Методы работы в психологии

3.4. Основные методы работы педагога-психолога

В своей работе педагог-психолог применяет целый ряд методов. Понятие «метод» означает совокупность способов и приемов, используемых в работе. Наиболее используемыми в психологии являются наблюдение, опрос, интервью, психодиагностические тесты (они делятся на несколько групп), эксперимент, моделирование, методы коррекции и развития (в них также выделяют несколько групп), в педагогике – это дидактические и воспитательные методы и подходы. Каждый метод объединяет множество, иногда сотни и даже тысячи, методик, методических приемов и техник.

Из всего многообразия методик и техник каждый специалист формирует свой «арсенал» или методическую копилку. Чем же он при этом руководствуется? Прежде всего методологической позицией педагога-психолога, т. е. системой принципов, лежащих в основе его работы, и способов организации его деятельности. В методологической позиции можно условно выделить три уровня:

1) общеметодологический, или общефилософский;

2) методологию отрасли знания;

3) конкретно-методологический, или уровень конкретных теоретических подходов.

Общеметодологический уровень определяется философией, господствующей в обществе, т. е. материалистической диалектикой, ее принципами и законами.

В педагогике в настоящее время наиболее распространены два подхода: субъектно-объектный, характерный для авторитарной педагогики, и субъектно-субъектный, присущий современной гуманистической педагогике. В субъектно-объектном подходе ребенок рассматривается как объект образовательной и воспитательной деятельности. Ребенок для учителя – своего рода «чистая доска», на которую необходимо «записать» знания, моральные нормы, правила поведения и т. д. При этом ученик не воспринимается как индивидуальность, методы работы со всеми детьми одинаковы и результаты также должны быть получены одинаковыми. В субъектно-субъектном подходе ребенок выступает как индивидуальность и равноправный, активный член образовательного процесса.

Методологическую позицию определяют и теоретические позиции и предпочтения педагога-психолога. В психологии и педагогике существует несколько основных теоретических подходов. Как правило, специалист выделяет для себя один-два и выбирает конкретные методы работы, сконструированные в русле именно данных подходов.

На выбор методов влияют особенности и требования конкретной ситуации, например, необходимый уровень глубины анализа, время, отводимое на работу, количество детей, которых нужно охватить данной работой, и т. д.

Методы работы педагога-психолога можно разделить на исследовательские и консультативные (коррекционно-развивающие). Одну из наиболее полных классификаций психологических методов исследования дал болгарский ученый Г. Пирьов. Он выделил шесть групп методов:

Психологические методы

В работе педагога-психолога диагностика – это средство контроля за психическим развитием детей с целью своевременного оказания им помощи в коррекции или формировании умений, навыков, особенностей личности. Как отмечает И.В. Дубровина, «в диагностике необходимо выделить психологическую проблему, правильно задать вопрос, получить нужную информацию от учителей, родителей, учащихся, проанализировать эту информацию и сформулировать вывод, имеющий не просто практическую направленность, но направленность на анализ конкретного, единичного случая». Разумеется, не все методы диагностики используются одинаково часто. Остановимся подробнее на некоторых из них. Для успешной работы педагог-психолог должен владеть разнообразными методами и в тоже время определить те, которые ему более удаются, и уже опираясь на них, формировать свой индивидуальный стиль деятельности.

Наблюдение – один из основных методов, относящихся к так называемым эмпирическим методам, т. е. основанным на практике, и заключается в систематическом и целенаправленном восприятии объектов, ситуаций, явлений. Цель наблюдения – изучение воспринимаемых явлений и объектов, их изменений в зависимости от определенных условий и отыскание смысла явлений и происходящих с ними изменений. В школе педагог-психолог использует наблюдение для изучения отдельных учеников (особенностей их личности и взаимодействия с другими детьми) и целых классных коллективов (взаимоотношений в них, ролевого распределения). Нельзя понимать метод наблюдения как простую фиксацию того, что видит педагог-психолог. Фиксация – лишь первый этап работы. Методом научного познания наблюдение становится лишь после того, как специалист переходит к формулировке гипотез, проверке их в ходе новых наблюдений и истолкованию результатов.

Наблюдение – один из наиболее субъективных методов, в нем многое зависит от ценностных ориентаций, особенностей личности и состояния наблюдателя, от его отношения к наблюдаемым, а также стереотипов суждений. Известный психолог А.А. Бодалев доказал это в небольшом, но очень показательном эксперименте. Двум группам людей показали фотографию одного и того же человека. Одной группе сказали, что это герой, другой – что преступник. Людей просили описать портрет изображенного человека. Лицо «героя» описывали как мужественное, волевое, с правильными чертами, выразительным взглядом. «Преступника» – как зверюгу с мешками под глазами, массивной фигурой и тяжелой челюстью. То же самое происходит и с педагогом-психологом. У «хороших» учеников он начинает замечать хорошие поступки и не обращать внимания на плохие, у «плохих» – наоборот.

Результаты наблюдения в значительной степени зависят от опыта и уровня квалификации педагога-психолога. Для того чтобы сделать наблюдение более объективным, его организуют с соблюдением целого ряда правил.

1. Перед началом наблюдения необходимо точно определить его цель и задачи. Например, фраза типа: «Посмотреть, как ведет себя ребенок в классе» – не является ни целью, ни тем более задачей наблюдения. Целью может быть наблюдение за взаимодействием ребенка с одноклассниками, а задачами – наблюдение взаимоотношений в различных ситуациях (с друзьями и теми, кто к друзьям не относится, в ситуации одобрения, принятия и непринятия, конфликта и т. д.).

2. Наблюдатель должен иметь точные теоретические представления о наблюдаемой ситуации. Например, для того чтобы наблюдать за взаимоотношениями ребенка в классе, необходимо иметь знания о возрастных особенностях детей и их взаимоотношений в разных возрастах, особенностях личности наблюдаемого подростка, социометрических особенностях конкретного класса и т. д.

3. Необходимо заранее разработать систему наблюдения и фиксации наблюдаемых явлений. В систему наблюдения могут входить конкретные ситуации, особенности деятельности, проявление черт характера и т. д. Фиксацию лучше проводить непосредственно в момент наблюдения, разработав систему специальных сокращений и знаков. Если в момент наблюдения фиксировать происходящее нельзя (например, потому, что это приведет к потере контакта с ребенком, нарушению естественности его поведения), то записи следует сделать сразу после завершения наблюдения. Надеяться при этом на свою память нельзя. Человеческая память не обладает фотографичностью. Даже через 15–20 мин часть событий сотрется из памяти, часть будет казаться более значимой, чем было в действительности, часть – менее, произойдет смещение реального времени (что-то покажется более длительным, что-то более коротким по сравнению с реальным временем), может даже произойти наслоение реального поведения ребенка и представлений педагога-психолога об этом поведении, смешение результатов предыдущего наблюдения с настоящим.

4. Исследователь должен иметь точную систему измерения и интерпретации наблюдаемых явлений. Измерение может проводиться по частоте проявления отдельных явлений, длительности, интенсивности и др. При интерпретации педагог-психолог должен уметь доказать, почему то или иное внешнее проявление поведения человека отражает определенную черту характера, особенность личности или состояние. Например, резкие слова, сказанные учеником однокласснику, не всегда служат проявлением его агрессивности как черты характера, т. е. нужно уметь отделять проявления ситуативные от стабильных.

5. В процессе наблюдения лучше отказаться от преждевременных обобщений и выводов, многократно проводить наблюдение за сходными ситуациями, контролировать результаты другими методами психолого-педагогических исследований.

Один из видов наблюдения – самонаблюдение, или интроспекция. До возникновения научной психологии оно было чуть ли не единственным методом изучения психики. Самонаблюдение до сих пор является одним из методов работы педагога-психолога, хотя давно утратило свои лидирующие позиции в науке. Оно продолжает оставаться частью процесса рефлексии, необходимой для накопления профессионального опыта, самоанализа, крайне важного для повышения объективности в работе педагога-психолога.

Анализ продуктов деятельности. По продуктам и результатам деятельности можно судить об особенностях психики, развития личности ребенка, его общения с другими людьми. К таким результатам можно отнести, например, детские рисунки и сочинения, в которых выражены отношение ученика к себе, другим людям, моральным нормам и ценностям, его мысли о будущем; продукты трудовой деятельности человека, по которым можно судить об уровне его квалификации и таланта; результаты выполнения заданий по отдельным предметам.

Педагог-психолог широко использует опросные методы: анкетирование, интервью, опрос, беседу.

Анкетирование родилось как попытка психологов упорядочить наблюдение, сделать его более объективным. Как правило, анкетирование проводится для выявления биографических данных, мнений, установок, ценностных ориентаций, социальных установок, личностных черт.

Анкета представляет собой набор вопросов, которые предъявляются обследуемым в устной (интервью) или письменной форме. Вопросы составляются авторами анкет так, чтобы полностью достичь цели исследования и проверить выдвинутые гипотезы. Процесс перевода гипотез и задач исследования в вопросы очень сложен, трудоемок и требует специальной подготовки. «Хорошие» анкеты – результат коллективного труда. Составление анкеты можно разделить на три этапа:

1. Определение содержания анкеты – круга фактов, которые необходимо охватить, мотивов, мнений, интенсивности их выражения.

2. Выбор нужного типа вопросов, который определяет педагог-психолог: открытые (на которые можно давать свои ответы) или закрытые (в которых ученики выбирают ответ из предложенных); его функции (основные или наводящие, контрольные или уточняющие).

3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.

В случае, когда анкета применяется для составления обобщенного портрета (школы, класса, детей определенного возраста), необходимо добиваться надежности этого «портрета». Для этого надо удостовериться, что опрошено количество детей, достаточное для обобщения результатов и распространения их на представителей всей группы, что в анкетировании представлены все группы детей, на которых будут распространяться результаты (пополу, возрасту, социальной принадлежности и т. д.).

Формулировка вопросов может привести педагога-психолога и ученика к непониманию в разговоре, к ложной информации со стороны ученика. Вот неполный перечень ошибок при постановке вопросов (И.А. Бутенко).

Длинные высказывания или вопросы. Если фраза включает в себя более 11 слов, то ее восприятие значительно ухудшается. Ученик в состоянии уловить только часть длинной фразы (обычно ту, которая по каким-то причинам привлекла его внимание), и, соответственно, отвечать он также будет не на всю фразу, а лишь на ее часть.

Вводные фразы в длинном предложении, особенно такие, которые требуют сопоставить мнение ученика с мнением других людей. Внимание ребенка будет привлечено к обдумыванию того, как он относится к высказанному мнению или людям, его высказавшим, и вторая часть сообщения может быть им не воспринята или воспринята не полностью.

Незнакомые слова. Люди, особенно дети, не всегда признаются, что они не понимают смысла того или иного слова, поэтому дают ответ либо на часть вопроса (ту, которая им понятна), либо на вопрос в целом (с искажением смысла). Возможен и отказ от разговора.

Речевые штампы. Для одних людей штампы несут большую речевую нагрузку, в то время как для других они совершенно неинформативны и выполняют функцию знака некоторой ситуации.

Ключевые слова и термины. Смысл ключевых слов может быть неодинаково понят разными учениками. Неконкретные вопросы.

Вопросы, требующие обобщения, вычислений и воспоминаний. Ребенку трудно быстро найти полный ответ на такие вопросы. Ему необходимо сосредоточиться, проанализировать информацию или потратить время на точные воспоминания.

Множественные вопросы, т. е. такого вопроса, который содержит в себе по сути не один, а несколько вопросов. Ответа на такой вопрос целиком ребенок не даст. Он будет отвечать лишь на ту его часть, которая легче для восприятия или интереснее.

Вопросы с готовыми вариантами ответов. В этом случае существует четкое правило: либо давать все возможные варианты ответов, либо не давать ни одного. Второе правило заключается в том, что на слух не воспринимается слишком большое количество перечислений (в том числе вариантов ответов).

Тенденциозные вопросы, т. е. вопросы, в которых человек, проводящий беседу, пытается навязать отвечающему свою точку зрения.

Деликатные вопросы. К деликатным относятся вопросы, затрагивающие наиболее интимные свойства человека, его отношения с другими людьми. Надо быть готовым к тому, что ученик (как и любой человек в подобной ситуации) будет стремиться щадить свои чувства, а не выяснять истину, уклоняться от обсуждения, чтобы не нарушать самооценку, не ломать привычные представления о себе и своем месте в семье, классе.

Вопросы о фактах поведения. При описании поведения происходит смешение реального и нереального, эмоционального и рационального. Дифференцировать их при анализе описываемого поведения практически невозможно.

Экспертные вопросы. Если человека просят выступить экспертом, он чувствует повышенную ответственность и даже, если чего-либо не знает, ни в коем случае этого не покажет и будет отвечать с полной уверенностью. Кроме того, у ребенка, выступающего экспертом, повышается критичность и резкость оценок.

Ответы, даваемые школьниками, иногда нуждаются в проверке на степень достоверности. В психологии и педагогике выделяется несколько методов проверки и коррекции ответов. Среди них наиболее важными и часто применяемыми являются: проверка с помощью документов; контрольные вопросы; вопросы с преамбулой; вопросы-фильтры; вопросы-ловушки.

Один из видов интервью – так называемое стандартизованное интервью – является разновидностью анкеты, проводимой в устной форме во время прямого или опосредованного (например, интервью по телефону) общения педагога-психолога с ребенком или взрослым. Требования и особенности составления вопросов для интервью ничем не отличаются от соответствующих требований к анкетам. Другой вид интервью носит название свободного и не регламентирован заранее составленными вопросами, а иногда даже и темой, и формой беседы. В таком случае педагог-психолог более свободен в выборе вопросов, позволяющих ему наиболее эффективно добиваться поставленной цели. При проведении интервью специалист также проявляет заботу о соблюдении объективности исследования. С этой целью педагогу-психологу не следует показывать собеседнику, как он относится к теме разговора, к ответам ученика или к содержанию отдельных вопросов. Интервью следует проводить в ровном, доброжелательном тоне, не выделяя отдельных вопросов тоном или тембром голоса, не давая оценок, по возможности не высказывая своего мнения.

Опросники также представляют собой вид анкеты, составленной для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Отличают опросники от анкеты цель проведения (изучение личности) и наличие заранее составленных вариантов ответов на каждый вопрос (чаще всего это ответы «да» или «нет»). Каждый отдельно взятый вопрос прост для понимания и ответа, но, сообщая о своем самочувствии, формах поведения, особенностях взаимоотношений с окружающими, человек постепенно рисует целостную картину свойств личности, черт характера, темперамента и т. д. Более сложные опросники направлены на выявление сразу нескольких черт. В этом случае вопросы для диагностики различных черт распределены в тексте в случайном порядке, но при обработке они группируются таким образом, чтобы охарактеризовать каждую из черт. Каждая группа вопросов носит название «шкала». Результаты опросников, как правило, переводятся в особые стандартизованные баллы, что дает возможность сравнивать опрашиваемых друг с другом или с заранее вычисленной нормой. В некоторых опросниках цель и смысл вопросов скрываются, чтобы опрашиваемый не давал искаженных ответов.

Тестирование. Тест – это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности. Как правило, тесты создаются для измерения какого-то одного качества (они называются гомогенными). Тесты, объединенные одной теоретической концепцией или идеей, направленные на измерение различных качеств, называются гетерогенными, или батареей. Как самостоятельный метод измерения в психологии тесты возникли в конце XIX в. и были связаны прежде всего с выявлением умственно отсталых людей.

Достоинство любого теста в том, что он дает возможность количественно, в цифрах, баллах или процентах, оценить сложные качества и свойства личности или характера (например, выраженность той или иной черты характера, типа темперамента). Вследствие того, что тесты направлены на измерение сложных личностных образований, к ним предъявляются особые требования при их создании и практической проверке (подробнее о психометрической проверке см. далее). При проверке используются специально сконструированные психологические и математико-статистические процедуры.

Как правило, тесты трудоемки в проведении и обработке, поэтому они проводятся при индивидуальном исследовании ребенка. Реже они используются для получения общей характеристики класса или детей того или иного возраста.

Основными сферами практического применения тестов всегда были образование, профессиональная подготовка и отбор кадров, психологическое консультирование. Профессиональный уровень педагога-психолога проявляется на всех трех этапах работы с тестом.

1. На этапе выбора теста – в том, что выбирается тест, позволяющий достичь максимума эффективности при минимуме затрат сил и времени.

2. На этапе проведения – в соблюдении требований к проведению (например, нельзя подсказыввать детям желательный ответ, помогать им в работе и т. д.). Многие люди испытывают перед тестированием тревогу, что вполне закономерно, поскольку, как указывает А. Анастази, каждый тест задевает престиж человека, вмешивается в глубоко личное. Задача педагога-психолога – успокоить детей, рассказав все что возможно о процедуре тестирования, самом тесте и применении его результатов. В то же время не следует раскрывать особенностей теста, это является конфиденциальной информацией.

3. На этапе обработки и интерпретации результатов – и то, и другое требует специальных знаний и навыков. Для обработки нужны и математические знания (необходимо правильно подсчитать результаты в соответствии с формулами), и знания психологической теории, в русле которой разработан тест. Результаты обработки некоторых, особенно проективных, тестов во многом зависят от субъективного отношения психолога-педагога. Интерпретация результатов напрямую зависит от профессионального уровня специалиста: чем больше он знает, тем больше информации почерпнет из самого простейшего теста.

Тесты разделяют на несколько групп. Например, тесты достижений выявляют, насколько ученик владеет конкретными знаниями, умениями и навыками. Они наиболее просты в применении и обработке. Тесты интеллекта предназначены для выявления умственного потенциала ученика, его способности выполнять отдельные мыслительные операции (см. подробнее о них в разделе 3.5). Существуют особые группы тестов на выявление отдельных групп способностей и склонностей детей, например творческих. Личностные тесты предназначены для измерения установок, ценностей, отношений, эмоциональной сферы, мотивации, особенностей поведения и взаимоотношений с окружающими.

Тест отличается от опросника тем, что он имеет шкалу значений, т. е. результатом проведения теста является не просто количественное выражение той или иной черты, а сравнение результата с нормой, присущей тому или иному типу людей.

Методы психологического консультирования. В первом разделе данной главы были рассмотрены особенности консультирования как вида деятельности педагога-психолога, теперь подробнее остановимся на методах, которые используются во время его проведения. Консультативные методы применяются при коррекционной и развивающей работе. В их основе лежит специальным образом построенное общение педагога-психолога с учеником или группой учащихся. Применяют методы консультирования для того, чтобы с их помощью актуализировать или активизировать особенности человека (способности, черты характера, особенности личности, навыки общения и др.) и дать ему возможность развить их, изменить или с их помощью найти выход из сложной жизненной ситуации.

Как же подразделяются методы консультирования? Во-первых, отдельно выделяют методы индивидуального и группового консультирования. И в том, и в другом случае возможно использование диалогов, направленных на воспоминание, анализ, актуализацию представлений и т. д. При индивидуальном консультировании делается более глубокий анализ ученика, при работе с группой детей анализ бывает более поверхностным, но возможна организация дискуссии между учащимися, сравнение мнения ребенка с мнением сверстников. Соответственно и методы в обоих случаях будут различны.

Во-вторых, можно выделить методы активного и пассивного консультирования. Первая группа основана на активном вовлечении учащихся в процесс обсуждения их проблем и направлений развития, преодоления негативных черт поведения и тренировки необходимых навыков. Вторая группа методов применяется в том случае, когда консультант разъясняет ученику особенности его личности и поведения, но ученик при этом пассивен.

Третий способ классификации методов консультирования – в зависимости от теории, на основе которой он разработан. В основе консультативных методик лежат различные психологические теории. Каждый метод, таким образом, является отражением теоретической основы и в отрыве от нее может быть неправильно интерпретирован.

Дидактические методы. Кроме перечисленных методов работы (в качестве психолога) специалист занимается педагогической, преподавательской деятельностью. Ведь он не просто психолог, а педагог-психолог, который может проводить уроки в педагогических классах, вести факультативные занятия и практикумы, выступать перед учителями, родителями. Ему следует в совершенстве владеть всеми современными методами обучения: рассказом, объяснением, лекционным изложением, ведением дискуссий. Рассказ характеризуется в основном изложением фактов, он может быть описательным (описание использования каких-либо методов) и повествовательным.

Объяснение – это доказательное изложение материала, носящего преимущественно теоретический характер. Этот метод предполагает использование рассуждений, расчетов, доказательств.

В проведении дискуссии педагог, как правило, выступает в качестве ее организатора и ведущего. Ее успех во многом определяется актуальностью тематики, дискуссионностью проблемы (наличием противоположных точек зрения), техникой ведения, под которой понимается умение создавать ситуации, способствующие свободному обмену мнений, корректность по отношению к ораторам, убежденность в правильности своих позиций, умение воздействовать на аудиторию.

Лекционное изложение предполагает сравнительно длительное монологичное изложение материала. Лекция позволяет за короткий срок изложить сравнительно большой объем теоретического материала. Выступление на педагогическую тему должно содержать хотя бы небольшую программу действий.

Прослушавший лекцию человек должен ясно представлять, что и как он может и должен делать для решения той или иной проблемы. Кроме того, выступление на педагогическую тему всегда является воспитывающим для слушателей, т. е. позволяющим превращать знания в убеждения. Для того чтобы решить эти задачи, необходимо владеть основами ораторского искусства, умением воздействовать на аудиторию, а также основами проблемного изложения, под которыми понимается такое обучение, в котором активное участие, открывая для себя те или иные истины, принимают учащиеся, поставленные как бы в позицию исследователя. Проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации, чаще всего выражающейся в противоречии между желанием (потребностью) ответить на какой-либо вопрос (решить задачу) и отсутствием необходимых для этого знаний.

Педагогу-психологу необходимо владеть методом упражнений. Ведь даже тренинг, являющийся специфически психологическим методом, – своеобразный вид упражнений. Упражнение – это занятие в действии, многократное повторение действий, в ходе которых происходит формирование умений и навыков. По уровню самостоятельности принято различать воспроизводящие, вариативные и теоретические упражнения. В учебном процессе следует использовать все эти три типа, переходя постепенно от воспроизводящих к творческим.

Для эффективного использования упражнений следует соблюдать ряд педагогических условий: позитивную мотивацию школьников в отношении выполняемых действий, их осознанность, разнообразие упражнений и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Психологическое сопровождение включает следующие направления деятельности: диагностику, развитие и коррекцию, обучение, тренинги, профилактику, просвещение и консультирование.

Первым этапом в работе психолога в рамках психологического сопровождения является психологическая диагностика, целью которой является определение характера целостной социальной ситуации развития ребенка, а также особенностей Я-концепции и показателей субъективного благополучия ребенка, его личностных и эмоциональных особенностей. Диагностика нужна также и для отслеживания эффективности тех вмешательств, которые могут проводиться в рамках психологического сопровождения. При выборе методов психологической диагностики, на наш взгляд, можно исходить из следующих факторов:

  • соответствие запросу и выявленной психологической проблеме, методы должны быть направлены на проверку выдвинутых диагностических гипотез;
  • соответствие индивидуальным и возрастным особенностям обследуемого;
  • достаточность для достижения целей в сочетании с экономичностью;
  • уровень компетентности самого психолога.

Рассмотрим, какие формы и методы работы можно использовать при работе с социальным окружением. Мы полагаем, что при работе психолога с педагогами могут быть использованы такие методы работы, как семинары с использованием активных методов обучения, психологические тренинги, в случае необходимости – психологическое консультирование. К активным групповым методам в отечественной психологии принято относить: а) дискуссионные методы, б) игровые методы (дидактические и творческие игры, в том числе деловые, ролевые); в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства). Возможна работа с педагогами с помощью социально-психологического тренинга. Это наиболее распространенный метод психосоциальных технологий, позволяющий рефлексию собственного поведения соотносить с поведением других участников группы. Тренинги позволяют активизировать, скорректировать навыки общения, расширить поведенческий репертуар, дают ориентиры возможного поиска эффективного взаимодействия партнеров.

При работе с родителями могут быть продуктивными не какие-либо отдельные мероприятия, а целостная системная работа, имеющая своей целью повышение психологической компетентности матерей и отцов. Такая работа может осуществляться через информирование родителей на собраниях в школе. Возможны и другие варианты работы с родителями, такие как разработки своеобразных «учебников» для родителей, в которых бы очень коротко предлагалась необходимая родителям психологическая информация. Естественно, что работа с родителями осуществляется психологом и такими методами, как психологическое консультирование, психологический тренинг. Тренинг взаимодействия родителей и детей может быть построен на различной концептуальной основе (психодинамической, поведенческой, гуманистической и др.), но как мы полагаем, для решения поставленных нами задач в большей мере подходит именно гуманистическая методология. Такие программы позволяют расширить возможности понимания своего ребенка, улучшить рефлексию своих взаимоотношений с ним, выработать новые более эффективные навыки взаимодействия в семье.

Работа с детьми может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Основными методами такой работы могут быть арттерапия, игровая терапия, сказкотерапия. Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Арттерапия – специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Такие методы в большей мере соответствуют возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Их эффективность неоднократно проверялась.

Архиреева Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2008. – 158 с.

Вконтакте Facebook Twitter Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психотерапия:

  • Методические особенности психологической работы со сказками
  • Консультирование по поводу сложностей взаимоотношений с детьми
  • Советы «душечки»
  • Избавление от взаимозависимости, восстановление связи с собственной личностью
  • Поведенческое направление
  • Аукнется – откликнется
  • 7.2. Использование театрализованных игр
  • Семья как целостность
  • Sаndplay с маленькой буквы «s»
  • Моделирование игр – сказок на песке
  • Понятие о практической психологии: ее предмете, задачах, методах

  • Методы психологической практики

Что отличает методы практической психологии от других групп методов? Методы практической психологии: исследование или практика?

Понятие о практической психологии: ее предмете, задачах, методах

Практическая психология в наиболее распространенном ее понимании представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер — здравоохранения, образования, производства, спорта, права и др. Так понимаемая практическая, психология представлена совокупностью отраслей психологии, получивших свое наименование в соответствии с той сферой, в которую они включены: медицинская, педагогическая, инженер­ная (труда), спортивная, юридическая и т.д. психология. Эти от­расли психологии называются прикладными. Таким образом, од­но из определений практической психологии — это понимание ее как прикладной дисциплины.

Особенностью прикладных отраслей психологии является их ориентация на академическую исследовательскую психологию ес­тественнонаучного типа. Каждая из прикладных отраслей пси­хологии представляет собой научно-психологическое обеспече­ние и обслуживание соответствующей практической сферы. Прикладные отрасли психологии заимствуют у академической психологии объективно-научные методы: наблюдение, экспери­мент, тесты, опрос и т.д.

Другое понимание практической психологии связано с трак­товкой ее как особой психологической практики. Психология здесь не включается в существующие сферы практической дея­тельности, а создает особую сферу психологических услуг. Иначе говоря, психология формирует свою собственную психологиче­скую практику.

Практическая психология как психологическая практика ориентирована не на исследование психики, сознания, а на ра­боту с психикой, с сознанием; на способы воздействия психолога на сознание другого человека, на систему его представлений о ми­ре других, самом себе; на его ценностные ориентации, на формы общения, характер взаимоотношений. В психологической практи­ке по сути непригодны те методы, которые используются в ака­демической психологии. Здесь нужны методы не исследования психической реальности, а практической работы с этой реально­стью. Такие методы в практике непосредственной работы с че­ловеческой субъективностью были найдены, апробированы и описаны.

Еще одной особенностью психологической практики, отме­ченной ранее, является то, что человек в ней предстает целост­но, в единстве своих специфических процессов, качеств, способ­ностей. Поэтому психолог-практик вынужден использовать сово­купность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики.

Во вступительной статье к книге известного американского психотерапевта К.Рудестама «Групповая психотерапия» Л.А.Петровская пишет: «Если же обратиться к ситуации оказания психо­логической помощи, то здесь человек предстает перед психологом целостно, в единстве своего поведения, когниций, мотива­ции и т.д. Это предъявляет особые требования к психологиче­ской компетентности практика. Он порой не может ограничить­ся строгими рамками одного подхода. И дело отнюдь не в мето­дологической беспринципности. Психолог здесь объективно ну­ждается в задействовании комплекса подходов и средств. Воз­можный выход — в обращении ко всему накопленному, но дос­таточно разрозненному потенциалу» .

Методы психологической практики

Психологическая практика по своим задачам, методам, фор­мам представляет собой многообразные виды практик. Основны­ми среди них являются психотерапия, психологическая консуль­тация, психокоррекция, психотренинг, разрешение социальных конфликтов и др. (рис.5). Психологическая практика включает в себя работу с людьми, имеющими психические отклонения или проблемы, с педагогически запущенными школьниками; она ори­ентирована на работу с представителями коммуникативных про­фессий, людьми различных возрастов. Невозможно описать все методы и методики, использующиеся в психологической практи­ке; их арсенал непрерывно пополняется. Мы приведем обобщен­ную характеристику наиболее известных методов психологиче­ской практики. Укажем, что освоение методов практической психологии предполагает особые формы обучения и подготовки.

Основной формой психологической практики является пси­хотерапия, воспринимаемая нередко как вся эта практика. Различа­ют клиническую и личностно ориентированную психотерапию.

Клиническая психотерапия — это комплексное лечебное психологическое воздействие на человека при психических, нервных, психосоматических, наркологических заболеваниях.

Личностно ориентированная психотерапия ставит задачу со­действия пациенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности. Жесткого разделения мето­дов клинической и личностно ориентированной психотерапии не существует; одни и те же методы могут с успехом использо­ваться и здесь, и там.

Основой многих форм психотерапии, а также самой психо­логической практики стал психоанализ, разработанный З.Фрей­дом. Напомним, что психоанализ как способ работы с психологической реальностью у З.Фрейда применялся в форме психоло­гического анализа свободных ассоциаций, сновидений, ошибоч­ных действий, невротических симптомов.

Однако наиболее старым методом психотерапии, с кото­рого З.Фрейд начинал свою психотерапевтическую практику, является гипноз, или внушение. Гипноз — это временное со­стояние сознания, характеризующееся сужением его объема и направленностью на содержание внушения. Гипноз позволяет воздействовать на сознание индивида с целью достижения пси­хотерапевтического эффекта. Как метод работы с пациентами гипноз используется в различных по своей ориентации школах психотерапии.

Наибольшую популярность в современной психотерапии за­воевали групповые формы терапии и коррекции. Существует раз­личное наименование таких групп: «групповая терапия», «психокоррекционные группы», «группы встреч», «тренинг-группы» и др.

Психокоррекционными группами называют небольшие времен­ные объединения людей, обычно имеющие руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения и рос­та. Потенциальное преимущество групповой терапии перед ин­дивидуальной состоит в возможности получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или пережи­вания с конкретными участниками группы. В процессе группо­вого взаимодействия происходит принятие ценностей и потреб­ностей других.

В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. Реакции членов группы друг на друга облегчают разрешение межличност­ных конфликтов вне группы. В поддерживающей и контролируе­мой обстановке человек может обучаться новым умениям, экспе­риментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров.

Наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участни­ки могут идентифицировать себя с другими и использовать уста­новившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения. Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку личностью своих установок и поведения, на формиро­вание представления о себе. Группа может облегчить процесс са­мосознания и самооценки. Осознание самого себя начинается, как только человек узнает свои сильные и слабые стороны, кото­рые лучше проявляются при групповой работе.

Т-группы (группы тренинга) основаны К.Левиным. Он исхо­дил из убеждения, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит под воздействием других. Что­бы выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие. Эти группы ориен­тированы на: а) развитие умений для более эффективной орга­низационной (управленческой) деятельности; б) обучение участ­ников межличностному поведению и изучение процессов, про­исходящих в малых группах, сознанию вклада каждого участника в групповой процесс; в) выявление жизненных ценностей и раз­витие личности (группа сензитивности). В Т-группах выражена ориентация на применение научно-психологических знаний и объективных методов.

Группы встреч ориентированы на личностный рост участни­ков, на их самовыражение и самораскрытие. Один из лидеров движения групп встреч У.Шутц так определяет ключевое поня­тие: «Встреча есть способ установления отношений между людь­ми, основанный на открытости и честности, осознании самого себя и своего физического «Я», ответственности, внимания к чувствам, ориентации на принцип «здесь и теперь» . Группы встреч реализуют на практике основные положения гуманисти­ческой психологии. Выдающимся теоретиком и практиком дви­жения групп встреч является К.Роджерс. Он разработал «клиентцентрированную психотерапию», или недирективную терапию. Терапия или консультирование, центрированные на клиенте, имеют дело главным образом с наблюдающимися в данный мо­мент ситуативными конфликтами в группе. Терапевт рассматри­вается не столько как специалист, лечащий клиента, сколько в качестве равного партнера. Методики и упражнения, используе­мые терапевтом, приводят участников встречи к эмоционально­му познанию собственной жизни, к самоосознанию, способству­ют их психологическому развитию.

Гештальттерапиябыла создана Ф.Перлзом. В отличие от Т-групп и групп встреч, которые вовле­кают в работу всех членов групп и по­ощряют взаимодействие между ними, гештальттерапия по способу работы представляет собой договорное обще­ние группового лидера и отдельного участника. Один из участников группы добровольно соглашается стать пациентом и работать с терапевтом. Остальные члены группы без комментариев наблюдают за терапевтическим процессом, взаимодействием терапевта и клиента. Каждый член группы, наблюдая за поведением работающего пациента; начинает лучше понимать себя и собственные проблемы. Предполагается, что наблюдение само по себе способствует Изменению личности.

П

Я.Морено (1892-1974) – американский психиатр и психолог, создатель социо-метрии в психологии и психодрамы в терапии.

сиходрама —это терапевтический групповой процесс, в котором используется метод драматической импровизации для изучения внутреннего мира. Психодрама, отражает актуальные проблемы г клиента, которые становятся содержанием разыгры­ваемых сцен. Психодрама основывается на предположении, что изучение чувств, формирование новых отношений и моделей по­ведения более эффективно при использовании действий, реаль­но приближенных к жизни по сравнению со словесным обсужде­нием проблем. Основателем психодрамы является Я.Морено. В качестве основного метода: в психодра­ме используется ролевая игра. Исполняя роли в психодраме, индивид твор­чески работает над личностными проблемами и конфликтами. В отличие от театра, в психодраме участник исполняет роль в импровизированном представлении и активно экспери­ментирует с теми значимыми для него ролями, которые он игра­ет в реальной жизни.

Группы телесной терапии ориентируют на знакомство участ­ников с собственным телом, на расширение сферы сознания ин­дивидуума глубинными телесными ощущениями, на исследова­ние того, как потребности, желания и чувства кодируются в раз­ных телесных состояниях, на обучение разрешению конфликтов в этой области. Ключевым понятием телесной терапии является понятие энергии: тело здесь воспринимается через протекающие в нем энергетические процессы. Для участников группы опти­мальное отношение к телу означает развитие спонтанного тече­ния энергии, охватывающего весь организм. Энергетический запас у людей различен: некоторые люди, особенно депрессивные и замкнутые, обладают, небольшим уровнем энергии. Телесная терапия направлена на повышение их энергетического уровня. Невротики расходуют большую часть своей энергии, на включе­ние механизмов психологической защиты, направленных на то, чтобы избавиться от травмирующих мыслей, чувств, внешних со­бытий. Определенные дыхательные упражнения для поощрения течения энергии могут помочь снизить повышенную эмоцио­нальную возбудимость. Телесные терапевты утверждают, что сво­бодно текущая естественная жизненная энергия является осно­вой функционирования здоровой личности.

В группах танцевальной терапии танец служит коммуника­цией посредством движения. Назначение танцевальной терапии многопланово: использование возможностей тела для повыше­ния физического и эмоционального здоровья, повышение само­оценки путем развития более положительного образа тела, со­вершенствование посредством группового опыта социальных умений, в первую очередь коммуникативных, терапевтическое освобождение сдерживаемых чувств, приобретение опыта груп­повой работы. Танцевальный терапевт создает в группе благо­приятную эмоциональную среду для исследования себя и других и работает над отражением спонтанных движений членов груп­пы и расширением репертуара движений. Терапевт применяет специальные упражнения на расслабление, дыхание, размеще­ние, управление и движение в пространстве. Фундаментальным для танцевальной терапии являются взаимоотношения между те­лом и разумом, спонтанными движениями и сознанием, а также убежденность в том, что движение отражает личность.

Терапия искусством как метод основывается на предположе­нии, что внутренние переживания, трудности, конфликты чело­века имеют представительство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в изобразительном искусст­ве: рисовании, лепке, аппликации и т.п. Терапия искусством не­заменима для пациентов, у которых затруднено словесное выра­жение мыслей и чувств в общении с терапевтом, она может слу­жить способом освобождения от конфликтов и сильных пережи­ваний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощу­щения собственной личностной ценности и повышения художе­ственной компетентности.

Группы тренинга умений основываются на поведенческой терапии и направлены на обучение приспособительным умени­ям, полезным при столкновениях со сложными жизненными ситуациями. Терапевты имеют дело непосредственно с поведен­ческими проблемами и не касаются внутренних, психологиче­ских причин неуспешного поведения. Целью групп тренинга умений является развитие такого поведения, которое рассмат­ривается как желательное либо членом группы, либо обществом в целом. Группы стараются помочь участникам выработать и развить важнейшие эмоциональные и межличностные умения.

К видам умений, которым обучают в группах, относятся: управле­ние тревогой, планирование карьеры, принятие решений, роди­тельские функции, коммуникативные умения и тренинг уверен­ности в себе.

Особое место в психотерапии занимаетлоготерапия, создан­ная австрийским психологом и терапевтом В.Франклом. Его те­рапия основана на убеждении, что фун­даментальной потребностью человека является потребность в смысле жизни. Поиск смысла жизни, реализация смысла жизни является признаком под­линно человеческого бытия. Отсутствие смысла жизни порождает у человека состояние, которое В.Франкл называет экзистенциальным вакуумом. В таком состоянии человек ощущает бесцельность своего существования, скуку, испытывает тяжелые переживания. Логотерапия есть тера­пия смыслом жизни. Логотерапевт не может сообщить человеку его смысл жизни. Каждый человек должен сам найти, отыскать его. Логотерапия ставит целью расширение возможностей клиен­тов видеть спектр смыслов, которые может содержать в себе лю­бая ситуация. Основной метод, которым пользуется логотера­певт, — метод диалога. С его помощью он побуждает пациента к открытию уникального личного смысла жизни.

В заключение приводим сводную таблицу направлений пси­хологии, предметов изучения, научных парадигм и методов (рис.6).

Психологическое самообразование

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Задачей физики является построение физической картины мира, биологии — биологической и т.д. Следовательно, психология как наука должна быть «нацелена на построение психологической картины мира. Что, на ваш взгляд, включает в себя понятие «психологическая картина мира»? Как может быть, вписан в эту картину человек?

2. Должна ли психология при исследовании человеческой субъективности стремиться, к точности, доказательности, объективности получаемых знаний? Как бы вы пояснили словосочета­ние «точность психологического исследования»?

3. И.П.Павлов писал о методе так: «Метод — самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных». Только ли относительно исследовательских методов справедливо данное высказывание?

Противостоят ли друг другу методы объяснительной, описа­тельной и практической психологии? Возможно ли их взаимодо­полнение? Определите области, сферы их преимущественного использования.

4. Какие психологические методы могут наиболее широко использоваться педагогом в школе и в каких целях?

Литература для чтения

Ассаджиоли Р. Психосинтез. М., 1994.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. Гл.Ш.

Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Моск. психотер. журнал. 1992. №1.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. Часть 1.

Годфруа Ж.. Что такое психология. М., 1992. Т.1. Гл.З.

Гуманитарное знание. Сущность и функции // Под ред. Г. А. Подкорытова. СПб., 1991.

Джемс У. Психология. М., 1991. Гл.1.

Дильтей В. Описательная психология. М., 1924.

Дильтей В. «Понимающая психология» // Хрестоматия по исто­рии психологии. М., 1980.

Естественно-научное и социогуманитарное знание: методологиче­ские аспекты взаимодействия. Л., 1990.

Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалоги­ческой интерпретации // Вопр. психологии. 1990. №3.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. Гл.1.

Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.

Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М., 1994. Гл.1. §§3-4.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.

Соколова Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личност­ных расстройств // Вопр. психологии. 1995. №2.

Степин B.C. Научная рациональность в гуманистическом измере­нии // О человеческом в человеке. М., 1991.

Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.

Эткинд А.М. Психология практическая и академическая: расхож­дения когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопр. психологии. 1987. №6.

В своей работе психолог применяет специальные методы, являющиеся совокупностью способов и приемов, направленных на максимальную эффективность выполнения поставленной задачи. На сегодняшний день в психологии наиболее часто используемыми являются следующие методы:

  • опрос;
  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • визуализация;
  • психодиагностическое тестирование;
  • беседа.

Все вышеперечисленные методы включают в себя множество методик, техник и приемов. Среди огромного многообразия подходов, каждый специалист формирует личный «арсенал», руководствуясь спецификой направления деятельности и собственной системой принципов, лежащих в основе работы. Методологическую позицию также определяет совокупность теоретических позиций и требований конкретной ситуации (степень глубины анализа, количество отведенного времени, число, возраст людей, которых необходимо охватить работой и пр).

Детский и подростковый психолог в основном занимается диагностированием и коррекционной работой. Это может быть диагностика эмоциональной сферы или исследование познавательных процессов (развитие памяти, логики, внимания). Коррекционная работа часто включает в себя игровые элементы игры, сказкотерапию, визуализацию. В детском и подростковом возрасте закладываются важнейшие навыки социализации, появляется первый опыт межличностных отношений, закладываются умения анализировать информацию и отстаивать собственную жизненную позицию.

Успешная работа психолога способствует созданию благоприятных условий для выработки учебной и производственной мотивации, построения гармоничных взаимоотношений внутри коллектива и в семье, среди представителей различных поколений.

Работа с психологом позволяет человеку освободиться от эмоциональных проблем, получить практические инструменты для улучшения качества жизни, научиться нести ответственность за все, что в ней происходит, получать удовлетворение от собственных достижений и без проблем выходить из конфликтных ситуаций.

Стать автором своей жизни, не позволять обстоятельствам или другим людям отклонять жизненный курс от намеченной цели, быть счастливым здесь и сейчас – именно этого хочет каждый из нас. Цель работы психолога – создать оптимальные условия для прохождения по намеченному пути уверенно, спокойно, в полном взаимопонимании с близкими людьми.

Применение методов психологического изучения при сопровождении деятельности сотрудников, нуждающихся в повышенном психологическом внимании, используется для:

  • определения индивидуально-психологических особенностей и состояний сотрудников при формировании заключения о необходимости оказания им дополни­тельной психологической помощи;
  • прогнозирования профессионального и социального поведения сотрудников;
  • проведения психоконсультационной и психокоррекционной работы;
  • оценки степени социально-психологической адаптации сотрудников, принятия мер для ее улучшения;
  • выработки оптимальных мер психологического воздействия на личный состав ОВД.

К наиболее доступным и широко используемым внетестовым методам изучения личности сотрудника ОВД относятся: анализ документов, метод экспертных оценок, беседа, анкетирование, наблюдение и биографический метод.

Анализ документов. Изучаются результаты психологического обследования со­трудника, осуществленные на различных этапах профессионального отбора и по иным основаниям (например, при психологическом обследовании в рамках аттестации или при закреплении за сотрудником огнестрельного оружия), а также автобиография, ан­кеты, служебные характеристики, рекомендации и другие материалы для получения информации о профессионально значимых биографических данных, морально-нрав­ственных и индивидуально-психологических качествах, профессиональной направ­ленности, общеобразовательной подготовленности, чертах характера, склонностях, интересах и т. п.

Следует различать два вида документов в личном деле стажера или сотрудника: официальные (заключения ЦПД, ВВК, официальных должностных лиц, материалов служебных проверок, выводов аттестаций, документы об образовании и т. п.) и лич­ные (заявление, автобиография, объяснительные, рапорта). Первая группа документов позволяет получить информацию о личности, событиях в ее жизни от «внешних» ис­точников; вторая — глубже понять автора документов (его ценностные ориентации, представления о конкретных явлениях, людях и событиях).

Метод экспертных оценок — получение психологически значимой информа­ции о сотруднике от наиболее опытных и компетентных сотрудников (сослуживцев). Экспертная оценка в варианте обобщения независимых характеристик обеспечивает получение преимущественно фактических данных относительно всех основных пока­зателей социальной и профессиональной успешности сотрудника и наиболее эффек­тивна в сочетании с наблюдением и беседой.

Метод беседы. Беседа — это активный метод получения информации на основе вербальной коммуникации из ответов на вопросы, поставленные психологом при непосредственном общении. Он заключается в устном опросе и является одним из са­мых продуктивных методов изучения личностных особенностей сотрудника.

Метод наблюдения. Наблюдение — это целенаправленное изучение действий, по­ступков, поведения в целом, а также проявлений мимики, пантомимики, речи и дви­гательной активности объекта наблюдения. Цель метода — выявление особенностей коммуникации, устной речи, словарного запаса, степени откровенности, искренности, сообразительности, скованности, напряженности, тревожности, спокойствия и т.п., а также стиля реализации служебной деятельности.

Психодиагностические методики изучения личности сотрудника. При работе с группой повышенного психологического внимания могут применяться различные психодиагностические методики (тесты; анкеты – опросники; проективные методики; методики диагностики отдельных личностных качеств и проявления свойств нервной системы).

В психологической практике изучения личностных особенностей сотрудников OВД состоящих в ГПВ, важное место занимает проблема обеспечения целостного подхода изучение личности предполагает «препарирование» и анализ составляющих объект исследования с последующей интегральной интерпретацией всех частных результатов. Целостный подход предполагает изучение личности сотрудника по следующим направлениям:

1) L — данные (Life record data). Информация о личности может быть получена путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни.

2) Q — данные (questionnaire data). Информация о личности может быть получена с помощью опросников и других методов самооценок.

3) Г — данные (Tests data). Информация о личности может быть получена с помо­щью объективных тестов.

В процессе всестороннего анализа могут применяться различные методы психоло­гической оценки и изучения личностных особенностей. Изучение опыта деятельности психологов ОВД при сопровождении сотрудников, нуждающихся в повышенном психологическом внимании, позволяет разделить все ме­тоды психологического сопровождения на непосредственные и опосредованные.

Непосредственные методы психологического сопровождения:

  • индивидуальная психокоррекционная работа с сотрудником (например, психо­логическое консультирование сотрудника; коррекция психического состояния инди­вида и т. п.);
  • психологическая подготовка и обучение (индивидуальная или групповая).

Опосредованные методы психологического сопровождения:

  • психологическое консультирование руководителя сотрудника, его сослужив­цев, членов семьи;
  • исследование социально-психологического климата в подразделении, где про­ходит службу сотрудник;
  • разработка рекомендаций, обеспечивающих организацию мероприятий, необ­ходимых для улучшения социально-психологической адаптации сотрудников, нужда­ющихся в повышенном психологическом внимании.

Указанные методы сопровождения относятся к инструментарию общей психологической коррекции и отличаются только «точкой приложения». В целом анализ психологических затруднений сотрудников, нуждающихся в помощи психолога, позволяет выделить наиболее часто встречающиеся на практике проблемы:

  • отсутствие навыков работы с людьми;
  • неверные представления о практической деятельности органов внутренних дел;
  • отсутствие у сотрудника профессионально важных личностных качеств;
  • конфликтные взаимоотношения с коллегами по службе;
  • неадекватное отношение к личному составу со стороны руководителей ОВД
  • неумение сотрудника организовать свою деятельность;
  • отрицательное отношение членов семьи, ближайшего окружения к работе в органах внутренних дел;

Мероприятияпсихологического сопровождения сотрудников из группы риска, помимо мероприятий, проводимых психологом со всем коллективом, обязательно должны включать:

  • динамическое психологическое наблюдение за сотрудником с периодическими очными собеседованиями (периодичность назначается индивидуально);
  • индивидуальную подготовку, направленную на повышение психологической компетентности сотрудника или руководителя (ознакомление с необходимыми сведе­ниями по структуре личности, обучение основам психологии общения и управления, эффективному разрешению конфликтных ситуаций);
  • активные формы социального обучения (тренинг общения, деловые игры и др.);
  • занятия по усвоению методов самоконтроля, самовоспитания и саморегуляции, повышению стрессоустойчивости;
  • психологическую коррекцию акцентуированных черт характера;
  • своевременное направление сотрудника в лечебно-профилактические учреж­дения с целью получения им специализированного восстановительного лечения при нервно-психических срывах.

Для практического разрешения выделенных психологических трудностей сотруд­ников группы углубленного психолого-педагогического внимания психологу целесоо­бразно использовать не только индивидуальные, но и групповые формы работы, а так­же применять различные методы активного социально-психологического обучения, в том числе ролевые, коммуникативные, психорегулирующие тренинги.

Таким образом, разработана концепция, включающая в себя целенаправленное, комплексное применение различных взаимосвязанных между собой форм и методов сбора информации о деятельности, межличностных отношениях в коллективе и в семье, индивидуальных психологических особенностях сотрудников, требующих углубленного психолого – педагогического внимания.

Поделиться в соц. сетях

Библиографический список

  1. Марьин М.И., Петров В. Е.Организация социально – психологической работы в органах внутренних дел //ЦОКР МВД России, 2006.
  2. Потапова И. А., Сорокина И.А. Методы и содержание психосоциальной работы // Астраханский университет. 2010.

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гамаюнова Александра Витальевна»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *