Высший идеал человека просвещенное благочестие

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сибирская Академия Государственной службы»

Реферат по предмету:

Культурология

Тема: «Идеал человека в античности, христианском средневековье, Возрождении: сравнительный анализ».

Выполнила:

студентка группы 10113

Поцелуева Анна

Проверила:

Отургашева Наталья Вадимовна

Новосибирск 2010

Введение………………………………………………………….………. 3

1. Идеальный человек………………………………………….…….. 4-7

1.1 Представления народа об идеальном человеке……….……. 4-6

1.2 Аспекты идеального человека, сформированные обществом.. 6-7

2. Идеал человека в античности……………………………………… 8-13

2.1 Сущность человека по Сократу…………………………..…… 8-9

2.2 Проект идеального государства, общества…………….…….. 9-11

2.3 «Середина» в идеале человека…………………………….… 11-13

2.4 Понятие «калокагатия»…………………………………….…… 13

3. Идеал человека в христианском Средневековье……………….……14-16

4. Идеальный человек в эпоху Возрождения…………………….…. 17-19

Заключение………………………………………………………………. 20

Список литературы………………………………………………………. 21

Введение

Человек, сам по себе, на протяжении уже нескольких десятков веков является предметом изучения различных ученых, но до сих пор он таит в себе загадки. Во все времена самым актуальными были вопросы: каким должен быть человек? Что считать идеалом человека? Можно ли достичь идеала в реальной жизни?

На мой взгляд, очень правильный ответ дал французский историк 19 века Томас Карлейль в своей работе «Герои, почитание героев и героические истории»: «Идеалы никогда в полной мере не осуществляются в действительности, но они должны существовать, если мы вовсе не будем к ним приближаться, то все погибнем». Таким образом, именно благодаря стремлению к идеалу, в частности к идеалу человека, происходит прогресс в обществе.

Однако в разные времена представление об идеальном человеке было разное. Во многом эти взгляды формировались под влиянием исторической действительности и отвечали потребностям соответствующей эпохи.

Целью данной работы является: проследить, каким виделся идеал человека в трех эпохах: Античности, христианском средневековье и Возрождении и дать сравнительный анализ этим представлениям.

Так как интересующей меня проблемой занимались философы, то целесообразно при написании данной работы было использовать их труды, и прежде всего, труды Сократа, Платона, Аристотеля, как ярких философов античности. Среди философов Средневековья — Фомы Аквинского и Святого Августина. Идеал человека в эпоху Возрождения изучался, прежде всего, на основании творчества итальянских гуманистов, начиная с Франческо Петрарки и закончивая Джованни Пико де Мирандола.

  1. Идеальный человек

    1. Представления народа об идеальном человеке

Идеал — высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления, также – это:

  1. образец личных качеств, способностей;

  2. высшая норма нравственной личности (личностный идеал);

  3. высшая степень нравственного представления о благом и должном (аксиологический идеал);

  4. совершенство в отношениях между людьми (этический идеал);

  5. наиболее совершенное устройство общества (социальный идеал).

Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал — универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.

Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал Горький, природа дала ему в виде посоха идеал.

Среди многочисленных сокровищ народной мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания.

По мнению Энгельса, еще на заре возникновения человечества «люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и достигать их». Труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним». Прогресс в труде влек за собой прогресс и в воспитании, немыслимом без самовоспитания: постановка целей самому себе и есть конкретное его проявление. А что же касается целей «все более высоких», то они свидетельствуют о зарождении идеи совершенства в недрах еще примитивных форм воспитания. Разнообразие, совершенство и многосторонность труда, о которых писал Ф. Энгельс, требовали, с одной стороны, человеческого совершенства, а с другой — содействовали этому совершенству.

Формирование совершенного человека – залог народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен именно в этой способности.

Само понятие «совершенства» претерпевало историческую эволюцию вместе с прогрессом человечества. Труд создал человека. Стремление к совершенствованию орудий труда пробуждало внутреннее стремление к самосовершенствованию. Уже в самых примитивных орудиях труда начинают проявляться элементы симметрии, порожденные не только стремлением к удобству, но и к красоте. В борьбе за существование предки человека встречались с необходимостью согласовывать свои действия и оказывать — пусть в первое время и неосознанно — друг другу помощь. Сама вечная гармония природы и активность взаимоотношений человека с нею делали естественным совершенствование отдельных качеств человеческой личности. Идея гармонического совершенства личности была заложена в самой природе человека и в характере его деятельности. Самые примитивные орудия труда одновременно были уже носителями и зарождающейся примитивной духовной культуры: стимулировали первые проблески сознания, не только руки различали удобство и неудобство каменного орудия труда, но и глаза начинали замечать привлекательность удобного, и эта избирательность была началом примитивного чувства прекрасного.

Совершенствование индивида оказывалось обусловленным двумя величайшими приобретениями человеческого рода — наследственностью и культурой (материальной и духовной). В свою очередь, прогресс человечества был бы невозможен без стремления людей к совершенству. Само это совершенствование, порождаемое трудовой деятельностью, шло параллельно в сфере материальной и духовной культуры, шло в человеке и вне его, в человеческом общении.

    1. Некоторые аспекты идеального человека, сформированные обществом

Издревле человек – общественное существо. Он живёт среди людей. Люди объединяются в семьи, в коллективы. Человек постоянно находится среди себе подобных. В зависимости от того, в каком коллективе человек находится, он старается соблюдать правила поведения, установленные в этом коллективе. Коллектив оценивает человека по нескольких критериям:

  • Настойчивость (именно настойчивый человек добивается много в своей жизни);

  • Выдержанность (как часто нам не хватает выдержанности, а ведь порой мы находимся в двух шагах от намеченной цели);

  • Непоколебимость (идя к намеченной цели, человек встречает множество преград на своём пути);

  • Целеустремлённость (у человека должна быть цель);

  • Энергичность (всем известно, что энергичные люди добиваются гораздо больше, чем люди пассивные);

  • Интеллект (люди, добившиеся успеха в своей жизни, чаще всего люди с большим умственным потенциалом);

  • Знания (чтобы добиться успеха в намеченной цели, необходимо обладать некоторыми знаниями, использовать опыт других людей);

  • Реализм (нужно трезво оценивать свои возможности, а, оценив, идти к своей цели);

  • Динамическая корректировка (всё в мире меняется, открываются новые возможности, и чтобы легче было добиться своей цели, нужно подстраиваться под условия жизни);

  • Хорошая физическая подготовка (выдержка);

  • Внушение доверия к себе (человек, который внушает к себе доверие, может много добиться);

  • Отсутствие плохих ярлыков (на каждого человека «вывешиваются» ярлыки, пусть это будут хорошие ярлыки).

  1. Идеал человека в античности

2.1 Сущность человека по Сократу

Интерес античных философов к человеку появился не сразу. Долгое время в центре их внимания находился космос и мировое устройство. Лишь софистам удалось произвести смещение оси философского исследования с космоса на человека. Благодаря Протагору (491-481гг. – к. 5 в. до н.э.), провозгласившему: человек есть мера всех вещей, стало возможно дальнейшее изучение человека.

Одним из первых, изучением человека занялся Сократ (470 -399 г. до н.э.) Главный вопрос, который мучил Сократа: что есть сущность человека? А ответ, полученный им, в конечном счете: человек – это его душа. Причем под душой Сократ понимал наш разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение.

Таким образом, в особой заботе нуждается не столько тело, сколько душа человека: «Нет другой истины, которой я гляжу в лицо, и в которую вы не можете не верить, юноши и старцы, что не о теле вашем должны вы заботиться, ни о богатстве, ни о какой другой вещи прежде чем о душе, которая должна стать лучшей и благороднейшей; ведь не от богатства рождается добродетель, но из добродетели – богатство и все прочее, что есть благо для людей, как для каждого по отдельности, так и для государства». В соответствии с этим, идеальный человек, по мнению Сократа, – человек добродетельный.

Тремя основными добродетелями Сократ считал:

Сомнение («я знаю, что ничего не знаю») должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию («познай самого себя»). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознание, природа же — это нечто вторичное.

писал Д.С. Мережковский, поэт XX века.

Действительно, Бог открывался человеку множество раз. В различ­ные времена представители разных народов воспринимали его по-разно­му, В каждой культуре создавался свой, особый язык общения с Богом.

Обратимся к одной из древнейших религий мира — буддизму и посмотрим, как в ней выразился Божественный Идеал.

Ученик. Своё название буддийская религия получила от её основателя Буд­ды, жившего в Индии в VI-V вв. до н.э., ныне это территория Непала. Будда историческое лицо, его настоящее имя Сиддхартха Гаутама. Он был сыном вождя племени шакьев, обитавшего в предгорьях Гималаев. Согласно легенде, Его рождение было ознаменовано необычайными знамениями; брахманы предсказали отцу, что сын его будет великим царем, если останется в миру, и сделается Буддой, освободителем вселенной, если уйдет от мира. Аскет Девала пришел взглянуть на божественного младенца и, предсказав ему великое будущее, возблагодарил богов, удостоивших его дожить до появления Будды.

В 16 лет он женился на прекрасной Ясодхар, победив своих соперников в стрельбе из лука и других состязаниях. Жизнь его проходила счастливо, среди всякого изобилия и богатства. Отец нарочно окружал его всевозможной роскошью и радостями, чтобы уберечь его от монашеского пути. Но однажды, во время первого выезда из дворца Сиддарта, он впервые увидел старика, больного, мертвеца и монаха. Это зрелище взволновало царевича и натолкнула его на мысль о страдании. Ему представилась необходимость найти истинное блаженство для того, чтобы спасти и себя, и свою милую Ясодхару, и все страдающее человечество. Однажды ночью, после вещего сна, он принял решение уйти от своей прежней жизни, от почета и славы, роскоши и богатства, от родителей и любимой жены. Незаметно он выходит за ворота дворца, надевает желтый плащ нищего монаха и сливается с бесконечной толпой, которая бродит по пыльным, белым дорогам Индии. Так Будда в 29 лет, пораженный фактом обилия переживаемых людьми страданий, расстался со всеми благами и соблазнами роскошной жизни, оставил жену с малолетним сыном и отправился странствовать. Наконец, в некий момент, Гаутама, сидя под деревом, внезапно узрел истину, и именно с этого момента стал Буддой, то есть просветленным, озаренным, умудренным. Умер в 480 году до нашей эры, положив основание многолюдной церковной организации (сангхе).

За два с половиной тысячелетия своего существования Буддизм создал особую культурную цивилизацию, отразившую множество традиций народов, исповедующих эту религию. Изображение Будды, в искусстве прошло длительный путь и выработало определенный художественный канон.

В раннем искусстве изображения Будды в человеческом облике не встречались. Будду и его учение воплощали в образах священного дере­ва бодхи, под которым он достиг Просветления, трона Будды, Колеса Закона, отпечатков ступней ног, символизирующих уход Великого Учи­теля за пределы земной жизни. Первоначально основы буддизма увеко­вечивали в монументальном искусстве: в колоннах с высеченными ука­зами Правителя, в ступах — мемориальных, погребальных сооружени­ях и в пещерных храмах, где хранились реликвии (священные предме­ты) самого Будды.

Лишь к началу новой эры Будду стали изображать в облике челове­ка. Его образ приобретает черты древнегреческой скульптуры. Это связа­но с тем, что греки со времен Александра Македонского имели свои владе­ния в Индии. Прообразом зримого облика Будды послужили статуи олим­пийского бога Аполлона. И все-таки скульптурные изображения со временем начинают приобретать более национальные черты. Тогда же сформировалась и система мудр, передающая этапы священного пути Правителя через особое положение рук, ладоней и пальцев.

Образ Будды — это не только предмет поклонения, но и идеальный образ Человека. Отрешенность от мира претворена в образе удивитель­ной красоты и спокойствия. Изображению лица Будды придавалось осо­бое значение. Одухотворённое, загадочное и непроницаемое, оно выража­ло идею обретения нирваны (состояния полноты внутреннего блаженства, удовлетворённости и отсутствия желаний). Оно выражало отрешённость от земных забот, отличалось правильностью, соразмерностью и пропор­циональностью черт.

Главная задача, стоявшая перед ваятелями, заключалась в переда­че гипнотического эффекта воздействия на зрителя. Вот мы видим его сидящим на цветке лотоса. Он спокоен, безмятежен, его не тревожит мир страстей, желаний, жизненных бурь и невзгод. Для обычного человека он кажется далёким и недосягаемым. Но если приглядеться повнимательнее, мы наверняка увидим и почувствуем за этими спокойными и неподвиж­ными чертами сильные страсти и эмоции. Его глаза закрыты, но они из­лучают огромную силу духа, а весь образ наполнен колоссальной жизнен­ной энергией.

Художественный канон разрешал изображать Будду стоящим, си­дящим и лежащим. Стоящий или идущий Будда обязательно обращен лицом к зрителям. Он одет в ниспадающие мягкими складками одежды. Сидящий Будда символизирует достижение Просветления. Ладони и паль­цы его рук всегда сложены в одном из ритуальных жестов. Например, когда ладонь поднятой от локтя руки открыта и повернута к идущему навстречу, жест означает «подойди ко мне без страха»; кисти лежат ладонь на ладонь на скрещенных ногах – это мудра (познание истины в глубокой медитации) размышления и сосредоточения. Будда, лежащий в нирване на правом боку, положил под голову правую руку. Это умираю­щий Будда, поэтому вокруг него множество скорбящих в неутешном горе фигур. И всё-таки он не выглядит усопшим, он как будто спит или отдыхает, только застывшие складки одеяний свидетельствуют о смерти.

Образ Будды, множество раз воспроизведённый в камне, мраморе и брон­зе воплощает тридцать два признака совершенства, главными из кото­рых являются удлиненные мочки ушей — знак благородного происхожде­ния основателя буддизма, выступ на темени — символ божественной муд­рости, родимый знак на лбу (урна) – символ всеведения Будды, миндалевидные глаза и т, д.

Учитель. Будда всемогущ и многолик. Если христианство неразрывно связа­но с верой в Христа, а ислам с верой в Аллаха, то существует огромное количество Будд, проживающих множество жизней. Есть Будды прошло­го, настоящего и будущего, есть группа в тысячу Будд.

Индуизм — это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. С точки зрения привычных европейских стандартов, индуизм выглядит логически неорганизованным и бессистемным. Но, с точки зрения традиционной индийской культуры, он имеет системность совершенно особого рода: она связана с мифологическим субстратом и сохраняет во многом колорит архаической эпохи.

стать индуистом нельзя, им можно только родиться. Главным для индуиста было и остается следование древним традициям, заповедям предков и соблюдение ритуально-поведенческих норм, которые, согласно преданиям, были возвещены богами, запечатлены в мифах и подтверждены авторитетом священных текстов. Возникновение индуизма не приписывается какому-либо одному конкретному лицу, и в этом его отличие от других религий.

Традиционный индуизм признает существование великого множества богов богинь, но главными из них считаются тримурти, т.е. триада богов, — Брахма, Вишну и Шива. В индуизме религиозное поклонение практикуется только в отношении Вишну и Шивы. Хотя Брахма является главой тримурти, его культ отсутствует, потому что люди считают его недосягаемой высшей действительностью. Он, скорее, представляет философскую идею религии, над которой стоит размышлять, а не поклоняться ей.

Индуизм — это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что Бог проявляет Себя в различных ипостасях. Человек может поклоняться той из ипостасей Бога, которая наиболее близка ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения. Большинство индуистов верят во вселенского Бога, который одновременно находится внутри каждого живого существа и к которому можно приблизиться различными путями. В понимании индуиста, верховному существу можно поклоняться в бесчисленных формах — в форме Кришны как прекрасного юноши или всемогущего правителя, в форме человекольва, в форме прекрасной девушки или даже в форме бесформенного камня. В средневековой Индии, на ряду с многочисленными божественными проявлениями сложилась основная божественная триада во главе с Брах­мой, Вишну — хранителем мира и Шивой, олицетворяющим движение жизни в природе» её созидательные и разрушительные начала.

Вишну чаще всего изображается (и на рисунках, и в скульптурах) в виде четырёхрукого мужчины. В одной руке у него боевая раковина (он трубит в неё во время сражений), во второй — палица, в третьей — чакра (метательное оружие в виде металлического диска), в четвёртой — цветок лотоса. Оружие в трёх руках символизирует готовность Вишну бороться с силами зла, цветок лотоса символизирует его любовь к людям и готовность им помогать.

Ученик. Шива изображается как божество несущее как благо так и бедствия. Волосы у него собраны в коническую прическу. Если Шива изображен танцующим, у него может быть более 4-х рук. Под одной его ногой находится распластанная фигурка безмятежного карлика, символизирующего мир, которого пересоздает Шива. Широко известно изображение Шивы — космического царя танцев, который осуществляет круговращение Вселенной, изображенной в виде ореола с язычками пламени. Он стоит на одной, чуть согнутой в колене правой ноге, левая его нога грациозно выставлена вперёд. Многочислен­ные косички причёски разлетелись в танце, его улыбка спокойна, взгляд внимателен. Танцуя, он движет миром и в танце побеждает своего врага -демона тьмы и незнания, что означает уничтожение всего старого и от­крытие нового цикла жизни. Бронзовая фигура Шивы символична: бара­банчик в правой руке символизирует космические ритм, огонь в левой -олицетворяет разрушение. Жест четырёх рук также имеет определённый смысл, символизирующий сверхъестественные силы.

Всемирно известно монументальное изображение трёхликого Шивы в пещерном храме на острове Элефанта (недалеко от Бомбея). Величественное божество, одновременно воплощающее силы разрушения, созидания и покоя, слов­но вырастает из огромной каменной глыбы. Масштабы этой фигуры и се­годня ошеломляют зрителей. Высота одних только голов достигает шес­ти метров, а скрытое в камне туловище предлагает нашему воображению домыслить всё остальное. Грозное выражение трех ликов, смотрящих в разные стороны, производит неизгладимое впечатление.

Учитель. Христианское искусство также воплотило Божественный Идеал. На протяжении двух тысяч лет к имени к личности Иисуса Христа было приковано внимание значительной части человечества. Даже наше лето­исчисление связывают с днём Его рождения. Вы уже многое знаете о зем­ной жизни и учении Христа, а поэтому обратимся к истокам художествен­ного канона, воплотившего идеал «кроткого и смиренного сердцем» Человека.

Мария и Иосиф пошли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе. В это время Сирией управлял Квириний (Лк.2:1-2). Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф с Марией были потомками Давида, они направились в Вифлеем.

После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу трёх волхвов (мудрецов). Они преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну; к тому времени Святое Семейство уже нашло приют в доме (или возможно в гостинице). (Мф.2:1-11)

Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода. (Мф.2:16

Ученик. Известно, что первые христиане, преследуемые римскими власти­телями, вынуждены были скрываться в укромных местах, так называемых катакомбах — запутанных лабиринтах пещер, созданных в 2-4 вв. для погребения усопших, где умерших хоронили в стенных нишах, замуровывая или закрывая нишу плитой. Здесь, среди мрачного царства смерти, на стенах появились первые символические изображения христианской веры.

Рыба агнец, голубь, павлин, феникс, пеликан, виноградная лоза, лилия. якорь корабль, Добрый Пастырь (то есть пастух) — вот наиболее частые христианские символы встречаемые здесь.

Символ в пер.с греч. Обозначает «знак», и в христианском искусстве соединяет два мира — видимый и невидимый. В жестокие времена гонений нередко первые христиане узнавали друг друга по этим тайным знакам.

Традицию использования опознавательных знаков первые христиане переняли у древних греков. В Древней Греции существовал такой обычай: друзья, расставаясь на долгие годы, разламывали пополам какой-нибудь предмет (табличку с надписью, глиняную статуэтку, светильник и др.), и каждый получал свою половинку. Встретившись после долгой разлуки, они или их потомки узнавали друг друга, сложив две половинки некогда целого предмета. Точно так же работал и христианский символ: внешнее изображение являлось лишь частью того потаённого смысла, который был доступен только верующим.

Помимо символов излюбленным сюжетом настенной росписи раннего христианства является фигура доброго пастыря — аллегорическое изображение Христа, которая представлена и во многих произведениях западно-европейского искусства. Чаще всего в них пока­зан безбородый юноша с овечкой на плечах. Такое изображение вполне соответствовало словам Священного Писания: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».

В маленьком городе Равенна на севере Италии до наших дней сохра­нилось мозаичное изображение Христа в облике Доброго Пастыря. Он сидит в центре райского сада в окружении овечек» гуляющих по зелёной траве. Левой рукой он ласково прикасается к одной из них. На первый взгляд, в его облике нет ничего царственного. Но если приглядеться более внимательно, то вокруг головы можно заметить божественный нимб -символ святости. На нём золотой хитон с голубыми клавами (символами царской власти), поверх колен — плащ пурпурного цвета. Торжественно, как и подобает императору, он восседает на пригорке, как на троне. Одной рукой он придерживает крест — атрибут царской власти, напоминающий императорский посох.

Обратим внимание на одну интересную деталь: рука пастыря тя­нется к овечке, а голова, как ни странно, обращена в другую сторону. Куда же устремлён его взор? Может быть, к другим стадам «овец Христовых», которые жаждут приобщиться к его учению.

С VIII века изображения Христа в облике человека оказались под запретом церкви: это считалось пережитком поклонения языческим бо­гам. Свыше ста лет средневековое искусство создавало символические орнаменты и пейзажи, животных и птиц, И все-таки в настоящее время таких росписей почти не сохранилось, так как большинство из них было уничтожено сторонниками христианской веры.

Ученик. Начиная с 10 века традиции изображения Христа в человеческом облике повсеместно восстанавливались в искусст­ве Европы. Идеал человека нашел свое художественное отражение в образе Христа – как человека высокого духа и праведности, понятие об идеальном человеке, способном принести себя в жертву ради искупления грехов человеческих. Действительно, утверждение церковных служителей «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» вполне подходит произведениям представленных художников.

Например, в картине «Христос в пустыне» (1872) русскому художнику И.Н. Крамскому, в образе Христа удалось убедительно высказаться об очень важной для человечества проблеме нравственного выбора, которая встает перед каждым, понимающим свою ответственность за судьбы мира..

Сам Крамской так объяснял это произведение: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье… И вот у меня появляется страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Но как рассказать… И вот однажды, когда особенно был этим занят… увидел вдруг фигуру, сидящую в глубоком раздумье. Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении».

В иконе Владимирской богоматери мы видим святую грусть матери, знающей о трагической судьбе сына. Икона выражает идею жертвенности и материнской любви. Мир переживаний богоматери глубоко человечен и понятен каждому.

Учитель. Не менее своеобразно складывался художественный канон изобра­жения Божественного Идеала в исламской религии. По-арабски «ислам» означает «покорность», «предание себя Богу». Исповедующие ислам называют себя мусульманами, от слова «муслим», то есть «предавший себя Аллаху». Многобожию арабских племён, которые поклонялись небесным светилам, камням, деревьям, ручьям и т, д., ислам противопоставил культ всемогущего Бога Аллаха, В одном из стихотворений Л. С. Пушкина есть слова, в кото­рых поэт выразил заветную мысль мусульманина о существовании еди­ного и вечного Аллаха — творца всего сущего:

Зажёг ты солнце во вселенной,

Да светит небу и земле..,

Творцу молитесь; он могучий:

Он правит ветром; в знойный день

На небо насылает тучи;

Даёт земле древу ну тень.

Ученик. Основателем мусульманской религии считается арабский купец Мухаммед (около 570-632 гг.) из города Мекки (ныне Саудовская Ара­вия). Он рано потерял родителей, рано познал нищету, в детстве пас скот, а в сорок лет начал проповедовать. По представлениям мусульман, именно он явился посланником Аллаха, пророком, несущим людям божествен­ное слово. После его смерти начатое им проповедничество продолжилось с триумфом. Ислам, исповедуемый третью человечества, стал одной из могущественных религий мира.

Аллах! Он вечен, и извечен, он никогда не был рожден и никогда не умрет. Он един, В Коране — священной книге мусульман — говорится: «И сказал Аллах: не берите двух Богов; ведь Бог — только один, и Меня бойтесь!»

Но как же выглядит Он? Ислам запрещает даже думать об этом. Его нельзя представить не только в облике человека, но и ни в каком другом образе. Более того, в исламе запрещается изображение любого живого существа. В Коране сказано, что несчастье ждет того художника, который нарушит этот запрет. Существует притча, согласно кото­рой один художник спросил брата Пророка Мухаммеда о том, может ли он рисовать животных? Мудрец ответил; «Можешь, но рисуй их, чтобы они не походили на живых существ, или старайся, чтобы они на­поминали цветы».

Вот почему в искусстве ислама получили широкое распространение различные виды орнамента и каллиграфия (искусство красивого и чёт­кого письма), символически воплощающие религиозные воззрения мусульман. На этих иллюстрациях мы видим превосходно выполненную каллиграфию в образе льва, птицы, морского пейзажа, груши и т.д.

В оформлении культовых зданий получил развитие геометрический орнамент, состоящий из знаков и мотивов, имеющих религиозное значение. Так, например, слово «Аллах» обозначалось четырьмя верти­кальными линиями, которые схематично выражали буквы этого араб­ского слова. Включённые в квадрат, они становились символом священно­го здания мусульман в Мекке — Каабы. Два пересечённых квадрата обра­зовывали восьмилучевую звезду — самый распространенный элемент ис­ламской орнаментики. Треугольник обозначал «око» Бога, пятиугольник символизировал пять заповедей ислама; веру в единого Бога, пятикрат­ную молитву, милостыню, пост и паломничество в Мекку.

Наряду с геометрическими узорами широкое распространение на­шли и растительные мотивы. Особых высот достигло искусство калли­графии. Художественно оформленное слово в виде надписи или графичес­кого символа украшает входы в мечети и дворцы, страницы книжных рукописей, узоры на тканях, коврах, изделиях из керамики, стекла и металла.

Религия — это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, недоступное пониманию человека.

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Отношение ислама к изображениям с одной стороны обусловлено общесемитическим неприятием сотворения каких-либо изображений, с тем, чтобы не сделались они объектами поклонения. С другой стороны, оно обусловлено позицией ислама, что суть всего, в том числе и сотворенного вокруг нас, неподвластна человеческому разуму, и знание этой сути прерогатива только Бога

Итог: Религиозные верования и знания могут быть рассмотрены как ценностные системы, занимающие особое место в духовной культуре общества, поскольку они определяют смысл и значение предельных состояний человеческого бытия, о которых говорилось выше. Наряду с этим они включают в свое содержание моральные ценности и установки, как правило, аккумулирующие в себе выработанные веками нормы и правила человеческого общежития. Содержат они и гуманистическую ориентацию, призывающую к социальной справедливости и любви к ближнему, взаимной терпимости и уважению. Поэтому вполне естественно, что религиозные идеи и ценности способствуют социальной интеграции и стабильности общества.

ИДЕАЛ (фр. idéal, лат. idealis, от греч. ἰδέα – вид, образ, идея) – 1) в общеупотребительном смысле: (а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, (б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, касающийся, как правило, личных качеств или способностей; 2) в гносеологическом и научном смысле – истина; 3) в эстетическом – прекрасное; 4) в этическом смысле: в теоретическом плане – (а) наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление (о благом и должном), в нормативном плане – (б) совершенство в отношениях между людьми или – в форме общественного идеала – такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство, (в) высший образец нравственной личности.

«Идеал» как специальное понятие ценностного рассуждения формируется в просветительской и романтической мысли. Однако в историко-философском анализе оно может быть реконструировано и в отношении иных, более ранних эпох путем вычленения представлений о высшем благе (подлинном блаженстве), конечном предназначении человека или его доминирующих обязанностях. Теоретическое толкование идеала зависит от решения проблемы соотношения идеала и реальности.

Натуралистическое понимание ценностей предполагает следующие трактовки идеала. 1. Идеал рассматривается как результат обобщения и/или абсолютизации в культуре того, что составляет предмет потребностей человека. Схема такого понимания предзадана золотым правилом нравственности – в идеале обобщено указанное в золотом правиле: «как хотите, чтобы с вами поступали люди». 2. Идеал трактуется как результат обобщения содержания норм и правил или отвлечения этого содержания от конкретных задач действия; соответственно, идеалов столько, сколько норм: в каждом устанавливается общая цель, сообразно которой формулируется предписание относительно того, чего не следует или что следует делать. По такой логике нет идеала вообще, но есть идеалы, соответствующие разным ценностям (красоты, добра, справедливости и т.д.). Наряду с этим на практике универсальный идеал может индивидуализироваться и принимать персонифицированные формы, трансформируясь в личный идеал, т.е. в представление индивида о лучшем из всего того, что ему известно, или в индивидуально принятый стандарт чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей. Идеал, т.о., теряет свою универсальность, трансформируется в идол или кумир; отсюда возникает впечатление, что идеалов столько, сколько людей. От индивидуализации идеала отличается его конкретизация в отдельном образе (напр., совершенной или божественной личности) при сохранении его абсолютных характеристик. 3. Идеал рассматривается как имманентные социальной или индивидуальной действительности требование или ценность, раскрывающие перед человеком более обширные перспективы. Так трактуемый идеал оказывается сведенным к ценностной ориентации или базовой поведенческой установке; при этом не непременно–к некоторому фактическому (социальному, психическому или физическому) состоянию индивида, так что должное – в соответствии с контекстом ценностного рассуждения – может мыслиться противостоящим сущему.

При идеалистическом понимании ценностей идеал рассматривается как существующий трансцендентно к реальности и данный человеку непосредственно, через «голос совести» (Платон) или априорно (Кант). Концепция идеала, основанная на радикальном противопоставлении должного и сущего, ценности и факта, получила развитие в неокантианстве (В.Виндельбанд, Г.Риккерт), в русской религиозной философии (В.С.Соловьев, С.Л.Франк, Н.О.Лосский).

Как форма нравственного сознания идеал является одновременно ценностным представлением, поскольку им утверждается определенное безусловное положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку это содержание определено в отношении воли человека и вменяется ему в обязательное исполнение. В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место; им определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д. По тому, признается ли существование универсального и абсолютного идеала в качестве критерия выбора ценностей и оценки, мыслители делятся на абсолютистов и релятивистов.

Европейская культура начинается с идеала единства, выраженного в натурфилософском учении о бесконечном едином начале Космоса, в гармонии с которым заключается подлинное существование. В отпадении от Логоса видел Гераклит причину порока и духовной смерти. Античное представление о всемирности воплотилось в государственной политике, направленной на установление власти, призванной объединить множество государств и народов. В философии это представление было развито в стоической мысли в виде идеала духовного единения всего человечества. Этот идеал был воспринят христианством. Стоики (с индивидуалистических позиций) и раннехристианские мыслители (с коммунитарно-соборных) первыми показали, что в условиях индивидуализированно-автономного и взаимно-обособленного существования человека реализация идеала возможна лишь как индивидуальное самосовершенствование, опосредованное духовным овладением внутренними и внешними обстоятельствами жизни и их преображением. Идеал единства – единства человека с природой, с согражданами и с самим собой – провозглашается или предполагается в качестве высшей нравственной идеи практически во всех развитых религиях.

В восприятии и интерпретации идеала единства возможны две крайности: а) социологизаторская (в частности, политическая, корпоративная) трактовка – как требование к установлению и укреплению сообщества; б) утопическая трактовка, согласно которой идеал осуществим лишь при разумной, соответствующей природе реорганизации социальности. Такое понимание идеала косвенно отразило представление о том, что нравственный прогресс исторически осуществляется через определенные общественные формы. Игнорирование социального измерения духовности также представляет собой своего рода утопизм и может вести к нигилизму. Под выражением «нравственный идеализм» понимают веру человека в то, что в этом мире есть нечто святое, непоколебимое, значимое для всех честных людей. Нравственный идеализм противостоит материализму, или меркантилизму, т.е. воззрению, согласно которому все в жизни подчинено материальным интересам и стремлению людей к собственной выгоде. Непонимание того, что невозможно инструментализировать абстрактное императивное содержание идеала в конкретных поступках или в качестве исключительной индивидуальной нравственной задачи, упование на непосредственное и тем более полное воплощение идеала представляет другую форму «идеализма». Такой «идеализм» может выражаться в пренебрежении или ненависти к реальности, в которой более или менее относительное добро присутствует наравне со злом, и бегстве из активной жизни, которую не удается втиснуть в рамки «бескомпромиссно» понятого идеала. Идеализму в этом значении слова противостоит реализм, опасность которого проявляется в педантичной приверженности идеалу как абсолютному добру. Между тем, воплощение высокого императивно-ценностного содержания нравственного идеала в конкретных поступках предполагает осуществление ряда менее общих принципов и исполнение частных нравственных требований.

Литература:

1. Мур Дж. Принципы этики. М., 1984, с. 275–323;

2. Соловьев В.С. Оправдание добра. – Соч. в 2 т., т. 1. М., 1988;

3. Франк С.Л. Нравственный идеал и действительность. – В кн.: Он же. Живое знание. Берлин, 1923, с. 169–197;

4. Фромм Э. Здоровое общество . – В кн.: Он же. Мужчина и женщина. М., 1998, с. 146–185;

Тест по обществознанию Мораль для 8 класса с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 2 части. В части А — 4 задания, в части В — 1 задание.

1 вариант

Часть А

A1. В Нагорной проповеди провозгласил свои заповеди:

1) Моисей
2) Христос
3) Конфуций
4) Кант

А2. Что такое патриотизм?

1) правовая норма
2) мораль
3) национализм
4) любовь к Родине

А3. Верны ли суждения о нравственности: а) мораль — слово, часто употребляемое вместе с понятием нрав­ственности; б) нравственность — практические поступки людей?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. Верны ли суждения о добре: а) добрым быть труднее, чем злым; б) в жизни человек часто стоит перед выбором между добром и злом?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Часть B

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «гуманизм». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1) человеколюбие
2) нравственность
3) аморальность
4) доброта
5) милосердие
6) сострадание

2 вариант

Часть А

A1. Христианский идеал морали призывает преодолевать вражду через:

1) применение силы
2) философский спор
3) милосердие
4) проповедь

А2. Каким словом, по мнению Конфуция, можно руководствоваться всю жизнь?

1) взаимность
2) принципиальность
3) правда
4) скромность

А3. Верны ли суждения о гражданственности: а) образ­цом гражданственности является патриотизм; б) граждан­ственность в современном мире не является необходимым качеством человека?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. Верны ли суждения о морали: а) мораль — это мысли, идеи о добрых поступках; б) мораль вырастает из практи­ческой нравственности?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Часть B

В1. Что из перечисленного характеризует главные моральные нормы?

1) почитание старших
2) преследование инакомыслящих
3) равнодушие
4) не посягать на чужое
5) гуманизм
6) стремление к богатству

Ответы на тест по обществознанию Мораль для 8 класса
1 вариант
А1-2
А2-4
А3-3
А4-3
В1-3
2 вариант
А1-3
А2-1
А3-1
А4-3
В1-235

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *