Содержание
Среди книг Священного Писания книга Псалтырь занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви и занимает в нем видное место.
Особая ценность Псалтири в том, что в ней изображены движения человеческой души, стремящейся к Богу, даётся высокий образец молитвенного противостояния скорбям и искушениям и славословия Богу. «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке», — говорит святитель Афанасий Великий.
Благодать Святого Духа, проникающая каждое слово Псалтири, освящает, очищает, поддерживает молящегося этими священными словами, отгоняет демонов и привлекает Ангелов.
Первые христиане глубоко почитали и любили Псалтирь. Они заучивали все псалмы наизусть. Уже в апостольские времена Псалтырь получила широкое применение в христианском богослужении. В современном богослужебном уставе православной Церкви принято деление Псалтыри на 20 разделов – кафизм. Псалмы читаются в храме ежедневно за каждым утренним и вечерним богослужением. В течение недели книга Псалмов прочитывается полностью, а Великий пост – дважды в течение седмицы. Псалмы входят и в молитвенное правило, предписанное мирянам.
Для простого чтения псалмов, если христианин не принимает какого-то обета или постоянного дополнения к общепринятому правилу, благословение у духовника брать не нужно. Но обязательно надо взять у священника благословение, если мирянин возлагает на себя какое-то особое постоянное молитвенное правило или какой-то обет.
Иерей Владимир Шлыков объясняет, почему это нужно:
«Прежде чем брать на себя какие-либо молитвенные правила, нужно посоветоваться со своим духовником или со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Оценив Вашу жизненную ситуацию и меру духовного преуспеяния, батюшка благословит (или не благословит) читать. Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать». «Священник является проводником благодати Божией. Поэтому, когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того, при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение. И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме».
Псалтирь можно читать всегда, за исключением периода от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно.
Псалтирь можно читать и про себя, молча, но лучше читать её негромко вслух, по совету святых отцов.
Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Произноси слова несколько вслух, когда ты молишься наедине, и это способствует сохранению внимания».
Преп. Серафим Саровский советовал, что необходимо читать молитвы вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).
Названия псалмов читать не надо. Читать псалмы можно и стоя, и сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» — «не сидя»).
Вставать обязательно нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».
Не надо унывать и смущаться, если вначале иногда смысл псалмов непонятен. Всегда можно посмотреть непонятные выражения в русском переводе, в толковании на Псалтирь. По мере чтения и нашего духовного взросления будет открываться всё глубже и ярче глубинный смысл псалмов.
Священник Антоний Игнатьев советует желающим читать Псалтирь: «Для чтения Псалтыри на дому желательно взять благословение у батюшки. При чтении дома строго устава, как читать нет, гораздо важнее настроиться на молитву. Существуют разные практики чтения Псалтири. Мне кажется наиболее приемлемым чтение, когда Вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве – Вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку».
Если миряне прибавляют к келейному молитвенному правилу один или несколько избранных псалмов, то читают только их текст, как, например, пятидесятый псалом в утреннем правиле. Если же читается кафизма, или несколько кафизм, то перед ними и после них прибавляются особые молитвословия.
Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм
Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.
Аминь.
Молитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Трисвятое
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва ко Пресвятой Троице
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва Господня
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи помилуй(12 раз)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)
На «Славах»
Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза)
Господи, помилуй. (3 раза)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
И далее читаются следующие псалмы.
После чтения кафизмы читают молитвы и тропари, указанные в кафизме.
Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз.
Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.
И в конце всего молитвословия:
Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй. (3 раза)
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
См. тж.: О чтении Псалтири по усопшим
Как правильно читать о упокоении 17-ю кафизму
Псалтирь
Псалтирь пророка и царя Давида на церковнославянском языке с параллельным переводом на русский язык
Псалтирь в русском переводе П. Юнгерова
Молитвенное правило преп. Амвросия Оптинского
Молитвы, читаемые в опасности
Псалом 90
Правило схиархимандрита Виталия, читаемое в опасности
Молитвы в духовной брани
Молитвы, читаемые от уныния
Молитвенное правило о потерянной вещи
Псалом 50 с толкованием
А.Шилов «Сестра милосердия»
Известным является тот факт, что нападения есть при чтении всякой молитвы, а не только при чтении Псалтири. И ни в коем случай не стоит опускать руки. Сам Господь призывает нас вооружаться молитвой! И не нужно унывать, если есть препятствия!
Должно всегда молиться и не унывать (Лк. 18, 1).
Да, часто во время молитвы возникают различные препятствия, искушения. Но стоит ли уменьшать наше усердие, к этому ли призывает нас Господь? Нет!
В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33).
Будем и мы готовы к различным нападениям и отбивать их! Данные рассуждения кажутся относительно не новыми, но это величайшая мудрость! Просто, говоря откровенно, многие привыкли к различным нападениям вражеским, но нападения при чтении Псалтири особенные и враг особо вооружается. Ещё авва Маркелл говорил:
«Поверьте мне, чада, ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не уничтожает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла — сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное Писание полезно и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто не сокрушает его в той мере, как Псалтирь. Упражняясь в псалмопении, мы, с одной стороны, возносим молитву Богу, с другой — проклинаем диавола».
Поэтому если сразу не верится, что здесь что-то особенное, то необходимо поверить словам великих подвижником, в частности, я привел слова аввы Маркелла.
Нападения при чтении Псалтири бывают разного рода: как явные, так и скрытые. И на человека новоначального обычно идут одного рода нападения. На человека, утвердившегося в вере, как правило, идут нападения более коварные, так как свою борьбу демону завуалируют и человек может полностью не замечать все их козни. И даже некоторые великие святые ошибались, но потом покаялись. Сейчас вкратце дам небольшой обзор нападениям при молитве на Псалтири.
Явные нападения (кратко):
1. Нападения через ближних — одно из самых распространенных. Клевета, оскорбления, ругания и т.д. Но всё это вызывают демоны.
2. Усиление блудной брани. Может здесь быть особо ожесточенная борьба, но, как правило, эта борьба не начинается сразу. Вначале дается время для укрепления в чтении, а потом эта борьба особо обостряется. И если вначале демоны используют основные силы свои днем, то при больших претензиях, ненависти, они ведут в основном ночные атаки. Они хотят сломить человека, но здесь нужно проявить терпение и усерднее взывать ко Господу. Но обычно такая брань происходит не так часто, но если читать Псалтирь за кого-то усиленно ночью. Это мы наглядно видим в житиях святых, как на них вооружались демоны.
Более тонкие нападения:
1. Очень частое нападение — отвлекательный маневр. Т.е. демоны стараются не подпустить человека к чтению, чтобы пропустился день, потом два, а потом человек вообще вышел из системы. То вдруг старый знакомый позвонит, то вдруг пригласят куда-то, то вдруг дополнительную нагрузку предложат, но чтобы не осталось сил на чтение и т.д. Всё это делается для того, чтобы выбить человека из ритма.
2. Человека клонит в сон, он начинает зевать.
Из Лествицы:
«Когда нет псалмопения, тогда и уныние не является; и глаза, которые закрывались от дремоты, во время правила открываются, как только оно кончилось».
В этом духовном законе очень легко самому убедиться. Особенно это происходит на первых порах чтения. Человек начинает зевать, вдруг слипаются глаза, появляется какая-то расслабленность. Казалось бы, какое коварство, как же трудно противостоять демонским козням! С Божьей помощью это возможно! И, кроме того, ведь важно понимать, что демоны, используя такой большой арсенал различных нападений, неявно показывают, как велика молитвенная сила Псалтири. Если бы это была бы просто обыкновенная молитва, то так просто бы они не стали бы вооружаться!
3. Другая распространенная вражья кознь — это тщеславие и гордость. Человек вдруг начинает думать, что он какой-то особенный, что читает Псалтирь. Думает, что другие не читают, а я вот читаю. Безусловно, здесь уже пускает в действие свои козни бес гордыни. И это очень важно отразить именно это нападение. Здесь нужно низлагать это смирением и покаянной молитвой. И не стоит думать, что это пустяки. Такой великий святой как прп. Симеон Столпник чуть не попал в руки дьявола, когда демоны под видами ангелов захотели вознести его на небо как второго Илью. А ведь он ещё в ранней юности выучил всю Псалтирь, непрестанно читал её, стал чудотворцем и великим молитвенником, а демоны все равно рыкали яко лев, хотя поглотить его душу на веки. И если бы не Божье заступление, могло бы всё плохо кончиться. Вообще следует отметить, что демоны гордыни и тщеславия стараются особо обезоружить человека утвердившегося или даже в какой-то мере преуспевающего. Эту мысль подтверждают многие святые и старцы.
В этом же пункте добавлю и про тщеславие.
Тщеславие — великий паразит, съедаюший плоды, в том числе, и Псалтирной молитвы. Очень важное правило: «Не говорите другим, сколько кафизм вы читаете и кого вы поминаете». Этот подвиг милосердия и молитвы должен быть втайне, разве только если своему духовнику. Богу угодны тайны добродетели. Более того, вообще без нужды не надо особо распространяться, что читаете Псалтирь — пусть это будет втайне:
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою (Мф. 6, 2)
Свт. Иоанн Златоуст цитировал наизусть многочисленные фрагменты Священного Писания, но он делал это не из тщеславия естественно, а для усиления своей проповеди. Это как исключение. В общем случае, нежелательно выставлять напоказ свои знания.
Два рассказа священника о чтении Псалтири за упокой Племянница
Валентина Васильевна достигла почтенной старости. Ей уже восемьдесят лет. Она обладает крепкой верой и хорошо знает правила церковной жизни. Как-то раз Валентина Васильевна спросила меня:
— Батюшка, можно ли мне читать Псалтирь об упокоении моей усопшей племянницы?
Я немного удивился:
— Вы же сами знаете, что чтение Псалтири приносит большую пользу душам усопших. В чем причина вашего сомнения?
— Маргарита, моя племянница, прожила семьдесят лет. Несколько лет перед своей смертью она занималась плохими делами. Поэтому у меня и возникло сомнение: можно ли молиться об умершей?
— Какие же это плохие дела? — спросил я.
— Маргарита занималась колдовством,- ответила Валентина Васильевна.
— Как же она стала колдуньей?
Валентина Васильевна рассказала, что Маргарита была красивой женщиной, обладала величественной статью и житейской смекалкой.
Правда, в детстве она училась в школе для детей с отставанием в развитии. Потом она работала на одном из военных заводов Сергиева Посада. Несмотря на явные проблемы с психикой в школьные годы, на заводе Маргарита проявила себя очень энергичной работницей. Ей даже присвоили звание передовика коммунистического труда. Свою трудовую деятельность Маргарита закончила на молокозаводе. На этом производстве она преуспела не только в работе, но и в умыкании молокопродуктов. Нелегально приторговывая ими, женщина смогла купить себе квартиру.
Став пенсионеркой, Маргарита почувствовала в своей душе дискомфорт. Привыкнув на молокозаводе к деньгам, она не желала доживать свой век в бедности. Ей было необходимо заниматься каким-нибудь делом, приносящим приличный доход. Поэтому пенсионерка нашла новое поприще для деятельности.
В одном подъезде с Маргаритой жила старая колдунья, которая в своей квартире принимала людей. Маргарита завела с ней знакомство и стала помогать ей по хозяйству. С течением времени она подружилась с колдуньей настолько, что та, умирая, передала ей все свои темные тайны и обширную клиентуру.
Маргарита начала чародействовать самостоятельно. За мзду она обслуживала всех желающих. Деньги потекли рекой. Сын Маргариты, для которого она не жалела средств, начал вести разгульный образ жизни, спился и был убит при невыясненных обстоятельствах. Не сложилась личная жизнь и самой Маргариты.
В течение жизни она жила с несколькими мужчинами, но ни один из них не стал ей настоящим мужем. К последнему из своих сожителей Маргарита испытывала особенно сильную страсть. Несмотря на это, мужчина бросил ее. В это время Маргарита была уже в подмастерьях у колдуньи. Желая вернуть сожителя, она со своей учительницей перепробовала всевозможные магические средства, но безрезультатно. Мужчина не вернулся. Через некоторое время он покончил жизнь самоубийством.
Валентина Васильевна, узнав, что племянница стала колдуньей, неоднократно пыталась вразумить ее. Напрасно. Та не желала слушать никаких нравоучений. Тем временем слава Маргариты росла. Масса людей стремилась попасть к ней на прием, при этом многие проделывали из своих городов и сел до Сергиева Посада немалый путь. Квартира Маргариты находилась на девятом этаже многоквартирного дома. Иногда очередь к ней тянулась чуть ли ни с первого этажа.
На лестничной площадке перед квартирой Маргариты людей набивалось столько, что соседи не могли открыть свои двери и выйти наружу. Среди этих посетителей было немало бедных людей, которые несли колдунье свои последние деньги, чтобы избавиться от различных несчастий и болезней. Одна из соседок, женщина верующая, очень жалела бедных, обездоленных людей и постоянно увещевала их:
— Люди, образумьтесь! К кому вы идете?! Маргарита — безграмотный человек, она ничем помочь вам не может, она обманывает вас.
Обличения не помогали. Толпа продолжала ломиться в квартиру Маргариты. В конце концов, соседям так надоело постоянное столпотворение в подъезде, что они предъявили ультиматум популярной колдунье: если она добровольно не покинет их дом, они вышвырнут ее силой. Тогда Маргарита переехала в другой район города и поселилась в частном доме, доставшемся ей от матери. Люди из соседних домов знали Маргариту с детства. С того самого детства, когда она училась в школе для слаборазвитых. Вскоре после возвращения Маргариты в отчий дом соседи увидели возле него вереницы автомобилей, многие из которых имели московские номера. Изумлению соседей не было предела:
— Это что ж такое делается! Это зачем же к нашей Маргаритке народ отовсюду едет?!
— Как это зачем! Разве вы не знаете, чем она занимается? — говорили осведомленные люди и просвещали своих знакомых, пребывавших в неведении.
В семидесятилетием возрасте Маргарита захворала. У нее начала чернеть и болеть нога. Старушку положили в больницу. Чернота постоянно ползла вверх, и вместе с этим усиливалась боль. В конце концов, она стала настолько сильной, что последние десять дней перед смертью Маргарита страшно кричала почти без перерыва.
— Надеть на тебя крестик? — спрашивали родственники.
— Нет, не надо, — отвечала умирающая, хотя черной стала уже половина ее тела.
— Позвать к тебе священника?
— Нет, еще не время, — отказывалась Маргарита.
Незадолго до смерти она впала в безпамятство. Родственники, сидевшие возле старушки, с жалостью смотрели на нее. Вдруг тело колдуньи поднялось над кроватью, а затем упало вниз. Присутствовавшие отпрянули и оцепенели от ужаса. На их глазах неведомая сила подбросила умирающую вверх еще несколько раз. Когда, наконец, тело Маргариты застыло неподвижным на кровати, из ее рта вышел большой ком черной пены. Родственники от страха уже были близки к обмороку. Тем временем умирающая проглотила черный ком и испустила Дух.
Услышав рассказ о жизни Маргариты, я задумался: на самом деле, можно ли читать Псалтирь об упокоении души нераскаявшейся колдуньи? Из задумчивости меня вывела Валентина Васильевна. Она сказала:
— Когда мои родственники захотели отпеть Маргариту на дому, то попросили меня позвать вас, батюшка. Я же им сказала, что вы сейчас очень заняты. Поэтому они позвали другого священника. Он и отпел Маргариту.
— Так ее похоронили по церковному чину?! — удивился я. И меня тотчас охватило смешанное чувство радости и горечи. Радости, что меня миновал жребий хоронить Маргариту. Горечи, потому что другому священнику, которому не сообщили, чем занималась Маргарита, пришлось взвалить на себя бремя отпевания колдуньи и петь над ее телом: «Со святыми упокой…». Подумалось, как хорошо было в старину, когда приходской священник имел право отпевать только своих постоянных прихожан, жизнь которых он отлично знал.
— Когда батюшка отпел племянницу, — продолжала рассказывать Валентина Васильевна, — я его спросила, можно ли по ней читать Псалтирь? Но ему было очень некогда, и он сказал, что сейчас не может вникнуть в суть дела и чтобы я ему потом напомнила, и он тогда ответит. Однако скоро уже будет сорок дней со дня смерти Маргариты, а я его не вижу. Вот поэтому я и решила спросить вас: читать или не читать Псалтирь по племяннице?
— Конечно, совершать евхаристическое поминовение о нераскаявшейся колдунье нельзя, — ответил я. — Поэтому вы не пишите ее имя в записках, подаваемых на литургии.
Молиться же на домашней молитве можно за всякую душу. Поэтому Псалтирь читайте. Вашу племянницу отпели, а это значит, что она формально скончалась в мире с Церковью.
Однако вряд ли отпевание, которое в принципе совершать было нельзя, дало ее душе реальную духовную пользу.
Выслушав мой совет, Валентина Васильевна, будучи в свои восемьдесят лет очень слабой и больной, попросила почитать Псалтирь за упокой души племянницы одну из своих знакомых. Эта женщина, откликнувшись на ее просьбу, подошла ко мне взять благословение на чтение. Из беседы с ней выяснилось, что она знает, за какого человека ей придется молиться. Благословляя женщину, я предупредил, чтобы она в случае явных и сильных бесовских нападений прекратила чтение Псалтири за упокой колдуньи. За таких людей могут безопасно молиться только подвижники, а обычному христианину, наверное, не стоит подвергать себя непосильному испытанию. Молитва за чародеев — подвиг. Бесы очень жестоко нападают на человека, взявшегося вымолить погибшую душу. Если человек не готов выдержать сильнейшую брань с бесами, то ему следует проявить благоразумие и не вредить собственной душе.
Получив благословение и наставление, женщина принялась за чтение Псалтири.
Через несколько дней она вновь подошла ко мне в храме и рассказала о том, что приключилось с ней после нашей беседы:
— Я сначала читала Псалтирь об упокоении Маргариты вечером перед сном. В первый вечер все прошло нормально. Во второй — тоже. Однако ночью мне приснился сон. Якобы меня окутал дым, и я почувствовала удушье. Когда проснулась и открыла глаза, вижу — на самом деле моя комната наполнена дымом и вокруг разлито такое невыносимое зловоние, что я чуть не задохнулась. Меня охватил необъяснимый ужас. Даже когда дым и смрад исчезли, я еще долгое время пребывала в страхе. По многим усопшим я читала Псалтирь, но такого бесовского страхования со мной никогда не было. После этого случая я перестала читать Псалтирь об упокоении Маргариты.
***
Я знаком с женщиной весьма преклонного возраста, которая в течение своей жизни читала Псалтирь об упокоении множества усопших. Основываясь на личном опыте, она как-то сказала, что во время чтения псалмов испытывает различные духовные состояния. Я спросил:
— Какие именно?
— Когда читаю Псалтирь по людям верующим и добрым, на сердце легко и, несмотря на их смерть, ощущаю на душе радость. Когда же приходится молиться за людей маловерующих или обремененных многими грехами и страстями, часто переношу бесовские нападения.
— А какой характер носят эти нападения? — поинтересовался я.
Старица немного помедлила, но потом все же решилась и сказала:
— Когда читаю Псалтирь об упокоении отъявленных и не покаявшихся грешников, бесы насылают плотские искушения.
Мать
Елена была богобоязненной христианкой, заботливой матерью и любвеобильной бабушкой. До глубокой старости она помогала всем, чем могла, своим детям и внукам. Смерть Елены опечалила ее многочисленных родственников и знакомых. Особенно тосковала о Елене одна из ее дочерей — Руфина, воспитывавшая пятерых детей. Усопшая мать была для нее настоящей опорой в жизни.
После кончины матери Руфина несколько лет работала председателем сельсовета в Удмуртии. Как-то раз очередная ревизия обнаружила большую растрату в финансовой деятельности сельсовета. Началось расследование. Подозрение пало на Руфину. Она же была человеком очень честным и на посту председателя сельсовета не позволяла себе никаких злоупотреблений. Жить по совести было девизом всей ее жизни. Оказавшись под следствием, Руфина совершенно растерялась и стала воепринимать все происходящее как самую ужасную трагедию в истории человечества. Неизвестно, чем закончилось бы это потрясение для Руфины, если бы не вера, заложенная в нее матерью.
До случившейся беды Руфина была человеком хотя и верующим, но малоцерковным. Теперь же она с полной ясностью осознала, что может справиться со своим горем только благодаря помощи Божией. Руфина стала много времени посвящать молитве и постоянно ходить на богослужения. Вспоминая праведную жизнь матери, она старалась подражать ей. Руфина часто беседовала мысленно с матерью, изливала ей скорбь своей души и просила ее молиться Богу о помощи своей дочери, попавшей в беду. Руфина очень сожалела о том, что при жизни матери мало прислушивалась к ее рассказам о Законе Божием и не внимала ее наставлениям о церковных правилах. Вот если бы мать была жива! С какой радостью она утолила бы свою духовную жажду! Близок локоток — да не укусишь.
Руфина быстро поняла, что без наставника в духовной жизни далеко не продвинешься. Поэтому она начала искать духовника, с которым могла бы советоваться по волновавшим ее вопросам. Вскоре Руфина обрела такового в лице отца Владимира, иеромонаха одного из удмурдских монастырей. Женщина стала регулярно ездить к нему на исповедь. Во время очередной встречи духовник спросил ее:
— Руфина, твою маму зовут Елена?
— Да, батюшка. А что?! — удивилась Руфина: она ведь никогда не говорила отцу Владимиру, что ее мать звали Еленой. Откуда он узнал ее имя? Общих знакомых у них нет, так что сообщить имя матери ему никто не мог.
— Твоя мама ко мне приходила, — сказал отец Владимир.
— Как приходила? Она же умерла несколько лет назад!!! — вскрикнула Руфина и почувствовала, как ее лицо обдало жаром.
Тут пришло время удивиться отцу Владимиру. Батюшка рассказал, что недавно после литургии он стоял на амвоне и давал прихожанам целовать крест. Когда все подошли к кресту, отец Владимир заметил в храме старушку, которая скромно стояла у стены. Он подумал: «Почему она не прикладывается к кресту?» — и громко сказал:
— Матушка, идите ко мне. Приложитесь к кресту, а не то я унесу его в алтарь.
Старушка застенчиво подошла к отцу Владимиру и сказала, что ее зовут Елена. Она — мать Руфины и от всего сердца благодарит батюшку за его заботу о своей дочери, за его помощь в спасении ее души.
Руфина была потрясена рассказом отца Владимира. Она спросила его, как выглядела ее мать. В ответ батюшка в точности описал внешность усопшей Елены. Руфина посчитала, что явление матери не было случайным. Наверное, таким образом умершая сообщала ей о своей заботе и молитве за нее в потустороннем мире. И на самом деле, вскоре после этого случая следствие по растрате в сельсовете выяснило полную непричастность Руфины к финансовым злоупотреблениям. Все обвинения с нее были сняты.
Елена была простой русской женщиной. В годы советской власти она жила в Удмуртии, где и скончалась, достигнув глубокой старости. Всю свою жизнь Елена трудилась, не покладая рук, но
жила со своей семьей в постоянной нужде. Она отличалась глубокой набожностью и молитвенностью. Особенно Елена любила читать Псалтирь. Семнадцатая кафизма этой богодухновенной книги всегда вызывала у нее умиление.
Одна из родственниц Елены сейчас живет в Сергиевом Посаде. Она рассказывает, что в молодости была человеком малоцерковным. Некоторый период времени эта женщина находилась в тяжелейших жизненных обстоятельствах. Елена посоветовала ей как можно чаще читать семнадцатую кафизму. При этом она подарила родственнице текст этой кафизмы, перепечатанный на пишущей машинке, ведь при советской власти достать церковные книги было очень сложно. Родственница последовала совету, и беда вскоре миновала ее. Потом эта женщина всю жизнь почитала Елену своей наставницей в вере и говорила, что, если бы не ее наставление, она, наверное, и не выжила бы под бременем испытаний судьбы.
За свою жизнь Елена совершила много добрых дел, поэтому облик незримой для мира праведницы запечатлелся в сердцах всех людей, ее знавших.
>Слово псалтырь
Слово псалтырь английскими буквами(транслитом) — psaltyr
Слово псалтырь состоит из 8 букв: а л п р с т ы ь
Значения слова псалтырь. Что такое псалтырь?
Псалтырь Мелисенды
Псалтырь Мелисенды (Лондон, Британская библиотека, Коллекция Эгертона 1139) — иллюминированная рукопись созданная около 1135 г. в Иерусалимском королевстве, во время правления королевы Мелисенды.
ru.wikipedia.org
ПСАЛТИРЬ, псалтырь
ПСАЛТИРЬ, псалтырь (греч. psalterion — книга псалмов) — в.-з. книга, содержащая 150 молитв. песнопений. Традицией П. приписывалась царю Давиду, но в тексте П. есть указания на то, что ему принадлежит только 71 псалом (71:20).
Атеистический словарь. — М, 1986
Парижская псалтырь
Парижская псалтырь (Paris. gr. 139) — иллюминированная рукопись Псалтыри, созданная в середине X века, хранится в Парижской национальной библиотеке. Является самой известной рукописью эпохи македонского ренессанса.
ru.wikipedia.org
Пулавская псалтырь
Пулавская псалтырь (польск. Psałterz Puławski) — польский перевод псалмов, сделанный в середине или конце XV века. Автор и точное время создания неизвестны. Рукопись псалтыри хранится Музее Чарторыйских.
ru.wikipedia.org
Синайская псалтырь
Синайская псалтырь (в западной литературе упоминается под латинским названием Psalterium Sinaiticum) — глаголическая старославянская рукопись. Датируется XI веком, то есть является древнейшим славянским списком Псалтыри.
ru.wikipedia.org
Утрехтская псалтырь
Утрехтская псалтырь (нид. Utrechts Psalter) — памятник средневекового книжного искусства, хранящийся университетской библиотеке Утрехта (Нидерланды).
ru.wikipedia.org
Флорианская псалтырь
Флорианская псалтырь (польск. Psałterz Floriański) — псалтырь, относящаяся к концу XIV века. Иногда её также называют Псалтырью Ядвиги; общепринятое название происходит от верхнеавстрийского монастыря святого Флориана, где она была обнаружена.
ru.wikipedia.org
Псалтирь
ПСАЛТЫ́РЬ, ПСАЛТИ́РЬ (греч. ψαλτήριον от ψάλλω — петь, славить) — 1) Одна из книг Ветхого Завета, собрание хвалебных и молитвенных песнопений, составляющих существ. часть как ветхозаветного, так и новозаветного богослужения.
Гуманитарный словарь. — 2002
ПСАЛТЫРЬ, одна из книг Библии, содержащая 150 псалмов. Заняв важное место в христианском культе, оказала огромное влияние на средневековую письменность и фольклор, стала источником многих пословиц.
Современная энциклопедия. — 2000
Псалтырь (гр. – пою) – книга Ветхого Завета, в которой собраны псалмы – религиозные, хвалебные песнопения и гимны.
Все они причислены к разряду учительных и входят в состав каждого чина богослужения.
Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000
Русский язык
Псалты́рь/.
Морфемно-орфографический словарь. — 2002
Сле́дованная псалты́рь.
Орфографический словарь. — 2004