Псалом 37 на русском

Псалом 37 стоит вторым в шестопсалмии, важной части утрени в Православии, во время которой читают шесть избранных псалмов. Эта песнь выражает раскаяние и сожаление о совершенных грехах, благодарность Господу за помилование и помощь.

Текст молитвы Псалом 37

На церковнославянском языке

Псалом Давиду, в воспоминание о субботе
1 Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене.
2 Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою.
3 Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих.
4 Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне.
5 Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего.
6 Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах.
7 Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей.
8 Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего.
9 Господи, пред Тобою все желание мое и воздыхание мое от Тебе не утаися.
10 Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною.
11 Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа,
12 и ближнии мои отдалече мене сташа и нуждахуся ищущии душу мою, и ищущии злая мне глаголаху суетная и льстивным весь день поучахуся.
13 Аз же яко глух не слышах и яко нем не отверзаяй уст своих.
14 И бых яко человек не слышай и не имый во устех своих обличения.
15 Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой.
16 Яко рех: да не когда порадуют ми ся врази мои: и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша.
17 Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну.
18 Яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем.
19 Врази же мои живут и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды.
20 Воздающии ми злая возблагая оболгаху мя, зане гонях благостыню.
21 Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене.
22 Вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

На русском языке

Псалом Давида, в воспоминание о субботе.
1 Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим.
2 Ибо стрелы Твои вонзились в меня, и Ты утвердил на мне руку Твою.
3 Нет исцеления для плоти моей от гнева Твоего, нет мира костям моим от грехов моих,
4 ибо беззакония мои превысили голову мою, как бремя тяжкое отяготели на мне.
5 Смердят и гноятся раны мои от безумия моего:
6 пострадал я и был согбен до конца, весь день, сетуя, ходил.
7 Ибо исполнились глумлений чресла мои, и нет исцеления для плоти моей.
8 Я был сокрушен и унижен безмерно, кричал от стенания сердца моего.
9 Господи, пред Тобою – всё желание моё, и стенание моё от Тебя не сокрыто.
10 Сердце моё смутилось, оставила меня сила моя, и свет очей моих – и того нет со мною.
11 Друзья мои и соседи мои приблизились и стали напротив меня,
12 и ближние мои встали вдали, и теснились ищущие душу мою, и ищущие мне зла говорили пустое и козни весь день измышляли.
13 Я же как глухой не слышал, и как немой, не отверзающий уст своих;
14 и стал как человек не слышащий и не имеющий в устах своих обличения.
15 Ибо я на Тебя, Господи, уповал: Ты услышишь, Господи, Боже мой.
16 Ибо я сказал: «Пусть не злорадствуют обо мне враги мои!», ибо когда колебались ноги мои, они надо мной величались.
17 Ибо я к ударам готов, и страдание моё всегда предо мною.
18 Ибо беззаконие моё я возвещу и позабочусь о грехе моём.
19 Враги же мои живут, и укрепились более меня, и умножились ненавидящие меня неправедно.
20 Воздающие мне злом за добро клеветали на меня, ибо я ко благу стремился.
21 Не оставь меня, Господи, Боже мой, не отступи от меня,
22 обратись на помощь мне, Господи спасения моего!

История написания

История написания этой песни не дошла до наших дней, но перед текстом псалма 37 стоит предписание «В воспоминание о субботе». Эта информация позволила историкам выяснить, что речь идет не о конкретной субботе, а о душевном состоянии царя Давида, в котором тот пребывал. Слова были написаны Давидом в момент покоя, который принесли ему раскаяние и связь с Богом.

Полагаясь на содержание текста молитвы псалма 37, специалисты утверждают, что царь Давид был в подавленном, депрессивном состоянии, когда писал песню. Выявление связи текста с другими песнями из Псалтири привела к появлению трех версий:

  1. Псалом 37 был написан по время гонений царя Саула на Давида;
  2. Царь Давид написал песню после совершенного с Вирсавией греха, прелюбодеяния с чужой женой;
  3. Во время войны с Авессаломом, родным сыном Давида, и болезни царя.

Когда читать псалом 37?

К псалму 37 обращаются в разных случаях, не только во время проведения церковных служб. Песнь часто читают во время душевных терзаний и испытаний духа, проблем на работе или с финансами. Молитва помогает не только при болезнях духа, но и тела. Чаще всего текст псалма 37 используют для покаяния в грехах перед Богом.

Толкование

Песнь псалма 37 состоит из душевных терзаний, покаяния и жалоб. Царь Давид говорит о том, что грехи и отдаление от Бога приводят не только к душевным, но и физическим недугам.

В первой половине текста молитвы псалма 37 певец признается в своих грехах, кается в них, рассказывает о том, что именно грехи привели его к страданиям и мукам. Искреннее раскаяние в прошлых безумствах, отступлении от Бога, отдалении от близких и друзей описывается в песне. От врагов царь Давид терпел много нападок именно в этот период одиночества, когда он был наиболее уязвим и беспомощен.

Псалом 37 заканчивается обращением Давида к Богу, просьбой о помиловании и защите. Именно в Боге он видит спасение и единственную помощь.

Правила чтения псалма 37

Текст псалма 37 существует в трех вариантах: в синодальном, русском и старославянском. В церковных службах используется последний вариант, поэтому его предпочтительнее читать и дома. В использовании других переводов нет ничего плохого или греховного, но старославянский текст способствует лучшему пониманию православных традиций.

Как и любую молитву, песнь псалма 37 на русском языке или в любом другом переводе нужно произносить сосредоточенно и искренне. Обращение к Богу – таинство, поэтому дома это лучше делать в отдельной комнате перед иконой. Не лишним будет поставить перед образом свечу.

Псалом 37, который стоит на втором месте в шестопалмиях, играет важную роль в жизни каждого христианина. С помощью молитвы человек может выразить почитание Господу Богу, избавиться от ярости и покаяться в содеянных прегрешениях. Из этой статьи вы узнаете, как читается молитвенное обращение.

История и цель написания

Достоверные данные о периоде написания молитвы отсутствуют. Присутствующая в оригинале и синодальном переводе фраза «В воспоминание» трактуется языковедами как призыв к покаянию. В церковнославянском и греческом переводах встречается более пространственное предписание: «В воспоминание о субботе». Под субботой подразумевается не день недели, а душевное состояние человека в период общения со Всевышним.

Псалом 37 играет важную роль в жизни каждого христианина

Повышенная эмоциональность текста свидетельствует об угнетении и депрессивных настроях автора. По этой причине выделяют три возможных периода написания молитвы:

  1. Гонения царем Саулом отрока Давида, который был вынужден покинуть родные места и скрываться в пустынной и отдаленной от дома местности.
  2. Прелюбодеяние с Вирсавией. Потеря ребенка, зачатого Давидом в греховной связи с чужой женой.
  3. Вынужденное бегство от Авессалома. Постигший царя тяжкий недуг.

Псалом 37, входящий в состав молитвослова Псалтырь, переполнен эмоционально. В каждой строке просматривается отчаяние и душевные муки автора. По этой причине отнести текст к какому-то конкретному временному отрезку из жизни пророка Давида не удается.

Детальное толкование псалма

Главная мысль псалма 37 – покаяние. Пророк просит Всевышнего помиловать его и простить все содеянные прегрешения. И лишь потом он молит о защите. Каждый стих псалма, которых в произведении насчитывается 23, состоит из глубоких переживаний, душевных мук и прочувствованных жалоб автора. Находящийся вдали от родных мест псалмопевец страдает от физической и духовной немощи.

Так, стих 4 посвящен взаимосвязи греховности и страданий человека. Строка «от гнева Твоего… от грехов моих» подчеркивает мысли автора, что каждый грех будет наказан. Псалмопевец считает свои болезни и душевные муки результатом свершенных при жизни греховных деяний.

12-й стих посвящен мыслям об одиночестве и вынужденном скитании. В следующей строке говорится о предательстве близких и ополчении врагов. Результатом таких размышлений стала полная беспомощность автора, о чем и упоминается в 14-м стихе.

Заключительные строки произведения – с 16 по 23 – отображают смиренность и покаяние псалмопевца. В своих речах Давид обращается к Господу Богу с просьбами о покаянии, милости и защите.

Видео «Прочтение псалма 37»

В этом видеоролике вы можете прослушать аудиозапись молитвенного покаяния.

Когда и как читать молитвенное обращение

Песнопения из книги Псалтырь читают на церковнославянском и русском языках. Молиться можно перед иконой Иисуса Христа либо ликом святого чудотворца Спиридона Тримифунтского.

Обращаться с молитвенными речами стоит в минуты тяжких испытаний и душевных мук. Молитва читается при физическом или духовном недомогании.

Псалом 37 помогает избежать проблем на работе и финансового кризиса в жизни.

Псалтырь можно читать домаС молитвами обращаются к Иисусу ХристуПсалом 37 читают пред образом Спиридона Тримифунтского

Текст псалма 37 на русском языке

1 Псалом Давида. В воспоминание .

2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня,

3 ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.

4 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,

5 ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне,

6 смердят, гноятся раны мои от безумия моего.

7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,

8 ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.

9 Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.

10 Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.

11 Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих,- и того нет у меня.

12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.

13 Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни;

14 а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;

15 и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа,

16 ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.

17 И я сказал: да не восторжествуют надо мною ; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.

18 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.

19 Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.

20 А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;

21 и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.

22 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;

23 поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!

Псалом 37 может произносить каждый православный христианин. Чтение Библии и священной книги Псалтырь сближает человека с Господом Богом, дарует ему прощение и покровительство Всевышнего.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Псалом № 37 читают в ходе шестопсалмия — он идет вторым по счету. Слова данной песни обращаются к Господу и стремятся выразить не только раскаяние в собственных делах, но и восхвалить Творца за то, что Он подарил. В историческом контексте — это эмоциональный крик Давида к Всевышнему о помиловании его.

Точной информации об истории написании данного текста нет. В оригинале и синодальном переводе перед песней идет предписание «В воспоминание», при этом в греческом варианте и церковнославянском предписании более пространственное «В воспоминание о субботе». Эта приписка дает читателю понять, что содержание песни наполнено покаянием и составлен как воспоминание о субботе. Но суббота тут не просто день недели, а состояние покоя, который приходит в сердце к человеку во время его невинности и близких взаимоотношений с Господом.

37 псалом был составлен Давидом в один из самых сложных периодов его жизни

Текст написан в ярких эмоциональных выражениях, что подтверждает крайне изнеможённое и депрессивное состояние Давида в момент написания.

Другие псалмы царя Давида:

  • Псалом Давида 70
  • Псалом Давида 4
  • Псалом Давида 5

Соотносят данный текст с прочими песнями из Псалтири, исследователи приходят к выводу, что он был написан в одном из трех случаев:

  1. Во время преследования Давида царем Саулом, когда невиновный ни в чем юноша бежал со своими людьми в пустыню и долгое время там скрывался от жаждущего мести царя.
  2. После прелюбодеяния с Вирсавией, когда царь Давид потерял ребенка, зачатого в грехе с чужой женой.
  3. Во время бегства от Авессалома и серьезной болезни, которая настигла царя.

Толкование псалма

Псалом состоит из глубоко прочувствованных жалоб человека, изнемогающего от болезни, которая случилась с ним из-за его собственных беззаконий. Он находится в отдалении от своего Спасителя и изнемогает не только от физической немощи, но и от духовной. Отдельные стихи помогут в целом истолковать песнь:

  • В 4 стихе певец объясняет, что его грех привел к физическим и душевным страданиям. Не следует исходя из этого места думать, что все болезни — результат греха, просто в данном случае именно так и произошло. Слова «от гнева Твоего… от грехов моих» — являются параллельной конструкцией и указывает на причину болезни;
  • В 6 стихе вновь повторяется мысль, что страдания, которые сегодня переносит певец являются результатом его раннего «безумия», т.е. отступление от закона Божьего;
  • В 12 стихе певец говорит о своем одиночестве, поскольку он либо находится вдалеке от своих друзей (что говорит о версии с бегством Давида), либо он пугает и отталкивает их (возможно совершенным поступком и это может подтвердить версия с прелюбодеянием);
  • В 13 стихе Давид говорит, что когда друзья его оставили, то враги не преминули расставить ловушки, чтобы уничтожить его;
  • 14 стих говорит о собственной беспомощности автора;
  • Стихи 16-23 являются обращением к Господу и покаянием певца, а также просьбой о защите. Он понимает, что только Бог может помочь ему.

Важно! Взывая к Богу, прося Его о защите от врагов, псалмопевец берет за аксиому тот факт, что Всевышний не допустит торжества неприятелей над верным Своим рабом. Он надеется, что Творец защитит его, поскольку он является Его дитем.

Правила чтения

Начать чтение псалма лучше всего с церковнославянского варианта: это не только поможет лучше понимать язык службы в храме, но и будет отвечать традиции церкви.

Текст 37 псалма – это искреннее обращение к Господу с прошением помиловать Давида Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою. Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей. Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего. Господи, пред Тобою все желание мое и воздыхание мое от Тебе не утаися. Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною. Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа, и ближнии мои отдалече мене сташа и нуждахуся ищущии душу мою, и ищущии злая мне глаголаху суетная и льстивным весь день поучахуся. Аз же яко глух не слышах и яко нем не отверзаяй уст своих. И бых яко человек не слышай и не имый во устех своих обличения. Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой. Яко рех: да не когда порадуют ми ся врази мои: и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша. Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем. Врази же мои живут и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды. Воздающии ми злая воз благая оболгаху мя, зане гонях благостыню. Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

Для лучшего понимания псалом можно читать в Синодальном или Современном русском переводе. Греха в этом нет, просто может быть после будет сложнее переключиться в храме на старославянский язык.

1 Псалом Давида. В воспоминание .

2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня,

3 ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.

4 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,

5 ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне,

6 смердят, гноятся раны мои от безумия моего.

7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,

8 ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.

9 Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.

10 Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.

11 Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих,- и того нет у меня.

12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.

13 Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни;

14 а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;

15 и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа,

16 ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.

17 И я сказал: да не восторжествуют надо мною ; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.

18 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.

19 Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.

20 А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;

21 и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.

22 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;

23 поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

«В воспоминании о субботе» понимается, или как указание на время богослужебного исполнения псалма – в субботу, или в переносном смысле, отвечающем буквальному пониманию слова (суббота – покой) и содержанию псалма – «в напоминание о покое», т. е. этот псалом является просительной молитвой к Богу о даровании покоя, что указывает на тяжелое состояние, испытываемое в это время Давидом. Некоторые же, выходя из того положения, что суббота была установлена по окончании дней творения, толкуют это надписание буквально, т. е., что псалом написан Давидом в воспоминание окончания творения мира. Но последнее понимание принять нельзя: окончание творения мира, когда все явилось «добра зело» (Быт.1:31), было торжественным и величественным актом, с которым не гармонирует грустное и просительное содержание псалма.

Все содержание псалма отличается покаянным характером: в нем Давид ярко изображает картину своих страданий, как физических (от болезни), так и нравственных, от сознания своего преступления пред Богом. Таким же преступлением Давида, как известно, был его грех с Урией и Вирсавией. В этом же псалме Давид изображает себя одиноким, от него начинают даже отдаляться его бывшие друзья. Обе эти черты дают основание предполагать, что псалом написан при начале восстания Авессалома (на связь своего преступления с восстанием сына, как мы уже говорили, указывал и Давид), чем объясняется и вероломство друзей царя.

Господи! Снизойди к моим страданиям и болезни тела и души (2–5). Я покрыт ранами и изнемог (6–11). Друзья оставили меня, а враги усилились (13–15). Я только на Тебя надеюсь. Сознание моего греха тяготит меня и враги умножаются. Не оставь меня, Господи, и поспеши своей помощью (16–23).

Пс.37:2. Го­с­по­ди! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня,

Пс.37:3. ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.

Пс.37:4. Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,

Пс.37:5. ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне,

Давид молит Бога, чтобы Он не наказывал его всею силою своего праведного гнева, хотя последний он и считает заслуженным. Страдания Давида велики: в него «вонзились… стрелы», т. е. те страдания, которые сейчас испытывает Давид и которые ниже он описывает очень подробно; по испытываемой боли он сравнивает страдания с болью от стрел на войне. «Рука… тяготеет», т. е. рука гнева, или – Господь сильно карает. Этой карой была какая-то болезнь, которая поразила Давида и, по его образному выражению, заставляла страдать не только его тело, мускулы, но и кости, т. е. внедрилась очень глубоко. Сила физических страданий вполне отвечает сознанию Давидом глубины своего падения и тяжести совершенного им преступления, которое он в своем сокрушенно-покаянном настроении образно рисует потопившим его с головой и давящим, как тяжелое бремя.

Пс.37:6. смердят, гноятся раны мои от безумия моего.

Пс.37:7. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,

Пс.37:8. ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.

Представляют описание болезни. – «От безумия моего», вследствие моего греха, мое тело покрылось ранами, которые издают смрадный запах; мои страдания тяжелы и я совсем поник, целый день хожу и «сетую», томлюсь, осуждаю себя самого. Мои чресла полны воспалений и нет здорового места в моем теле. Какая это была болезнь, по указанным здесь признакам трудно определить. Согласно евр. тексту, многие толковники (напр., Иероним, а из новейших – Крамер, Евальд) и раввины считали эту болезнь «в роде проказы». Но такого определения нельзя составить по признакам, указанным в Библии. Если у Давида были поражены уже кости, то при таком развитии болезни он не мог бы ходить, чему, по данному псалму, эта болезнь, однако, не мешала. Кроме того, если бы это была проказа, то едва ли о ней, как явлении важном, умолчали бы исторические книги, так как при взгляде того времени на эту болезнь, как знак отвержения от Бога, едва ли бы она прошла для царя бесследно и не вызвала бы в народе политических волнений. Данная болезнь, как видно из псалма, вызывала насмешки над Давидом за болезнь чресл. Последние признавались носителями производительной силы, источником чадородия, в чем видели знак божественного благоволения; поэтому считали, что потеря этой силы и, следовательно, способности чадородия, являлась знаком отвержения от Бога и вызывала поношения. Русский текст дает, таким образом, общее указание, что болезнь Давида поразила весь его организм и была настолько изнурительной, что совершенно истощила его силы, но не дает возможности точно определить вид ее.

Пс.37:9. Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.

«Кричу от терзания сердца моего» – от внутренних, душевных мучений, я «кричу», издаю вопль.

Пс.37:11. Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, – и того нет у меня.

С потерей мужества («сердце мое трепещет») и силы для Давида погас и «свет» в глазах. Это выражение, понимаемое буквально, указывает на развитие болезни, которая отразилась и на его зрении: или же под светом в образном смысле разумеется счастье, благо вообще, тогда оно будет значить – я лишился всех благ и их нет при мне – ни здоровья, ни силы, ни уважения от людей, ни даже друзей. Можно понимать и в том смысле, что «свет» означает Бога, раньше изливавшего на Давида свои милости и светившего ему в жизни, а теперь переставшего. Все эти толкования могут быть приняты без нарушения смысла выражения, контекста речи и всего содержания псалма.

Пс.37:12. Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.

Пс.37:13. Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни;

Моя болезнь отдалила от меня друзей, а враги сделались смелее. Искренние мои стали против меня в некотором расстоянии, как простые наблюдатели, но не подходили ко мне. Это делали самые приближенные ко мне лица, а обыкновенные друзья, – так те стояли вдали. Зато не дремали враги Давида. Его страдания побуждали их, желавших гибели и зла ему, распространять ложные о нем сведения и строить козни.

Пс.37:14. а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;

Пс.37:15. и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа,

Давид видел, что делалось кругом его, но не принимал никаких мер к прекращению козней и лживых слов, как потому, что его болезнь как бы подтверждала правоту речей его врагов, так и потому, что он не считал себя вправе выступить мстителем и поборником истины, когда продолжающаяся его болезнь, по его мнению, служила знаком, что он еще не прощен Богом.

Пс.37:16. ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.

Пс.37:17. И я сказал: да не восторжествуют надо мною ; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.

Пс.37:18. Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.

Пс.37:19. Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.

Пс.37:20. А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;

Пс.37:21. и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.

Пс.37:22. Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;

Пс.37:23. поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!

Поэтому-то Давид прежде всего взывает к Богу о прощении своего греха, как о великой милости и залоге Его помощи. Я на Тебя, Господи, надеюсь: не дай им (врагам) восторжествовать надо мною. Моя слабость, мои несчастия являются для них источником злорадства (17). Я же сейчас нахожусь в настолько беспомощном и беззащитном положении, что «близок к падению», готов погибнуть, не могу противодействовать нападениям на себя и грех давит меня. Давид кается пред Богом в своем грехе и обещает публичное покаяние в нем (что он и исполнил написанием этого и L Пс, посвященных его покаянному настроению). В этом псалме он и говорит: «беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем». Насколько полон Давид сознания своей греховности и смирения, настолько, наоборот, сильны его враги, которые ненавидят его незаслуженно («безвинно»); за сделанное им, Давидом, добро они платят злом, клевещут, враждуют против него за его верность доброму, истинному в его предшествующей жизни. Под добром, какое сделал Давид, разумеется как его гуманное, справедливое отношение к каждому из его подданных, так все его реформы во внутренней и государственной жизни, установившие правопорядок и ограничившие произвол и самоуправство, царившие до него. Степень страданий Давида, сознание им греха и покаяние в нем, несправедливость преследований от врагов, все это вызывает в нем горячую молитву к Богу: «не оставь меня, Господи, Боже мой! вонми в помощь мою»!

37-й псалом занимает в шестопсалмии второе место. Словами этого псалма каждый верующий приносит покаяние пред Богом в своей греховности с исповеданием полной покорности и преданности Его воле (16 ст.). Человек здесь выражает желание в наступающем дне загладить сделанные им раньше дурные поступки (19 ст.).

Псалом 37 5 (100%) 3 голос.

  1. Псалом Давида. В воспоминание .
  2. Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня,
  3. ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.
  4. Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,
  5. ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне,
  6. смердят, гноятся раны мои от безумия моего.
  7. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,
  8. ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.
  9. Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.
  10. Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.
  11. Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих,- и того нет у меня.
  12. Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.
  13. Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни;
  14. а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;
  15. и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа,
  16. ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.
  17. И я сказал: да не восторжествуют надо мною ; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.
  18. Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.
  19. Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.
  20. А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;
  21. и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.
  22. Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;
  23. поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *