Что означает понятие рунная письменность?

Руническое письмо

Одним из самых удивительных явлений в истории человечества является руническая письменность. От известных нам древних алфавитных систем ее отличает то, что каждый знак – руна – передавал не только фонетическое значение, но и нес в себе определенный смысл, понятие. Это означает, что с помощью рунического письма можно было фиксировать и отдельные единицы речи, и идиомы, то есть словообороты.

Археологам удалось обнаружить всего около 5000 рунических надписей. Наиболее древние памятники данной разновидности письма были найдены в Дании, Швеции, Норвегии и России. При дальнейших исследованиях была выявлена характерная особенность рунической письменности — футарк. Это порядок букв, разделяющий алфавит на три рода по 8 рун в каждом. Слова же в тексте разделялись с помощью точек или крестов, причем направление письма в разных уголках мира могло отличаться. Традиционно руны записывались слева направо, однако на некоторых памятниках, к примеру, на копье, найденном в Ковеле, надпись читалась справа налево, а сами знаки были перевернуты.
Существуют определенные трудности в расшифровке рунических записей. Дело в том, что до наших времен дошло очень мало информации о значении рун, а также о тех языках, составной частью которых было такое письмо. Однако определенных успехов все же удалось достичь – и сегодня мы можем прочитать отдельные памятники письма, оставленные народами древней Скандинавии, тюрками, этрусками, славянами и пр.

Кириллица

Кириллическая письменность возникла в IX веке н.э., когда братья Кирилл и Мефодий из Салоники, подчинившись приказу византийского императора, занялись упорядочиванием письменности для славянского языка. Они создали новую азбуку, которая долгое время служила в качестве основного инструмента для перевода древнегреческих религиозных текстов. И в самом скором времени кириллица получила широкое распространение на юге славянских земель. В середине IX столетия центром развития нового вида письменности становится Болгария. В конце X века кириллица получает статус церковного письма и в Киевской Руси.

Отличительной особенностью кириллического письма является то, что оно существенно упростило глаголицу, достаточно широко использовавшуюся славянскими народами. С другой стороны, с кириллицей связывают распространение христианства на Руси. Но, так или иначе, многие народы пользуются ею и по нынешний день. При этом следует отметить, что кириллический алфавит является более насыщенным, чем, к примеру, латиница, что можно отследить, сравнивая особенности, к примеру, русского и английского языков.

Тур Йере
(Tor Gjerde)

Как писать рунами?

Эта несерьёзная в целом статья поможет вам записать какой-либо текст рунами. При этом предполагается:

1. Надпись переведена на древнеисландский (Old Norse) язык. Для этого вам, возможно, пригодится этот или этот словари.

2. Будут использованы пунктированные руны. Младшие руны также пригодны, но прочесть написанное младшим футарком в большинстве случаев затруднительно, так как каждая руна представляет собой целый набор фонем, да и использовались младшие руны для раннего Old Norse, который не так легко найти в словарях. При использовании рун эпохи викингов нужно быть уверенным, когда a, œ, ǫ должны записываться ą или a, или когда r должно записываться r или R. Так как эти различия исчезли в пунктированном футарке, он лучше всего подходит для этой задачи.

Для старших же рун должен быть использован праскандинавский язык (скандинавский язык-основа), о котором у нас не слишком много информации. Или, возможно, вы можете взять любой германский язык 3–9 вв., например, готский.

Учтите также, что напечатанные древнеисландские тексты обычно не следуют противоречивой и очень идиосинкратической орфографии средневековых манускриптов.

Поскольку исландский язык так мало изменился за последнее тысячелетие, некоторые издания нормализируют орфографию к правилам современного исландского (но они сохраняют слова, которые сейчас вышли из употребления, такие издания не переводы). Другие издания идут противоположным направлением, используя реконструированную орфографическую систему, основанную на более старых из сохранившихся рукописях, часто уклоняясь в сторону древненорвежского, который отличается от древнеисландского.

Последний вариант может быть лучшим источником, и отличается от предыдущего тем, что имеет ek, ok, maðr для «я», «и», «мужчина», в то время как в современном исландском — ég, og, maður.

Гласные и полугласные: для i, í, j используется i; для é — e; для e перед i, y и r используется æ, иначе e; для æ, ę — æ; для a, á — a; для ǫ — ǫ; для o, ó — o; для ø, ǿ, œ — ø; для u, ú, v — u; для y, ý используется y.

Согласные: для t, d — t; p, b — b; k, c, q — k; g — g; n — n; m — m; þ, ð — þ; f — f; h — h; s — s; l — l; r — r.

Сокращения: x и z означают два звука каждый, но в то время как x может быть записан как ks, с z не всё так просто. Он может обозначать /ðs/, /ts/, /st/ и другие комбинации /s/ с /t/, /d/, /þ/; и может быть трудно сказать, какую именно. Легче всего, возможно, использовать для z.

И напоследок: двойные согласные записываются только одной руной. Возможно, но не обязательно, исчезновение n перед t k g или m перед b. Разделение слов не обозначается или обозначается точкой по центру; вариант с двумя точками в столбец может быть использован вместо пунктуации.

Руни́ческое письмо́ —

алфавит, применявшийся у германцев со 2—3 вв. до позднего средневековья. Вышло из употребления с распространением латинского письма. Знаки рунического письма, руны, вырезались преиму­ще­ствен­но на металле, камне и дереве, отсюда их своеобразные заострённые начертания. Древнейшей считается надпись на наконечнике копья из Эвре-Стабю (Норвегия, около 200 г.).

Состав алфавита и начертания рун с течением времени менялись. Различают старшие, или общегерманские, руны (до 9 в., 24 руны) и развившиеся из них младшие, или скандинавские, руны. Известно около 150 старше­ру­ни­че­ских надписей (преиму­ще­ствен­но в Шлезвиге, Ютландии и на Скандинавском полу­остро­ве, но также в других районах Европы) и свыше 3500 младшерунических надписей. Поздней­шие модифи­ка­ции руниче­ско­го письма в Скандинавии («пунктированные», «бесстволые», «дальские» руны) имели ограни­чен­ное применение. Особый вариант рунического письма — англо-саксонские руны, бывшие в употреб­ле­нии в Англии в 7—10 вв. (до 33 рун).

Старшие и младшие руны различаются как по функциям, так и по языку. Старшерунические надпи­си встреча­ют­ся на оружии, украшениях, а с 5 в. также на камнях. Их язык, отлича­ю­щий­ся большим едино­обра­зи­ем и архаичностью, не может быть отождествлён ни с одним конкретным древне­герман­ским языком. Выска­зы­ва­лось мнение, что он является особым типом общегерманского койне (Э. А. Макаев). Старшие руны, видимо, применялись в основном в магических целях (ср. готское rūna ‘тайна’, древневерхненемецкое rūnōn ‘шептать’). Особую роль в надписях играют имена собствен­ные и сакральная лексика, не всегда поддающаяся истолкованию. Встре­ча­ют­ся надписи, состоящие из отдель­ных рун или воспро­из­во­дя­щие целиком рунический ряд. Младше­ру­ни­че­ские надписи являются памятниками древне­скан­ди­нав­ских языков (древне­швед­ско­го, древне­дат­ско­го, древне­нор­веж­ско­го). Это главным образом мемориальные надписи на камнях, состоящие из нескольких фраз, некоторые из которых версифицированы.

Вопрос о непосредственных источниках рунического письма остаётся спорным. Несомненна, однако, его связь с южноевропейской письменностью Средиземноморья (греческой, латинской или италий­ской).

Термин «руническое письмо» применяется по отношению и к другим письменностям (см. Древне­тюрк­ское руническое письмо).

  • Смирницкий А. И., Вопрос о происхождении рун и о значении праскандинавских надписей как памятников языка, «Учёные записки Института языка и литературы», 1931, т. 4;
  • Макаев Э. А., Язык древнейших рунических надписей. Лингвистический и историко-филологический анализ, М., 1965;
  • Мельникова Е. А., Скандинавские рунические надписи. Тексты, перевод, комментарий, М., 1977;
  • Krause W., Runeninschriften im älteren Futhark, Halle, 1937;
  • Elliott R., Runes. An introduction, Manchester, 1959;
  • Moltke E., Runes and their origin: Denmark and elsewhere, Cph., 1985.

О. А. Смирницкая.

16. Устав, Полуустав, Скоропись. Русская вязь, Титло

Подробности Категория: Работа со шрифтами Опубликовано 27.09.2011 17:40 Шитов В.Н. Просмотров: 6624

Устав — самая ранняя форма кириллического письма, не имеет строчных букв, то есть все буквы маюскульного типа. Буквы крупные, практически печатные. Основные штрихи букв вертикальные с небольшими засечками, выносные элементы длинные, часто заходящими за границу граничной строки. Все буквы делятся на два типа: с прямоугольными и с округлыми формами. Буквы с прямоугольными формами — широкие, а буквы с округлыми формами — узкие и остроконечные с двойным изломом.

Описание устава очень напоминает форму готического шрифта, чем он и был на самом деле. Устав записывался ширококонечным пером, а именно таким же пером создавался и готический шрифт. Каждая буква текста отделена друг от друга, сокращения практически не использовались, но разделения текста на слова первоначально не было. Для кириллического письма различают греческий (или византийский) и кирилловский уставы. Для глаголицы также использовался устав, называвшийся глаголическим. Первоначально пропорции букв приближались к квадрату, но со временем буквы стали уже, приближаясь к вытянутому вверх прямоугольнику. Первоначально буквы устава были наклонные, но со временем наклон исчез, уступив место прямому написанию букв. Для создания уставного текста предлагаются шрифты Ustav и Ustav II.

Полуустав является более скорописной формой устава. В полууставе имеются строчные и прописные буквы. Предположительно появился в XIV веке. По сравнению с уставом почерк более мелкий и округлый. Размер букв полуустава меньше и уже в сравнении с уставом. Появилось много сокращений и надстрочных знаков. В строчных буквах практически отсутствовали засечки, выносные элементы, как и в уставе, длинные. Первые печатные книги издавались полууставом. Реформа Петра I положила конец применению полуустава при издании любой печатной продукции, кроме церковной. Для создания полууставных текстов предлагаются шрифты Fita Poluustav (Рис. 9), Evangelie, Fita Church, Izhitsa и производные от них. Только от шрифта Izhitsa мы нашли не менее 10 производных шрифтов (Izhitsa CTT, IzhitsaC, Izhitsa Cyrillic, Izhitsa Shadow CTT и т. д.).

Еще более скорописной формой кириллицы была скоропись, которая была дальнейшим логическим продолжением полуустава. Переходная форма между полууставом и скорописью называется метью. Скоропись использовалась как в официальных документах, так и в письмах, то есть в частной переписке граждан. В скорописи появляется возможность индивидуального почерка. Тем не менее, скоропись характеризуется округлыми буквами и мелкими размерами букв, так как гусиное перо легко позволяло создавать криволинейные сегменты любого размера, в том числе и небольшого. Точно так же, как и в уставе и полууставе было много росчерков и выносных линий, заходящих на соседнюю строку. Возможность росчерков позволяла легко создавать лигатуры, то несколько букв, имеющих общие элементы. Скоропись способствовала развитию искусства каллиграфии — созданию красиво оформленному тексту. Для создания текстов со скорописью можно использовать шрифт Blagovest.

Вязь является декоративной формой текста и использовалась для создания заголовков. Первоначально вязь была изобретена в Византии и оттуда попала на Русь. Вязь позволяла соединить текст с орнаментом, превратить и то и другое в единое целое. Буквы вязи различны по высоте, точнее, высота каждой части буквы различны по высоте. Текст вязи не выстраивается в одну линию, как любой другой текст, а создается в виде мачтовой лигатуры. Например, возьмем букву «А». Представьте себе, что правая нижняя часть буквы короче левой. В освободившемся месте создается другая буква и т. д. Если буквы имеют похожие штрихи, то эти штрихи соединяются, создавая причудливую вязь. Другой пример, буква «О». Внутрь этой буквы помещается другая буква, но меньшего размера и тем самым создается лигатура. Часто вязь использовалась в целях сокращения объема текста при недостатке места. Например, на знаменах Дмитрия Пожарского и Ермака Тимофеевича был изображен архангел Михаил, один из покровителей русского воинства, а по краям знамени священные тексты были оформлен вязью: написать нужно было много, а места на знамени было мало. Никто в то время не догадывался, что можно было просто на знамени написать: «За Ивана Грозного!», «Дело Василия Шуйского живет и побеждает!» или за того то и за то-то. Вязь по-прежнему используется в православной церкви, например, при похоронах. Как правило, одновременно с вязью использовались инициалы, так же называемые буквицами.

На рисунке (Рис. 8) приведен пример создания вязи великим русским художником-сказочником Иваном Билибиным. Иллюстрация взята из сказки Василиса Прекрасная.


Рис. 8. Заставка к сказке с вязью

Для создания вязи предлагаются шрифты FitaVjaz (Рис. 9), Russian Souvenir, Russia-Church, Psaltyr (Рис. 9), Russia, хотя, конечно, цифровые шрифты не могут передать декоративности и сложного геометрического орнамента русской вязи. Обратите внимание, как похожи шрифты Fita Vjaz и Psaltyr. Но если у шрифта Fita Vjaz есть и строчные и прописные буквы, то у шрифта Psaltyr строчных букв нет. Вместо них вводится буква с титло. Например, шрифт Psaltyr работает только с русской раскладкой, а при переходе на английскую раскладку переходит в шрифт по умолчанию. В наборе шрифта имеется небольшое число латинских букв. Тем не менее, печатать английские фразы с помощью этого шрифта вряд ли будет целесообразно, так как для этого существуют специальные готические шрифты, например, очень распространенный шрифт Old English Text MT. У арабов также была распространена вязь. Арабские буквы сами по себе очень похожи на вязь. В Интернете мы нашли очень много шрифтов, имитирующих арабскую вязь. Тем не менее, не зная языка, очень сложно что-либо сказать по этой теме.


Рис. 9. Образцы полуустава и вязи

Титло — надстрочный знак, применяемый в кириллице в древние века. Текст записался подряд без пробелов, гласные буквы, как правило, пропускались. Титло указывал на сокращение слов под этим знаком. Титло могло также использоваться для обозначения цифр буквами. Например, слово «Месяц» может быть оформлен так (Рис. 10). Образец взят с одной из икон. Текст набран шрифтом IzhitsaC. В шрифте Psaltyr также предлагаются возможности создания титло. Все буквы в шрифте прописные, имеют по два набора: без титло и с титло. Чтобы набрать букву с титло, набирайте букву без нажатой клавиши Shift. Букву без титло вводят с нажатой клавишей Shift. Набор реальных титло намного богаче, чем предлагаемые возможности в цифровых шрифтах. Например, в Википедии знак титло обозначается только как волнообразный или зигзагообразный, приближающийся к символу тильда (~), но существуют самые разнообразные знаки. Титло с волнообразным значком называется простым, и мы рассмотрим сначала его.


Рис. 10. Сокращение месяца

Часто в литературе титло в тексте связывается со святым нимбом. Титло особенно часто применялось для обозначения сакральных, то есть священных слов. Например, неправильные или языческие боги писались полностью. А христианский Бог писался с титло, пропустив букву «о» (Рис. 11). В слове «Царь» буква «а» обязательно пропускалась, и поэтому читающий мог читать пропущенные буквы как угодно: «Цезарь» → «Цръ» → «Царь».


Рис. 11. Обычное и сакральное написание слова «Богъ»

В Древней Руси не было тех цифр, которые мы используем сейчас. То есть вместо привычных нам арабских цифр использовались буквы кириллицы. Чтобы не перепутать число и слово, над числом ставилось титло. Титло может принимать два вида. Титло может расширяться и находиться над всем числом. Другой способ: титло устанавливается над второй справа буквой, если число состоит из двух и более букв. Первый способ более понятен как для того, кто пишет, так и для того, кто читает. Кириллическая система счисления является десятичной. Но это особая система счисления, которая не является позиционной. Каждому из разрядов числа в ней соответствует своя буква (Таблица 5). Обратите внимание, под номером 2 находится буква «В», а не буква «Б», как в современном русском алфавите. Цифры 0 и отрицательных значений в кириллической системе счисления не было.

Таблица 5. Обозначение чисел кириллическими буквами

Число

Обозначение

Число

Обозначение

Число

Обозначение

Например, число 21 будет . То есть, 20+1. Древнеславянская система написания букв вместо цифр похожа на нашу современную цифровую, но не всегда. Числа второго десятка (от 11 до 19) пишутся не так, как мы привыкли в десятичной системе: сначала пишутся единицы и только потом обозначение 10. Например, число 17 будет записано так: , то есть 7+10 (сем на дцать).

Тысячи обозначаются «елочкой» (). Обозначение тысячи указывалось в нижнем левом углу слева. Например, 3000 будет: . Год 2010 будет: .Все примеры выполнены на основе шрифта IzhitsaC.

Большие числа обозначались следующим образом, хотя с этим согласны не все:

  • — сто тысяч;
  • — один миллион.

Использован шрифт Times New Roman. В шрифте Arial предлагаются такие же обозначения.

До сих пор мы рассматривали слова с простым титло. Существуют также буквенные титло, когда над буквой указывается пропущенная буква. Судя по всему, именно от буквенных титло и пошла русская вязь.

Пропущенными могут быть буквы: глаголь, добро, он, рцы, слово (соответствующие буквам г, д, о, р, с). Вместе с буквой может находиться и знак титло. Например, знак () сообщает о том, что пропущена буква «с». Другие знаки (, , ). Но пропущенная буква может быть и без знака титло ().Все примеры выполнены на основе шрифта Psaltyr.

Для более удобного преобразования арабских цифр в кириллицу (а также в глаголицу, римские цифры и системы счисления других народов) можно предложить специальную программу Титло.

Кроме сокращения и обозначения цифр термин «титло» применялся и для некоторых других обозначений. Например, это могло обозначать слово «титул» и во многих словарях так и обозначается. Кроме этого слово «титло» могло обозначать табличку, которую вешали на шею осужденного или рядом с ним с перечнем его преступлений. Например, на Иисуса Христа перед казнью была надета такая табличка с надписью «Царь Иудейский» и по одной легенде крест Христа был определен именно по этой табличке, а по другой — оживлением проносимого мимо покойника (или прозрением слепого по третьей).

К знаку титло приближаются другие надстрочные знаки в кириллице: силы, взметы, покрытия, которые в настоящее время используются только для православных богослужебных изданий:

Оксия () — ставится в начале или середине слова над буквой, в которой делается ударение;

Вария () — ставится над последней гласной ударной букве;

Камора () — ставится на ударной букве в словах в двойственном и множественном числах для отличия от сходных в написании форм единственного числа;

Придыхание () — ставится над начальной гласной буквой слова;

Придыхание с оксией () — ставится над начальной ударной гласной буквой;

Придыхание с варией или апостроф () — ставится над начальной гласной в некоторых односложных словах;

Ерик () — замещает букву «Ъ» после предлогов и приставок, оканчивающихся на некоторые согласные буквы;

Кавыка () — обозначает краткость гласной буквы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *