Стадии развода

Apr 15, 2016 · 5 min read

Имя доктора Элизабет Кюблер-Росс на слуху благодаря ее работе над темами смерти и умирания, оказавшей значительное влияние на современную медицину. В 1969 г. Кюблер-Росс описала пять стадий горя в своей книге «О смерти и умирании», которые соответствуют нормальным чувствам человека, когда они имеют дело с изменениями, как в личной жизни, так и на работе. Видите ли, все изменения несут потери в какой-либо степени. Поэтому пятиступенчатую модель очень полезно использовать, чтобы понять реакцию людей на изменения.

Пять стадий горя, о которых писала Кюблер-Росс:

  1. Отрицание
  2. Злость
  3. Торг
  4. Депрессия
  5. Принятие

Когда Кюблер-Росс описывала эти стадии, она очень точно объяснила, что все это нормальные реакции человека на трагические новости. Она назвала их защитным механизмом. И именно их мы переживаем, когда пытаемся справиться с изменениями. Мы не переживаем эти стадии строго поочередно, точно, линейно, шаг за шагом. Это было бы слишком просто! Происходит так, что мы погружаемся в разные стадии в разное время и даже можем возвращаться обратно к тем стадиям, которые уже переживали. Кюблер-Росс говорит, что стадии могут длиться разные периоды и могут сменять друг друга или существовать одновременно. Это будет идеальным думать, что все мы достигнем стадии «Принятие» со всеми изменениями, с которыми нам предстоит столкнуться, но часто бывает, что некоторые люди зацикливаются на одной из стадий и не могут двигаться дальше.
Давайте рассмотрим поведение человека на каждой из пяти стадий.

Шок или отрицание

«Я не могу в это поверить», «Такого не бывает», «Не со мной!», «Только не снова!»

Отрицание

Это зачастую временная защита, которая дает нам время собрать информацию об изменениях перед тем, как переходить на другие этапы. Это начальная стадия оцепенения и шока. Мы не хотим верить, что изменения происходят. Если мы притворимся, что изменений нет, если мы отдалимся от него, то, возможно, оно исчезнет. Слегка похоже на страуса, прячущего голову в песок.

Злость

«Почему я? Это несправедливо!» «Нет! Я не могу это принять!»

Когда мы осознаем, что изменения реальны и коснутся нас, наше отрицание переходит в злость. Мы злимся и обвиняем кого-то или что-то в том, что с нами происходит. Что интересно, наша злость может быть направлена совершенно в разные стороны. Люди могут злиться на начальника, самих себя, даже Бога. В тяжелые экономические времена во всем винят экономику. Это вина правительства или топ-менеджмента — надо было все спрогнозировать и просчитать. Вы можете больше раздражаться на коллег или членов семьи. Вы обнаружите, что люди начинают цепляться к мелочам.

Торг

«Только дай мне дожить до того, как дети окончат школу.»; «Я все сделаю, повремени пока? Еще несколько лет.»

Это естественная реакция умирающих людей. Попытка отложить неизбежное. Мы часто видим подобное поведение, когда люди переживают изменения. Мы начинаем торговаться, лишь бы отдалить перемены или найти выход из ситуации. Большинство сделок мы пытаемся заключить с Богом, другими людьми, с жизнью. Мы говорим «Если я пообещаю это делать, ты не допустишь этих изменений в моей жизни». В рабочих ситуациях некоторые начинают усерднее работать и часто остаются сверхурочно, пытаясь избежать сокращения.

Депрессия

«Я так несчастен, разве меня может что-то беспокоить?»; «К чему попытки?»

Когда мы понимаем, что торг не дает результатов, приближающиеся перемены становятся реальными. Мы понимаем все потери, которые повлекут за собой перемены, и все, что нам придется оставить. Это толкает людей в состояние подавленности, депрессии, отсутствие энергии. Стадия депрессии часто заметна в рабочей обстановке. Люди, сталкивающиеся с переменами на работе, достигают состояния, когда они чувствуют себя демотивированными и крайне неуверенными в их будущем. На практике эта стадия характеризуется частым отсутствием. Люди берут больничные листы.

Принятие

«Все будет хорошо.»; «Я не могу победить это, но я могу хорошо подготовиться к этому.»

Когда люди понимают, что борьба с переменами не дает результатов, они двигаются к стадии принятия. Это не счастливое состояние, скорее покорное принятие изменение, и чувство, что они должны с этим смириться. В первый раз люди начинают оценивать перспективы. Это как поезд, въезжающий в тоннель. «Я не знаю, что там за поворотом. Я должен двигаться по рельсам, Мне страшно, но нет выбора, Надеюсь, там есть свет в конце…»

Это может превратиться в креативное состояние, поскольку заставляет людей изучать и искать новые возможности. Люди открывают новое в себе, и это всегда здорово осознавать мужество, которое необходимо для принятия. Помните, Кюблер-Росс говорила, что мы колеблемся между стадиями. Однажды Вы чувствуете принятие, но потом за кофе на работе Вы слышите новости, которые отбрасывают Вас назад к стадии злости. Это нормально! Хотя она не включила надежду в список своих пяти стадий, Кюблер-Росс добавляет, что надежда — это важная нить, связующая все стадии.
Эта надежда дает веру, что у изменений хороший конец, и что у всего происходящего есть свой особый смысл, который мы поймем со временем.

Это важный показатель нашей возможности успешно справляться с изменениями. Даже в самых сложных ситуациях есть возможность для роста и развития. И у каждого изменения есть конец. Поддержка этой веры создает такой тип надежды или смысла, на который ссылается Виктор Франкль, и который поддерживает Кюблер-Росс. Использование этой модели дает людям успокоение — облегчение от того, что они понимают на какой стадии принятия изменения они находятся, и где были до этого.

К тому же это огромное облегчение — осознавать, что эта реакция и чувства нормальны, и не являются признаками слабости. Модель Кюблер-Росс очень полезна, чтобы определить и понять, как другие люди справляются с изменениями. Люди моментально начинают лучше понимать смысл своих поступков и осознавать, почему коллеги ведут себя определенным образом. Не все согласны с полезностью данной модели. Большинство критиков считает, что пять стадий сильно упрощают широкий спектр эмоций, которые люди могут испытывать во время перемен.

Модель также критикуют за допущение, что она может быть широко применяться. Критики считают, что далеко не факт, что все люди на земле будут испытывать одинаковые чувства и эмоции. В предисловии книги «О смерти и умирании» говорится об этом и упоминается, что это обобщенные реакции и люди могут давать им разные имена в зависимости от их опыта.

«Живите так, чтобы оглядываясь назад, Вы не сказали: «Господи, как же я так потратил свою жизнь?»

Элизабет Кюблер-Росс, M.D.(1926–2004).

Развод является сложным процессом, который разворачивается во многих контекстах отношений членов семьи друг с другом и с внесемейным окружением и затрагивает все стороны жизненного уклада семьи. Развод включает три этапа: 1) предшествующий этап накопленил супружеской дисфункции или разногласий; 2) собственно развод как открытое проявление супружеского кризиса; 3) постразводный период, связанный с преодолением последствий развода и перестройкой семейной системы (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Этапы и фазы развода

Собственно развод проходит через три фазы: обдумывание и принятие решения о разводе; планирование ликвидации семейной системы; сепарация.

Фаза обдумывания и принятия решения о прекращении супружеских отношений как оптимальном в сложившихся условиях варианте разрешения семейного кризиса обычно характеризуется ростом напряженности или дисфункциональное™ семьи. Конфронтация партнеров и ссоры становятся хроническими, усиливаются тревожность, разочарование, неудовлетворенность, отчуждение, недоверие. В большинстве случаев у партнеров наблюдается асимметрия динамики эмоционального развода: один из них раньше другого теряет интерес к совместной жизни, остроту чувств, эмоциональную вовлеченность в отношения, осознает неудовлетворенность или усталость от отношений. Обдумывание решения о разводе одним или обоими супругами может продолжаться от нескольких дней до многих лет.

Фаза планирования ликвидации семейной системы начинается с принятия решения о разводе одним или обоими супругами. В этот период принимаются решения о кардинальном перераспределении или прекращении функций семьи, что отражается в следующих задачах (аспектах) развода:

  • — эмоциональный развод предполагает трансформацию привязанности к партнеру (снижение уровня субъективной удовлетворенности браком, усиление отчужденности в отношениях супругов являются индикаторами начала эмоционального развода);
  • — физический развод выражается в территориальной сепарации, раздельном проживании бывших супругов;
  • — экономический развод — соглашение о разделе имущества, формах экономической поддержки бывшими супругами друг друга, вкладе каждого из них в материальное обеспечение детей; связан с прекращением совместного ведения хозяйства и разделением семейного бюджета (если до этого он был общим);
  • — социальный развод предполагает реорганизацию отношений с расширенной семьей, общим кругом друзей и коллег (непринятие развода значимым социальным окружением, осуждение разводящихся супругов, попытки добиться отмены их решения создают фактор риска стабилизации семьи после развода);
  • — сородителъский развод предполагает достижение договоренностей между супругами об ответственности и о формах участия в воспитании детей, подготовку и информирование детей о предстоящем разводе и новых условиях их жизни;
  • — юридический развод: оформление окончания отношений на правовом уровне может быть связано с судопроизводством и участием в процессе развода внешних по отношению к семье лиц и институтов — адвокатов, опекунских советов и др. (как правило, их привлечение связано с неспособностью разводящихся супругов самостоятельно разрешить ситуацию);
  • — религиозный развод предполагает получение разрешения от церкви на расторжение брака, если он был церковным.

Свойственные этой фазе негативно-тревожный эмоциональный фон в семье, напряженность и фрустрированность партнеров могут серьезно затруднить решение данных задач и достижение разумного выхода из кризиса.

Завершается развод фазой сепарации — прекращением ведения супругами общего хозяйства и совместного проживания. Даже если супруги продолжают жить под одной крышей, происходит раздел «хозяйства», жилплощади, бюджет перестает быть общим и т.д. Интенсифицируется процесс эмоционального развода: происходят аффективная переоценка характера отношений с партнером и самого партнера, дифференциация границ «Я» и «Ты» и установление новых правил и норм взаимодействия. Важный компонент сепарации — трансформация образа «Мы», построение новых образов «Я» и «Ты» в будущем и образа «Мы как родители».

Постразводный этап включает три фазы: 1) послеразводную (длительностью до одного года); 2) фазу перестройки семейной системы; 3) фазу стабилизации семейной системы (2—3 года). Каждая из них характеризуется собственными задачами, продолжительностью, особенностями эмоциональных переживаний и типичными трудностями функционирования семьи.

Задачами развития семьи в этот период в целом являются преодоление «эмоционального дефицита» и «дефицита сотрудничества» после расставания супругов; восстановление экономического функционирования; достижение необходимой родительской компетентности каждым из супругов;

построение новой системы социальных отношений с друзьями, коллегами, членами расширенной семьи; восстановление идентичности, так как развод часто воспринимается как свидетельство собственной несостоятельности, что приводит к острому переживанию неуверенности в себе, депрессии, самообвинениям; адаптация детей к новым условиям общения и сотрудничества с каждым из родителей.

Суть послеразводной фазы отражает метафора «разрушенный дом»: семья не функционирует привычным образом, ее стабильность и предсказуемость утрачены. Фаза перестройки является поворотной в развитии отношений бывших супругов: завершается их эмоциональный развод, предполагающий трансформацию отношения друг к другу в направлении нейтральности/доброжелательности. Фаза стабилизации предполагает завершение перестройки семьи, становится возможным сотрудничество бывших супругов в сфере родительства, остаются в прошлом обиды распавшегося брака, теряют свою актуальность мотивы «мести», уходит страх близких отношений. Все это свидетельствует о завершении эмоциональной связи между бывшими супругами и создает условие готовности к созданию новых связей. Одним из психологических критериев стабилизации семьи после развода является готовность бывших супругов принять прошлое, признать счастливые моменты своего брака и выразить благодарность партнеру за все хорошее, что им довелось пережить вместе.

Для описания переживания процесса развода и оказания помощи разводящимся супругам широко используется модификация модели переживания утраты и горевания, предложенная Э. Кюблер-Росс (2001). Модель описывает пять сменяющих друг друга стадий и отражающих естественную эмоциональную динамику утраты.

  • 1. Стадия отрицания. На этой стадии актуализируется работа таких защитных механизмов, как рационализация («наконец пришло освобождение», «рано или поздно это все равно бы произошло»), обесценивание («на самом деле брак был ужасным», «мой муж — полное ничтожество»), отрицание («ничего такого не случилось»). Все они направлены на поддержание иллюзии контролируемости или неизменности ситуации и оберегают психику от чрезмерных потрясений.
  • 2. Стадия гнева. На этой стадии возникают злость, гнев и острая обида по отношению к партнеру, он воспринимается как абсолютный источник всех бед и проблем, фрустраций, крушения надежд и планов. На этом фоне может развернуться борьба против него с использованием всех доступных средств, причем в борьбу могут быть втянуты дети.
  • 3. Стадия переговоров (стадия «сделки»). Предпринимаются попытки восстановить брак, для чего супруги используют различные манипуляции по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, беременность, давление на партнера со стороны окружающих, использование детей и др.
  • 4. Стадия депрессии. Когда отрицание, борьба и переговоры не приносят результатов, наступает угнетенное состояние, связанное с истощением и печалью, — реактивная депрессия, которая сопровождается астенией, апатией, обесцениванием себя, ослаблением доверия к людям.
  • 5. Стадия принятия. Эта стадия связана с принятием факта развода и адаптацией к изменившимся условиям жизни, что сопровождается структурными изменениями в семье, их стабилизацией и готовностью к новым отношениям.

В процессе проживания развода (второго и третьего этапов) эти пять стадий горевания в той или иной форме проходят все члены семьи, включая детей.

Задачи семьи в процессе развода, отражающие ее развитие в данном кризисе, а также при создании бинуклеарной семейной организации, представлены на рис. 5.2.

Рис. 5.2. Задачи семьи, переживающей кризис развода

Таким образом, развод и построение жизни после него — длительный процесс, на каждом этапе которого семья при разрешении соответствующих задач может столкнуться с типичными трудностями.

На этапах развода и образования неполной семьи (о ней можно говорить, если в распавшемся браке были дети) наиболее распространенные трудности, с которыми чаще всего имеют дело семейные терапевты и консультанты, — это незавершенный развод, ролевые инверсии в детско-родительской системе и форсированное создание новых супружеских отношений. Рассмотрим их подробнее.

Как отмечает К. Ароне, одна из первых в практике помощи семьям предложившая термин «хороший развод» (1992), ситуация развода ставит перед семейной системой задачи адаптации к произошедшим изменениям. Ответ семейной системы на любые изменения, в том числе и на развод, может быть как функциональным, так и нефункциональным. К признакам функционального, или завершенного, развода в терапевтической практике относят следующие: нейтральность бывших супругов по отношению друг к другу (отсутствие обид, скрытой или явной критики супруга как родителя, запретов на общение с ребенком, нейтральное отношение к личной жизни бывшего супруга); сотрудничество бывших супругов как родителей (наличие у каждого из них согласованного с другим времени, которое он проводит с ребенком, выработка совместных планов и целей в воспитании); социальную адаптированность и нростроенность социальных контактов каждого из бывших супругов.

В силу разных причин (инфантильность партнеров, ригидность переживаний, укорененность убеждений о ненадежности женщин/мужчин, особые обстоятельства развода и т.п.) не всем разводящимся супругам удается принять завершение отношений. В этом случае нефункциональный, или незавершенный, развод выражается в застревании одного или обоих супругов на одной из стадий процесса горевания — на стадии отрицания, гнева, «сделки» или депрессии со всеми вытекающими последствиями.

В некоторых случаях родитель, не справляющийся с физической и психологической нагрузкой, может обратиться за помощью к ребенку, поручив ему присматривать за младшими детьми, выполнять работу по дому. Пребывающий в одиночестве родитель может обратиться к ребенку за эмоциональной поддержкой, компенсацией утраченной эмоциональной связи, «гарантией» безусловной любви и преданности, необходимой для поддержания самоценности. Такая конфигурация взаимодействия, когда ребенок выполняет по отношению к родителю родительские или супружеские (партнерские) функции, обозначается как инверсия ролей.

В случае ролевой инверсии у ребенка появляются проблемы при хроническом делегировании ему ответственности или несоответствии поставленной перед ним задачи его возрастно-психологическим особенностям: например, требование приготовить обед, адресованное 6-летнему ребенку, или требование финансово поддерживать мать и при этом хорошо учиться в адрес 11-летнего мальчика. В таких ситуациях иерархические отношения между родителем и ребенком запутываются: одновременно помогать ребенку, что-то требовать от него и контролировать его, если родитель нуждается в его эмоциональной и физической поддержке, — чрезвычайно сложная задача. При заключении родителем повторного брака такой ребенок с трудом отказывается от своего привилегированного положения.

Пример 1

За консультацией обратилась мать 9-летнего мальчика. Она рассказала, что два года назад развелась с мужем (отцом ребенка), который пил и в состоянии опьянения был агрессивен. Спустя некоторое время она вышла замуж за «очень ответственного и положительного мужчину», с симпатией принявшего и ее сына. Запрос к психологу был связан с тем, что мальчик конфликтовал с отчимом, наотрез отказывался делать дома уроки и принимать помощь отчима, предлагавшего ее очень мягко, но настойчиво. Ребенок сопротивлялся опекающему и покровительствующему отношению отчима, категорически не желал принимать его помощь, будто не хотел казаться подчиняющимся. Из воспоминаний матери и самого сына о жизни в предыдущей семье стало ясно, что прежде мальчик испытывал чувство собственной незаменимости и высочайшей значимости в регулировании отношений взрослых, так как только он мог защитить мать от нападок отца. Выполняя эту важную роль в семье, он как бы освобождался от необходимости каждодневной учебы («гак как в семье была очень нервная обстановка»). В новой семье привычное иерархическое устройство поменялось.

Нередко переживание отверженности и эмоциональной пустоты, а также советы друзей и близких — «Надо взбодриться», «Нельзя вешать нос и сдаваться» и т.п. — толкают людей, переживших развод, на немедленный, форсированный поиск нового объекта привязанности, что представляет собой компенсаторную реакцию на утрату. В этот период могут быть заключены новые браки, мотивом которых является стремление восстановить травмированную идентичность или обрести чувство безопасности, связанное с убеждением, что оно достижимо только в ситуации пребывания в близких отношениях. Выбранный для этого партнер, как правило, рассматривается инструментально, функционально, в отношении к нему отсутствует личностная заинтересованность, и (или) он выбирается по принципу сход- ства/противоположности с экс-супругом. Браки, заключенные на этой стадии, часто завершаются разводом, приводя к повторной травматизации и невозможности завершить процесс горевания.

Особенности преодоления (или недопущения) перечисленных трудностей зависят от множества факторов: значимости супружества для партнеров, имеющихся ресурсов (материальная и жилищная обеспеченность, здоровье, эмоциональное состояние, детские проблемы), степени сохранности привычных социальных связей, доминирующих в обществе установок и др. Так, несмотря на либерализацию взглядов на развод, в России по-прежнему сохраняются стереотипы, согласно которым разведенные женщины обладают более низким социальным статусом, чем замужние женщины и разведенные мужчины: женщина после развода остается «одинокой матерью», а мужчина — просто одиноким человеком.

Создание новых отношений и даже само переживание готовности к ним помогает восстановить чувство собственного достоинства и уверенность в себе. Период ухаживания представляет собой переходное состояние между старой и новой семьей, которая может возникнуть в результате повторного брака. Часто возникающие в этот период трудности связаны с противоречивыми переживаниями в адрес близких отношений: разведенные люди одновременно стремятся к близости и избегают ее, склонны опасаться за вновь обретенную независимость и боятся стать уязвимыми в новых отношениях. Такая двойственность далеко не всегда осознается, но всегда отражается в поведении: в своих контактах человек становится то слишком навязчивым, контролирующим, то чрезмерно отстраненным, робким или высокомерным, обесценивающим. Все это затрудняет построение новых отношений, вносит в них напряженность, недоверие, конфликтность.

Еще одной распространенной в период ухаживания трудностью может стать поведение детей, расценивающих новые отношения живущего с ними родителя как угрозу существования в их жизни другого родителя, окончательное его предательство, угрозу своей значимости в отношениях с родителями. Не адаптировавшись к новой жизненной ситуации и также испытывая сложные чувства обиды, гнева в адрес супружеских отношений родителей, ребенок может препятствовать новому союзу как угрозе только- только стабилизирующемуся семейному укладу.

  • Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.
  • Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.
  • Будинайте Г. Л., Коган-Лернер Л. Б. Особенности восприятия ребенком 6—7 лет структуры семьи в ситуации развода // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 2.С. 91 — 110.
  • Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой; Фигдор Г. Междуиллюзией «развода» и ответственностью за вину // Психологический журнал. 1998. Т. 19.№ 5. С. 88—96; Ahronx С. The Good Divorce: Helping Families Reorganize. Invited LecturePresented at The Master Therapist Series. Farmington, CT : University of Connecticut HealthCenter, 1992; Ahronx C. Family Ties after Divorce: Longterm Implications for Children. FamilyProcess. Vol. 46. № 1. 2006. P. 53—65; Ahronx C. Introduction to the Special Issue on Divorce andIts Aftermath. Family Process. Vol. 46. № 1. 2006. P. 3—6.
  • Карабанова О. Л. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.

ОСНОВНЫЕ СТАДИИ И ФАЗЫ РАЗВОДА

В представлении многих специалистов развод, вынужденный или добровольный, какими бы внешними причинами он ни был вызван и какими бы законами ни регулировался, в социальном плане является не событием, а процессом. Этот процесс начинается тогда, когда супруги начинают рассматривать развод как реальную возможность, и заканчивается тогда, когда дело доходит до установления самостоятельного (индивидуального для каждого) стиля жизни.

Развод в юридическом смысле представляет собой лишь часть более широкого процесса, первая стадия которого заканчивается принятием решения о разводе, а вторая складывается из пяти отдельных процессов, протекающих по большей части параллельно. К ним относятся эмоциональный, правовой, экономический, родительский и общественный аспекты развода. Заканчивается этот процесс достижением независимости от бывшего супруга и бывшей семьи, при этом важным является достижение должного уровня сотрудничества бывших брачных партнеров в вопросах материального обеспечения и воспитания детей, которые живут с одним из них.

В собственно разводе можно выделить три фазы:

1) обдумывание и принятие решения о разводе;

2) планирование ликвидации семейной системы;

3) сепарация.

Остановимся на характеристике каждой из фаз развода.

Стадия, предшествующая разводу, начинается с фазы обдумывания и принятия решения о прекращении брачно-семейных отношений как оптимальном в сложившихся условиях варианте разрешения семейного кризиса. На ее протяжении происходит нарастание деструктивности и дисгармоничности семьи. Конфронтация партнеров и ссоры становятся хроническими. Превалирует тревожность, плохое настроение, чувство разочарования, неудовлетворенности, отчуждения и охлаждения, неверия и недоверия.

Снижение уровня субъективной удовлетворенности браком, чувство утраты любви приводят к возникновению холодности, враждебности и дистантности в отношениях супругов, что является индикатором начала процесса эмоционального развода. В большинстве случаев наблюдается асимметрия динамики эмоционального развода у партнеров: у кого-то чувство любви сохраняется, у кого-то угасает. Обдумывание и принятие решения о разводе одним или обоими супругами продолжается от нескольких дней до нескольких лет и основывается на осознании ими невозможности дальнейшего существования в рамках семейной системы. Конфронтация с партнером приобретает целенаправленный характер: высказываются обдуманные претензии и требования, наконец ставится вопрос о целесообразности развода.

Сообщение партнеру о принятом решении иногда вызывает у другого шок, отчаяние, чувство пустоты и хаоса, амбивалентность переживания. Все это составляет характерный паттерн эмоционального переживания отвергнутым партнером решения о разводе. Решение о разводе либо принимается вторым супругом сразу, либо следуют переговоры и «тайм-аут» с отсрочкой принятия окончательного решения.

Одним из вариантов «цивилизованного» принятия решения о разводе является более или менее длительное раздельное проживание супругов при сохранении воспитательной и экономической функций семьи. Раздельное проживание создает благоприятные условия для эмоциональной стабилизации супругов, переоценки ими реального состояния и будущего семьи и окончательного принятия решения о дальнейшей судьбе. С момента объективирования проблемы развода эмоциональный развод приобретает все более осознанный характер и принимает форму сознательной целенаправленной реорганизации и реконструкции эмоциональных отношений между супругами.

Фаза планирования ликвидации семейной системы начинается с момента окончательного принятия решения о разводе одним или обоими супругами. Свойственные ей негативно-тревожный эмоциональный фон существования семьи, высокая эмоциональная напряженность и фрустрированность представляют серьезную угрозу для разумного выхода из кризиса. Ликвидация семейной системы связана с необходимостью изменения ролевой структуры семьи, перераспределения ее основных функций и построением нового образа жизни. На этом этапе происходит: Таким образом, планирование распада семейной системы осуществляется путем переговоров о решении материальных, бытовых и имущественных проблем, связанных с прекращением функционирования семьи как целостной системы. Если эмоциональный развод завершен либо его динамика позитивна и отражает принятое решение о целесообразности прекращения супружеских отношений, то возможен конструктивный диалог между супругами. Если же нет и эмоциональные отношения супругов окрашены чувством обиды, гнева, враждебности, то переговоры заходят в тупик и принимают деструктивный характер. Каждый стремится причинить боль другому, идея «наказания» виновной стороны доминирует, дети становятся разменной монетой в «выторговывании» прав и привилегий и вовлекаются в борьбу как средство давления и шантажа противной стороны.

1) эмоциональный развод – разрушение иллюзий в супружеской жизни, чувство неудовлетворенности, психологическое отчуждение супругов, страх и отчаяние, попытки контролировать партнера, споры, стремление избежать проблем. Он предполагает эмоциональную сепарацию супругов; трансформацию эмоциональной привязанности к партнеру;

2) физический развод , включающий территориальную сепарацию и приводящий к раздельному проживанию бывших супругов;

3) экономический развод – заключение соглашения и договоренностей о разделе имущества и жилища, о формах экономической поддержки бывшими супругами друг друга, о вкладе каждого из них в обеспечение материального благополучия детей и планировании в случае необходимости шагов по изменению места и графика работы каждым из супругов;

4) социальный развод представляет собой реорганизацию отношений с расширенной семьей и перестройку отношений со значимым социальным окружением, общим кругом друзей и коллег. Для разрешения социального развода супруги должны информировать прародителей и других членов расширенной семьи с обеих сторон о принятом решении.

Явное непринятие развода прародителями, осуждение и обвинение ими супругов, попытки давлением на них добиться отмены решения создают фактор риска стабилизации семьи после развода. Необходимо еще на стадии планирования распада семьи выработать соглашение о формах взаимодействия и участия прародителей в будущей жизни обоих супругов после развода и воспитании детей. Другой задачей является информирование по мере необходимости друзей, знакомых, сослуживцев, администрации предприятий, где работают супруги, о принятом ими решении расторгнуть брак;

5) сородительский развод предполагает достижение договоренностей между супругами об ответственности и конкретных формах опеки и участии в воспитании детей; подготовку и информирование детей о предстоящем разводе и новых условиях жизни;

6) религиозный развод – согласование с религиозными канонами и получение разрешения от духовника или иерархов конфессии на расторжение брака, если один из супругов или оба верующие.

Завершается развод фазой сепарации – прекращением ведения супругами совместного хозяйства и совместного проживания. Нередко уже на этой фазе происходит физическое отделение супругов – уход в прародительскую семью или на иное место жительства. Даже если супруги продолжают жить под одной крышей, происходит раздел «хозяйства», комнат, бюджет перестает быть общим и т. д. Интенсифицируется процесс эмоционального развода – происходят аффективная переоценка характера отношений с партнером и самого партнера, дифференциация границ «Я» и «Ты» и установление новых правил и норм межличностного взаимодействия. Даже после развода «Мы» как целостная структура сохраняется, поскольку даже тогда бывшие супруги остаются родителями своих детей, сохраняя единство «Мы как родители». Каждая характеризуется собственными задачами, продолжительностью, особенностями эмоциональных переживаний и типичными трудностями функционирования.

Период развода связан с юридическим оформлением нового статуса семьи, признанием прекращения действия прежних прав и обязательств супругов в связи с расторжением брака и принятием новых обязательств по сохранению родительских функций. Продолжительность этого периода определяется правовыми нормами (от 2 до 5–6 месяцев в зависимости от наличия в семье детей и добровольности решения о разводе обоими супругами). Развод – не просто проставление штампа в паспорте как процедура юридического оформления нового семейного статуса, но и оформление экономического разрыва, а также соглашения об участии супругов в воспитании детей.

Если родители не достигают взаимного согласия о том, с кем останутся проживать дети и как будет обеспечена реализация права одинокого родителя на воспитание детей, решение принимает суд. Именно он решает, с кем из родителей останутся дети, принимая во внимание различные факторы:

• возраст и пол родителей;

• эмоциональную привязанность детей к родителям и другим членам семьи;

• финансово-экономические условия, которые может предоставить детям каждый из родителей (естественно, при условии финансовой поддержки второго родителя);

• возможности реализации родителями воспитательной функции;

• состояние соматического (физического) и нервно-психического здоровья родителей и их правовой статус (дееспособность, гражданство, административные правонарушения, нахождение под следствием или в исправительно-трудовом учреждении и пр.).

В случае необходимости проводится психологическая экспертиза, заключение которой носит рекомендательный характер. Краеугольным камнем принятия решения о том, с кем останутся дети, является принцип охраны интересов психического здоровья и развития ребенка . К участию в принятии такого решения привлекаются органы опеки, на которые возлагается контроль его осуществления. Нередко принятие решения о реализации родительских прав затягивается на долгое время, вплоть до нескольких лет, причем его практика основана на анализе характера первичной привязанности ребенка.

Обычно до подросткового возраста вопрос о том, с кем должны остаться дети, решается в пользу матери. До достижения ребенком старшего подросткового возраста не рекомендуется прямо ставить его перед выбором родителя, с которым он хотел бы остаться жить. Ради благополучия, здоровья и психического развития ребенка крайне желательно продолжать переговорный процесс между родителями до заключения добровольного соглашения, основанного на защите его прав и интересов.

Как правило, на этой стадии происходит или продолжается процесс территориальной и экономической сепарации, устанавливаются новые отношения между бывшими супругами.

Когда собственно развод становится свершившимся фактом, бывшим супругам предстоит пережить другой, не менее сложный, – постразводный период , во время которого происходит перестройка семейной системы и ее стабилизация. Он состоит из трех фаз:

1) собственно послеразводная (до одного года);

2) фаза перестройки (2–3 года);

3) фаза стабилизации (2–3 года).

Метафорически послеразводную фазу можно назвать «разрушенный дом». Все члены семьи переживают кризис, наступающий после юридического оформления развода. Семья на какое-то время может утратить способность нормально функционировать. Основная проблема этой фазы – одиночество и противоречивые чувства, переживаемые расставшимися супругами: нерешительность, оптимизм, сожаление, печаль, любопытство, возбуждение. Продолжительность этой фазы различна (от нескольких месяцев до года) в зависимости от ресурсов семьи и социальной поддержки.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *