Психоаналитический подход

Психоанализ, или психоаналитический подход — подход в психологии, когда основные моменты (и проблемы) взрослого поведения выводятся (объясняются) из событий и переживаний его детства.

Психодинамический подход — подход, согласно которому все происходящее на поверхности, в больной или здоровой психике человека, определяется глубинной динамикой (взаимодействием и борьбой) сил внутри психики.

Оба подхода берут начало от классического психоанализа З.Фрейда, но развивают его разные стороны и идеи.

Взгляд, что основные моменты (и проблемы) взрослого поведения выводятся (объясняются) из событий и переживаний его детства, не обязательно предполагает конфликтную динамику глубинных инстинктов между собой или с чем-то. Просто детские запечатления либо детские решения и привычки могут накладывать серьезное влияние на взрослую жизнь, и понять, раскопать эти детские влияния — задача психоанализа, но вовсе не психодинамического подхода.

С другой стороны, психодинамический подход говорит о том, что то, что у нас происходит на поверхности нашей психики, есть проявление, отражение борьбы глубинных бессознательных сил и влечений. Замечательно, но какие-то из этих сил не обязательно обязательно идут из детства, они могут проявиться как влечения подросткового периода либо социально неприемлемые влечения, сформировавшиеся уже у взрослого человека. В этом случае разобраться в этих конфликтах, осознать их — задача психодинамического подхода, но психоанализ здесь ни при чем.

Что такое психодинамическая психотерапия?

Определение 1

Психодинамическая терапия — направление в психотерапии, которое представлено значительным числом школ и практик, объединенных фрейдистской моделью психики.

Это метод терапии реализуется главным образом в двух видах: классический психоанализ и психоаналитически направленная психотерапия. В том виде, в каком его разработал З. Фрейд и его последователи, классический психоанализ представляет собой долгосрочную, интенсивную процедуру, которая раскрывает подавленные воспоминания, мысли, конфликты и страхи, предположительно восходящие к проблемам раннего психосексуального формирования, и дает возможность личности освободиться от них с помощью их рассмотрения с учетом реалий взрослой жизни.

Психодинамическая психотерапия свое внимание акцентирует на действии прошлого опыта на развитие патологического поведения в данный момент через особенные когнитивные навыки (память, внимание, концентрация), межличностное взаимодействие и восприятие партнера в общении.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психодинамическое направление в психотерапии 480 руб.
  • Реферат Психодинамическое направление в психотерапии 230 руб.
  • Контрольная работа Психодинамическое направление в психотерапии 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

Цель психодинамической терапии – выявление ключевых конфликтов, соответствующих причин создавшихся проблем и избавление от их симптомов.

При этом исключается директивный, авторитарный подход, право выбора и возможность принятия решений всегда остаются за пациентом.

Замечание 2

Задача психодинамической терапии – извлечь из глубин подсознания нерешенные и подавленные конфликты и перенести их в сознание для того, чтобы увидеть их и освободиться от них.

Недостатки психодинамической терапии состоят в том, что она довольно дорогостоящая и может продолжаться длительное время, иногда несколько лет. Ход обследования затрагивает часто глубоко личные и болезненные переживания человека. Данное обстоятельство на какой-то промежуток времени может сделать пациента расстроенным и тревожным. Чтобы полностью воспользоваться этим видом психотерапии, нужно уметь разговаривать и поддерживать отношения с другими людьми и постоянно, на протяжении всей жизни применять приобретенные новые взгляды на практике.

Формы работы с пациентами в психодинамической терапии

В психоаналитически направленной терапии идеи и лечение, которыми она руководствуется, могут значительно отличаться от процедур и принципов, которые предлагаются ортодоксальной теорией Фрейда. Пассивное поведение психотерапевта сменяется активным стилем беседы, при котором психотерапевт старается выявить пропуски и искажения, которые были допущены индивидом при проектировании причин и следствий собственных проблем, бросая, тем самым, вызов проявляющейся у того «защите».

Четыре основные методики данной формы терапии:

  • методика свободных ассоциаций;
  • методика толкования сновидений;
  • методика анализа процесса сопротивления;
  • методика анализа переноса.

Свободная ассоциация ‒ психодинамический прием, который состоит в том, что человек описывает любую мысль, образ и чувство, которые приходят на ум, даже если они кажутся ему не такими уж важными. Цель метода свободных ассоциаций состоит в том, чтобы внимательно исследовать содержание подсознания. Аналитическое толкование данного метода состоит в том, что психотерапевт объединяет в одно целое отрывочные установки, идеи, действия клиента и дает осознанное их объяснение.

Анализ сновидений. Предполагается, что во время сна защитное подавление становится слабее, и запрещенные желания и чувства могут отыскать выход на поверхность. Тем не менее, отдельные мотивы в такой мере неприемлемы для пациента, что даже во время сна они обнаруживаются не в открытой, а в замаскированной форме или форме символов. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы выявить данные скрытые значения, изучая образы, которые появятся в содержании сна клиента и его подсознательных ассоциациях, сопряженных с данными образами.

Анализ сопротивления. В случае, когда пациенту предлагают рассказать обо всем, что «приходит ему в голову», а также в ходе выбора ассоциаций к снам, он может проявить сопротивление – неспособность или нежелание говорить о неприятных мыслях, переживаниях и мотивах. Так как сопротивление может препятствовать пониманию пугающего и болезненного материала, нужно обнаружить его источники, если клиент, в самом деле, хочет увидеть проблему и справиться с ней.

Анализ переноса. Зачастую люди переносят бессознательно на психотерапевта те чувства и установки, которые они прежде ощущали в отношениях с родителями или прочими близкими людьми. Давая возможность понять и признать отношения переноса, психотерапевт может достигнуть того, что клиент осознает сущность своих реакций на окружающих.

Имеются и другие краткосрочные методы психодинамической терапии. В целом они не менее результативны, чем полный психоанализ.

Обзор методов краткосрочной психодинамической терапии

Сегодня существуют разные системы работы. Психотерапия может быть долговременной – рассчитанной на полгода, год и даже несколько лет.

Однако, сейчас получают популярность методы краткосрочной психодинамической терапии:

  • Психодинамическая экстренная терапия (1-3 сеанса) – используется в качестве срочной поддержки в экстренных случаях с задачей своевременного устранения очевидных расстройств и симптомов приспособления, при которых пациент декомпенсирован и не может самостоятельно преодолеть сложившуюся в данный момент острую кризисную ситуацию.
  • Краткосрочная психодинамическая терапия (5-40 сеансов) – традиционная психотерапия, которая подразумевает резкое уменьшение сроков лечения.
  • Психодинамическая фокусная терапия (10-30 сеансов) – такая терапия рассчитана на психологическое разрешение выявленной конфликтной ситуации.
  • Психодинамическая подростковая терапия (10-30 сеансов) – в основании метода находятся психоаналитические данные о формировании детей подросткового возраста.
  • Психоаналитическая консультация (1-10 сеансов) – используется с задачей разрешения разнообразных проблем и осложнений.

Психодинамическая терапия используется почти при всех типах психопатологии, за исключением выявленной эпилепсии и шизофрении

Таким образом, под психодинамической терапией понимаются разные формы терапии, которые основываются на ключевых положениях психоаналитического учения и в соответствии с этим акцентируют внимание на воздействии опыта прошлой жизни (психотравмирующих событий, фантазий, аффектов, поступков и т. п.), развитии установленной манеры поведения (психологических защит, искажений восприятия партнеров по общению, взаимодействию на межличностном уровне), которая получила повторяемость и, таким образом, оказывает большое влияние на актуальное физическое, психическое и социальное благополучие личности.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

В КЛАССИЧЕСКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ

Термин «психодинамика» был введен в 1918 г. Р. Вудвортсом. Согласно определению в центре психодинамического подхода находятся вопросы, связанные с динамическими аспектами психики, т.е. мотивами, влечениями, побуждениями, внутренними конфликтами (противоречиями), существование и развитие которых обеспечивают функционирование и развитие личностного «Я».

Центральным понятием в представлении всех сторонников психодинамического подхода о причинах нарушения в поведении и эмоциональной жизни клиента является понятие конфликта. Конфликты — причины этих нарушений. Авторы, принадлежащие к различным направлениям психодинамического подхода, по-разному толкуют понятие конфликта, тем не менее все коррекционные и психотерапевтические методы направлены на разрешение этих конфликтов. Таким образом, главной задачей психоанализа является доведение до сознания клиента конфликтной ситуации, связанной с неприемлемостью для него бессознательных влечений. При этом полагается, что именно осознание наличия бессознательных импульсов и самой конфликтной ситуации — путь решения этих конфликтов.

Описанная З. Фрейдом «История маленького Ганса» положила начало использованию психоанализа в работе с детьми разных возрастов. С момента зарождения детского психоанализа его развитие шло в основном в двух школах, различающихся по теоретическое взглядам и техникам практического приложения, — школы М. Клайн и классической (или фрейдистской), между которыми существовало расхождение в понимании механизма трансфера — центрального процесса, определяющего успех коррекционного воздействия.

Невозможность прямого применения метода вербальных свободных ассоциаций в раннем детском возрасте (а первые работы проводились с детьми в возрасте 4—5 лет) заставили представителей детского психоанализа искать новые пути создания эффективных коррекционных методик и процедур личностного развития. В результате в рамках психодинамического подхода были выделены: 1) игротерапия и 2) арттерапия, которые в дальнейшем развились уже в самостоятельные методики и, выйдя за рамки психодинамического подхода, стали существовать в рамках собственных подходов. Ряд авторов показывают эффективность недирективной игротерапии и использование методик игрового психоанализа для работы с детьми, страдающими страхами, фобиями, расстройствами сна.

Психоаналитики предъявляют ряд требований как к маленьким пациентам, так и их родителям: интеллектуальное развитие ребенка должно быть выше среднего; родители должны проявлять активное стремление к сотрудничеству с психоаналитиком.

В работах А. Фрейд, М. Маллера, П. Нолбауэра сформулированы условия проведения детского психоанализа:

> адаптация психоаналитической техники к возрасту;

> терапевтический альянс не только «аналитик—пациент», как при работе со взрослыми, но и «аналитик— родитель»;

> информационный альянс «родитель—аналитик» (постоянный обмен информацией между ними).

Цели коррекции. Общая направленность коррекции в психодинамическом направлении — помощь клиенту в выявлении неосознаваемых причин тягостных переживаний и болезненных проявлений. За счет их проработки (в различных формах) предполагается возможность контроля по крайней мере частичного овладения поведением, и, как следствие этого, возможность личностного роста для клиента.

Техники. В практике психодинамической школы используются различные методы, которые охватывают почти все аспекты психической динамики человека.

Одна группа методов направлена на выявление бессознательных побуждений человека, лежащих в основе его поведения.

Другая группа методов акцентирует внимание на внутренних силах, которые помогут человеку справиться с трудностями самостоятельно.

С помощью третьей группы методов психолог старается довести до сознания пациента то, как он воспринимает действительность.

И наконец, с помощью четвертой группы методов психоаналитик пытается побудить клиента изменить характер своего функционирования в группе или мобилизовать свои внутренние ресурсы с целью изменения поведения. Выбор и эффективность того или иного метода зависят от целого ряда факторов, среди которых немаловажную роль играют характер проблемы клиента, степень восприимчивости человека, а также личность психолога.

Классический психоанализ З. Фрейда

В классическом психоанализе структура личности включает в себя три основных компонента:

1. «Ego», или «Я», — центральная инстанция саморегуляции личности. «Ego» контролирует поведение, уравновешивая импульсы человека с требованиями социального окружения, осуществляет рациональный анализ окружающей ситуации, вырабатывает план поведения, ориентируясь на окружающую среду.

2. «Super Ego», или «Сверх Я», — моральная инстанция личностного «Я», производящая оценку действий или намерений с точки зрения их допустимости, с учетом общественных норм, правил, ценностей, идеалов. Представляет собой усвоенную, интериоризованную (как правило, через родителей или ближайших взрослых) шкалу ценностей.

3. «Id», «Оно»—биологический компонент, первичный источник психической активности, вместилище инстинктов, управляемое принципом удовольствия. Сохраняется неизменным на протяжении всей жизни человека. Это неосознаваемая часть личностного «Я», выступающая импульсивным энергетическим источником влечений и действий.

Из конфликта между «Id», «Ego» и «Super Ego» возникает боязнь. Фрейд различал три вида боязни:

1. Невротическую.

2. Реалистическую.

3. Моральную.

С чувством боязни связаны чувства вины и механизмы психологической защиты «Я». Фрейду принадлежит важнейшая идея защитных механизмов психики и их характеристика.

Защиты проявляются в том, что клиент сопротивляется влиянию психолога. Это выражается в том, что его «Ego» защищает себя (с целью избежать боязни) от тех переживаний, которые для него неприемлемы.

Формы такого сопротивления могут быть самыми различными: юмор, молчание, засыпание и т.д. Но наиболее существенным в коррекционной практике является такая форма сопротивления, как перенос (трансфер), т.е. перенесение на психолога чувств, вызванных в свое время другими значимыми для клиента лицами.

Данный феномен имеет и обратную сторону, т.е. возможен перенос чувств со стороны психолога на клиента, в таком случае он называется «контрперенос».

Основными психологическими механизмами «Ego»-защиты являются следующие: рационализация, отрицание, регрессия, вытеснение, проекция, инпроекция, идентификация, интеллектуализация, образование реакции, замещение, сублимация, компенсация, ритуал, изоляция, частичная компромиссная реакция.

Цели коррекции. В основе психоаналитической коррекции лежит представление о том, что аномальное поведение человека является следствием неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей и побуждений. Исходя из такого понимания человеческого поведения, основной целью коррекции выступает помощь клиенту в понимании и осознании им причин его плохого приспособления к реальности и оказание ему помощи в возможности адаптации к ней.

Таким образом, коррекционная работа психоаналитика строится в двух основных направлениях:

1. Работа с клиентом над осознаванием неосознаваемого (мотивов фиксации защитных механизмов, способов поведения) и принятие клиентом адекватной и реалистической интерпретации.

2. Работа с клиентом по усилению его «Ego» для построения более реалистичного поведения.

Позиция психолога. В классическом психоанализе роль и позиция психолога достаточно жестко фиксированы. Основные требования к личности психолога: невмешательство. отстраненность, нейтралитет, личностная закрытость, умение и способность выдержать «перенос» и работать с «контрпереносом», тонкая наблюдательность и способность к адекватным интерпретациям.

Одним из важнейших требований к психоаналитику выступает требование осознания собственных проблем, реакций и их возможного влияния на клиента. Обязательным условием профессиональной подготовки психоаналитика является прохождение длительного и подробного курса психоанализа.

Требования и ожидания от клиента. К клиенту также предъявляется ряд требований.

Во-первых, от него ожидается принятие самой концепции психоанализа.

Во-вторых, от клиента ожидается полная открытость и готовность к длительному (от нескольких месяцев до многих лет) периоду совместной работы.

В-третьих, в условие контракта вносится пункт, согласно которому клиент берет на себя обязательство воздерживаться от резких перемен в личной жизни на протяжении курса психоанализа (а в некоторых случаях такой курс может длиться до 20 лет, по несколько пятидесятиминутных сеансов в неделю).

Психоанализ — это система мероприятий, которая может длиться долгие годы, прежде чем состояние клиента улучшится, и он будет способен реалистически управлять собственной жизнью. Отмечают, что наибольших успехов с его помощью можно добиться у лиц в возрасте от 15 до 50 лет, которые обладают высоким интеллектом и их проблемы имеют скорее невротическую, нежели психотическую природу.

Важным является стремление клиента тесно сотрудничать с психологом, желание и состояние понять процесс психоанализа. Отмечается также, что чем моложе клиент и чем сильнее у него тревога, тем выше вероятность значительного улучшения его состояния. Противопоказаниями для психоаналитической работы является наличие психических заболеваний, особенно шизофрении, суицидальных мыслей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *