Вольф соломонович мерлин

Самосознание – это процесс опосредованного познания себя приводящий к пониманию я отличного от других.( По Чесноковой)

По ней структура содержит три элемента:

— Самопонимание;

— Самоотношение;

— Саморегуляция.

В. С. Мерлин определял самосознание по-другому. С – это особая форма сознания направленная на себя как на субъект деятельности.

В своем понимании самосознания Мерлин подчеркивает осознанность самосознания и онтогенез элементов структуры.

1) осознание своей тождественности (происходит уже к одному году, ребенок осознает свое тело).

2) осознание себя как активного начала (появляется в 3 года – с кризисом трех лет. «Я сам»)

3)осознание своих психических качеств ( появляется уже у дошкольника и младшего школьника – как осознание простых качеств «я добрый», и у подростка развивается к осознанию собственных комплексных качеств)

4) развитие системы социально -нравственной самооценки.( развивается у юноши в конце возраста)

Самооценка сложное явление, она интегрирует 3 элемента культуры.

В. Джеймс выделил формулу самооценки. Это отношение успеха к притязаниям. При адекватной самооценке притязания и успех практически равны. Неадекватная самооценка может быть двух типов: заниженная( высоки притязания), завышенная(притязания низкие).

Функции самосознания по Мерлину:

— Развитие своей собственной личности

— актуализация своего личностного потенциала.

Обе функции осуществляются самосознанием не изолированно, а в неразрывном единстве с познанием внешнего мира, т.е. с предметным сознанием.

На западе принято понятие — Я-концепции.

По Бернсу Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, которая состоит из 3 элементов:

1. Образ Я – представление индивида о самом себе. Представления могут быть ложными или истинными. Основываться на объективном знании или субъективном мнении (когнитивная составляющая Я-концепции). Включает в себя представление о свох способностях, внешности, социальной значимости и т.д.

2. Самооценка. Аффективная самооценка, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний, различных представлений индивида о себе является его социально-культурное окружение (эмоционально-оценивающая составляющая). Включает в себя самоуважение, самокритичность и т.д.

На формирование ее влияет: А) сопоставление образа реального Я с образом идеального Я; Б) интериоризация социальных реакций на данного индивида. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, оценивают другие; В) индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности.

3. Потенциально поведенческая реакция, конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой (поведенческая составляющая). Включает в себя стремление быть понятым, завоевать симпатию, уважение товарищей и т.д.

Я-концепция – это относительно устойчива, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, не основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Вольф Соломонович Мерлин

Мерлин Вольф Соломонович (1989-1982) — отечественный психолог. Биография. Родился в семье учителя. Научная деятельность началась в психологическом отделе Ленинградского института научной педагогики. В дальнейшем работал в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена, Саратовском и Свердловском пединститутах, в Казанском университете. Ученик М. Я. Басова. В 1940 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1950 году — докторскую. С 1954 года тал в Пермском педагогическом институте, до 1979 года как заведующий, затем — профессор кафедры психологии. Исследования. Начал свою профессиональную деятельность в качестве психофизиолога, обратившись к проблеме связи волевого действия и условно-рефлекторных механизмов. Затем занимался исследованиями проблем дифференциальной психофизиологии. В результате этих исследований им было выделено 6 уровней индивидуальности человека: биохимический, соматический, нейродинамический (свойства нервной системы), психодинамический (темперамент), свойства личности, социальные роли. Основное внимание им уделялось нейродинамическим и психодинамическим особенностям индивидуальности человека. Так, при анализе психодинамического уровня, т. е. темперамента, им выделялись такие характеристики, как экстраверсия, психодинамическая тревожность, реактивность, импульсивность, активность, эмоциональная устойчивость, эмоциональная возбудимость, ригидность. Разработал концепцию интегральной индивидуальности, в которой понятие индивидуального стиля деятельности занимает ключевое место, выступая опосредующим звеном между разноуровневыми свойствами личности.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 324-325.

Сочинения:

Очерк психологии личности, Пермь, 1959; Очерк теории темперамента. М., 1964; Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1968; Лекции по психологии мотивов. 1970; Проблемы экспериментальной психологии личности // Ученые записки Пермского лед. ин-та. Пермь, 1970. Т. 77; Очерк интегрального исследования личности. М., 1986; Избранные психологические труды. М., 1996.

Литература:

Биография

Вольф Соломонович Мерлин родился 22 января 1898 г. в Могилеве в семье учителя. Взросление и профессиональное становление будущего ученого пришлось на суровую революционную пору.

Свой вклад в обновление Родины он внес на бескровном фронте борьбы с безграмотностью, в которую он вступил в 1918 г. в должности инструктора по внешкольному образованию, едва окончив в родном городе гимназию.

В 1920 г. поступил в Петроградский педагогический институт внешкольного образования, который окончил по педагогическому факультету. В 1923–1924 гг. Мерлин работал в психотехнической комиссии при областной совпартшколе им. К.Цеткин в Ленинграде.

В 1924–1925 гг. он — научный сотрудник комиссии по изучению педагогической работы со взрослыми при Ленинградском губполитпросвете по борьбе с неграмотностью. Эту комиссию возглавлял профессор М.Я.Басов, учеником которого Вольф Соломонович считал себя всю жизнь.

С 1924 г. началась педагогическая работа В.С.Мерлина: в 1924/25 учебном году он преподавал в Ленинградском педагогическом институте им. Герцена сначала в должности ассистента, а с 1929 г. — в должности доцента кафедры психологии. Одновременно являлся научным сотрудником Ленинградского института научной педагогики. Там же руководил научной группой, которая занималась вопросами изучения мировоззрения советского ребенка и связи целевой установки и условного рефлекса.

С 1932 по 1938 г. Мерлин работал в Саратовском педагогическом институте, продолжал изучать волевую деятельность и в 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Волевая деятельность и условный рефлекс». Она отразила поиск новых форм и методов педагогической и психологической науки тех лет, явилась продолжением личностного подхода к изучению психики на основе идей А.Ф.Лазурского и М.Я.Басова, была связана с практическими задачами педагогики и вместе с тем несла в себе новый подход, который впоследствии будет характерен для всей мерлинской школы, — экспериментальное изучение психики в связи со свойствами нервной системы.

Умер 6 апреля 1982 года (84 года).

Фундаментальные направления теории интегральной индивидуальности

Идеи системности и целостности В.С. Мерлин разрабатывал по следующим фундаментальным направлениям:

1) ИИ как система,

2) индивидуальность

как интегральность,

3) ИИ как иерархия,

4) полиморфизм,

5) опосредование.

Условно эти направления можно разделить

на два блока:

первый блок – общенаучные вопросы (первые три направления);

второй блок – собственно психологические вопросы о том, благодаря каким механизмам ИИ функционирует как система и обладает признаками целостности (следую-

щие два направления).

Понятие индивидуальности

Личность понималась как элемент социума. В теории В.С.Мерлина речь идет, напротив, об индивидуальности; она не является калькой общества, а представляет собой самостоятельную систему. Личность же входит в индивидуальность на правах одной из ее подсистем. В теории В.С. Мерлина объем понятия «индивидуальность» шире понятия «личность», поскольку понятие «индивидуальность» описывает и объясняет не только личностные, но также социально-психологические и биологические особенности человека.

С точки зрения условий существования, система индивидуальности вписывается в более широкую социальную макросистему, связана с ней и в то же время имеет собственные закономерности. Система индивидуальности вписывается также в более широкую биологическую макросистему, опять-таки связана с ней и в то же время имеет собственные закономерности.

В теории интегральной индивидуальности единицей анализа являются индивидуальные свойства.

Многие исследователи полагают, что одни свойства

человека индивидуальны, а другие типичны. Индивидуальность якобы отличается от личности как раз тем, что первая уникальна, а вторая типична.

Однако, как отмечает В.С. Мерлин , в человеке нет двух сортов свойств – индивидуальных и типичных. Одно и то же свойство индивидуально по одним проявлениям и типично по другим, если брать его в определенном отношении. Свойство человека, взятое в его отношении к более широкой, чем он сам, макросистеме (социальной, биологической), несет на себе печать особенностей этой макросистемы и в этом смысле является типичным и общим. К примеру, в свойстве личности, взятом в отношении к социальной макросистеме, обнаруживаются социально-типичные, общие особенности. То же свойство, взятое в его отношении к конкретному (от-

дельному) человеку, является индивидуально-своеобразным. Индивидуальное соотнесено с типичным, но не сводится к нему.

В структуру ИИ свойства личности вписываются прежде всего со стороны их индивидуального своеобразия, хотя при

постановке некоторых проблем учитываются также их социально-типические особенности (скажем, положительное отношение к труду как условие формирования индивидуального стиля трудовой деятельности). Со стороны их индивидуального своеобразия в структуру ИИ вписываются и другие свойства, начиная от биохимических особенностей организма и кончая социальным статусом личности в обществе.

В плане эмпирическом, отдельное свойство человека индивидуально количественно: оно является особенным

и в то же время отличается по степени выраженности того же свойства у других людей. Индивидуально неповторимо и

сочетание свойств: биохимических, соматических,нейродинамических, свойств личности и т.д.

Индивидуальность – это то, что

свойственно данному человеку и дела-

ет его тем, кем и чем он есть.

Понятием индивидуальности описывается нечто

личное, приватное, особенное, преодолевающее редукцию индивидуальности к деиндивидуализированным социальным качествам, безличности, а также преодолевающее редукцию индивидуальности к ее биологии и наследственности. Понятием индивидуальности противопоставляется отдельное – групповому, рефлексивное обособление человеком своего «Я» – исполняемым им социальным ролям, персонализация – деперсонализации.

Индивидуальность – это также то, чем одни

люди отличаются от других людей. Само-

тождественность (тождественность себе и

своеобразие) и отличительные особеннос-

ти (нетождественность другим) определя-

ют суть понятия индивидуальности.

Личность

Во-первых, под психическими свойствами личности В. С. Мерлин понимает «такие свойства, которые характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности».

Следующий аспект взглядов В. С. Мерлина – психологическое содержание этих свойств.

Каждое психическое свойство личности выражает отношение к действительности.

Таким образом, в концепции В. С. Мерлина понятие отношение, также как в вышеприведенных концепциях играет центральную и ведущую роль.

Вместе с тем автор подчеркивает, что отношение, харктеризующее свойства личности отличается «от других психических свойств и явлений, характеризующих отношение человека».

Во-первых, отношения, выражающие свойства личности – это отношения сознания как целого, а не отдельных его сторон. Например, наблюдательность, эмоциональность, внимательность – это свойства отдельных сторон сознания.

Во-вторых, отношения, характеризующие свойства личности «представляют собой отношение к чему-то объективному, находящемуся вне сознания – это отношение к труду, к людям, к коллективу, вещам и т. п.». К примеру наблюдательность или вдумчивость выражают отношение человека к собственной психической деятельности: потребность наблюдать либо размышлять.

В-третьих, отношения личности «представляют собой в высокой степени обобщенные отношения к определенной стороне действительности, имеющей особое значение в общественно-трудовой деятельности».

Последнее отличие отношений, выражающихся в свойствах личности состоит в их устойчивости и постоянстве. Именно благодаря этому личность способна противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, осуществлять свои цели и намерения.

«Таким образом, заключает В. С. Мерлин, психические свойства личности выражают высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности. Такие отношения мы в дальнейшем будем называть отношениями личности».

Уточнив свое представление об отношениях личности, В. С. Мерлин вслед за В. Н. Мясищевым отказывается выстраивать здание личности, элементами которой являются отдельные блоки (структуры).

Он подчеркивает, что структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из нескольких различных групп психических свойств – темперамента, характера, способностей и направленности. Это – принципиальная позиция ученого, отличающая его от всех других отечественных исследователей.

Во-первых, по мнению В. С. Мерлина, свойства темперамента не относятся к свойствам личности, поскольку это свойства индивида.

А, во-вторых, характер, способности и направленность представляют собой не разные подсистемы (подструктуры) а разные функции одних и тех же свойств личности.

Действительно, поскольку свойства личности это далее неразложимые, обобщенные, устойчивые и постоянные отношения сознания, то они – эти отношения – являются выражением и направленности, и характера, и способностей.

Таким образом, структура личности предстает в виде многоуровневой системы взаимных связей и организации свойств личности. Именно благодаря связям, в которые вступают между собой отдельные свойства образуются так называемые симптомокомплексы свойств личности. Что такое симптомокомплекс и каковы его параметры?

Симптомокомплексом свойств называются вероятностные связи между свойствамиличности .

Их существует ровно столько, сколько существует относительно независимых отношений личности. Свойства, образующие единый симптомокомплекс, характеризуют тип личности.

Свойства симптомокомплекса:

• объем и широта – количество входящих в него отдельных свойств, по числу которых можно судить о степени обобщенности симптомокомплекса;

• сила и активность отношений личности, лежащих в основе симптомокомплекса (так называемый энергезирующий мотив);

• устойчивость – пластичность отношений личности.

Когда отношение личности имеет высокую степень всех 3-х форм свойств, тогда оно в наибольшей мере детерминируют целостную психологическую характеристику личности.

Поскольку одно из центральных положений во взглядах В. С. Мерлина на структуру личности принадлежит системе связей, важно установить их виды и уровни организации.

В. С. Мерлин выдвинул и эмпирически обосновал предположение о существовании в природе другого типа связей – многомногозначных. В силу этого невозможно прямое сведение биологического к социальному, равно как и обратно от социального к биологическому.

Таким образом, В. С. Мерлин выделяет, во-первых, инвариантные функциональные зависимости внутри подсистем, а, во-вторых, много-многозначные связи между разноуровневыми свойствами.

К заслуге В. С. Мерлина следует отнести и выделение сложной иерархии подсистем интегральной индивидуальности внутри биологического и социального.

Все это позволяет В. С. Мерлину найти способ и соединения и, главное, изучения ранее изолированных и независимо друг от друга изучавшихся закономерностей.

Между различными уровнями организации всегда существуют опосредующие звенья и задачей интегрального исследования заключается в установлении процесса опосредования свойств одного уровня свойствами другого и как эти опосредования меняются в процессе онтогенеза.

Соединение этих двух принципов – много-многозачных связей и иерархической организации, позволило В. С. Мерлину выстроить свою динамичную структуру личности, состоящей из следующих систем.

. Система индивидуальных свойств организма, которую образуют подсистемы:

• биохимические,

• общесоматические,

• свойства нервной системы (нейродинамические).

Система индивидуальных психических свойств с подсистемами:

• психодинамических свойств (свойств темперамента),

• психических свойств личности.

Система социально-психологических индивидуальных свойств с подсистемами:

• социальных ролей, исполняемых в группе и коллективе,

• социальных ролей, исполняемых в социально-исторических общностях.

Процесс развития личности выражается в увеличении связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности и увеличении тенденции много-многозначности этих связей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *