Содержание
Развитие
Общие закономерности роста и развития подростков
Переход из детского возраста в подростковый сопровождается активизацией роста и взаимосвязанных процессов развития (физического, полового, психосексуального и психосоциального). В пубертатном периоде происходят бурный рост тела и конечностей, развитие половых желез, а вслед за этим — и вторичных половых признаков, что сопровождается изменением строения тела и внутренних органов. К 15-16 годам подростки уже имеют тело практически взрослого человека. Это совпадает с завершением физического и полового созревания, а также становлением сексуальности. Созревание тела служит важной предпосылкой психического и психосексуального развития. В свою очередь, все эти процессы обеспечивают социализацию и формирование личности молодого человека, включая формирование ответственного отношения к своему здоровью.
Однако уровень психосоциальной зрелости в этом возрасте еще далек от совершенства. Образно подростка можно представлять как человека, имеющего тело взрослого, но голову ребенка. Эти особенности помогают понять специфику поведения подростка, в том числе и его рискованных для здоровья форм.
Биологический и календарный возраст
Важная особенность пубертатного периода – возникновение у части подростков несоответствия между биологическим и календарным возрастом. Это обусловлено различием в темпах полового созревания у разных подростков. Например, при календарном возрасте 14 лет часть подростков будет иметь реальный биологический возраст (физиологическую зрелость), соответствующий 10 годам, часть – 14 годам, а часть – 16–18 годам. При несоответствии биологического возраста календарному подростки испытывают физические, психологические и социальные проблемы. Еще одна важная особенность пубертатного периода, оказывающая существенное влияние на поведение подростка, это то, что характер функционирования центральной нервной системы в большей степени определяется уровнем половой зрелости, чем календарным возрастом. Эндокринные изменения, связанные с половым созреванием, оказывают значительное влияние на организацию деятельности мозга. Повышается активность гипоталамуса и нарушается баланс корково-подкоркового взаимодействия. На этапе бурного полового созревания (13–14 лет) выявляются отрицательные отклонения в функциональной организации мозга. Интеллектуальные способности подростков могут временно снижаться – они начинают хуже учиться. В некоторых старших классах на фоне снижения интереса к учебе может появиться, так называемая, тотальная влюбленность.
Все виды развития подростков взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ориентироваться в закономерностях перехода от детства к взрослости помогут эти данные.
Развитие в раннем подростковом возрасте (10–13 лет)
Физическое |
Пубертатный скачок роста (существенная прибавка длины и массы тела). |
Половое |
Начало формирования вторичных половых признаков (рост молочных желез у девочек, яичек и полового члена у мальчиков, специфическое для данного пола оволосение). |
Психосексуальное |
Платоническое либидо (детская влюбленность). |
Психическое |
Переход от конкретного к абстрактному мышлению. Фантазии, эгоцентризм, эмоциональная лабильность. Временное ухудшение психофизиологических функций со снижением способности к учебе. |
Социальное |
Приобретение самостоятельности. Начало отделения от семьи и возрастание роли сверстников. Начало конфликтов с родителями. Попытки рискованного поведения (проба алкоголя, курения, наркотиков). Ранняя стадия формирования морали. |
Развитие в среднем подростковом возрасте (13–17 лет)
Физическое |
Продолжение увеличения длины и массы тела. Формирование пропорций тела, свойственных данному полу. Преходящие диспропорции тела. |
Половое |
Появление месячных в среднем в 13,5 лет, поллюций – в 14 лет. Достижение зрелости репродуктивной системы – в 15-17 лет. |
Психосексуальное |
Эротическое либидо (эротическое влечение). Первый опыт сексуальных отношений. |
Психическое |
Развитие абстрактного мышления. Способность предвидеть будущее. Переживание изменений своего тела. Высокая тревожность, возможно развитие депрессии |
Социальное |
Ролевое экспериментирование, рискованное поведение. Интенсивное общение со сверстниками и эмоциональное отделение от родителей. Обострение конфликтов с родителями. Размышления о будущей деятельности, профессии. |
Развитие в старшем подростковом возрасте (17– 19 лет)
Физическое |
Достижение пределов роста и физиологической зрелости. |
Половое |
Достижение зрелости половой и репродуктивной системы. |
Психосексуальное |
Сексуальное либидо (сексуальное влечение и сексуальные отношения). |
Психическое |
Логическое мышление полностью сформировано. Возросший эмоциональный контроль. |
Социальное |
Отделение от семьи. Преодоление кризиса идентичности. Созревание морали. |
Физическое, половое и психосексуальное развитие подростка оказывает огромное влияние на его социальное и личностное развитие. Ускоренное прохождение пубертатного периода современными подростками рождает определенные противоречия между физической биологической и социальной зрелостью. Например, ранее, в 30–40-е годы ХХ века, наступление половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности и самостоятельной жизни, а на сегодняшний день уже полностью физически и психически сформировавшиеся 17–18-летние юноши и девушки в социальном плане все еще остаются на положении детей.
Разрыв между ранним окончанием пубертатного периода и запоздалым психосоциальным развитием создает условия для появления психосоциальной дезадаптации. Подростку хочется вести себя по взрослому, но это ему запрещено. Если подобные устремления подавляются, то они трансформируются в психосоматические расстройства, а если реализуются, то становятся поведением высокой степени риска.
Пубертатный период (лат. pubertas – возмужалость, половая зрелость) – временной отрезок с 12 до 16 лет у девочек и с 13 до 17-18 лет у мальчиков, во время которого происходит половое созревание.
В последние годы наблюдается тенденция к более раннему половому созреванию – процесс, который зависит от генетических факторов (расовая принадлежность, генетические предпосылки), качества питания (калорийная пища способствует отложению жировой ткани, накопление которой сигнализирует о готовности организма к созреванию), воздействия окружающей среды. Пубертатный период сопровождается физиологическими и психическими изменениями в организме подростков обоих полов: появление угревой сыпи (из-за работы сальных желез), рост волос на теле, изменение запаха тела (и работы желез, отвечающих за выделение пота), повышенная утомляемость и нервная возбудимость.
В пубертатный период молодые люди имеют тенденцию больше общаться с ровесниками, стремятся подчеркнуть свою индивидуальность. Пробуждаемое сексуальное либидо оказывает влияние на сексуальную сторону отношений – чаще всего именно на пубертатный период приходится начало половой жизни.
Родителям подростков рекомендуется уделять им особое внимание, давать разъяснение того, что происходит на этом этапе на физическом и эмоциональном уровне. Нередко требуется обращение за помощью к специалисту, поскольку родителям не всегда удается наладить контакт при общении с подростком. По завершении пубертатного периода наступает половая зрелость – появляется способность к зачатию и рождению ребенка.
Аннотация:
В статье кризис подросткового возраста рассматривается как один из самых важных и сложных критических периодов развития. По мнению автора, протекание возрастного кризиса проходит три фазы: 1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур; 2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте — это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна); 3) посткритическую фазу, то есть период формирования новых структур, построения новых отношений и т. п. Подчеркивается двойственность позиции подростка, которая определяет специфику кризиса — в силу недостаточной психологической и социальной зрелости подросток, отстаивая перед взрослым свою новую позицию, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты. Следовательно, либеральное, «разрешающее» отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий (но при этом аргументированный) запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.
Пубертатный период
Определение 1
Пубертатный период – это период изменений в организме подростка, в ходе которых он становится взрослым и способным к продолжению рода.
Пубертатный период у девушек длится от 12 до 16 лет, в то время как у юношей он начинается и заканчивается позже – с 14 до 18 лет.
Замечание 1
Этот период связан с развитием вторичных половых признаков и психоэмоциональными изменениями.
Специалисты считают, что половое созревание происходит в связи с достижением критической массы тела, и у девушек уровень лептина, гормона, вырабатывающегося жировыми клетками, имеет более высокий уровень. Но, по всей вероятности, лептин является одним из нескольких факторов. Ответственность за половое созревание несет гипофиз, производящий лютеинизирующий и фолликулостимулирующий гормоны.
Половое созревание может быть и поздним, его признаком считается отсутствие менструаций и изменений в развитии груди у девушек до 13 лет. Признаком позднего полового созревания у юношей является отсутствие увеличения объема яичек до 14 лет. Причинами задержки полового развития могут быть хронические заболевания, наследственность, недоедание, проблемы со щитовидкой.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Понятие пубертатного периода в психологии 490 руб.
- Реферат Понятие пубертатного периода в психологии 220 руб.
- Контрольная работа Понятие пубертатного периода в психологии 200 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Раннее или преждевременное половое созревание начинается раньше 7-8 лет и специалисты считают, что оно может оказать влияние на психологическое развитие ребенка. На практике раннее половое созревание случается чаще в том случае, если у ребенка есть проблемы со щитовидкой, гормональными проблемами, опухолями, аномалиями развития яичек и яичников, инфекций мозга.
Половое созревание связано с формированием новообразования этого периода – чувством взрослости, и подросток считает, что он уже не ребенок, осознает готовность жить в коллективе взрослых в качестве равноценного и равноправного участника жизни. Взрослость вызывает стремление у подростка к самостоятельности, отсюда острые реакции на попытки взрослых умалить их достоинство, принизить их взрослость.
В наличии собственных взглядов и суждений тинэйджеры стремятся быть относительно независимыми и склонны сопротивляться влиянию взрослых, не принимая их авторитет, предъявляемые требования.
Анатомо-физиологические изменения в пубертатном периоде
Пубертатный период совпадает с обучением детей в средних классах школы.
Перестройка организма оказывает большое влияние на психические особенности, неравномерного физического развития – наблюдается усиленный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, происходит окостенение скелета, однако интенсивность и продолжительность этого процесса индивидуальны.
В развитии сердечнососудистой системы тоже наблюдается возрастное несоответствие – сердце становится более сильным, увеличивается в объеме, а вот диаметр кровеносных сосудов пока отстает в развитии. В результате происходит временное расстройство кровообращения, появляется головокружение, головные боли, быстрая утомляемость.
Интенсивная работа желез внутренней секреции и особенности развития сердечнососудистой системы могут привести к нарушениям в деятельности нервной системы, которые быстро проходят – это высокая возбудимость, склонность к бурным реакциям, раздражительность, вспыльчивость.
Грубая и тонкая моторика в этот период тоже претерпевает изменения, в результате чего возникают временные нарушения координации движений. Схема, сформировавшаяся в детском возрасте – «глаз-рука» должна сложиться заново и уже на новом уровне.
Физические изменения имеют психологические последствия, дети становятся похожими на взрослых, да и сами они к себе относятся уже по-другому.
Психологические изменения у девочек связаны с началом менструального цикла, что является центральным событием пубертатного возраста, повышается уровень самосознания, социальной зрелости. С другой стороны, повышается конфликтность взаимоотношений с родителями, особенно с мамой. Постепенно конфликтные отношения становятся мене выраженными, но возрастает межличностная отчужденность.
Надо сказать, что отчужденность – это необходимое условие возникновения автономности личности.
Что касается мальчиков, то центральным событием становится первая эякуляция, вслед за которой возникает половое возбуждение. Конфликтность сначала затрагивает отношения матери и сына, конфликтность с отцом наступает позже.
В этот период и мальчики и девочки большое внимание уделяют своему телу, возникает большое желание иметь стройную фигуру, что может довести их до нервной анорексии и булимии.
Нервная анорексия характеризуется навязчивой идеей относительно еды и веса собственного тела, это эмоциональное расстройство очень опасно для растущего организма.
Статистика утверждает, что от 5 до 10% больных анорексией погибают от медицинских последствий недоедания. Данное нарушение сегодня охватывает 1% девушек в возрасте от 12 до 18 лет.
Противоположностью анорексии является булимия – синдром обжорства – быстрое поглощение большого количества высококалорийной пищи за короткое время. Обжорство часто происходит тайно и завершается произвольно вызванной рвотой.
Созревание как раннее, так и позднее, у мальчиков и у девочек имеет свои различия.
Мальчики, созревающие раньше более успешны в общении со своими сверстниками и в разных видах деятельности. Они, как правило, сдержанны, общительны, ответственны и склонны к сотрудничеству – это с одной стороны, а с другой стороны они более конфликтны и озабочены тем впечатлением, которое производят на других.
Напряженными и обидчивыми являются те, чье созревание запаздывает – эти ребята тревожны и импульсивны, стремятся находиться в центре внимания и командовать своими сверстниками. Популярность их среди сверстников значительно меньше.
Раннее созревание девочек оказывает негативное влияние, они больше подвержены стрессу, беспокойны, капризны и менее популярны среди сверстниц. Что касается школы, то у них хуже успеваемость, поведение часто вызывающее. Характерным является преждевременное сексуальное поведение и ранние браки.
Познавательные процессы и умственные способности детей пубертатного периода
В основе социальной ситуации развития подростка находится то обстоятельство, что это, прежде всего, школьник. Школьные предметы, изучаемые в школе, их содержание и логика, формы учебной деятельности формируют и развивают когнитивные процессы и умственные способности.
Замечание 2
Когнитивная область в этом возрасте претерпевает структурные изменения, которые выражаются в переходе к абстрактному и формальному мышлению.
Подросток имеет возможность анализировать любую ситуацию, независимо от реальных обстоятельств. Предметом мышления становится сам процесс мышления, т.е. приобретается рефлексивный характер.
В подростковом возрасте идет развитие произвольности всех психических процессов, что является важным психическим новообразованием. Приобретается способность к аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Восприятие становится последовательным, всесторонним и плановым.
Также изменения происходят в памяти и внимании, растет умение контролировать внимание и память, управлять этими процессами. Запоминание словесного и абстрактного материала увеличивается. Однако в развитии познавательных процессов и умственных способностей мальчики и девочки различаются.
Девочки в словесно-речевой деятельности превосходят мальчиков, которые превосходят девочек в математических способностях и решении пространственных задач.
Активность и импульсивность подростков могут приводить к неустойчивости внимания и отвлекаемости – на одних уроках подросток внимателен, и сосредоточен, а на других быстро отвлекается и не может сосредоточиться.
Причины снижения успеваемости могут быть разные – от возрастной перестройки организма, имеющей временный характер, до серьезных психических заболеваний.
Одной из главных причин слабой успеваемости является отсутствие адекватной мотивации учебной деятельности.