Богиня радха

Господь Шри Кришна совершенен. Он в полной мере обладает всеми богатствами, силой, красотой и знанием. Ничто не принуждает его к действию, и у него нет материальных чувств. Ему нет равных, ибо Он — величайший из всех. И тем не менее есть души, которые испытывают несравнимо большее блаженство, чем Он Сам. Как же такое может быть? Кто эти самые удачливые из всех живых существ и как им удалось достичь этого?

«Блаженство, которое испытывают гопи (девочки-пастушки), в десять миллионов раз сильнее того блаженства, что испытывает Сам Господь Кришна, когда глядит на них», утверждает «Чайтанья-чаритамрита» (Ади-лила, 4.187). Гопи знают все желания Кришны и знают, как доставить Ему радость своим совершенным, полным любви служением. Они искусно служат своему возлюбленному, желая, чтобы Он всегда был доволен. Никто другой по-настоящему не знает о величии Шри Кришны, о Его настроении и о том, как почитать Его.

Всех жителей духовного мира объединяет то, что они осознали себя частичками Бога и Его слугами. Гопи — это самые лучшие слуги, потому что они могут пожертвовать всем ради Кришны. Но пока нам не нужно подражать пастушкам Вриндавана. Мы можем начать очищать свое сердце от эгоизма и зависти, слушать о тех, кто посвятил свою жизнь Всевышнему, и заботиться о тех, кто рядом.

Шримати Радхарани — самая возвышенная и красивая из всех гопи. Она обладает неисчислимыми достоинствами и, что самое важное, превосходит всех в Своей любви к Кришне. Тело Шримати Радхарани сияет как расплавленное золото, а Ее сладостная красота постоянно усиливается, и каждый день Шри Радха становится еще красивее. Она — возлюбленная Кришны, богатство Его жизни. Господь очаровывает весь мир, но Шримати Радхарани пленяет даже Его.

Она исполняет все желания своего возлюбленного и превосходит всех в поклонении Ему, но кто может понять Ее любовь? Сам Кришна в недоумении: «Всем сердцем Я стремлюсь познать блаженство, доступное любящему, и не могу, несмотря на все усилия. Как же Мне быть?» Даже для Всевышнего Господа Ее чувства остаются загадкой! «Поистине, нет ничего более возвышенного, чем Ее любовь. Но в любви этой нет и тени гордыни — вот признак ее величия» (Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 4.129, 134). «Пусть горе придет ко мне, лишь бы Кришна был счастлив, и если Он чувствует счастье, причиняя мне боль, то эта боль — самое большое счастье для меня» — вот Ее философия, суть всех Ее желаний.

Шри Кришна сам говорит: «Сколько бы Я ни наслаждался Своей любовью к Радхарани, Она в Своей любви ко Мне испытывает наслаждение в десять миллионов раз большее». Почему так происходит? Кришна объясняет: «Я наслаждаюсь блаженством, которое доступно любимому. Но Радха, любящая, испытывает наслаждение в десять миллионов раз большее» (Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 4.126, 133). Мудрецы, глубоко изучившие отношения мужчины и женщины, утверждают, что влюбленные, общаясь друг с другом, получают одинаковое удовольствие. Но в духовном мире эти отношения имеют совсем иную природу, и специалисты в мирских вопросах ничего не знают о таких отношениях. Оказывается, когда мы отдаем, мы получаем больше наслаждения, чем тот, кому отдаем.

Шримати Радхарани так же полностью духовна, как и Кришна. Шри Кришна не может наслаждаться тем, что по своей внутренней природе отлично от Него. Поэтому Радха и Кришна едины. Она не принадлежит к числу обусловленных душ, которые имеют грубые и тонкие материальные тела. Радхарани не величайшая преданная. Она — сам Кришна:

История персонажа

Персонаж индийской философии и мифологии. Женское воплощение божества, бессмертная возлюбленная бога Кришны.

История происхождения

Древнеиндийские тексты Пураны, в которых описывается история сотворения вселенной, описывают Радху как возлюбленную и жену Кришны, появившуюся на Земле одновременно с ним. В многочисленных направлениях индуизма Радху порой считают воплощением богини изобилия и богатства Лакшми. А порой, напротив, считают, что Радха — источник богини изобилия и других женских проявлений божества.

Лакшми

Образ Радхи встречается в произведениях искусства, среди иконографических символов и индуистских статуй, изображающих богов. Во всех этих случаях Радху изображают главным образом в паре с Кришной.

В индуистских текстах дается подробное описание того, как Радха проводила время в детстве в компании Кришны. Оба божества росли в деревне Вриндавана в окружении девочек-пастушек, одной из которых была и сама Радха. В священных текстах и поэмах, написанных на санскрите, также дается детальное описание любовных игр Кришны и Радхи.

Радха

Местом рождения Радхи называют маленькую деревеньку Варшана, расположенную в 8 километрах от деревни Вриндавана. Отцом Радхи называют некоего царя-пастуха. Оба населенных пункта, связанных с именем Радхи, существуют в Индии взаправду. Вриндавана сегодня — город, который считается священным среди последователей вайшнавизма и является местом паломничества.

Считается, что в древности на этом месте находился лес, и в этом лесу устраивал божественные игры Кришна. Во время этих игр юный бог вместе с мальчишками-пастухами проказничал, воровал масло и убивал демонов. В тех же краях обитала Радха, которая была предводительницей девочек-пастушек. Она часто встречалась с Кришной. Радха и Кришна отдыхали и танцевали там. В современной Вриндаване, по слухам, пять тысяч храмов, посвященных Кришне и Радхе.

Кришна

Современная Варшана — город, место паломничества поклонников Кришны. В священных текстах индуизма утверждается, что в деревне Варшана стоял дворец отца Радхи, царя Вришабхану. Часть биографии героини, захватывающая детство и юность, связана с этими краями. Здесь Радха росла, проводя время в играх с подругами и Кришной. В Варшане есть храм, посвященный Кришне и Радхе.

Среди индуистских праздников есть день явления Радхи, или Радхаштами. В этот день последователи разных течений вайшнавизма устраивают пышный праздник. Радха получила любовь Кришны, потому что была преданна богу больше прочих. В день Радхи люди, желающие обрести любовь Кришны, обращаются к богине, чтобы та даровала им способность быть преданными Кришне. Считается, что если человеку удастся снискать расположение богини, то и Кришна будет благосклонен к нему.

Храм Радхи-Партхасаратхи

Во время праздника божествам преподносят сотни всевозможных блюд, которые готовят поклоняющиеся. Храм Радхи украшают цветами и гирляндами, а самой богине предлагают новое платье. В этот день читают лекции о Радхе, рассказывают о деяниях богини и прославляют ее качества. Звучат религиозные песнопения и мантры, статуи Радхи и Кришны омывают и умащивают.

У Радхи множество имен, которые одновременно являются эпитетами богини и носят различные значения, описывающие качества Радхи. К примеру, «Радха-царица», «Видящая Кришну» и т.д.

Актриса Радха Митчелл

В честь богини Радхи названа актриса Радха Митчелл, известная по фильмам ужасов серии «Сайлент Хилл» и фантастическому триллеру «Черная дыра». Митчелл — австралийка, но воспитана в семье приверженцев индуистской религии и культуры. Актриса занимается йогой и придерживается вегетарианской диеты.

Радха в индуизме

В разных течениях индуизма образ Радхи трактуется по-разному. Поклоняющиеся Кришне воспринимают Радху как жену и вечную возлюбленную бога. В отдельных течениях образ Радхи интерпретируют как шакти — изначальную женскую творческую силу, которая стала источником для любых женских воплощений божества.

Радха и Кришна

В этих традициях Радхе принято поклоняться больше, чем Кришне. А пастушки-спутницы Радхи считаются служанками богини. Сама же Радха считается источником наслаждений для Кришны и любимой пастушкой бога, которая занимает привилегированное положение. Согласно индуистским текстам, девушек-пастушек – шестнадцать тысяч. Из них сто восемь главенствуют над другими, над этими ста восемью главенствуют еще восемь, а Радха — главная среди них.

Любовные отношения между Радхой и Кришной оцениваются в многочисленных традициях индуизма по-разному. Одни учения описывают связь Радхи и Кришны как законную, утверждая, что божества состоят в браке. Последователи этого направления ссылаются на то, что в священных текстах описана свадьба Кришны и Радхи. Это ясно говорит о том, что отношения богов узаконены.

Радха

Приверженцы другой традиции считают, что во внебрачных отношениях, установленных наперекор моральным устоям и заветам религии, больше возвышенности. И это как раз те отношения, которые возникли между Кришной и Радхой. В этом направлении считается, что Радха замужем за другим, и страх разлуки и разоблачения усиливает любовь героини к Кришне.

Это статья посвящена легенде о Кришне и Радхе. С точки зрения русского языка, было бы правильно сказать «легенда о Кришне и Радхе», но любовь Кришны и Радхи друг к другу была настолько сильной, крепкой и безграничной, что с давних времен два их имени объединены в одно «Радха Кришна», ибо сердца обоих бились в такт друг другу…

Прежде всего, стоит упомянуть, что Кришна был восьмым воплощением бога Вишну и обладал верховной властью среди всех божеств, из чего следует подумать, что у Кришны не было время на любовь, но как далеко это от истины – у Кришны были тысячи жён, но его главной любовью была всегда Радха.

ПОЧЕМУ ЖЕ КРИШНА БЫЛ ЖЕНАТ НЕ ЕДИНОЖДЫ?

На самом деле, Радха тоже была замужем, Кришна же женился на всех своих жёнах только лишь для того, чтобы спасти им жизнь. Вопреки всему, Радха и Кришна провели тайный обряд, который означал, что они, отныне, принадлежат друг другу. Но, как и у всякой любовной истории, у этой тоже есть свои подводные камни. Когда Кришна был маленьким мальчиком, он часто приходил на берег озера в Гокуле и начинал играть на флейте для стада пасущихся коров.

Он продолжал делать это каждый день до тех пор, пока не стал самым лучшим игроком на флейте во всём мире. Когда Кришна играл на флейте, любой мог войти в транс от удивительных звуков, которые издавала его флейта. Даже девушки-пастушки (gopis/гопи) бросали все свои дела и начинали танцевать вокруг Кришны.

«Он такой великолепный, когда играете на флейте», «Я не могу отвезти глаз от него, мои уши слышат только его», «Он просто восхитителен» — повторяли гопи одна за другой…

Тысячи гопи бегали за Кришной и пытались добиться его. Конечно, как же иначе, ведь он был самым привлекательным юношей в мире. Он имел нежную голубую кожу, миндалевидные красивые глаза, розовые губы в форме лотоса, кудрявые черные волосы, точёную фигуру и несколько перьев павлина, украшающих волосы чтобы добавить изюминку в его внешний вид. Вместе со всеми этими «богатствами», Кришна был очень непослушным мальчиком – он флиртовал со всеми гопи и воплощал в жизнь свои самые смелые желания… Однако, одна гопи, Радха, по-настоящему очаровала его. Вся вселенная жаждала Кришну и только один Кришна жаждал Радху.

Радха была великолепнее Кришны: она имела наичистейшее сердце, а то, как она танцевала, когда он играл на флейте, переносило его в рай. Если и рай существует, то только там, где танцует Радха…

Проблема была в том, что Радха была замужем – наихудший барьер, который невозможно сломать. Изо всех сил Радха пыталась подавить свои чувства к Кришне и любить своего мужа, но это не приносило никаких результатов. В конце концов, она сломилась и стала предана Кришне. Она думала о Кришне каждую секунду, чего не могла ожидать от Кришны – ведь он был королем и имел некоторые свои обязательства перед миром. Он так и не женился на Радхе и не смог её видеть после того, как покинул Гокул и стал королём.

Это не история, а трагедия – можете сказать вы, но ведь любовь – это не значит быть женатыми, это значит быть одной душой, что, в частности, Радха и Кришна имели. Они думали друг о друге каждую минуту, а благодаря своей безусловной любви к Кришне, Радха заслужила статуса божества.

Где бы вы ни слышали звуки флейты, и где бы вы ни видели танец, это значит, что в данный момент Радха и Кришна счастливы в раю, теперь они – одно целое. Невозможно сказать «Кришна», не сказав «Радха», и невозможно назвать имени Радхы, не подумав о Кришне – это то единое существо, что создала их безграничная любовь. Их любовь – это бессмертное пламя, которое будет гореть всегда.

Дорогие друзья, кто сейчас во Вриндаване, у вас есть уникальная возможность увидеть прекрасные Божества Бхактивинода Тхакура. Они находятся на алтаре Шри Шри Радха Шьямасундар в храме Кришна Баларам. Слева на алтаре, внизу у стоп Кришны, размера небольшого. Во Вриндаване увидеть их можно лишь в картику, в другое время они находятся в Ориссе.

Радха Мадхава — это семейные божества Бхактивиноды Тхакура. Изначально им поклонялся в Бенгалии Кришнананда Датта, ученик Господа Нитьянанды и отец Шри Нароттама Даса Тхакура. Когда Кришнананда отошел от дел, он переехал в Пури и обосновался в близлежащей деревне Чхоти. Поклонение божествам передавалось из поколения в поколение, пока не дошло до Бхактивиноды Тхакура и Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

К несчастью, после ухода Шрилы Бхактисиддханты поклонение божествам прекратилось. Примерно в 1950 году соседствующая семья решила заявить о своих правах на землю, которая принадлежала божествам. Они украли божеств и спрятали Их, сказав всем, что божества сломались, и поэтому Их было необходимо опустить в реку.

Несмотря на то, что Божества считались потерянными многие десятилетия, Их заново открыли в 2000 году. Сейчас Им поклоняются в Кендрапаре пока не построен Их храм в Чхоти. На каждую Картику Они совершают путешествие во Вриндаван, где предстают на алтаре вместе с Радхой-Шьямасундарой в Кришна-Баларам Мандире.

«Шрила Санатана Госвами дает различные толкования слову Мадхава. Обычно Мадхава переводится как «Господь, супруг Лакшми, богини удачи». Это имя также указывает на то, что Господь Кришна явился в роду Мадху. Еще одно значение слова Мадхава — «весна». Имеется в виду, что, как только Господь Кришна вошел в лес Вриндавана, все красоты весны не замедлили явиться Его взору — деревья украсились цветами, задул прохладный ветер и весь лес превратился в рай. Господа Кришну называют Мадхавой еще и потому, что Его влечет мадху, вкус супружеской любви”

ШБ 10.15.2

В 1893 году Бхактивинода Тхакур издал сборник песен и молитв под названием «Гитавали», куда входил бхаджан, который мы знаем как «Джая Радха Мадхава». У Шрилы Прабхупады была очень глубокая связь с этой песней, которую он впервые спел после наречения божеств Радхи-Мадхавы, которым сейчас поклоняются в Маяпуре.

Когда Шрила Прабхупада путешествовал по Индии в 1971 году, один джентльмен по имени мистер Дальмия подарил ему три пары божеств Радхи-Кришны. Одних божеств Прабхупада отправил в центр ИСККОН в Бостоне (Радха-Гопиваллабха), других – в центр в Беркли (Радха-Гокулананда), третьих (Радха-Мадхава) он оставил себе. 11 февраля 1971 года Шрила Прабхупада организовал церемонию установки Шри Радхи-Мадхавы в городе Горакхпур, где он впервые спел песню «Джая Радха Мадхава» перед преданными. С этого момента Шрила Прабхупада стал регулярно петь Джая Радха-Мадхава перед своими лекциями.

Три последующих дня он в деталях рассказал о её значении. Он объяснил, что эта песня описывает «Изначального Кришну» во Вриндаване.

«Это истинный образ Кришны, Радха-Мадхава гири-вара-дхари. Это изначальный Кришна. Радха-Мадхава гири-вара-дхари, Враджа-джана-валлабха. Он занимается тем, что доставляет удовольствие жителям Вриндавана. И только. У него нет иных дел. И враджа-джана тоже, у них больше нет других дел, кроме как радовать Кришну. И только. Это и есть изначальный Кришна.”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *