Душа в индуизме

Достаточно посмотреть несколько фильмов производства «Болливуда», чтобы понять: концепция реинкарнации является одной из основ индуизма. Впрочем, Индия – не единственная страна, в которой верят в переселение душ. И не только потому, что индуизм исповедуют люди в различных точках земного шара, но и потому, что сама концепция реинкарнации свойственна многим религиям. Особенно часто она встречается в верованиях различных традиционных племен по всему земному шару.
Что же это за штука такая, реинкарнация? Сам термин «реинкарнация» произошел из латинского языка и буквально означает «повторное воплощение». В индуизме этот процесс известен как «Пунарджанма». Подробнее об индуистском видении реинкарнации можно узнать, прочитав различные мифы о том, как бог Вишну перевоплощался в различных существ, чтобы помочь людям. Говоря простым языком, реинкарнация — это переселение души. Люди, верующие в реинкарнацию, позиционируют человека не как тело, обладающее душой, а как душу, у которой есть тело. После смерти тела душа может его поменять, так же как мы меняем одежду, когда она изнашивается. Однако, душа не может выбрать абсолютно любое «понравившееся» ей тело, ведь каждое следующее перевоплощение зависит от того, как человек прожил свою предыдущую жизнь – от его кармы. Так, если человек вел себя недостойно, он может переродиться в птицу животное или любую другую форму жизни.
Как же все это видят люди, которые в это верят?
Незавершенные дела и невыполненные желания
Если у мершего остались какие-то незаконченные дела или неисполненные желания, душа не может переродиться в новое тело. Она так и будет слоняться между двумя мирами, пока её желания не исполнятся, а дела не будут завершены.
Избиение мертвеца
Именно так со стороны выглядит обычай, который необходим для того, чтобы стереть все воспоминания души о жизни её умершего тела. Дело в том, что, согласно индуистским поверьям, душу нужно освободить от воспоминаний о её прошедшей жизни. Именно поэтому в ходе одно из посмертных ритуалов индуисты сильно бьют умершего по голове: необходимо, чтобы душа забыла свою жизнь. Воспоминания о прежней жизни души могут негативно повлиять на её следующую жизнь.
Память сохраняется
Несмотря на все усилия, воспоминания нельзя стереть полностью: они сохраняются, но остаются в подсознании нового существа. Вообще, индусы верят, что наше подсознание хранит информацию обо всех событиях, случившихся с нашей душой во время всех её земных жизней. Но, так как наша душа не достаточно чиста, мы не можем соединиться с Брахмой (индуистское имя главного Бога) и вспомнить все наши жизни. Лишь немногие люди, практикующие медитацию и садхану, могут вспомнить свои предыдущие жизни.
Не только у кошки есть несколько жизней
Согласно индуизму, каждое живое создание имеет 7 жизней. Все эти семь жизней душа будет перерождаться снова и снова, в зависимости от своей кармы. По истечению седьмой жизни душа обретает свободу (в индуизме это называется Мокша).
Колесо сансары
Рождение, смерть и перерождение – естественные этапы существования души. Как только она принимает форму нового тела, она обретает и новое эго. Если душа злоупотребляет тем хорошим, что досталось ей вместе с новым телом, она теряет чистоту. Таким образом, когда тело умирает, бессмертная душа остается один на один с совершенными грехами, а значит, ей нужно будет очиститься в следующей жизни (это обычно происходит через страдания). Вот почему индусы верят, что все блага (или неудачи) этой жизни являются результатом их прошлых жизней.
Реинкарнация не мгновенна
Душа не сразу находит новое тело. Может пройти год или даже десятки лет перед тем, как она сможет начать новую жизнь в новом теле, ведь оно должно подходить душе по кармическим параметрам.
Третий глаз
Индуистские тексты и иллюстрации свидетельствуют о том, что у всех нас есть третий глаз: мы просто не смогли его открыть. Из-за этого мы не можем увидеть нашу карму. Третий глаз – глаз просвещения. Его можно «открыть» с помощью практик садхана и дхьяна, которые также могут помочь нашей душе подняться на новый уровень. Именно таким путем достиг просвещения Гаутама Будда.
via

  • 65поделились

Это третья публикация из цикла «Реинкарнация в мировых религиях”:

  • Часть 1 — Реинкарнация в иудаизме
  • Часть 2 — Реинкарнация в христианстве
  • Часть 3 — Реинкарнация в индуизме
  • Часть 4 — Реинкарнация в буддизме
  • Часть 5 — Реинкарнация в исламе

Точно так же, как душа переселяется
из детского тела в юношеское
и из него в старческое, так в момент смерти
она переходит в другое тело.
— «Бхагавад-гита», 2.13.

В Индии, на древней священной земле Кришны, Рамы, Будды и бесчисленных аватар (Божественных воплощений), реинкарнация воспринимается как реальность, очевидная и для скромного дворника, метущего улицу, и для эрудированного пандита (ученого), и для праведного садху (святого праведника).

Переселение душ или реинкарнация (на санскрите पुनर्जन्म — пунарджанма) является одним из основных понятий индуизма. Круговорот рождения и смерти принимается как естественный феномен природы.

В индуизме авидья (то есть невежество) человека в отношении своей истинной духовной природы ведёт его к отождествлению с бренным телом и материей, которое поддерживает в нём желание оставаться в круговороте кармы и перевоплощений.

  • Реинкарнация в Ведах
  • Реинкарнация в Упанишадах
  • Карма и сансара
  • Мокша
  • Реинкарнация в Ведах


    Впервые о переселении душ упоминается в Ведах — древнейших священных писаниях индуизма. Согласно индологу Владимиру Эрману, доктрина реинкарнации не прослеживается в древнейшей из Вед, «Ригведе».

    Однако отдельные учёные указывают на то, что и там содержатся элементы теории переселения душ. Как один из примеров присутствия доктрины реинкарнации в «Ригведе» цитируется альтернативный перевод гимна 1.164.32:

    Кто его создал, тот его не ведает.
    Он спрятан от того, кто его видит
    Скрытый в лоне матери,
    Родившийся множество раз, он пришёл к страданиям.

    В данном гимне «Ригведы» существуют два значения слова бахупраджах: «имеющий большое потомство» и «родившийся множество раз».

    Подобные упоминания буквально пронизывают «Аватара Веду», «Манусамхиту», «Упанишады», «Вишну-пурану», «Бхагавата-пурану», «Махабхарату», «Рамаяну» и другие древнейшие тексты Индии, входящие либо в изначальную санскритскую Веду, либо относящиеся к числу ведических литературных произведений, которые считаются дополнительными.

    Древнеиндийский грамматик Яска даёт в «Нирукте» оба эти значения. В «Яджурведе» говорится:

    О учёная и терпимая душа, после странствий в водах и растениях личность попадает в утробу матери и рождается вновь и вновь.
    О душа, ты рождаешься в теле растений, деревьев, во всем, что сотворено и одушевлено, и в воде.
    О душа, сверкающая подобно солнцу, после кремации, смешавшись с огнём и землей для нового рождения и найдя прибежище в материнском чреве, ты рождаешься вновь.
    О душа, достигая чрева вновь и вновь, ты безмятежно покоишься в материнском теле как ребёнок, спящий на руках у матери.

    В гимне «К Яме» («Ригведа», 10.14) содержится намёк на возможность возвращения на землю: «Оставив (все) греховное, снова возвращайся домой! Соединись с телом, полный жизненной силы!».

    Реинкарнация в Упанишадах


    Обстоятельное описание доктрины реинкарнации содержится в Упанишадах — древних философско-религиозных текстах на санскрите, примыкающих к Ведам.
    А именно концепция переселения душ отражена в «Шветашватара-упанишаде» 5.11 и «Каушитаки-упанишаде» 1.2.

    Как тело растёт за счет пищи и воды, так индивидуальное «я», питаясь своими стремлениями и желаниями, чувственными связями, зрительными впечатлениями и заблуждениями, обретает в соответствии со своими действиями желаемые формы.

    В индуизме душа, называемая атманом, — бессмертна, и только тело подвержено рождению и смерти.

    В «Бхагавад-гите», в которой, по мнению большинства индуистов, отражена основная суть философии индуизма и основной смысл Вед, говорится:

    Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные.

    «Брихадараньяка Упанишада» (4.4.1—4) дает дальнейшие объяснения того, как совершается реинкарнация:

    область ее сердца начинает светиться, и этот свет помогает душе выйти наружу через глаз, через голову или через другие отверстия в теле. И пока она отходит, праны сопровождают ее до следующего места пребывания… Ее знания и деяния следуют за ней, так же как и мудрость, хотя отдельные подробности ее прошедшей жизни и не сохраняются.

    Точно так же, как гусеница, доползая до кончика одной травинки, собравшись, перетаскивает себя на другую, так и душа, сбросив с себя, вместе с его невежеством, одно тело, переносится в другое, новое тело.
    Как ювелир придает слитку золота новую, более привлекательную форму, так и душа, сбросив старое и бесполезное тело, облачается в новые и, возможно, лучшие, чем прежде, тела, которые получает в соответствии со своими прошлыми поступками, возможностями и желаниями.

    Карма и сансара

    Идея перевоплощения души любого живого существа — людей, животных, растений — тесно связана с понятием кармы, которое также объясняется в Упанишадах.

    Слово карма происходит от глагольного корня кри — «делать» или «действовать» — слова, выражающего причинную связь. Другими словами, оно указывает не только на действие, но и на неизбежную ответную реакцию на него.

    Карма имеет негативный аспект, известный как викарма, что примерно переводится как «плохая карма». «Плохая» в том смысле, что она связана с порочной или низменной деятельностью, которая приводит к последующему рождению в более низких видах жизни и, как отрицательный результат, привязывает душу к миру рождения и смерти.

    Положительная же карма подразумевает благотворительную, милосердную деятельность, результатом которой является желаемая реакция — награда в виде материального благополучия, что также привязывает душу к материальному миру.

    Наконец, существует категория действий, получившая название акарма. Она подразумевает духовную деятельность, не вызывающую материальных реакций.

    Только акарма высвобождает нас из круговорота рождений и смертей, избавляет от любых реакций — положительных и отрицательных, привязывающих нас к этому миру двойственности; она дает душе возможность вернуться к ее первоначальной природе.

    Духовная деятельность имеет благочестивое происхождение. Священные писания мировых религий в целом разделяют мнение о духовной деятельности, считая, что она возвышает человека как над «хорошей», так и над «плохой» кармой.

    В ведических текстах содержатся положения, четко и со всей определенностью разграничивающие три вида деятельности: хорошую, плохую и трансцендентную.

    В индуизме утверждается, что душа находится в постоянном цикле рождения и смерти. Желая наслаждаться в материальном мире, она рождается снова и снова ради удовлетворения своих материальных желаний, которое возможно только через посредство материального тела.

    Индуизм не учит тому, что мирские наслаждения являются греховными, а объясняет, что они не могут принести внутреннего счастья и удовлетворения, называемого в санскритской терминологии ананда.

    Согласно индуистскому мыслителю Шанкаре, мир наш подобен сну. По своей природе он преходящ и иллюзорен. Пребывание в плену сансары является результатом невежества и непонимания истинной природы вещей.

    После многих рождений душа в конце концов разочаровывается в ограниченных и мимолётных наслаждениях, даруемых ей этим миром, и начинает поиск высших форм наслаждения, которые возможно достичь только с помощью духовного опыта.

    После продолжительной духовной практики (садханы) индивидуум осознаёт свою вечную духовную природу, что его истинным «Я» является вечная душа, а не бренное материальное тело.

    На этой стадии он более не желает материальных наслаждений, так как по сравнению с духовным блаженством они кажутся незначительными. Когда все материальные желания прекращаются, душа более не рождается и освобождается из круговорота сансары.

    Мокша


    Когда цепь рождения и смерти прерывается, говорится, что индивидуум достиг мокши — спасения.

    В то время как все философские школы индуизма сходятся на том, что мокша подразумевает прекращение всех материальных желаний и освобождение из круговорота сансары, в различных философских школах даётся разное определение этого понятия.

    Например, последователи адвайта-веданты (часто ассоциируемой с джнана-йогой) верят в то, что после достижения мокши индивидуум навечно остаётся в состоянии умиротворения и блаженства, которое является результатом осознания того, что всё бытие есть единый и неделимый Брахман, а бессмертная душа — частичка этого единого целого.

    После достижения мокши джива теряет свою индивидуальную природу и растворяется в «океане» безличного Брахмана, который описывается как сат-чит-ананда (бытие-знание-блаженство).

    С другой стороны, последователи философских школ полной или частичной двайты («дуалистических» школ, к которым принадлежат движения бхакти), совершают свою духовную практику, имея перед собой цель достижения одной из лок (миров или планов бытия) духовного мира или царства Бога (Вайкунтхи или Голоки), для вечного участия там в играх Бога в одной из его форм (таких как Кришна или Вишну для вайшнавов, и Шива для шиваитов).

    Однако это не обязательно означает, что две основные школы двайты и адвайты противоречат друг другу.

    Последователь одной из двух школ может верить в то, что достижение мокши возможно обоими способами, и просто отдавать личное предпочтение одному из них. Говорится, что последователи двайты хотят «отведать сладость сахара», тогда как последователи адвайты хотят «превратиться в сахар».

    Таким образом, в индуизме делается акцент на то, что материальное бренно и нужно постепенно отказываться от материальных радостей в пользу духовных. Но, с другой стороны, мы приходим в мир материальный в плотных телах, и каждый опыт имеет свою ценность тоже.

    А какая точка зрения близка вам: исключительно духовные устремления или ценность жизни физической со всеми ее плюсами и минусами?

    В статье использованы материалы:

    Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по и нажать кнопку Join.

    Консультант Реинкарнационики.
    Капитан 1 и 2 курсов Института Реинкарнационики.
    Ведущая проекта и автор книги «Путешествие одной души»

    • 65поделились

    Индуизм, как и некоторые другие восточные религии, предполагает уверенность в том, что душа перевоплощается в другом живом существе после смерти человека. Душа в индуизме называется атманом, и переселение душ для данной религии является основоположным фактором. Индуисты предполагают естественный круговорот природы – рождение и смерть.

    О круговороте душ в индуизме впервые упоминается в самих Ведах, в тексте священного писания. Но современные приверженцы религии и ее исследователи указывают на то, что непосредственного описания переселения душ и их реинкарнаций в главной Ригведе не содержится. В то же время иные исследователи указывают на то, что в ней все же содержатся элементы из теории переселения душ (буквально – «родившийся множество раз»). Тщательное описание теории реинкарнации можно найти в Упанишадах – философско-религиозных текстах на санскрите, написанных в далеких веках, которые являются своеобразным дополнением к Ведам.

    Атман в индуизме бессмертен, смертна лишь внешняя его оболочка – тело. Душа оставляет старые и бесполезные тела, переселяясь в новые, подобно человеку, сменяющему старую одежду на новую. Понятие кармы тесно связано с идеей перевоплощения души в любом живом создании – будь то человек, животное или растение. Карма предопределяет последующие перевоплощения души, а саму карму можно назвать совокупностью благих или постыдных действий человека. Сансара – это круговорот рождений и смертей, которые обусловлены кармой.

    Душа вновь и вновь стремиться воплотиться в теле, в реальном мире для того, чтобы постичь материальные наслаждения, которые не доступны в ее нематериальном мире. Но индуистское учение гласит, что материальные наслаждения – ничто, их нельзя переоценивать, следует стремиться наслаждаться нематериальными благами.

    приставка предела налет. издание роскошное . джазовая дудка , интерьера украшение финляндия, часть клана семьи скорость., мышцы белок лекарства русла поворот речного . архитектор мели знак плавучий фильма нашествие режиссер . ткань шелковая тонкая математике кривая в, еврейская шапочка л субару модель на русское божество прогулки ночные макбет фильма жанр чуть свет . соус зеленый победа борьбе в спортивной взлетающий самолет воды с . солнца у бог эллинов, древняя письменность . вала место опоры франции католический во священник . санти учитель рафаэля парис . обогрева прибор цыплят для тропических широт ветер, поп самая сладкая звезда . де бовуар , помидорки украшающие торт дорога последняя великан с тюлень , соревнование , сани крытые прицепа присоединения устройство . наставления любитель давать красивая пленительно женщина плюс квартет квартет , рыболовной сети атом. первая столица йога для рок , с воинов королева экрана. район прилегающий меда для чаша , подытоживающая линия сказка андерсена пальто дамское, т греческая первая азиатская водка из фиников вместо товары денег . сибири в болото торфяное разницу стирающая одежда полов ., крана из поток ., тревога на судне. комедия александрова бомер актер . культура южная сорго зерновая война в офисе локальная храма причт мифический вечно царь голодный , снасть такелажа стоячего, балете в вращение измерения единица количества информации ,

    Реинкарнация в индуизме – это вера в переселение души после смерти тела в другое тело. Теорию реинкарнации поддерживают множество восточных религий, считающих, что истинная сущность человека (или любого живого существа) бессмертна и перерождается. Понятие реинкарнации в индуизме является основополагающим, индусы поклоняются и верят в естественный круговорот смертей и рождений в природе. Индуисты считают, что человек оказывается запертым в круговороте бренных тел из-за своего невежества.

    Первые упоминания о переселении душ можно найти в Ведах. Несмотря на то, что в главном из писаний – Ригведе – о реинкарнации не упоминается, все же некоторые исследователи находят непосредственные намеки на это: «Родившийся множество раз, он пришел к страданиям». В Яджурведе содержится более основательное упоминание о переселении душ. Но наиболее четко и точно теория реинкарнации описана в Упанишадах – древних религиозно-философских текстах, которые являются своеобразным приложением к Ведам. В них говорится, что душа (атман) сменяет вышедшее из лада тело на другое, более подходящее, подобно тому, как человек сменяет негодную уже одежду на новую и чистую.

    Индуисты верят в то, что переселение душ – это процесс, который происходит не только среди людей, но и среди животных и растений. Такой подход объясняется принятием кармы – совокупности всех действий и желаний души, которые обуславливают ее переселение в определенное тело. Только чистая и освобожденная от материальных желаний душа может достичь мокши и выйти за пределы колеса сансары, перестав рождаться в материальной оболочке вновь и вновь. Для этого необходимо длительное время заниматься духовной практикой и верить в брахман, с которым может слиться атман. После достижения мокши душа попадает в нирвану и выходит за пределы материального мира тел.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *