Символ красоты

1 Что такое красота Символы красоты Ларичева Н. В., учитель курса » Искусство » МКОУ СОШ 10 п. Белореченск Омутнинского района Кировской области

2 Что есть красота? Жизнь каждого человека, едва он начнёт осознавать мир, даёт ему основание выразить своё понимание красоты. Малыш, впервые увидевший летящее маленькое, крылатое чудо – бабочку, обязательно скажет «Красивая!».

3 Подрастая, он также оценит маму. А когда взрослые начинают уточнять, почему он называет её красивой, добавит: «Мама добрая, любит меня и покупает мне игрушки и ещё печёт вкусные пирожки!» Один пятилетний малыш на данный вопрос ответил: «Потому что она работящая!»

4 Становясь взрослыми мы вполне отдаём себе отчёт в том, как прекрасен в принципе человеческий мир, как прекрасен человек, осознававший своё назначение на земле и исполнивший его.

5 И как жесток, преступен бывает мир, и как гадок, подл, безобразен бывает в то же время человек на той же самой земле, хотя физически он может быть и совершенен.

6 Душа и её оболочка. Самовлюблённый Нарцисс, превращающийся в цветок, и, Суламифь, погибающий во имя возлюбленного; Лара, ставшая тенью Данько, и Данько, осветивший путь людям своим горящим сердцем; бунтующий Родион Раскольников и смирённая Сонечка Мармеладова – кого из них мы можем назвать по-настоящему красивым? К. Брюллов Нарцисс, смотрящийся в воду

7 Проанализируем образ Иисуса Христа, ибо красота Его самопожертвования со имя людей не знает себе равны. Он устоял перед Сатаной, который диктовал Иисусу сомнительные способы завоевания доверия людей, их любви и благодарности. На совет накормить голодных, сделав камни хлебами. Христос возразил: «Не хлебом единым жив человек» Он отверг и путь Кесаря, который правил миром через власть золота; Христос не принял совета о совершении чудес на глазах людей, чтобы завоевать их доверие. Он ратовал за большую духовную работу каждого христианина, за истинную веру во Всевышнего, за вечное и постоянное совершенствование себя во благо ближнего. Одна есть в мире красота- Любви, печали, отреченья И добровольного мученья За нас распятого Христа Сальвадор Дали Христос Святого Иоанна Креста 1951 г.

8 «Красота, не озарённая светом духовности, превращается в уродство» Оскар Уайльд

9 Первая парадигма постижения красоты Прекрасное есть печать или воплощение бога в конкретных вещах и явлениях. (Платон, Тертуллиан, Фома Аквинский,Гегель)

10 Вторая парадигма постижения красоты Действительность эстетически нейтральна, источник её красоты – в душе индивид, он возникает благодаря «суждению», «одалживанию», «вчувствованию», «проецированию» духовного богатства человека на действительность. (Т. Липпс, Ш. Лало, Э. Мейман)

11 Третья парадигма постижения красоты Прекрасное есть результат соотношения свойств жизни с человеком как мерой красоты или с его практическими потребностями, с его идеалами и представлениями о прекрасной жизни. (Сократ, Аристотель, Н. Чернышевский)

12 Четвёртая парадигма постижения красоты Прекрасное есть естественное свойство явлений природы, такое же, как вес, объём, форма, цвет… (Французские материалисты) Однако они так и не смогли объяснить сущность прекрасного

13 Секрет красоты – секрет жизни

14 Агесандр. Венера Милосская Мастер ваял богиню, а создал поэму о человеке – прекрасном, гордом, совершённом. Если есть бессмертие, то оно воплотилось в этой скульптуре. Одним словом, она божественна. Рассказывают, что немецкий поэт Генрих Гейне приходил в Лувр и часами просиживал около неё и плакал. О чём? Должно быть оплакивал несовершенство живого человека. Скульптура дошла до нас без рук. Но об этом забываешь – захватывает гордое движение торса, посадка головы и внутренняя жизнь статуи. Ведь её образный строй, живой и напряжённый, олицетворяет нежность и силу. Изнурительный смертельной болезнью Г. Гейне, преодолевая слабость добрался до Лувра и остановился перед мраморной статуей Венеры Милосской. Прощаться с жизнью поэт пришёл в сокровищницу искусства. Расставаться с жизнью для него значило расстаться с красотой.

15 Тайна красоты тревожит человечество века. В истории о ней было высказано множество суждений В древнейшем тексте Шумеровской цивилизации»Летоти Зима, или Энлиль выбирает бога – покровителя земледельцев повествуется о том, что Энлиль (бог воздуха) решил создать на земле изобилие и сотворил 2-х братьев: Эмеша (Лето) и Энтена (Зиму). Братья спорят, кто из них прекраснее. Властелин воздуха Энлиль рассудил спорящих сыновей, сочтя прекраснейшим самого полезного: «… Воды, приносящие жизнь всем странам, поручены Энтему, Земледельцу богов, который производит всё. Эмеш, сын, мой, как же ты можешь сравнивать себя с твоим братом Энтенорм!» …Эмешь преклонил колени перед Энтеном, обратился к нему с молитвой. Идея коротка – наиболее полезное – самое прекрасное.

16 Что есть красота? В Древнеегипетской цивилизации красоту понимали как творение жизни, как источник её продолжения и созидания благ. Древние египтяне понимали красоту стихийно – материалистически, утверждая, что прекрасное есть жизнь.Так, гимн богу солца Атону воспевает его следующим образом: Ты подаёшь жизнь сердцам твоею Красотою, которая и есть жизнь.

17 Красота есть космос? Древнегреческая эстетика. У первых натурфилософов в единстве выступает эстетическое и космологическое: прекрасное – это вселенски прекрасное, это всеобщая красота и гармония мироздания (слово «космос» означает одновременно: мироздание, мир, украшение, наряд, красота, порядок, гармония; и не случайно это слово имеет едины корень со словом «косметика»)

18 Разрабатывая проблемы музыкальной акустики, пифагорейцы впервые воплотили идею математического подхода к красоте. Они пытались дать математическое выражение соотношения тонов: отношение октавы к основному тону равно 1: 2, квинты — 1: 3, кварты — 1:4 и т.д. Они были уверены в том, что Вселенная – это прекрасно звучащий оркестр. Пифагор

19 Красота – извечная природа огня Для Гераклита гармония не статичное равновесие. С пылающим пламенем, пожирающим существующее, превращающим его в пепел, чтобы снова было возможно рождение, за которым опять последует смерть. Красота жизни есть красота борьбы, вечного умирания и вечного становления, возрождения из пепла во всё новых и новых формах. Гераклит впервые поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно постигается не с помощью мышления, а с помощью восприятия. Гераклит Фрагмент фрески Ватиканского дворца «Афинской школы», Рафаэль

20 Как ты понимаешь эти слова? Гераклит говорил: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнивать её с человеческим родом… Из людей мудрейший по сравнению с богом покажется обезьяной – и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному»

21 Прекрасное – не слишком большое и не слишком маленькое Аристотель выдвинул концепцию соразмерности человека и прекрасного предмета: «… ни чрезмерно малое существо не могло быть прекрасным, так как обозрение его, сделанное в почти незаметное время, сливается, ни чрезмерно большое, так как обозрение его совершается не сразу, но единство и целостность его теряется»

22 Аристотелевская концепция прекрасного соответствовала гуманной художественной практике античного искусства. Греческий Парфенон не слишком большой по сравнению с египетской пирамидой и не слишком маленький: он достаточно маленький, чтобы не подавлять человека, и достаточно большой, чтобы выразить величие афинян, его созидавших.

23 Средние века Господствовала концепция божественного происхождения красоты: бог, одухотворяя косную материю, придаёт ей эстетические свойства. Чувственная красота казалась греховной и наслаждение ею – недозволенным.

24 Искусство – это зеркало, которое художник держит перед природой В эпоху Возрождения утверждали красоту самой природы.

25 Флора 1634 г. Рембрандт ван Рейн (1606 – 1669 гг) Рембрандт горячо любил свою жену Саскию и часто рисовал её. Для него не имело значения, что Саския не обладает классической красотой но он художественно отразил её внутреннюю красоту, изобразив её в образе Флоры — богини весны и цветов. И вот она является перед зрителем совершенной и лучезарной. Более 300 лет прошло, но красота Саскии стала бессмертной.

26 Мона Лиза (Джоконда) Около 1505 г. Дерево, масло. Лувр, Париж. История гласит: «Во время написания портрета Леонардо прибег к такому приему: он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. Красота Моны Лизы.

27 Нравственный и художественный идеал эпохи Возрождения в наивысшей степени воплощён в портрете Джоконды. В облике прекрасной женщины, предстаёт лицо эпохи, озарённое чувством собственного достоинства, богатством и сложностью интеллекта, спокойной уравновешенностью. До сих пор ведутся споры о том, была ли Мона Лиза ди Антонио ди Нольди Герардини – жена богатого флорентийского купца Франческо ди Бартоломео дель Джокондо – действительно моделью художника или этот портрет, изображает знатную неаполитанку Констанцию д, Авалос, маркизу Франкавиллу? Но ясно одно, красота Моны Лизы вечна!

28 Эстетика классицизма сводила красивое к изящному, и уже не вся природа в её цветении и буйстве, а лишь подстриженная, ухоженная природа, как скажем, Версальский парк, выступала в качестве прекрасного.

29 Высшим предметом искусства классицизм провозгласил красоту в общественной жизни, отождествляемой им с добром и государственной целесообразностью. Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия 1793г Дмитрий Георгиевич Левицкий

30 Сделать мир царством красоты – значит одухотворить, очеловечить его. О, я хочу безумно жить: Всё сущее увековечить, Безличное – очеловечить, Несбывшееся – воплотить! А. Блок

31 И. Н. Крамской НЕИЗВЕСТНАЯ Одна рука в пушистой муфте, другая, с поблёскивающим золотом браслетом, затянута в тёмную лайковую перчатку. Дама недоступна в своей величавой красоте, но напускное хладнокровие не может скрыть, оскорблённой, гордой, но ранимой души. И самое главное, Крамской создал образ, в котором отразилось его собственное понимание красоты.

32 А. Блок «Незнакомка» И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Её упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. И странной близостью закованный, Смотрю за тёмную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. И перья страуса склонённые В моём качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу. И. Н. Крамской НЕИЗВЕСТНАЯ

33 Русский революционный демократ Н. Г. Чернышевский полагал, что прекрасное есть жизнь, соответствующая нашим понятиям о том, какой она должна быть. Его концепция ориентирована на материалистическое понимание красоты. Н. Г.Чернышевский считал, что прекрасное в природе предвосхищает человека.

34 Воплощая в своих образах идеал красоты, искусство пробуждает в людях художников, воспитывает способность находить внутреннюю меру предметов, сообразовывать их свойства с общественными потребностями человека, учит чувствовать и понимать красоту и творить сообразно её законам.

35 Спасибо за внимание!

36 Изобрази или опиши своё понимание красоты Практическая работа

…что есть красота,

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Николай Заболоцкий

Сегодня художественных галерей, от больших, официальных до маленьких, частных, в Киеве довольно много. Пусть не столько, как в Москве, и не столько, как хотелось бы, но все познается в сравнении. А коли сравнивать, если не с 1913 годом, как это любили делать раньше, а хотя бы с 1988 годом, то за прошедшее десятилетие расплодилось их, как грибов в теплое дождливое лето. Вот если бы еще и влияние их на нашу культурную жизнь было бы столь значительным… Но это уже из разряда маниловских мечтаний. Ну, не выработана у нас привычка, необходимость общения со «святым искусством».

В былые времена в Киеве разве что выставка частной коллекции А.Хамера (это же надо, сколько деньжищ нахапал проклятый капиталист у простого народа) да шедевры из гробницы Тутанхамона (и это все золотое!) вызывали среди широких зрительских масс ажиотаж. А сегодня даже выставка шедевров живописи из самой Италии не вызвала интереса. Целых три с полтиной за вход платить — уму непостижимо! Это вам не Пугачева с Киркоровым, в самом деле… Что уж тут говорить о выставках современного украинского искусства, тем более еще в небольших галереях, адреса которых известны подчас только специалистам. Да и те не всегда приходят. Приелось. Впрочем, и информации, рекламы почти никакой. А зря…

Выставка «Встреча. Визави. Владимир Филатов. Владислав Филин» в частной галерее «Ирэна», появись в каком-либо крупном европейском художественном центре, если бы не стала событием культурной жизни, то уж наверняка обратила бы на себя внимание. А у нас прошла практически незамеченной. Так как же надеяться на признание в мире наших художников, если, к несчастью, по-прежнему «нет пророков в своем Отечестве». Да и кого из современных художников у нас знают? Так, несколько имен, и то из тех, о ком недавно говорили по ТВ. Увы, и эти имена могут назавтра позабыть.

Еще Н.Рерих говорил, что «культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты… Культура есть спасение. Культура есть сердце». Но чтобы придти или хотя бы на шаг приблизиться к этому светлому идеалу, нужно хотя бы немного думать о культуре, проявлять хоть минимальную заботу о ней. Или, по крайней мере, не мешать тем росткам национальной культуры, что, вопреки всему пробиваются к свету. И может, стоит задуматься, что европейская столица начинается не с дорогостоящих тротуаров и мостовых, а с той интеллектуальной ауры, которая создает духовный климат многомиллионного города, да и страны в целом. Впрочем, это тема отдельного большого разговора.

Но я о выставке. О художниках, представивших на ней свои работы. Встреча скульптора Владимира Филатова с фотохудожником Владиславом Филиным произошла совсем незадолго до нее. И они сазу же ощутили то глубинное родство, которое их творчество объединяет. И скульптор, и фотохудожник представили свои работы в жанре «ню».

Помню, как во времена «хрущевской оттепели» в Киевском музее западного и восточного искусства экспонировалась выставка произведений выдающегося венгерского скульптора, ученика великого Родена, Ж.-К.Штробля. Многими, после стольких лет «сталинского ампира» в искусстве, даже классически строгая красота обнаженных мраморных дев воспринималась как нечто шокирующее. Книга отзывов пестрела возмущенными (!) записями. Чему удивляться, если этот жанр безжалостно изгонялся с выставок еще лет 15 тому назад.

Сегодня выставляй, что хочешь, никто и глазом не моргнет. А если учесть, что из одной крайности мы всегда шарахались в другую, то от кондового совкового ханжества мы перешли к этакой разухабистой разнузданности. И фотографии обнаженных женщин в разных видах и позах заполонили расплодившуюся местную бульварную прессу, не говоря уже о Монтбланах импортных изданий подобного сорта. Как тут не растеряться неискушенному потребителю всей этой продукции. И как найти ту грань, которая отличает истинное высокое искусство культа обнаженного тела от дешевой эротики и примитивной бульварщины? Да и научились ли мы ценить и понимать прекрасное? И каковы они, сегодняшние законы красоты. Ведь каждое время понимает их по-своему. Венера Милосская и Владимирская Богоматерь, «Монна Лиза» Леонардо да Винчи и «Петроградская мадонна» Кузьмы Петрова-Водкина, «Даная» Рембрандта и «Обнаженная» Фалька. На всех них лежит печать своего времени.

А каков язык, каковы каноны красоты современного искусства? И можно ли в пестром многоголосье сегодняшних стилей и направлений вообще его найти? И все же, убеждена, работы как В.Филатова, так и В.Филина отличает поистине обостренное ощущение красоты и современный язык.

Почти синонимом наших представлений о современности числят авангард и постмодернизм. И вновь парадокс — ведь постмодернизм в буквальном переводе означает послесовременность. Но я далека от желания навешивать ярлыки на произведения сегодняшнего дня. И тем более искусственно вгонять их в прокрустово ложе каких-либо жестко заданных идей, форм и направлений. Творение мастера всегда шире теоретических изысков. Но несомненно, что после Александра Архипенко и Генри Мура не только мир скульптуры, но и понимание законов красоты, да и просто взгляд на окружающее стали иными. И в этом ярко-экспрессивном, динамично-порывистом и чувственно-пластичном мире обитают, живут произведения Владимира Филатова. Вместе с тем, в их удивительно выразительной пластике воплотились и традиция «серебряного века», и полет «Ники Самофрасийской». Они, как и положено камерной скульптуре, — все невелики по размерам, до 30-40 см, — виртуозно смоделированы и в то же время, как это ни покажется странным на первый взгляд, лаконично обобщены, монументальны. И достигнуто это не за счет гипермасштабности, с которой по сей день у нас привычно отождествляют монументальность, к которой приучило навязанное тоталитаризмом мышление, а благородством строгих форм и объемов, призванных поражать не грандиозностью размеров, а гармонией пропорций и одухотворенным совершенством.

И не удивительно, что В.Филатова — не могу не вспомнить об этом, хотя эти работы не были представлены на выставке — привлекает именно монументальная скульптура, создание памятников. Его дипломной работой был монумент, посвященный жертвам Афганской войны. К пятой годовщине вывода советских войск из Афганистана скульптор за 45 дней, что называется на голом энтузиазме поставил в Киеве «Афганскую Голгофу». Через три года какими-то вандалами памятник был разрушен. И по сей день так и не восстановлен. Как чудо воспринимает художник и то, что ему удалось, вопреки сопротивлению многих, поставить в дендропарке «Тростянецкий» памятник ученому-ботанику И.Скоропадскому. И какой памятник! В нем ясно прочитывается классическая традиция. Работа камерная, но по виртуозности исполнения сравнимая разве что с непревзойденным искусством римского портрета. Как-то уж и отвыкли мы от такой «очеловеченности» монументальной скульптуры. В то же время это произведение мастера, очень тонко чувствующего современность, работающего истово, подвижнически.

В его программной серии «Духовный мир славян» эскизы памятников древнерусским князьям Владимиру, Ярославу Мудрому и княгине Ольге, иконопису-целителю Святому Алипию, славянским божествам языческого пантеона. Глядя на них, так хочется, чтобы хоть один был поставлен. Как они точно современно решены, как пластичны, да и просто удивительно гармоничны и красивы. Какая глубина проникновения в образ. И, наконец, как вписались бы они в ткань современного города.

Ведь доживи И.Кавалеридзе до нашего времени, не сомневаюсь, не дал бы он сегодня поставить в Киеве то, что сделали под прикрытием его имени, а создал бы совсем другие монументы. Очень точно в свое время говорил о созидательном импульсе творца известный архитектор А.Буров: «Если бы Иктин и Калликрат строили в наше время, они возвели бы совсем иной Парфенон».

У каждого времени свои законы. И только мы, кажется, по произведениям искусства будем воссоздавать не летопись Украины, а историю творческих союзов. Кто у власти в них, тот сразу же и назначается самым талантливым. Какие там конкурсы? Все заранее знают, чем это кончается. И феномен великого украинского скульптора Александра Архипенко, который у нас совсем недавно обрел официальное признание, так-таки и по сей день ничему нас не научил. И не обидно ли нам, что для того, дабы увидать его произведения, надо ехать в США или Израиль? И самый последний горький опыт Москвы нас ничему не учит?

«Все лучшие памятники Петру I, — с тревогой и болью пишут «Московские новости», — уезжают за границу». В Амстердаме установлен памятник Петру I работы скульптора Л.Баранова, под Лондоном — М.Шемякина, в центре Антверпена — Г.Франгуляна. Зато в Москве угодный начальству церетелевский монстр. А ведь и наши художники открыты для мира. Вот и прославляют Украину. Но что же себе-то оставляем? Что же себя-то обкрадываем? И все же хочется вслед за Н.Рерихом верить, что «знак красоты откроет все «священные врата». Доживем ли?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *