Предать анафеме

Что такое «анафема»? Слово в неделю Православия

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 15Следующая ⇒

Редко бывает, чтоб совершающийся ныне чин Православия происходил без нареканий и упреков с чьей-либо стороны. И сколько раз ни говорятся поучения в объяснение, что, так действуя, Святая Церковь действует мудро и спасительно для чад своих, недовольные все свое твердят. Или поучений они не слушают, или поучения сии не попадают на их недоуме­ния, или, может быть, составили они свое по­нятие о сем чине и не хотят от него отстать, что им ни говори.

Иным кажутся наши анафемы негуманны­ми, иным — стеснительными. Все подобные предъявления могут быть уважительны в дру­гих случаях, но никак нейдут к нашему чину Православия. Разъясню вам коротко, почему Святая Церковь так действует, и полагаю, вы сами со мною согласитесь, что, действуя так, Святая Церковь действует мудро.

Что есть Святая Церковь? — Есть обще­ство верующих, соединенных между собою единством исповедания Богооткровенных ис­тин, единством освящения Богоучрежденными таинствами и единством управления и руковод­ства Богодарованным пастырством. Единство исповедания, освящения и управления состав­ляет устав сего общества, который всяким вступающим в него должен быть исполняем неотложно. Вступление в сие общество услов­ливается принятием сего устава, согласием на него, а пребывание в нем — исполнением его. Посмотрите, как распространялась и распрос­траняется Святая Церковь? — Проповедники проповедуют. Из слушающих одни не прини­мают проповеди и отходят, другие принимают и вследствие принятия освящаются святыми таинствами, вступают под руководство пасты­рей и втелесяются таким образом во Святую Церковь, или воцерковляются. Так поступают в Церковь все члены ее. Вступая в нее, слива­ются со всеми, объединяются, и только пока суть едино со всеми, дотоле и в Церкви пре­бывают.

Из сего простого указания на ход образова­ния Церкви вы видите, что Святая Церковь как общество составилась и стоит как всякое другое общество. Так и смотрите на него, как на всякое другое, и не лишайте его прав, какие усвояются всякому обществу. Возьмем, напри­мер, общество трезвости. У него есть свои пра­вила, которые обязуется исполнять всякий член его. И всякий член его потому и есть член, что принимает и исполняет его правила. Случись теперь, что какой-либо член не только отказы­вается от исполнения правил, но на многое совсем иначе смотрит, чем общество, даже про­тив самой цели общества восстает, и не только сам не хранит трезвости, но и самую трезвость поносит и распространяет понятия, могущие и Других соблазнить и отклонить от трезвости. Что обыкновенно делает с такими общество? — Сначала увещевает, а потом исключает из своей среды. Вот и анафема! Никто на это не восстает, никто не укоряет общество в бес­человечии. Все признают, что общество дей­ствует совершенно законно и что, если б оно стало действовать иначе, не могло бы сущест­вовать.

За что же укорять Святую Церковь, когда она действует подобным образом? Ведь анафе­ма и есть отлучение от Церкви, или исключе­ние из среды своей, тех, кои не исполняют условий единения с нею, иначе мудрствовать начинают, чем она, иначе, нежели как обеща­лись сами, вступая в нее. Припомните, как бывало? Явился Арий, нечестиво мудрствовав­ший о Христе Спасителе, так что сими мудро­ваниями извращал и самое дело спасения на­шего. Что с ним делали? — Сначала увещева­ли и увещевали многократно, со всеми убеди­тельными и трогательными приемами. Но как он упорно стоял на своем, то его осудили и от­лучили от Церкви Вселенским собором и по­всюду огласили, что вот такой-то за такое-то нечестивое мудрование отлучается от Церкви, то есть изгоняется вон из нашего общества. Смотрите, не сообщайтесь с ним и подобными ему. Сами так не мудрствуйте и мудрствующих так не слушайте и не принимайте. Так поступи­ла Святая Церковь с Арием; так потом посту­пала со всяким другим еретиком; так поступит она и теперь, если где покажется кто нечестиво мудрствующий. Скажите же, что тут укорного? Как иначе могла бы действовать Святая Церковь? И могла ли бы она существовать, если бы действовала не так строго и не остере­гала так заботливо своих чад от тех, кои могут развращать и губить их?

Посмотрите, какие лжеучения и какие лже­учители отлучаются? Отвергающие бытие Бо­га, бессмертие души, Божественное промышление, не исповедующие Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа — Единого Бо­га, не признающие Божества Господа нашего Иисуса Христа и искупления нас крестною Его смертию, отметающие благодать Святого Духа и Божественные таинства, подающие ее, и проч. Видите, каких предметов касаются? Таких, по коим Святая Церковь есть Церковь, на которых она утверждается и без которых ей быть нельзя тем, чем она есть. Следовательно, те, кои вооружаются против таких истин, суть то же в Церкви, что в нашем быту покушаю­щиеся на жизнь и достояние наше. Разбойни­кам и ворам ведь не позволяется действовать свободно и безнаказанно нигде! И когда их вяжут и предают суду и наказанию, никто не считает этого негуманностию, или стеснением свободы. Напротив, в этом самом видят и дело человеколюбия, и обеспечение свободы — в отношении ко всем членам общества. Если здесь так судите, судите так и об обществе церковном. Эти лжеучители, точно воры и раз­бойники, расхищают собственность Святой Церкви и Божию, развращая чад ее и губя их.— Худо ли делает Святая Церковь, когда судит их, вяжет и извергает вон? И было ли бы человеколюбие, если б она равнодушно смотрела на действия таких лиц и оставляла им свободу губить всех? Какая мать позволит змее свободно подползти и ужалить свое дитя, малое и не понимающее своей опасности? Ког­да бы в какое семейство вкрался какой-либо развратник или развратница и стали соблаз­нять вашу дочь или вашего сына, можете вы равнодушно смотреть на их действия и речи и, боясь прослыть негуманными и отсталыми, свя­жете себе руки, не вытолкаете таких вон и на­всегда не затворите для них двери вашего до­ма?! Так смотрите и на действия Святой Цер­кви. Видит она, что являются лица, растленные умом, и растлевают других,— и восстает про­тив них, и гонит их вон, и всем своим делает оклик: смотрите, вот такой-то и такие-то души ваши губить хотят, не слушайте их и бегите от них. Этим она исполняет долг материнской любви и, следовательно, поступает человеколюбно, по-вашему — гуманно.

У нас ныне много распложается нигилистов и нигилисток, спиритов и других злоумников, увлекаемых западными лжеучениями. Думаете ли вы, что Святая Церковь наша смолчала бы, не подала бы голос, не осудила и не анафематствовала их, если б их пагубные учения содер­жали что-либо новое? — Никак. Собор был бы и соборно были бы они все с их учениями пре­даны анафеме и к теперешнему чину Право­славия был бы приложен еще один пункт: Фейербаху, Бюхнеру, Ренану, спиритам и всем последователям их — нигилистам — анафема. Но нужды нет в сем соборе, нужды нет и в сем прибавлении. Их лжеучения наперед уж все анафематствованы в тех пунктах, где про­износится анафема отвергающим бытие Бога, духовность и бессмертие души, учение о Пре­святой Троице, о Божестве Господа нашего Иисуса Христа. Не видите ли, как мудро и предусмотрительно поступает Церковь, когда заставляет совершать нынешний оклик и вы­слушивать? — А говорят: не современно.— Те­перь-то оно и современно. Может быть, лет за сто было не современно. А о нынешнем времени надо так говорить, что, если бы не было настоящего чина Православия, следовало бы ввести его и совершать не в губернских только городах, а во всех местах и церквах. Да собрать бы все злые учения, противные слову Божию, и всем огласить, чтоб все знали, чего надо опасаться и каких учений бегать.

Многие растлеваются умом только по неведению, а гласное осуждение пагубных учений спасет их от погибели.

Итак, Церковь отлучает, изгоняет из среды своей (когда говорится: такому-то анафема, это значит то же, что: такого-то вон отсюда), или анафематствует, потому же, почему так поступает всякое общество. И она обязана это делать по требованию самосохранения и охра­нения от пагубы чад своих. Почему нынешний чин ничего укорного и недоуметельного не представляет. Кому страшно действие анафе­мы, то пусть избегает учений, кои подводят под нее. Кто страшится его за других, пусть возвратит их к здравому учению. Не благово­лящий к сему действию — если ты православ­ный, то ты идешь против себя. А если потерял уже здравое учение, какое тебе дело до того, что делается в Церкви содержащими его? Тем самым, что ты образовал в себе образ воззрений на вещи, чем какой содержится в Церкви, ты уже отделился от Церкви. Не запись в метриках делает членом Церкви, а дух и содержание мудрования. Произносится или не произносится твое учение и имя под анафемою, ты уже под нею, когда мудрству­ешь противно Церкви и упорствуешь в сем мудровании. Страшна анафема — брось муд­рования злые. Аминь.

13 февраля 1866 г.

О внезапной смерти (Слово написано в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка», потер­певшем крушение в Балтийском море в мирное вре­мя)

Поразила вас участь «Русалки» и бывших на ней… Кого же она не поразила?! Все пора­жены,— и больше всех Государь… Но не име­ем ли мы возможности найти утешение в обетованиях христианских? — Кажется, имеем. Не погибель корабля ужасает, а участь бывших на нем. Станем мерить сию участь в отношении к участи вечной. Это главное. В каком положе­нии были все эти лица? — В положении ис­полняющих долг свой. Военный долг стоит ли в ряду Божиих, Богом определенных и Богом награжденных? — Да! Морское воинствование не одинаково ли с воинствованием сухопутным? — Да! И думается, его надо поставить немного впереди и выше… Теперь судите — люди, исполнявшие свой долг, внезапно захва­чены смертью и отошли в другую жизнь. Как их там встретят? — Конечно, без укора… и притом как исполнителей долга своего… Гово­рит Господь: «в чем застану, в том и сужду». Так и их судить будет, то есть как исполните­лей своего долга. Исполнителям же долга пред­лежит добрый приговор… Теперь поставьте сие решение с тем вопросом… зачем мы жи­вем? — Живем, чтобы, поживши здесь, на том свете встретить добрый приговор и соответ­ственную тому участь. Не видите ли, что отшедшие от нас на «Русалке» ничего не теряют в отношении к главной цели нашего существо­вания? — И утешьтесь!

Прибавьте к сему,— смерть их была ли сладка или мучительна? — Я думаю, что по­добную мучительность испытывали только ве­ликие мученики… Хоть она была непродолжи­тельна, но меры ей определить нельзя… За что потерпели они сию мучительность? — За ис­полнение долга.

Так терпели и все мученики… и, следова­тельно, скончавшиеся по причине крушения «Русалки» должны быть причислены к сонму мучеников. Я желал бы, чтобы все матери и стцы, братья и сестры и жены умерших тогда прочитали сии строки, поверили истине их и утешились. Я почитаю смерть их, в отношении ко спасению вечному, лучше смерти всех, кои в ту пору умирали, будучи окружены родными и знакомыми. Да упокоит Господь души их в Царствии Небесном!

АНАФИЯ: число душевных стремлений «9»

Категория людей, числом душевных стремлений которых является девятка, отличается неуравновешенностью и противоречивостью. Основное их стремление – улучшить качество жизни (как своей, так и других), которое они стараются воплотить в жизнь исключительно в соответствии с собственными представлениями. Природа наделила «девяточников» сверхсильным чувством ответственности и завышенными требованиями к окружающим, и лишь привязанность к близким делает их снисходительными.

Несмотря на то, что «девятки» достаточно амбициозны, излишняя мечтательность и нехватка жизненной энергии не позволяет им достичь больших высот. Неудачи могут превратить таких людей в сварливых и озлобленных на весь мир неудачников, но чаще всего «девятки» философски воспринимают поражение и продолжают искать новые пути для развития.

«Девяточников» привлекает все прекрасное. Отличаясь обостренным чувством гармонии, такие люди всегда выделяются я «в толпе»: экстравагантными нарядами, необычными занятиями, артистичностью. Всеобщее внимание необходимо им как воздух, в то время как ощущение ненужности вызывает горькую обиду. Мечта «девяток» — осчастливить всех вокруг.

Но чаще всего им это не удается, потому как они не хотят вдаваться в подробности выяснения сущности счастья для конкретного человека, и поэтому либо бездействуют, либо делают что-то не то, в последствии не желая признавать свои ошибки.

Люди – «девятки» постоянно живут в мире иллюзий, которые холят и лелеют. При этом, столкновение с худшими проявлениями реальности для них – серьезный стресс, порождающий страдания и даже депрессию. Пребывая уже в зрелом возрасте, «девятки» отличаются легкомыслием, непрактичностью, неприспособленностью к жизни и юношеским идеализмом.

Между тем, иногда им все же присущи здравомыслие и рассудительность. В привычной и комфортной обстановке «девяточники» расслабляются, становятся обаятельными и милыми собеседниками. Личная жизнь у них очень насыщенна, полна эмоций и глубоких переживаний. Благодаря тому, что «девятки» умеют тонко чувствовать желания окружающих, а также создавать гармоничный ансамбль «внутреннего» и «внешнего», они нередко становятся талантливыми дизайнерами.

АНАФИЯ: число истинных особенностей «1»

Чтобы единица положительно влияла на человека, ему нужно одиночество и свобода деятельности. Проблема этих людей в том, что они не только не учитывают, но даже не прислушиваются к мнению других людей. Выполнять чужие приказы это не для них. Если «единичник» оказался на руководящем посту, то его распоряжения будут четкими и обсуждению подлежать не будут.

От своих подчинённых они ждут только исполнения приказов, но никак не советов и высказывания своего мнения. Такой человек очень редко видит в людях помощников. Окружающие для него это последователи его идей и никто другие. По этой причине «единичник» никогда не будет хвастаться своими высокими покровителями. У него их просто никогда не будет.

Очень важно, чтобы люди, на которых единица оказывает свое воздействие, всегда помнили, ради чего они работают. Как правило, это нетрудно. Ведь цели они себе ставят незаурядные. Для них весомо только значительное, великое, масштабное. Лишь памятуя о цели, «единичник» может заставить себя прислушиваться к другим людям, пытаться найди выгодное обеим сторонам решение и заглушить свои яростные порывы.

Если единица оказывает влияние на женщину, то дама обязательно будет лидером в паре. Причем в трудовой деятельности, она зачастую не проявляет себя столь активно, как в личной жизни. А вот мужчины «единичники» стараются доминировать во всех сферах жизни.

Чтобы удержать планку им приходится порой быть на пределе своих возможностей. Они не могут расслабиться ни в окружении семьи, ни на отдыхе. А это чревато нервными срывами, проблемами со здоровьем и трудностями в общении с близким людьми.

Чтобы жизнь не стала гонкой с препятствиями таким людям обязательно нужно научится слышать других. Обращать внимание на их нужды, желания, учиться верить не только себе, но и другим. Лишь так они смогут обрести покой и радоваться, когда поставленная цель будет достигнута.

Наверняка каждый посетитель нашего сайта слышал это страшное и одновременно пугающее слово «анафема». Как правило, это термин священнослужителей. «Анафема» — происходит от древнегреческого «отлучение» в смысле жертвы божеству по наперед данному обету. Немного позже термин стал обозначать «проклятие», «изгнание».

Анафема: история появления термина

В русской православной традиции слово «анафема» обозначает отлучение человека (мирянина или священника) от церкви за большие грехи: измену православию, уход в ересь и т.д. В некоторых случаях «анафема» равнозначна проклятию. В просторечном употреблении это слово было ругательным, однако сейчас в этом значении практически не применяется.

Кроме «анафемы» использовали и так называемое «малое отлучение», за сравнительно небольшие прегрешения: блуд, воровство, покупку церковной должности за деньги, и т.д. Относительно действующего церковного права «анафема» — это лишение человека благ, которые находятся в исключительном распоряжении церкви.

Рассмотрим происхождение термина «анафема», ведь оказывается, что это слово имеет очень древние корни.

Например, Геродот и Гомер считали анафему тем, что посвящено богам. В древнееврейском языке «анафема» было созвучно «херем» — то, что проклято, отвержено людьми, вещь, которую нужно уничтожить. В Ветхом Завете слово «анафема» было синонимом термина «заклятое».

Согласно Иоанну Златоусту, человек, на которого наложили анафему – чужой для всех, он проклят всеми. Сократ Схоластик употребляет данный термин как наказание против того, кто делает богохульные, неугодные Богу вещи. Согласно апостольских правил, термин анафема не принято употреблять – вместо него говорят «да будет человек отлученным от церковного общения».

Следует отметить, что само отлучение от церкви также имело три степени: отлучение только от церковных Тайн, отлучение от Тайн и молитв, а также «совершенное отлучение», то есть изгнание из христианского общества. Впервые термин был применен на Эльвирском соборе (начало 4 века), а сама формула предания анафеме звучала так: «если кто-либо… да будет анафема».

Одной из первых стала анафема арианскому учению (325 год). В 341 году произошел Антиохийский собор, на котором 80 представителей церкви наложили анафему на Афанасия Великого. Он не остался в долгу и предал анафеме прелатов, которые его осудили. После этого Римский Папа Либерий два раза отлучал Афанасия Великого от церкви. Стоит отметить, что история довольно мудро рассудила противоборствующие стороны: и Либерий, и Афанасий Великий почитаются как святые.

Анафема в православии

Вообще, применение анафемы стало способом внутрицерковной борьбы не только в католицизме, но и в православии. С 843 года в нашей ветви христианства существует такой обычай: в первую неделю Великого поста в храмах провозглашают догматы веры, предают анафеме еретические учения и еретиков, желают вечной памяти усопшим и многих лет ныне живущим верным.

К большому сожалению, без анафемы не обошелся и этот год. Старцы наложили анафему на Патриарха Кирилла, а также на многих архиереев Украины и России за греховные обманы и грабежи, за стремление к войне. Иерархи были отлучены от церкви как еретики и непокаянные грешники, им было объявлено пожизненное проклятие! Кто прав, а кто виноват, рассудит история.

Стоит отметить, что долгое время в храмах было принято предавать анафеме личность украинского гетмана Ивана Мазепы. Но вот что интересно: одна из церквей столицы Украины украшена личным гербом гетмана, а улица, на которой стоит Киево-Печерская Лавра, названа в его честь.

Если потрудиться и прочитать одну страницу из учебника истории, то становится понятным, что столько для церкви, как Мазепа, не сделал ни один политический деятель, и наверняка не скоро еще и сделает. Церковная жизнь должна быть вне политики – этого, к сожалению, не понимали во времена Мазепы, этого не понимают и сейчас. Не позволяйте втягивать себя в политические интриги на чьей бы то ни было стороне, будьте спокойными и рассудительными!

Значение слова Анафема по словарю Брокгауза и Ефрона:

Анафема (собственно, дар по обету, у греков этим именем называлось всякое посвященное божеству и сложенное в храме приношение) — означает на языке Библии, как перевод еврейского словахерем,нечто «находящееся под заклятием», т. е. нечто бесповоротно и нерушимо отданное в собственность Господу. Люди, бывшие под заклятием, должны были умереть. города, находившиеся под заклятием, предавались огню вместе со всем, что в них было живого. скот, земля и всякого рода иная собственность, бывшие под заклятием, считались принадлежащими святыне, т. е. жрецам. У позднейших иудеев херем означал более строгую степеньотлучения. В Новом Завете А. часто употребляется в смысле осуждения на вечную гибель, и отсюдацерковноеупотребление этого слова в смысле проклятия,особенно в провозглашавшейся против еретиков и грешников формуле: anathema esto, т. е. будь проклят или — да постигнет тебя кара Божия. А. часто провозглашалась соборами и папами. действие ее состояло в отчуждении от «тела церкви», и так как вне церкви не могло быть спасения, то А. была равносильна осуждению на вечные муки, если грешник не откажется вовремя от своих заблуждений.

В Средние века А. означала великое отлучение (см. церковное отлучение) в отличие от экскоммуникации, или малого отлучения. Еще недавно на Ватиканском соборе все противники папской непогрешимости были преданы А.

Определение слова «Анафема» по БСЭ:

Анафема (греч. anath&#x113.ma)
в христианствецерковноепроклятие,отлучение от церкви. См. Отлучение.

Предать анафеме — что это такое.

Достаточно известный, часто употребляемый, однако обычно не понимаемый толком, фразеологизм: предать анафеме – что это такое. Предать анафеме, объявить анафему, прочесть анафему – это синонимы отлучения от церкви человека. Однако не любого человека, а только христианина, считающего себя принадлежащим к этой церкви, но являющимся, по мнению церкви: еретиком. То есть, выражение предать анафеме – это сугубо внутренний, специальный церковный термин. И правильным было бы именно так к нему относиться, а не пытаться толковать значение выражения – предать анафеме, исходя из внешних, не церковных, светских позиций. Люди светские, не являющиеся христианами, обычно «грешат» уникальной способностью все дико упрощать. «Попутно» извращая смыл любых церковных терминов, самым непредсказуемым образом. Придавая по своему желанию совершенно не свойственный смысл фразеологизму: предать анафеме, являющемуся внутренним церковным термином. мы даже не всегда знаем как ударение в слове анафеме поставить правильно, а туда же — толкование даем.

  • Предать анафеме — значение фразеологизма.
  • Предать анафеме — ударение.
  • Предать анафеме – что это такое? Синонимом предания анафеме, как мы знаем, будет выражение: отлучение от церкви. Если мы говорим о Православии, то отлучаются от церкви люди, считающие себя православными христианами или заявляющие о себе, как о православном христианине. Однако, на практике исповедующие другую религию и проповедующие учение не совместимое с христианством – антихристианские взгляды от имени церкви. Ведущие антихристианскую проповедь, как бы изнутри православной церкви, выдавая свои взгляды за обновленную, улучшенную, продвинутую версию Православия, в противовес «устаревшей, искаженной» церковью. То есть – еретики.

  • Что такое церковь.
  • Понятно, что такая лукавая позиция еретика и ситуация в целом, не может считаться нормальной и возникает естественная реакция церкви выраженная в желании дистанцироваться от еретического учения или антихристианской проповеди, ведущейся от ее имени. Как форма предупреждения христиан, что взгляды еретика по вероучительным и догматическим вопросам, не могут быть отождествлены с мнением церкви и подкреплены ссылкой на ее авторитет, существует практика официального объявления подтверждающего фактическую ситуацию, «разделяющего стороны». Такое официальное объявление или предупреждение называется отлучением от церкви или анафемой еретику. Типа сигнала: осторожно — это секта.

  • Протестантская церковь это секта?
  • Деноминация — это.
  • Харизматический культ — это.
  • Псевдо христианская секта — это.
  • Нео христианская секта — это.
  • Предать анафеме – что это такое в практическом смысле? Реальных физических действий или каких-то ограничений на свободу высказывания собственных религиозных взглядов еретика, анафема не предусматривает. Кроме запрета на проповедь еретического учения в стенах храмов и церковных учебных заведений. Поэтому, предание анафеме или отлучение от церкви не рассматривается в Православии как наказание или проклятие. А только как информационное сообщение о фактически сложившейся ситуации. Иногда указывается такой аспект предания анафеме, как запрет на посещение православного храма. Однако – это не соответствует действительности. Отлученный от церкви человек, по своему желанию, может посещать православный храм, молиться, ставить свечи перед иконами, присутствовать на службе.

  • Если свеча погасла в церкви.
  • Сколько свечей ставить в церкви.
  • Где ставить свечи в церкви.
  • Можно ли в церковь при месячных.
  • В православной церкви просто не существует механизма, карающего органа или следящей организации, позволяющих, хотя бы теоретически, реализовать такой запрет на практике. Да и глупо гоняться за человеком по храму, не позволяя ему зажигать свечи – это абсурд. До такого идиотизма еще ни кто не доходил. Хочет еретик поставить свечку в церкви – пусть ставит. В православном храме ставить свечи и молиться перед иконами может представитель любой религии, даже самой антихристианской. Лишь бы гражданин соблюдал правила поведения в православном храме, вел себя прилично – этого достаточно. Тем более, что молиться можно и дома — было бы желание.

  • Правила поведения в церкви.
  • Как нужно молиться дома.
  • Как правильно молиться.
  • Как правильно ходить в церковь.
  • Предание анафеме – что это такое и можно ли отлученному от церкви человеку ходить в храм? Предполагается, что отлученный от церкви еретик, не может быть допущен к Таинствам Христовым. Однако, на практике такой запрет может быть реализован только при совершенно фантастической ситуации.

    Когда отлученный еретик, сам сообщит священнику о том, что он предан анафеме и попросит допустить к церковному Таинству. Естественно, в такой ситуации священник откажет. Но при допущении к Таинствам Христовым, ни кто не устраивает «паспортный контроль» и не существует практики «сверки с черным списком».

  • Церковь это храм.
  • Церковь это люди.
  • Церковь — это не стены.
  • Церковь — это дом Божий.
  • Церковь — это я.
  • Раскаявшийся еретик, отказавшийся от своих взглядов, без особых процедур может быть воцерковлен, без повторного крещения, после снятия анафемы и допущен ко всем церковным Таинствам. С единственным ограничением, что обычно считается невозможным восстановление его в священническом сане, если он был ранее. Но и здесь есть свои тонкости, исключения, особые ситуации, принимаемые во внимание церковью.

  • Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников.
  • Отлучение от церкви.
  • Отлучение от церкви за грехи.
  • Отлучение от церкви за курение табака.
  • Отлучение от церкви — 7 букв.
  • Отлучение от церкви за блуд.
  • Влияет ли отлучение от церкви на нравственную чистоту человека.
  • Отлучение от церкви — церковное наказание?
  • Отлучение от церкви — церковное проклятие?
  • Отлучение от церкви еретика.
  • Отлучение от церкви Льва Толстого.
  • Отлучение от церкви Рериха.
  • Отлучение от церкви Лютера.
  • Как получить отлучение от церкви.
  • Как происходит отлучение от церкви.
  • Как называется отлучение от церкви.
  • Причины отлучения от церкви.
  • Отлучение от церкви было страшным наказанием для средневекового человека.
  • Церковная анафема.
  • Предать анафеме — значение.
  • Паства УПЦ МП хочет предать анафеме Януковича.
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *