Гера это богиня

Описание внешности Геры. Её символы и атрибуты

Гера (у римлян Юнона) – сестра и супруга Зевса, есть тот женский тип в греческой мифологии, который соответствует по своим качествам и свойствам её мужу, властелину неба. Она прежде всего – покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений, так же как Зевс является охранителем общественных учреждений. В античных мифах и литературе она обладает гордым, упрямым и сварливым характером; искусство придает ей всегда строгую и величественную красоту. Уже на самых древних изображениях является она с покрывалом. Сначала оно окутывало всю ее фигуру, но Фидий в своем парфенонском фризе изобразил Геру уже с покрывалом, откинутым назад. Главные атрибуты этой богини – покрывало, диадема, павлин и кукушка. (См. также её описание в статье Боги древней Греции.)

Богиня Гера. Статуя эллинистического периода

Гера всегда покрыта одеждой с ног до головы, только часть шеи и руки обнажены; она высокого роста, со спокойными и размеренными движениями; красота ее строгая и величавая; у нее роскошные волосы и большие, широко открытые глаза, почему ее называли Герой волоокой.

Гера — великая богиня Олимпа

Самым замечательным и типичным ее изображением считается колоссальная статуя Поликлета, изваянная им для храма в честь этой богини в Аргосе. Вот как описывает эту статую поэт Марциал: «Поликлет, эта Гера – чудо твоего искусства, главное основание твоей славы, – сам Фидий позавидовал бы твоему резцу. Ее красота так величественна, что на вершине Иды Парис не колеблясь признал бы ее превосходство над всеми богинями, и они должны были бы признать себя побежденными. Поликлет, если б Зевс не любил своей Геры, он бы полюбил твою!»

Ирида – служанка Геры

В физическом порядке мира Гера олицетворяет влажность воздуха, вот почему богиня Ирида, олицетворение радуги, считается ее прислужницей. Ирида одевает богиню и приготовляет ей ванну; главная же ее обязанность – исполнять поручения царицы неба. Она носится по воздуху с быстротой ласточки, и дорога, по которой она пробегает, есть та дуга, которую описывает радуга. В искусстве Ирида изображается крылатой молодой девушкой; подобно Меркурию (Гермесу), у нее крылья на пятках и кадуцей (Меркуриев жезл) в руках. Лишь на нескольких очень древних памятниках сохранились ее изображения.

Кукушка Геры

Изображение кукушки на верхушке скипетра Геры объясняется следующим мифом. Гордая Гера долго не соглашалась уступить просьбам Зевса сделаться его супругой; тогда повелитель богов, желая ее умолить, принял вид кукушки, вызвал сильную бурю и, дрожа от холода, весь мокрый прилетел к ногам богини, ища приюта, где бы ему укрыться. Сострадательная богиня, тронутая несчастным видом птицы, подняла ее и отогрела у себя на груди. Тогда бог принял свой обычный вид, а Гера, на которую, вероятно, подействовало такое оригинальное объяснение в любви, стала его женой. С тех пор, как бы в воспоминание этого происшествия, кукушка является на памятниках искусства одним из отличительных признаков этой богини.

Юпитер и Юнона на горе Ида. Художник Джеймс Барри, 1790-е

Наказание Геры Зевсом

Несмотря на то что Гера – основательница и покровительница браков и брачной жизни, ее супружеская жизнь проходит почти в постоянных спорах и неладах с Зевсом, которому приходится останавливать ее и даже наказывать. В особенности в «Илиаде» Гере придан сварливый, упрямый и строптивый характер; она гордится своими высокими достоинствами и своими супружескими правами, предъявляет Зевсу такие требования, которые он не может и не хочет исполнить. Она часто противоречит повелителю богов, и так как она ничего не может достигнуть силой, то большей частью прибегает к хитрости.

Однажды в сообщничестве с Нептуном (Посейдоном) решила она лишить Зевса верховной власти, и им удалось даже заключить бога в оковы; но Фетида, одна из нереид, призвала на помощь Зевсу великана Бриарея, один вид которого заставил Геру отказаться от ее замысла. Разгневанный Зевс повесил ее на золотой цепи между небом и землей, привесив к ногам тяжелую наковальню. Этот миф изобразил Корреджо на одной из своих картин, находящейся теперь в Парме.

Во время Троянской войны Гера относилась враждебно к троянцам и покровительствовала грекам. Видя, что Гектор побеждает греков и те почти уже гибнут, она решила помочь им, но Зевс запретил богам принимать участие в этой войне и с вершины горы Гарган зорко следил за тем, чтобы боги его слушались. Гера придумала тогда следующую хитрость: она попросила у Афродиты ее пояс, обладающий даром придавать той, на которой он был надет, поразительную и неотразимую красоту. Надев его, она отправилась к Зевсу, не привыкшему видеть свою строптивую супругу такой ласковой и пленительной. Он заснул, усыпленный ласками Геры, которая воспользовалась этим, чтобы помочь грекам, и троянцы очень быстро стали терпеть в битве поражение. Проснувшись, Зевс увидел, что произошло во время его сна, понял все козни богини и пригрозил ей тем же наказанием, какому она уже раз подвергалась; но зло, причиненное ею троянцам, было уже непоправимо.

Главной причиной всех супружеских несогласий была ревность Геры, вызываемая похождениями Зевса и его бесчисленными браками с разными богинями, нимфами и даже простыми смертными. Есть множество мифов на эту тему. Один из наиболее известных – миф об Ио и Аргусе.

Дети Геры и Зевса

У Геры было от Зевса двое сыновей – Арес (римский Марс) и Гефест (римский Вулкан), а также две дочери – Геба и Илифия. Геба – это олицетворение юности, она подает богам божественный напиток нектар, благодаря которому боги не знают ни болезней, ни старости. Она стала супругой Геракла после обоготворения этого героя. Античные камеи изображают ее в виде молодой девушки, ласкающей орла Зевса.

Скульптор Канова представил Гебу во всем блеске молодости и красоты, стройную, полную грации, с поднятой рукой, как бы готовой наполнить кубки богов. Торвальдсен придал ей более спокойные, величавые движения и формы, более согласные с представлениями о ней древних греков.

Илифия – богиня счастливых родов; она осталась девственницей и проводила все свое время, помогая женщинам в родах. Послушная дочь, она исполняет все приказания своей матери Геры, которая часто заставляла ее служить орудием своей мести. Когда наступило время родов богини Латоны, матери Аполлона и Артемиды, которую Гера преследовала, Илифия, следуя приказаниям матери, удалилась на вершину Олимпа. Там она провела девять дней и ночей, не допуская до родов несчастную Латону, страшно мучившуюся все это время. Наконец, тронутая мольбами Ириды, Илифия отправилась в Делос, и Латона благополучно родила богов-близнецов.

Римляне называли Илифию Луциной и часто смешивали ее с Герой, которая иногда носила у римлян то же имя и считалась богиней родов и охранительницей детства. Прекрасная статуя в Ватикане, сохранившаяся до наших дней, изображает Геру Луцину кормящей грудью Марса.

Женщинам дарована богами
Столь пагубная власть над лучшими мужами!
И жёны слабые, бессмертных теша взгляд,
Над сильными, увы, и смелыми царят!
Пьер Корнель

Великая богиня Гера — жена могущественного Зевса — считалась покровительницей брака и хранительницей святости и нерушимости брачных союзов. Это она посылала супругам многочисленное потомство и благословляла мать во время рождения ребёнка.

Рея, мать Геры, после того как её муж Кронос, побеждённый Зевсом, изверг наружу свою дочь Геру, проглоченную им вместе с другими дочерьми и сыновьями, отнесла её на край земли к седому Океану, где вдали от Олимпа, в тиши и покое, её воспитала Фетида.

Великий Громовержец и Тучегонитель Зевс, увидев как-то Геру, сразу полюбил её и похитил у Фетиды. Боги пышно справили свадьбу Зевса и Геры. Ирида и хариты облекли её в роскошные одежды, а она, сияя своей юной величественной красотой среди сонма Олимпийских богов, воссела на золотом троне рядом с всемогущим Зевсом. Все подносили своей повелительнице дары; богиня Земля — Гея вырастила из недр своих дивную яблоню с золотыми плодами. Всё в природе славило супружескую пару небожителей: великую богиню Геру и отца богов и людей Зевса.

Так стала Гера царить на высоком Олимпе. Она, как и её муж Зевс, повелевала громами и молниями: по её слову небо покрывалось тёмными дождевыми тучами — одним мановением руки подымала она грозные бури.

Прекрасна была великая Гера: из-под её венца на плечи волной ниспадали удивительно красивые кудри, а её глаза горели властью и спокойным величием. Боги чтили Геру, чтил её и муж — Тучегонитель Зевс, который часто с ней советовался. Но нередки были и ссоры между Зевсом и Герой. Гера часто возражала супругу и спорила с ним на советах богов. Тогда Громовержец гневался, угрожая своей жене наказаниями, после чего Гере приходилось умолкать, сдерживая свой гнев.

Гера была могущественной богиней, которой не было равной по власти. Величественная, в длинной роскошной одежде, сотканной самой Афиной, в серебряной колеснице с колёсами из чистого золота, запряжённой двумя бессмертными конями, съезжала она с Олимпа… Благоухание разливалось по земле там, где проезжала Гера… Всё живое склонялось перед великой правительницей Олимпа.

Однако часто приходилось Гере терпеть обиды от своего мужа Зевса. Так было и когда Зевс полюбил прекрасную Ио . Для того, чтобы скрыть её от своей жены, великий Громовержец превратил Ио в корову, но, тем не менее, не смог её спасти: Гера увидела белоснежную корову и потребовала у Зевса, чтобы он подарил её ей. Зевс не посмел отказать своей супруге. Гера же, завладев Ио, отдала её под охрану стоокому Аргусу. Несчастная Ио страдала, не имея возможности никому поведать о случившемся, потому что, обращённая в корову, она была лишена дара речи. Более того, стерёг Ио не знающий сна Аргус, поэтому она не могла от него скрыться.

Зевс, видя страдания Ио, призвал своего сына Гермеса, повелев ему похитить её. Незамедлительно примчался Гермес на вершину той горы, где стерёг стоокий страж несчастную Ио, усыпив его своими речами. Лишь только сомкнулись сто очей Аргуса, выхватил Гермес свой изогнутый меч и одним ударом отрубил ему голову.

Ио была освобождена. Но и этим Зевс не оградил её от гнева Геры, которая послала чудовищного овода. Своим жалом овод, летящий за Ио, гнал из страны в страну обезумевшую от мучений несчастную страдалицу, в тело которой он ежеминутно вонзал своё жгучее, как раскалённое железо, жало.

Наконец, после долгих скитаний, достигла Ио страны скифов, находящейся на крайнем севере, а именно той скалы, к которой был прикован титан Прометей, открывший несчастной, что только в Египте избавится она от своих мук. Помчалась дальше гонимая оводом Ио, перенося много мук и опасностей, прежде чем достигла Египта. Там, на берегах благодатного Нила, Зевс вернул ей её прежний облик и родился у неё сын Эпаф, ставший первым царём Египта и родоначальником великого поколения героев, к которому принадлежал и величайший герой Греции — Геракл.

Гера(у римлян Юнона) – особо почиталась в Спарте, Коринфе, в Олимпии и в Аргосе, где находился знаменитый храм.
Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы»
Стоокий Аргус — олицетворение звёздного неба

История персонажа

Гера – богиня греческого Олимпа, воплощающая собой женщину, достойную громовержца Зевса. В римской мифологии ее двойником выступала Юнона. Хранительница домашнего очага, покровительница семьи и брака, Гера выступала за моногамию, в то время как Зевс являл собой символ многобрачия.

Деятели искусства воспевали в своем творчестве образ Геры. Гомер описывал ее как большеглазую красавицу с восхитительными волосами. Поликлет отдавал ей предпочтение, создавая скульптуры. Образ богини украшал фрески, картины и мозаики. На них высокая женщина с гордой осанкой представала в тоге, покрывавшей статное тело.

Поэт Гомер

Образ Геры был символичен. Древняя Греция не славилась порядком и четкой структурой власти. Беззаконие и хаос царили повсюду. Полигамию предпочитало большинство жителей полисов. Гера взяла на себя миссию установить нормы жизни, которые стали бы привычными. Создание института брака принадлежит ей. Постепенно она воспитала в головах греков уважение к семье и любовь к ценностям каждой фамилии.

Гера обладала обширным функционалом. На ее плечах лежали ответственность за союз супругов и наказание мужей-предателей. Богиня олицетворяет собой женственность и покровительствует беременным, матерям и тем, кто нуждается в помощи в родах. Кроме охраны семейных ценностей, Гера имела полномочия и в области природных явлений. Богиня распоряжалась молниями, охраняла лунный и солнечный свет, а также Млечный путь. Гере поклонялись, прося о плодоношении и плодородии.

Богиня Гера

Каждому персонажу мифологии свойственны атрибуты, сопровождающие его на жизненном пути. Будучи авторитетной правительницей, Гера следила за порядком на Олимпе и среди простых смертных. Ей сопутствовало покрывало, в которое она закутывалась, подчеркивая целомудрие, и диадема, подчеркивающая статус среди других представительниц божественного сонма. Средством передвижения женщине служила серебряная колесница, запряженная павлинами, а скипетр с кукушкой предвещал любовь тем, кого Гера благословляла.

Мифология

Биография Геры состоит сплошь из мифов и легенд. Ее имя присутствует почти во всех сказаниях древних греков. В «Илиаде» Гомер описывал богиню как сварливую, конфликтную женщину, вероломную и высокомерную. Она часто противоречила Зевсу и проявляла хитрость. Решив завоевать Олимп, женщина подговорила Посейдона сковать ее супруга. Но Фетида спасла того, призвав на помощь великана Бриарея. Зевс повесил жену на цепи меж землей и небом и закрепил на ногах наковальню. Таким было наказание, которое запечатлел на картине художник Корреджо.

Статуя Геры и Зевса

В ходе Троянской войны Гера старалась помочь грекам. Заметив, что фортуна на стороне троянцев, богиня хотела вступиться за свой народ, но Зевс запретил богам принимать участие в битве. Гера выпросила у Афродиты пояс любви, который одаривал обладательницу непревзойденной красотой. Надев его, женщина предстала перед супругом и очаровала его. Пары мгновений хватило Гере, чтобы выручить греков, пока Зевс был невнимателен. Очнувшись, Зевс понял, что произошло, и был в гневе, но спасти ситуацию оказалось невозможно.

Семья

Гера – законная супруга Зевса и его сестра. Дочь Реи, она была спасена матерью от похотливых взглядов Зевса. Девушкой ее спрятали на краю Земли, чтобы не допустить порочащего союза. Нимфа Фетида была наставницей юной богини. Зевс случайно повстречал Геру уже во взрослом возрасте и влюбился без оглядки. Ухаживания не растопили сердца девушки. Зевс пошел на ухищрения и превратился в кукушку. Заметив замерзшую птицу, Гера пригрела ее на груди. Перевоплотившись, Зевс дал понять, что пойдет на любые действия ради расположения возлюбленной, и этим покорил ее сердце.

Афина

По легенде, медовый месяц богов длился 300 лет. Все это время Зевс хранил жене верность. Гера родила ему сына Ареса и дочерей Гебу и Илифию. Привычка соблазнять не оставила Зевса, и со временем он охладел к супруге. Он начал заглядываться на юных красоток, а Гера мстила новым избранницам супруга. Богиня проявляла нетерпимость и не переносила интриг.

Именно она чуть не погубила Геракла, внебрачного сына Зевса. Появление на свет Афины стало ударом для матери Олимпа. Она решилась на измену и родила Гефеста. Мальчик родился неполноценным, и это унизило Геру еще больше.

Уставшая от неверности мужа, Гера часто пускалась в путешествия и редко посещала Олимп. В дороге она окутывала себя мраком, чтобы стать невидимой для окружающих и мужа. Однажды богиня решила не возвращаться домой. Разгневанный Зевс пустил сплетню о планах вновь жениться. Решив подействовать на супругу через ревность, он разыграл свадебный обряд со статуей. Гера смягчилась и, смилостившись над мужем, вернулась на Олимп.

Гефест

Храмы, украшенные изображениями Геры, не были редкостью в Древней Греции. Люди превозносили ее и уповали на милость мудрой богини, способной сделать землю плодородной, брак счастливым, а потомство здоровым.

Галерея изображений >>

Библиотека:

Поэзия Нового Времени:

Брюсов, Валерий «Иксион и Зевс”

Золотронную славлю я Геру, рожденную Реей,
Вечноживущих царицу, с лицом красоты необычной,
Громкогремящего Зевса родную сестру и супругу
Славную. Все на великом Олимпе блаженные боги
Благоговейно ее наравне почитают с Кронидом.
Гомер

Гера (H r a) · супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, младшая дочь Кроноса и Реи. Ее имя, возможно, означает «охранительница”, «госпожа”. Брак Геры с братом – рудимент древней кровнородственной семьи. Кронос, боявший рождения сына, который захватил бы его власть, глотал своих новорожденных детей. Так и случилось – Зевс, с помощью своей жены Метиды, заставил отца вернуть их обратно – среди них была и Гера. Перед титаномахией мать спрятала Геру у Океана и Тефиды, на краю света; в дальнейшем Гера примиряла их в супружеских ссорах. Гера была последней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса. Однако задолго до их брака у Геры с Зевсом была тайная связь, верховный бог полюбил за ее необыкновенную красоту, но при этом активную роль играла именно она. Супружество Геры определило ее верховную власть над другими олимпийскими богинями, она первая на Олимпе и самая великая богиня, к ее советам прислушивается сам Зевс. Но в этом образе усматриваются черты женского местного божества доолимпийского периода: самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом, ревность, ужасающий гнев.

В мифах, впервые переданных Гомером и Гесиодом, Гера – образец супружеской верности. В знак этого ее изображали в брачном одеянии. Гера на Олимпе – защитница собственного семейного очага, которому бесконечно угрожает влюбчивость Зевса. Казалось, ему мало того, что он отец богов, ему хотелось стать родителем едва ли не всех героев. Поэтому жизнь Геры полна тревог, она готова считать каждое удаление божественного супруга свидетельством его измены. Чувство жгучей обиды не раз заставляло Геру скрываться от насмешливых глаз богинь, прежде всего от Афродиты, пособницы похождений Зевса.

Однажды, когда Гера находилась на успокаивающей ее ревнивое сердце горе Киферон, Зевс решил над нею подшутить. Он приказал вырезать из возлюбленного им дуба грубую человеческую фигуру и обрядить ее в свадебный наряд. После этого он собрал быстроногих нимф, пригласил гостей, музыкантов и отправился в Беотию.

Мысль о предстоящей свадьбе Зевса, как все новости подобного рода, распространилась с невиданной быстротой. Застигнутая ею врасплох Гера, сбежав с Киферона, бросилась навстречу супругу. Вид свадебной процессии привел несчастную в смятение. Но по неудержимому хохоту Зевса она догадалась, что это шутка. Набросившись на разодетую куклу, она стала топтать ее ногами, а затем приказала сжечь. С тех пор в Платее, где Гера встретила свадебную процессию, отмечался «праздник кукол”, завершавшийся их всенародным сожжением.

Кто знает, может быть, Зевс не просто шутил, но надеялся излечить свою супругу от недостойной обитательницы Олимпа женской ревности. Но это не возымело действия, ибо Гера с ужасом узнавала, что у Зевса на земле то там то здесь рождаются младенцы и, конечно же, не от кукол. Бессильная остановить супруга таким же путем, как это сделала ее мать Рея, она переносила гнев на жертвы увлечений Зевса, преследуя их со всей страстью оскорбленного женского самолюбия, как блюстительница законных брачных устоев моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии. Известна ее ненависть к Гераклу – сыну Зевса и смертной женщины Алкмены (примирились они только после смерти героя и вознесения его на небо: в знак примирения Гераклу была отдана в жены дочь Геры и Зевса, Геба). Богиня стала причиной гибели Семелы, родившей Зевсу Диониса. Разгневавшись на Тиресия, она наказывает его слепотой (по другой версии, это делает Афина), насылает безумие на дочерей царя Пройта, на Ино, бросившуюся в море. В отместку Зевсу, родившему Афину Палладу, Гера рождает без супруга Гефеста. Однако эта ее матриархальная самостоятельность заканчивается неудачей, так как Гефест страшен и уродлив. В гневе Гера сбрасывает его с Олимпа, откуда и появилась хромота Гефеста, а также его вражда к Гере, которую он хитроумно приковал к трону.

Зевс чувствовал ответственность за судьбы своих возлюбленных, но далеко не всегда ему удавалось их спасти. Так, он превратил прекрасную аргосскую царевну Ио в телку, видимо, полагая, что эта порода животных может вызвать у «волоокой” Геры некоторое сочувствие. Но не тут-то было, Гера потребовала белоснежную телку себе в дар и приставила к ней стражем одетого в бычью шкуру пастуха Аргоса. Все тело его было испещрено бесчисленным множеством глаз, когда одни глаза спали, другие бодрствовали. Мычание Ио донеслось до Олимпа, и Зевс в порыве сострадания немедленно отправил Гермеса на выручку Ио. Аргос, шагавший вокруг дерева, к которому была привязана телка, внушил посланнику Зевса ужас. У Гермеса не было никакой охоты сражаться с великаном, и он воспользовался не жезлом вестника – какой от него был прок? – а свирелью. Сладкая мелодия усыпила чудовище. Гермес разрезал веревку, и Ио бросилась бежать во всю прыть.

Тонкий слух мстительной Геры уловил стук копыт, и она послала чудовищного овода, который жалил телку в самые нежные места. Обезумев от боли, Ио мчалась из страны в страну, но нигде не находила покоя. Наконец она достигла Кавказа, где томился прикованный к скале Прометей. Сжалившись над страдалицей, благородный титан предсказал, что конец ее мучениям наступит в Египте. Так и случилось! В Египте к Ио вернулся человеческий облик и она родила зачатого Зевсом сына Эпафа, основателя многих городов долины Нила, в том числе древней столицы египетских царей – прославленного Мемфиса.

Историю мучений и странствий Ио рассказывали на протяжении всей античности, и каждый из рассказчиков давал легенде новое толкование. По мере расширения географических названий увеличивался перечень посещенных Ио земель. Она превращалась то в финикийскую царевну, то в египетскую богиню Исиду, то в лунное божество. Но первоначальное ядро мифа – это соперничество одной из многочисленных жен бога-быка в облике коровы с «волоокой” Герой.

Страшен богов без меры
Гнев и зоркая сила,
Но меж бессмертных Геры
Небо грозней не носило.
И. Анненский

Древняя связь Геры с хтоническими силами сказалась в том, что она от прикосновения к земле породила чудовище Тифона (по другой версии, Тифон – порождение Геи и Тартара) с пятьюдесятью головами, которое было уничтожено молниями Зевса. К древним функциям Геры относится и ее помощь женщинам во время родов, она посылает супругам потомство и благословляет будущую мать на рождение ребенка. Она – мать богини родов Илифии, которую подослала, чтобы ускорить роды Никиппы, соперницы Алкмены, родившей ничтожного Эврисфея, и умышленно задержала роды Алкмены, то есть рождение Геракла. Однако этот ее поступок привел к неожиданным последствиям: Геракл, вынужденный служить Эврисфею, совершил благодаря этому свои великие подвиги.

Брак Геры с Зевсом, оберегаемый ею с такой страстью, не был счастливым. Поговаривали, что Ареса – одного из самых кровавых и стихийных богов – она родила не от Зевса, а от прикосновения к цветку. Дочь Геба играла на Олимпе роль служанки – она подносила небожителям нектар и амброзию.

Известен деревянный фетиш Геры на острове Самос (считавшемся земной родиной богини). На зооморфное прошлое Геры указывает ее эпитет у Гомера и Нонна Панополитанского – «волоокая”, приносимые ей в жертву коровы, почитание Геры в Аргосе в виде коровы, при этом Зевс также одно время мыслился в образе быка. Однако Гера прочно вошла в систему героической мифологии и притом искони греческой, поэтому она – покровительница героев и городов. Она помогает аргонавтам, прежде всего Ясону, в Троянской войне она – ярая защитница ахейцев и противница троянцев, в лице Париса отдавших предпочтение Афродите в спорах трех богинь (Геры, Афродиты, Афины). Она идет даже на хитрость, обольщая Зевса с помощью чудесного пояса Афродиты и усыпляя его в своих объятиях, чтобы дать возможность победить ахейцам. Эта знаменитая любовная сцена Геры и Зевса на одной из вершин Иды (Гаргар) среди благоухающих цветов и трав есть несомненный аналог древнего крито-микенского «священного брака” Геры и Зевса, который торжественно справлялся в городах Греции каждой весной и рассматривался как связь неба с землей, оплодотворяемой благодатным весенним дождем, напоминая о величии матриархального женского божества. Вестником этого дождя была кукушка, слывшая священной птицей Геры. В дни праздников Геры женихи приближались к алтарю богини в масках кукушки. Священной птицей Геры считался и павлин, блистающий красотой своего оперения. О павлине как священной птице Геры говорят не только древние авторы, но и изображения на монетах и рельефах. Возможно, именно эта птица способствовала формированию в характере богини «павлиньего” тщеславия и заносчивости.

Культ Геры был распространен на материке (особенно в Микенах, Аргосе – храм Герайон, Олимпии, Тиринфе, Коринфе, Спарте) и островах (на Самосе, где был храм Геры Самосской и ее древний фетиш в виде доски; на Крите, где в Кносе праздновали «священный брак” Геры и Зевса).

В римской мифологии Гера отождествляется с Юноной.

греческая мифология · боги и божества греции · список существ и событий · генеалогия · библиография

Прежде: Зевс (Юпитер)

Далее: Судьба, или Рок

Типы и атрибуты богини Геры (Юноны). — Богиня радуги Ирида. — Миф о кукушке богини Геры. — Миф о наказании богини Геры. — Миф об обольщении богиней Герой Зевса посредством пояса Афродиты. — Павлин — птица богини Геры: миф об Ио и стоглазом Аргусе. — Дочери Геры — богини Геба и Илифия. — Маленький урок древнегреческого языка: кукушка по-древнегречески — копчик по-английски.

Типы и атрибуты богини Геры (Юноны)

Богиня Гера (по-древнегречески, или Юнона по-латыни), сестра и супруга Зевса-Юпитера, есть тот женский тип в античной мифологии, который соответствует по своим качествам и свойствам властелину неба — богу Зевсу (Юпитеру).

Богиня Гера-Юнона, прежде всего, — покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений, в то время как бог Зевс-Юпитер является охранителем общественных учреждений. Древние греки первые ввели единобрачие (моногамию), тогда как до них всюду царило многобрачие (полигамия). Поэтому богиня Гера, как покровительница моногамии, является у греков как бы олицетворением протеста против полигамии.

В поэтических произведениях античности богиню Геру представляют обладательницей гордого, упрямого и сварливого характера; искусство же придает Гере всегда строгую и величественную красоту. Уже на самых древних изображениях является богиня Гера с покрывалом; сначала это покрывало окутывало всю ее фигуру. Древнегреческий скульптор Фидий в своем парфенонском фризе изобразил богиню Геру уже с откинутым назад покрывалом. Главные атрибуты богини Геры — это:

  • покрывало,
  • диадема,
  • павлин,
  • кукушка.

Гера-Юнона всегда покрыта одеждой с ног до головы, только часть шеи и руки обнажены. Богиня Гера высокого роста, со спокойными и размеренными движениями; красота Геры строгая и величавая. У богини Геры роскошные волосы и большие широко открытые глаза, почему в мифах Древней Греции, в частности в поэмах Гомера, Геру называли волоокая (по-древнегречески — βοῶπις), то есть имеющая коровьи глаза. «Волоокая госпожа Гера», — так говорит Гомер о супруге Зевса в «Илиаде»: таков устойчивый эпитет богини в гомеровском эпосе.

Самым замечательным и типичным античным изображением богини Геры считается колоссальная статуя древнегреческого скульптора Поликлета, изваянная им для храма в честь богини Геры в Аргосе. Вот как описывает статую Геры работы Поликлета римский поэт Марциал: «Поликлет, эта Юнона — чудо твоего искусства, главное основание твоей славы, — сам Фидий позавидовал бы твоему резцу. Ее красота так величественна, что на вершине Иды Парис не колеблясь признал бы ее превосходство над всеми богинями, и они должны были бы признать себя побежденными. Поликлет, если б Юпитер не любил своей Юноны, он бы полюбил твою!». Колоссальная статуя Юноны, находящаяся теперь в Риме, считается лучшим изображением богини Геры-Юноны, сохранившимся до наших дней.

Богиня радуги Ирида

Ирида, богиня радуги, и Гера.

Толкователи мифов Древней Греции считали, что богиня Гера олицетворяет в физическом порядке влагу или, скорее, влажность воздуха, и поэтому богиня Ирида, олицетворение радуги, рассматривалась в античных мифах как ее прислужница. Богиня Ирида одевает Геру и приготовляет ей ванну. Главная же обязанность богини Ириды, согласно античной мифологии, — исполнять поручения царицы неба. Богиня Ирида носится по воздуху с быстротой ласточки, и дорога, по которой она пробегает, есть та дуга, которую описывает радуга.

В искусстве античности Ирида изображается крылатой молодой девушкой. Подобно вестнику богов — Гермесу-Меркурию, у Ириды крылья на пятках и кадуцей (жезл Гермеса) в руках. Лишь на нескольких очень древних античныз памятниках сохранились изображения богини Ириды.

Миф о кукушке богини Геры

Богиня Гера и посвященная ей в античной мифологии птица — кукушка.

Изображение кукушки на верхушке скипетра богини Геры объясняется следующим греческим мифом.

Гордая Гера долго не соглашалась уступить просьбам Зевса сделаться его супругой. Тогда повелитель богов, желая умолить Геру, принял вид кукушки, вызвал сильную бурю и, дрожа от холода, весь мокрый, прилетел к ногам богини, ища приюта, где бы ему укрыться.

Сострадательная богиня Гера, тронутая несчастным видом птицы, подняла ее и отогрела у себя на груди. Тогда Зевс принял свой обычный вид, а Гера, на которую, вероятно, подействовало такое оригинальное объяснение в любви, стала женой Зевса.

С тех пор, как бы в воспоминание этого мифологического происшествия, кукушка является на памятниках античного искусства одним из отличительных признаков богини Геры.

Миф о наказании богини Геры

Наказание Юноны. Корреджо, 1519 г. Фреска на потолке, монастырь Сан-Паоло, Парма.

Несмотря на то, что, согласно античной мифологии, богиня Гера-Юнона — основательница и покровительница браков и брачной жизни, ее супружеская жизнь проходит почти в постоянных спорах и неладах с Зевсом, которому приходится останавливать и даже наказывать Геру.

В особенности в «Илиаде», первом памятнике древнегреческой литературы, богине Гере придан сварливый, упрямый и строптивый характер. Гера гордится своими высокими достоинствами и своими супружескими правами, она предъявляет Зевсу такие требования, которые он не может и не хочет исполнить. Богиня Гера часто противоречит повелителю богов — своему супругу Зевсу. Так как она ничего не может достигнуть силой, то большей частью богиня Гера прибегает к хитрости.

Однажды в сообщничестве с богом Посейдоном (Нептуном) решила Гера лишить Зевса верховной власти. Им удалось даже заключить Зевса в оковы, но Фетида, одна из Нереид, призвала на помощь Зевсу страшного великана Бриарея, один вид которого заставил Геру отказаться от ее замысла. Разгневанный Зевс повесил Геру на золотой цепи между небом и землей, привесив к ногам тяжелую наковальню. Этот античный миф о наказании Геры-Юноны изобразил Корреджо на одной из своих картин, находящейся теперь в Парме.

Миф об обольщении богиней Герой Зевса посредством пояса Афродиты

Во время Троянской войны богиня Гера относилась враждебно к троянцам и покровительствовала грекам.

Видя, что троянский герой Гектор побеждает греков и те почти уже гибнут, богиня Гера решилась помочь им, но Зевс, запретив богам принимать участие в Троянской войне, с вершины горы Гарган зорко следил за послушанием богов. Богиня Гера придумала тогда следующую хитрость: она попросила у богини любви Афродиты ее пояс, обладающий даром придавать той, на которой он был надет, поразительную и неотразимую красоту. Надев пояс Афродиты, богиня Гера отправилась к Зевсу, не привыкшему видеть свою строптивую супругу такой ласковой и пленительной. Зевс заснул, усыпленный ласками Геры, которая воспользовалась этим, чтобы помочь грекам, и троянцы очень быстро потеряли все свои преимущества. Проснувшись, Зевс увидел, что произошло во время его сна, понял все козни богини и пригрозил Гере тем же наказанием, какому она уже раз подвергалась. Но зло, причиненное богиней Герой троянцам, было уже непоправимо.

Павлин — птица богини Геры: миф об Ио и стоглазом Аргусе

Главной причиной всех супружеских несогласий между богами Герой и Зевсом была ревность Геры, вызываемая любовными похождениями Зевса и его бесчисленными браками с разными богинями, нимфами и даже простыми смертными женщинами.

Юпитер и Ио. Корреджо, 1532 г. Бог Юпитер в виде темного облака (чтобы укрыться от глаз супруги) обнимает и целует Ио.

Ревности богини Геры обязан павлин тем, что считается в античной мифологии птицей Геры-Юноны. Однажды богиня Гера, не видя Зевса на его обычном месте, на Олимпе, стала искать его и вскоре заметила на земле, близ реки Инах, необыкновенно темное облако. Богиня Гера спустилась на землю, желая рассеять это облако и посмотреть, что там происходит. Зевс, действительно, находился там, преследуя прекрасную Ио, дочь бога реки Инах. Зевс окружил себя темным облаком, чтобы скрыться от глаз своей ревнивой супруги — богини Геры. Заметив, что облако рассеивается, и подозревая, что богиня его открыла, Зевс превратил Ио в белую корову. На вопрос Геры Зевс рассказал ей, что любуется этой коровой, которую только что произвела земля. Богиня пожелала ее иметь, и Зевс, не имея причин отказать Гере в таком, по-видимому, ничтожном подарке, должен был отдать Ио.

Гера (Юнона) поручила стоглазому великану Аргусу стеречь корову. Стоглазый Аргус закрывал всегда только два глаза, а остальные следили за бедной Ио повсюду. Античное искусство не могло никак олицетворить этот миф, не поддающийся пластическому искусству, и на античных камеях Аргус представлен лишь под видом старика, пасущего корову.

Зевс, возмущенный этим постоянным надзором, захотел избавить от него несчастную Ио. Зевс призвал бога Гермеса (Меркурия) и приказал ему убить Аргуса.

Вот как рассказывает об этом римский поэт Овидий: бог Меркурий, исполняя приказание своего повелителя, спустился на землю, взяв с собой свой жезл (кадуцей), обладающий свойством усыплять. Меркурий стал пасти коз, играя на флейте, неподалеку от Аргуса, которому эти звуки доставили большое удовольствие, а потому он пригласил Меркурия занять место подле него, говоря, что Меркурию не найти лучшего пастбища и более тенистого места. Меркурий принял это предложение стоглазого Аргуса и продолжал играть. Замечая, что сон почти одолевает Аргуса, Меркурий пустил в ход свой жезл, и вскоре сон закрыл все глаза бдительного стража. Тогда, взяв свой меч, Меркурий отрезал Аргусу голову. Богиня Юнона, огорченная потерей своего верного служителя, собрала все глаза Аргуса и разместила их на крыльях и хвосте птицы, с тех пор посвященной Юноне, где они блестят подобно звездам (павлин).

Несколько античных камей изображают миф об убийстве Аргуса, но самая интересная — та, где изображен Меркурий, отрезывающий голову Аргуса, туловище которого испещрено его многочисленными глазами; вдали убегает корова, ужаленная слепнем, а павлин сидит на дереве.

Гермес убивает стоглазого Аргуса.
NB Сотня глаз Аргуса распределена по всей поверхности его тела.

Неумолимая богиня и тут не прекратила своих преследований; Гера приказала одной из Эриний (Фурий) под видом слепня беспрестанно жалить Ио. Тщетно пытаясь избавиться от насекомого, Ио достигла берегов Нила, где она, изнемогая от усталости, упала. Тогда Зевс стал просить Геру прекратить свои преследования; богиня согласилась с тем только условием, чтобы Ио никогда больше не возвращалась в Грецию.

По мифам Древней Греции, Ио осталась в Египте, где ей стали воздавать божеские почести под именем богини Изиды. Этим мифом древние греки хотели объяснить, почему эмблема египетской богини Изиды — корова.

Юнона и Аргус. Петер-Пауль Рубенс, 1611 г. Богиня Юнона и ее спутница Ирида собирают с головы Аргуса его многочисленные глаза и усеивают ими перья павлиньих хвостов. Обезглавленное Меркурием тело Аргуса лежит на переднем плане картины. NB Над головой богини Ириды — радуга.

Древнегреческий миф о превращении нимфы Ио в корову, а главным образом миф о Гермесе (Меркурии) и Аргусе служили темой для многих произведений новейших веков. Тициан выбрал для своей картины тот момент, когда Юнона видит Ио, превращенную в корову. Рубенс повторял несколько раз свою знаменитую картину (теперь в Дрезденской галерее): «Меркурий убивает Аргуса». Веласкес передал по-своему этот рассказ: Аргус изображен у него под видом молодого испанского пастуха, уснувшего под звуки флейты, а Меркурий осторожно подкрадывается к нему, чтобы отрезать ему голову; Ио под видом коровы равнодушно смотрит на них.

Дочери Геры — богини Геба и Илифия

Геба, богиня юности, и Гера, ее мать.

У античной богини Геры-Юноны было двое сыновей — бог Арес (Марс) и бог Гефест (Вулкан) и две дочери — богини Геба и Илифия.

Богиня Геба — это олицетворение юности. В мифах Древней Греции Геба подает богам божественный напиток нектар, благодаря которому боги не знают ни болезней, ни старости. Геба стала супругой Геракла (Геркулеса) после обоготворения этого героя. Античная камея изображает Гебу в виде молодой девушки, ласкающей орла Зевса-Юпитера.

Скульптор Канова представил богиню Гебу во всем блеске молодости и красоты, стройную, полную грации, с поднятой рукой, как бы готовой наполнить кубки богов. Датский скульптор Торвальдсен придал Гебе более спокойные, величавые движения и формы, более согласные с представлениями о ней древних греков.

Илифия — богиня счастливых родов. Илифия, по греческой мифологии, осталась девственницей и проводила все свое время, помогая женщинам в родах. Послушная дочь, богиня Илифия исполняет все приказания своей матери Геры, которая часто заставляла Илифию служить орудием своей мести. Когда наступило время родов богини Латоны, которую Гера преследовала, Илифия, следуя приказаниям матери, удалилась на вершину Олимпа, где провела девять дней и ночей, не допуская несчастную Латону, страшно мучившуюся все это время, до родов. Наконец, тронутая мольбами богини радуги Ириды, богиня родов Илифия отправилась на остров Делос, и Латона благополучно родила близнецов — бога Аполлона и богиню Артемиду (Диану).

Богиня родовспоможения Илифия помогает Зевсу (сидит) родить Афину из его головы. Справа от Зевса: Илифия, Геракл, Арес. Слева от Зевса: Гефест (бежит), Гера, Посейдон, Аполлон. NB Над головой богини Геры летит кукушка — мифологический атрибут супруги Зевса.

Древние римляне называли Илифию богиней Люциной и часто смешивали ее с Юноной, которая иногда носила у римлян то же имя и считалась богиней родов и охранительницей детства. Прекрасная римская статуя в Ватикане, сохранившаяся до наших дней, изображает Юнону-Люцину кормящей грудью бога Марса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *