Розенкрейцер

ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ РОССИЙСКОГО ОРДЕНА РОЗЫ И КРЕСТА

Орден Розы и Креста существует, дабы обеспечить совершенное пространство, в котором Розенкрейцерство, в его традиционной форме, может совместно изучаться, передаваться и обсуждаться на самом глубоком уровне христианскими эзотериками, обязующимися следовать правилам жизни и веры выдвинутыми в «Славе Братства».

† † †

Структура и работа Ордена основывается на традициях исторических Розенкрейцерских обществ XVIII и XIX веков, но не ограничивается их строгими рамками.

Мудрость (по словам Соломона) для человека – это несметное Сокровище,
это Дыхание Силы Божьей,
и чистое воздействие, что проистекает из Славы Всемогущего.
Она — это Сияние Предвечного Света,
и непорочное зеркало Величия Божьего,
и лик Его Благости;
она учит нас Трезвости и Рассудительности,
Праведности и Крепости;
она распознает обман в словах, и решения несправедливых приговоров;
она предвидит Знаки и Чудеса, и то, что грядет в будущем;
этим Сокровищем был наш первый Отец Адам полностью одарен.

11 февраля 1948 года скончался знаменитый режиссер Сергей Эйзенштейн — один из немногих советских творцов, признанных мировым классиком. Его фильмы входят в списки лучших в истории ХХ века. О сложных отношениях режиссера со Сталиным, о его творческом пути написано много. Сравнительно мало описан лишь один короткий, но любопытный этап в жизни Эйзенштейна — период пребывания в розенкрейцерской ложе, в которую он вступил в Красной армии. Интересно, что в крошечной ложе, существовавшей сначала в Минске, а затем в Москве, оказались два человека, ставших легендами кино в ХХ веке. Евгений Антонюк рассказывает, как они туда попали и что там делали. Сергей Эйзенштейн | Фото: GETTY Кто такие розенкрейцеры Первые упоминания о розенкрейцерах появились в Европе в начале XVII века, когда было опубликовано несколько анонимных трактатов-мистификаций, возводивших историю тайного общества к XIV веку. Якобы оно было создано неким мистиком Христианом Розенкрейцем с целью постижения тайн природы, сакральных знаний и сверхъестественной мудрости. Первые реальные подтверждения существования тайного общества относятся уже к XVIII веку, когда в Праге была создана первая розенкрейцерская организация «Орден золотого и розового креста». Розенкрейцеры оказали огромное влияние на появившееся чуть позже масонство. Правда, масонам удалось стать более влиятельной силой и прочно укрепиться во многих странах. А розенкрейцеры, пережив пик популярности в XVIII веке, в дальнейшем ушли в тень, хотя периодически интерес к ним вспыхивал с новой силой. Если масонство со временем превратилось в мужские клубы по интересам, сведя мистицизм к минимуму и сосредоточившись лишь на нравственном совершенствовании, то розенкрейцеры пошли по другому пути, продолжая эзотерические изыскания и магические практики. Церемония розенкрейцеров в конце XIX века | Иллюстрация: Corbis, GETTY Розенкрейцеры в России Розенкрейцеры в Российской империи практически не имели влияния и серьезного представительства, в отличие от масонства. Однако в самом начале ХХ века, на волне общеевропейского интереса к оккультизму, эзотерике и спиритизму, розенкрейцерство оказалось востребовано в богемных кругах России. Первым популяризатором тайного учения стала Анна Минцлова, вращавшаяся в кругах символистов. Большое влияние она оказывала на популярных поэтов Андрея Белого и Михаила Кузмина. Интересно, что в окружение Кузмина в то время входил начинающий неудачливый писатель-декадент Вячеслав Менжинский — будущий всесильный руководитель ОГПУ. В 10-е годы в Москве и Петербурге зародилось несколько розенкрейцерских орденов. В основном это были небольшие кружки, объединявшие поэтов, писателей и художников, ищущих чего-то необычного. Большая часть этих кружков прекратила существование после Революции и Гражданской войны. Но некоторые сохранились даже в Красной армии. Именно там будущий известный режиссер Сергей Эйзенштейн и познакомился с розенкрейцерами. Анна Минцлова в Париже в 1905 году Розенкрейцеры и РККА В 1918 году недоучившийся студент-архитектор Сергей Эйзенштейн попал в Красную армию. Он был направлен в специальную передвижную агитбригаду, которая на поезде колесила по фронтам и выступала с номерами перед солдатами. Помимо этого Эйзенштейн работал декоратором. С началом советско-польской войны бригада Эйзенштейна была переброшена в Минск, где он познакомился с Павлом Аренским. Аренский был сыном композитора Антона Аренского, который некоторое время возглавлял придворную певческую капеллу в Петербурге, был автором нескольких опер, а также преподавал в столичной консерватории. Павел Аренский, как и Эйзенштейн, был недоучившимся студентом, которому помешали война и революция. Он тоже занимался агитацией и пропагандой, но не разъезжал по фронтам, а был приписан к штабу в качестве инструктора агитационного отдела. Оба были увлечены японским языком и мечтали о поступлении на восточное отделение в Академию Генштаба. Павел Аренский Но прежде чем это произошло, оба оказались в самом странном месте, которое только можно было представить в прифронтовом Минске в разоренной революцией и гражданской войной стране: в самой настоящей розенкрейцерской ложе. Эйзенштейн увидел на улице объявление: красноармейский лектор приглашает всех на лекцию про Анри Бергсона. Пришло всего несколько человек, в том числе и будущий режиссер. С французского философа лектор неожиданно перескочил к эзотерическим материям, начал рассуждать о сверхъестественном, каббале и т.п. вещах. В конце лекции пригласил заинтересовавшихся лично пообщаться. Так сложился постоянный состав розенкрейцерской ложи «Стелла». В нее входили Эйзенштейн, Аренский, летчик-наблюдатель и анархист по убеждениям Борис Плетнер (в свое время он был сослуживцем будущего маршала авиации Красовского, который уделяет ему несколько строк в своих мемуарах и упоминает, что в отряде тот носил прозвище «умный дурак»), театральный художник и актер из агитбригады Иван Смолин и основатель и глава ложи, мистический анархист и не очень известный поэт Борис Зубакин. Спиритические сеансы, устраиваемые Минцловой Родившийся в семье военного, Зубакин с детства был увлечен эзотерикой и еще в годы учебы в гимназии пытался создать из одноклассников розенкрейцерский орден. В дальнейшем он писал стихи, но на фоне поэтов Серебряного века особой славы не снискал, хотя был очень хорошо известен в богемных кругах. Он близко дружил с Анастасией Цветаевой (младшей сестрой Марины), был хорошо знаком с Пришвиным и Брюсовым, состоял в переписке с Горьким, который называл его «изумительно талантливым человечищем». После революции он начал считать себя мистическим анархистом, читал лекции в анархических кружках, а после мобилизации стал красноармейским лектором. Воспользовавшись возможностью, он прямо в армии создал розенкрейцерскую ложу. Эйзенштейн в одном из писем весьма иронично и даже саркастично описывал быт этой ложи: Я никогда не забуду помещение «ложи» в Минске! В проходном дворе — одноэтажный дом, занятый под красноармейский постой. Несколько комнат с койками, портянками, обмотками, гармонью и балалайкой. Почему-то озабоченные и задумчивые красноармейцы. Маленькая дверь дальше. За дверью что-то вроде бывшего кабинета с письменным столом с оторванными дверцами. Дальше еще дверь в совсем маленькую комнатку. Мы приходим туда — несколько человек.
Тренькает за дверью балалайка. Стучат котелки из походной кухни во дворе. А здесь, накинув белую рубаху поверх гимнастерки и обмоток, трижды жезлом ударяет долговязый анархист. Возвещает о том, что епископ Богори готов нас принять. Омовение ног посвященным руками самого епископа. Странная парчовая митра и подобие епитрахили на нем. Какие-то слова. И вот мы, взявшись за руки, проходим мимо зеркала. Зеркало посылает наш союз в… астрал. Балалайку сменяет за дверью гармонь. Красноармейцы уже веселы. Печаль их была ожиданием ужина. А мы уже — рыцари-розенкрейцеры. Епископом Богори именовал себя Зубакин, который проводил им же самим разработанные ритуалы и просвещал неофитов в эзотерических вопросах, читал им лекции по каббале, картам Таро и магии. И.Ф. Смолин, Б.Л. Плетнер, Б.М. Зубакин, П.А. Аренский, С.М. Эйзенштейн в Минске в 1920-м (слева направо) Поначалу Эйзенштейн относился к заседаниям ложи с сарказмом, о чем сообщал в переписке: Я, конечно, иронически безудержен, но пока не показываю виду. Как Вергилий Данте, водит нас Богори по древнейшим страницам мистики. По последним «печатям тайны». Я часто засыпаю под толкования «арканов»… Не сплю, кажется, только на самой интересной части учения, все время вертящегося вокруг божеств, Бога и божественных откровений. А тут на самом конце выясняется, что посвященному сообщают, что «… Бога нет, а бог — это он сам». Это мне уже нравится. Однако со временем будущий режиссер стал относиться к своему посвящению в розенкрейцеры, которое произошло в сентябре 1920 года, куда более серьезно. В письме матери он писал: Имел здесь очень интересную встречу, сейчас перешедшую в теснейшую дружбу нас троих с лицом совершенно необыкновенным: странствующим архиепископом Ордена Рыцарей Духа. Человек совершенно необыкновенный. Начать с того, что он видит астральное тело всех и по нему может о человеке говорить самые его сокровенные мысли. Мы все испытали это на себе.
Сейчас засиживаемся до 4-5 утра над изучением книг мудрости Древнего Египта, Каббалы, Основ Высшей Магии, оккультизма. Какое громадное количество лекций (вчетвером) он нам прочел об «извечных вопросах», сколько сведений сообщил о древних масонах, розенкрейцерах, восточных магах, Египте и недавних (дореволюционных) тайных орденах! Тебя бы все это бесконечно заинтересовало, но всего писать не могу и прошу дальше никому не говорить.
Сейчас проходим теоретическую часть практического курса выработки воли. Вообще он излагает удивительно захватывающее учение, и опять же дальнейшее — Москва. Туда, вероятно, прибудет и он. Знания его прямо безграничны. Да, не ожидал я столького от Минска. Конец ложи После демобилизации Зубакин, Аренский и Эйзенштейн переехали в Москву, где двое последних намеревались вступить в Академию Генштаба. Плетнер и Смолин не переехали в столицу, поэтому ложа пополнилась двумя новыми членами: пришли Валентин Смышляев и Михаил Чехов. Михаил Чехов, классик российского немого кино Смышляев еще до революции был актером Московского художественного театра, как и племянник знаменитого писателя Антона Чехова Михаил, которого в театральную труппу пригласил лично Станиславский. Под влиянием Чехова, который был давним и страстным поклонником Рудольфа Штейнера и его антропософии, ложа начала постепенно двигаться в этом направлении. Эйзенштейн позднее так вспоминал об этом периоде: В холодной гостиной, где я сплю на сундуке, — беседы. Сейчас они приобретают скорее теософский уклон. Все чаще упоминается Рудольф Штейнер. Валя Смышляев пытается внушением ускорять рост морковной рассады. Павел Андреевич (Аренский) увлечен гипнозом. Все бредят йогами. Михаил Чехов совмещает фанатический прозелитизм с кощунством. Под влиянием богемного окружения Эйзенштейн в конце концов отказался от поступления в Академию Генштаба и бросил изучение японского языка. Смышляев работал в Пролеткульте режиссером и взял к себе декоратором Эйзенштейна. Остальные члены ложи также увлеклись своими делами. Наконец, меня объявляют «странствующим рыцарем» — выдают мне вольную — и я стараюсь раскинуть маршруты своих странствий подальше от розенкрейцеров, Штейнера, Блаватской. Еще страница впечатлений позади, — так описывал Эйзенштейн конец существования ложи. Кем вышли из ложи Ложа «Стелла» состояла всего из нескольких членов, но они оставили громадный след в истории искусства ХХ века. Смышляев стал одним из крупнейших театральных режиссеров СССР 20-30-х годов. Он скончался от инфаркта в 1936 году. Валентин Смышляев в роли Эгьючика в постановке «Двенадцатая ночь» Михаил Чехов в 20-е годы стал одним из самых популярных актеров СССР. В 1928 году он уехал из страны, снимался в Голливуде, номинировался на «Оскар». Разработал свою собственную систему актерской техники, которая пользовалась и до сих пор пользуется огромной популярностью у голливудских кинозвезд (в России традиционно более распространенной считается система Станиславского, а не Чехова). Эйзенштейн через пять лет после первого заседания ложи снял «Броненосца «Потемкина», до сих пор считающегося одним из самых новаторских и великих фильмов в истории кинематографа. А сам режиссер вошел в число классиков мирового кино. Борис Плетнер был откомандирован в Архангельск и стал там комендантом местного аэродрома. Маршал Красовский, вспоминая о Плетнере, называл его «колоритной фигурой» и писал, что впоследствии «он стал замечательным летчиком и после демобилизации занимался литературным трудом». Каких-либо конкретных подробностей о его дальнейшей жизни отыскать не удалось. Эйзенштейн с атрибутикой ложи Иван Смолин уехал в Казань. Он умер (возможно, был репрессирован) в 1938 году. Аренский поступил в Академию Генштаба, продолжал активно заниматься эзотерикой, посвящал новых розенкрейцеров, написал несколько биографических книг. В 1937 году за участие в антисоветской организации был осужден на 5 лет лагерей и скончался в заключении в 1941 году. Зубакин преподавал в московском архитектурном институте. С 1922 года неоднократно арестовывался ОГПУ/НКВД за участие в «мистических кружках». Несколько лет провел в ссылке в Холмогорах и Архангельске. В 1938 году бывший «странствующий архиепископ и мистический анархист» Борис Зубакин был расстрелян по обвинению в создании «антисоветской фашистской организации розенкрейцеров». Подписывайтесь на нас в Instagram:https://www.instagram.com/ruposters_ru/

Роза и Крест

Очевидно, что Роза и Крест в символизме розенкрейцеров занимает важное место. Обычно именно из них составлены Эмблемы Розенкрейцерских Орденов. В зависимости от разных интерпретаций учения, Роза могла быть рубиновой, а Крест — Золотым, либо — наоборот — Рубиновый Крест и Золотая Роза.
Рассматривая наиболее распространенный вариант, в котором Крест золотой, можно интрпретировать это так: золотой Крест представляет физическое тело человека и испытания земной жизни. Красная Роза в центре символизирует душу и ее постепенный расцвет в цепи последовательных воплощений и работы над собственным совершенством.
Практически любой эзотерический символ помимо первого, достаточно доступного прочтения, всегда несет в себе дополнительную информацию. Для тех, кому удается читать эту информацию, каждый открытый символ становится источником знаний, силы и вдохновения.
Разумеется, что Крест и Роза как отдельные символы употреблялись не только розенкрейцерами. Представляется достаточно интересным кратко коснуться их использования в других контекстах.
Несмотря на свою простоту, крест — один из самых содержательных и основополагающих эзотерических символов. В отличие от многих других культовых символов, которые бытовали в более или менее ограниченном ареале, этот знак был известен почти во всем мире. В древности его носили на груди, подобно позднейшим христианам, египтяне, ассирийцы, этруски, греки, американские индейцы. Одно из основных символических значений креста — обозначение нашего проявленного физического мира. Действительно, крест, связанный с цифрой «четыре», это и четыре стороны света нашего Мира, и четыре времени года, и четыре «первоэлемента» (огонь, воздух, вода, земля), и четыре Каббалистических Мира (Олам Ацилут, Олам Бриа, Олам Йецира и Олам Асиа), и четыре буквы Имени Тетраграмматона IHVH, и многое другое. Другая, восточная, интерпретация: крест состоит из вертикальной и горизонтальной линий. Вертикальная линия (принцип ЯН), символизирует активное начало (или ДУХ). Горизонтальная линия (принцип ИНЬ) — пассивное начало (или непроявленная материя, «БЕЗДНА»). Вместе, соединённые в виде креста, эти две линии символизируют проявленную материю или наш проявленный Мир (в том числе и нашу Землю). Следующая интерпретация креста — это символическое обозначение трех Земных царств. Первое царство, растительное, представляется вертикальным отрезком креста, расположенным ниже горизонтальной линии. Сама горизонтальная линия — животное царство. И царство человека — это вертикальный отрезок креста выше горизонтальной линии. Соединённые вместе эти царства составляют «крест» жизни на Земле.
Роза вошла в сокровищницу эзотерических символов позднее креста. Многослойность лепестков розы позволяла использовать её как символ постепенного открытия сокрытого, поступательной эволюции. Не отвлекаясь на другие толкования значения этого символа, рассмотрим только одно, связанное с принципом развития.
Ниже приведнн фрагмент из книги Рудольфа Штайнера «Как достигнуть познания высших миров». Этот фрагмент хорошо иллюстрирует то, как символ может находиться в прямом соответствии с элементами невидимого мира. В данном случае — как роза может быть связана с развитием духовных способностей человека. В связи с приведенным ниже фрагментом следует заметить, что, согласно общепринятой символике, лотос, получивший большое распространение в восточной традиции, соответствует розе в западной традиции.
Итак, Рудольф Штайнер: «Чем дальше продвигается человек в своем душевном развитии, тем правильнее слагается организм его души. У человека с неразвитой душевной жизнью он хаотичен и нерасчленен. Но и в этом нерасчлененном организме души ясновидящий может различить некое образование, ясно выделяющееся из окружения. Оно простирается от внутренней части головы до середины физического тела. Оно имеет вид как бы самостоятельного тела, имеющего определённые органы. Органы, о которых здесь прежде всего будет идти речь, воспринимаются духовно вблизи следующих частей физического тела: первый — между глазами, второй — вблизи гортани, третий — в области сердца, четвёртый находится по соседству с так называемой подложечной впадиной, пятый и шестой расположены в области живота. Эти образования у тайноведов носят наименование «колес» (чакр), или также — «цветков лотоса». Они называются так благодаря своему сходству с колесами и цветами; но нужно, конечно, помнить, что это выражение следует понимать примерно в том же смысле, в каком обе части легкого называют «легочными крыльями». Всякому ясно, что здесь речь идёт не о «крыльях»; также и в нашем случае нельзя забывать, что это название имеет смысл лишь в качестве аналогии. У неразвитого человека эти «лотосы» темной окраски, спокойны и неподвижны. Но у ясновидящего они находятся в движении имеют сияющие цветовые оттенки. Нечто подобное имеет место и у медиума, но всё же несколько иначе. Здесь незачем касаться этого подробнее. Когда духовный ученик приступает к упражнениям, то прежде всего его «цветки лотоса» просветляются; позднее они начинают вращаться. С наступлением вращения проявляется способность к ясновидению. Ибо эти цветки — суть органы чувств души. И их вращение является выражением того, что человек воспринимает в сверхчувственных мирах. Никто не может созерцать чего-либо сверхчувственного, прежде чем описанным образом не будут развиты его астральные органы чувств»
Итак, наиболее распространено изображение одной Розы, наложенной на центр Креста, но существует несколько вариантов изображения Розы и Креста в различных сочетаниях. Эти изображения отличаются друг от друга количеством лепестков розы, количеством роз, их расположением, их цветом, видом креста. Например, в книге «Тайные фигуры розенкрейцеров» Генриха Мадатануса Теософа, есть изображение шестнадцатилепестковой розы на фоне косого креста. Там же приводится изображение креста внутри десятилепестковой розы. Существует вариант, в котором семь красных роз, образующих круг, наложены на крест. Причем три розы расположены выше горизонтальной линии, а четыре — ниже горизонтальной линии. В силу вышеизложенного можно попытаться понять символику такой фигуры. Вернее, подобрать один «ключ» к пониманию этого многопланового символа. Так, три розы над горизонтальной линией соответствуют трём «высшим» человеческим телам, расположенным выше животного царства и свойственным только человеку (в проявленном мире). Четыре розы под горизонтальной линией — это четыре «низших» человеческих тела. Эти тела расположены ниже горизонтальной линии и имеют аналогии как в растительном, так и в животном царствах.
Конечно, символика Розы и Креста не ограничиваются приведенными здесь объяснениями. И у Розы, и у Креста на разных планах — видимых и не видимых — существует множество граней. И по мере продвижения Адепта в его духовном развитии эти замечательные символы будут все более раскрываться перед ним в своем великолепии.

Мудрость древних мистерий

Если исходить из того, что термин мистерия (misterion) у древних греков означал «то, что предназначено только посвященным», можно предположить, почему тайные общества так влекли и продолжают притягивать к себе. Покров секретности создает атмосферу исключительности вокруг единоверцев, приобщения к опыту духовного совершенствования и постижения особой мудрости. Это — и экстаз тайных религиозных обрядов, и чувство обновления, вызываемое последовательными ритуалами посвящения, и, якобы, мгновенное познание «скрытых (древних) знаний».

Во все времена знания, превосходящие обычные и недоступные простым смертным, назывались эзотерическими. Согласно им существует представление, что на Земле присутствуют многочисленные малоизвестные или совсем скрытые от нашего восприятия и понимания цивилизации, достигшие иного уровня развития чем наш, считающийся нами самым высшим из всех достигнутых человечеством. Знания других цивилизаций попадают к нам, но чаще мы проходим мимо них; и только посвященные накапливают и передают их в пределах узкого, внутреннего, круга таких же посвященных. Эти знания нередко относятся к сферам, существование которых наука не признает, а для простого смертного они являются оккультными, то есть хранимыми в тайне или содержащими тайну. Пользуясь словами александрийских философов III века (до Р.Х.), эзотерические знания — это «мудрость богов», или «божественная мудрость». Еще древние утверждали, что такая мудрость может обратить «рычащего зверя в божество» и что эзотерические знания поднимают человека до богоподобного состояния, но только до подобного Богу, а не богоравного. Передавать знания и хранить их могли только закрытые сообщества. Удивительный католический священник Элифас Леви, посвятивший себя изучению истории тайных обществ Европы, связывает истоки возникновения закрытых (эзотерических) обществ с учениями Зороастра (см. стр. 103) и Гермеса, появившимися задолго до прихода Христа и распространения христианства. В средневековом трактате «Общая история тайных обществ» сказано, что усилия членов тайных обществ были в основном направлены на «учение о едином Боге, воскрешении человека к вечной жизни, благородстве человеческой души…».

Появление тайных обществ в реальной жизни, их существование, передача и использование знаний неразрывно связаны с морально-этическим состоянием общества, со способностью непосвященных воспринимать эзотеризм мистерий, а также с тем, в какой степени и как эзотеризм соотносится с экзотеризмом (то есть как внутренние идеи мистерий привносятся в реальную жизнь). Члены тайных обществ хранили обет молчания. Считалось, что разглашение священных тайн обрекает человека на смерть — не столь физическую, а скорее духовную, потому что порой физическая смерть может быть далее наградой. В этом смысле примечательна легенда об Агасфере («вечном страннике»), который отказал в помощи Иисусу Христу, Сыну Божьему, и за это был обречен на вечное скитание по земле. Он никогда не приближается к границе смерти, за чертой которой возможна вечная жизнь. Хотя это и легенда, но, наверное, нельзя выдумать того, чего нет. Ведь сказано в Библии: «В начале было Слово, и Слово было у Бога» (Ин. 1,1).

Реальные проявления тайного общества в нашей жизни зависят от соблюдения адептами (посвященными) не столько законов самого этого общества, сколько божественных законов, идей герметической мудрости — мудрости, которую ищут очень многие.

В этом отношении самым удивительным и тайным, самым загадочным секретным сообществом в средние века было.

Общество розы и креста

Кем были розенкрейцеры? Кто был тот таинственный человек, которого называли наш Прославленный Отец и Брат C.R.C.? Кто был основателем ордена? Нельзя считать достаточно достоверными ни одну из версий, связанных с происхождением и ранней деятельностью братства Розы и Креста. Такое заключение было вынесено после тщательных исследований и изучения документов герметической мудрости, накопившихся за время деятельности тайных обществ в Европе. К такому выводу пришли и исследователи, занимающиеся вопросами проникновения древнего Учения мистерий в просвещенные века.

Воистину — тайное общество

Все шло к завершению перестройки Дома Святого Духа, который стал тесен для истинных членов братства. По решению присутствующих, обнаруженная доска с именами покинувших этот мир братьев должна была быть перенесена в подобающее ей место — в часовню. При снятии мемориальной доски несколько кирпичей из стены вывалилось, обнажив потайную дверь, которая раньше не была видна. Расчистив кирпичную кладку, братья прочитали: «POST CXXANNOSPATEBO», что означало: «После 120 лет я восстану». На следующий день, отворив дверь в склеп, который весь был освещен каким-то таинственным астральным светом, братья увидели помещение о семи стенах и семи углах. Посередине его располагался алтарь, на котором было начертано: «Я, C.R.C., сделал этот компендиум1 Вселенной как усыпальницу для себя самого». Медные пластины с каббалистическими схемами и манускрипты со странными письменами лежали между пятью другими металлическими пластинами с надписями. Первая надпись гласила «Иисус для меня — все», вторая надпись — «Никоим образом не пуста», третья — «Иго закона», четвертая — «Свобода Евангелия» и пятая — «Нетронутая слава Господа». Все надписи, кроме первой, были заключены в круг. В каждой стене зала находилось по небольшой двери в комнаты, которые были заполнены древними книгами и секретными наставлениями.

Когда сдвинули алтарь, взорам братьев предстало тело прекрасного и достойного человека, которое выглядело так, как будто оно было предано земле только что. Тело когда-то принадлежало Прославленному Отцу и Брату, основателю ордена Розы и Креста, Христиану Розенкрейцу (C.R.C.). В одной руке у него была Библия, в другой — таинственный документ из пергамента с золотым тиснением. Перенеся бесценные манускрипты в отстроенный дом, братья вновь запечатали гробницу и принялись за изучение главного документа, переданного им C.R.C. Это была священная Книга Природы с комментариями, мыслями и разъяснениями Прославленного Отца и Брата.

Согласно записям Книги тот, кого впоследствии назвали Христиан Розенкрейц, появился на свет в 1378 году в Германии. В возрасте пяти лет он был отдан в монастырь, где изучал греческий и латинский языки, а также другие предметы по книгам, находящимся в библиотеке монастыря. В юности Христиан с одним из монахов отправился в Святую Землю. На пути к Иерусалиму его спутник умер (на острове Кипр), а Христиан направился в Дамаск, где неожиданно проявились его природные способности к целительству и медицине. Христиан со своим открывшимся даром привлек к себе внимание старейшин города, которые передали ему тайные знания по астрологии, математике, алхимии и фармакологии… Путешествуя по арабскому Востоку, он посетил столь же таинственный, сколь и мифический город магов и мудрецов — Дамкар, изучил секреты арабских адептов, естественную историю, метафизические трактаты древних мудрецов Востока, познакомился с толкованием Библии, принятым в средневековом иудейском мистическом учении, известном под названием «Каббала». Христиан бывал в марокканском городе Фесе, где обучался магии (общению со стихийными духами природы). Во время путешествия он начал переводить на латинский язык древние манускрипты, которые чудесным образом ему попали в руки. Среди них и священная Книга М (Книга Мунди) и свитки, относящиеся к книгам Гермеса, которые избежали огня при пожаре Александрийской библиотеки. Так, в учении, прошло более пяти лет, после которых Христиан решил вернуться на родину.

Через Испанию Христиан Розенкрейц возвращается в Европу. Он предлагает ученым мужам привезенные с собой интеллектуальные сокровища древних мистерий, демонстрирует редкие растения, минералы, но в ответ слышит только насмешки и упреки, поговаривают и о ереси. Просвещенная Европа не готова принять новые знания и отказаться от некоторых догм католичества. Она отвергает ту часть единых знаний, которые угрожают ее благополучию. Вызывают некоторый интерес только сведения по алхимии и врачевательству, но и это был интерес Мамоны2.

С сожалением, но не обескураженный, Розенкрейц приезжает в Германию. Он систематизирует приобретенные знания и продолжает исследования по алхимии, каббале, астрологии. Размышления C.R.C. о неприятии Древней мудрости в Европе укрепляют его в мысли о переводе забытых знаний на обычный логический язык, если это возможно, — а это было возможно. После нескольких лет труда C.R.C. призвал на помощь трех братьев монастыря, из которого он начал вхождение в знание, продолжить с ними поиск путей реформации наук и искусства своего времени.

В 1400 году Отец C.R.C. и трое его сподвижников провозгласили братство Розы и Креста со своим внутренним уставом, которому все члены Братства должны подчиняться. Из устава следовало, что: лечение должно было проводиться не за плату, а руководствоваться велением сердца и гуманными принципами; каждый должен подготовить себе достойного ученика с тем, чтобы в случае ухода из жизни наставника ученик продолжил бы служение братству; братья ордена не должны иметь никаких внешних отличительных знаков и специальных одеяний, чтобы ничем не выделяться среди других; все члены ордена должны ежегодно приходить в Дом Святого Духа. Их отличительным символом стала монограмма R.C. Члены братства должны оставаться неизвестными миру, а все знания, приобретенные и накопленные орденом, сохраняться в тайне сто лет.

Для ускорения написания основных документов братья привлекли еще четырех человек, которые обязались чтить законы ордена и работать на благо получения знаний Природы. Так их стало восемь человек.

Окончив постройку дома, который они назвали Дом Святого Духа, братья завершили создание секретного шифра, которым записывалось трактование Книги М и огромного словаря (в нем все формы мудрости классифицированы во славу Господа). Затем они решили разойтись по свету, чтобы сравнить свое учение с другими и исправить возможные ошибки, существующие внутри их системы.

Братья свято чтили законы ордена. Они продолжали собирать сокровенные знания, делились ими друг с другом, пополняя тем самым новые страницы Великой Книги Природы, учились преодолевать ограниченные возможности материального мира, овладевали сверхъестественными способностями, которые позволяли им пребывать одновременно в двух мирах: их физические тела были материальны, в то время как сами они обитали в астральном, не подверженном ни временным, ни пространственным ограничениям. Именно в таком теле они могли проникать в неведомый мир Природы, и именно там, в духовном воздухе древних — археусе, они, не доступные для непосвященных, находили свой Храм.

Братья продолжали собираться в своем Доме, кроме тех, кого уже не было в этом мире. Они не знали, где находился их Прославленный Отец и Брат. Однажды в четверг, на восьмой неделе после Пасхи, в очередной день встречи, братья решили привести в порядок записи, накопившиеся за прошедшее время, и расширить Дом, обустроив еще одно помещение для хранения увеличивавшихся с каждым годом новых записей и манускриптов. Они старались предусмотреть все на тот случай, если бы им пришлось исчезнуть навсегда. Знания и сокровища, предназначенные миру, по их мнению, должны когда-то быть восстановлены.

Послание, которое оставил С.R.С, заканчивалось словами: «В соответствии с волей Отца C.R.C. будет подготовлен трактат, чтобы все могли узнать и понять секреты августейшего братства. Все искренние души, которые трудятся во славу Господа, приглашаются вступить в общение с братством. Голос их будет услышан независимо от того, где они находятся и как будет послано сообщение. В то же время люди будут предупреждены, что эгоистичные и имеющие скрытые желания получат от общения только скорбь и печаль, если они попытаются раскрыть секреты братства без чистого сердца и ясного ума».

Впоследствии этот трактат был назван «Fama Fraternitatis» («Фама Фратернитатис»). Ставший отныне достоянием мира, документ «Фама Фратернитатис» («Слава Братства») начал хождение в Западной Европе в 1610 году. Это первый и основной документ розенкрейцеров. Начинается он с напоминания о благости и милосердии Бога и с предупреждения о том, что эгоизм и алчность ведет людей за ложными пророками и отвращает их от подлинного знания, которое Бог в своей благодати открывает им.

«Слава» была опубликована в 1614 году в городе Кессене (Западная Германия), а уже в 1615 году появляется «Confessio Fraternitatis Rosae Crucis» («Провозвестие братства Розы и Креста»), в четырнадцати главах которого также открыто и ясно излагаются цели и деяния общества Розы и Креста. В документе говорится, что доктрина братства основана на знании, которое является суммой всех способностей, наук и искусств. Те, кто захочет понять таинства и структуру мира, получат эту мудрость не непосредственно, а только благодаря совершенствованию своего знания и постепенному преодолению пути к Великой Тайне. Господство ложной теологии должно быть преодолено, и тогда появится возможность выйти на истинный путь.

Братство открыто всем, однако оно защищено самой Природой. И зло обернется против тех, кого привлекает блеск золота и богатство, кто хочет приобрести понимание не посредством открытого сердца и добродетели.

Последний из трех документов розенкрейцеров — «Химическая свадьба», где в символической форме была сокрыта тайная система духовной культуры, с помощью которой розенкрейцеры надеялись привести в соответствие и упорядочить растерзанные «обрывки» человеческого и социального организмов. Общество, так же как и человек, имеет тройную структуру. Изуверство церкви, тирания государства и ярость толпы разлагающе действуют на дух, ум и тело человека. Только тот, кто в поисках истины преодолеет разрушительное действие общества, может совершить «герметическую свадьбу». На языке алхимиков выражение «свадьба» означало сплав золота и серебра.

Братство свободно использовало символы алхимии, каббалистики, астрологии и магии. Основными его целями были:

— устранение всех тиранических форм правления и замена их философски избранными;

— реформация философии, науки и этики;

— открытие универсального средства, или панацеи, от всех болезней.

Другой реальный след ордена Розы и Креста, и, наверное, самый ценный, — это люди, которые распространяли эзотерические доктрины ордена. Тень розенкрейцеров, именно только тень (потому что истинные братья не могли быть видны миру), лежит на многих великих людях той эпохи.

Авторство «Химической свадьбы» связывают немецким ученым Иоганном Валентином Андреа. Будучи уже известным и умудренным опытом ученым, он вынужден был признаться, что этот труд являлся юношеской фантазией. Но если учесть, что И. Андреа родился в 1586 году, а «Химическая свадьба» была написана в конце девяностых, то представляется очень сомнительным, что четырнадцати-пятнадцатилетний юноша мог написать серьезный философский трактат без чьей-либо помощи. Видимо, за ним кто-то стоял. Многие эзотерики того времени связывают появление «Химической свадьбы» с «воспоминанием о будущем» самого основателя ордена, Отца C.R.C., а Иоганна Андреа считают одной из эманации высшего эмиссара Розы и Креста.

С именем И.В.Андреа связана еще одна загадочная история. В 1621 году вышла замечательная книга «Анатомия Меланхолии», автором которой был Роберт Бертон. Во введении к этой книге, в одной из сносок упоминается имя «Йог. Валент. Андреа, Лорд Веруламский». Эта сноска соотносит немецкого ученого с сэром Френсисом Бэконом, который и был английским лордом Веруламским. Лорд Бэкон родился в 1561 и умер в 1626 году. Есть много свидетельств, говорящих, что похороны Бэкона были ложными и что, оставив Англию, он много лет жил в Европе под другими именами и посвящал себя служению тайному обществу и распространению его доктрин. До сих пор не утихают споры о соотнесенности Бэкона и Шекспира и их связи с розенкрейцерами. Если касаться споров об истинном авторе «Гамлета», фантастической комедии «Сон в летнюю ночь» и других произведений, а также идентификации этих двух лиц, то интересно утверждение, что бард с Эйвона3 — это «призрачный капитан, розенкрейцеровская маска». В начале восемнадцатого века в дипломатических кругах Европы появляется блестящий кавалер, интереснейший собеседник, превосходный художник, музыкант и алхимик — граф Сен-Жермен. Он говорит на многих европейских языках, в том числе на греческом и латинском; арабским, китайским, санскритом владеет настолько свободно, что эти языки воспринимались, когда он говорил на них, как его родные. Его познания в алхимии были столь глубоки, что он, по просьбе Людовика XV, смог устранять дефекты в алмазах; маркиза де Помпадур пользовалась его чудодейственным «эликсиром молодости»; Мессмеру он помогает в разработке теории месмеризма и, вполне вероятно, даже был автором этой науки. Прославленный философ Вольтер описывает Сен-Жермена как «человека, который никогда не умирает и знает все». Поразительно точными были его пророчества в политике. Например, Марии Антуанетте он предсказал падение французской монархии и печальную судьбу королевской семьи. Загадочной была, как и вся жизнь, его смерть в 1785 году. Уже после нее его неоднократно видели то в Германии, то в Англии, то снова в Париже. Исследователи тайных доктрин того времени считали, что граф Сен-Жермен пережил, также как и сэр Фрэнсис Бэкон, «философскую смерть». Анни Безант, сподвижница и продолжатель теософской идеи Е.П.Блаватской (Е.П.Б.), называет Сен-Жермена не только совершенным розенкрейцером, но и приводит доводы, что он является реинкарнацией4 сэра Фрэнсиса Бэкона и Христиана Розенкрейца — самого просвещенного из истинных братьев….

Принимая во внимание трансцендентальный характер ордена Розы и Креста, истинное братство розенкрейцеров состояло из небольшого круга адептов, принадлежащих к самым высоким степеням посвящения. Посвященные знали тайны превращения металлов в золото, обладали секретом «философского камня», но утверждали, что это только аллегорические термины тайны превращения низшей человеческой природы в «золотую» субстанцию духовных и интеллектуальных возможностей. Истинные розенкрейцеры — это «сверхлюди», которые обитают не столько в видимом мире, сколько в его Зазеркалье, которое можно назвать «внутренним плоскогорьем Природы».

Прослеживая дальнейшее распространение доктрин братства Розы и Креста, необходимо помнить, что учение розенкрейцеров направлено конкретно на одного человека. Передать знания и ввести во внутренний круг возможно не группу людей, не толпу, а только того, кто прошел свой путь морального и этического возрождения, путь к пониманию величия и совершенства Вселенной.

Дальнейшее развитие идей ордена Розы и Креста и их распространение не только в Европе, но и в Америке связано с их реализацией и формами материализации.

В Англии в 1866 году группа английских масонов образует розекрейцеровское общество и уже к концу 1869 года с радостью сообщает, что под его знаменами насчитывается более 140 розенкрейцеров. Однако истинные братья ордена «делали Великие дела молча». И во Франции в это же время был провозглашен каббалистический орден Розы и Креста, который взял символы и атрибутику масонства (иерархическое деление, провозглашение императора и многое другое), но на самом же деле дальше изучения карт Таро и нумерологии их дело не продвинулось.

Механистический подход в обретении тайн Природы породил и способ обретения сверхсознания, который можно назвать «поточный метод вхождения в братство» — в воинствующее братство, — так как количественный фактор более материальный, чем духовный, а материальный мир ограничен в пространстве и во времени. И в нем надо бороться.

Но это уже другое состояние и другие пути развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *