Почему после причастия

Что нельзя делать после причастия?

Люди, которые редко посещают церковь, но стремятся к Богу, часто интересуются, что нельзя делать после причастия, ведь в народе ходят слухи о том, что после таинства вкушения истинного Тела и Крови Господа стоит воздержаться от многих житейских утех и от физического труда. О том, что многие из этих поверий выдумка, знают лишь священники и те прихожане, которые истинно веруют и регулярно ходят в храм. Хотя и они рассказывают, что некоторые запреты вполне реальны.

Псевдо-правила поведения в храме после причастия

Иногда можно встретить информацию о том, что после причастия нельзя прикладываться к иконам и целовать руку священнику. Это неправда. Частицы святых тайн ополаскиваются «теплотой», поэтому их невозможно растерять. Стоит даже становиться на колени во время молебна, если это делают остальные прихожане.

Почему нельзя спать после причастия и можно ли работать физически?

Чтобы попасть на утреннее богослужение, надо встать часов в шесть. Пока служба закончится, многие прихожане успевают устать. По приходу домой у них появляется возможность вздремнуть, но нежелательно делать это, ведь только бодрствование помогает сохранить благодать, полученную после причастия. Лучше почитать Святое Писание и провести время, раздумывая о Господе. Таким образом, человек сможет сохранить чувство праздника в душе на более длительный период. Эта рекомендация не касается маленьких детей.

Если богослужение проходило в обычный день, работать можно, но в первой половине дня лучше заняться чтением духовных книг.

Правда ли, что после причастия нельзя мыться и есть пищу, из которой надо выплевывать косточки?

О том, что после причастия запрещается мыться, иногда говорят даже священники. Но, это очередное суеверие, о котором ничего не написано в церковных книгах. То же самое можно сказать и о ягодах с косточками, и о рыбе.

Особенности отношение между близкими людьми после причастия

В день, когда было совершено таинство, супругам не стоит вступать в интимные отношения. Об этом часто напоминают священники, но вот почему после причастия нельзя целоваться даже с собственными детьми или родителями? Вот это правило, скорее всего, является выдумкой. Церковь умалчивает о необходимости отстраняться от младенца, которого обычно целуют по сто раз на дню.

Помните, что причастие – это таинство, которое позволяет почувствовать себя ближе к Господу. Никогда не грешите и умейте отличать суеверие от истинного правила, которым должен руководиться каждый христианин!

Подходя к святой чаше, причастник должен сложить руки на груди крестообразно, внятно произнести свое имя и широко открыть уста. Маленькую частицу Святых Даров, как советовал преподобный Амвросий Оптинский, надо проглотить целиком. Если частица большая, ее можно осторожно раздробить зубами. После того, как диакон или церковнослужитель вытрет платом уста, надо поцеловать нижний край чаши. Креститься и делать поклоны вблизи чаши не следует.

После причащения принято пить «теплоту» — теплую воду, смешанную с вином. Этой «теплотой» нужно ополоснуть рот, чтобы там не осталось частиц Тела Христова, и затем ее проглотить.

Отходя от чаши и направляясь к столику с «теплотой», прикладываться к иконам не следует. Также не надо в день причащения преклонять колена или класть земные поклоны. Земные поклоны являются выражением покаянной скорби о грехах, причастник же должен пребывать в духовной радости и славословии Бога. После приобщения Святых Тайн надо возблагодарить Господа и выслушать в храме или прочитать дома молитвы по Святом Причащении. Некоторые из христиан не придают большого значения этим молитвам. Правы ли они?

Митрополит Вениамин (Федченков) писал, что знал одного благочестивого священнослужителя, который считал причиной многих искушений невычитывание или поспешное легкомысленное чтение правила по Святом Причащении. На своем опыте он испытал, что в последнем случае Божественная благодать, полученная в таинстве, оставляла его, а искушения приступали.

Господь человеколюбив, но мы не должны и не можем безнаказанно оскорблять Его своим пренебрежением, не считая нужным даже поблагодарить за неизреченную милость к нам.

Один из прихожан храма, где я служу, рассказал случай, происшедший с его родственником, рабом Божиим Василием. Этот человек имеет очень глубокую веру и старается проводить благочестивую жизнь. Ежегодно он причащается семнадцать раз. Однако при всем усердии к спасению своей души Василий не придавал большого значения чтению благодарственных молитв после причащения. Нет, он, конечно, благодарил Бога, но всегда ограничивался только тем, что, придя домой, говорил перед иконами: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»

Как-то раз после приобщения Василий в радостном настроении пришел домой, встал перед киотом и, по обычаю, от всей души произнес: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» И вдруг раздался твердый повелительный голос: «Ты почему не читаешь благодарственные молитвы после причащения?!» Василий так испугался, что затрепетал всем телом. С тех пор после принятия Святых Тайн он всегда неукоснительно читает положенные молитвы.

Можно ли своими словами благодарить Господа? Конечно, мы можем от избытка сердца благодарить Господа за Его милость к нам, грешным, собственными молитвословиями. Однако при этом мы не должны забывать читать молитвенное правило, определенное нам Церковью.

«С момента причастия Святых Христовых Тайн, — наставлял преподобный Никон Оптинский, — до того, как запьете его, надо блюстись, чтобы не плюнуть. Из благоговения стараются остерегаться плевать и весь этот день, хотя об этом нигде нет указания и греха в этом нет». Более строго по данному вопросу высказался старец иеросхимонах Сампсон. Как-то раз его спросили:

— Иногда в день причастия случайно плюнешь. Это грех?

— Нельзя, — ответил старец Сампсон. — Надо собрать обязательно. А если плюнул в носовой платок, то надо стирать его отдельно. Через причастника освящаются все предметы, в том числе и одежда, и даже келлия.

— Куда девать косточки от рыбы после обеда в день причащения?

— Собрать в бумажку и потом сжечь, а на тарелку не класть, потому что могут унести на помойку. В день причащения ни в коем случае мяса не есть ни под каким предлогом, и вина не пить, и по гостям не ходить, и гостей не принимать. Именины праздновать очень скромно. А то бывает так: причащался, а вечером банкет, пир на весь мир. Здесь и хохот, и всякая глупость, и безобразие!

Относительно вкушения пищи после причащения поучительны слова митрополита Вениамина (Федченкова): «Между прочим, замечено весьма примечательное и характерное наблюдение: после причащения не хочется есть „жирного“, а что-либо более „тонкое“, постническое.

Здесь сказывается инстинктивное физическое „сознание“ несоответствия „плотского“ тому духовному состоянию, в которое введено и тело общением с Богом, Господом Иисусом Христом и Святым Духом. Знал я человека, который в день причастия почти совсем ничего не вкушал, кроме постного чая.

И наоборот, когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал.

Несродные стихии не могут существовать вместе.

Между тем, как часто на практике мы поступаем именно вопреки и опыту, и сознанию: после причащения не знаем меры пище и питью. И за то теряем и „телесную“, и „духовную“ благодать Причастия».

Душа и тело человека, принявшего Тело и Кровь Господа, исполнены Божественной благодати, которую необходимо бережно хранить. Эта благодать освящает не только самого причастника, но и пространство вокруг него. Иногда по промыслу Божию люди сподобляются ощутить благодать, исходящую от причастника, своими телесными чувствами.

Однажды старец Гавриил (Зырянов), будучи больным, причастился Святых Даров. После причащения к нему в келлию зашел монах отец Епифаний. Ощутив в комнате благоухание, он обратился к келейнику:

— Чем ты надушил старца? Боже мой, какие, должно быть, дорогие духи? Как хорошо пахнет…

Вскоре навестить отца Гавриила зашел еще один монах — отец Авенир. Он тоже почувствовал необыкновенное благоухание в комнате и также задал вопрос келейнику: где и по какой цене куплены такие прекрасные духи? Между тем ни старец Гавриил, ни его келейник духами не пользовались. «Я, — вспоминал позже старец Гавриил, — лежал разбитым, подобно впадшему в разбойники. Но я был причастником Животворящих Тела и Крови Христовых; и вот: Дух животворит! и все мы слышим Его благоухание обонянием. Он подобно евангельскому самарянину, подливает на раны впадшего в разбойники вино и елей Своей благодати».

После причащения мы должны с особой тщательностью заботиться о том, чтобы Господь, вошедший в наши сердца, не был огорчен каким-нибудь согрешением. По слову схиигумена Саввы: «После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святого Духа. Если случится в день причащения вам раздражиться, огорчить, осудить кого-нибудь, то это пятно в душе будем стараться очистить покаянием. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца».

Если мы сподобились по милости Божией во время причащения получить благодатные дары, нам необходимо их хранить, строго наблюдая за движениями своего сердца, помыслами ума и употреблением телесных чувств. Преподобный Алексий Зосимовский говорил: «Плоды Святого Причащения действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами».

Знаменитый греческий духовный писатель архимандрит Херувим († 1979) в дни своей молодости некоторое время жил на Афоне под руководством одного из святогорских старцев. Однажды этот старец пригласил в свою каливу на праздничное богослужение несколько афонских подвижников. Всенощная и литургия длились всю ночь. На рассвете монахи причастились. Отец Херувим был потрясен пламенной молитвой праведников, горением их духа и обильными слезами, которые текли из их очей.

Как только литургия закончилась, отец Херувим побежал готовить кофе для участников богослужения. Однако не успел он зажечь огонь, как все ушли. Тогда отец Херувим спросил своего старца:

— Почему отцы ушли, не выпив кофе?

— После этого всенощного бдения могут ли они сесть за кофе? Они приняли в себя Христа, многоценную Жемчужину, и сразу же ушли, чтобы не терять в беседах то, что им подарила всенощная, — ответил старец.

Надо отметить, что многие афонские подвижники проводят время после причащения в молитвенном бодрствовании. Однажды по окончании богослужения послушники предложили старцу Гавриилу Пустыннику лечь отдохнуть. Старец в ответ сказал:

— Не годится нам спать после Божественной литургии и Божественного Причащения, ибо мы приняли в себя Пречистые Тайны Христовы и всеобщий враг, диавол, не должен застать нас спящими, чтобы искушать нас, осквернять наше тело и душу и влагать нам нечистые помыслы и вредные похоти, от которых исчезает благодать Божия, входящая в нас с Божественным Причащением.

«Подмечено, — писал митрополит Вениамин (Федченков), — что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже. И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов. А в миру можно посетить больного, сделать кому-либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к своим усопшим».

Преподобный Нектарий Оптинский советовал своим духовным чадам после причащения не торопиться на какие-либо дела, а «дать себе льготу до половины дня, почитать Священное Писание, пребывать в молитве и благодарении Господа».

* * *

Обобщим всё вышеизложенное. Итак, нам необходимо вести себя после причащения?

1. Мы должны пребывать в размышлении о том, какой страшный в своем величии дар нами получен. Нам нужно благодарить за это Господа и духовно трезвиться, чтобы чем-либо не оскорбить Божественную благодать, которую мы сподобились принять в таинстве Евхаристии.

2. Имея в себе Самого Господа, мы должны употребить время после причастия для углубления нашей духовной жизни, приобретения добродетелей, борьбы со страстями и греховными привычками.

3. Обитающий в нас Господь неизмеримо усиливает наши духовные силы. Поэтому период времени, следующий за принятием Святых Даров, бесценен. Им надо дорожить и его необходимо использовать разумно.

На вопросы прихожан отвечает священник Сергий Скузоваткин, помощник благочинного Саровского округа по городу Сарову.

– Можно ли после Причастия прикладываться к иконам, класть земные поклоны?

– Прикладываться к иконам можно, потому что мы Святые Дары запили теплотой, при этом хорошенько сполоснув рот, и заели просфорой. Но нужно весь день помнить о Том, Кто в тебе пребывает: не плеваться и не грызть семечки. Зубы можно почистить только вечером. Что же касается земных поклонов, действительно, есть установление, что после причащения нельзя кланяться до вечерней службы этого дня. Даже если все вокруг кладут земные поклоны, вы ради величия Причастия ограничьтесь поясными.

– Какие ограничения накладываются на женщину в «критические дни»? Одни говорят, что нельзя причащаться, другие – что даже заходить в храм, третьи – что и дома нельзя употреблять святую воду и просфору.

– Причащаться нельзя, потому что это – наша самая главная святыня. Войти в храм в нечистоте женщина может по особому благословению, если ее присутствие там необходимо. Например, если она – церковный работник или поет на клиросе. Но при этом она не прикасается к святыням. В других же случаях женщине лучше воздержаться не только от Причастия, но и от прикосновения к святыне (сюда относятся святая вода и просфора), и не входить в храм. Но можно стоять в притворе.

– Сколько времени роженица пребывает в нечистоте? Когда ей можно употреблять святую воду и просфору?

– Здесь речь идет о более высокой степени «нечистоты». Православная Церковь давно установила срок, в течение которого женщина очищается от всяких «стужений и истечений», как сказано в Требнике. Это – 40 дней. В этот период она добровольно и смиренно исполняет такое вынужденное отлучение от храма, исповеди и Причастия, от прикосновения к святыне. Она приступает к этому только после 40 дней, когда над ней священник совершит молитву об очищении.

– У нас в деревне говорили, что некрещеного ребенка не целуют. Как к этому относиться?

– Как к предрассудку. Новорожденный ребенок – хоть еще и не христианин, но тоже человек, имеющий образ Божий. Он – дитя своих родителей, и должен пользоваться всеми благами и преимуществами своего положения. Поэтому его можно целовать, дать ему имя и молиться за него в пределах дома. И, конечно, любить.

– Для чего на дорогах и трассах устанавливают поклонные кресты?

– Для того, чтобы мы, глядя на Крест – символ нашего спасения, вспоминали о Боге. В древности на дорогах ставили часовни в виде закрытого креста под двускатной крышей. Сейчас эта традиция возрождается, можно увидеть придорожные киоты в виде часовни с мозаичными иконами батюшки Серафима, свт. Николая Чудотворца. Кстати, и на могилах мы видим разновидности того же поклонного креста или часовни.

Внешние знаки крестного изображения на пересечениях дорог и при въезде в населенные пункты нужны, чтобы путешествующий человек сопровождал молитвой этапы своего пути. Если люди будут помнить о Боге, то они будут внимательней на дорогах, станет меньше аварий и человеческих жертв.

– Что делать, если заплесневел артос?

– Если нет возможности его употребить, то надо сжечь в благочестном месте: в печке, бане и т. п., но делать это не одновременно с поджогом дров для шашлыка, а отдельно и благоговейно, без мысли об извлечении какой-то практической пользы. Золу можно выгрести и положить под дерево.

– Почему священники «тыкают»? Меня коробит от этого. Хотя я – пожилой человек и гожусь многим из них в матери, никакая я им не «мать» и не «бабушка». За многие годы работы в школе я привыкла к обращению по имени-отчеству. Неужели свое человеческое достоинство нужно оставить за порогом церкви?

– Я считаю, что человеческое достоинство и культурный багаж не мешают быть в Церкви. Сам я не «тыкаю», поэтому мне сложно ответить на этот вопрос. Бывает, правда, когда с человеком надо говорить попроще или он плохо слышит, и я на исповеди, например, кричу: «Сама писала?» Допускаю, что кого-то это может обидеть. Кому-то интонация голоса священника может показаться грубоватой, священники ведь тоже разные. Поэтому одним нравится батюшка подобрей, а другим – построже. Мне кажется, что надо стараться (так же, как и в семье) быть снисходительными друг к другу.

– Некоторые прихожанки со мной здоровались, а потом перестали после того, как встречали меня в городе в брюках.

Я говорю: «Здравствуйте». А они отворачиваются.

– Плохо делают. Человек должен всегда здороваться, это есть выражение его духовного здоровья. Брюки – это не повод отвернуться от сестры. Но, может быть, вы ошибаетесь? Женщины подчас думают, что все на них смотрят. Правда, и мне лично тоже не нравится, когда женщины, особенно пожилые, носят брюки. Была бабушка, а стала – кем-то несерьезным.

– Я занимаюсь спортом и раньше ходила только в брюках. С приходом в Церковь, перешла на юбки для того, чтобы иметь возможность зайти в храм по дороге с работы. Однажды у меня заболел ребенок. Я на велосипеде поехала в детскую поликлинику вызвать врача. Была одета в спортивный костюм. Зашла в храм подать записку о здравии. Там мне сказали, что если женщина носит брюки, то будет болеть по-женски онкозаболеванием. Получается, я должна отказаться от брюк не из любви к Богу, а из-за боязни заболеть раком?

– Это предупреждение сделано неуместно и, видимо, было рассчитано на человека, совсем не имеющего страха Божия. Думаю, что это сказали из чувства благоговения, но без должной рассудительности. Все мы не умеем это правильно делать. Как же быть? Из благоговения не заходить в храм в брюках? Или ради того, чтобы подать записку, войти?

Если у человека случилось что-то серьезное, и ему нужно помолиться, то в храм зайти надо, но с чувством смирения и осознания того, что ты вошел в неподобающей одежде. Нужно быть готовым к замечаниям и реагировать на них так, чтобы не продолжать конфликт. Может быть, извиниться, объяснить ситуацию. Мой опыт показывает, что, как правило, обижаются люди, которые входят в храм не с должным расположением. Как написал один человек в своем блоге: «Почему когда я захожу в храм, ко мне не относятся как в Макдональдсе?» С другой стороны, подумайте, в церковь мы приходим к Богу, а Он может действовать и через людей, которые сделали нам замечание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *