У нас не принято молиться за ментов(прислала Наталья Шухер)
У нас не принято молиться за ментов, Их за людей порою не считают. Но где-то палец нажимает на курок И чью-то пулю опер принимает. Принявших на себя чужой свинец, Таких как он, не мало по России. И не поймёт обкуренный юнец, Зачем он лез? Его же не просили! Зачем? Хотите вы спросить, зачем Идут под пули и ножи ребята, Не раз слыхавшие от вас «поганый мент», Не слыша месяцами, где зарплата! Зачем им эта суета ночей? Бессонницы и ранние инфаркты, Чтобы пугали ими вы детей, Ещё не выросших до школьной парты? Но если к вам нагрянет в дом беда, Сирена взвоет, разрывая полночь. То лишь они помогут вам тогда, Забывши о себе придут на помощь! И если грабят вас в глухой ночи, Иль в тело беззащитное живое Вгоняют разрывающий свинец Или ранение наносят ножевое, То вновь они помогут в трудный час! Придут, спасут и заслонят собою, Не ожидая ничего взамен от вас — Ни благодарности, ни славы, ни покоя. И только тот, кто это сможет всё пройти, И кровь, и слёзы, и не стать скотом, Докажет, что на жизненном пути ОН человеком был достойным быть «Ментом»!
23 ноября исполнится 140 лет со дня рождения выдающегося украинского литератора Александра Олеся (Кандыбы), творца классических художественных шедевров украинской поэзии.
Пересматривая в Государственном архиве Кировоградской области подшивки газет столетней давности, обратил внимание на стихотворение «О дивний мент, о дивний час» Александра Олеся (1878—1944), которое было напечатано в газете «Наша хата» за 31 января 1919 года. Газета с таким названием выходила в Елисаветграде в декабре 1918-го — январе 1919 года.
Размещено стихотворение под «Письмом к украинским писателям и педагогам» Петра Тенянко, работника Киевской губерниальной народной управы. В прижизненных сборниках произведений Александра Олеся это стихотворение не упоминается. А в некоторых советских переизданиях его датировали 1941 годом.
Напомню, в украинскую литературу Александр Олесь вошел как поэт, который расширил тематический, стилевой, настроенческий диапазоны лирики, возвысил выразительную силу украинского художественного слова. Характер всего поэтического наследия художника слова определяет печаль и радость, которые всегда идут рядом, соревнуясь, кто кого перевесит. Николай Зеров отмечал, что лирик наделен первостепенным талантом, который позволил ему так авторитетно представлять украинскую поэзию, как Владимиру Винниченко нашу прозу. Михаил Грушевский считал, что об Александре Олесе следует говорить как о «величайшем из ныне живущих поэтов на Украине». Максим Рыльский писал, что «поэт Александр Олесь занимает определенное место в истории нашей культуры». О мелодичности поэзии Олеся говорит то, что к ней часто обращались композиторы. Более 30 музыкантов осуществляли обработку его стихотворений. Среди них Н. Лысенко. К. Стеценко, С. Людкевич, Я. Степовой…
В 1990 году в издательстве «Дніпро» вышло самое полное — двухтомное — издание произведений Александра Олеся. Составитель и автор предисловия Р. Радишевский включил в него ненапечатанную шестую книгу поэзий, разыскал ориентировочно 600 неопубликованных стихотворений, разбросанных по записным книжкам и рукописным сборникам. Среди них и стихотворение «О дивний мент, О дивний час», которое Р. Радишевский нашел в №9 журнала «Україна» за 1919 год. Поскольку это издание печаталось дважды в неделю, можно предроложить, что стихотворение появилось одновременно в газете «Наша хата» и в журнале «Україна». Можно предположить, что это было одно из последних стихотворений Александра Олеся, написанное им на украинской земле.
Проживая в Киеве, Александр Олесь дружил с нашим земляком и своим коллегой-ветеринаром Константином Хороманским, отцом писателя Михала Хороманского. В январе 1919 года Олесь собирается с Хороманским в гости к сестре Марии. Но дойти из Лукьяновки до Бессарабки, где она жила, было невозможно. Пулеметная стрельба, взрывы снарядов… Пришлось пережидать в квартире Хороманского. Олесь читал стихи из подготовленной к печати книги. На какое-то мгновение хозяин вышел в соседнюю комнату и там от взрыва снаряда погиб.
Эта смерть стала огромным душевным потрясением для Олеся. К этому добавилось еще одно горькое переживание: петлюровцами был расстрелян брат жены, похороны которого состоялись из дома Олеся в Пуще-Водице. Как вспоминает сестра Мария, брата это окончательно надломило, и в отчаянии он воскликнул: «Дальше я не могу выдержать!.. Я обезумею…»
Следует добавить, что в течение трех последних лет в Киеве сменилось более десяти разных властей. Неопределенность ситуации усиливалась угрозой жизни Олеся. Было и такое, что в начале 1918 года газета «Нова рада» сообщала об убийстве писателя, но через несколько номеров (20 февраля) делала опровержение: «А. Олесь жив. Он был под угрозой расстрела, но ему посчастливилось спастись».
Все эти события и подтолкнули писателя к выезду за границу. С дипломатическим паспортом якобы от правительства Украинской Народной Республики он выезжает в феврале 1919 года в Будапешт. Не надеялся, что навсегда.
Вначале – краткая предыстория.
Когда-то, много лет назад, в сугубо советские времена, когда я ещё был пацанёнком, в соседнем с нашим дворе жила семья милиционера. Был у них сынишка – препротивный, надо сказать, малец: плакса, ябеда да и вообще, как говорят сейчас – «тормоз».
Но главной его «достопримечательностью” была привычка цеплять на себя всевозможные милицейские «аксессуары”: значки, петлицы, нашивки, погоны и т.п. На голове его постоянно болталась огромная отцовская фуражка, которая вертелась на нём, как флюгер. О чём думали его родители, пришивая на пальтишко 8-летнего засранца капитанские погоны – я не знаю. Но ему самому, видимо, казалось, что это чрезвычайно красиво и круто!
И всё бы ещё ничего, если бы не милицейский свисток!.. Сказать, что он в него свистел – ничего не сказать! Он через него дышал! Дикая пронзительная трель преследовала нас часами, непрерывно!
Мы прогоняли ментёнка, отбирали и выбрасывали эту мерзкую свистелку, иногда даже лупили его – ничего не помогало! Назавтра же у него появлялся новый свисток, и он снова шёл за нами по пятам, донимая всех ужасными звуками…
…Как-то, уже будучи взрослым, я попытался представить себе беседу этого пацанёнка со своим отцом – в стиле В.В. Маяковского.
С этого и началась
КНИЖЕЧКА – НЕ ПРО КОТЯТ: ПРО МЕНТОВ И ПРО МЕНТЯТ!
К Р О Х А – С Ы Н К О Т Ц У П Р И Ш Ё Л …
( Мини-мини пьеса. )
Персонажи:
Отец – капитан милиции,
Сын – 7-8 лет.
…Раз, к менту пришёл ментёнок:
– Папа,.. гадкий я утёнок?
Все вокруг мне вслед свистят
И в игру брать не хотят.
И, к тому же, все, притом,
Обзываются «ментом»!
Может, я одет не так?
Может, думают, я – враг?
Коли дело – не в одёже,
Чё ж они воротят рожи?!
Как бы с ними мне, папаня,
Хоть, разок похулиганить?
– Ну, сынок, ты – дурачина!
Шмотки – это не причина.
Но могёшь переодеться,
Раз уж никуда не деться.
Влезь-ка в старые штаны,
Чтоб совсем как у шпаны.
Ты … наручники,.. сынок,
Не бери с собой,.. дружок…
И свисток ГАИ-шный,.. тоже,
Мы,.. давай-ка,.. в шкаф положим!
Да,.. мой старый китель,.. друже,
…В общем-то,.. тебе не нужен…
Где ж ты видел, брат, жигана
В кителе «от капитана»?
…
————————————————————
————————————————————
С тех пор прошло много лет. И вот, в «весёлые девяностые» я вспомнил об этих двух персонажах и подумал: а каков был бы их диалог сейчас, в 90-е?.. Но для колорита я решил сделать их немного постарше. Так и родился
Р А З Г О В О Р » П О Д У Ш А М ”.
——————————————————-
( Мини-пьеса в стихах. )
Действие происходит где-то на постсоветском пространстве…
Действующие лица:
Отец – майор милиции.
Сын – 14-15 лет.
* * *
Действие первое (оно же последнее).
———————————————-
Квартира. Кабинет отца, весь уставленный дорогой аппаратурой. Открыта дверца бара, где видна внушительная батарея бутылок со спиртным. Отец вальяжно развалился в кресле за огромным письменным столом, на котором стоит бутылка «Наполеона» и лежит газета. На расстоянии нескольких шагов от стола в почтительной позе стоит Сын и «внимает”. Отец, прихлёбывая коньяк из бокала, снисходительно ведёт «нравоучительную беседу”…
Поучал, раз, мент ментёнка:
Отец: . – «Мент» – такая работёнка!
Надрываться ты не будешь,
А на хлеб с икрой «добудешь”!
Лишь начальству угождай:
«Снизу” дали – «нАверх” дай!
Трёшку дали – рупь «навЕрх»!
И не будь умнее всех:
Смейся, коль начальство шутит
( От тебя, чай, не убудет!).
Пусть начальник твой – дурак,
Повелось уж, сроду, так:
У кого мозги «пожиже” –
Те, по должности, повыше!
( Мой братан – козёл, в натуре! –
Служит, вон, в прокуратуре!)
Сможешь выглядеть «дебилом» –
Станешь для начальства милым.
Будут звёзды, как вороны,
Тихо «капать” на погоны!
Постепенно сам привыкнешь:
Лишний раз уж не «возникнешь”.
А как потеряешь рАзум –
Выбьешься в начальство «рАзом”!
Ты, сынок, мотай на ус.
Там, глядишь – войдёшь во вкус…
Главный недруг – «заявитель”!
( Он тебе попортит китель!…
Это, я … насчёт погон…)
Заверни сутягу вон!
Ты гони его, брат, смело:
Нет «заявы” – нет и «дела”!
А ушёл – перекрестись!
И за «пулечку» садись.
( От работы – кони мрут.
Их, потом, в колбаске жрут.)
С шефом спорить не пытайся –
На «клиентах” отыграйся!
Будь – к задержанным – недобрым:
Бей дубинкою по рёбрам
Иль по почкам (так их мать!) –
Больше будут уважать!
А «виновных” – не ищи:
Кто поближе – тех «тащи”!
Коль попался «тилигент” –
Бей меж глаз ему, в момент!
Плохо в школе ты учился…
Ну, а он, говнюк, «лучился
Счастьем”, получив медаль…
Та медаль ведь как «педаль”,
Чтоб «доехать” в институт…
( «Обскакал” тебя он тут!)
Ну, ништяк, твой час настал!
( Ждать его ты подустал!)
Ты отправь его к бомжам,
Чтоб он вшей наелся там,
На … неделек,.. эдак,.. пять!
( Чтоб успел он провонять,
Как вокзальный туалет!)
После – дай ему совет:
«…Мол, с ментами не борись.
Заплати и отъепись!
Больше с властью не «бодайся”.
На глаза не попадайся! «…
…МентовскАя, брат, наука –
Заковыристая штука:
Коль с умом к ней подойдёшь –
Много выгоды найдёшь!
…Пьяный – лучший твой «клиент”!
«Обшмонай» его, в момент:
Коль он «лыка, счас, не вяжет” –
Хрен потом он что докажет!
Нету денег? – Потерял!
Часть пропил, а часть «просрал»!
Ну, а станет «возбухать” –
Скажешь: » Брат, кончай бухать!
А не то – я не спущу:
На работу сообщу! «
Он, сердешный, враз заткнётся,
Восвояси уберётся.
А «клиент твой номер два” –
Вся базарная «ботва”:
Там разжиться можно, даром,
И харчами, и товаром.
Там – «сговорчивый” народ,
Потому что сам – «урод”:
Кто обвесит, кто сворует,
Кто «просроченным» торгует,
Кто «валютой промышляет”,
Кто девчонок «поставляет”…
Видя ментовскОй наряд,
Всякий «поделиться” рад,
Лишь бы ты его не тронул,
Не нанёс ему «урону”…
Всё, что видишь ты вокруг,
«Принял” я «из щедрых рук”.
Кто пожадничал, не дал –
Я у тех «конфисковал”:
Телевизор, диктофон,
Фен, коньяк «Наполеон»…
Но, как человек «с культурой”,
С девок я беру «натурой”!
( Ленин – славный был работник:
Изобрёл для них «субботник”!..)
…Обожаю иностранцев:
И китайцев, и вьетнамцев,
Тех, кто шмотками торгует.
Вот уж кто меня «балует”:
Куртки, джинсы, майки, кожу –
«Дарят” всё, «косые рожи”!
А не то – я их, «мигрантов”,
Превращу, блин, в «арестантов»!
И «ребятушки с Кавказу”…
Те – «хабар» несут мне сразу:
Виноград, гранат, чурчхелу –
Всё, что есть на свете белом –
Мандарины и шашлык –
Всё доставят мне «на клык”!
А не то – мы, как заразу,
Выгоним «гостей с Кавказу”:
Ловят – пусть! – «бандитов» где-то,
Мне ж милей ловить «брунЕтов»:
Коль ловить бандитов, сын, –
Не дотянешь «до седин»!
Всё запоминай, сынок, –
И пойдёт «наука” впрок:
Ведь, тебе, коль разобраться,
С «тройками» – куда податься?
В институт ты не поступишь,
А работать – ох, не любишь!
На завод ты не пойдёшь:
Грыжу там приобретёшь!
Остаётся – к нам, в «ментуру».
Знаю я твою натуру:
Ты «халявы” всюду ждёшь.
Вот, у нас её найдёшь!
Брать – бери (была б возможность!),
Но имей и осторожность:
Ты смотри, «братков» не трогай…
Пусть идут своей дорогой.
Их, сынок, не задевай;
Чуть что – сразу убегай:
Ты на них не разживёшься,
А, скорее, «обожжёшься».
Эти – нет, чтоб «подкормить”,
Могут, гады, и прибить!
Но страшнее, для папани,
«Боевой угар” кампаний
Берёт со стола газету, надевает очки. Читает, медленно, по складам, «Окая”, старательно выговаривая
каждую букву и дальнозорко держа газетную статью в вытянутой руке):
– «…По очистке в регионах
От … обОротней в погонах…»
Сын: . . . . . – Папа! О-О-Оборотней!
Отец:. . . . . . . . . – Разве?
Ну, нехай… «…Подобны язве…»
Эти,.. в общем,.. «оборОтни»…
Говорят, в стране их – сотни!
Я ж – не видел их ни разу…
Из-за энтой, вот, заразы
Мы, менты, друг друга душим,
Отдавая чёрту души:
На друзей доносы пишем
( И рыданий их не слышим!).
По головке их не гладят,
Стукачам же – «налом» платят…
Рвём товарищей на части,
Словно, нет другого счастья.
А потом одних сажают,
А с других мундир срывают…
Вывод: «делом» занимайся,
Но, гляди, не попадайся!
Слушай, ты, на ус мотай!
Маху – срок придёт! – не дай!
Всё запомнил, сын?
Сын:. . . . . . . . – Так точно!
Я и диктофон, нарочно
( Тот, что ты «конфисковал”),
Спрятал… Он всё записал…
Изучу твою «науку”
Назубок… Тут,.. вОт, ведь,.. штука…
Ты деньжат подбрось, отец…
Баксов … триста,.. и – … звездец…
Чтоб урок я не забыл…
Да,.. чтоб я уверен был,
Что и ты не позабудешь –
Выдавать ты, впредь, мне будешь
Раз в неделю … баксов … сто!
А «забудешь” – помни то,
Что и я урок «забуду”…
Что тогда я делать буду?
К твоему пойду начальству:
» Вы простите за нахальство,
Хлеб с икрой хочу я кушать…
Не желаете ль прослушать,
Что папаня мне сказал,
Да запомнить наказал?
Мне за «оборотня» – «налом»
Денег дайте… Фактов – валом!
( Телевизор, диктофон,
Фен, коньяк «Наполеон»!..)
Я ж – не «стОик”, вам,.. философ!
ПАвлик – мой кумир! МорОзов!!! «.
…Так что, батя, не финти
И исправно мне плати!
Мне твоя «наука” – впрок.
Погоди, дай только срок,
Не довольствуюсь я малым:
Стану – точно! – ГЕ–НЕ–РА–ЛОМ!
…
На витрине – стеклотара,
Строй палёного тепла.
И по ком хлебнуть водяры,
Не стесняясь, из горла?
Стынет блочная хрущоба,
Закемарил бедный людь,
Мохноногая чащоба
Приняла луну на грудь.
Анна Матасова
Нижеследующее произведение неоднократно прерывается сносками, дабы читатель мог освежить в памяти звук, запах и вкус тех далёких лет…
«П У Т Е В О Д И Т Е Л Ь» П О «С О В К У» !!!
Околела теплотрасса
( Русь – не южные моря!)…
Что ловить трудящим массам?
Греться надо «изнутря»!
В магазине – стеклотара,
Строй родимого тепла:
Вина, коньяки, водяра!
Что хлебнуть бы из горла?
Стынет блочная хрущоба,
Мёрзнет бедный русский людь.
Без «сугреву» – смерть! ( Ещё бы!)
Принял он «Луну»1 на грудь!
1 – «Луна» – «Краснодарская луна» (здесь и далее используются
жаргонные названия популярных в СССР спиртных напитков –
Прим. авт.)
Весь «В говне»2 «Перляет Стёпа»3,
В грудь вонзив «Три топора»4.
Про запас – фугасик «Жопа»5
( Денег нет на «Тарара»6 !)
… «Сны»7 мне снятся с перепою:
«Гарпия»8, «Горгона»9… – «Псих»10 !
«Квиты»11 нынче мы с тобою:
«Качумай»12 – от сих до сих!
«Чёртов день»13 «Кошмар в ауле»14:
«Рожа южная»15 – «Пухляк»16!..
«Негр-Пердун»17 – «На карауле»18:
«Импотент»19!.. Во рту – «Кисляк»20!
«Чуркестан»21, «Степная рожа»22 –
«Лучик»23 света в «Темноте»24! –
И «Бабай»25, на них похожий,
Пьют «Солярку на воде»26.
__________________________________________________________
2 – «В говне» – «Гаяне».
3 – «Перляет Стёпа» – «Перлына Степу».
4 – «Три топора» – «Портвейн 777».
5 – «Жопа», «Жоп» – «Жок».
6 – «Тарара» – Коньяк «Арарат».
7 – «Сны» – «Апсны».
8 – «Гарпия» – «Горгиппия».
9 – «Горгона» – «Дар Дона».
10 – «Псих» – «Рислинг Су-Псех».
11 – «КвИты» – «Квиты Полоныны».
12 – «Качумай» – «Кагор Чумай».
13 – «Чёртов день» – «Портвейн 13».
14 – «Кошмар в ауле» – «Киндзмараули».
15 – «Рожа южная» – «Южная роза».
16 – «Пухляк», «Толстяк» – «Пухляковский».
17 – «Негр-Пердун» – «Негру де Пуркарь».
18 – «На карауле» – «Напареули».
19 – «Импотент», «Хер сухой» – «Херес сухой Янтарь».
20 – «Кисляк» – «Кизляр».
21 – «Чуркестан» – «Туркменистан».
22 – «Степная рожа» – «Мускат Степная Роза».
23 – «Лучик» – «Лучистое крепкое».
24 – «Темнота» – «Южная ночь».
25 – «Бабай» – «Узбекистон».
26 – «Солярка на воде» – «Радужное».
«Самурай»27 снял «Саван»28 с «Тела»29,
А «В халате»30 – ни «Хер»а31:
Хвать – «Залупка»32-то … «Сомлела»33!
Тут «Ау!»33, а не «Ура!»34…
Я «Башлык»35 на «Гвоздь»36 повесил.
«Доллар»37 «По миру»38 пошёл.
«Не скучай»39 – «Аркаша»40 весел:
«Рожу Пердуна»41 нашёл!
Мы на «Рижской…» на «Микстуре»42
( «Негр-Лепила»43 прописал!),
Но «Поллюцию»44, в натуре,
«Молофей-Транда»45 всосал!
Вон – у «Девочки хорошей»46 –
«Цыцки»47 ёмкостью ноль-семь!
Да под золотистой кожей!..
Я «Антоновку»48-то съем!
_________________________________________________________
27 – «Самурай» – «Самур».
28 – «Саван» – «Севан».
29 – «Тело», «Сомлело» — «Лело».
30 – «В халате» – «Гелати».
31 – «Хер» – «Херес Украинский».
32 – «Залупка» – «Портвейн Алупка».
33 – «Ау!» – «Ауриу».
34 – «Ура!» – «Урарту».
35 – «Башлык» – «Алабашлы».
36 – «Гвоздь» – «Солнечная гроздь».
37 – «Доллар» – «Далляр».
38 – «По миру» – «Помир».
39 – «Не скучай!» – «Арпачай».
40 – «Аркаша» – «Аркадия».
41 – «Рожа Пердуна» – «Рошу де Пуркарь».
42 – «Рижская микстура» – «Рижский чёрный бальзам».
43 – «Негр-Лепила» – «Чёрный доктор».
44 – «Поллюция» – «Утренняя роса».
45 – «Молофей Транда» – «Трандафирул Молдовей».
46 – «Хорошая девочка», «Лида» – «Лидия Молдавская». ( «Хорошая девочка Лида…» – Прим. авт.)
47 – «Цыцка» – «Цицка» (в переводе не нуждается – Прим. авт.)
48 – «Антоновка» – «Яблочное».
«Лида»46 «Толстяка»16 «Избила»49,
«Отмукузив»50 пользы для,
«Нежность»51 на него излила
С ароматом «Коктебля»52!
… «Солнце»53 встало! – Тут же «Бодро»54
Я открыл «Водопровод»55,
Перелил «Червивку»56 в вёдра;
Здравствуй, «Жопа»5, – «Новый год»57!
Мне «Ставрида»58-то – не жрачка,
В «Слёзном»59 – не мочить усов.
Вон – «Ублюдок на карачках»60
Убежал от стаи «Псов»61!
… «Осень»62… Листья облетели,
Лес «пострижен», как «Монах»63.
«Пидар Римский»64 «Акварели»65
Пишет, стоя в «Стременах»66.
__________________________________________________________
49 – «Избила» – «Изабелла».
50 – «Отмукузить» – «Мукузани».
51 – «Нежность» – «Нежность».
52 – «Коктебля» – «Мускат Коктебель».
53 – «Солнце» – «Солнцедар».
54 – «Бодро» – «Кодру».
55 – «Водопровод» – «Бахчисарайский фонтан».
56 – «Червивка» – «Плодово-ягодное».
57 – «Новый год» – «Новогоднее игристое».
58 – «Ставрида» – «Портвейн Таврида».
59 – «Слёзное» – «Звёздное».
60 – «Ублюдок на карачках» – «Бастардо Магарачский».
61 – «Псов» – «Псоу».
62 – «Осень» – «Золотая осень».
63 – «Монах» – «Чёрный монах».
64 – «Пидар Римский» – «Педро Крымский».
65 – «Акварели» – «Кварели».
66 – «Стремена» – «Стременное».
А грузинчик «Киросмани»67,
Прочитав в «Юманите»,
Выкрикнул «Надысь у бани»68
Лозунг: «АлкоголитЕ!»69 !!!
Что вы, братцы, прям,.. «Как эти…»70 ?..
«Зелень»71 с «Золотом»72 – богач!
Сдохнуть можно, «Умерети»73:
«Хер сухой»19 – как «Карагач»74!
Литр «Ублюдка»75 – как граната!
С ним я – как Жан-Клод Ван Дамм!
Ежли спросит кто: «А надо?..»76 –
«Птицу»77 в «Хачика»78 «Как дам!»79
И «Улыбка»80 «Винни-Пуха»81
Вдруг коснётся «Мутных глаз»82:
В час «Раздора»83 дали в ухо –
Значит, «Дружба»84 – в самый раз!
_________________________________________________________
67 – «Киросмани» – «Пиросмани».
68 – «Надысь у бани» – «Вазисубани».
69 – «Алкоголите» – «Алиготе».
70 – «Как эти…» – «Кахети».
71 – «Зелень» – «Изумрудное».
72 – «Золото» – «Золотое поле».
73 – «Умерети» – «Эрети».
74 – «Карагач» – «Кара-Чач».
75 – «Ублюдок» – «Портвейн Бастардо».
76 – «А надо?..» – «Анага».
77 – «Птица» – коньяк «Белый аист» ( «Здравствуй, аист, здравствуй, птица!..» – Прим. авт.).
78 – «Хачик» – «Хванчкара».
79 – «Как дам!» – «Агдам».
80 – «Улыбка» – «Улыбка».
81 – «Винни-Пух» – «Медвежья кровь».
82 – «Мутные глаза» – «Чёрные глаза».
83 – «Раздор» – «Раздорское белое».
84 – «Дружба» – «Мускат Дружба».
…