Красота страшная сила

Дочь Победоносца, чеховская героиня и фрекен Бок. «Вокруг света» разобрался, правда ли, что…

Цитаты Фаины Раневской

• Люди делятся на тех, кому хорошо, и тех, кому от этого плохо.

• Жить — это искусство, к сожалению, большинство занимается ремеслом — выживанием.

• Будущее удивительно изворотливо, до него никак не удается дожить.

• Что-то моя зарплата подозрительно смахивает на сдачу в гастрономе.

• В ЗАГСе происходит обмен проблемами, а чтобы было понятно, что бежать некуда, надевают кольца.

• Я так одинока, что поддержку оказывает только собственный скелет.

Актерские байки

Ия Саввина, актриса:
«Сидим, Фаина Георгиевна, рассказывая что-то, встает, чтобы принести книгу, возвращается, продолжая говорить. Мы внимательно слушаем, и вдруг: «Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание — не могу стоять, когда мужчины сидят»».
(Лев Лосев. «О Раневской»)

Глеб Скороходов, писатель и журналист:
«На Тверском Ф. Г. встретила знакомого.
— Фаина Георгиевна! — воскликнул он. — Вы чудесно выглядите!
— Я симулирую здоровье, — ответила она.
— Да что вы! У вас такой чудный румянец!
— Оставьте, какой же это румянец? Это чудеса науки и техники — румянец из Парижа».
(Глеб Скороходов. «Разговоры с Раневской»)

Алексей Щеглов, внук ее подруги Павлы Вульф:
«Раневская очень боялась, что ей могут предложить сотрудничать с КГБ — это в то время было распространено. Как отказаться? Один ее знакомый посоветовал, если такое предложение поступит, сказать, что она кричит во сне. Тогда она не подойдет для сотрудничества и предложение будет снято. Однажды, когда Фаина Георгиевна работала в Театре имени Моссовета, к ней обратился парторг театра с предложением вступить в партию. «Ой, что вы, голубчик! Я не могу, я кричу во сне!» — воскликнула бедная Раневская. Слукавила она или действительно перепутала эти департаменты, бог знает!»
(Алексей Щеглов. «Раневская. Фрагменты жизни»)

Фото: ЮРИЙ СОМОВ / РИА НОВОСТИ, АЛЕКСАНДР КОНЬКОВ, АЛЕКСАНДР КОСИНЕЦ / ИТАР-ТАСС, DIOMEDIA, РАМИЛЬ СИТДИКОВ / РИА НОВОСТИ, АЛЕКСАНДР КОНЬКОВ, АЛЕКСАНДР КОСИНЕЦ / ИТАР-ТАСС, DIOMEDIA, РАМИЛЬ СИТДИКОВ / РИА НОВОСТИ, МИХАИЛ ОЗЕРСКИЙ / РИА НОВОСТИ, GETTY IMAGES

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 3, март 2018 г.

Стихотворение А.Блока не имеет отдельного названия (названо по первой строке) и в первой половине построено в форме монолога-обращения к лирической героине.

При этом автор не ведет повествования от первого лица. Тем самым он как бы снимает с себя ответственность за высказываемые героине суждения: «Вас скажут», «Вы накинете», «Вы укроете», «Вы задумаетесь». В последней строфе А.Блок и вовсе будет говорить словами -ответом героини.

Лирический герой как будто пленен красотой героини. С одной стороны, он боится этого, иначе бы он не применял

к красоте эпитет «страшна». С другой стороны, еще одним определением красоты – «проста» – герой как бы стесняется своих чувств и откровенно не понимает, чем же его пленила эта женщина.

Возможно, ответ на свой вопрос он и слышит из уст героини, которая объясняет, что она – обычный и в то же время сложный человек – «не страшна и не проста я». Тут уже героиня снимает с себя всю ответственность за вопросы лирического героя, по-женски мудро объясняя все несовершенством самой жизни.

Образ женщины, воспетой в стихе, определенным образом испанизирован, близок к образу знаменитой испанки – Кармен, поскольку

есть верные приметы в виде испанской шали и розана. Передан и вспыльчивый и переменчивый характер испанки: в первой строфе шаль была на плечах, а розан – в волосах. А вот во второй уже шалью укрывают ребенка, а розан лежит на полу.

Что же вызвало такие изменения, которые очень напоминают любой испанский танец? Всего лишь то, что раньше красота была страшна, а теперь – проста. Эти же эпитеты – страшна и проста – становятся применимы не только к красоте героини, но и к ее характеру – об этом она четко говорит сама.

Стихотворение А.Блока написано четырехстопным хореем, при этом у него отсутствует рифма, но ест четкий ритм, как в испанских национальных танцах. Цветопись стиха тоже соответствует традиционному испанскому костюму: красный розан, пестрая шаль. Так, благодаря образу знаменитой Кармен, поэт говорит о трагических судьбах многие других женщин.

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *