Человек зеркало

Рубрики : Последние статьи, Теория культуры, Философия

Идеи, которыми я хотел бы поделиться, возникли в процессе размышления над названием одной из секций конференции «Феномен творческой личности в культуре» – «Человек в зеркале текста» . Эта формулировка для меня чрезвычайно актуальна – но, как и всякое употребление метафоры зеркала, неизменно ставит меня перед странными вопросами. Так, например, я спрашиваю себя: когда человек впервые увидел себя в «зеркале текста»? Едва ли можно указать здесь какую-либо точку во времени. Кажется, мы склонны считать, что с возникновением первых текстов человек уже в них отражен. Тогда выражение «человек в зеркале текста» синонимично «культуре» как способу человеческого бытия. Когда Жак Деррида постулировал свою, поистине граничащую с мистицизмом, идею об абсолютной первичности письма (в частности, его первичности по отношению к речи), а значит, в какой-то мере, о первичности текста, он по сути упрочил то здание, которое в его грандиозном проекте должно было быть подвергнуто деконструкции – определенную форму убежденности в том, что в тексте человек изначально и заранее уже находит и узнает себя. Я имею в виду, что текст как формосодержание культуры, в котором человек всегда встречается с самим собой, оказывается монолитом, неприступным для деконструкции. Но в таком случае у меня возникает другой вопрос, из которого я и хотел бы исходить. Его можно задать так: кого именно или что именно видит человек, глядящий в зеркало текста? Если «кого» – то, например, «себя» или «другого»; если «что» – то, скажем, свое «я» или же собственное видение своего «я»? Уже эти два варианта образуют «сады расходящихся тропок», составляя при этом единую, сложную фигуру. Мы понимаем, что «себя» не идентично «я», хотя каким-то тесным образом они связаны.

Подробнее Экзистенциализм и проблема другого: Сартр и Левинас

Мишель Фуко в курсе лекций «Герменевтика субъекта» противопоставлял не только два античных принципа: знаменитое «познай себя» (γνῶθι σαυτόν) и «заботу о себе» (ἐπιμέλεια σαυτοῦ), бывшую, по его мнению, основой стоических и эпикурейских практик и вошедшую в плоть и кровь эллинизма, – но и то «себя», которое культивировалось эллинизмом, тому «я», открытие и углубляющееся освоение которого стало путем христианской антропологии. Так или иначе, задаемся ли мы вопросом о том, что видим в зеркале, или просто произносим «я», обращает на себя внимание тревожная зыбкость этого «я», возникающая не оттого, что «я» это последняя буква в алфавите и не по причине многочисленных и противоречивых его толкований, но, прежде всего, потому что «я» – всегда жест самоутверждения, ровно ничем не подкрепленного и не гарантированного. Если угодно, произнося «я», мы всякий раз делаем шаг в бездну – как минимум, в бездну неизвестности, разве только полагаясь, как на авось, на его мнимую обеспеченность. Что же касается другой «оси» намеченной фигуры – вопроса о «другом» и о «видении», то здесь первым делом мне вспоминается книга русского философа Якова Семеновича Друскина «Видение невидения», которая начинается с развернутого феноменологического анализа пресловутой ситуации «человека перед зеркалом»: ужаснувшись своему отражению в зеркале и ища непонятную причину этого ужаса, мыслитель приходит к необходимости увидеть собственное невидение, то есть увидеть свою неспособность видеть самого себя, собственное существо, к необходимости увидеть слепоту, связываемую им с греховностью человеческой природы – она-то и есть источник ужаса. Зато свое «я», загораживающее от человека и мир, и Бога, и свою сокровенную сущность, человек, как правило, видит кристально ясно и не упускает возможности им полюбоваться.

Книга Друскина – один из примеров предельного продумывания ситуации «человека перед зеркалом». В случае с «зеркалом текста» речь также идет об особом опыте видения. Недаром Жак Лакан в своей радикальной ревизии психоанализа ввел в топологию психики понятие «стадии зеркала»: именно на ней, как он полагал, в детстве формируется «я» как психическая структура будущей личности: ребенок, видя свой образ в зеркале, отождествляет себя с увиденным. Но в топологическом смысле речь может идти о том, что это формируемое «я», objet (petit) a, есть на самом деле отражение «Другого», то есть бессознательного, предстающего как «я», и потому принадлежит у Лакана к порядку воображаемого, взаимодействующему с порядками символического и реального. С этим воображенным «я» мы продолжаем отождествлять себя на протяжении жизни. Однажды увиденное в зеркале становится неким центром, точкой отсчета в наших представлениях о себе, в наших представлениях себя. Стало быть, подлинное «себя»– Другой, так называемый «большой Другой», непостижимый и недостижимый, однажды поставивший – или вечно ставящий – перед нами коварное зеркало. Но если бессознательное действительно «структурировано как язык», остается буквально один шаг до «зеркала текста». Ибо текст создается языком и на языке.

Независимо от концепции Лакана я хотел бы отметить в этом построении некий творческий аспект. Идея зеркала, стоящего у истоков личности, означает, что у этих истоков «я» появляется не иначе как сотворенное, ибо становится действительностью, пусть даже воображаемой, но от этого ничуть не менее действенной. «Я» как порождение зеркала – не это ли имеем мы в виду почти всякий раз, когда говорим о «метафоре зеркала», в том числе и зеркале текста? Однако текст – «текстура», ткань, вытканная из нитей языка. Текстура, создаваемая человеком для того, чтобы в ней впервые проступило человеческое «я». «Зеркало» и «ткань» в одной фразе способны вызвать «когнитивный диссонанс» (а впрочем, если прислушаться, «зеркало текста» говорит то же самое) – но он исчезнет, если мы заметим, что порождение «я» в «зеркале текста” происходит не способом отражения внешнего, но способом проступающего движения изнутри – вы-ражения, Ausdruck, и вы-свобождения, ἀνάλυσις (что плохо слышно в современном слове «анализ»). Это двуединое движение, и «зеркало текста» не статичная метафора – она именует некую метаморфическую структуру, в которой происходит постоянное превращение одного в другое: усилие утверждения, необходимое для выражения как создания текстуры «я», должно обратиться в усилие отрицания или отречения, требуемого для высвобождения, распускания сотканной ткани. Так у Гомера Пенелопа, чтобы обмануть женихов, по ночам распускает (ἀναλύει) сотканное за день полотно. Сотканное текстом «я», эта «мысль изреченная», неизменно обрекает человека на риск провалиться в бездну, оно опасно, оно обладает колдовской силой мнимости, оно может ввести в искушение, оно лукаво, оно способно двоиться, троиться, множиться – но оно является необходимой формой узнавания себя, и для того чтобы это узнавание совершилось, нужно вглядывание как распускающее высвобождение собственного пространства этого узнавания. Ткацкий станок Пенелопы – машина текста, производящего «я» как образ «другого себя», однако изначально настроенная на распускание сотканной текстуры для свободной встречи с подлинностью себя.

Позвольте мне предложить подумать о работе этого станка на трех известных примерах. Коль скоро я затронул психоаналитическую тему, не будем пока из нее уходить, тем более, что психоанализ стал более чем серьезным напоминанием о том, что такое «анализ» в указанном выше смысле. Если у Лакана целью психоанализа было по существу примирение с символическим – которое есть царство означающих, не имеющих означаемых,– то у Карла Густава Юнга, как мы знаем, психоанализ был способом обретения себя. И мы знаем, чего стоил Юнгу этот способ, нам доступна теперь тайная сторона его работы, приведшей к созданию аналитической психологии и «аналитической культурологии» в буквальном смысле обоих слов. В 1913 году Юнг начинает писать свою тайную «Красную книгу» и пишет ее в течение почти двадцати лет. Впервые опубликована она была только через много лет после его смерти, в 2009 году. В «Красной книге» Юнг описывает опыты, которые ставил над собой, работу со своей собственной психикой, со своим бессознательным: работу со сновидениями, свободными ассоциациями, «активное фантазирование». Но книга не была «отчетом» о некоем виртуальном «путешествии вглубь себя». Она сама была этим путешествием. Это был беспрецедентный опыт текста, посредством которого Юнг одновременно создавал собственное «я» и вглядывался в него как в зеркальный образ, проступивший на поверхности бездонных вод – и тогда вглядывание становилось рассеканием этой поверхности, погружением в нее сквозь исчезающее «я», высвобождающим движением, в котором воспарение освобождающейся души, путь «вверх» и путь «вниз», как когда-то сказал Гераклит, были одним и тем же. Там, за исчезнувшим «я», ждала встреча с Тенью. Тень как темное и непредсказуемое в личности – лишь часть содержания этого юнговского архетипа. Прежде всего, Тень – знак глубины, знак начала пути, знак встречи, знак продления себя в ином. И после прохождения этого знака «погружение» продолжается: через более глубинные архетипы, тоже являющиеся как образы (ибо по-иному архетипы не являются вовсе) – анима ли, младенец, старец или неперсонифицированные архетипы, как, например, «четверица», мандала и проч. Стало быть, это снова множественные «я», теперь уже на глубине, то есть необходимые «зеркальные» формы узнавания и вместе с тем проводники к последней глуби, к встрече с тем, что Юнг называет das Selbst, Самость, с самим собой. Этот путь Юнг называл, как известно, процессом индивидуации – обретения неделимости, цельности, единства себя. В большей степени, чем все работы Юнга, хотя эти работы и выстроены сообразно той же структуре, «Красная книга» являет собой двуединство выражения-высвобождения, (само)утверждения-отрицания, ткания-распускания. Вот почему, думая о человеке, увидевшем себя в «зеркале текста», я в первую очередь вспоминаю Юнга. Для того, чтобы продемонстрировать ту работу текста, о которой идет речь, в данном случае потребовалось бы цитировать «Красную книгу» страница за страницей подряд, поэтому сейчас я ограничиваюсь только отсылкой к ней – и перейду к другому примеру.

Пример контекстуально близкий – Герман Гессе. Хорошо известно, что Гессе был близок психоанализ, причем именно в юнгианской версии, что он, как принято об этом говорить, сильно «повлиял» на Гессе. На эту тему написано очень много и очень хорошо. Я лишь хочу подчеркнуть, что для Гессе психоанализ вовсе не был откровением. Он был для него ничем иным, как узнаванием своего. И в некотором смысле психоанализ и как практика, и как концепция, стал для Гессе своего рода «зеркалом», в котором он видел себя и свое творчество. В записке, адресованной Гансу Райнхардту, Гессе писал: «…психоанализ является не верой или же философией, а переживанием. Испытать это переживание до самого конца и сделать из него выводы для жизни – вот то единственное, что делает анализ ценным. В ином же случае он останется лишь милой игрой». Запомним эти слова об игре. Что же до психоанализа как переживания – это чрезвычайно важно: ведь всякий текст (если он, конечно, не объект анатомического вскрытия) в первую очередь переживается – будь то текст сочиняемый или читаемый. Поэтому, говоря о «зеркале текста», я не стал бы проводить различие между письмом и чтением, между «созданием» и «восприятием»: и то, и другое суть творческие акты.

Вспомним Игру в бисер – не только и не столько роман, сколько саму Игру – этот удивительный плод творческой фантазии Гессе. Игра в бисер как форма хранения богатейших содержаний духовной культуры представляет собой не что иное, как постоянное порождение текстов, символически выражающих эти содержания. В сущности, Игра у Гессе – самое настоящее «зеркало текста», в которое культура непрестанно смотрится и видит свои множественные отражения. Эта зекральная игра культуры со своими отражениями, игра носителей культуры с отражениями своих «я» – магическое, возвышенное, завораживающее действо, в котором создается единый в своей многоликости, подвижный, переливающийся образ. В годы работы над романом было создано большое стихотворение «Orgelspiel», – уникальное лирическое воплощение основной идеи романа. В самом начале стихотворения, в ходе развития темы музыки как архитектуры, возводимой духом, появляется метафора сотворенного божественного образа:

Вздохом, гулом, громом наполняет своды
Звук органа. В трепете глубоком
Внемлет паства многогласным токам
Слёз, томленья, ангельской свободы –
Музыке, что ввысь растёт волнами
И, блаженными объята снами,
Зиждет неба звучные просторы,
Где в священном, ревностном круженьи
Реют золотых созвездий хоры,
К Солнцу вознося мольбу и пенье;
И сияет космос бесконечный,
Как кристалл, огнём светил зажжённый,
И, в несчётных гранях отражённый,
Божий Дух творит свой образ вечный.
(пер. мой – О.К.)

Прочитать оригинал

Seufzend durchs Gewölbe zieht, und wieder dröhnend,

Orgelspiel. Andächtige Gläubige hören,

Wie vielstimmig in verschlungenen Chören,

Sehnsucht, Trauer, Engelsfreude tönend,

Sich Musik aufbaut zu geistigen Räumen,

Sich verloren wiegt in seligen Träumen,

Firmamente baut aus tönenden Sternen,

Deren goldene Kugeln sich umkreisen,

Sich umwerben, nähern und entfernen,

Immer weiter schwingend sonnwärts reisen,

Bis es scheint, es sei die Welt durchlichtet,

Ein Kristall, in dessen klaren Netzen

Hundertfach nach reinlichsten Gesetzen

Gottes lichter Geist sich selber dichtet.

В этом «вечном образе», который творит «Божий дух», человек с радостью узнает отраженное, быть может, imago Dei, божественное в себе – но понимает ли он явленное? Думается, что в музыке – понимает. И музыка становится основной «моделью» Игры в бисер, но при этом остается самою собой – и, возможно, обретает полноту этого бытия собой только тогда, когда умолкает. Игра же в бисер остается той самой «милой игрой» из приведенной выше цитаты – пусть в самом прекрасном смысле этого выражения, но лишь игрой. Мы знаем, что Йозеф Кнехт рано задумал покинуть Касталию и отречься от Игры – как будто бы ради «мира», ради служения «конкретному и несовершенному человеку» (Аверинцев), и, сделав это, совершает шаг навстречу немедленной и неминуемой смерти. Но чего на самом деле не хватает Игре? Пресловутой «реальности»? Подлинно творческого начала (ибо в Игре не создается ничего нового)? Однако Игра настолько же реальность, насколько и творчество – ибо ни то, ни другое не измеряется только лишь мерой «новизны» либо некоей «осязаемости». Игра существует в пространстве романа Гессе и в его воображении как некая высшая реальность. И все же она ущербна, и ущербность ее заключается, на мой взгляд, в том, что она остается игрой отражений, она держит играющих в искусственно созданном этими отражениями пространстве иллюзии (illusio – от ludus!), в ней не происходит того самого разрешения ее символической текстуры, благодаря которому радостное, «веселое» узнавание способно раскрыться как творческое понимание себя. Кнехт – единственный во всей Касталии – сделал шаг отнюдь не с «высот» на «землю», не от «мнимого» к «действительному», не из Игры в «мир»; это было распускание символических, магических нитей Игры, ἀνάλυσις – с префиксом ἀνά-, означающим восходящее движение, – шаг вверх, на новую ступень – о которой говорится в ключевом для романа стихотворении «Ступени», центральном среди написанного Кнехтом и посвященном непрерывной череде превосхождений себя как пути ввысь и вглубь, к подлинному себе. Кнехт не вышел в «мир», но остался наедине с собой, он вошел в зеркало Игры путем преодоления созданного Игрой «я», рассек поверхность зеркала-шифра, упразднил поверхность зеркала-текста Игры жестом Пенелопы. Это пространство обретенной свободы остается сокрытым для мира – но сокрытым иначе, нежели эзотерический мир Игры: внешне эта сокрытость явлена как исчезновение. Не так ли настоящий творец исчезает в сотворенном? Не так ли «я» творческого читателя исчезает в тексте, коль скоро в нем действительно узнано своё – исчезновением-встречей, исчезновением-пониманием?

Третий пример – очень кратко – Сезанн. Художник, решивший заново изобрести живопись. Это значило: заново осмыслить ее текстуру и отношение между «изображением» и «природой», в наших терминах – между «отражением» и «отражаемым». В 1904 году, на прогулке в окрестностях Экса Эмиль Бернар спросил у Сезанна:

– Что вы думаете о старых мастерах?

– Они хороши, – ответил Сезанн. – Когда я жил в Париже, я каждое утро ходил в Лувр; но в конце концов я предпочел им саму природу. Нужно стать видением.

– Что вы хотите этим сказать?

– Нужно сделаться оптикой/взглядом (Il faut se faire une optique), нужно увидеть природу так, как никто еще не видел ее до вас.

– Вы, значит, некий новый Декарт, вы хотите забыть предшественников, чтобы заново построить мир в самом себе.

– Я не знаю, кто я. Как художник я должен быть первозданным оком (un oeil original).

Итак, необходимо «сделаться зрением, видением». Что это за видение? Мы на сей раз оказываемся перед необходимостью думать о природе образа. И я вспоминаю замечательного французского мыслителя и педагога Франсуа Федье, который, вслед за Хайдеггером, читает греческое имя образа – εἰκών , икона – как происходящее, возможно, от глагола εἴκω, означающего «уступать, давать место». Этимология спорная, но вполне возможная. εἰκών, таким образом, можно читать как причастие настоящего времени, буквально: «дающий место». Получается, что задолго до византийской иконологии греки ухватили в именовании образа его свойство, как отмечают Хайдеггер и Федье, уступать место, давать проявиться иному. Образ – феномен, суть и природа которого заключается в исчезновении, позволяющем самообнаружиться другому, подлинному. Там, где этого не происходит, нет собственно образа. Византийское богословие иконы, полагаю, стало одной из вполне закономерных кульминаций этого понимания и видения. В этом смысле неудивительна – хотя и не так уж самоочевидна – близость, которая обнаруживается между таким пониманием образа и знаменитым определением символа, данным П.А. Флоренским: «нечто, являющее собой то, что не есть он сам, и однако же существенно через него объявляющееся». Это дискурс «символизма», Серебряного века, «религиозного возрождения», переосмысливший греческое σύμβολον, но вернувшийся к существу образа. Речь идет не о герменевтическом «приеме», но о принципе: всякий (художественный) образ есть икона (в раннем, уловленном античностью, смысле) в той мере, в какой он осуществляет собственное предназначение.

Сезанн отвергает саму возможность мыслить текстуальность живописного образа как зеркальную поверхность. Создавая ее, он тотчас распускает созданное, чтобы дать отраженному встретиться на холсте с самим собой. Чуть позднее, в той же беседе с Бернаром Сезанн сказал:

Что до меня, я хочу быть ребенком, и я нахожу радость в том, чтобы видеть, слышать, дышать, в том, чтобы быть вышедшей за свои пределы чувствительностью (une sensibilité extasiée), которая анализирует (analyse; Сезанн слышит то, что говорит это слово! – О.К.) и стремится перевести себя на холст.

Стать видением, «первозданным оком» для Сезанна значило: исчезнуть, сделавшись самим увиденным. Так ребенок играет с миром – не по-касталийски, но без остатка исчезая в нем и потому находя в нем себя. Есть ли другой способ выразить чувство священного при созерцании мира и, в частности, при созерцании художественного образа? Ибо образ – не вне мира и не заключает в себе некий «мир иной», но, напротив, есть то, через что мир как священное впервые становится видим. Не в этом ли, в конечном счете, существо лика? И есть ли у творца другой способ сказать об истине, кроме как попытаться создать образ, умеющий исчезать?

Люди – зеркала или осознание самого себя

Если Вы хотите увидеть себя, свою внешность – подходите к зеркалу. Оно отражает Ваш внешний облик. Если, например, прическа растрепалась, то Вы берёте расческу и поправляете. И зеркало тут же отражает Вас изменившуюся (изменившегося).

К зеркалу, обычно, у людей нет претензий. Оно отражает то, что есть. Это о внешности.

А как увидеть какая (какой) ты внутренне, как личность? Где найти такое зеркало? А ведь есть такое зеркало. И не одно. Их много. Это люди, которые нас окружают, с которыми мы сталкиваемся.

В одних мы отражаемся, как в витрине магазина – мельком, проходя, слегка. Это совсем незнакомые или малознакомые люди.

А есть зеркала очень чёткие, точно отражающие нас. Это близкие люди.

И с зеркалами – людьми у нас складываются отношения совсем не так, как с зеркалами- зеркалами. К людям часто появляются и предъявляются претензии.

— Ты меня не понимаешь!

-Ты совсем меня не знаешь!

-Ты меня не любишь!

— Ты ко мне придираешься! И так далее и тому подобное…

Аналогия с «зеркалом» поможет Вам лучше понять, что любая Ваша негативная реакция на увиденное в другом человеке определяется Вашим же неприятием этого же в себе. Если что-то Вас раздражает в другом человеке, найдите это же в себе. В других, как в своём зеркале, Вы легко увидите то, что есть в Вас.

Повышенная частота конфликтов между людьми означает лишь то, что они часто бывают зеркалом друг для друга. Каждому человеку в той или иной степени свойственно находить тысячу и одно оправдание своему поведению, лишь бы не признавать, что действует точно так же, как и те, кого он за это критикует.

Отношение человека к себе всегда совпадает с его отношением к окружающим. Тот, кто с пренебрежением относится к другим, в глубине души не уважает самого себя. Повнимательнее посмотрите на окружающих Вас людей и увидите, что они зеркально отражают Ваше представление о самом себе.


Зеркало — мама?

Если вам нравиться все, что связано с саморазвитием и одна из ключевых ваших ценностей и мотиваций – познание себя через свои проявления. Тогда «Принцип зеркала» может стать для вас великолепным инструментом самопознания и способом влияния на других людей.

В принципе сама по себе идея «Зеркальности» не нова и она заключается в том, что все люди являются отражением вас. Но для большинства людей этот принцип остается на уровне красивой эзотерической концепции, которая не имеет под собой совершенно никакого практического применения.

Например, когда у вас все хорошо, вы в отличном настроении, и наполнены мотивацией. Когда события складываются именно так, как вы планировали, когда общение с другими людьми легкое и продуктивное. Тогда вы способны «излучать позитив и благодарность”, смотреть на прекрасный мир вокруг и видеть в нем отражение себя.

Но в какой-то момент:

  • Договоренности с вами нарушают. Работу, которую должны были сделать другие не делают. В назначенное время не приходят вовремя. Сделки срываться или их итог вам не нравиться. Долгожданного повышения как не было, так и нет. Зарплата задерживается уже не первый раз.
  • Муж лежит на диване, ничто его не беспокоит, ничего ему в этой жизни не нужно. Все ваше «саморазвитие” он считает ерундой и пустой тратой времени. Зато пиво и компьютер – это то что нужно (по его мнению). Зарабатывать больше не хочет, как то изменять свою жизнь к лучшему тоже, его и так устраивает положение дел.
  • Или когда жена начинает выносить вам мозг по любому мелкому поводу, обижается не понятно на что. Дурацкими ссорами и скандалы вы уже сыты по горло. Вечером у нее нет настроения или болит голова. В общем поддержки нет, заботы и уважения тоже нет.

В этот момент вас все это достает в край и «Принцип Зеркала” куда-то испаряется. Вы больше не видите, что происходящее — все еще отражение вас. Ведь как эта вся «Хрень» может быть отражением вас, да?

И если сказать человеку, что какие могут быть претензии, если окружающие люди лишь твое отражение. Сразу находится объяснения, какие-то причины, почему именно в его ситуации «Принцип зеркала» не срабатывает или срабатывает как то по другому.

Конечно это глупости, на самом деле «Принцип зеркала» работает всегда и действительно окружающие люди являются отражением вас и их поведение является отражением вашего сознания, вашего мышления, но это нужно уметь правильно применять.

Что дает «Принцип зеркала»?

Если вы научились правильно применять этот принцип, начинается самое интересное. Получается, что вы можете достаточно надежно влиять на других людей.

При том, что вам не нужны какие то мистические, непонятные техники, манипуляции, внушения и всякие подобные вещи, которые позволяют влиять на поведение других людей.

Вашим основным, центральным инструментом становиться «Принципа зеркала». И что самое интересное Вам достаточно работать с собой, своим мышлением и сознанием.

Благодаря тому, что вы решаете проблему в себе, она полностью находится в рамках вашей зоны ответственности, потому что на свой мозг вы повлиять можете. А вот повлиять на поведение другого человека иногда есть возможность, иногда нету.

В каком то случае у вас получится воздействовать на него какими-то техниками манипуляций, иногда нет. А вот работать со своей головой вы можете всегда.

Понимание того, как работает этот принцип, дает необходимую сознательность при выборе верного пути в личных отношениях, на работе и в жизни в целом.

Если этим инструментом пользоваться регулярно, то он становится мощнейшим двигателем изменения жизни к лучшему!

Почему у многих не получается применять «Принцип зеркала»?

С одной стороны «Принцип зеркала» является великолепным инструментом (если уметь им пользоваться). Но когда дело доходит до практики у большинства людей «почему что» начинаются проблемы.

Самая главная причина проблем заключается в том, что нету понимания сути механизма работы принципа. Люди пытаются поверить, а здесь нужно не верить.

Здесь необходимо и достаточно понимать, благодаря каким механизмам работает «Принцип зеркала», как функционально устроена система, а дальше остается пользоваться и получать результаты.

Но вместо этого получается обратный эффект. Чаще всего у человека нет понимания сути принципа. Соответственно нет понимания, что нужно знать, уметь и делать, что бы этот принцип работал правильно и приносил, желаемые результаты.

А когда человек не понимает, как устроен механизм, он не может ним управлять. А если он ним не управляет, рано или поздно возникают проблемные ситуации. С которыми человек сталкивается, но не знает, как их можно решать.

Внешнее = внутреннему?

Мир и события, которые видит человек — это зеркало его внутренней реальности. Кому то этой фразы уже будет достаточно, что бы понять фундаментальный механизм принципа зеркала. Но давайте подробнее разберем, о чем идет речь.

Восприятие человека субъективно, а не объективно по своей природе. Почему? Потому что Мозг постоянно получает огромное количество информации каждую секунду.

Эта информация поступает через органы чувств непрерывно и человек вынужден отбрасывать большую ее часть и до сознания доходит только то, на что на что он настроен.

Сознание человека в принципе не способно охватить и обработать всю эту информацию и мозг отфильтровывает большую часть, через фильтры восприятия и до сознания доходят малые крохи.

Поэтому «Мы видим вещи, процессы и поведение других людей не такими, какие они есть, а такими, какими мы их воспринимаем». Это один из базовых механизмов зеркальности.

Именно от человека зависит, как с ним будут взаимодействовать другие. Поэтому если друзья, знакомые, близкие, ваш любимый человек, ваши коллеги, ваш начальник и все остальные люди как-то неправильно себя ведут по отношению к вам, то проблема не в них.

И самый надежный способ — это решение проблемы через правильную работу со своей головой.

Как работает «Принцип зеркала»?

Суть принципа заключается в том, что если Вас что-то в собеседнике удивляет/раздражает/задевает/напрягает, если собеседник или группа людей кажутся не правильными/подозрительными/плохими.

Или если в жизни постоянно происходит какая то «Хрень». Например: люди подставляют, не выполняют обещанное, напрягают и делают, то что вам не нравиться и вы хотите это исправить — нужно разбираться с собой.

Все люди являются лишь отражением вас – они всегда показывают вам то, что вы сами в себе не видите или игнорируете (как зеркало).

Например: если люди ведут себя с вами агрессивно, то возможно у вас есть подавленная или не выраженная внутренняя агрессия и для того чтобы с вами перестали так себя вести нужно с ней разобраться и вы не будете провоцировать окружающих на агрессию.

Если окружающие люди манипулируют вами и вам это приносит дискомфорт, проблемы и страдания, вам так же нужно работать в первую очередь с собой.

Если же вокруг вас радостные, веселые и замотивированные люди – это показатель вашей внутренней реальности. Что внутри, то и снаружи.

Другие люди лишь зеркалят вас, но для того, что бы с этим работать, нужно знать, куда смотреть, на что обращать внимание и как работать с ситуациями которые хочется решить.

Фундаментальный механизм психики или как работает зеркальность:

Все что нас окружает, нас и отражает, все, что мы встречаем на своем жизненном пути: люди, ситуации, события… Всё, к чему у нас появляется отношение – не важно, со знаком «плюс» или «минус» формирует зеркальный эффект.

Например: когда мы идем по улице, мы встречаем очень много людей. Большинство из них мы даже не замечаем. Но вдруг кто-то чем-то привлекает наше внимание. В этот момент у нас появляется отношение к этому человеку.

Какое оно – зависит от того, чем мы сами наполнены. Если заметили приятную, добрую улыбку, обрадовались – значит радость внутри нас попала в резонанс с радостью этого человека. И мы увидели в нем свое отражение.

Другой пример: с вашим близким другом поступили подло, например поцарапали его машину. И у вас внутри рождается волна возмущения: «Вот сволочи! Как они могли так сделать! Это отвратительно!». И в этом случае так же срабатывает зеркальность.

И вы снова вошли в резонанс и поэтому вы начали испытывать данные эмоции, чувства и переживания. Тот же механизм работает, когда другие люди поступают с вами не правильно, не честно или не так как вы ожидали.

Большинство людей не умеют в такие моменты применять «Принцип зеркала», потому что не знают как работает внутренняя механика.

  • Можно ли стать творцом, а не жертвой обстоятельств?
  • Можно ли изменяя себя, улучшить свою жизнь и выйти на новую ступеньку в развития.
  • Можно ли жить радостно, счастливо, в любви и гармонии с самим собой и окружающим миром?

Да можно. Понимая, по каким принципам и правилам работает «Зеркальность». Вы сможете осознать, почему притянули в свою жизнь то или иное событие.

И что нужно делать, для того, что бы изменить ситуацию в нужную вам сторону. Вы сможете научиться исправить возникшие сложные ситуации, если грамотно использовать «Принципа зеркала».

И тогда Вы научитесь видеть реальные причины поступков людей в их поведении. Вы сможете влиять на других людей, менять их поведение. Формировать нужные вам обстоятельства, вроде бы ничего для этого не делая.

Но для этого нужно заниматься, в том числе, когда вам трудно и плохо. Заниматься как повседневной практикой, а не как красивым статусом в соцсетях. И вот тогда вы освоите самый эффективный инструмент воздействия на людей и события.

Вот о том, как «Принцип зеркала» применять на практике, как влиять на других людей. И как его использовать в абсолютно любой ситуации даже тогда, когда вам кажется что уж в этой ситуации точно это не про меня — это другой человек виноват. Об этом обо всем мы поговорим в данной программе.

Данная программа не простая, поэтому если вы не готовы освоить «Принцип зеркала», тогда не стоит себя мучать. Но если вы хотите освоить крайне эффективный инструмент воздействия на людей и события, тогда добро пожаловать.

Пройдя данную программу:

  • Вы узнаете, как работает «Принцип зеркала» и почему он «якобы не работает” у большинства людей;
  • Вы поймете, всегда ли близкий человек и другие люди показывают нам самих себя;
  • Вы осознаете, почему окружение всегда отражает Вас, даже если кажется что проблемы именно с другим человеком;
  • Вы узнаете, всегда ли стоит что-то менять себе в соответствии с тем, что вы увидели в другом человеке, как в зеркале;
  • Вы поймете, почему негативные события происходят с вами, даже тогда, когда вы в позитивном состоянии и с хорошими мыслями;
  • Вы узнаете, как развиваться и расти в отношениях, применяя принцип зеркала;
  • Вы осознаете, когда другие показывают вам лучшие качества, а когда — худшие? От чего это зависит;
  • Вы поймете, что необходимо делать с регулярными повторяющимися ситуациями и событиями в вашей жизни;
  • Вы осознаете как «настроить» своё восприятие таким образом, чтобы правильно распознавать зеркальность относительно себя;
  • Вы поймете к чему быть готовым, если второй человек очень упертый, и не захочет меняться несмотря ни на что;
  • Вы узнаете, чем определяется ваша способность эффективно влиять на людей и события;
  • Вы осознаете, почему человек может не осознавать свои собственные потребности в отношениях?
  • Вы поймете, что произойдет с отношениями,если Вы измените свое мышление;

Зеркальный синдром также наблюдается у животных Козёл (козе):
Смотри, какие зеркала!
И в каждом вижу я козла…
Коза:
Протри как следует глаза!
Здесь в каждом зеркале – коза.
Свинья:
Вам это кажется, друзья:
Здесь в каждом зеркале – свинья! ~ Самуил Яколич Маршак про зеркала

Зеркальная болезнь — навязчивое стремление личности общаться со своим отражением.

Зигмунд Фрейд считал, что зеркальный синдром является неотъемлемой частью любого человека с самого его рождения, и был первым, кто применил этот термин в психологии. Болезнью, таким образом, является чрезмерная, переходящая в манию, акцентуация зеркального синдрома.

Зеркальный синдром первой степени

Зеркальный синдром 1 степени

Является неотъемлемой часть человеческой личности.

Впервые проявляется в раннем детстве. Ребёнок впервые видит своё отражение и пытается с ним экспериментировать. Поднимает ручку — отражение тоже поднимает ручку, приседает — отражение тоже приседает, высовывает язык — отражение тоже высовывает язык. Впоследствии ребёнок, догадавшись, в чём дело, использует зеркало как ещё один инструмент самопознания.

Взрослый человек смотрит в зеркало, чтобы удостовериться, что с ним всё в порядке, лицо на месте, причёска не растрепалась, галстук не развязался и тому подобное.

Зеркальный синдром второй степени

Зеркальный синдром 2 степени: эксперименты с выражением лица Зеркальный синдром 2 степени: пристальное изучение мельчайших деталей изображения

Человек испытывает повышенный интерес к своему отражению и довольно часто проверяет его качество в зеркале. Другие проявления:

  • человек часто исследует своё изображение, экспериментирует с выражением лица, причёской, макияжем, проверяя, что в наибольшей степени ему идёт, старается скорректировать изображение в зеркале в соответствии со своими представлениями об этом;
  • человек собирает собственные фотографии и изучает их, проверяя, как он выглядел в тот или иной момент, когда не мог отследить своё изображение в зеркале;

В последнее время был отмечен своеобразный ритуал, выполняемый людьми с синдромом второй степени и выше:

Это упражнение выполняется в позе со скрещёнными ногами (предпочтительно в позе Лотоса или в позе Совершенства) после того как дыхание замедленно до шести ударов пульса на вдох и шести на выдох.

  1. Сосредоточьтесь на вызывании и создании своего мысленного портрета. В зеркале души вы видите себя таковым, каков вы есть в данное время, ясно и обстоятельно.
  2. Затем думайте о будущем, о годах, которые приходят, и о самом себе, о том, как вы выглядите в этом зеркале так же, как сейчас, никогда не изменяясь.
  3. Настойчиво держитесь мысли: «Года будут идти, но это лицо никогда не постареет».

Это состояние ещё не считается пограничным, однако врачи говорят о зеркалоидном типе личности.

Зеркальный синдром третьей степени

«Я на фоне озера»: озера не видно, зато видно очень много «меня»

Человек не только испытывает повышенный интерес к собственному изображению, но также убеждён, что и другие испытывают то же самое. Отмечают следующие проявления:

  • Человек демонстративно вертится перед зеркалом, принимая различные позы и выражения лица и громогласно призывая окружающих полюбоваться его отражением.
  • Человек любит фотографироваться, однако требует, чтобы фотографирующий не нажимал на кнопку, пока он не примет соответствующую позу и выражение лица. Находясь на каком-либо мероприятии, в походе, на экскурсии человек практически не интересуется происходящим, постоянно изыскивая пейзаж или объект, на фоне которого он мог бы сфотографироваться; найдя таковой, он примеряет «подходящий ракурс» и просит кого-нибудь сделать 5-6 снимков, принимая различные позы и выражение лица.
  • впоследствии человек демонстрирует своим знакомым фотографии себя на фоне различных объектов.

Человеку с зеркальном синдромом третьей степени очень важно знать, что о нём думают другие. Он выспрашивает у знакомых мнение о своей внешности, будучи при этом повышенно чувствителен к критике и похвалам.

На этой стадии говорится о зеркалотимной акцентуации личности.

Зеркальный синдром четвёртой степени

Отражение пациента, слышащего мнимые аплодисменты от восторженных поклонников

При усилении синдрома вся жизнь человека организуется вокруг поддержания самоуважения путём получения подтверждения качества своего изображения со стороны. В этом случае речь уже идёт о болезни.

Характерные признаки: человек демонстрирует грандиозное самомнение, проявляет фантазии о собственном неограниченном успехе и непревзойдённом великолепии, требует от окружающих постоянного чрезмерного восторга, верит, что ему все завидуют, утрачивает способность к сопереживанию, считая окружающих «поклонниками».

Он хочет, чтобы в центре картины был, конечно, он сам. Его нужно написать в виде Юпитера, который сидит на Олимпе, а под ногами у него облака. Справа от него стоит Джордж Вашингтон в полной парадной форме, положив руку ему на плечо. Ангел с распростёртыми крыльями парит в высоте и возлагает на чело президента лавровый венок, точно он победитель на конкурсе красоток. А на заднем плане должны быть пушки, а потом ещё ангелы и солдаты.

— Выписка из истории болезни, д-р О’Генри

Зеркальный синдром пятой степени

Человек окончательно утрачивает связь с реальностью. Единственная реальность — собственное отражение в зеркале. Поражённый зеркальной болезнью в тяжёлой степени человек разговаривает со своим отражением и, судя по поведению, уверен, что получает ответ: ярко выражены эмоции, человек выкрикивает фразы, ведёт себя так, как будто слышит ответ, выражение его лица постоянно меняется, как будто что-то с ним происходит. Однако он не способен сообщить о происходящим с ним другим людям, так как совершенно искренне не замечает не только их вопросы, но и само их существование, что и делает излечение таким трудным.

Общаясь со своим отражением, человек забывает о насущных потребностях, что в особо тяжёлых случаях может привести к летальному исходу.

Л. построил себе дом из зеркал. Огромные зеркала вместо стен и перегородок, зеркала встроенные в мебель, панно из зеркал вместо потолков и полов. Посреди этого великолепия стоит Л. в белом с кровавым подбоем плаще и расшитой золотом феске. Многократно повторённая в отражениях зеркал фигура Л. создаёт впечатление его иллюзорной вездесущности. Справа и слева, спереди и сзади, сверху и снизу многочисленные отражения Л. в профиль и в анфас, вид Л. сверху, снизу, сзади. И кажется, чем дольше смотришь, тем больше отражений видно. Однако Л. не переносит, когда кто-либо входит в комнату и отражается в его зеркалах, в этом случае он делает нетерпеливый жест, как будто отмахивается от надоедливой мухи. С ожесточением выбрасывает вон предметы мебели, блюда с едой и кувшины с водой, как лишние предметы, мешающие свободному самосозерцанию.

— Выписка из истории болезни, неизвестный врач
  • Фотографии пациентов, беседующих с отражением в зеркале

Зеркальный синдром шестой степени

Известно крайне мало таких случаев:

  • Древнегреческий пациент Нарцисс, влюбившись в своё отражение, был не в состоянии оторваться от его просмотра и умер вследствии пренебрежения элементарными человеческими потребностями.
  • Девочка из Татарстана по имени Айога, влюбившись в отражение в зеркале, потеряла контакт с близкими и была способна произносить одну-единственную фразу: «Красивая Айога!». (По непроверенным данным, девочка в результате этого образа жизни превратилась в гуся)

Методы лечения

Некогда считалось, что наилучший способ лечения — отобрать у пациента зеркала и фотоаппараты и разлучить его с «поклонниками». Однако выяснилось, что при этом пациенты впадают в панику и пытаются соорудить зеркало из подручных материалов, включая врача, которого постоянно расспрашивают: «А как я выгляжу? А я очень бледный? А мне идёт причёска? Я Вам нравлюсь? Не правда ли, я великолепен? А почему Вы тогда не аплодируете? Я красивая? Просто красивая или очень красивая? А может, самая красивая? А точно-точно я самая-самая красивая?» и т. д. Поэтому этот метод был признан неэффективным.

Эффективным считается переориентирование пациента на более интересные аспекты бытия и творческую деятельность. Осталось только найти способ переориентирования…

См. также

  • Оно самое на видео
  • Онемэ — другая форма навязчивого созерцания.
п·о·в Зеркальная болезнь — угроза здоровью нации
Врождённые Жизнь · Синдром Шерешевского-Тёрнера
Аутоиммунные Гранулематоз Вегенера · Склероз
Воспалительные Воспаление хитрости · Насморк · Парапроебоз
Инфекционные Gangnam Style · Бакланапоцит · Ветряная оспа · Викнутость · Вирус Абсурдодефицита Человека · Геморрой · Голод · Деньги · Ересь · Зевота · Иврит · Интеллект · Караоке · Клептомания · Коронавирусы (SARS-CoV · MERS-CoV · SARS-CoV-2 · BullS-CoW · COVID-19) · Малярия
Расстройства личности Адвеголизм · Бодибилдинг · Велосипедизм · Депрессия · Диноз · Запойная трезвость · Зеркальная болезнь · Иллюзионизм · Латентная интеллектуальность · Маразм · Обледенение · Православие головного мозга · Раздвоение личности · Синдром Брауна · Синдром злого папы · Совесть · Уроэнцефалия · Чувство глубокого удовлетворения · Шизофазия · Шизофрения · Синдром Туретта · Фимоз головного мозга · Эпилепсия
Сексуальные девиации Гетеросексуализм · Гномосексуализм · Дровосексуальность · Технофилия · Использование IE
Токсикозы Спермотоксикоз
Филии и мании Апстенентный синдром · Арифмомания · Библиофилия · Комплекс модератора · Крокодилия · Мания величия · Мания преследования · Педофилия · Спортоголизм · Филосовия · Филояхтия
Фобии Арахнофобия · Гексакосиойгексеконтагексафобия · Ксенофобия · Мышебоязнь · Нонуникальсофобия · Паранойя · Числофобия · Яфобия · Весь список

Совет
Понравилось — покажи друзьям.

Это — хорошая статья.Она была признана одной из достойных статей Абсурдопедии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *