Истинное лицо человека

Житейская психология утверждает: для того чтобы узнать человека как можно лучше, его следует хорошенько напоить. И я ничуть не удивлюсь, если многие из вас практикуют подобные эксперименты. Вроде бы приличный человек, вежливый, сдержанный, мягкий, деликатный и тактичный. Но стоит ему перебрать лишнего, как он может начать лепить такие кренделя, что ваша первоначальная симпатия сменяется злорадным торжеством: так вот ты какой, северный олень?! Вот ты и показал свое истинное лицо! А современная популярная психология и общая психологическая продвинутость общества, по сравнению, допустим, с временами двадцатилетней давности, когда фрейдизм у нас называли вредной буржуазной наукой и выродком капиталистического мира, этот самый разоблачительный эффект хорошенько напоенного гражданина только укрепила: человек имеет подсознание, тайные желания и тщательно скрывает свою истинную сущность. А в состоянии алкогольного опьянения он теряет волевой контроль над собой и эта сущность немедленно проявляет себя и начинает существовать по полной программе. Вот, значит, мы его и вывели на чистую водку…

И возникает вопрос, ответ на который не так очевиден, как может показаться изначально: если хороший человек, от которого никогда худого слова не услышишь, под воздействием горячительного вдруг начинает крыть всех трехэтажным, то можем ли мы утверждать, что трехэтажность и есть его истинная сущность? Вероятно, многие из вас уже имеют готовый ответ. И я знаю, что он очень сильно зависит от трех вещей. Первая из них — это близость того человека, с кем вы пережили подобную историю. Если человек случайный, малознакомый вам или незнакомый вовсе, то никаких проблем обычно не возникает. Но вот если это человек, которого вы знали много лет, если ваш любимый (или любимая) высказал по пьяной лавочке все, что о вас думает, а на следующий день или не может понять, что на него нашло, или вообще ничего не помнит, то что думать и что делать в таком случае? Не разводиться же, в конце концов. Вроде жили душа в душу, и тут — на тебе.

Второй ответ зависит от того, в отношении кого творит свои злодейства нетрезвенник. И если какая-то дама высказала некоторому гражданину все то, что она о нем думает, или надела ему вазу с салатом на голову, то вроде бы все нормально. Но если то же самое она сказала или сделала нам, то мы склонны признать у нее наличие тайной вредоносной сущности.

И третий вариант вашей теории зависит от того, какие именно поступки совершил человек по шкале общепризнанных нравственных ценностей и норм поведения. Как правило, если человек, захмелев, вдруг размягчается, становится сентиментальным, более отзывчивым и нежным, то наличия истинной сущности не допускается, а все списывается на действие алкоголя. Но как только мы услышали нелестные реплики в свой адрес, то сразу возникает страшное подозрение в истинной сущности, которая вот только что проявилась. И здесь нельзя не отметить этот удивительный феномен нашего отношения к влиянию алкоголя: если усугубление приводит к хорошим поступкам, то это все потому, что водка хорошая, но если же к плохим, то это человек плохой.

На самом деле при алкогольном опьянении никакая истинная сущность не проявляется. Это мое твердое убеждение. У меня нет оснований думать, что если человек выпил и начал распевать песни, то его истинная сущность стоит где-то рядом с Кобзоном. Точно также у меня нет никакого повода считать, что раз человек кого-то выматерил или выказал какие-то странные манеры, то это его сущность. Материться или петь песни — это не очень содержательная сущность, верно? На самом деле в состоянии алкогольного опьянения человек проявляет лишь те аспекты своей личности, которые он постоянно подавляет в силу каких-то убеждений или же по требованию общества. Это может быть агрессивность, несдержанность в чувствах, эмоциях и мыслях, сексуальная раскрепощенность. Нетрезвый человек, в отличие от него же, но трезвого, может больше использовать нецензурную лексику, начинает высказывать окружающим все то, что он о них думает, допускает бестактные и оскорбительные фразы. Его перестает волновать, что о нем думают и как на него смотрят. Он ведет себя так, как никогда бы не позволил вести себя во всех иных случаях.

Многих людей называют «сдержанными» именно потому, что они постоянно что-то в себе сдерживают. И когда им что-то не нравится, то они предпочитают умолчать об этом. Каждый делает это в отношении тех или иных ситуаций и людей. В основе сдерживания лежит очень сильный волевой контроль, который управляется сознательно. Однако, если эту сдержанность тренировать долго, то подобное поведение становится автоматическим, и человек очень часто не замечает, что его что-то обидело, что-то не понравилось. Это подавляется, так как реакция на любые неприятные ситуации у него заблокирована. И все это подавленное и глубоко спрятанное не есть сущность, просто человека так воспитывали или же он сам в процессе роста и взросления усвоил подобную модель как оптимальную. Более того, социум сам поощряет такое поведение: неприлично замечать и говорить о многих вещах, не принято выражать свои негативные мысли и чувства. Как следствие, вы сами начинаете думать, что промолчать будет лучше, чем высказаться.

Итак, если кто-то постоянно подавляет в себе свободное эмоциональное выражение, то как только волевой контроль будет ослаблен (то самое воздействие алкоголя, при котором частично или полностью утрачивается волевой контроль и критичность к своему поведению) — опа! Весь застойный очаг эмоций выскакивает наружу, как чертик из табакерки. И это не есть истинная сущность человека, а всего лишь психологическая проблема как того человека, с которым это произошло или происходит, так и всего нашего общества в целом. Во многих случаях контроль настолько силен, что человек сразу после того, как с ним это приключилось, или полностью забывает о происходящем (амнезия на травмирующее событие), либо не может понять (совершенно искренне!), как с ним такое могло случиться. Алкогольная развязка может оказаться большим потрясением как для того, кто пострадал, так и для того, кто «показал свою истинную сущность», так как он был бы счастлив ее никогда и нигде не показывать и сам страдает от того, что она в нем имеет место быть.

Что есть истинно, когда вы видите и одну сторону человека, и другую? Конечно, истинно то, что вы видите постоянно, изо дня в день: это и есть сам человек. А то, что происходит с ним в состоянии потери контроля, никак его не характеризует. Элементарная физика: закройте крышкой кипящий котел и он в конце концов взорвется. Но сказать, что давление в котле и есть истинная сущность человека?! Нет, истинно то, что вы видите ежедневно — то, что вам нравится, что вы любите и цените.

Два небольших, но очень важных комментария напоследок. Вот первый из них: если на человека в состоянии алкогольного опьянения нападает страшная доброта и гуманизм, то это ровно также не является его истинной сущностью. Так что я не повторяю двоемыслие с бутылкой водки, о котором говорил ранее. Второе: волевой контроль и основные регулирующие механизмы поведения, как правило, не являются полностью сознательными, и в большей степени сходны с автоматизмами: вы можете их осознавать, но никакой особой нужды в этом нет, как у вас нет необходимости осознавать процесс открывания двери или помешивания борща в кастрюле. То есть, этот контроль пассивный, и человек не придает этому никакого значения. Однако есть еще и активный контроль, когда человек внимательно следит за тем, чтобы никогда и ни при каких ситуациях не утратить его. Такой человек может пить сколь угодно много, но он никогда не выкажет все то, на что осознанно кладет запрет. Все равно вы получите не ту сущность и не те мысли, которые он тщательно от вас прячет. И если человек надумал вас обмануть, то вам его или не споить, или же вы получите от него ложную информацию, которую он вам порционно выдаст, чтобы вы думали, что это «по пьяной лавочке». Ну а тот, кто выдал себя с головой, как раз безобиден, потому как все его выходки и выкрутасы не имели против вас ни малейшего преднамеренного характера.

Владимир Федотов: «Найдем подход, чтобы в «Сочи» Кокорин показал свое истинное лицо»

Главный тренер «Сочи» Владимир Федотов рассказал, как воспринял информацию о достижении компромисса о переходе в его клуб форварда «Зенита» Александра Кокорина.

— Как вы восприняли аренду Александра Кокорина? Генеральный директор Дмитрий Рубашко надеется, что появление форварда поднимет посещаемость на «Фиште».

— Естественно, мы будем рады видеть в команде игрока сборной. Понятно, что у Александра был перерыв, не связанный с футболом, но тем не менее все отмечают его хороший тонус, желание прогрессировать, показать свой настоящий уровень и снова попасть в сборную. Кокорин еще молодой человек, амбиции развиваться у него никуда не делись. Саше по силам заиграть в топ-команде лучших европейских чемпионатов.

— Видели, как Кокорин забил за «Зенит» два гола за семь минут в первом же контрольном матче?

— Я видел и гол на тренировке через себя в его исполнении. Это еще раз доказывает, что Кокорин — первоклассный мастер и обладает всеми качествами настоящего бомбардира.

— Фактически Кокорина арендуют из первой команды чемпионата в последнюю. Сможете правильно мотивировать человека, чтобы он сконцентрировался на футболе?

— Такое бывает в карьере каждого футболиста. Иногда в карьере надо шагнуть назад, чтобы потом сделать десять шагов вперед. Вместе найдем подход и нужные слова, чтобы в «Сочи» Кокорин показал свое истинное лицо настоящего человека и футболиста.

Напомним, «Сочи» 21 января объявил об аренде Кокорина до конца сезона. Генеральный директор петербургского клуба Александр Медведев подтвердил эту информацию, однако агент игрока заявил, что футболист не собирается никуда уходить.

Посмертные маски – изобретение древних цивилизаций. Когда-то их снимали с лиц фараонов, чтобы через прорези глаз душа могла наблюдать и даже руководить. Спустя тысячелетия слепки начали использовать для создания статуй и бюстов королевских особ, а затем – просто чтобы увековечить образ знатных и выдающихся людей. Посмертные маски – предмет коллекционирования, до наших дней дошли не только бесценная золотая маска Тутанхамона и маски европейских венценосцев, но и маски Данте, Ньютона, Канта, Пушкина, Толстого, Достоевского, Тургенева, Булгакова, Маяковского, Врубеля, Ленина, Сталина, Хичкока и многих других деятелей искусства, науки, политики. Снятием слепков занимались именитые скульпторы, например, автором очень многих посмертных масок, сделанных в России в ХХ веке, был Сергей Меркуров. Во времена Великой французской революции свой вклад в это искусство внесла скульптор Анна Мария Тюссо, которая лично сняла слепки Марата, Робеспьера и обезглавленной посредством гильотины Марии-Антуанетты.

Посмертные маски хранят много тайн. Например, удивительная маска Незнакомки из Сены, которой Владимир Набоков посвятил стихотворение: «Торопя этой жизни развязку,/ Не любя на земле ничего,/ Все гляжу я на белую маску/ Неживого лица твоего./ В без конца замирающих струнах/ Слышу голос твоей красоты./ В бледных толпах утопленниц юных/ Всех бледней и пленительней ты». По легенде маска была снята патологоанатомом, пораженным красотой юной утопленницы, однако есть предположение, что на самом деле слепок делали с живой девушки.

Фото: Википедия

Вглядываясь в посмертную маску Сергея Есенина, снятую на второй день после гибели поэта скульптором Исидором Золотаревским, люди гадают, было это лицо самоубийцы, как утверждает официальная версия смерти поэта, или все же это лицо убитого, замученного человека.

С мистикой была связана и вся жизнь Николая Васильевича Гоголя, не обошлось без нее и после смерти. На посмертной маске видно, что один глаз открыт – это породило предположение о летаргическом сне писателя, якобы Гоголя похоронили живым. Вот как описывал облик Николая Васильевича мастер-скульптор Николай Рамазанов, делавший посмертный слепок: «Когда я подошел к телу Гоголя, он не казался мне мертвым. Улыбка рта и не совсем закрытый правый глаз его породили во мне мысль о летаргическом сне, так что я не вдруг решился снять маску; но приготовленный гроб, в который должны были положить в тот же вечер его тело, наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указывавшего на следы разрушения, поспешить со снятием маски, после чего со слугой-мальчиком Гоголя мы очистили лицо и волосы от алебастра и закрыли правый глаз, который, при всех наших усилиях, казалось, хотел еще глядеть на здешний мир, тогда как душа умершего была далеко от земли».

До сих пор точно не известно, как выглядел Уильям Шекспир. На следующей картине, написанной художником-прерафаэлитом Генри Уоллисом в 1857 году, мы видим голландского скульптора Герарта Янссена, работающего над бюстом поэта и смотрящего на маску. Посмертная маска Шекспира действительно существует, однако далеко не все верят, что это слепок его лица. Кессельштадтскую посмертную маску обнаружили в 1849 году в лавке старьевщика в Майнце (ныне Дармштадт). Ее приписали Шекспиру на основании портрета 1637 года, который принимался за изображение Шекспира в гробу. И картина, и маска когда-то принадлежали семейству Кессельштадт. Однако точка в этом вопросе не поставлена до сих пор.

А вот как, уже без мистики, вспоминала Марина Влади приготовления к снятию маски Высоцкого в книге «Владимир, или Прерванный полет»: «Уже ночь. Я включаю нашу настольную лампу. Золотистый свет смягчает твое лицо. Я впускаю скульптора, который поможет мне снять посмертную маску… Пока он разводит гипс, я мажу твое лицо вазелином, и мне кажется, что оно разглаживается у меня под пальцами. Последняя ласка – как последнее успокоение. Потом мы молча работаем. Я несколько лет занималась скульптурой, я знаю, как делаются слепки, я вспоминаю почти забытые движения, эта работа вновь окунает меня в простоту жизни. Старый скульптор шепчет последнюю молитву. Все кончено. Маска будет отлита в бронзе в трех экземплярах…». Маска выполнена из сплава бронзы и серебра, на ее оборот красным маркером нанесен год смерти певца и инициалы его вдовы – MV. В 2015 году посмертная маска Владимира Высоцкого была продана на торгах аукционного дома Drouot в Париже за 55 тысяч евро.

Гораздо дешевле, всего за 17 тысяч долларов, в 2018 году ушла с молотка посмертная маска Иосифа Сталина. Представитель аукционного дома The Canterbury Auction Galleries Дэн Пондер рассказал, что слепки лица и рук генералиссимуса ему принес некий британец. Владелец нашел отпечатки, отлитые в бронзе, на чердаке в доме своего деда, который служил в торговом флоте. Предположительно, именно он привез в Великобританию одну из 12 масок, сделанных после смерти советского лидера. Другая посмертная маска Сталина была продана в 2012 году за 6 тысяч долларов.

Корреспондент «МИР 24» поговорил о посмертных масках с владельцем крупнейшего в России собрания, автором книги «Посмертная маска», историком-архивистом и известным астрологом Павлом Глобой. В его коллекции – около 300 слепков.

– Павел Павлович, какой интерес представляют посмертные маски, почему вы начали их коллекционировать?

– Во-первых, это часть культурного наследия, потому что мы бы не знали облика многих выдающихся людей, если бы не посмертные маски. Портреты людей до эпохи фотографии не надежные, образ всегда приукрашивали, а посмертная маска дает возможность увидеть, каким человек был на самом деле. Был такой знаменитый деятель, как Блез Паскаль – великий французский философ, физик и математик. Сохранились его портрет и его посмертная маска, и вот по посмертной маске Паскаля было обнаружено, что портрет ему совершенно не соответствует, хотя был приписан ему. Великий философ, который был духовным отцом Циолковского, и прежде всего с которым были связаны идеи полета в космос и клонирования людей – Николай Федоров. От него не осталось даже портрета, один рисуночек, который сделал, по-моему, отец Пастернака, да и то – спрятавшись за шкаф. Он не давал себя запечатлевать, а вот посмертная маска есть, и она дает возможность восстановить реальный облик этого великого русского философа. Многие маски снимались известными скульпторами, мало кто знает, что они этим занимались. Это интересная часть нашей истории.

Во-вторых, это еще и наследие физиогномическое. Как бы вы не относились к физиогномике, некоторые черты лица действительно отражают характерологические особенности человека. По облику человека, который сохраняет посмертная маска, многое можно сказать, то есть можно дать некий его психологический портрет. Плюс ко всему – его состояние, состояние его личности.

Смерть – это экзистенциальное состояние, человек, уходя из жизни, становится самим собой – играть ему уже просто становится невозможно. Поэтому по посмертным маскам – не по всем, конечно, можно сказать также, каким человек реально был, с чем он ушел, какой багаж он оставил на земле. То есть, другими словами, нравственный его облик. Это может представлять интерес для криминалистов, помогать выяснить причину смерти, была ли она насильственной и так далее. Я подошел к этому как историк, не говоря уже о том, что маски мне очень помогли в изучении физиогномики.

– Можно ли говорить об отпечатке души, если выражение лица после смерти на самом деле формирует бальзамировщик, задача которого – придать ему спокойный и благородный вид?

– Раньше маску снимали до бальзамирования, сейчас так, конечно, уже не делается. Так называемых форматоров, которые снимали маски, приглашали в первое же время, до того, как начинал работу бальзамировщик. После бальзамирования маску снимать небезопасно, она могла бы расплыться. Если впрыскивать под кожу трупа всевозможные препараты (сейчас это формалин), то маску снять качественно уже не получится. Проблемы были, когда находили человека не сразу после смерти, например, так случилось с Иммануилом Кантом, даже невозможно было ему закрыть рот. Маска так и получилась с открытым ртом и производит тяжелое впечатление.

– Как исследователь, расскажите, откуда пошла традиция делать посмертные маски?

Смерть и девушка

– Все-таки, наверное, из Египта, сохранилась золотая маска Тутанхамона. Потом Микены. Маски снимали в Древнем Риме, потом делали практически скульптуры и ставили их вместе с покровителями домашнего очага – так называемыми ларами, которые стояли в углу дома. Традиция возродилась в Европе века с XII-XIII, после крестовых походов. Известна маска Данте, например, хотя она отредактированная, и я не могу никак признать, что маску снимали, когда у него были открыты глаза, – это просто невозможно, а она с открытыми глазами. Сохранились некоторые маски XIII-XIV веков. Сохранились маски Елизаветы Тюдор, Генриха VIII и других королей. Многие уже форматированные, настоящих масок того времени очень мало. Одна из них – маска великого архитектора Филиппо Бурнеллески. C XVI века, особенно после Эпохи Возрождения XVII-XVIII веков, посмертные маски начали снимать со многих известных людей. Для чего? В основном это был уже не сакральный акт – это нужно было скульпторам, которые использовали эти маски для воссоздания облика. Так мы получили маски Бетховена, Гете, Пушкина и многих других.

В России одной из первых масок была маска Петра I, которую снимал Растрелли. Он, кстати, снимал и прижизненную маску Петра. Тогда посмертные маски делали очень-очень редко, в основном с царей. Есть упоминания о том, что кроме Петра Великого слепок снимали еще с Екатерины II, с Елизаветы Петровны, Анны Иоанновны.

– Вы правда верите, что выражение лица после смерти отражает истинную сущность человека?

– Смерть – это некий экзистенциальный акт, когда человек не может играть, для него это переход в другой мир. За исключением если человек умирает во сне. Если наяву, тогда, действительно, это момент, когда лицо человека выражает настоящую сущность. Он сталкивается с тем, чего никогда в его жизни не было, абсолютной неизвестностью. Хочешь – не хочешь, это будет мгновенный снимок твоей внутренней сущности, когда спадают все маски. Поэтому я лично считаю, что посмертная маска – это во многом истинное лицо человека. За редким исключением: когда маску снимают не сразу, и уже начинается первичный процесс разложения. Я не верю в маску Канта, потому что сняли поздно, существует еще несколько таких масок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *