после реформ патриарха Никона — верхнее облачение монаха великой схимы в виде остроконечного капюшона с 2 длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи черного цвета, с изображением на нем крестов, серафимов и текста трисвятого. Надевается поверх мантии (называется куколем беззлобия, шлемом спасительного упования).

Мантия- длинная, до земли накидка без рукавов с застёжкой на вороте, покрывающая подрясник и рясу.

Скуфья́, скуфия́ (от греч. «чаша») — повседневный головной убор православных духовных лиц всех степеней и званий. Небольшая круглая чёрная, мягко складывающаяся шапочка; складки надетой скуфьи образуют вокруг головы знамение креста. Второе значение — внутренняя часть свода купола.

Подрясник- длинное, до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяние с узкими (в отличие от рясы) рукавами. Левая нижняя пола глубоко заходит внутрь под правую. Косая верхняя правая пола застегивается с левой стороны на шее и в поясе.

Хито́н (греч. «одежда») — подобие рубашки (льняной или шерстяной), чаще без рукавов. Низ хитона обязательно подшивали (неподшитый, обтрёпанный низ был знаком траура или рабства). Хитон всегда подпоясывался, как правило, с напуском.

Великий постриг. 1898

Картина была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Он испытал, по его словам, «молниеносную любовь». В Кисловодске он встретился с девушкой, — она была певицей и выступала с гастролями в местной опере, — и был захвачен не красотой ее, а чем-то глубоко скрытым, тайной внутренней жизни. «Через веселую остроумную речь сквозил ум и какая-то далекая печаль. В глазах эта печаль иногда переходила в тоску, в напряженную думу…» — вспоминал Нестеров. Вскоре они уже не могли существовать друг без друга. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Свое глубокое горе Нестеров излил в картине «Великий постриг». Тема ее — реквием по несбывшейся любви. Он написал старообрядческий скит, затерявшийся в лесной глуши, — такие он видел на родине и в окрестностях Троице-Сергиевой лавры. На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики — кельи монахинь. Здесь же церковь, часовенка. По узкой улице движется медленная процессия, длинная вереница женщин разных возрастов, одетых в черные монашеские рясы. Впереди — юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Это композиционный и эмоциональный центр картины — девушка, юная, чистая, кроткая, с глубокой печалью в сердце. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. Можно только гадать, несчастная ли любовь причина их ухода из мира или просто отвращение к его грязи и пошлости. За девушками следует старуха с девочкой.

Первая — воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. Далее две монахини почтительно и не без подобострастия поддерживают властную и красивую игуменью. Композиция строится на перекличке вертикалей, черных, белых, тянущихся к небу как стройный хорал. Высокое мастерство декоративного решения целого соединяется здесь с умением выразить лирико-драматический настрой, подобный музыкальному. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого.

» назад далее «

Великий постриг, фото. Фотография монахинь, монахи в монастыре — Женщины-монахи. Люди идут в монастырь. Пострижение в монастырь. Нестеров, картина, рисунки, фото, биография

Воспоминания Михаила Нестерова:

«Кто не знает, что воспоминания, мемуары — удел старости: она живет прошедшим, подернутым дымкой времен минувших. И это придает им особый аромат цветов, забытых в давно прочитанной книге жизни. В предлагаемых очерках, в некоторых воспоминаниях о людях, об их деяниях, о том, о чем люди когда-то думали-гадали, прочитавший очерки, быть может, найдет немало субъективного, но иначе оно и быть не может, так как моей задачей и не было вести протокольную запись виденного, услышанного, и в очерках своих я говорю так, как понимаю, чувствую, нисколько не претендуя на непогрешимость…» читать полностью «

Путешествия Михаила Нестерова:

«Путь до Вены совершил я в постоянном напряженном внимании. Все казалось мне дивно интересным, и я переживал виденное с жадностью молодости. Города, сначала Галиции, а потом самой Австрии мне казались в первую поездку иными, чем потом. Я помнил, что силы надо беречь для Италии и умышленно многое пропускал из поля зрения. В Вену приехал к вечеру. Мост через Дунай со статуями, храмы, дворцы, весь характер города меня захватили своей новизной. Чтобы поделиться своими первыми впечатлениями у меня не было ничего, кроме почтовой бумаги, и я в тот же вечер написал обо всем виденном в Уфу…» читать полностью «

Биография Михаила Нестерова:

Михаил Васильевич Нестеров, молодой художник из далекой Уфы, ворвался в художественную жизнь России смело и стремительно. Его картина «Видение отроку Варфоломею» стала сенсацией 18-ой Передвижной выставки в Москве. Юношеские мечты провинциала о признании, о славе начинали сбываться. Его отец полушутя говаривал, что лишь тогда он поверит в успех сына, когда его работы будут приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым, знаменитым московским коллекционером. Попасть в Третьяковскую галерею значило больше, чем иметь академические звания и награды. И вот уже две картины Нестерова куплены Третьяковым… читать полностью «

Монашеский постриг в Свято-Петропавловском женском монастыре 09.04.2016 08:16

Монашеский постриг в Свято-Петропавловском женском монастыре

По обычаю в дни великого поста в монастырях совершаются иноческие и монашеские постриги. Постриг — отречение человека от мира, от его похотей и соблазнов ради Царствия Небесного. Как говорят святые отцы, это поистине вселенское событие. В нашем монастыре, в последний раз он состоялся в 2011 году.

Пять лет мы ждали это пира духовного, потока новой благодати на обитель. Но каждый год что-то случалось: то матушка игумения болела, то владыка митрополит был занят, то сестры не были готовы. Но это все видимые причины, а истинные знает только Господь Бог.

И наконец, в этом году на третьей неделе Великого поста владыка Игнатий приехал для собеседования с послушницами — кандидатами в иночество (подготовительная ступень к принятию монашеского ангельского чина). После испытания постригаемых, он пообщался со всеми сестрами обители. Мы поделись своими переживаниями первой великопостной недели. И архипастырь, и насельницы подтвердили, что этот пост отличается особой благодатью и особым духовным подъемом.

НЕИЗМЕННЫЕ ВОПРОСЫ

Первый вопрос на который приходиться отвечать сестрам, проводя экскурсии в монастыре неизменно следующий: «Как приходят в монастырь?» Очень просто — Господь приводит почти что за руку. Живут себе люди и не думают о монашестве, и в друг в один прекрасный день переступают порог обители и понимают, что они … дома. И только в этом доме им хорошо и другого никакого уже не надо. А дальше все устраивается с Божьей помощью и вот уже и новый послушник готов.

Второй неизменный вопрос: «Через сколько лет послушника постригут в монахи?» Это никому не известно — как благословит Господь. В настоящее время в российских монастырях была возобновлена прежняя традиция постригать не менее чем через 10 лет послушнического искуса, но опять же на все Воля Божия. Бывает, и годы прошли в монастыре, и матушка игумения благословила, и облачения готовы, но пострига все нет.

А для других он происходит неожиданно скоро.

Так и произошло с нашими новыми земными ангелами мать Тихоной и мать Марией. Одна ждала пострига пять лет, а другая менее пяти лет прожила в обители.

Бывших послушниц владыка благословил постригать сразу в мантию, минуя традиционный иноческий этап. Матушка Игумения не предполагала такого поворота событий и не готовилась к монашескому постригу сразу двух сестер, поэтому в монастыре не оказалось еще одного комплекта монашеских мантий. (Их две длинная постригальная и обычная). Милостью Божией и помощью благотворителей этот вопрос удалось решить за пределами Хабаровского края. Благословение митрополита было получено в четверг поздно вечером, а в субботу утром мантии уже были доставлены в монастырь. Итак, долгожданный день настал, все собрано и подготовлено.

ПУТЕМ ХРИСТА

В воскресный вечер под праздничный перезвон владыка митрополит прибыл в обитель. Получив благословение архиерея сестры пошли к келии матушки игумении и с зажженными свечами встретили матушку и пострижениц. С пением тропаря «Се Жених грядет в полунощи…» торжественная процессия двинулась в храм.

В храме полумрак, горели только лампады и несколько свечей. Семисвечник в алтаре освещал святой Престол. Казалось, что открылись врата в само Царствие Небесное. Растерянный оператор телекомпании «Россия» умоляюще просил включить хоть какой-нибудь свет. Но, увы, не положено. Несмотря на множество народа стояла абсолютная тишина. Перед открытыми Царскими вратами владыка Игнатий уже ждал будущих монахинь. Сестры со свечами в руках от младших к старшим выстроились вдоль ковра по которому предстоит ползти постриженицам и прикрывающим их монахиням.

Первая сестра в одной срачице (белой рубахе) и распущенными волосами легла на ковер и начала двигаться к амвону. Двое монахинь ползли вместе с нею, прикрывая ее своими мантиями. За ней вторая сестра в том же сопровождении. Ползти надо на одних локтях и это чрезвычайно трудно, как самой постригаемой, так и сопровождающим ее.

В этот момент вспоминались слова матушки игумении: «Когда будете ползти непрестанно молитесь». Хотя Петропавловский храм совсем небольшой, но сил едва хватило достичь амвона. На пути были три остановки на которых постригаемые как бы распинались крестом, вспоминая путь Спасителя на Голгофу.

В это время клирос трижды пропел дивный тропарь:

«Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое да не презриши сердце. Тебе бо, Господи, умилением зову: согреших на Небо и пред Тобою»

Это проникновенное песнопение мы можем услышать лишь один раз в году перед Великим постом за всенощной в Неделю о блудном сыне. И трижды на монашеском постриге.

НЕОБРАТИМЫЕ ОБЕТЫ

Когда постригаемые с сопровождающими сестрами достигли амвона, первая послушница, не вставая и даже не поднимая головы из под покровов сестринских мантий, протянула к архиерею руку. Владыка не сразу поднял послушницу, он читал положенные молитвы чинопоследования пострига: «Бог милосердый яко Отец чадолюбивый, зря ваше смирение и истинное покаяние, чада, яко блудного сына приемлет вас кающихся и к Нему от сердца припадающих». Протянутая рука дрожала от напряжения, как рука апостола Петра, утопающего в бурном море. Наконец митрополит подал свою десницу и поднял лежащих. Прикрываемые мантиями, как стеной, от посторонних глаз, они, да и все присутствующие, с трепетом внимали словам владыки. Голос его звучал так четко и ясно, что каждое слово врезалось в сознание.

– Что пришла еси, сестро, припадая к Святому Жертвеннику, и ко святой дружине сей? — слова архиерея грозные и в тоже время исполненные огромной отеческой любви.

– Желая жития постническаго, Владыко святый. — поочередно ответила каждая.

– Желаеши ли сподобитися ангельскому образу, и вчинена быти лику инокующих?

– Ей, Богу содействующу, Владыко святый.

Испытав истинность желания иноческого жития постригаемых, и, видя их полное сердечное согласие, владыка предложил им исповедать и принять обещание соблюдать иноческие обеты даже до кончины живота. Для каждой постригаемой прозвучали решающие вопросы: прибудешь ли в монастыре и в постничестве даже до последнего издыхания? Сохранишь ли девство, целомудрие и благоговение даже до смерти? Сохранишь ли послушание игумении и ко всем во Христе сестрам? Пребудешь ли до смерти в нестяжании и вольной Христа ради во общем житии сущей нищете? Претерпишь ли терпеть тесноту и скорбь иноческого жития ради Царствия Небесного?

На все эти вопросы постригаемые, скорее сердцем, нежели устами, ответили: «Ей, Богу содействующу, владыка святый». Монашеские обеты даны перед Богом и людьми. И они необратимы, передумать больше нельзя.

ВОЗЬМИ НОЖНИЦЫ И ДАЖДЬ МИ

Указывая на Святое Евангелие, владыка обратился к постригаемым: «Се Христос невидимо зде предстоит. Виждь, яко никто же тя принуждает приити к сему образу. Виждь, яко ты от своего произволения хощеши обручение Великаго Ангельского Образа». «Ей, Владыко святый, от своего произволения», – твердо ответила каждая. Архиерей трижды бросил ножницы и попросил подать их. Затем положив ножницы на Святое Евангелие, знаменуя тем самым пострижение влас главы как от руки Христовы крестообразно остриг пряди волос, произнося: «Сестра наша монахиня Тихона (в этот момент происходит наречение монашеским именем) постризает власы главы своея, в знамение отрицания мира, и всех яже в мире, и во отвержении своея воли и всех плотских похотей, во имя Отца и Сына и Святага Духа». Вторая монахиня была наречена именем Мария. С постригом монаху прощаются все сделанные им после святого крещения грехи, поэтому его называют вторым крещением и по сути это восьмое таинство Церкви.

Затем Владыка облачил новоначальных в монашеские одежды: параман, подрясник, пояс, рясу, мантию, апостольник, камилавку (клобук), сандалии. Вручил четки – меч духовный, крест – щит веры и горящую свечу в знамение быть светом миру чистым и добродетельным житием. Каждый из предметов облачения имеет глубокий смысл и является постоянным напоминанием главной цели монаха — умереть для мирской жизни и воскреснуть душою для принятия благ небесных, духовных.

ОТВЕТИШЬ ЗА ДУШИ ИХ В ДЕНЬ СУДНЫЙ

Таинство свершилось! «Сестры наши, – провозгласил архипастырь, – монахиня Тихона и монахиня Мария восприяли обручение ангельского образа и оболклись есть во вся оружия Божия, во еже мощи им победити всю силу и брани начал и властей и миродержителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных …Господи Боже наш, – молился владыка, – введи раб Твоих сих монахиню Тихону и монахиню Марию в духовный Твой двор и сопричти их словесному Твоему стаду».

Митрополит вручил новоначальных восприемнице – настоятельнице монастыря матушке игумении Антонии, обратившись к ней с поистине страшными словами: «Се вручаю тебе пред Богом сих новоначальных … да не нерадения ради твоего погибнут души их, имаши бо ответ дати Богу о них в День Судный». Затем к новоначальным: «Вы же, якоже Христови, во всем повиноватися старице и во всем терпеливы будете, смиренны же, послушливы, кротки и молчаливы и обрящети благодать пред Богом и спасетися».

По окончании таинства пострига владыка сказал напутственные слова о несении монашеского креста, и главном делании монаха послушании и молитве.

После поздравительного слова архиерея все присутствующие поздравляли новых монахинь традиционным вопрошанием: «Что тебе имя, сестро?» «Недостойная монахиня Тихона», » Недостойная монахиня Мария», — отвечали новоначальные. «Спасайся о Господе!» — следовало пожелание исполнения главного предназначения монашеского бытия.

ПЕРВЫЙ ПОДВИГ

Священство, матушка настоятельница, сестры и гости удалились в трапезную, а монахини Тихона и Мария остались в храме на четверо суток до праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.

Четыре ночи вместе с ним молитвенный подвиг разделяли монахини монастыря. Сестры бодрствовали все это время. Всю ночь читали Евангелие, псалтирь пели акафисты своим небесным покровителям и Царице Небесной Пресвятой Богородице, молились Иисусовой и Богородичной молитвой, делали поклоны и прикладывались к иконам и святыням. Так проходили ночи, а днем они молись на монастырских службах, и читали псалтирь. Выход из храма совершался только в трапезную в сопровождении старшей сестры.

В четверг после Божественной Литургии священник прочитал молитву на снятие клобука и только тогда монахини Тихона и Мария смогли снять с себя облачения и пойти отдыхать в свои келии. Их лица светились тихой радостью и умиротворением.

Третьего апреля 2016 года на Хабаровской земле появились еще два ангела во плоти, еще две молитвенницы за наш край и народ Божий — Тихона и Мария. Помоги им, Господи в их дальнейшем пути.

Таинство (греч. мистерион — тайна, таинство) — священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божья.

Слово «Таинство» имеет в Священном Писании несколько значений.

  • 1. Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие.
  • 2. Божественное домостроительство спасения рода человеческого, которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для Ангелов.
  • 3. Особое действие Промысла Божьего по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божья непостижимым образом сообщается им в видимом.

В приложении к церковным священнодействиям слово Таинство обнимает и первое, и второе, и третье понятие.

В широком смысле слова все совершаемое в Церкви является Таинством:

«Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. — И даже самое незначительное? — Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное» священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом». архим. Иустин (Попович)

Как отмечал прот. Иоанн Мейендорф: «В патристическую эпоху не существовало даже специального термина для обозначения «таинств» как особенной категории церковных деяний: термин misterion использовался вначале в более широком и общем смысле «тайны спасения», и только во втором вспомогательном смысле он употреблялся для обозначения частных действий, дарующих спасение», то есть собственно Таинств.

Таким образом, под словом таинство святые Отцы понимали все, что относится и к Божественному домостроительству нашего спасения.

Но традиция, которая стала складываться в православных богословских школах начиная с XV в., выделяет из многочисленных благодатных священнодействий семь собственно Таинств: КРЕЩЕНИЕ, МИРОПОМАЗАНИЕ, ПРИЧАЩЕНИЕ, ПОКАЯНИЕ, СВЯЩЕНСТВО, БРАК, ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ.

Всем семи Таинствам присущи следующие необходимые признаки:

  • 1) богоучрежденность;
  • 2) невидимая благодать, преподаваемая в Таинстве;
  • 3) видимый образ (последование) его совершения.

Внешние действия («видимый образ») в Таинствах имеют значение не сами по себе. Они предназначены для человека, приступающего к Таинству, поскольку по своей природе он нуждается в видимых средствах для восприятия невидимой силы Божьей.

Непосредственно в Евангелии упоминаются три Таинства (Крещение, Причащение и Покаяние). Указания о божественном происхождении других Таинств можно найти в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей апостольских и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и др.).

В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар.

  • 1. В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.
  • 2. В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на путь духовной жизни.
  • 3. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов.
  • 4. В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.
  • 5. В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.
  • 6. В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.
  • 7. В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротoнию) правильно избранному из числа верующих дается благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.

Таинства Православной Церкви делятся на:

  • 1) неповторяемые — Крещение, Миропомазание, Священство;
  • 2) повторяемые — Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак.

Кроме того, Таинства делятся еще на две категории:

  • 1) обязательные для всех христиан — Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение;
  • 2) необязательные для всех — Брак и Священство.

Совершители Таинств. Очевидно уже из самого определения Таинства, что «невидимая благодать Божья» может подаваться только Господом. Поэтому, говоря обо всех Таинствах, необходимо признать, что Совершителем их является Бог. Но соработниками Господа, людьми, которым Им Самим даровано право совершать Таинства, являются правильно поставленные епископы и священники Православной Церкви. Основание для этого находим в послании апостола Павла: Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих (1 Кор. 4; 1).

Отличие таинств от обрядов заключается в том, что в обрядах нет такой связи между видимым знаком и невидимой, сверхъестественной стороной, как в таинствах, поэтому с обрядами не соединяется необходимое сообщение благодати, которая если и подается, то только в смысле милости Божией или благословения Божия. В таинствах приемлющие получают определенные дары благодати Божией, освящающей их, и без таинств человек не может наследовать спасения (Ин. 3:5; 6:53). Обряды же совершаются не с целью низведения на верующих спасительной благодати, усвояющей людям плоды искупления, а с целью низведения благословения Божия главным образом на внешнюю деятельность человека и даже внешние предметы (освящение полей, колодцев и проч.). Поэтому обряды, будучи весьма полезными и возможными, как источники благословения Божия или как средства, взгревающие религиозное настроение верующего (напр., путешествие к святым местам), не имеют характера безусловной обязательности для христианина. Таинств семь (Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство, Елеосвящение (Соборование)), а обрядов (освящение воды, жилища и т. д.) много.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *