Собственные интересы

Взвешенная оценка собственных интересов, целей и возможностей является одним из ключей к выбору программы и ВУЗа, поступлению, успешной учебе и карьере. Но иногда бывает, что человек лучше знает, что он точно не хочет делать, а определить свои пожелания затрудняется. Встречаются люди, которым одинаково легко даются все предметы, но ни один не вызывает особого интереса. Случается, что человек точно знает, чем хотел бы заниматься, но посвятить жизнь этому виду деятельности кажется ему невозможным или непрактичным. И все же, не определив свои пожелания и возможности для их осуществления, вряд ли можно рассчитывать на то, что правильное решение придет само собой.

Вооружившись бумагой и ручкой, в спокойной обстановке, предлагаем провести небольшую внутреннюю ревизию и составить опись имеющегося в Вашем распоряжении жизненного багажа.

Ваши интересы

Для начала обдумайте вопросы, касающиеся Ваших интересов – ответы на них становятся отправной точкой для подбора Вашей программы и ВУЗа, если Вы обращаетесь к услугам наших специалистов по консультированию:

  • Нравится ли Вам выбранная специальность и род деятельности? Почему?
  • Есть ли у вас сомнения по поводу выбранной специальности? Если да, то какие?
  • Получаете ли Вы от уже имеющегося опыта и знаний максимум?
  • Чувствуете ли Вы наличие серьезных пробелов в собственных знаниях или опыте?
  • Чувствуете ли Вы наличие препятствий, сформированных Вашими внутренними убеждениями: свой потолок, недоверие к своим способностям и полученным результатам и т.д.?
  • Какие именно навыки хотели бы получить или развить?
  • Хотели бы Вы заниматься чем-то другим, даже если это кажется сейчас невозможным? Чем именно?
  • Какие предметы давались Вам во время обучения лучше всего?
  • Есть ли у Вас хобби, серьезные увлечения? Чем бы Вы готовы были заниматься, даже не получая за это денег?

Отвечая на некоторые вопросы, воспользуйтесь в качестве информации для размышления Полным списком предметов, преподаваемых в Великобритании.

Ваши цели и приоритеты

Далее следуют вопросы, касающиеся жизненных и карьерных целей и приоритетов:

  • В какой стране Вы хотели бы жить и работать?
  • Какая карьера вам ближе: корпоративная, научная, академическая, собственный бизнес или творчество?
  • Каковы характеристики Вашей идеальной работы (от продолжительности рабочего дня до ее эмоциональных характеристик)?
  • Ваши представления о достаточном доходе?
  • Ваши представления о желаемом социальном статусе?
  • Ваши представления о престижности работы и мера ее оценки?

Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам по профессиональной ориентации и не пожалейте времени на выполнение профориентирующих тестов. Зарегистрировавшись на нашем сайте, Вы сможете подробнее узнать о наиболее полезных и качественных из них. Это не только отличная возможность получить стороннюю оценку своих успехов, достижений, интеллектуальных и эмоциональных ресурсов, но один из способов лучше понять себя, определить цели и внутренние препятствия к их реализации. В Великобритании профессиональная ориентация является очень распространенной услугой, так или иначе ее предлагают почти все университеты в форме Skills Portal в Интернете и консультаций в университетских Центрах карьеры (Career Services).

Ваши возможности

На следующем этапе обдумайте свои возможности:

  • природные способности и склонности;
  • академические достижения: при поступлении на последипломные программы в очное собеседование с иностранными студентами обычно не проводится, поэтому кроме подтвержденной квалификации, диплома и оценок, необходимо предоставить результаты исследовательских работ, публикации и рекомендации;
  • языковые возможности;
  • профессиональные достижения: например, предыдущий опыт управленческой работы обязателен для МВА, а для ряда творческих специальностей необходимо портфолио;
  • transferable skills — навыки, полученные в процессе любой деятельности в течение всей жизни (работа, учеба, изучение языков, переговоры, исследования, спорт, музыка, рисование, любые хобби), которые могут быть применены в других областях. Они делают человека более гибким, облегчают адаптацию к новым условиям, помогают реагировать на новые вызовы, вырабатывать нестандартный взгляд на проблемы. Они являются важной составляющей того творческого и личностного потенциала, который человек приобрел в ходе всей своей жизни.

В ходе Вашей ревизии не ограничивайте себя предложенными вопросами. Чем больше критериев для оценки будет выбрано, тем шире в результате получится взгляд на себя и свою биографию. Это поможет открыть и найти применение тем личным возможностям, о которых Вы могли даже не задумываться раньше.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

МОДЕРНИЗАЦИЯ

РОССИИ

УДК 316.334.2 ББК 60.56

Л.В. Логинова

СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

с

\ш/ оциально-экономические реформы, осуществляемые в России, не сняли проблему согласования интересов различных социальных групп в обществе и требуют кардинально новых подходов к ее решению. Проблема согласования интересов осложняется тем, что, во-первых, существенно трансформировалась система интересов в российском обществе; во-вторых, все чаще наблюдаются «конфликты интересов»; в-третьих, общественные интересы, формально считаясь первичными, в реальности находятся в подчинении у личных, персонифицированных интересов чиновников, которые, выполняя свои должностные обязанности, исходят из приоритета своих частных интересов в ущерб общественным; в-четвертых, прежняя трехуровневая структурированность интересов, служившая основой механизма взаимодействия и регулирования направленности общественных, коллективных и личных интересов, не отвечает современным требованиям .

Чтобы выявить условия формирования социально-экономического механизма согласования интересов субъектов хозяйствования, необходимо определить сущностные характеристики интереса.

Проблеме интересов посвящено немало научных трудов философов, социологов, политологов, психологов, экономистов. Вместе с тем не существует однозначного понимания сущности данного явления. Это связано с тем, что интересы имеют сложную структуру, анализ которой зависит от подхода исследователя.

Многие философы обращали внимание на особую роль интересов в жизни человека и общества. Еще древнегреческий философ Аристотель подчеркивал

приоритет индивидуальных интересов: каждый человек сам себе более всего друг и должен любить более всего самого себя. Но в «Никомаховой этике» Аристотель приходит к выводу, что «если для одного человека благом является то же самое, что для государства, более важным и более полным представляется все-таки благо государства» . Только внутри государства люди смогут процветать, ибо оно — воплощение справедливости и выражение общего интереса граждан. Личные интересы человека строго подчинены общественному благу.

Представители социальной мысли Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, К.А. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо) в своих трактовках интереса исходят из концепции «естественного состояния» и общественного договора. Согласно их представлениям в основу интереса положены взаимная полезность и рациональные договорные начала. Так, английский философ Т. Гоббс в книге «Левиафан» собственный интерес человека объявил «самой могущественной и самой разрушительной страстью человека» , из-за чего возникает «война всех против всех». Избежать ее возможно, если люди часть своих прав отдадут государству, защищающему их от самих себя. Эта теория стала толчком для построения концепций, опровергающих теорию антагонизма интересов.

Французский философ Ж.-Ж. Руссо отстаивал положение, что граждане выступают в качестве активных членов общества, объединенных идеей общего интереса. По этому поводу Руссо писал, что, передавая в общее достояние свою личность, «каждый член превращается в нераздельную часть целого» . Философ абстрагировался от внутренних различий между гражданами — носителями своих интересов. Отправной точкой анализа становится не индивидуальный интерес, а интерес группы: нации, класса, человечества. Интересы индивидов рассматривались им как производные продукты интересов группы или ассоциации. Другой французский философ К.А. Гельвеций, сравнивая роль интереса в обществе с законом всемирного тяготения в природе , показал, что интересы обусловливают объединение людей в общественной организации. Таким образом, либеральная мысль стала ориентироваться на интересы социума.

Свой вклад в развитие теории интересов внес и немецкий философ Г.В.Ф. Г е-гель, который стал рассматривать интерес как побудительную силу действий человека, доказывая, что «действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов… и лишь они играют роль» . Система интересов, по Гегелю, находится во взаимосвязи с системой права, морали и нравственности гражданского общества. Он писал, что «индивиды в качестве граждан этого государства — частные лица, целью которых является их собственный интерес. Поскольку эта цель опосредована всеобщим, которое тем самым представляется им средством, то она может быть им достигнута только постольку, поскольку они сами определяют свои желания, волнения и действования всеобщим образом и делают себя звеном этой связующей цепи» . Так была обоснована идея объективного исторического процесса через деятельность людей, руководствующихся своими собственными интересами.

Философской концепции интересов современная социальная мысль обязана

тем, что сложились основные теоретические подходы к содержанию интереса:

1) интересы обусловливают взаимодействие людей, связывая их в единой общественной организации; 2) граждане, объединенные идеей общего интереса, выступают в качестве активных членов общества; 3) условие согласования интересов — передача части прав людей государству; 4) интересы индивидуумов -производные продукты интересов группы или ассоциации; 5) интересы обусловлены системой права, морали и нравственности гражданского общества; 6) исторический процесс детерминирован деятельностью людей, руководствующихся своими собственными интересами.

В социологии существует разнообразие мнений по проблеме содержания интереса, причем главное внимание уделяется проблеме соотношения эгоизма и альтруизма в человеке.

С позиций социального номинализма английский социолог Г. Спенсер общественный интерес сводил к сумме интересов, составляющих общество индивидов, то есть им выводился закон усредненного уровня развития членов общества. Он сделал вывод, что современные люди в большей степени альтруисты, чем люди, жившие в примитивных обществах, так как процесс обучения индивида одновременно способствует развитию контроля над его желаниями, интересами .

О. Конт, которого называют «философом в социологии и социологом в философии», обратил внимание на то, что человек по своей сути не всегда эгоистичен, он может быть и бескорыстным . Представления о природе интереса человека ученый изложил в «таблице мозга», из которой следует, что поведение человека детерминируется скорее низшими проявлениями эгоизма, чем высшими соображениями альтруизма. В то же время человек у Конта не исключительно эгоист: склонности, обращенные на других и развивающиеся в бескорыстие и любовь, заданы в нем природой. Но люди никогда не будут движимы ни чем иным, кроме своих чувств, среди которых О. Конт выделял эгоистические и альтруистические инстинкты. К числу эгоистических инстинктов он относил военный, который способствует преодолению препятствий, и индустриальный, который побуждает к созданию жизненных благ. По мнению Конта, «настоящая цель в том, чтобы люди все больше руководствовались бескорыстными чувствами, а не эгоистическими интересами» . Природные инстинкты человека порождают его эгоистические интересы и деструктивные действия в отношении общества. Они не могут контролироваться изнутри индивидом, но на них можно действовать со стороны общества. Альтруистические мотивы поведения могут вырабатывать семья, религия.

Э. Дюркгейм, рассматривая функции разделения труда, показал, что экономические результаты общества подчиняются объединяющей его солидарности, которую невозможно вывести из экономического интереса. Он писал: «Интерес, в самом деле, наименее постоянная вещь на свете. Сегодня мне полезно соединиться с вами; завтра то же основание сделает из меня вашего врага. Такая причина, следовательно, может породить только мимолетные сближения и кратковременные ассоциации» . Таким образом, индивидуалистские предпосылки резко отрицаются.

Альтруизм в поведении человека, с точки зрения Э. Дюркгейма, укоренен не меньше, чем эгоизм, а индивидуальное стремление к счастью, к собственной пользе ограничено. Общество — «не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами» , оно самостоятельно и первично по отношению к индивиду, который является продуктом коллективной жизни . Таким образом, индивидуальные интересы считаются производными от общего интереса.

М. Вебер развивал проблему примирения интересов общества и государства. В отличие от Э. Дюркгейма он стоял на позициях методологического индивидуализма, поэтому у него социальный порядок оказывается проекцией индивидуального осмысленного действия и может нарушаться ценностными конфликтами. На веберовское понимание интереса определенное влияние оказало марксистское учение о классах, имеющих свои интересы, соответствующие социально-экономическому положению. М. Вебер писал: «Мы хотим говорить о классе там, где большому количеству людей присущ одинаковый специфический компонент их жизненных шансов, насколько этот компонент связан исключительно с экономическими интересами собственности и экономической деятельности, и причем реализуется в условиях существования рынка благ или труда» .

Вебер под социальным действием понимал только то действие человека, которое затрагивает интересы других людей. Разрабатывая концепцию бюрократии, он обратил внимание на усиление ее эгоистических интересов, что противоречит интересам общества. Следуя своей идее рационализации социального действия, он предложил свести к минимуму господство человека над человеком благодаря выработке системы рационального представительства интересов.

Таким образом, в социологической концепции интересов сложились следующие теоретические позиции: 1) интересы обусловлены исторической средой; 2) человек может быть как эгоистичным, так и бескорыстным; 3) эгоистические интересы порождаются природными инстинктами, не могут контролироваться изнутри индивидом, но на них можно действовать со стороны общества; 4) альтруистические мотивы поведения могут вырабатывать семья, религия; 5) система рационального представительства интересов призвана сдерживать усиление эгоистических интересов бюрократии.

В экономической науке были выдвинуты производственная и потребительская концепции интересов.

Производственная концепция экономических интересов была разработана классической политической экономией. Ее основатель А. Смит, восприняв идеи французской буржуазной этики, объявившей эгоизм естественным свойством человека, подчеркивал, что в основе производственной деятельности лежит врожденный инстинкт выгоды — интерес в увеличении богатства, который побуждает людей вступать во взаимоотношения друг с другом. Развивается следующая аргументация: если следование частным интересам обеспечивает общественное благо, значит эти интересы следует признать благотворными и в итоге естест-

венными. Каждый человек лучше знает свои интересы и вправе им свободно следовать, поэтому, преследуя свои интересы, он «часто более действенным образом служит интересам общества, чем когда сознательно стремится служить им». В этом смысл «невидимой руки», направляющей человека «к цели, которая совсем не входила в его намерения» . При этом каждый в отдельности заботится о себе, а выигрывает общество. Но несмотря на то что люди эгоистичны, государство не должно вмешиваться в их дела. Мотивом личной выгоды А. Смит объясняет также и факты, которые находятся вне экономической сферы, например коррупцию в юридической сфере, политику церкви и прочее.

Д. Рикардо вслед за А. Смитом отстаивал определяющее влияние индивидуального интереса . По его мнению, стремление людей к индивидуальной выгоде находится в гармонии с общей выгодой. Таким образом, Д. Рикардо развивает концепцию А. Смита о том, что экономический интерес является движущей силой общественного производства.

В целом в рамках производственной концепции сложились следующие теоретические подходы к содержанию интереса: 1) индивидуальный интерес -это эгоистический интерес, связанный с соображениями личного благополучия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) при наличии определенных общих правил стремление каждого индивида реализовать собственный интерес ведет к гармоническому развитию общества в целом; 3) экономический интерес связывается с рациональным расчетом на максимизацию выигрышей и минимизацию потерь.

В неоклассической теории, в рамках австрийской школы маржинализма, была разработана потребительская концепция интересов. Ее представители К. Менгер, О. Бем-Баверк, Ф. Визер провозгласили движущими мотивами интересов психологические побуждения субъекта экономики. Интерес субъекта экономики стал сводиться к стремлению максимизировать полезность, а объект этого интереса — к материальному благу, ценность которого определяется предельной полезностью. Развитие национальной экономики стало рассматриваться как результат столкновения интересов множества индивидуальных хозяйств («хозяйственных атомов») в удовлетворении определенных потребностей. Исходя из этого, интерес хозяйственной деятельности заключался в наиболее целесообразном использовании имеющихся запасов благ для удовлетворения различных потребностей.

Итак, в эпоху маржинализма первой волны главными были интересы потребителя, которые оказывали влияние на производство, подстраивавшееся под развивающиеся потребности субъекта. Субъектом интересов стал «потребитель — гедонист — робинзон», которого не интересует, совпадают ли его интересы с интересами других членов общества.

Этот перекос был ликвидирован в период маржинализма второй волны А. Маршаллом, который, синтезируя теории трудовой стоимости и предельной полезности, вывел теорию взаимосвязи спроса и предложения как интересов потребителя и производителя. Но по-прежнему интерес рассматривался как нечто эгоистичное, побуждающее субъекта лишь к хозяйственной деятельности и обмену, из-за чего произошло чрезмерное сужение и упроще-

ние социальной природы человека. Как заметил Э. Дюркгейм, представленный в таком виде «теоретический эгоист» всего лишь «абстрактное понятие» .

Хотя эгоцентрическая целесообразность играет немаловажную роль в поведении человека, все же нельзя человеческую деятельность полностью сводить к ней, целесообразность не должна вытеснять ценности. Это подталкивало представителей социальных наук разрабатывать свои концепции интересов.

Институционализм (Т. Веблен, Дж. Комманс, Дж. К. Гелбрейт) и неоинституционализм (Р. Коуз, Дж. Бьюкенен, М. Олсон, Д. Норт, О. Уильямсон, Р. Познер) объединяет общий тезис: важным фактором, влияющим на сущность экономических интересов, являются институты. Представители «старого институционализма» обращали преимущественное внимание на действия коллективов по защите интересов индивида, а неоинституционалисты поставили в центр своего анализа автономного индивида, который, исходя из собственного интереса, решает, членом каких коллективов ему быть.

Представители неоинституционализма в отличие от институционалистов не отказываются от неоклассической модели человека и применяют ее для объяснения институтов. В связи с этим был расширен набор ограничений, в которых действует хозяйствующий субъект. В этот набор были включены «внутренние ограничения памяти и вычислительных способностей человека», нашедшие свое отражение в теории неполной рациональности Г. Саймона, учитывающей существование не только информационных издержек, но и когнитивных ограничений . Учет этих ограничений потребовал пересмотра принципа оптимизации, лежащего в основе модели рационального выбора, и его замены на принцип удовлетворенности.

Д. Норт подчеркивает двусторонний характер взаимодействия институтов и процесса восприятия индивидами собственных интересов. Индивиды задают рамки восприятию интересов, но в тоже время способны изменить институциональные рамки .

М. Олсон в теории групп и организаций рассматривает проблемы всеохватывающего интереса и узконаправленных интересов , развивает подход к анализу группы как объединения нескольких индивидов с собственными функциями полезности и интересами . Согласно его теории большие группы хотя и имеют «всеохватывающий интерес», не эффективны, так как среди их участников преобладает эгоистическое поведение «безбилетника», а малые группы часто разрушительны из-за того, что их действия обусловлены узконаправленными интересами.

Ф. Хайек в концепции расширенного порядка и обмена показал, что расширенный порядок существует тогда, когда последствия действий одного индивида, реализующего свои интересы, являются условием реализации экономических интересов неизвестных ему экономических агентов. Обмен в рамках и по поводу правил должен сопровождаться согласованием экономических интересов .

Такой подход содержит и теория О. Уильямсона, объясняющая существование институтов экономией на трансакционных издержках, то есть издержках

экономического взаимодействия. Изучая модели экономического поведения, он предложил взять за один из критериев их классификации ориентацию на собственный интерес. В соответствии с данным критерием выделено три типа рациональности: оппортунизм, простое следование собственным интересам и послушание .

Дж. Бьюкенен в теории общественного выбора, основываясь на методологическом индивидуализме, показал, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, то есть был подвергнут сомнению тезис, что у государства нет никаких иных целей, кроме заботы об интересах общества. По этому поводу он пишет: «Политика — есть сложная система обмена между индивидами, в которой последние коллективно стремятся к достижению своих частных целей, так как не могут реализовать их путем обычного рыночного обмена. Здесь нет других интересов, кроме индивидуальных» .

Представители теории социального выбора (А. Сен, Ю. Эльстер, Дж. Ремер) стали проводить экономический анализ с позиций этических норм, в связи с чем ими отвергаются взгляды, ограничивающие мораль в экономике рамками личной выгоды. Но все же, по их мнению, по сравнению с экономическим эгоизмом альтруизм и нравственность являются редкими ресурсами . Хотя в теории социального выбора эгоистическому интересу отдается явный методологический приоритет, тем не менее указывается на существование оснований действия, не сводимых к этому интересу.

В результате современное представление о сущности интереса изменилось: экономические интересы стали рассматриваться как социально-экономические, что отвечает требованиям социологии. Ведь для социолога «разделение рационального и нерационального действия относительно, границы между ними подвижны и способны со временем радикально изменяться в рамках одной культуры. Хозяйственное действие выступает в итоге как сложное сочетание рациональности и нерациональности, при этом и та, и другая обладают специфическим социально обусловленным характером» .

Среди различных социально-экономических концепций интересов институциональные теории, на наш взгляд, являются более предпочтительными, так как позволяют рассматривать экономические интересы как социально-экономические, представить интерес в качестве сложной социально-экономической системы во взаимосвязи с системой институтов, а также выявить механизмы институционализации интересов с целью их согласования и реализации на этой основе. Данный подход позволяет учитывать в социально-экономическом анализе систему ценностей и этических норм, что приобретает высокую степень важности. Социологи объясняют это тем, что «современный мир характеризуется переходом к принципиально новому типу общественно-экономического развития, основными факторами которого становятся знания, образование, морально-нравственные характеристики, полнота человеческой жизни» .

Тем не менее в России при проведении институционального строительства произошла недооценка интересов человеческого капитала и этических факторов, поэтому многие институты не соответствуют современным требованиям,

что препятствует формированию в стране инновационной экономики. Если институты не отвечают этическим принципам социальной справедливости, это приводит к ослаблению стимулов к труду, росту социальной напряженности и социальной апатии в обществе. Следовательно, для разработки механизма институционализации интересов субъектов хозяйствования требуется не только ревизия этических норм, регулирующих социально-экономические отношения, но и использование инструментария теории управления формированием и развитием социально-экономических институтов.

Библиографический список

1. Мусин, М. Проблема согласования интересов / М. Мусин // Экономист. — 2005. — № 5.

2. Аристотель. Никомахова этика. Политика / Аристотель // Соч. — М., 1984. — Т. 4.

3. Автономов, В. С. Человек в зеркале экономической теории / В. С. Автономов. -М., 1993.

4. Руссо, Ж.-Ж. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. — М., 1969.

5. Гельвеций, К. А. Об уме / К. А. Гельвеций. — М., 1938.

6. Гегель, Г. Соч. / Г. Гегель. — М. ; Л., 1935. — Т. 8.

7. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. — М., 1990.

8. Кравченко, С. А. Социология: парадигмы сквозь призму социологического воображения / С. А. Кравченко. — М., 2004.

9. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон ; общ. ред. и предисл. П. С. Гуревича. — М., 1992.

10. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. — М., 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Вебер, М. Класс, сословие, партии (фрагменты). Личность. Культура. Общество / М. Вебер. — М., 2003. — Вып. 1-2 (15-16).

12. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. — М. ; Л., 1935. — Т. 2. — Кн. IV.

15. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. — М., 1997.

16. Олсон, М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп / М. Олсон. — М., 1995.

18. Хайек, Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма / Ф. Хайек. — М., 1992.

19. Хайек, Ф. Частные деньги / Ф. Хайек. — М., 1996.

20. Уильямсон, О. Экономические институты капитализма / О. Уильямсон. -СПб., 1996.

21. Бьюкенен, Дж. Соч. / Дж. Бьюкенен. — М., 1997.

22. Олсон, М. Роль нравственности и побудительных мотивов в обществе / М. Олсон // Вопросы экономики. — 1993. — № 8.

23. Сен, А. Об этике и экономике / А. Сен. — М., 1996.

24. Радаев, В. В. Экономическая социология / В. В. Радаев. — М., 1998.

25. Быченко, Ю. Г. Управление развитием человеческого капитала / Ю. Г. Быченко. -Саратов, 2005.

Потребности – это необходимые для существования человека условия, нужды, на удовлетворение которых направлена любая человеческая деятельность.

Потребности бывают следующих видов:

  1. Биологические – то, в чем человек нуждается в первую очередь: пища, вода, дыхание, сохранение рода и все прочее, что совершается на уровне биологических инстинктов.
  2. Социальные – потребности человека находится в социуме, общаться и выполнять определенную социальную роль, реализовываться в обществе.
  3. Духовные – необходимость человека приобретать новые знание и самовыражаться в творчестве.

Вышеперечисленные потребности взаимозависимы, поэтому удовлетворение одних нередко совершается через удовлетворение других.

Вторичные

(обретённые)

Идеальные (реализация потенциала и способностей личности)

Престиж (уважение, признание окружающих)

Социальные (взаимодействие с социумом)

Первичные

(биологические)

Экзистенциальные (уверенность в завтрашнем дне, комфорт)

Физиологические ( дыхание, вода, пища и т.п.)

Помимо такой систематизации человеческих потребностей, существует несколько более подробное, многоуровневое разделение, называемое «Пирамида Маслоу», потому как разработал ее психолог американского происхождения по имени Абрахам Маслоу.

Только в случае, когда потребности одного уровня удовлетворены, наступает очередь удовлетворения потребностей следующего уровня. Однако в современном мире эта теория ставится под сомнение, поскольку не всегда потребности реализуются именно в таком порядке. История знает примеры, когда идеальные потребности опережали потребность в общении: люди, находящиеся вне социума, презентовали миру произведения искусства.

Из потребностей человека складываются интересы.

Интерес – это отношение человека к какому-либо объекту его потребностей, как правило, имеющее определенный эмоциональный окрас. Интересы определяются не только потребностями человека, но и его положением в обществе, состоянием общества в целом, личными качествами человека (мировоззрение, пол, возраст).

По критерию направленности интересы классифицируются следующим образом: экономические, социальные, политические, духовные.

По критерию обладателя интереса:

  • индивидуальный (интересы конкретного человека). Пример: Вениамин увлекается игрой на тромбоне, соответственно игра на тромбоне – индивидуальный интерес Вениамина.
  • групповой (некая совокупность людей, объединенных одними интересами). Пример: танцевальный коллектив «Грация» — участники сообща разделяют интерес к танцам.
  • социальный (все общество заинтересовано в чем-либо). Пример: общество заинтересовано в нейтрализации террористической группировки ИГИЛ.

Важно отличать интерес от влечения (рефлекторного, неосознанного намерения совершить какое-либо действие); склонности (расположенность к какой-либо деятельности); таланта (дальнейшего развития склонности).

Современный мир переживает глубокую трансформацию, и Россия должна исходя из своих интересов развития сформулировать для себя чёткий внешнеполитический курс. Об этом EADaily заявил доцент кафедры теории и истории международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Рущин по итогам прошедшего в Институте стран СНГ вебинара «Международная ситуация в эпоху пандемии».

«С конца XX века, когда произошёл крах заложенной более трёх столетий назад Вестфальской системы международных отношений, мировое сообщество, основанное на национальных суверенитетах, переживает глубокую трансформацию. На сегодня принято говорить о существовании трёх мировых экономических, политических и военных центров — США, Китая и Европы. Между двумя из них — США и КНР — заметны острые противоречия, которые способны вылиться в серьёзную конфронтацию. В этих условиях особое значение имеет защита национальных интересов другими странами, не входящими в указанные центры, в частности Россией, Индией, Бразилией, Южной Африкой и другими странами», — считает Рущин.

Политолог отметил значимость правовых аспектов такой защиты для Российской Федерации.

«Этот курс должен основываться на долговременных интересах страны, а не на сиюминутной реакции на возникающие конкретные проблемы и поисках незначительных выгод. Такая позиция привлечёт к мнению руководства нашего государства больше внимания со стороны мировой общественности и будет способствовать повышению международного авторитета. Пока же в отстаивании национальных интересов у России заметны серьёзные трудности и даже провалы. Потеря влияния в Белоруссии вслед за Украиной может привести к негативным последствиям не только в её внешней политике, но и во внутренней», — подчеркнул доцент СПбГУ.

В вебинаре «Международная ситуация в эпоху пандемии» участвовали эксперты в области геополитики, религии, политологии, экономики, психологии и философии из России, Германии, Франции, США, Бельгии, Швейцарии, Монако, Сирии, Ирана и Молдавии. Участники конференции обсудили мировые проблемы в эпоху глобальной пандемии коронавируса, уделив особое внимание углубляющимся при президенте Дональде Трампе противоречиям между США и Китаем, стремлению его администрации переложить ответственность за пандемию на КНР, а также попыткам американцев усилить напряженность в Гонконге.

По итогам обсуждений участники международной конференции согласились с тем, что пандемия коронавируса дала возможность многим глобальным субъектам использовать это событие в своих интересах, не связанных с вопросами здоровья граждан. Эксперты пришли к выводу о важности правовой защиты национальных интересов, неприемлемости политики диктата, санкций, двойных стандартов, фальсификации истории, покушений на государственный суверенитет.

Интерес – это эмоция или желание достичь определенного душевного состояния; отношение субъекта к явлениям или предметам, что представляют собой душевную ценность.

Увлечения – способ достичь гармонии в личном внутреннем мире методом выражения своей индивидуальности, успешная попытка понять и принять свое призвание.

Интересы и увлечения человека можно смело сравнивать со счастьем. Они вызывают положительные эмоции, ощущение наполненности, удовлетворенности, дарят радость. В свою очередь, радость – противопоставление скучности, поэтому личность, которая уделяет достаточно времени своим интересам, намного реже страдает от недомогания, нехватки эмоций и скуки. Даже постоянная занятость обыденными делами не дает того ощущения радости, которое может подарить любимое занятие. Отчасти увлечения можно назвать и смыслом жизни, ведь каждый работает, чтобы зарабатывать достаточно денег и тратить их на свое удовольствие, на любимый вид отдыха.

Почему интерес и увлечения человека настолько важны?

У каждого есть потребность реализовать себя как индивидуальность, открыть что-то новое, интересное, заявить миру о себе. Именно устойчивый интерес привлекает внимание и не вызывает надоедания. Субъект заинтересован не в результате, а в самом процессе, от которого он получает удовольствие.

Каждое интересное занятие отвечает определенным мотивам так же, как интерес мотивирует заниматься определенным увлечением с пользой для своей личности. Эту взаимосвязь можно показать графически:

Когда пропадает выгода (духовная, эмоциональная, материальная), тогда и пропадает интерес к занятию, но от потребности в постоянном увлечении не деться никуда. Значит, увлечения могут быть разные, противоположные друг другу, а интерес в жизни человека – изменчивый и разносторонний, но он постоянно присущ и его можно назвать главной мотивацией и стратегической эмоцией. Интерес побуждает каждого к новым начинаниям.

Как влияют личные интересы человека на его жизнь

Свои увлечения и интересы каждый пытается реализовать в жизни по-своему. Кому-то удается сделать из этого успешный бизнес, в остальных случаях увлечения интерпретируются в хобби. Они представляют настоящую жизненную ценность, не зависимо от внешних факторов. Когда личность систематично уделяет внимание своей потребности, у нее появляется стимул достичь чего-то нового, работать над собой и, тем самым, улучшить свой уровень жизни, а такие действия влекут новое, не менее важное качество – уверенность в себе. У субъекта есть своя ценность, он сам себе может ее обеспечить, он готов делиться этим с окружающим миром – личность становится интересной. Дальнейшие действия очевидны: он ищет себе подобных людей, с которыми интересы совпадают, для обмена опытом или из-за желания почувствовать себя в окружении единомышленников.

Какие виды интересов человека бывают?

Группы интересов
Социальная структура Классовые, групповые, общенациональные, индивидуальные
Сфера общественной жизни Духовные, экономические, политические
Отражение Абстрактные, стихийные, реальные, минимальные, осознанные
Тенденция общественного развития Реакционные, прогрессивные, консервативные

Одни виды интересов человека могут побуждать появление других. В зависимости от выгоды, которую преследует особа в своих увлечениях, доминируют интересы материальные и духовные, общие и личные, непосредственные и опосредованные.

Непосредственный интерес – желание достичь непосредственного успеха от того или иного процесса.

Пример такого интереса прост: студент учится непосредственно ради знаний. Он хочет получить определенный опыт и успешно его использовать. Перспектива получить диплом отходит на задний план.

Опосредованный интерес – желание достичь результата посредством определенных возможностей.

Такой интерес демонстрируют студенты, которые просто хотят получить дипломы посредством обучения в университете. Большой багаж знаний, квалификация их не интересуют.

Материальные интересы – потребность в устранении своих недостатков, предотвращение развитий угрожающих ситуаций комфортной и качественной жизни.

Материальные интересы отображают экономические потребности личности. Он старается продать подороже свою рабочую силу, получить выгоду и ему не важна духовная сторона этой сделки. Благодаря материальным интересам человечество постоянно делает новые открытия, так как они направлены чисто на улучшение качества жилищных удобств, обогащение, облегчение труда. Работа вполне может стать материальным интересом, если ее основная цель – большой заработок.

Духовные интересы – актуализация возможности проявить себя как личность, индивидуальность; расширение кругозора, культурный рост, который не предусматривает каких-либо материальных изменений или обогащений.

Духовные интересы предусматривают налаживание психологической гармонии, личный рост, эмоциональное удовлетворение и насыщение, душевное спокойствие. Они побуждают познать мир, открыться с новой стороны, проявить свои таланты. Точка насыщения для каждого субъекта определяется индивидуально. Кому-то важно получить много поверхностной информации, но в разных сферах, кто-то хочет научиться конкретному ремеслу и стать настоящим мастером, поэтому одни за всю жизнь могут объездить весь мир, выучить несколько языков, а у других получается добиться результатов в чем-то определенном, какой-то узкопрофильной сфере.

Личные интересы – взгляды, желания, мотивы, которые присущи только конкретному субъекту, его субъективным понятиям и его потребностям.

Личные интересы формируются на основе переживаний, желаний, позиции, материального достатка субъекта. Их никто не может навязать или заставить от них отказаться. Личность сама решает, что ей интересно, а что — нет.

Социальные интересы – потребности, свершения, пожелания, которые испытывает социальная группа на основе внутренних побуждений каждого отдельного индивида.

Интересы социальных групп зависят от социально-экономической ситуации, их положения в социально-трудовой сфере. В большинстве случаев социальные интересы личности сводятся к сфере политики и экономики.

Какие интересы у человека влияют на его восприятие внешнего мира

Достаточно часто встречается версия, будто социальные и личные интересы человека – это одно и то же. Человек – индивид, и социальная группа – социальная единица, выступающая одним объектом, которая преследует общие для всех цели. Но сопоставлять эти два понятия не является правильным. Личные интересы лежат в основе социальных интересов. Они формируют общую позицию и могут совпадать как полностью, так и частично. Каждый может поддаваться общим целям и интересам, а может остаться при своем мнении.

Социальные интересы могут охватывать разные сферы культуры и науки, но назвать их точными на 100% нельзя, ведь у каждого индивида сформировано свое понятие, отличающееся от общего мнения. Один субъект может испытывать больше интереса, чем другой, а такой факт является отличием между индивидами.

Сферы, в которых переплетаются личные и социальные интересы:

  • Чтение. Образованные люди нередко любят читать. При этом у каждой личность есть свой любимый автор, свое произведение;
  • Общение. Это скорее потребность, чем интерес, но с хорошим собеседником всегда есть о чем поговорить, и разговор может быть достаточно увлекательным;
  • Спорт. Разные виды спорта объединяют людей, которые готовы поддержать любимую команду или самому стать участником любимой игры;
  • Компьютерные игры. Наверное, одно из основных увлечений нашего времени. При этом можно играть одиночно или в команде – все зависит от индивидуальных пожеланий личности;
  • Музыка. Разные направления и стили музыки дают возможность сделать выбор по душе.

В списке только малая часть тех сфер, которые могут объединять людей по интересам и, в то же время, являться причиной их разногласий. Поэтому сопоставлять индивидуальные и социальные интересы не есть правильным.

Роль социальных интересов личности в ее жизни

Социальный интерес может стать причиной побуждения активизации деятельности субъекта. После включения личности в отношения между обществом, она становится частью социальной группы. На социальный интерес влияют следующие условия:

Феномен социального интереса заключается в способности субъекта разделять чувства социальной группы и умении идентифицировать себя как ее часть. Эта социальная группа не ограничивается близкими людьми, а носит более глобальный характер. Социальный интерес зарождается еще с младенчества в период общения ребенка с родителями и продолжает формироваться на протяжении всей жизни.

Социальный интерес проявляется в готовности индивида сотрудничать с людьми при разных условиях, даже не очень благоприятных, старании личности давать окружающим больше, чем требовать в ответ, готовности его сопереживать и принимать чужой опыт. По теории А. Адлера главная задача каждого из людей быть частью социума. И если особа способна к сотрудничеству, ее по жизни будут сопровождать дружба, любовь, понимание, доверие.

Социальные интересы строятся на сопоставлении интересов одной социальной группы против интересов другой. Таким образом, кроме сотрудничества к формам взаимосвязи интересов между социальными группами можно отнести соперничество.

Но есть социальные интересы, которые поддерживаются во всем мире и объединяют народы, в перечень входят интерес сохранности жизни на Земле, цивилизации и культуры.

Приоритет духовных интересов

Какие бы интересы ни возникали у человека, он всегда отдаст первенство реализации и развитию духовных интересов. Духовный интерес мотивирует субъкта на рост, преодоление неуверенности, проявления себя как личности. Они заставляют отказаться от статуса потребителя культуры и перейти на уровень ее создателя. Благодаря духовным интересам личность открывает новые грани этого мира, получает жизненный опыт, расширяет свой кругозор. Стремление стать лучше дарит именно то эмоциональное насыщение, которое ищет каждый в увлечениях. Личность раскрывает свои таланты и возможности через труд, который не приносит дискомфорта и усталости.

Деятельность каждого на протяжении всей жизни, его достижения и разочарования могут влиять на интересы, побуждать появление новых, или напрочь убивать старые. Социальный статус, окружение, изменения могут кардинально сменить интересы субъекта, точно так же, как интересы влияют на жизнь человека. Достижение успеха в той или иной сфере, желание быть интересным стоит того, чтобы преодолевать все препятствия. Конечный результат всегда приносит положительные эмоции, самоутверждение, благоговение и желание идти дальше. Благодаря таким переживаниям жизнь становится значительно качественнее и ярче.

Сохранить статью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *