Трудно представить жизнь людей без поэзии. Это и неудивительно – ведь стихи в той или иной форме присутствуют на каждом шагу. И все-таки поэзия не так проста, как это принято думать. Дети, как правило, вообще не восприимчивы к поэзии, их просто заставляют механически заучивать стихи, но они их не переживают, не ценят. По-настоящему поэзию начинают ценить только в зрелом возрасте, когда душа человека пережила определенные испытания и нуждается в периодическом отдохновении в особом мире мудрых мыслей, чарующих слов и отточенных фраз.
Однако этим специфика поэзии не исчерпывается. Так, если проза демократична и почти вся имеет право на существование, то в настоящей поэзии остаются только истинные шедевры – посредственные стихи канут в Лету за ненадобностью и отсутствием потребности в них. Но если уж поэзия действительно высшего сорта, то она переживает века и становится жизненной опорой для многих людей. И среди этих поэтических шедевров проявляется демократия, превосходящая таковую даже в прозаическом искусстве. Во-первых, поэзия охватывает самые разные аспекты жизни – от описания пейзажей, переживаний любви и драматических действий вплоть до философских притч. Во-вторых, эти стихи пишутся на всех языках мира и переводятся на другие языки – истинные шедевры позволяют это. И каждый человек находит для себя своего любимого поэта, свои любимые темы и стихотворения.
Лично для меня вечно звучащим набатом является стихотворение «Вересковый мед» Роберта Льюиса Стивенсона в переводе Самуила Яковлевича Маршака. Трудно даже сказать, на каком языке это произведение звучит лучше, но его значение для меня простирается гораздо дальше самой баллады – в ней вечно повторяющаяся, универсальная трагедия жизни маленьких и больших людей.
Путеводной нитью моего стремления увидеть и познать мир является четверостишие Михаила Юрьевича Лермонтова: «Белеет парус одинокой в тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..»
Постоянную энергию жизни и борьбы за свое место в этом мире я черпаю в поразительно оптимистичном припеве старой пиратской песни Джорджа Стерлинга из романа Джека Лондона «Сердца трех»: «Ветер воет, море злится, мы, корсары, не сдаем. Мы – спина к спине – у мачты, против тысячи вдвоем!»
В последнее время для меня все большее значение приобретают стихи великих поэтов-суфиев. Например, прямое указание правильной жизни дано в двустишии Алишера Навои: «Пока ты юн, копи богатство знанья, а в старости – расходуй достоянье». С этим поэтическим афоризмом легче жить, ибо знаешь, что в нем высказан беспроигрышный рецепт успеха.
А еще поэзия – это территория для бесконечных путешествий, ибо на протяжении жизни человек знакомится с разными поэтами и их творениями. И на разных этапах жизни мы выбираем разных кумиров стихосложения, ибо с течением времени меняются наши жизненные пристрастия, приоритеты и потребности, а вместе с ними поэтические находки, которые не только украшают, но и укрепляют нашу жизнь.
Имеет поэзия и более прагматичное значение. Например, она развивает речевые способности человека, ибо поэзия – это апофеоз риторики и изящно выраженные мысли и чувства. В свою очередь развитие языковых способностей человека ведет к развитию его когнитивных (познавательных) способностей, оттачиванию интеллекта. Поэзия – проявление красоты языка и мысли и тем самым она наполняет человека чувством прекрасного, формирует в нем эстетическое восприятие, что само по себе дает ему силы для правильной (!) жизни, ибо, как справедливо говорил Федор Михайлович Достоевский, «красота спасет мир». И, наконец, поэзия – это кладезь человеческой мудрости в максимально компактной форме. А чем больше в человеке мудрости, тем легче ему жить.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Ему удалось найти для себя утешение в поэзии, уйти от реальности в светлый мир чувств. Таким образом, история незнакомца показывает влияние творчества поэтов на человеческую душу. Каждый открывает в лирических произведениях что-то новое и прекрасное для себя.
Далее «высокий человек» с воодушевлением рассказывает о проявлении своего интереса к творчеству
А. С. Пушкина. Отец героя «ни разу не окончил» читавшее стихотворение. Из-за этого восьмилетний мальчик самостоятельно пошёл в городскую библиотеку с целью до конца прочитать произведения поэта. Но читать он не умел, только знал, что «за этими строчками прячется заманчивый мир, о котором рыдал пьяный отец». Будучи ещё ребёнком, незнакомец научился открывать иную жизнь, он стал слышать и чувствовать поэзию, полностью погружаясь в её тайны. Таким образом, произведения великих поэтов влияют на людей разного возраста, оставляя в каждом из них свой след, прививая любовь к творчеству.
Данные примеры дополняют друг друга и помогают определить точку зрения рассказчика.
Позиция рассказчика, полностью совпадающая с мнением автора, такова: творчество таких поэтов, как
А. С. Пушкин, обращено непосредственно к сердцу человека и способно открыть перед ним неведомый светлый мир.
Трудно не согласиться с мыслью автора. Действительно, поэзия имеет большое значение в жизни человека. Она завораживает своим звучанием, помогает людям отвлечься от житейских проблем и погрузиться в новый мир чувств и эмоций. Чтение стихотворений помогает снимать напряжение и наполняет энергией всё тело.
Проблему роли поэзии в жизни человека и её воздействие можно встретить и в литературе. Так, в творчестве Марины Цветаевой есть немало стихотворений, посвященных великим творцам слова. Именно они повлияли на мировоззрение поэтессы. Поэтому своё отношение к лирике и поэтам она особенно напряженно описала в цикле «Поэт».
На протяжении моей жизни я сталкивалась с различными лирическими произведениями, однако особенно сильно на меня повлияло творчество поэтов Серебряного века. Стихотворения Марины Цветаевой, Сергея Есенина, Анны Ахматовой открыли для меня новый мир.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id74425
Обновлено: 2020-02-16 Опубликовал(а): aranaaa
…цветущая тайна откроется тем, кто захочет ею владеть. Там сверкание новых огней и невиданных красок, И мираж ускользающий… (Аполлинер)
Но пока этого чудесного превращения не произошло, понаблюдаем в кулуарах за преображением наших героев. Там, в кулуарах, как известно, ищут братьев по разуму, одни — чтобы унять сердцебиение, другие — чтобы найти хоть какую-то опору всему зыбкому, необъяснимо возникающему в них, убедиться, что тебя поймут и примут. «Где же ещё, если не здесь, — думают они. — Мир за окнами так огромен, порой можно идти целый день и не встретить родную душу, кто был бы рад тебе беспричинно. Может мои стихи и не стихи вовсе, может они какие-то не такие?»
В полумраке проступает смущённое лицо поэта. Зажгли свечи, и отсветы заиграли в его глазах, похожие на радость. Это Марат Ахтямов. «Меня больше знают в интернете, чем здесь, на земле», — почти виновато улыбается он.
Я смогу, я спасусь, от греха и от страсти Мне играть не впервой в эту злую игру, И пускай не идут мне козырные масти, Всё равно верю я — я спасусь, я смогу. Я смогу, я спасусь, от безумия пасти, И отчаянья зла, что пришло на беду, Пусть оно говорит: «Ты рождён для несчастья», Всё равно верю я — я спасусь, я смогу. Зло твердит мне: «Ты сам выбрал участь такую» И за горло берет безутешная грусть, Но я верен себе, не смирюсь, я бунтую, Всё равно верю я — я смогу, я спасусь.
Пламя свечей всколыхнулось, засветился экран, зазвучала гитара, в полумраке запела Евгения Мингазетдинова. Она пела о счастье, которое её переполняет, о весне без конца и без края:
Ах, как хочется кружиться, в этом вальсе с весной! И подняться счастье-птицей над огромной Землёй! Рассеяться, заискриться от желания жить! Всем прохожим, встречным лицам это счастие дарить!
Вслед за нею Оксана Есипова, сотрудница библиотеки, представила трёх веснушек-поэтесс, ещё более разных, чем месяцы, соответственно которым они появлялись на сцене.
Март олицетворяла Алина Ипоева, обладатель литературной премии имени С.Сулеймановой. Она прочла стихи о маме:
Обними меня, мама, Как в детстве. Ты помнишь? Обними меня так, как тогда. А на кресле пижама, И спать вот уложишь. Ну, куда же уплыли года…
Апрель зазвенел стихами Натальи Берестовой, победителя республиканского молодёжного конкурса духовной поэзии «Душой рождённая строка»:
Цветеньем бешеным наполнена душа — Черёмуха и яблони как сговорились! Наружу рвётся, все запреты сокруша, Вся сила жизни, что внутри таилась.
Май представила своими новыми стихами постоянный участник литературного клуба Библиотеки Серебряного века Светлана Попова:
В глаза мне больше не смотри. Я полая, внутри — ни строчки. Мне линий жизни было — три, Остались точки… В моей душе — сплошной норд-ост. Анабиоз. Но пережду я. Жизнь отвалилась, словно хвост — Ращу другую.
И покатилось время, замелькали образы, лица, чувства поэтов, давно почивших и живых, балансирующих на границе горнего и земного, и словно приглашающих совершить с ними их странное путешествие:
Струил закат последний свой багрянец, Ещё белел кувшинок грустных глянец, Качавшихся меж лезвий тростника, Под колыбельный лепет ветерка. Я шёл печаль свою сопровождая, Над озером, средь ив плакучих тая, Вставал туман, как призрак самого отчаянья. (П. Верлен)
Затем Эдуард Брусков, методист библиотеки, представил двух мэтров елабужского Парнаса — Рахима Гайсина и Евгения Поспелова, обратив внимание на смелость поэтов, которые выносят на публику свои сокровенные мысли и чувства, едва прикрыв их стихотворной формой.
Рахим Мухаметович, поэт, автор-исполнитель считает литературу и, прежде всего, поэзию высшей формой искусства. По его мнению, в поэзии больше эпического, чем в эпосе и больше драматического, чем в драматургии. «Поэзия — это состояние души, — утверждает Рахим Гайсин, — и чем выше духовность человека, тем более насыщенными будут душевные переживания. Могут быть люди тонко чувствующие, тонко мыслящие, но если нет поэтического мастерства, то стихи будут корявыми, неадекватными. Не будет гармонии между содержанием и формой».
У каждого поэта есть безусловные удачи. Вот фрагмент из одного такого стихотворения Рахима Гайсина:
Иду один по старице Чулмана. Спокойно небо, гладь озёр чиста. Лишь камыши за клочьями тумана О чём-то шепчут. Лишь мои уста Им тихо вторят, считывая знаки Прибрежных ив, осоки, череды… В душе восходят Как над полем маки Времён далёких стёртые черты. Пахучий дым костра над становищем Великих гуннов — пращуров татар. Широкий взмах наследным кнутовищем Табунщика. Копыт глухой удар. И кони разбегаются по лугу Излучиной вдоль левой стороны. Здесь жизнь течёт по солнечному кругу. Здесь кажется — с тех пор бессмертны мы.
Затем поэт представил своего рода поэтическую летопись молодости, вспомнил тогдашнее своё окружение, юношеские надежды и мечты.
Евгений Поспелов напомнил сначала о вершинах поэзии, ставших уже образцами, задав, так сказать, высокую планку. Он прочитал избранные строки Пастернака, Тарковского, Щуплова, Мориц, Кузнецова. Посетовал на склонность публики принимать любой рифмованный и ритмически оформленный текст за поэзию: «Писать стихи — легко. А быть поэтом — тяжело. Потому что стихи, а раньше говорили — вирши, это ещё не поэзия. Писать стихи должен уметь каждый образованный человек, ведь задать тему, выбрать размер, найти рифмы, определить количество строф — это всё совсем не трудно, не очень мудрёно. А если человек начитан и хорошо образован, обладает внятным музыкальным слухом и определённой усидчивостью, то вирши можно клепать (тут уместно именно это слово!) одной задней!
А поэзия это несколько иное. Вернее, совсем иное.
Поэзия и в самом деле музыка смыслов, тех смыслов, которые ты сам, может быть, и не понимаешь, но выражаешь то, что, казалось бы, и выразить невозможно. Такова Поэзия».
Конечно, и в этом нет сомнения, всегда были и будут тысячи плохих стихов наших друзей, близких и даже самых любимых людей. И в этом нет их вины. Рождение поэзии загадочно и чудесно. Не исключено, что существуют какие — то реальные условия и закономерности появления стихов, но мы о них ничего не знаем. Это ещё одно чудо…
Когда бразды правления вечера перешли к заведующему библиотекой Андрею Иванову, было прочитано ещё множество стихов, серьёзных и шуточных, любовных и гражданских, вручены подарки и призы, спеты песни.
Хочется думать, что посетители библиотеки получили не только удовольствие от общения с поэзией, не только удовлетворение от собственной причастности к ней, но и пищу для размышлений.