Пубертатном возрасте

Развитие

Общие закономерности роста и развития подростков

Переход из детского возраста в подростковый сопровождается активизацией роста и взаимосвязанных процессов развития (физического, полового, психосексуального и психосоциального). В пубертатном периоде происходят бурный рост тела и конечностей, развитие половых желез, а вслед за этим — и вторичных половых признаков, что сопровождается изменением строения тела и внутренних органов. К 15-16 годам подростки уже имеют тело практически взрослого человека. Это совпадает с завершением физического и полового созревания, а также становлением сексуальности. Созревание тела служит важной предпосылкой психического и психосексуального развития. В свою очередь, все эти процессы обеспечивают социализацию и формирование личности молодого человека, включая формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Однако уровень психосоциальной зрелости в этом возрасте еще далек от совершенства. Образно подростка можно представлять как человека, имеющего тело взрослого, но голову ребенка. Эти особенности помогают понять специфику поведения подростка, в том числе и его рискованных для здоровья форм.

Биологический и календарный возраст

Важная особенность пубертатного периода – возникновение у части подростков несоответствия между биологическим и календарным возрастом. Это обусловлено различием в темпах полового созревания у разных подростков. Например, при календарном возрасте 14 лет часть подростков будет иметь реальный биологический возраст (физиологическую зрелость), соответствующий 10 годам, часть – 14 годам, а часть – 16–18 годам. При несоответствии биологического возраста календарному подростки испытывают физические, психологические и социальные проблемы. Еще одна важная особенность пубертатного периода, оказывающая существенное влияние на поведение подростка, это то, что характер функционирования центральной нервной системы в большей степени определяется уровнем половой зрелости, чем календарным возрастом. Эндокринные изменения, связанные с половым созреванием, оказывают значительное влияние на организацию деятельности мозга. Повышается активность гипоталамуса и нарушается баланс корково-подкоркового взаимодействия. На этапе бурного полового созревания (13–14 лет) выявляются отрицательные отклонения в функциональной организации мозга. Интеллектуальные способности подростков могут временно снижаться – они начинают хуже учиться. В некоторых старших классах на фоне снижения интереса к учебе может появиться, так называемая, тотальная влюбленность.

Все виды развития подростков взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ориентироваться в закономерностях перехода от детства к взрослости помогут эти данные.

Развитие в раннем подростковом возрасте (10–13 лет)

Физическое

Пубертатный скачок роста (существенная прибавка длины и массы тела).

Половое

Начало формирования вторичных половых признаков (рост молочных желез у девочек, яичек и полового члена у мальчиков, специфическое для данного пола оволосение).

Психосексуальное

Платоническое либидо (детская влюбленность).

Психическое

Переход от конкретного к абстрактному мышлению. Фантазии, эгоцентризм, эмоциональная лабильность. Временное ухудшение психофизиологических функций со снижением способности к учебе.

Социальное

Приобретение самостоятельности. Начало отделения от семьи и возрастание роли сверстников. Начало конфликтов с родителями. Попытки рискованного поведения (проба алкоголя, курения, наркотиков). Ранняя стадия формирования морали.

Развитие в среднем подростковом возрасте (13–17 лет)

Физическое

Продолжение увеличения длины и массы тела. Формирование пропорций тела, свойственных данному полу. Преходящие диспропорции тела.

Половое

Появление месячных в среднем в 13,5 лет, поллюций – в 14 лет.

Достижение зрелости репродуктивной системы – в 15-17 лет.

Психосексуальное

Эротическое либидо (эротическое влечение). Первый опыт сексуальных отношений.

Психическое

Развитие абстрактного мышления. Способность предвидеть будущее. Переживание изменений своего тела. Высокая тревожность, возможно развитие депрессии

Социальное

Ролевое экспериментирование, рискованное поведение. Интенсивное общение со сверстниками и эмоциональное отделение от родителей. Обострение конфликтов с родителями. Размышления о будущей деятельности, профессии.

Развитие в старшем подростковом возрасте (17– 19 лет)

Физическое

Достижение пределов роста и физиологической зрелости.

Половое

Достижение зрелости половой и репродуктивной системы.

Психосексуальное

Сексуальное либидо (сексуальное влечение и сексуальные отношения).

Психическое

Логическое мышление полностью сформировано. Возросший эмоциональный контроль.

Социальное

Отделение от семьи. Преодоление кризиса идентичности. Созревание морали.

Физическое, половое и психосексуальное развитие подростка оказывает огромное влияние на его социальное и личностное развитие. Ускоренное прохождение пубертатного периода современными подростками рождает определенные противоречия между физической биологической и социальной зрелостью. Например, ранее, в 30–40-е годы ХХ века, наступление половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности и самостоятельной жизни, а на сегодняшний день уже полностью физически и психически сформировавшиеся 17–18-летние юноши и девушки в социальном плане все еще остаются на положении детей.

Разрыв между ранним окончанием пубертатного периода и запоздалым психосоциальным развитием создает условия для появления психосоциальной дезадаптации. Подростку хочется вести себя по взрослому, но это ему запрещено. Если подобные устремления подавляются, то они трансформируются в психосоматические расстройства, а если реализуются, то становятся поведением высокой степени риска.

Пубертатный период (лат. pubertas – возмужалость, половая зрелость) – временной отрезок с 12 до 16 лет у девочек и с 13 до 17-18 лет у мальчиков, во время которого происходит половое созревание.

В последние годы наблюдается тенденция к более раннему половому созреванию – процесс, который зависит от генетических факторов (расовая принадлежность, генетические предпосылки), качества питания (калорийная пища способствует отложению жировой ткани, накопление которой сигнализирует о готовности организма к созреванию), воздействия окружающей среды. Пубертатный период сопровождается физиологическими и психическими изменениями в организме подростков обоих полов: появление угревой сыпи (из-за работы сальных желез), рост волос на теле, изменение запаха тела (и работы желез, отвечающих за выделение пота), повышенная утомляемость и нервная возбудимость.

В пубертатный период молодые люди имеют тенденцию больше общаться с ровесниками, стремятся подчеркнуть свою индивидуальность. Пробуждаемое сексуальное либидо оказывает влияние на сексуальную сторону отношений – чаще всего именно на пубертатный период приходится начало половой жизни.

Родителям подростков рекомендуется уделять им особое внимание, давать разъяснение того, что происходит на этом этапе на физическом и эмоциональном уровне. Нередко требуется обращение за помощью к специалисту, поскольку родителям не всегда удается наладить контакт при общении с подростком. По завершении пубертатного периода наступает половая зрелость – появляется способность к зачатию и рождению ребенка.

Аннотация:
В статье кризис подросткового возраста рассматривается как один из самых важных и сложных критических периодов развития. По мнению автора, протекание возрастного кризиса проходит три фазы: 1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур; 2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте — это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна); 3) посткритическую фазу, то есть период формирования новых структур, построения новых отношений и т. п. Подчеркивается двойственность позиции подростка, которая определяет специфику кризиса — в силу недостаточной психологической и социальной зрелости подросток, отстаивая перед взрослым свою новую позицию, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты. Следовательно, либеральное, «разрешающее» отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий (но при этом аргументированный) запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.

Пубертатный период

Определение 1

Пубертатный период – это период изменений в организме подростка, в ходе которых он становится взрослым и способным к продолжению рода.

Пубертатный период у девушек длится от 12 до 16 лет, в то время как у юношей он начинается и заканчивается позже – с 14 до 18 лет.

Замечание 1

Этот период связан с развитием вторичных половых признаков и психоэмоциональными изменениями.

Специалисты считают, что половое созревание происходит в связи с достижением критической массы тела, и у девушек уровень лептина, гормона, вырабатывающегося жировыми клетками, имеет более высокий уровень. Но, по всей вероятности, лептин является одним из нескольких факторов. Ответственность за половое созревание несет гипофиз, производящий лютеинизирующий и фолликулостимулирующий гормоны.

Половое созревание может быть и поздним, его признаком считается отсутствие менструаций и изменений в развитии груди у девушек до 13 лет. Признаком позднего полового созревания у юношей является отсутствие увеличения объема яичек до 14 лет. Причинами задержки полового развития могут быть хронические заболевания, наследственность, недоедание, проблемы со щитовидкой.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Понятие пубертатного периода в психологии 490 руб.
  • Реферат Понятие пубертатного периода в психологии 220 руб.
  • Контрольная работа Понятие пубертатного периода в психологии 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Раннее или преждевременное половое созревание начинается раньше 7-8 лет и специалисты считают, что оно может оказать влияние на психологическое развитие ребенка. На практике раннее половое созревание случается чаще в том случае, если у ребенка есть проблемы со щитовидкой, гормональными проблемами, опухолями, аномалиями развития яичек и яичников, инфекций мозга.

Половое созревание связано с формированием новообразования этого периода – чувством взрослости, и подросток считает, что он уже не ребенок, осознает готовность жить в коллективе взрослых в качестве равноценного и равноправного участника жизни. Взрослость вызывает стремление у подростка к самостоятельности, отсюда острые реакции на попытки взрослых умалить их достоинство, принизить их взрослость.

В наличии собственных взглядов и суждений тинэйджеры стремятся быть относительно независимыми и склонны сопротивляться влиянию взрослых, не принимая их авторитет, предъявляемые требования.

Анатомо-физиологические изменения в пубертатном периоде

Пубертатный период совпадает с обучением детей в средних классах школы.

Перестройка организма оказывает большое влияние на психические особенности, неравномерного физического развития – наблюдается усиленный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, происходит окостенение скелета, однако интенсивность и продолжительность этого процесса индивидуальны.

В развитии сердечнососудистой системы тоже наблюдается возрастное несоответствие – сердце становится более сильным, увеличивается в объеме, а вот диаметр кровеносных сосудов пока отстает в развитии. В результате происходит временное расстройство кровообращения, появляется головокружение, головные боли, быстрая утомляемость.

Интенсивная работа желез внутренней секреции и особенности развития сердечнососудистой системы могут привести к нарушениям в деятельности нервной системы, которые быстро проходят – это высокая возбудимость, склонность к бурным реакциям, раздражительность, вспыльчивость.

Грубая и тонкая моторика в этот период тоже претерпевает изменения, в результате чего возникают временные нарушения координации движений. Схема, сформировавшаяся в детском возрасте – «глаз-рука» должна сложиться заново и уже на новом уровне.

Физические изменения имеют психологические последствия, дети становятся похожими на взрослых, да и сами они к себе относятся уже по-другому.

Психологические изменения у девочек связаны с началом менструального цикла, что является центральным событием пубертатного возраста, повышается уровень самосознания, социальной зрелости. С другой стороны, повышается конфликтность взаимоотношений с родителями, особенно с мамой. Постепенно конфликтные отношения становятся мене выраженными, но возрастает межличностная отчужденность.

Надо сказать, что отчужденность – это необходимое условие возникновения автономности личности.

Что касается мальчиков, то центральным событием становится первая эякуляция, вслед за которой возникает половое возбуждение. Конфликтность сначала затрагивает отношения матери и сына, конфликтность с отцом наступает позже.

В этот период и мальчики и девочки большое внимание уделяют своему телу, возникает большое желание иметь стройную фигуру, что может довести их до нервной анорексии и булимии.

Нервная анорексия характеризуется навязчивой идеей относительно еды и веса собственного тела, это эмоциональное расстройство очень опасно для растущего организма.

Статистика утверждает, что от 5 до 10% больных анорексией погибают от медицинских последствий недоедания. Данное нарушение сегодня охватывает 1% девушек в возрасте от 12 до 18 лет.

Противоположностью анорексии является булимия – синдром обжорства – быстрое поглощение большого количества высококалорийной пищи за короткое время. Обжорство часто происходит тайно и завершается произвольно вызванной рвотой.

Созревание как раннее, так и позднее, у мальчиков и у девочек имеет свои различия.

Мальчики, созревающие раньше более успешны в общении со своими сверстниками и в разных видах деятельности. Они, как правило, сдержанны, общительны, ответственны и склонны к сотрудничеству – это с одной стороны, а с другой стороны они более конфликтны и озабочены тем впечатлением, которое производят на других.

Напряженными и обидчивыми являются те, чье созревание запаздывает – эти ребята тревожны и импульсивны, стремятся находиться в центре внимания и командовать своими сверстниками. Популярность их среди сверстников значительно меньше.

Раннее созревание девочек оказывает негативное влияние, они больше подвержены стрессу, беспокойны, капризны и менее популярны среди сверстниц. Что касается школы, то у них хуже успеваемость, поведение часто вызывающее. Характерным является преждевременное сексуальное поведение и ранние браки.

Познавательные процессы и умственные способности детей пубертатного периода

В основе социальной ситуации развития подростка находится то обстоятельство, что это, прежде всего, школьник. Школьные предметы, изучаемые в школе, их содержание и логика, формы учебной деятельности формируют и развивают когнитивные процессы и умственные способности.

Замечание 2

Когнитивная область в этом возрасте претерпевает структурные изменения, которые выражаются в переходе к абстрактному и формальному мышлению.

Подросток имеет возможность анализировать любую ситуацию, независимо от реальных обстоятельств. Предметом мышления становится сам процесс мышления, т.е. приобретается рефлексивный характер.

В подростковом возрасте идет развитие произвольности всех психических процессов, что является важным психическим новообразованием. Приобретается способность к аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Восприятие становится последовательным, всесторонним и плановым.

Также изменения происходят в памяти и внимании, растет умение контролировать внимание и память, управлять этими процессами. Запоминание словесного и абстрактного материала увеличивается. Однако в развитии познавательных процессов и умственных способностей мальчики и девочки различаются.

Девочки в словесно-речевой деятельности превосходят мальчиков, которые превосходят девочек в математических способностях и решении пространственных задач.

Активность и импульсивность подростков могут приводить к неустойчивости внимания и отвлекаемости – на одних уроках подросток внимателен, и сосредоточен, а на других быстро отвлекается и не может сосредоточиться.

Причины снижения успеваемости могут быть разные – от возрастной перестройки организма, имеющей временный характер, до серьезных психических заболеваний.

Одной из главных причин слабой успеваемости является отсутствие адекватной мотивации учебной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *