Моцарт умер

Смертельная болезнь Моцарта началась с отеков на руках и ногах, потом последовала рвота, выступила сыпь — композитор болел 15 дней и умер без пяти час ночи 5 декабря 1791 года.

Среди откликов на его кончину в берлинской газете «Музикалишес Вохенблатт» 12 декабря пражским корреспондентом было написано: «Моцарт умер. Из Праги он вернулся больным, с тех пор все время хворал: предполагали, что у него водянка… После смерти его тело настолько вздулось, что считали, что он отравлен». В XVIII веке было принято каждую непредвиденную смерть выдающейся личности непременно связывать с неестественной причиной, и легенда об отравлении Моцарта начала все больше будоражить умы. Повод для этого дала и его вдова Констанца, неоднократно повторявшая слова Моцарта, сказанные им во время прогулки в Пратере: «Конечно, мне дали яд!» Спустя 30 лет после смерти Моцарта эта тема возникла снова, и в 1823 году впервые было названо имя отравителя — Сальери. Старый композитор в состоянии психического помрачения пытался перерезать себе горло, и это приписывали угрызениям совести из-за убийства Моцарта. Их отношения действительно были не самыми лучшими, и «коварство» Сальери заключалось в его интригах при дворе. Тем не менее, они общались, Сальери по достоинству ценил оперы Моцарта. Иоганн Непомук Гуммель, бывший ученик Моцарта, писал; «… Сальери был настолько честным, реально мыслящим, всеми уважаемым человеком, что ему даже в самом отдаленном смысле не могло прийти в голову что-либо подобное». Сам Сальери перед смертью сказал посетившему его известному музыканту Игнацу Мошелесу: «… я могу с полной верой и правдой уверить вас, что ничего справедливого в абсурдном слухе нет… скажите об этом миру, дорогой Мошелес: старый Сальери, который скоро умрет, сказал это вам». Невиновность Сальери подтверждает медицинское заключение, сделанное главным врачом Вены Гульденером фон Лобес, в котором говорилось, что Моцарт заболел осенью ревматическо-воспалительной лихорадкой, от которой в то время страдали и умирали многие жители Вены, и что во время детального обследования трупа ничего необычного обнаружено не было. В то время закон гласил: «Любой труп должен быть обследован перед погребением, чтобы было ясно, что не произошло насильственное умерщвление… О выявленных случаях необходимо немедленно сообщать властям для дальнейшего официального расследования».

Но, как известно, люди подчас склонны верить легендам больше, чем исторической правде. Классическим примером является трагедия «Моцарт и Сальери», написанная в 1830 году нашим гениальным соотечественником Александром Сергеевичем Пушкиным. Гибель Моцарта от руки Сальери доказана не была и является историческим вымыслом, построенном на слухах. Но если изложение Пушкина можно считать поэтической вольностью, то сообщение о мнимом признании Сальери в убийстве Моцарта, о котором написал биограф Эдвард Хомс в 1845 году, претендует на глубокое расследование факта смерти великого композитора.

Позднее, в 1861 году, ответственность за мнимое убийство возложили на масонов, о чем писали и в 1910 году, а потом и в 1928 году. Невропотолог Матильда Людендорф в 1936 году в книге «Жизнь и насильственная смерть Моцарта» писала о захоронении композитора по еврейскому ритуалу, который одновременно имел характерные признаки типичного масонского убийства. В опровержении этих утверждений необходимо заметить, что Моцарт, зная о неприязни к евреям императрицы Марии Терезии, не боялся дружить с ними, и также лояльно он относился к масонам. Так что ни тем, ни другим композитор не дал ни малейшего повода к ненависти.

Уже в 1953 году Игорь Белза опубликовал книгу, в которой ссылался на то, что в Венском духовном архиве Гвидо Адлером было найдено письменное покаяние Сальери со всеми подробностями отравления, о чем он сообщил русскому знакомому Борису Асафьеву. Эта публикация Белзы была опровергнута в московском музыкальном журнале.

В 1963 году в популярной книге немецких врачей Дуда и Кернера «Болезни великих музыкантов» авторы утверждали, что Вольфганг Амадей Моцарт «пал жертвой ртутной интоксикации с сублиматом», то есть медленного и постепенного отравления растворенного в спирте сублимата ртути. Но вершиной предположений является гипотеза о том, что Моцарт случайно сам отравился ртутью, пытаясь вылечиться от сифилиса.

В 1983 году два британских эксперта Карр и Фицпатрик представили новую версию смерти Моцарта — отравление его советником Францем Гофдемелем на почве ревности к супруге Марии Магдалине. Зная симптомы отравления, невозможно серьезно утверждать о насильственной смерти Моцарта. Он умер от ревматической лихорадки, усугубленной сильной потерей крови в результате кровопусканий, предписанных ему медиками.

Дни между смертью Моцарта и его погребением покрыты завесой неизвестности, даже дата погребения указана неточно: в регистре умерших при соборе Св. Стефана внесено 6 декабря 1791 года, а исследования свидетельствуют о том, что Моцарт был отпет и похоронен на кладбище Св. Марка 7 декабря. Во-первых, должен был строго соблюдаться установленный срок карантина — 48 часов после кончины (смерть наступила 5 декабря), во-вторых, именно 7 декабря, а не 6-го, была сильная буря, о которой вспоминали современники композитора, а по по данным Венской обсерватории 6 декабря 1791 года погода была тихая и безветренная. Именно поэтому, дойдя до Штубентор, сопровождающие катафалк люди решили вернуться, так и не добравшись до кладбища. В этом не было ничего предосудительного, так как, согласно предписаниям, по обычаям того времени похороны должны были проходить без траурного шествия и без священника — для близких прощание с умершим заканчивалось при отпевании в соборе. Можно предположить, что тело композитора было оставлено на ночь в «хижине усопших», а захоронено на следующий день. Для этих действий при Иосифе II также был издан соответствующий указ, в котором говорится: «Так как при похоронах ничего другого не предусматривается, как только быстрее отвезти тело, и чтобы не препятствовать этому, следует зашить его без всякой одежды в полотняный мешок и потом положить в гроб и отвезти на погост… там привезенный труп вынуть из гроба и так, как он есть, зашитым в мешок, опустить в могилу, засыпать гашеной известью и сейчас же закрыть землей». Правда, этот ритуал захоронения в мешках был под давлением общественного мнения отменен еще в 1785 году, и было разрешено использовать гробы.

Захоронение нескольких трупов в одной могиле было в те времена нормальным явлением и по предписанию в могилы разрешалось класть четыре взрослых и два детских трупа, или пять взрослых покойников при отсутствии детей. Так что говорить о нищенском погребении Моцарта было бы не корректно, так как оно полностью соответствовало обычному для того времени погребению венских граждан. Правда, уже в эти времена для особо знаменитых личностей предусматривались отдельные могилы и траурные шествия. Так, например, был похоронен композитор Глюк. Говорить о том, что Моцарт ко времени его смерти был полностью забыт в Вене, — неправильно. Его оперы часто ставились за рубежом, за что ему выделялись значительные денежные суммы, после успеха «Волшебной флейты» ему был сделан почетный заказ на сочинение праздничной оперы по случаю коронации Леопольда II. Но, тем не менее, Моцарт не был особенно любим среди музыкантов за свою гениальность и прямоту, и в венском дворе в целом не очень жаловали его искусство, поэтому никто не стал добиваться для него исключительного погребения. Готфрид ван Свитен, друг Моцарта, долгие годы оплачивавший воспитание обоих сыновей композитора, был занят своими проблемами — в день смерти Моцарта он как раз был отстранен от всех постов. Михаэль Пухберг, которому семья Моцартов была должна большую сумму денег, не счел возможным устраивать пышные похороны. Семья, которой Моцарт итак оставил большие долги, этого сделать не могла.

Где же на кладбище Св. Марка находится могила Моцарта? В его времена могилы оставались необозначенными, надгробные камни разрешалось ставить не на месте самого захоронения, а у стены кладбища. Спустя 8 лет можно было хоронить в старых могилах. Захоронение Моцарта также осталось безымянным — Констанца там даже креста не поставила и только спустя 17 лет посетила кладбище. Могилу Моцарта много лет подряд навещала супруга его друга Иоганна Георга Альбрехтсбергера, которая брала с собой сына. Он точно помнил место захоронения композитора и, когда, по случаю пятидесятилетия со дня смерти Моцарта, стали разыскивать его захоронение, смог его показать. Один простой портной посадил на могиле иву, а потом, в 1859 году, там соорудили памятник по проекту фон Гассера. В связи со столетием со дня смерти композитора памятник перенесли в «музыкальный уголок» Центрального кладбища Вены, из-за чего снова возникла опасность потерять настоящую могилу. Тогда надзиратель кладбища Св. Марка Александр Кругер из различных остатков прежних надгробий соорудил маленький памятник.

В 1902 году музею Моцарта в Зальцбурге был передан «череп Моцарта» из наследия анатома Гирта, и дискуссия о его подлинности не утихает до сих пор. Известно, что череп принадлежит человеку небольшого роста, хрупкого телосложения, соответствующего Моцарту возраста. Маленькие глазницы — свидетельство выпуклых глаз — и совпадение линии черепа с изображениями головы — все это подтверждает его аутентичность. Но по крайней мере два аргумента свидетельствуют об обратном: кариес на первом боковом зубе слева сверху, не соответствующий педантичному и точному описанию Леопольда Моцарта больного зуба его сына, а также следы кровоизлияния на внутренней стороне левой височной кости, от которого, вероятнее всего, и умер человек. Таким образом, тайна о земных останках Вольфганга Амадея Моцарта так и осталась до конца не раскрытой.

По книге А. Ноймайра
Новый венский журнал апрель, 2003

Кенотаф Моцарта — наиболее известное «захоронение»кладбища Святого Марка

Умер Моцарт 5 декабря 1791 года примерно через час после полуночи, на тридцать шестом году жизни. Причина смерти Моцарта до сих пор является предметом споров. Большинство исследователей считает, что Моцарт действительно умер, как это и было указано в медицинском заключении, от ревматической (просовидной) лихорадки, возможно, осложненной острой сердечной или почечной недостаточностью. Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором Сальери и сейчас поддерживается несколькими музыковедами, но сколько-нибудь убедительные доказательства этой версии отсутствуют.

17 мая 1997 года суд, заседавший в миланском Дворце правосудия, рассмотрев дело Антонио Сальери по обвинению в убийстве Моцарта, вынес ему оправдательный приговор.

Похороны

Вопреки распространенному мнению, Моцарт не был похоронен зашитым в полотняной мешок в братской могиле вместе с бедняками, как это было показано в кинофильме «Амадей». Его похороны проходили по третьему разряду, что предусматривало погребение в гробу, но в общей могиле вместе с 5-6 другими гробами.В похоронах Моцарта не было ничего необычного для того времени. Это не были «похороны нищего». Погребенными в отдельной могиле с надгробием или памятником могли быть только очень богатые люди и представители знати. Впечатляющие (хотя и по второму разряду) похороны Бетховена в 1827 году проходили уже в другой эпохе и, кроме того, отражали резко возросший социальный статус музыкантов, за что всю жизнь боролся сам Моцарт.

Для венцев смерть Моцарта прошла практически незаметно, однако в Праге при большом стечении народа (около 4000 человек) в память о Моцарте спустя 9 дней после его смерти 120 музыкантов исполнили со специальными дополнениями написанный ещё в 1776 году «Реквием» Антонио Розетти.

Дата погребения Моцарта вызывает разногласия (6 или 7 декабря). Около 3 часов пополудни тело Моцарта было привезено к Собору Святого Стефана. Здесь в маленькой часовне состоялась скромная религиозная церемония. Кто из друзей и близких присутствовал при этом, остаётся неизвестным. Катафалк отправился на кладбище после шести вечера, то есть уже в темноте. Провожавшие гроб не последовали за ним за городские ворота. Местом погребения Моцарта было Кладбище Святого Марка.

Точное место погребения Моцарта доподлинно неизвестно: в его времена могилы оставались необозначенными, надгробные камни разрешалось ставить не на месте самого захоронения, а у стены кладбища. Могилу Моцарта много лет подряд навещала супруга его друга Иоганна Георга Альбрехтсбергера, которая брала с собой сына. Он точно помнил место захоронения композитора и, когда, по случаю пятидесятилетия со дня смерти Моцарта, стали разыскивать его захоронение, смог его показать. Один простой портной посадил на могиле иву, а потом, в 1859 году, там соорудили памятник по проекту фон Гассера — знаменитого Плачущего Ангела. В связи со столетием со дня смерти композитора памятник перенесли в «музыкальный уголок» Центрального кладбища Вены, из-за чего снова возникла опасность потерять настоящую могилу. Тогда надзиратель кладбища Святого Марка Александр Кругер из различных остатков прежних надгробий соорудил маленький памятник. В настоящее время, Плачущий Ангел возвращен на свое прежнее место.

Скандальные слухи о популярных музыкантах были столь же сенсационны и желанны в 18-ом столетии, как и сегодня, но в то время они распространялись на много медленнее. Вольфганг Амадей Моцарт умер 5 декабря 1791, и Берлинской газете понадобилась целая неделя, чтобы объявить, что он был отравлен. Это фактическая причина смерти, а исследования современных ученых указывают на менее интересную причину: стрептококковая инфекция.

Отравление — это только одна из многих версий о том, от чего, возможно, умер 35-летний композитор на самом пике популярности. Хотя несколько людей засвидетельствовали его смерть, большинство поделились воспоминаниями много лет спустя. Его свояченица вспоминала, что тело Моцарта было распухшим, настолько, что он был неспособен повернуться в кровати, и что у него была лихорадка, от которой доктор прописал холодные компрессы. Он потерял сознание и умер ранним утром пятого декабря. Причина смерти была зарегистрирована как «лихорадка и сыпь «, которые даже в 18-ом столетии считались симптомами, а не болезнью.

За столетия было предположено множество причин его смерти: сифилис, последствия лечения солями ртути, ревматическая лихорадка, васкулит (воспаление стенок кровеносных сосудов) ведущий к отказу в работе почек, инфекция из-за процедуры кровопускания, трихинеллез от приема в пищу недоваренной свинины.

На сегодняшний день исследователи, сделали эпидемиологический анализ, согласно результатам которого, Моцарт стал жертвой эпидемической стрептококковой инфекции.

Смертельные случаи регулярно регистрировались в 18-ом столетии в Вене, но от врачей не требовали указывать причину смерти, которую обычно объявляли родственники или клерк, занимающийся бумагами. Эти записи сохранились, и ученые использовали их, чтобы выяснить причины смерти в месяцы болезни Моцарта — ноябрь и декабрь 1791 и январь 1792 — и сравнить их с причинами в те же самые периоды предыдущих и последующих лет.

Ученые обнаружили 5 011 летальных случаев людей от 18 и старше за эти девять месяцев. Самыми распространенными причинами был туберкулез, недоедание, отёк (раздувание ткани под кожей), желудочно-кишечная болезнь и церебрально-васкулярная болезнь, нарушение кровеносных сосудов, который ведет к удару. Но зимой 1791-92, отёк был причиной, из-за которой молодые мужчины умирали чаще по сравнению с другими годами, это была небольшая эпидемия инфекционной болезни. Отёк также связан с некоторыми хроническими болезнями почек и сердца, но болезнь Моцарта была внезапной.

В дополнение к отёку, у Моцарта было недомогание, боль в спине и сыпь, все признаки стрептококковой инфекции. Стрептококк иногда сопровождается острой почечной болезнью, названной гломерулонефрит, которая объясняет страшное распухание.

Доктор Зеджерс, офтальмолог в Университете Амстердама, говорит, что диагноз поставлен не со стопроцентной точностью, потому что множество болезней имеют подобные симптомы. Он говорит, что потребуется несколько лет, а возможно и больше, прежде, чем кто-либо сможет поставить диагноз точнее, чем этот.

Ну а чтобы ярче ощутить атмосферу Австрии XVIII века, представить и окунуться в загадочный внутренний мир величайшего композитора, приходите к нам 22 июня, слушать знаменитый «Реквием».

передовой медицинской науки, ее ведущих институтов в изучении конкретных аспектов жизнедеятельности ФС, нахождение которых соответствовало бы понятию «конструктивных итогов» и обеспечило бы закономерный интерес широкого круга экспериментаторов и специалистов практики. -®

Список литературы

2. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.

3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.

5. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1979.

6. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980.

7. БилибинД.П., Ходорович H.A., Шевелев O.A. Особенности гипота-ламо-бульбарной регуляции афферентных реакций интактного

и альтерированного сердца // Пат. физиол. 1991. № 6. С. 36-38.

8. Воложин А.И., СубботинЮ.К. Болезнь и здоровье: две стороны приспособления. М.: Медицина, 1998.

10. Денисенко П.П. Роль холинореактивных систем в регуляторных процессах. М.: Медицина, 1980.

11. Заболевания вегетативной нервной системы: рук-во для врачей / Под ред. A.M. Вейна. М.: Медицина, 1991.

12. Заводская И.С., Мореева Е.В., Новикова H.A. Влияние нейротропных средств на нейрогенные поражения. М: Медицина, 1977.

13. Зелвеян П.А., Буниатян М.С., Ощепкова Е.В., Рогоза А.Н. Артериальная гипертония и синдром обструктивного апноэ во сне

(по материалам XVII — XVIII конгрессов Международного и VIII — XI конгрессов Европейского общества по изучению артериальной гипертонии) // Кардиология. 2002. № 6. С. 60-63.

14. Косицкий Г.И. Афферентные системы сердца. М.: Медицина, 1975.

15. Крыжановский Г.Н. Детерминантные структуры в патологии нервной системы. М.: Медицина, 1980.

16. Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы: рук-во. М.: Медицина, 1997.

АМН СССР. М., 1987.

18. Лехтман Я.Б. Вегетативная нервная система и ее роль в двигательной деятельности человека. Л.: Медицина, 1969.

19. Маршалл Р.Д., ШефердД. Т. Функция сердца у здоровых и больных. Пер. с англ. М.: Медицина, 1972.

20. Непомнящих/1. М. Морфогенез важнейших общепатологических процессов в сердце. Новосибирск: Наука,- Сиб. отд-ние, 1991.

21. Ноздрачев А.Д. Физиология вегетативной нервной системы. Л.: Медицина, 1983.

22. ОленевС.Н. Конструкция мозга. Л.: Медицина, 1987.

23. ОльбинскаяЛ.И., Литвицкий П.Ф. Коронарная и миокардиальная недостаточность. М.: Медицина, 1986.

24. ПаринВ.В., Меерсон Ф.З. Очерки клинической физиологии кровообращения. М.: Медицина, 1960.

25. Петленко В.П., Струков А.И., Хмельницкий O.K. Детерминизм и теория причинности в патологии. М.: Медицина, 1978.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. РосинЯ.А. Регуляция функций. М.: Наука, 1984.

28. Руководство по кардиологии / Под ред. Е.И. Чазова. Т.1. М.: Медицина, 1982.

32. Суворова S.S. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975.

33. Судаков КВ. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина, 1981.

35. УемовА.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.

36. Ухтомский A.A. Доминанта. М., Л.: Наука, 1966.

37. Федоров Б.М. Стресс и система кровообращения. М.: Медицина, 1991.

38. Хабарова А.Я. Иннервация сердца и коронарных сосудов. Л.: Наука, 1975.

39. ХазовВ.С. Нервная регуляция метаболического гомеостаза миокарда в норме и патологии (к вопросу об этиологии, патогенезе, перспективах ранней диагностики и лечения ишемической болезни сердца) // Клин. мед. и патофизиол. 1999. № 2. С. 88-94.

40. ХазовВ.С. Острые коронарные синдромы: новый взгляд на их сущность, перспективы ранней диагностики, профилактики и лечения // Медицина критических состояний. 2006. № 5. С. 11-17.

41. Хлуновский А.Н., Старченко A.A. Концепция болезни поврежденного мозга / Под ред. В.А. Хилько. СПб.: Лань, 1999.

42. Храмов Ю.А., Вебер В.Р. Вегетативное обеспечение и гемодинамика при гипертонической болезни. Новосибирск: Наука, 1985.

43. ШвалевВ.Н. Нервная система и заболевания сердца. М.: Медицина, 1983.

P. 553-569.

Н.Н. Боровков1, Н.Ю. Боровкова2* удкрзэ^б-озб]моЦаРтв.А.

ГБОУ ВПО Нижегородская государственная медицинская академия,1 кафедра госпитальной терапии,2 кафедра внутренних болезней

ЗАГАДКА БОЛЕЗНИ И СМЕРТИ ВОЛЬФГАНГА АМАДЕЯ МОЦАРТА

Лучшее, что дает нам история ~ возбуждаемый ею энтузиазм.

КВ. Гёте

Резюме

В статье сучетом ранее проведенных исследований и публикаций обсуждаются возможные клинические варианты болезни В.А. Моцарта, в том числе и наиболее, по мнению авторов, реальный из них. Анализируются причины смерти композитора. Ключевые слова: В.А. Моцарт, болезнь и смерть композитора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2011 г. исполнилось 220 лет со дня смерти В.А. Моцарта (рис. 1). Загадка его болезни, неожиданно настигшей композитора в расцвете творчества, в той же мере, что и причина смерти, до сих пор волнуют искусствоведов и врачей. Следствием являются многочисленные публикации в специальной и популярной литературе на протяжении почти двух столетий. Повод к этому можно усмотреть в официальном уровне медицинских знаний периода жизни Моцарта, отсутствии патологоанатомического вскрытия и многочисленных легендах, сложившихся вокруг его имени.

Моцарт обобщил многовековой опыт композиторов различных стран, прежде всего австрийских, немецких, а также чешских, итальянских, французских. Творчество Моцарта — один из важнейших этапов в мировом развитии музыки. П.И. Чайковский записал в своем дневнике (1893): «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, которой

красота достигла в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания своей близости к чему-то, что мы называем идеал, как он». Слава пришла к Моцарту лишь после его смерти.

Рисунок 1. Прижизненный портрет Моцарта

а литературе приводится несколько версий причин смерти Моцарта. Как пишет С. Нечаев , «боль-

шинство из них — плод воображения романтиков. Таких романтиков было немало среди биографов композитора, но ведь не зря же говорят, что романтики — это люди, которым приснилась жизнь». Цель настоящей работы — попытка объективно, насколько это возможно, с позиций сегодняшнего дня, проанализировать болезнь Моцарта, причину его смерти.

Моцарт и Сальери

Наиболее часто обсуждаемая в литературе версия — отравление Моцарта Сальери. Как известно, Моцарт умер неожиданно в возрасте 35 лет после недолгой болезни. Второй муж жены Моцарта Констанцы Георг Ниссен (секретарь датского посольства в Вене, музыкально одаренный человек) в биографии композитора, написанной с помощью Констанцы и опубликованной в 1818 г. , отмечал: «Все началось с отеков кистей рук и ступней и почти полной невозможности двигаться, затем последовала рвота». Отечность лица хорошо заметна и на посмертной маске Моцарта, отлитой по гипсовой заготовке графа Дейма-Мюллера (рис. 2).

Через неделю после смерти Моцарта в берлинском «Музыкальном еженедельном листке» появилось сообщение: «Поскольку его тело рас-

Рисунок 2. Посмертная маска Моцарта

Контакты. E-mail: [email protected] Телефон: (831) 438-93-27

пухло после смерти, некоторые подумали даже, что он был отравлен». Старший сын Моцарта Карл Томас также указывал, что тело отца оставалось мягким и эластичным, как у отравленных.

За три недели до смерти Моцарт был на ужине у Сальери. Со слов Констанцы, жены Моцарта: «Сальери приготовил ужин сам, но почти ни к одному блюду не притронулся, а только уговаривал Моцарта всего отведать». По возвращении домой наблюдалась рвота. Моцарт высказал предположение, что его отравили.

Осенью 1823 г. венские газеты писали: «Антонио Сальери, первый капельмейстер императорского двора, признался в том, что отравил Моцарта». «После исповеди и признания священнику разум Сальери помутился, и он пытался перерезать себе горло. По приказу императора Йозефа II его поместили в дом для умалишенных». Так словесно оформилась версия об отравлении Моцарта Сальери.

В 1830 г. в России A.C. Пушкин написал свою «маленькую трагедию» о Моцарте и Сальери, романтично закрепив версию об отравлении композитора. Откликаясь на это, энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона в статье, посвященной А. Сальери, критично отметил, что «его интриги против Моцарта преувеличено изображены в драматической сцене Пушкина». Однако указанная трагедия A.C. Пушкина с момента ее публикации, как дополнительный аргумент об отравлении композитора, стала упоминаться в большинстве отечественных и зарубежных работ, посвященных Моцарту.

Музыкальные войны

Появление легенды о Моцарте и Сальери имеет, возможно, национально-политический подтекст. На рубеже ХУШ-Х1Х вв. музыкальным критикам и первым биографам Моцарта было важно подчеркнуть верность его музыки своей, австро-немецкой традиции, противопоставив ее итальянскому влиянию. Олицетворять итальянский уклон в венской музыке был избран Сальери как наиболее авторитетный композитор итальянского происхождения — что вряд ли можно считать правомерным, т.к. Сальери жил в Вене с 16-лет-него возраста и в музыкальном отношении был гораздо ближе к немцам, чем к итальянцам. Знаменитый итальянский психиатр Чезаре Ломброзо в книге «Гениальность и помешательство» писал, что Моцарт страдал манией преследования, считая, что итальянские композиторы завидуют ему и желают его убить.

Против тезиса об отравлении Моцарта Сальери говорит и тот факт, что текст исповеди с признанием Сальери до сих пор так и не найден. Сын Моцарта Карл Томас отказывался от обвинения в отравления со стороны Сальери, хотя не исключал возможность отравления отца вообще.

Среди возможных отравителей предполагались также Франц Хофдемель в связи с романом Моцарта с его женой Магдаленой и беременностью последней, а также ученик Моцарта (он же ученик и друг Сальери) Франц Ксавер Зюсмайер вместе с женой Моцарта Констанцей, которые считались любовниками . Любопытно, что сам Зюсмайер умер в возрасте всего 37 лет, занимая должность капельмейстера Венского оперного театра, что было пределом мечтаний для Моцарта . Хотя предположения об этих вариантах отравления лишены реальных доказательств , отдельные авторы до сих пор выражают непреклонную уверенность в медленном отравлении Моцарта сулемой с непосредственным участием «честолюбивого психопата Зюсмайера» (Г. Смолин, 2007) и развитием в итоге ртутного нефроза.

Высказывалось также мнение об отравлении Моцарта ртутными препаратами вследствие их передозировки при лечении возможного сифилиса . Будто бы композитор заразился им в период репетиций «Волшебной флейты». При этом по одной из версий лечил его покровитель и друг лейб-медик, барон, профессор Готфрид ван Свитен. Известно, что последний предложил в качестве средства против сифилиса раствор сулемы, принимаемый внутрь. Однако никаких реальных оснований для этой теории нет. Семья Моцарта оставалась здоровой.

Автор ряда работ о болезни и смерти Моцарта Дитер Кернер , избегая указания на конкретного отравителя, категорично утверждал: «Рассматривая фактические данные, дошедшие до нас, нельзя ни в коей мере сомневаться в том, что Моцарт пал жертвой отравления двухлористой ртутью (сулемой), которая систематически вводилась в его организм с лета 1791 г., пока, наконец, во второй половине ноября он не получил последнюю и смертельную дозу, в результате чего начали опухать руки и ноги».

Вопрос: зачем?

всеми возможными символа- Рисунок Зт Портрет. ми славы, было необходимо Антонио Сальери травить коллегу.

Б. Кушнер в статье «В защиту Антонио Сальери», анализируя возможность отравления Моцарта, пишет следующее: «Личный врач Моцарта Клоссетт, как и приглашенный для консультации доктор Саллаба считались одними из лучших практикующих врачей Вены. Для нас существенно, что доктор Саллаба был видным специалистом в токсикологии и одним из основателей австрийской судебной медицины. За полгода до смерти Моцарта он подал петицию об учреждении кафедры судебной медицины. Он соглашался возглавить такую кафедру даже и без жалования. Доктор Клоссет, со своей стороны, был автором специального исследования по передозировке препаратов ртути. Две главные группы ядов, рассматривавшиеся в связи с гипотетическим отравлением Моцарта, — ртутные препараты и яды мышьяковой группы (например, знаменитая асдиа 1юйапа, смесь мышьяка, сурьмы и свинца) давали ясно выраженные и хорошо знакомые лечащим врачам Моцарта симптомы. То, что два таких специалиста даже и не рассматривали возможность отравления, говорит о многом».

С 200-летним опозданием

В майские дни 1997 г. в Милане в главном зале Дворца юстиции проходил необычный судебный процесс: рассматривалось преступление двухвековой давности. Слушалось дело Сальери об отравлении им великого Моцарта. В итоге через двести лет Антонио Сальери был полностью оправдан.

Версия вторая болезни и смерти Моцарта — патология почек с развитием хронической почечной недостаточности (ХПН). Существует предположение о перенесенном Моцартом в детстве гломерулонефрите, базирующееся на письме отца от 14.09.1784 г.: «Сын испытывает ужасные колики и сильную рвоту». Современники отмечали: «Последние месяцы жизни его постоянно преследовали галлюцинации, руки и ноги опухли, его бледность и худоба были ужасными». Возможно, это было проявлением ХПН. Об этом же говорит и А. СгейЬег : «К концу ноября 1791 г. вялотекущая почечная недостаточность после долгих лет кажущегося здоровья и в результате легкой болезни достигла финальной стадии». Этот же автор ссылается на работу американского патолога А. Раппопорта, представленную в 1981 г. в Вене на международном конгрессе по клинической химии: «Мы теперь в состоянии поставить окончательный диагноз почечной болезни Моцарта или, говоря шире, его мочевого тракта».

Д. Кернер в 1956 г. предложил версию о наличии нефроза у Моцарта, связав патологию почек с возможным ртутным отравлением. Отсюда, по мнению автора, жалобы Моцарта на боли в поясничной области, отеки и горький металлический привкус во рту.

Версия о наличии патологии почек у Моцарта с развитием терминальной почечной недостаточности логично объясняет и выраженную депрессию композитора,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и убеждение в том, что незаконченный «Реквием» пишется им для его собственных похорон (рис. 4).

К «почечной» версии смерти Моцарта присоединяется и профессор Л.Е. Горелова в статье, опубликованной в 2007 г. . Однако в указанную версию не вполне укладывается ряд клинических фактов, например, длительное бессимптомное течение предполагаемого хронического гломерулонефрита, если он начался в детстве, стойкость отеков в терминальной стадии ХПН. Сомнения именно в ртутном отравлении как этиологии поражения почек высказаны выше.

под подозрением — ревматизм и масоны

Следующая обсуждаемая в литературе причина смерти Моцарта — ревматическая лихорадка. Ее концепция базируется на воспоминаниях и письмах отца: в 1761 г. у сына тяжелая ангина, в 1762 г. появление высыпаний на коже, в 1784 г. в Вене после пребывания на премьере оперы Панзиелло «не только он (Моцарт), но и многие другие лица схватили ревматическую лихорадку». Возможность ревматической лихорадки у композитора поддерживают A. Greither , С. Ваг .

Весьма категоричен относительно наличия ревматической лихорадки как заболевания и причины смерти Моцарта известный историк медицины и музыкант A. Neumeir : «Учитывая все источники, находящиеся в нашем распоряжении, медико-исторические условия того времени и современные медицинские знания, можно прийти к выводу, что у Моцарта было лихорадочное заболевание с сильным потоотделением и просовидной сыпью, с воспаленными и отечными конечностями и их неподвижностью от сильных болей. Поэтому с почти полной уверенностью можно сказать, что в данном случае речь шла об острой ревматической лихорадке с клинической картиной рецидива ревматического воспаления суставов, усиливающегося из-за неоднократно перенесенных в юности приступов острого ревматизма. Непосредственной причиной смерти должно быть признано кровопускание, назначенное за два часа до смерти. Т.к. все подробности болезни Моцарта включены в эти записи и едва ли допустимо иное толкование, дальнейшие дискуссии о смертельной болезни Моцарта должны быть, наконец, прекращены».

л/i » и__л.

Рисунок 4. Автограф «Реквиема»Моцарта

Однако концепция о ревматической лихорадке как причине смерти композитора также не выдерживает полной критики. Прямые или косвенные указания на порок сердца, сформировавшийся после перенесенного в детстве ревмокардита, отсутствуют. Если допустить возможность первичного ревмокардита в возрасте 35 лет, то вряд ли с ним можно связать бурное развитие сердечной недостаточности, быстро приведшей Моцарта к смерти.

Версия гипертиреоза и тиреотоксического сердца как причины возможной сердечной недостаточности и смерти Моцарта возникает при рассмотрении одного из его последних прижизненных портретов (рис. 5).

На нем обращают внимание умеренный экзофтальм, тревожный взгляд Хотя эта версия не очень убедительна, тем не менее, она упоминается в официальном учебнике истории западноевропейской музыки .

В различных исследованиях и публикациях, посвященных болезни и смерти Моцарта, как правило, рассматривается вопрос о роли в ней масонской венской ложи, членом которой был композитор . Во времена Моцарта масонские ложи не считались ни мятежными, ни подрывными и были модными. В указанную ложу он вступил по рекомендации прославленного композитора империи Франца Иозефа Гайдна. С братством ложи связаны его восемь кантат. Однако постепенно Моцарт стал сомневаться в моральных ценностях этой ложи. У него появилась мысль создать собственную ложу «Грот». Об этом он якобы рассказал кларнетисту Штадлеру, который донес об этом масонам и получил от них задание отравить Моцарта. Последние также были озадачены раскрытием, по их мнению, Моцартом масонских обрядов и ритуалов в опере «Волшебная флейта».

Хотя версия убийства «непокорного» брата ложи представляется весьма сомнительной , но, тем не менее, на размышление наводят некоторые факты. Венская масонская ложа «Увенчанная надежда», членом которой был Моцарт, располагала огромными богатствами, всячески поддерживала своих членов при жизни и торжественно провожала в мир иной . В случае смерти Моцарта ложа отвернулась от него. Отпевание брата этой ложи произошло лишь у входа в капеллу Святого Креста собора Святого Стефана, ни один человек не провожал тело Моцарта на кладбище, не присутствовала на похоронах и вдова (рис. 6), мотивировав свое от-

сутствие болезнью ребенка. Кстати, впервые она посетила указанное кладбище только через 18 лет после смерти Моцарта по настоянию своего второго мужа и биографа Моцарта Георга Ниссена. Моцарта хоронил только могильщик «по третьему разряду» в общей могиле. Она сразу же затерялась среди других и до сих пор не найдена.

D. Ridly , комментируя версию о возможном участии масонов в убийстве Моцарта, пишет, что «это одна из самых нелепых теорий, выдуманная противниками масонов».

Заключение

Изложенные и излагаемые до настоящего времени версии болезни и смерти великого композитора в значительной мере опираются на уровень знаний и положения медицинской науки во время жизни Моцарта. Версий, скорее всего, было бы меньше, если бы было проведено патологоанатомическое вскрытие тела. С позиций клинической медицины сегодняшнего дня, по нашему мнению, следует полагать наличие у Моцарта патологии почек неясной природы (воспалительной или токсической) с развитием ХПН, приведшей его к преждевременной смерти. Следует согласиться с высказыванием авторов ряда публикаций, что ее ускорило кровопускание, выполненное за два часа до наступления смерти. -®

Список литературы

1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: ЭКСМО, 2007.

2. Вайсенштайнер Ф. Жены гениев (пер. с немец.). М., 2008.

3. ГореловаЛ.Е. Смерть В.-А. Моцарта. Тайна трех веков // Русский медицинский журнал. 2007. Т. 15, № 20. С. 1514-1516.

4. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери // Вестник. Балтимор. 1999. № 14. С. 221-226.

5. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Книга вторая. От Баха к Моцарту. М.: Музыка, 1987. С. 302.

6. Нечаев С.Ю. Любовь и злодейство гениев. М.: ACT, 2011.

7. Ноймайер А. Музыка и медицина, т. 1 — На примере Венской классической школы (пер. с немец.). Ростов-на-Дону: Изд. Феникс, 1997.

8. РидлиД. Франкмасоны (пер. с англ.). М., 2007.

9. Смолин Г. Гений и злодейство. М.: Изд. Епифанов В.И., 2007.

10. Ваг С. Mozart: Krankheit, Tod, Begrebnis. Salzburg.: Mozarteum, 1972.

11. Creither A. Legenden um Mozart. Jarbuch der Beyerischen Staatsoper. München, 1986.

12. KernerD. Mozart als Patient. Mainz, 1956.

13. Lombrozo C. Genio e follia. Turin, 1864.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. NissenH. Biographic W.A. Mozarts. Leipzig, 1818.

Рисунок 5. Умеренный экзофтальм н тревожный взгляд композитора на одном пз последних прижизненных портретов Моцарта

Рисунок 6. Портрет Констанцы ~ жены Моцарта

Г.Б. Федосеев, В.И. Трофимов, К.Н. Крякунов

ГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, кафедра госпитальной терапии им. акад. М.В. Черноруцкого

ТЕРАПЕВТЫ — УЧЕНИКИ С.П. БОТКИНА В ЖЕНСКОМ МЕДИЦИНСКОМ ИНСТИТУТЕ

Из всех русских терапевтических школ, несомненно, «. ..школа Сергея Петровича Боткина не имела равных по масштабу, мощи и длительности последующего воздействия на клиническое мышление в дореволюционной России, затем в СССР и, наконец, в постсоветской России» (Е.В. Шляхто, 2010). Эту «мощь » отражают цифры: из более чем 100 учеников С.П. Боткина 85 защитили докторские диссертации, 45 — стали профессорами, возглавили кафедры ведущих медицинских институтов России. Это были не только терапевты (вспомним таких корифеев, как В.Н. Сиротинин, A.B. Попов, С.С. Боткин, H.A. Виноградов и др.), но и представители других медицинских специальностей (неврологии, педиатрии, психиатрии, дерматологии, оториноларингологии и др.). Как правило, в таком «нетерапевтическом» выборе огромную роль играли проницательность и настоятельные советы С.П. Боткина. «Обладая огромной наблюдательностью и знанием человеческой души, С.П. Боткин нередко указывал своему ученику на специальность, которую советует избрать «, — писал Н.Я. Чистович.

Чрезвычайно важно было то, что в какой бы области клинической медицины ни трудились потом ученики С.П. Боткина, они реализовали в своей деятельности важнейшие принципы боткинской терапевтической школы, которые, безусловно, применимы к любой медицинской специальности. Перечислим важнейшие из них:

всемерное развитие научного направления в медицине, приоритет науки при решении извечного вопроса, что есть медицина: наука, искусство или ремесло;

плодотворное соединение клиники и лаборатории, создание лабораторно-экспериментального метода. С.П. Боткин организовал первую клиническую лабораторию в России. «Его вечно работающий мозг искал постоянно ответы на рождающиеся в нем вопросы о клинике и лаборатории, которые у него сливались в одно» (Н.Я. Чистович). «Научная работа для меня нужна, как насущный хлеб, без которого я существовать решительно не в состоянии», — писал С.П. Боткин; важность для будущего врача «физики, химии, естественных наук при возможно широком общем образовании» (С.П. Боткин); развитие функционального направления в русской медицине, основоположником которого стал С.П. Боткин;

признание ведущей роли нервной системы в патогенезе заболеваний («теория нервизма» Бот-

* Контакты. E-mail: [email protected] Телефон: (812) 436-39-45

кина, подкрепленная его многолетней дружбой с И.М. Сеченовым, создателем теории рефлексов, и собственной работой с молодым И.П. Павловым) и необходимости изучать состояние нервной системы и психики больного при всякой болезни. Примером может быть известная мысль С.П. Боткина: «Изменения функции сердца сплошь и рядом находятся в зависимости от центральных нервных аппаратов» и его призыв «не смотреть на мышцу сердца только в анатомические очки»;

стремление к всеобъемлющему пониманию патологического процесса, своеобразия течения болезней в зависимости от особенностей организма больного («лечить не болезнь, а больного»); развитие клинической физиологии рука об руку с И.П. Павловым, который работал в физиологической лаборатории С.П. Боткина с 1878 по 1888 г.; широкое внедрение хирургических, фармакологических и других экспериментов на животных, но в то же время категорическое осуждение неоправданного экспериментирования на больных. «С.П. Боткин был лучшим олицетворением законного и плодотворного союза медицины и физиологии — тех двух родов человеческой деятельности, которые на наших глазах воздвигают здание науки о человеческом организме и сулят в будущем обеспечить человеку его лучшее счастье — здоровье и жизнь» (И.П. Павлов);

Борис Кушнер. В защиту Антонио Сальери

Часть 3: Болезнь, смерть и похороны Моцарта. Была ли тайна?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11

Поскольку миф Моцарт-Сальери в своей наиболее злокачественной форме обвиняет Сальери в отравлении Моцарта, мы рассмотрим вкратце (подробное рассмотрение могло бы составить книгу) болезнь, смерть и похороны Моцарта.

18 ноября 1791 года Моцарт дирижировал своей Маленькой Масонской Кантатой (К. 623), а через 2 дня слёг в постель, встать с которой ему уже не было суждено. Последняя болезнь Моцарта началась воспалением рук и ног, суставов, быстро развившимся до такой степени, что больной не мог двигаться. Страдания его были ужасны. Моцарта лечили два лучших венских врача, действовавших, разумеется, в соответствии с представлениями медицины XVIII века. Соответственно, Моцарту давали препараты, вызывавшие рвоту, ставили холодные компрессы и производили обильные кровопускания. Медицинскому анализу болезни и причин смерти Моцарта посвящено огромное количество работ, все они по понятным причинам вынуждены опираться на более или менее косвенные данные. Многие из этих работ страдали анахронизмом, неумением вообразить себе врача конца XVIII века, его знания, его профессиональные навыки и представления. Вероятно, самым полным научным исследованием является книга Бэра «Болезнь, смерть и погребение Моцарта»: C.BКr, Mozart: Krankheit, Tod, BegrКbnis, 2nd Ed., Salzburg. Рассматривая сохранившиеся свидетельства, медицинскую историю пациента и врачебное заключение о причинах смерти Моцарта («Воспаление с просовидной сыпью» (см. Дойч, сc. 416-417)), Бэр приходит к заключению, что Моцарт умер от ревматической лихорадки, возможно осложнённой острой сердечной недостаточностью (о последнем грозном осложнении медицина XVIII века и не подозревала, даже до изобретения стетоскопа оставалось почти 30 лет). Этот вывод поддерживается тем хорошо известным обстоятельством, что Моцарт страдал ревматической болезнью с детства и подвергался её атакам уже в зрелом возрасте. Назначенное Моцарту лечение по современным представлениям выглядит просто убийственным (по оценке Бэра Моцарт потерял в результате кровопусканий не менее двух литров крови). Упомянутое выше официальное заключение о причине смерти Моцарта всегда казалось несколько загадочным ввиду своей неспецифичности. Однако, как указывает в упоминавшейся выше монографии Стэффорд (с.76 ), из 656 мужчин, чьи смерти были зарегистрированы в Вене в ноябре-декабре 1791 года, причина смерти указана только в случае Моцарта. Очевидно, этой стороне дела в то время большого значения не придавали. Некоторые медицинские эксперты считают, что Моцарт умер от острой почечной недостаточности. В качестве причины смерти Моцарта назывался также инфекционный эндокардит. Рассматривалась даже версия, связанная с врождённым дефектом левой ушной раковины композитора. Иногда с таким генетическим дефектом ассоциируются и генетические дефекты клапанов сердца, а также мочеиспускательного тракта. Некоторые авторы недавно предлагали в качестве возможного диагноза, объясняющего все симптомы, синдром Шенлейна-Геноха. В целом можно придти к весьма очевидному выводу: даже и сегодня далеко не всегда удаётся однозначно установить причину смерти пациента, если же речь идёт о смерти, случившейся 200 лет назад, то шансы на постановку точного диагноза весьма зыбки. И, конечно, всё дело в том, что речь идёт именно о смерти Моцарта, волновавшей романтическое воображение нескольких поколений. В любом другом случае смерть человека от острого инфекционного заболевания вряд ли кого-либо удивила бы. Характерно, что в упоминавшихся мемуарах Да Понте рассказывает о смерти в 1779 году своей возлюбленной, женщины 22 лет, от «воспалительной лихорадки» (несколько неопределённый диагноз, упоминавшийся также и в связи с Моцартом). Да Понте оплакивает свою потерю, но никакого изумления сам факт такой внезапной и ранней смерти у него не вызывает. Даже и в наши дни при всей мощи антибиотиков подобное случается. В XVIII же веке это было явлением более чем обычным. Можно ещё заметить, что через почти 100 лет после смерти Моцарта при очень похожих обстоятельствах умер в возрасте 37 лет другой замечательный композитор — Жорж Бизе. И в его случае, насколько я понимаю, нет полной ясности относительно финального диагноза. К счастью, романтическое воображение вокруг его смерти не разыгралось.

«к оглавлению | продолжение»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *