Сказка о нравственности

полученной на 2 стадии. На этой стадии запланировано достижение нескольких важных целей. В первую очередь учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер.

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Цель применения технологии ЧПКМ — научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни .

Важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать выводы.

Литература

1. Агапов И. А. Учимся продуктивно мыслить. М.: Пресс, 2001 г. 369 с.

2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М., 1998 г. 280 с.

3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке, М.: Просвещение, 2011. 186 с.

Влияние сказки на нравственное воспитание детей дошкольного

возраста Еремеева В. В.

Еремеева Василина Васильевна /Егетееуа Уазйта УазИета — студент, кафедра дошкольного образования, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: в статье анализируются способы передачи знаний о мире через сказку. Раскрывается значимость нравственного воспитания в дошкольном возрасте. Ключевые слова: нравственность, воспитание нравственности, сказка.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Любая сказка имеет социально -педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно — образной значимости. Сказка является одним из важнейших нравственно — педагогических средств формирования личности.

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость — результат борьбы, результат совместных усилий.

Работа будет эффективной, если при использовании сказки в нравственном воспитании мы так же будем опираться еще и на принцип вариативности, учитывая возрастные особенности. Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом

разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного воспитания .

Для успешного развития нравственных представлений у дошкольников, необходимо создать педагогические условия. Формы работы с детьми: чтение сказок (Народные и литературные сказки), беседа по сказкам, занятия по сказкам. Также к работе по формированию нравственных качеств нужно подключать родителей. Проводить консультации с родителями на тему «Читайте детям сказки».

В процессе эксперимента, который проводился в МЮДОУ «Ньургусун» с. Сунтар РС(Я) проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Мы проводили исследование в старшей группе всего 10 детей, за критерии нравственности принимались ответы на вопросы, где выявилось: насколько ребенок понимает смысл сказки, мораль, правильно ли выделяет в сказке нравственные качества героев. Полученные результаты были выражены в трех критериях (высокий уровень, средний, низкий). Во время констатирующего этапа выяснилось, что 30% детей относятся к критерию «высокого уровня развития нравственных качеств», а 40% к «низкому». После проведения формирующего этапа, где проводились методы применения сказок, высокий уровень заметно повысился — 60%, низкий — 0%. Эксперимент наглядно показал, что применение сказки воспитывает в детях нравственные качества.

Проблема нравственного воспитания личности существует давно и в этой области сделано немало открытий. Педагогический процесс нравственного воспитания -организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и коллективизмом формируются черты характера, нравственные качества. На протяжении всего дошкольного возраста надо стараться учить детей слушать, воспринимать и понимать сказку .

Таким образом, в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для влияния сказок на нравственное воспитание детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.

Литература

1. Мельникова Н. В. Нравственная сфера развития дошкольника: учеб. Пособие. Шадринск: ШГПИ, 2010. 109 с.

3. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В. Г. Нечаевой. М.: Сфера, 2002. С. 185.

Программа нравственного воспитания с использованием русских народных сказок «Введение в сказку»

Актуальность

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать с помощью народных сказок. Сказка способствует познанию ребенком окружающего мира, нахождения в нем своего места, определению своей роли, т.е. помогает ребенку социализироваться в мире. Программа способствует формированию нравственных качеств ребенка, умению оценивать поступки героев сказок и управлять своим поведением.

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

Главное назначение сказки – это воспитание добрых чувств, доброты. Доброта сегодня стала наиболее дефицитным явлением в окружающей жизни. Известный педагог Ш.А. Амонашвили говорил, что «именно чувство доброты составляет основу нравственной целостности личности. Только добрый человек может сострадать и сочувствовать. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым. Чувство доброты есть корень всех благородных качеств».

В первом классе я успешно реализовала программу «Введение в сказку»

цель, которой — нравственное воспитание младших школьников на материале русских народных сказок. Программа способствует формированию нравственных качеств ребенка, умению оценивать поступки героев сказок и управлять своим поведением.

Программа реализуется:
• во внеурочной деятельности

• на уроках литературного чтения

• на уроках изобразительного искусства и трудового обучения (полученная информация транслируется учащимися в виде индивидуальных или коллективных творческих работ).

В содержание программы включены только русские народные сказки:

— сказки о дружбе («Рукавичка», «Зимовье»);

— сказки о хитрости («Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин», «Лиса и козел»);

— сказки про злых и добрых людей («Морозко», «Крошечка — Хаврошечка»);

— сказки про маленьких да удаленьких («Жихарка», «Гуси — лебеди», «Маша и медведь»);

— сказки про умных, глупых, жадных и хвастливых («Заяц и еж», «Два жадных медвежонка», «Заяц — Хваста»);

Из большого многообразия русских народных сказок на уроках по программе младшие школьники знакомятся только с бытовыми сказками, потому что они имеют большую социальную направленность, чем волшебные сказки, более понятны детям и соответствуют их возрасту. Эти сказки короткие, легко пересказываются и запоминаются. Во всех этих сказках нет прямых наставлений детям («Не обманывай», «Слушайся родителей», «Не бери чужого» и т.д.), но в их содержании всегда заложен нравственный урок, который дети постепенно воспринимают, многократно возвращаясь на протяжении 3-4 уроков к тексту сказки. Например, сказка «Рукавичка» учит сочувствовать другим, быть добрым; сказка «Зимовье» учит дружить; глупость высмеивается в сказке «Заяц и еж», а жадность осуждается в сказке «Два жадных медвежонка»; трудолюбие и терпение всегда вознаграждается в народных сказках («Крошечка – Хаврошечка», «Морозко»); сказка «Маша и медведь» учит не отчаиваться, если попал в беду, а стараться найти выход из сложной ситуации.

Зачастую, нравственный урок выражается в пословицах и поговорках:

— «Слезами горю не поможешь» (сказка «Гуси-Лебеди»);

— «В тесноте, да не в обиде» (сказка «Рукавичка»);

— «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится» (сказка «Жихарка»);

— «Мягко стелет, да жестко спать» (сказка «Лиса и козел»);

— «Мир не без добрых людей» (сказка «Морозко»);

— «Жадность не доводит до добра» (сказка «Два жадных медвежонка»);

— «Там где дружат – живут, не тужат» (сказка «Зимовье»);

— «Как аукнется, так и откликнется» (сказка «Лисичка со скалочкой»);

— «При солнышке тепло, а при матери добро» (сказка «Крошечка — Хаврошечка»).

На уроках вместе с детьми обязательно разбираются пословицы, обсуждается смысл каждой из них, выясняется их происхождение, а потом вместе с детьми обговариваются такие ситуации из жизни, для которых бы подходила данная пословица.

Содержание бытовых сказок строится в основном на взаимоотношениях героев, причем, как правило, эти герои противоположного характера. Например, умная, хитрая лиса и глупый козел в сказке «Лиса и козел»; глупый заяц и умный еж в сказке «Заяц и еж»; трудолюбивая, терпеливая падчерица и ленивая, нетерпимая родная дочь мачехи в сказке «Морозко». В таких случаях в ходе беседы по содержанию сказки дети почти не испытывают затруднений в оценке поступков героев или в нравственном выборе «что хорошо – что плохо».

На уроках большое внимание уделяется выражению детьми своих чувств к герою, своего отношения к его поступкам. Делается это примерно с помощью таких вопросов-заданий.

«Если бы вы очутились у заброшенного колодца, в который попал козел, что бы вы сделали?» (сказка «Лиса и козел»);

«Кого тебе жалко в этой сказке? Хочется ли тебе помочь лисе?» (сказка «Лиса и кувшин»);

«Кому ты больше сочувствуешь: Маше или медведю» (сказка «Маша и медведь»);

«Почему же мне в этой сказке никто особенно не нравится?» (сказка «Лисичка со скалочкой»);

«Больше всего в сказке мне нравится …Кто? Угадайте!» (высказать свое чувство).

Такая игра в форме вопросов и ответов вызывает сопереживание героям и позволяет развести в разные стороны хорошие и плохие поступки. Это без сомнения влияет на формирование добрых чувств у детей.

Очень нравятся детям такие творческие задания, как: преобразовывать ход события (повествования), придумывать различные концовки, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Надо, чтобы дети понимали, что все можно улучшить, изменить и усовершенствовать по-доброму. Например, изменяя концовку сказки «Лиса и кувшин», дети приходят к выводу, что нельзя брать чужое, надо уметь просить, и учатся это делать на занятии.

На занятиях проводятся различные упражнения, в ходе которых дети приобретают конкретные навыки и умения социального характера (уметь договариваться, чем-то делиться, помогать другу). И все эти упражнения возникают на основе содержания русских народных сказок.

Прогнозируемые результаты.
Программа даёт возможность повысить нравственный уровень учеников, патриотическое сознание и самосознание, уровень знаний русских народных сказок.

Таким образом, русская народная сказка является мощным инструментом нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению/ З.А. Гриценко. — М.: Линка-Пресс, 2003.-176 с.

3. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания младшего школьного воспитания /И.Зимина // 2005. — №1. – С.18-28

М А. Чудакова

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РАССКАЗОВ «АЗБУКИ»

Л. Н. ТОЛСТОГО

Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Московского государственного медико-стоматологического университета.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Н. В. Кудрявая

Автор статьи — школьный учитель. Его волнует недостаточное внимание к нравственному воспитанию детей. Рассказы «Азбуки» Л. Н. Толстого знакомят детей с нравственными понятиями. В статье автор классифицирует их по темам и раскрывает их воспитательный потенциал.

Проблема духовного развития человека всегда волновала философов, педагогов, писателей, деятелей церкви.

В настоящее время, когда налицо глубокий духовный кризис человечества, когда нравственная деградация достигла крайних пределов, следует прислушаться к голосу Толстого — великого писателя, мыслителя, педагога, который всеми силами хотел предотвратить эти процессы в конце XIX — начале XX в. Он одним из первых ощутил опасность ситуации, когда проблемы духовности как бы исчезли из наук о человеке. Особенно он это относил к педагогике и психологии, которые в большей мере влияли на профессиональное сознание тех людей, которые работали с человеком.

Работа с педагогической, психологической и методической литературой, а также практическая деятельность в школе показали, что проблеме духовно-нравственного воспитания не придавалось должного значения. Поэтому не удивительно, что дети не только не могут дать определение той или иной нравственной категории, но даже не в состоянии назвать их.

Современной методике преподавания литературы, на наш взгляд, недостает духовно-нравственного аспекта анализа литературного произведения. Однако именно его при изучении литературы ставил во главу угла Л. Н. Толстой. Цель нашей статьи — показать, что «Азбука» является разработкой духовно-нравственного учения Толстого о человеке, воспитательный потенциал которой остается не востребованным в современной педагогике.

Подавляющее большинство рассказов в «Азбуке» моралистичны. Их назидательность естественно вытекает из самого повествования. Смысл рассказов в том, что при чтении их у детей возникает нравственная самооценка. Переживание ситуаций, по мнению Толстого, дает возможность закрепления правильной самооценки, не приведет к безнравственным поступкам.

При анализе духовно-нравственных основ «Азбуки» обратимся к Библии. Мы

С точки зрения Толстого, духовно-нравственное развитие опирается на развитие культуры чувств человека, что формирует духовный стержень личности.

Опираясь на классификацию нравственных ценностей, мы разложили рассказы первого раздела «Азбуки» Л. Н. Толстого на темы:

1. Чувство справедливости, долга.

2. Совесть, стыд, ответственность за свои мысли, поступки.

3. Непротивление злу насилием.

4. Противоречия, хаос и несчастья, которые порождает человек своим неразумным поведением.

5. Вера — Любовь — Добро — Благо -Красота.

Бог вложил в человека душу, частицу себя, тем самым открыв ему путь к самосовершенствованию. Рассказы первой группы дают «пищу» глубинному «я» человека, являющемуся смысловым, аксиологическим стержнем сознания, который вбирает разум, волю, чувство долга и справедливости. Воспитание начинается в семье. Ребенок способен различать добро и зло, утверждается в своих догадках о чувстве долга перед старшими, которые дали жизнь, и младшими, которые нуждаются в нем. Раскрыв и утвердив в детях чувство справедливости и долга, сделав их обязательным внутренним стержнем личности, можно говорить о задатках нравственных качеств человека.

Писатель не сомневается в том, что от самих людей зависит следование своим эгоистическим стремлениям или отречение от них во имя того, что внутренний голос диктует как нравственный долг. Стоит упот-

Духовно-нравственные основы рассказов «Азбуки» Л. Н.Толстого

ребить усилия, и может быть достигнута победа над собой, то высшее выражение свободы человека, каким является для Толстого самопожертвование.

Толстой писал своей жене: «…я думаю, что первое условие хорошего воспитания есть то, чтобы ребенок знал, что все, чем он пользуется, не спадет готовым с неба, а есть произведение труда чужих людей. …Поверь мне, Соня, что без этого условия нет никакой возможности нравственного воспитания, христианского воспитания, создания того, что все люди братья и равны между собой»1 .

Особую роль в мотивах и поступках человека играет совесть — «интуитивный оценочный критерий» (вторая тема нашей классификации рассказов). Благодаря совести человек способен обнаружить тот единственный смысл, который содержится в каждой житейской ситуации и который иногда не осознается человеком, но заставляет его действовать тем или иным образом. «В человеке есть свой суд — совесть. Дорожить надо только ее оценкой»2. Л. Н. Толстой отмечал, что человек часто может заметить в себе два раздельных существа: одно — слепое, чувственное, а другое — зрячее, духовное. Зрячее существо, которое можно сравнить с компасом и которое в просторечии мы называем совестью, всегда показывает одним концом на добро, другим — на противоположное зло. Но стоит сделать поступок, противный направлению совести, и появляется сознание духовного существа, указывающего отклонение животной деятельности от направления, указываемого совестью. Совесть — уникальный «механизм» связи человека и среды, судья в споре желаемого и должного, посредник в борении страстей. Не имеющая в основании гуманных, духовно-нравственных убеждений, она бессильна: получается то, что называют «совесть молчит».

Третьей темой нашей классификации стал новый идеал нравственного поведения, к которому должны стремиться люди. «Люди не верят в то, что за зло надо возда-

вать добром, а не злом, только оттого, что их с детства научат тому, что без этой отдачи злом за зло расстроится вся жизнь людская»3. Читателям дается право осознанного выбора, а затем раскрываются его последствия. Толстой считал, что нужно отстаивать добро, но не любыми способами. У разных людей могут быть разные представления о добре, свои представления о способах решения тех или иных проблем, но любые попытки добиться добра с помощью силы, с применением насилия закончатся торжеством зла.

Фактически в учении о ненасильственном сопротивлении злу Толстой создал новую концепцию героизма, мужества: величие и сила человека не в том, чтобы нанести ответный удар, а в том, чтобы не ответить на удар. Благодаря такому поступку нравственный человек не будет продолжать цепь насилий, более того, ударивший человек может задуматься или даже устыдиться своего поступка, а это уже путь к его нравственному излечению. Учение Толстого устраняет противоречие между идеалами христианства и стремлением к героизму. Толстой создал новый идеал нравственного поведения, к которому должны стремиться люди. Далеко не все могут пойти по этому пути, но ведь и не все готовы на героизм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Четвертая тема связана с ошибками и хаосом, которые человек порождает своим поведением. Человек не властелин над ми -ром, обстоятельствами, другими живыми существами. Более того, он зависим от многих внешних условий. Но никто не может овладеть душой человека. Источник несча-стий и бед сокрыт в самом человеке. И все это, считал Толстой, произошло из-за грехов («потворства похотям тела»), соблазнов («ложных представлений о благе») и суеверий («ложных учений, оправдывающих грехи и соблазны»). Человек выломан из истиной шкалы ценностей, отуманен ложной идеологией. Он устроен так, что склонен к оправданию собственных недостатков : виноват кто угодно, только не я.

Люди в жизни часто вынуждены учиться на собственных ошибках, на собственном опыте, иногда горьком, когда ничего нельзя исправить.

Пятая тема — Любовь, Вера, Бог, Добро, Благо — нравственные ориентиры, которые должны быть свободно и осознанно приняты человеком. Все эти понятия объединены нами неслучайно. Проведенный анализ книги Л. Н. Толстого «Путь жизни» позволил сделать вывод об их взаимосвязи и взаимозависимости. По мнению Толстого, Бога нельзя постичь мыслью, он проявляется в нравственных поступках людей, в отношении их друг к другу. Для духовного человека Бог становится символом добра, любви, истины.

В своей «Азбуке» Толстой последова-тельно проводил идею нравственного совершенствования человека, стремления к тому нравственному идеалу, который всегда связывается с торжеством добра, справедливости, дружбы, взаимопомощи, долга. Утверждение этих начал осуществляется им как через показ положительных примеров, так и с помощью текстов, раскры-

вающих отрицательные качества и проявления людей.

Эти темы, на наш взгляд, составляют направления духовно-нравственного воспитания.

Чтение и обсуждение маленьких рассказов, в ходе которых у детей происходила нравственная самооценка, рождалось чувство сострадания, помогало детям освоить науку жизни. Как известно, при анализе поступков героев своих произведений, для выявления огромного разнообразия мотивов Толстой большое внимание уделял чувствам, эмоциям, их роли в принятии решения. Рассказами «Азбуки» он по-своему решал еще одну философскую проблему о взаимосвязи нравственности и чувственности. Мораль в его рассказах как бы вплетена в художественную ткань произведения, воздействующего на эмоциональную сферу сознания.

«Азбука» — своеобразный детский вариант нравственного воспитания, изложенного в «Беседах с детьми по нравственным вопросам», прообраз духовно-нравственного учения, раскрытого Толстым в «Пути жизни».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М.: Худ. лит-ра, 1983. С. 171.

2 Толстой Л. Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. М., 1957, Т. 45. С. 248.

3 Там же. Т. 45. С. 231.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *