Стихи про театр короткие

Актеры театра уходят бесследно,
Пусть голос звучит на пластинках победно
Не видим их глаз и не видим движений
к тому же пластинка не без искажений.
Актер умирает как все — очень просто,
Пусть гением был, пусть огромного роста
Он не оставляет станков и машин,
Но он оставляет частицу души,
Кто видел актера, его не забудет,
Но долго ли зритель во здравии будет?
С годами тускнеет актера портрет,
О нем забывают и вот его нет
Бывает что даже при жизни актера,
о нем забывают подчеркнуто скоро
Он стар надоедлив, давно не играл…
как можете вы он вам сердце отдал!
Как смеете вы он вам душу отдал!
Пусть те кто сегодня, выходит на сцену
достойно ушедших актеров оценят,
И помнят о том, что на этих подмостках
Их духом бессмертным пропитаны доски!

Симонов Рубен

*****

Актриса — радость тысяч глаз,
Фонтан эмоций, гений вариаций!
Сокровища души раскроет сотни раз
Изящным жестом, тембром интонаций
Заставит всех смеяться и рыдать,
Надеяться и плакать вместе с нею!
Ее призванье — чувства зажигать
Талантом, красотой и нежностью своею.

*****

Артист — я постепенно познаю,
Какую жизнь со мной сыграла шутку злую:
Чужую жизнь играю, как свою,
И, стало быть, свою играю, как чужую.

Валентин Гафт

*****

Актеры как дети,
мечтают о чуде,
Что вдруг их заметят
когда-нибудь люди.

На сцене, экране,
Пускай в эпизоде,
Мечтать о признаньи
В актерской природе

И в этой погоне
Так неутомимы,
А годы, как кони,
Проносятся мимо.

И слава обходит,
ничуть не жалея,
И кто-то уходит,
Не встретившись с нею.

Припев:
Подарите им аплодисменты,
Тем кто стал известным
И кто нет,
Они все достойны комплиментов,
Ну а это — лучший комплимент.

Актеры играют
И в счастьи и в бедах
Сердца разрывают,
забыв о победах.

Кочуют по свету
С гастролями вечно,
Их преданней нету,
И нет человечней.

Любая работа
Для них как спасенье
Им надо всего-то,
Немного везенья,

Припев:
Актеры зависимы от режиссера,
сценария, грима,
костюма, партнера,
От света и музыки,
И от погоды
От веса и возраста,
Вкусов и моды.

Но вновь возвращаясь
С тяжелых гастролей,
Актеры мечтают
о будущей роле.

Актеры, как дети
мечтают о чуде,
Что вдруг их заметят,
Когда-нибудь люди.

*****

Он работает, играя
(Есть профессия такая).
Он на сцене с давних пор.
Та профессия актёр.

*****

Любой из нас Актёр,
Актёр на сцене жизни.
Актёр, играющий богов,
Кумиров, королей,
Любимых девушек, врагов,
Ну и, конечно же, друзей.
Душою, сердцем и всем телом
Актёр играет, в роль входя.
Но есть ли хоть один Актёр,
Сыгравший… самого себя.

Андрей Янович

*****

Уходят актёры со сцены,
Уходят из жизни своей,
Оставив нам лишь мизансцены,
Отрывки бессмертных ролей.
Закрашены белым афиши,
Обведены чёрным портреты.
И рамки добавлены в титры,
На плёнки длиной в километры.
Уходят со сцены, сгорая,
Охвачены бурей страстей.
При этом с собой забирают
Частицу эпохи моей.

Овчинников Леонид

*****

Актёр остаётся актёром —
От настроенья не зависит игра.
Свидания, праздники, ссоры
По сравненью с игрой — ерунда.

Его чувства — не чувства героя,
Его жизнь — не геройская роль.
Даже лира не выйдет из строя,
В сотый раз повторяя «Ля — Соль».

Плачь, актёр! Плачь, актёр, ты в трагедии!
На тупые плевать анекдоты.
Смейся же… Смейся в комедии —
Не изменит и смерть твои ноты.

В театре жизнь не бывает простой.
И играешь порой дни и ночи.
На сцене, актёр, ты — герой,
А за кулисами будь ты кем хочешь.

Здесь есть только зритель и ты,
А остальное всё низко и мелко.
Тебе зритель подарит цветы —
Ты себя принеси на тарелке.

Калинин Алексей

*****

Арист нам обещал трагедию такую,
Что все от жалости в театре заревут,
Что слезы зрителей рекою потекут.
Мы ждали драму золотую.
И что же? дождались — и, нечего сказать,
Достоинству ее нельзя убавить весу,
Ну, право, удалось Аристу написать
Прежалкую пиесу.

Пушкин Александр

*****

Кто в театре был однажды
Не забудет никогда.
Сцена, занавес, актёры —
Начинается игра!

Мы покажем сказку мамам
Под названьем «Теремок».
Репетировали днями,
Роли знаем назубок.

Хоть волнуемся немножко,
Суетимся и дрожим,
Мы под гром аплодисментов
Свой талант раскрыть спешим.

Каждый выбежит на сцену:
Мышка, зайчик, волк, лиса…
Тишина летает в зале,
А на сцене — чудеса.

Настоящего актёра
Видно всем издалека.
Поклонились, разбежались.
Всё! Закончилась игра.

Разумова Лика

*****

Судьба красивых женщин непроста,
К тому же, если женщины — актрисы,
Они не любят власть и компромиссы,
У них свои, достойные места.

О, этим расточительницам чар,
Так часто не прощают превосходства
И ненавидят так за неуродство,
Что иногда лишь признают их дар.

Но все же есть актрисы — бриллианты,
Что отстояли право на любовь,
Они сердца нам покоряют вновь и вновь,
Красавицы, любимицы, таланты.

*****

Кто он: гений иль безумец,
Нищий, иль богат, как царь?
Правит лира иль трезубец,
Песнь в душе иль пепел, гарь?

Он — Актер. Талант от Бога
Дан ему, чтоб в жизнь идти,
Чтоб от самого порога
В бесконечность дар нести.

Дар добра, любви и счастья,
Щедрый дар души своей,
Дар заботы и участья,
Дар пленительных страстей.

Он на сцене, словно в жизни,
Не играет, а живет.
Он с рождения до тризны
Целый мир в себе несет.

*****

Играй, актер, твори на сцене жизнь,
Рыдай, и смейся, — в восхищенье зритель!
Играй, актер, твори на сцене жизнь,
Талант — твой дар, театр — твоя обитель.

Вновь зал затих, в лицо софитов свет,
И как во сне свинцом налиты ноги,
Но шаг вперед — и страха больше нет,
И ровен стих в изящном монологе.

Пусть роль твоя растянута в года,
И действия сменяются антрактом,
Играй, и роль твоя — судьба,
На сцене жизни вечного театра.

Играй актер, пусть сжала сердце боль,
Пляши — сегодня ты не в драме,
Играй, актер, и зал смеши собой,
Так надо, так написано в рекламе!

Играй, актер, и Бог тебе судья,
А жизнь распишется в финале,
Как автор, критик, главный режиссер,
Как зритель, что ликует в зале.

Сергеев Сергей

*****

Артист — я постепенно познаю,
Какую жизнь со мной сыграла шутку злую:
Чужую жизнь играю, как свою,
И, стало быть, свою играю, как чужую
Театр! Чем он так прельщает,
В нем умереть иной готов,
Как милосердно Бог прощает
Артистов, клоунов, шутов.
Зачем в святое мы играем,
На душу принимая грех,
Зачем мы сердце разрываем
За деньги, радость, за успех?
Зачем кричим, зачем мы плачем,
Устраивая карнавал,
Кому-то говорим — удача,
Кому-то говорим — провал.
Что за профессия такая?
Уйдя со сцены, бывший маг,
Домой едва приковыляя,
Живет совсем, совсем не так.
Не стыдно ль жизнь, судьбу чужую,
Нам представлять в своем лице!
Я мертв, но видно, что дышу я,
Убит и кланяюсь в конце.
Но вымысел нас погружает
Туда, где прячутся мечты,
Иллюзия опережает
Все то, во что не веришь ты.
Жизнь коротка, как пьесы читка,
Но если веришь, будешь жить,
Театр — сладкая попытка
Вернутья, что-то изменить.
Остановить на миг мгновенье,
Потом увянуть, как цветок,
И возродиться вдохновеньем.
Играем! Разрешает Бог!

*****

Тебя снимают, ты великий,
А не снимают, ты пигмей,
Актёр — игрушка режиссёра,
Индеец племени вождей.

Он хочет вырваться на сцену,
И получить любую роль,
Но оттесняют конкуренты,
И говорят ему, «Ты ноль!».

Он роль получил
За огромную цену,
Прошло много лет,
И он вышел на сцену.

Львовский Марк

*****

актёр актёрствует — на взгляд со стороны…
на взгляд циничный, в недоверчивом прищуре…
актёрствует на сцене и в натуре,
актёрствует де-факто и де-юре —
и в этом нет ни капельки вины…

таким рожден — и площадь рукоплещет,
и зал внимает жестам и словам…
пусть он фигляр, пусть он завзятый грешник…
натянута и — на разрыв! — трепещет
душа актёра, словно тетива…

актёр актёрствует — на взгляд со стороны…
на взгляд циничный, в недоверчивом прищуре…
а он — живет… на сцене и в натуре,
он так живет де-факто и де-юре —
и что ему суждение иных…

таким рожден…
и жесты, и слова…
актёр — фигляр…
актер — завзятый грешник…
натянута и — на разрыв! — трепещет
душа актёра, словно тетива…

Геворк

*****

Актеры театра уходят бесследно,
Пусть голос звучит на пластинках победно
Не видим их глаз и не видим движений
к тому же пластинка не без искажений.

Актер умирает как все — очень просто,
Пусть гением был, пусть огромного роста
Он не оставляет станков и машин,
Но он оставляет частицу души.

Кто видел актера, его не забудет,
Но долго ли зритель во здравии будет?
С годами тускнеет актера портрет,
О нем забывают и вот его нет.

Бывает что даже при жизни актера,
о нем забывают подчеркнуто скоро
Он стар надоедлив, давно не играл…
как можете вы он вам сердце отдал!
Как смеете вы он вам душу отдал!

Пусть те кто сегодня, выходит на сцену
достойно ушедших актеров оценят,
И помнят о том, что на этих подмостках
Их духом бессмертным пропитаны доски!

*****

Актёр в России больше, чем актёр:
Он плоть её и кровь, мечты и доля,
Морей глубины и полей простор,
Её судьба: и воля, и неволя.

Сверяем с ним своей судьбы разбег,
Взрослеем и стареем в чьей-то роли…
Актёр России проживает век
Героем удивительных гастролей:

С экрана ли, со сцены смотрит в зал,
Он попадает метко людям в души:
Воссоздаёт нетленный идеал,
И на глазах его нещадно рушит!

И вновь: полёт — паденье — высота,
Стремленье к бесконечным перепадам…
В актёрстве всё — талант и красота,
И чистота и помыслов, и взглядов.

Актёрский цвет с годами не пожух —
Он только ярче светит с каждым годом…
Не потому ль России вечен дух —
Загадка на века для всех народов?

Фетисова-Мюллерсон Ирина

*****

Актрисы плодятся и множатся.
Необратимо и беспредельно.
Под загримированной кожицей
Такое юное тело.

Такие бесспорные пальчики
Рискуют наивно попасться.
И их нерадивые мальчики
Спешат с ними спать — не встречаться.

Мечты разбиваются искренне
Об угли роскошного быта.
Глаза ищут света бессмысленно —
Навеки разбито корыто.

И ночи бессонные, страшные
Хотят не любви, но раздолья.
И очи желанно-вчерашние,
Как самое синее море.

Они глубоки, как бессмыслица,
Сует, что преследуют вечно.
Круг замкнут. И ставки повысятся.
И смерть будет к ним человечна.

Забвение, если не выживешь.
Признание дастся как схватка.
Из сердца ты это не выгонишь —
На славу ты искренне падка…

*****

Устал актёр,
Потухли свечи,
И опустилась тьма…
Всю жизнь читать чужие речи,
Наверное сойдёшь с ума.

И прячась от себя,
За сотни разных масок,
Реален только силуэт…
Смешав в палитре столько красок,
Что мир меняет цвет.

Игра — фальшивое искусство,
В зеркальном блеске отраженья,
Актёр воспроизводит чувство,
Посредством одного движенья.

Староверов Вадим

*****

Актеры как дети,
мечтают о чуде,
Что вдруг их заметят
когда-нибудь люди.

На сцене, экране,
Пускай в эпизоде,
Мечтать о признаньи
В актерской природе

И в этой погоне
Так неутомимы,
А годы, как кони,
Проносятся мимо.

И слава обходит,
ничуть не жалея,
И кто-то уходит,
Не встретившись с нею.

Припев:
Подарите им аплодисменты,
Тем кто стал известным
И кто нет,
Они все достойны комплиментов,
Ну а это — лучший комплимент.

Актеры играют
И в счастьи и в бедах
Сердца разрывают,
забыв о победах.

Кочуют по свету
С гастролями вечно,
Их преданней нету,
И нет человечней.

Любая работа
Для них как спасенье
Им надо всего-то,
Немного везенья,

Припев:
Актеры зависимы от режиссера,
сценария, грима,
костюма, партнера,
От света и музыки,
И от погоды
От веса и возраста,
Вкусов и моды.

Но вновь возвращаясь
С тяжелых гастролей,
Актеры мечтают
о будущей роле.

Актеры, как дети
мечтают о чуде,
Что вдруг их заметят,
Когда-нибудь люди.

*****

Старый артист, волшебник огня,
Раньше на сцене творил чудеса,
Зал восторгался, ревела толпа,
Ты покорял искусством сердца!

Сотни поклонниц, аншлаги, цветы,
Всё это было, всё это ты!

Но наступила иная пора,
Осень настала и юность ушла,
Мода в искусстве капризна, строга,
Ей нужны молодость и красота!

Старый артист головою поник,
Старой афиши он лист теребит,
В памяти Пушкин, Бальзак и Шекспир,
И роль последняя — король Лир.

Так же как Лир он покинут, забыт,
Бывший кумир на постели лежит,
Снится ему изумительный сон,
Будто он молод, красив и умён.
Но сны кончаются, кончилась жизнь,
Помните тех, кто был вами любим!

Львовский Марк

*****

Уже пустеет закулисье
И гаснет рампы яркий свет.
Не забывайте об артисте,
Когда закончится концерт.

Он вам дарил своё уменье,
Играл и в шутку, и всерьёз,
Чтоб лучше стало настроение,
Чтоб меньше было в мире слёз.

Я слышал, как сказал однажды кто-то,
Что у актёров лёгкая работа.
Всю жизнь свою играют без забот,
За это им и слава, и почёт…

Ещё шептали люди в кулуарах —
Какие, у актёров гонорары!
Что деньги, мол, лопатою гребут,
И всё для них доступно — там и тут.

Актёрский хлеб не так уж сладок.
Порою горький от него осадок.
Признанье и успех недолговечны,
А жизнь так коротка, так быстротечна…

Но каждый вечер, выходя на сцену,
Актёр играет снова свою роль.
Меняя образы капризной Мельпомены —
Сегодня шут, а завтра он король.

Весь мир театр, люди в нём актёры.
Давайте прекратим любые споры.
Ведь для артиста нет счастливее момента,
Когда в конце ему звучат аплодисменты.

Самойлов Геннадий

*****

Глицерином — на щёки покапать немножко…
Вместо крови сойдёт свежевыжатый сок…
Убивают меня, как всегда, понарошку,
Бутафорским эффектным бабахом — в висок.

Оставаться здесь более — я не намерен!
Жизнь моя — репетиция жизни а Аду!
Только как я уйду — ведь по-прежнему верит
В эти слёзы — та девочка в пятом ряду…

Донсков Ингвар

*****

Когда артиста не снимают,
Его тем самым убивают,
Ведь он актёр, ведь он герой,
На съёмки рвётся, словно в бой!

Но он унижен и забыт,
И заедает сразу быт,
И будут ли ещё снимать,
А деньги где, скажи, достать?

Забыты званья, ордена,
Другие в моде имена,
Но он не мелкий эгоист,
Его величество, артист!

Львовский Марк

*****

Судьба красивых женщин непроста,
К тому же, если женщины — актрисы,
Они не любят власть и компромиссы,
У них свои, достойные места.

О, этим расточительницам чар,
Так часто не прощают превосходства
И ненавидят так за неуродство,
Что иногда лишь признают их дар.

Но все же есть актрисы — бриллианты,
Что отстояли право на любовь,
Они сердца нам покоряют вновь и вновь,
Красавицы, любимицы, таланты.

*****

Когда умирает актёр,
Тогда похвалы дружный хор,
Ах, как он снимался, играл,
Как зрителей он восхищал!

Вот лучшие роли в кино,
В театре служил он давно,
А рядом коллеги, друзья,
Убитая горем семья.

А кто же актёру мешал,
И роли ему не давал,
Завидовал, сплетничал, лгал,
И гибель его приближал?

Они притаились, молчат,
Как стая голодных волчат,
Теперь не качают права,
Но память актёра жива!

Львовский Марк

*****

Стареют, уходят со сцены актрисы,
Весной по-домашнему в скверах сидят
А их Дездемоны, Джульетты, Ларисы,
На пенсию с ними идти не хотят…
Старушка от старости за день устала,
На тёплой скамейке невольно вздремёт,
Но где-то она не уехала с бала,
И в вальсе куржиться влюблённая пара,
Джульетта к Ромео беспомочно льнёт.
И там, среди музыки вечной и света,
За той золотой, беспощадной чертой,
Согласна ты снова погибнуть, Джульетта,
Что б только остаться опять молодой.

Доризо Н.

*****

Актёр не может не играть,
Поэт не может не писать,
И словно волн игривых гладь,
Ложились строчки на тетрадь.

Когда актёр ещё и бард,
Таланту нужен быстрый старт,
Он взял гитару и запел,
Что за ночь написать успел.

Высоцкий сразу виден тут,
Таганка — вот его приют,
Любимов — главный режиссёр,
И здесь для творчества простор.

В нём столько страсти и огня,
Что поражаются друзья,
И популярность тоже есть,
Но не нужна поэту лесть.

И слава тоже не нужна,
Гитара скажет всё одна,
Он умер с правдой на устах,
И боль кипит в его стихах!

Львовский Марк

*****

Все кончается, как по звонку,
На убогой театральной сцене
Дранкой вверх несут мою тоску —
Душные лиловые сирени.

Я стою хмелен и одинок,
Будто нищий над своею шапкой,
А моя любимая со щек
Маков цвет стирает сальной тряпкой.

Я искусство ваше презирал.
С чем еще мне жизнь сравнить, скажите,
Если кто-то роль мою сыграл
На вертушке роковых событий?

Где же ты, счастливый мой двойник?
Ты, видать, увел меня с собою,
Потому что здесь чужой старик
Ссорится у зеркала с судьбою.

Тарковский Арсений

*****

Актриса вышла замуж,
Нормальное явление,
Для фоторепортёров
Предмет для изучения.

Кто стал её избранником,
Им очень интересно,
Об этом джентльмене,
Им мало что известно.

Ещё одно событие,
Актриса родила,
Для женщины нормально,
Беременной была.

Вопросы появились,
А кто его отец?
Она рассталась с мужем,
Их браку был конец.

И все эти события,
Отражены в журнале,
Чтоб наши обыватели
Об этом прочитали!

Львовский Марк

*****

Потешьте правдой, милый лицедей,
Нам ложь претит и оставайтесь с миром.
Лечитесь правдой, коль душа слабеет,
Притворство — не лекарство для кумира…

Артист взошёл на сцену, как на плаху,
Он с правдой жил, судьбы не предрекая,
Нас заставлял смеяться или плакать,
Одним желаньям нашим потакая.

Кружился он в судьбы водоворотах,
Он забывал про собственные нужды,
Он жил не для себя, но для кого-то,
Он жил затем, чтоб зрителю быть нужным.

Он светом рампы освещал дорогу,
Кулисой прикрывал больную душу,
Ему ночами грезилась свобода,
Его никто не слышал, хоть и слушал…

Чужою смертью умирать на сцене, —
Не каждому дано такое право…
И эту роль Всевышний лишь оценит,
А верный зритель громко крикнет «Браво!»

Юдина Галина

*****

Приятно быть актрисой,
Клянусь святою девой.
Вчера была маркизой,
Сегодня — королевой,
А завтра целый вечер Венерой буду я,
Пройдусь в одной рубашке — и публика моя!

Мой уста пылают,
Ланиты пламенеют,
А там, налево в ложе
Седой вельможа млеет.
И он к финалу спятит —
Богач и сукин сын
И все на то потратит,
на что не хватит сил…

Я так жила на сцене,
Я так инрала в жизни,
Из-за меня ночами графини локти грызли.
О, темные кулисы!
О, Господи, прости!
Приятно быть актрисой…

Юрий Ким

*****

Взлетели ввысь тяжёлые портьеры,
И свет софитов душу оголил.
В театре драмы новая премьера,
А это значит, выбьюсь я из сил.

Я проживу всю жизнь за этот вечер,
Сгорю дотла, до самых угольков.
Раз Мельпоменой с юности отмечен,
Смерть на подмостках встретить я готов.

Вздувают от натуги вены шею,
И пот блестит росинками на лбу.
Играю так, что сам себе я верю,
А по другому я и не могу.

Упали вниз тяжёлые портьеры,
Я залу душу полностью раскрыл.
В театре драмы новая премьера,
А значит я за вечер жизнь прожил…

Белов Александр

*****

В кино актриса снималась,
И роль ее ей удавалась,
И имя имела свое,
И зрители шли на нее!

И были призы и награды,
И были продюсеры рады,
Давали ей главную роль,
Играла и радость, и боль!

Но вот режиссер престарелый,
В интригах затейник умелый,
Нашел молодую замену,
Красотку привел ей на смену!

И все от нее отвернулись,
А перед маэстро прогнулись,
И больше ее не снимали,
И роли в кино не давали!

Львовский Марк

*****

Его Величество Артист.
Вы кто? Откуда появились,
Из тьмы упали на помост
На землю грешную свалились.
Его Величество Артист.
То царь, то шут все в Вас открылось,
В чем извлекаете корысть,
Вы что хотите впасть в немилость.
Его Величество Артист.
Какие звуки Вас тревожат?
Иль сдавленный в бессильи крик
Вас разбудить уже не может?
Его Величество Артист.
Вы — раб Божественного дара,
Идти по лезвию ножа,
И суеверно ждать провала.
Его Величество Артист.
Бездомный, проклятый изгнанник,
По лабиринту душ чужих
В разочарованности странник.
Его Величество Артист.
Вы от игры не устаете,
Откройте тайну Ваших лиц,
И искренно ли Вы ревете?
Его Величество Артист.
Свою любовь отдали сцене,
И словно модный куплетист,
Пред ней упали на колени.
Его Величество Артист!
Вы истину как крест несете,
И пусть гордится этот свет,
Что Вы сейчас и в нем живете.

*****

Каприз ли это иль её вина?
Она пыталась быть актрисой,
День начиная с бенефиса,
Испить хотела весь его до дна!
Она густой накладывала грим,
И наводила ровный глянец,
Но щёк естественный румянец
Её всегда некстати подводил.

Она театром представляла жизнь,
Одной лишь сменой декораций,
Но вместо сцены и оваций
Мечта, летящая, как птица, ввысь.
Чужое счастье и чужую боль
Сквозь сердце часто пропуская,
Доверчивая и живая,
Душа жила, а не играла роль.

Пугач Светлана

*****

Растворились «брависсимо», «бис».
Свет погашен. Ряды опустели.
Ты доволен собой, артист?
Получили чего хотели
От тебя. Да и ты от них.
Отчего же так сердце давит?
Отчего же есенинский стих
Лишь твоё, персональное, травит?
Ты личины меняешь легко.
То Тартюф, то булгаковский Воланд.
Дарованье твоё велико,
Но аншлаг не причина, а повод.
Только повод забыться опять
И вживаться в чужие маски.
Масок много. Не жаль потерять
Не лицо. А поблёкшие краски
Смоют радуги новых премьер.
Ты ж артист! Лицедей! Скоморохам
Не грозит номер люкс в «Англетер»,
Да и, в общем-то, всё неплохо.
Есть поклонники, есть театр,
Бесконечные сериалы.
Пусть Таганка, а не Монмартр,
Но аншлаг гарантирован! Залы
Собираешь на раз-два-три,
Да и властью, пока что, обласкан.
А внутри… Ну, а что внутри?
Да, немного, как все, потаскан.
Да, бывало друзей предавал.
Да, подписывал. Жизнь такая.
Ты же сам на курок не жал.
Ты убитым желаешь Рая.
Отчего ж от есенинских строк
Так тоскливо и так погано?!
Отчего ни ногой за порог?
Отчего и в угаре шалмана
Пост-премьерного тяжесть в висках?
Отчего зеркала, как пытка?
Что намешано в этих стихах?
Что мерцает за ними? Зыбко
Всё, что есть, кроме этих строк.
Ты не знаешь, ты чувствуешь это!
Ты — Артист. Ты почти что Бог…
Без души. Без дождя. Без ветра.
Всё заёмное, всё напрокат.
Ты лица своего не вспомнишь!
И плевать. Если жизнь театр.
А стихи… Что стихи? Прогонишь.

Лебедев Алексей

*****

Мы клянемся Шекспиром
И порою клянем Мельпомену.
Постороннему миру
Море наших страстей по колено.

Короли и герои —
Мы по жизни — шуты, как известно.
Умираем по роли
Для того, чтоб к поклону воскреснуть.

Проживая на сцене
По великой судьбе каждый вечер,
Как мы, Господи, ценим
Твой спектакль под названием — вечность!

Наши главные роли —
Здесь, под занавесом небосклона.
Мы играем в героев —
Как и все, в ожиданьи поклона…

Григоров Игорь

*****

Красавица актриса,
Блистательные роли,
Прелестная, как киса,
По всей стране гастроли.

Но вот в неё влюбился,
Гвардейский офицер,
Чуть с жизнью не простился,
Блестящий кавалер!

Ведь умная актриса,
Искала режиссёра,
Как сцена и кулиса,
Ждут первого актёра.

Любовь или искусство?
Важнее перспектива,
И погибает чувство,
Раз нет альтернативы!

Львовский Марк

*****

Вот сняты маски,
убран грим
и занавес закрыт.
Артист сыграл чужую жизнь,
весь исчерпал лимит.
Наступит завтра новый день,
и ждёт другая роль —
готов он сердцем перенять
всегда людскую боль.

Он вновь для публики — кумир,
на сцене — полубог;
и в свете рамп — оваций всплеск,
восторга и тревог:
на сцене жизнь,
любовь и смерть,
неодолимый рок —
взволнован зал,
зовёт на «Бис» —
и на поклон фурор…

А за пространствами кулис —
интриги, зависть, лесть;
семья, гастроли, интервью,
и недругов не счесть;
кино и кастинги на роль —
не жизнь, а сплошь игра,
одевшись в платье Короля,
он сцене верный раб.

Амосова Елена

*****

Представление мерно идёт.
Смолкло всё в зачарованном зале.
Что ж актриса игры не ведёт? —
Слёзы жгуче уста ей связали.

Жадно смотрит она в темноту
И не видит там зрительских кресел.
Остро чувствуя жар, духоту,
Понимает: театр ей тесен.

Что театр? Вся жизнь ей тесна!
Вот неровно, прерывисто дышит
И кричит, от волненья красна:
«Люди добрые! Кто-нибудь слышит?!

Есть ли кто здесь?» В ответ — тишина.
Меж рядами царит ожиданье.
Во Вселенной актриса одна!
И со сцены — глухое рыданье.

Жизнь прошла, как никчёмная роль,
Вместе слитые судьбы чужие.
Безутешность, ненужность и боль
Стерегли на карьеры вершине.

Назарова Лариса

*****

Успешная роль

Мы в школе для праздника ставили пьесу, —
Мне этот спектакль вовек не забыть!
Все роли учили с большим интересом,
И каждый старался свой образ раскрыть.
А в пьесе участников было немало, —
Пастух и принцесса, волшебник, король,
Лисичка, лягушка, оса с длинным жалом
И даже премудрая книжная моль!

Мне выпала роль косолапого мишки,
Я мёд по сценарию ел полчаса,
Затем собирал с вдохновением шишки,
А после ко мне подлетела оса!
Она накануне усердно трудилась,
Свой грозный костюм создавая всю ночь,
И в лапу медведю коварно вонзилась
Иголка от кактуса! Жало точь-в-точь!

Ах! Как я свирепо орал и сердился!
Как топал ногами и громко рычал!
А зритель от ужаса вдруг притаился, —
Актёров таких он давно не встречал!
Послышались бурные аплодисменты, —
Друзья не поверили из-за кулис.
Бывают нечасто триумфа моменты, —
Меня десять раз вызывали на бис!

Я после такого большого успеха
Скорее пойти в драмкружок поспешил!
А маме и папе теперь не до смеха, —
Я стать театральным артистом решил!
Теперь я по восемь часов тренируюсь, —
Мяукаю, квакаю, вою, фырчу,
И часто у зеркала дома красуюсь, —
Я быть ЗНАМЕНИТЫМ артистом хочу…

Варламова Т.

*****

Актёр провинциального театра

Актёр провинциального театра —
Без возраста, без имени и отчества.
Слова репризы для него, как мантра —
Она всегда спасёт от одиночества.

Он каждый раз живёт всецело ролью
И путает сценарий и действительность,
Он делится и чувствами, и болью,
Отдав все силы на благотворительность.

И он на сцене, будто под обстрелом
Трёх сотен взглядов, что всегда внимательны.
И нужно быть решительным и смелым,
Чтоб справиться с задачей обязательно.

Спектакль окончен. Занавес. Поклоны.
Цветы, аплодисменты и овации.
Но у театра, тут свои законы,
И от актёра здесь не ждут сенсации.

Разбор полётов. Минусы и плюсы.
И снова роль. И снова потрясение.
Играть в театре невозможно трусу —
Театр для актёра, как спасение.

И он готов. Готов в огонь и в воду
Бросаться с криком: «Я смогу! Я сделаю!».
Он променял беспечную свободу
На жизнь в театре — яркую и смелую.

Сафиулин Максим

*****

Старая актриса

В позолоченной комнате стиля ампир,
Где шнурками затянуты кресла,
Театральной Москвы позабытый кумир
И владычица наша воскресла.
В затрапезе похожа она на щегла,
В три погибели скорчилось тело.
А ведь, Боже, какая актриса была
И какими умами владела!
Что-то было нездешнее в каждой черте
Этой женщины, юной и стройной,
И лежал на тревожной ее красоте
Отпечаток Италии знойной.
Ныне домик ее превратился в музей,
Где жива ее прежняя слава,
Где старуха подчас удивляет друзей
Своевольем капризного нрава.
Орденов ей и званий немало дано,
И она пребывает в надежде,
Что красе ее вечно сиять суждено
В этом доме, как некогда прежде.
Здесь картины, портреты, альбомы, венки,
Здесь дыхание южных растений,
И они ее образ, годам вопреки,
Сохранят для иных поколений.
И не важно, не важно, что в дальнем углу,
В полутемном и низком подвале,
Бесприютная девочка спит на полу,
На тряпичном своем одеяле!
Здесь у тетки-актрисы из милости ей
Предоставлена нынче квартира.
Здесь она выбивает ковры у дверей,
Пыль и плесень стирает с ампира.
И когда ее старая тетка бранит,
И считает и прячет монеты, —
О, с каким удивленьем ребенок глядит
На прекрасные эти портреты!
Разве девочка может понять до конца,
Почему, поражая нам чувства,
Поднимает над миром такие сердца
Неразумная сила искусства!

Николай Заболоцкий

Короткие стихи и четверостишия о театре

Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Пьесу-комедию мы написали,
Актеров нашли и в труппу собрали.
Начали роли распределять:
Кого кто в комедии будет играть.

Комедия наша веселая, славная,
Все персонажи в ней очень забавные.
В ней Колобок должен Лисоньку съесть,
Съесть, улыбнуться и песенку спеть.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Игра. Мы, на сцене — актеры. Вы в зале, вы — зрители.
Но это условность. Недаром великий Шекспир
Сказал, что все люди — всего лишь ролей исполнители,
А сцена театра — весь нас окружающий мир.
Давайте сыграем. Сыграем, конечно, в приятное.
Сыграем с Парижем и Францией партию-блиц.
Сыграем, шутя, в очевидное — невероятное
Смешение времени, нравов, событий и лиц.
Вы всё это где-то читали, когда-либо видели,
А что-то по ходу подскажет игра нам сама.
Итак, в добрый час! Мы сегодня — актеры, вы — зрители.
Мы вместе играем в роман господина Дюма.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Пять минут ещё до выступленья.
Выход свой артисты нервно ждут.
Очень сложно справиться с волненьем,
Ведь сегодня наш с тобой дебют.
В мир кулис какая тянет сила?
Не сидится снова по домам.
Чем-то сцена так собой пленила,
Что покой теперь уже неведом нам.
В зале просто гром аплодисментов.
Крики «Браво!» слышим даже тут.
Ради этих сказочных моментов,
Видимо, артисты и живут,
Да и мы откажемся едва ли.
Пять минут прошло и нам пора.
Слышишь? Наши имена назвали.
Ну, пошли. Ни пуха, ни пера…

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Театр! Чудесный мир иллюзий!
Мир волшебства и мир красот.
Мир многих искренних прелюдий,
Любви до избранных высот!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Глицерином — на щёки покапать немножко…
Вместо крови сойдёт свежевыжатый сок…
Убивают меня, как всегда, понарошку,
Бутафорским эффектным бабахом — в висок.
Оставаться здесь более — я не намерен!
Жизнь моя — репетиция жизни а Аду!
Только как я уйду — ведь по-прежнему верит
В эти слёзы — та девочка в пятом ряду…

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Написаны и розданы все роли,
Заучены и сцены, и слова,
И занавес едва поднять позволим —
На сцену Жизни вырвется Игра…
Сыграют все и искренне, и с фальшью,
Эрзац из чувств наполнит Театр Теней…
Но..чем происходящее все дальше,
Тем Истина виднее и больней…

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Знает прекрасно любой театрал:
Театр — не просто сцена и зал.
Театр не может жить без актёров,
Без драматургов и режиссёров,
Без костюмеров и без гримёров,
Без гардеробщиков и билетёров,
Без декораторов и осветителей…
И, что особенно важно,
Без зрителей!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Театр в предверии премьеры
Гудит, как улей пчёл,
Ещё пусты места в партере,
Но скоро пьесса, что прочёл,
Вдруг оживёт на этой сцене
По мановению пера —
И побежит, как пульс по вене,
Давно забытое вчера.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

По вкусу Дионисова затея
пришлась толпе — нет зрителям числа.
Мы не актёры и не лицедеи, —
мы воскрешаем души и тела.
Погаснут страсти, смысл утратят споры.
По новой пьесе, эра, разбегись!
Пусть мир — театр, и люди в нём — актёры,
пока на сцене мы играем жизнь.

Красивые и трогательные стихотворения о театре

Переходы, коридоры, уборные,
Лестница витая, полутёмная;
Разговоры, споры упорные,
На дверях занавески нескромные.
Пахнет пылью, скипидаром, белилами,
Издали доносятся овации,
Балкончик с шаткими перилами,
Чтоб смотреть на полу декорации.
Долгие часы ожидания,
Болтовня с маленькими актрисами,
По уборным, по фойе блуждание,
То в мастерской, то за кулисами.
Вы придёте совсем неожиданно,
Звонко стуча по коридору —
О, сколько значенья придано
Походке, улыбке, взору!
Сладко быть при всех поцелованным.
С приветом, казалось бы, бездушным,
Сердцем внимать окованным
Милым словам равнодушным.
Как люблю я стены посыревшие
Белого зрительного зала,
Сукна на сцене серевшие,
Ревности жало!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
«Весь мир – театр, а люди в нём актёры…» –
Выходит так, что мы с тобою – в кубе,
И неприятность вырастает в форму горя,
И под улыбкою просвечивают зубы.
Не заступи лишь за кулисы правды
И не оглохни от аплодисментов.
О, сколько в оркестровой яме яда
Скрипичного от недостатка света!
А этот вечный ужас монолога…
И одиночество на публике – край смерти.
Не верьте в жизни, но на сцене – верьте
В счастливую усмешку эпилога.
И вот уже двухсотый раз на сцене,
И кажется, что всё одно и то же:
Слова, боль, интонации, движенья –
Всё так знакомо, но так непохоже.
Спектакль заполняет нишу «время»
И с ним уходит, следующий снова
Не повторяется – идёт с другой ступени,
И главное, чтоб прозвучало слово
Живое. Даже если ты усталый,
Больной, с похмелья и не в настроении,
Ты должен выйти, взять пространство зала
И увести его в другое измеренье.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Играя роль, не забывай, что текст
не главное, куда важней поступки
и поступь. Оглянись окрест
внимательно – в трагедии есть шутки,
а в шутках не всегда заложен смех,
но чаще осознание той боли,
которая касается не всех,
отчаянья, а может быть и боле.
Ведь вымысел реальнее, чем быт,
прекраснее, страшнее голой правды.
Я был уже десяток раз убит –
и в этом кайф публичности эстрады.
Играя роль, не забывай, что ты
играешь роль, а не король на троне.
Играя роль, не преступи черты,
безумствуя, будь внутренне спокоен.
Когда ты плачешь, слёзы лей шутя,
но верь, что горько, а когда хохочешь,
не нарушай традиции шута –
рыдай, но не заметно, между строчек.
Играя роль, выдумывай, твори,
отстороняйся и вживайся в образ,
отрепетируй смерть и зазубри,
чтоб в вопле был естественным твой голос.
И, главное, когда играешь роль,
пойми, что это главное, неважно
всё после и до этого – вся соль
сей час, сию минуту и однажды.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
О, Театр! Чем он так прельщает,
В нем умереть иной готов,
Как милосердно Бог прощает
Артистов, клоунов, шутов.
Зачем в святое мы играем,
На душу принимая грех,
Зачем мы сердце разрываем
За деньги, радость, за успех?
Зачем кричим, зачем мы плачем,
Устраивая карнавал,
Кому-то говорим — удача,
Кому-то говорим — провал.
Что за профессия такая,
Уйдя со сцены, бывший маг,
Домой едва приковыляя,
Живет совсем, совсем не так.
Не стыдно ль жизнь, судьбу чужую,
Нам представлять в своем лице.
Я мертв, но видно, что дышу я,
Убит и кланяюсь в конце.
Но вымысел нас погружает
Туда, где прячутся мечты,
Илюзия опережает
Все то, во что не веришь ты.
Жизнь коротка, как пьесы читка,
Но если веришь, будешь жить,
А театр — сладкая попытка
Вернуться, что-то изменить.
Остановить на миг мгновенье,
Потом увянуть, как цветок,
И возродиться вдохновеньем.
Играем! Разрешает Бог!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Все мы, святые и воры,
Из алтаря и острога
Все мы — смешные актеры
В театре Господа Бога.
Бог восседает на троне,
Смотрит, смеясь, на подмостки,
Звезды на пышном хитоне —
Позолоченные блестки.
Так хорошо и привольно
В ложе предвечного света.
Дева Мария довольна,
Смотрит, склоняясь, в либретто:
«Гамлет? Он должен быть бледным.
Каин? Тот должен быть грубым…»
Зрители внемлют победным
Солнечным, ангельским трубам.
Бог, наклонясь, наблюдает,
К пьесе он полон участья.
Жаль, если Каин рыдает,
Гамлет изведает счастье!
Так не должно быть по плану!
Чтобы блюсти упущенья,
Боли, глухому титану,
Вверил он ход представленья.
Боль вознеслася горою,
Хитрой раскинулась сетью,
Всех, утомленных игрою,
Хлещет кровавою плетью.
Множатся пытки и казни…
И возрастает тревога,
Что, коль не кончится праздник
В театре Господа Бога?!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Я был смущённый и весёлый.
Меня дразнил твой тёмный шёлк.
Когда твой занавес тяжёлый
Раздвинулся — театр умолк.
Живым огнём разъединило
Нас рампы светлое кольцо,
И музыка преобразила
И обожгла твоё лицо.
И вот — опять сияют свечи,
Душа одна, душа слепа…
Твои блистательные плечи,
Тобою пьяная толпа…
Звезда, ушедшая от мира,
Ты над равниной — вдалеке…
Дрожит серебряная лира
В твоей протянутой руке…
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Идет спектакль,- испытанное судно,
покинув берег, в плаванье идет.
Бесповоротно, слаженно и трудно,
весь — действие, весь — точность, весь — расчет,
идет корабль. Поскрипывают снасти.
Идет корабль, полотнами шурша.
Встает актер, почти летя от счастья,
почти морскими ветрами дыша.
Пускай под гримом он в потоках пота,
пускай порой вздыхает о земле,
ведет корабль железная работа,
и он — матрос на этом корабле.
Он должен рассмешить и опечалить,
в чужие души истину вдохнуть,
поспорить с бурей, к берегу причалить
и стаю чаек с берега спугнуть!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Публика
Занавес. Сцена. Погас в зале свет.
Замерли зрители театру в ответ.
Напряженные лица с нетерпением ждут.
Когда им артисты сердца разожгут.
Возглас восторга слышно из зала.
Нравится всем спектакля начало.
Действие за действием не проходит бесследно.
Все в предвкушении… Антракт! Как обидно!
В коридоре и в буфете,
На своих местах и даже в туалете
То и дело слышны восхищения,
Спектакля обсуждения.
Но вот звонок для всех звенит,
О продолжении твердит.
И вот опять: Занавес. Сцена. Погас в зале свет.
Замерли зрители театру в ответ.
Уже знакомые лица появились на сцене.
Они и ведут нас к развязке картины.
И вдруг! Неожиданный конец!
О, мой Творец!
Смерть или радость тому есть причиной,
Публика низко склоняется пред актерской личиной!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

День проходит в предвкушении.
Скучный мир перестал существовать.
Все тело движется в волнении,
Ждет часа, когда душа будет играть.
И, наконец, блаженный этот миг настал,
Когда сполна вкусить могу я
Плод восхищения,
Души моей воображения.
До этого волшебный мир мой спал,
А тут уж вспыхнуло былое пламя,
Крик свободы вырвал огненное знамя
С оков застенчивости, шумных правил,
Что мир блюсти нас всех заставил.
О, здесь открыты для меня врата святого сада.
Ошибок нет здесь, также, как и муки ада
Не будут сожалень(и)ями кормить
И из гнусных прибавлений слухи вить.
Ведь я вхожу в саму святыню,
Где смех и радость пребыванию причиной,
Где иконы моих идолов порой
Относят мысли в мир немой.
В нем ловлю я каждый жест
И взгляда выражение.
В зале нет свободных мест:
Интересно всем мое смятение.
Всё это лишь игра актеров,
Величественный занавес во мраке,
Сцена горестных сюжетов
И море страстных пожеланий,
Утаенных в скорбящем страхе.
Но я не так себе театр представляю,
И не актера роль я воспеваю,
А, окрыленная игрой замысловатой,
Их дух бессмертный прославляю!
Звучит фонтан аплодисментов.
Не обойтись без сантиментов.
Роскошный занавес открылся —
Мой дух волнений испарился.
Вкушаю прелести забавы,
Игре отменной шепчу: «Браво!»
В мозаике хаотических движений
Видна струна противоречивых побуждений,
Что бдительность пленит,
И голову пьянит
Раздумьями о жизни, мести,
Ненависти, злости,
Раздует жар любви и страсти,
Разложит все по полочкам на масти.
И снимет он (прим. он — театр) с отяжелевших век
Чувство скуки, и раздастся смех,
Иль слезы потекут ручьями,
Опустошив безмолвный грех.
А там и солнце засияет над лесами.
Театр тихо пропоет: «Навеки с вами!»

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Обожаю тот мир, что пропитан и потом, и пылью…
Чай с мелиссой, цветы и конфеты, кулисы, актрисы,
Треугольник любовный, разбитый навек биссектрисой,
И любовь примадонны, и пафос трагедии мыльной…
Там фехтует опять Сирано, декламируя вирши,
Защищаясь умнО от насмешек тупого красавца…
Он всегда побеждает, и значит — спектакль удался,
Хоть Роксана не станет к нему ни нежнее, ни ближе!
Снова борется с монстром идальго лихой из Ламанчи,
За любовь и за честь ненаглядной своей Дульсинеи,
И никто имя Дамы Прекрасной хулить не посмеет —
Не напрасно сражался тот вечный и доблестный мальчик…
Обожаю театр… мир, пропитанный мукой и потом,
Фейерверки страстей – и не только под светом софитов…
Там с восторгами детскими ждали всегда неофитов,
Поднимая, как знамя, талант… над своею Голгофой.

Лучшие стихотворения известных поэтов для детей

Театр – это мысли свободный полет,
Театр — здесь фантазия щедро цветет.
В театре сердец расплавляется лед.
И чудо рождается здесь
с третьим звонком.
Театр — здесь искусства в едино сплелись.
Театр — здесь мечта и реальность слились.
Театр — здесь все помыслы тянутся ввысь.
И чудо рождается здесь
с третьим звонком.
Театр — и работа, и дом, где живем,
Театр — здесь себя до конца отдаем.
В театре родимся, в театре умрем.
Ведь чудо рождается здесь
с третьим звонком.
В. Миодушевский
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Когда мне было Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете.
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы,
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу — нету номерка.
Фея кружится по сцене —
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени —
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то…
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята: —
Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет,—
Ребятам я сказала.
А. Барто

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Народу-то! Народу!
Куда ни кинешь взгляд, —
По каждому проходу
Идет волна ребят.

Сажают их на стулья
И просят не шуметь,
Но шум стоит, как в улье,
Куда залез медведь.

Из длинного колодца —
Невидимо для глаз —
То флейта засмеется,
То рявкнет контрабас.

Но вдруг погасли лампы,
Настала тишина,
И впереди за рампой
Раздвинулась стена.

И увидали дети
Над морем облака,
Растянутые сети,
Избушку рыбака.

Внизу запела скрипка
Пискливым голоском —
Заговорила рыбка
На берегу морском.

Все эту сказку знали —
О рыбке золотой, —
Но тихо было в зале,
Как будто он пустой.

Очнулся он, захлопал,
Когда зажгли огонь.
Стучат ногами об пол,
Ладонью о ладонь.

И занавес трепещет,
И лампочки дрожат —
Так звонко рукоплещет
Полтысячи ребят.

Ладоней им не жалко…
Но вот пустеет дом,
И только раздевалка
Кипит еще котлом.

Шумит волна живая,
Бежит по всей Москве,
Где ветер, и трамваи,
И солнце в синеве.

С. Маршак

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Поднялся занавес и вот
На сцене Золушка живет.
Грустит, смеется и поет
И после бала принца ждет.

Мы замираем чуть дыша
И музыка так хороша.
Счастливый близится конец,
Венчает Золушку венец.

Щелкунчик бъется как герой.
Он за друзей стоит горой.
Зло строит козни вновь и вновь,
Но побеждает все любовь.

И чары падают и вот
Красавцем-принцем стал урод.
Мы вправду, что ни говори,
Безмерно рады за Мари.

Ничто не вечно под луной
И вслед за радостной волной
Уже катит волна печали,
Хоть мы не верили вначале.

Кружится в танце балерина,
Летит по ветру пелерина
И так изящна, так стройна,
Что сразу видно — влюблена.

Но тает в угольях печи
Как воск на пламени свечи
Любимый и желанный
Солдатик оловянный.

И мы грустим и как она
Готовы с ветром от окна
Взлететь как чудо птица
И в пламя опуститься.

А сказки длятся — дальше, дальше
В них только выдумка — нет фальши.
Они нас учат честно жить,
Любовью, дружбой дорожить.

Со злом сражаться без оглядки,
Ломать нелепые порядки
И верить в жизни чудеса
(Хотя б на эти два часа).

Н. Соколова

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

У нас сегодня с мамой
Культурная программа.
Давай мне, мама, руку,
Пойдем в театр кукол!
Что я большой — я знаю,
Но кукол обожаю
Смотрю и не могу понять,
Как куклой можно управлять?
Взял рукавичку и надел
И вот уж Петушок запел,
А поменял ты рукавичку
И превратился он в Лисичку!
Но знаю я наверняка —
Актера трудится рука,
И кукла оживает,
Поет, переживает
Волшебно это превращенье!
И мама смотрит с восхищеньем.
А мы в театр еще пойдем,
И папу мы с собой возьмем!

Н. Соколова

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Театра мир откроет нам свои кулисы,
И мы увидим чудеса и сказки.
Там Буратино, кот Базилио, Алиса
Легко меняются герои, маски.

Волшебный мир игры и приключений,
Любой малыш здесь хочет побывать.
Вдруг превратится в Золушку иль в принца,
И всем свои таланты показать.

Театр, словно чародей, волшебник,
Своею палочкой волшебной проведя,
И вот ребёнок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля.

Пусть детство будет словно сказка,
Пусть чудеса творятся каждый миг,
И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,
Добро над злом опять пусть победит!

Т. Григорьева

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

По-особенному ярко,
Стены красные театра,
Озаряются в лучах!
До чего глядеть приятно,
Как в окошках аккуратных,
Над задумчивой парадной,
Серебрится снег влеча —
Взоры тех кому отрадно,
Любоваться ненаглядно,
Величавостью фасадной,
Засиявшей вслед лучам!

А. Гарипов

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Басню выбрали давно,

Распределили роли,
Решило выступить звено
На утреннике в школе.

Решили девочки прочесть
«Квартет», такая басня есть.

Светлане роль не подошла:
— Я вовсе не упряма,
Зачем же мне играть осла?
Мне не позволит мама.

Артистки начали шуметь.
Одна кричит: — Она медведь,
А вовсе не мартышка!-
Кричит другая: — Чур-чура,
Сказала я еще вчера —
Я косолапый мишка!

Проходит день и два денька,
Потом проходит пять,
На репетицию никак
Артисток не собрать.

Пришел козел и сел за стол,
Но нету соловья.
— Ну, если так,- сказал козел,
Тогда уйду и я!

Проказница мартышка
Умчалась на каток,
А косолапый мишка,
Схватив свое пальтишко,
Пустился наутек.

То нет мартышки,
То козла
Куда-то тетя увезла,
То мишка косолапый
Ушел на лыжах с папой!

Когда в товарищах согласья нет,
Не прочитать им и «Квартет».

А. Барто

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Театр! Как много значит слово
Для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново
Бывает действие для нас!
Мы на спектаклях умираем,
С героем вместе слезы льем…
Хотя порой прекрасно знаем,
Что все печали ни о чем!

Забыв про возраст, неудачи,
Стремимся мы в чужую жизнь
И от чужого горя плачем,
С чужим успехом рвемся ввысь!
В спектаклях жизнь как на ладони,
И все откроется в конце:
Кто был злодеем, кто героем
С ужасной маской на лице.
Театр! Театр! Как много значат
Для нас порой твои слова!
И разве может быть иначе?
В театре жизнь всегда права!

Ю. Ким

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

В полумраке зала прожекторы светят,
И снова на сцену актёрам пора.
Заботы и беды пусть останутся дома.
Здесь сказка и правда, здесь жизни игра.

Идей суматоха и соли три пуда,
Волнения дрожь и таланта искра.
Из книжного образа рождается чудо,
И нашей частицей уходит в сердца.

Уходит от нас, след щемящий оставив,
Но мы переполнены трепетным чувством.
Когда на мгновенье касаются души,
Того, что на свете зовётся искусством.

И может запомнят, а может забудут.
Не так это важно и нас не пугает.
Ведь зеркало сцены, как зеркало жизни,
Лишь искренность сердца в себе отражает.

Ю. Сопов

Интересные стихотворения и поздравления ко Дню театра 27 марта

Театр, комедия иль драма,
В спектакле роль главную играет дама,
На сцене в героиню вошла сполна,
Недаром говорят: вся наша жизнь – игра.
Удач, аншлагов вам желаем много,
Пусть будет мирною и правильной дорога,
Пусть окружают вас хорошие друзья,
И чтоб карьера стремительно росла.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Подобен мир театра сказке,
Где парики, костюмы, маски…
Так увлекателен процесс
Попасть из жизни в край чудес,
Где не актер – живой герой!
Смотри, общается с тобой,
Зовет в свой мир. Иди смелей,
С ним раздели накал страстей.
Пусть в унисон стучат сердца
Все представленье до конца.
Ты сам причастен к чудесам
В период, равный трем часам.
Вся жизнь – театр, это правда.
Но в том, придуманном, отрада
Прожить, как надо, по подсказке
Уже давно известной сказки.
Театр возможно ль не любить,
Когда способен одарить
Принявшего душой участье
Восторгом, радостью и счастьем.
Поздравим в День театра с чувством
Живущих сказочным искусством
И костюмеров, и гримеров,
И осветителей, суфлеров,
Актеров – асов мастерства –
Да всех за чудо волшебства!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Звонок последний прозвучал,
И замер в ожиданьи зал.
Вот робкие аккорды прозвучали,
Бесшумно, плавно занавес подняли.
Нам слышно, как стучат ваши сердца,
И вот со сцены раздаются голоса,
Меняются актёры, декорации,
Спектакль ваш — настоящая сенсация!
Друзья, примите низкий наш поклон,
Давайте соберёмся за столом,
И будет тосты за актёров поднимать,
И поздравлять, и поздравлять, и поздравлять…

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Театр… Что о нем можно сказать?
Театр – жизнь, и игра, и софиты,
В театре нужно не только играть,
Там все роли должны быть прожиты!
И сейчас я поздравить хочу
Всех, кто как-то к театру причастен,
Кто связал с ним и жизнь, и судьбу,
И кто стал до безумия счастлив!
Пусть за годом проходит год,
А вы будете также прекрасны.
Театр любит весь наш народ,
Пусть же каждый в нем будет счастлив!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Кулисы, занавес, актеры,
Афиши, публика, цветы.
Неслышно глупых разговоров,
Сюжетом все увлечены.
Театр — огромный мир загадок,
Культуры царственной венец.
И со Всемирным днем театра
Поздравить вас спешу скорей.
Желаю вам я вдохновения,
Стремления, радости, любви,
А также вечного везения.
Чтоб счастья вы свое нашли.
Пусть легендарный Дух театра
Вас защищает от невзгод,
Согреет душу вам азартом,
Успешность, веру принесет.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Мир театра так богат:
Актеры, роли, шоу, маски,
Проникнуться им каждый рад,
Ведь дарит яркие он краски!
Театр будет жить всегда,
Хоть говорят уже давно,
Чтоб без особого труда
Его заменит нам кино!
Но мир театра не стареет,
Бессмертно все-таки искусство!
Театр пусть успех имеет
И будит лучшие в нас чувства!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Сегодня день торжественный и праздничный для многих.
Театр это многим отчий дом.
Для тех, особенно, кто, оказавшись в нем,
Живет произнесенным в этих стенах слогом.
От всей души – примите поздравленья
Актеры, режиссеры и суфлеры,
И осветители, и вы – волшебники гримеры,
И гардеробщицы и билетеры,
Не перечесть всех поименно, к сожаленью.
Желаем в творческом процессе – вдохновения,
Взаимопониманья с полувзгляда.
И будет главною тогда для вас наградой
Признание, успех и уважение.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Какое чудо — оказаться в сказке
С героями оживших вдруг легенд!
Нас удивляют их костюмы, маски,
Захватывает действия момент.
Они поют, горюют, размышляют…
Накал страстей передается нам.
Игрой своей нам души зажигают.
Искусство их — театр, не балаган.
Сегодня славим мастерство актеров,
Поздравить с Днем театра их спешим,
Гримеров, костюмеров и суфлеров —
Мы всех за волшебство благодарим!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Вы дарите радость и веру в добро.
Вы можете сделать счастливым и грустным.
В театре любуется зритель игрою,
Но эта игра – просто так не отпустит.
Оставив в душе настроенье героев:
То счастья полет, то оттенок печали.
Сквозь призму игры зритель видит порою
Все то, что обычно он не замечает.
Так пусть ваше творчество будет успешным,
Оценит его по достоинству зритель,
А в жизни иной – на земле нашей грешной,
У каждого будет свой ангел-хранитель.

Баллада об артисте Конькове

Артист Коньков прошел служебным ходом.
Его талант, не признанный народом,
готов был волновать и удивлять,
И он, со всею щедростью таланта,
уже вживался в образ оккупанта,
чей текст на протяжении двух актов
был сух, но органичен: «Расстрелять!»
Аншлагом и не пахло в «Русской драме»,
а пахло штукатуркой и коврами.
Но был Коньков и честен, и не стар.
Главреж не на Конькова делал ставку,
но был репертуар подобен танку,
и меж других заклепок и шурупов
Коньков, как винт, входил в репертуар.
…Коньков сидел в холодной грим-уборной
и клал на щеки тон рукой проворной,
когда вбежал растерянный помреж
и сообщил, что Жорку Папазяна
разбил инсульт. Кто будет партизана
играть пред школьным зрителем сегодня?
Ведь никого не сыщешь — ну хоть режь!
Надежда коллектива — на Конькова.
Он — оккупант? Ну, что же тут такого?
Успеет: паклю в зубы и –– хорош!
Всем трудно! Что он, из другого теста?
А роль — мечта. К тому же мало текста.
Весь текст на протяжении двух актов —
Отличная реприза — «Хрен возьмешь!»
Коньков, игравший Гамлета на курсе,
не стал кричать о честности и вкусе,
а будучи своим в своем цеху,
пошел в кулисы: встать там — «зарядиться»
на выход, заодно и убедиться,
что около эсэсовской шинели
приткнули партизанскую доху.
…И грянул бой… Уж зрители мужались.
События к финалу приближались.
И падал в снег расстрелянный герой.
Но, как ни жал Коньков, един в двух лицах:
был тощ — в перчатках, плотен — в рукавицах,
а зрители с растущим подозреньем
следили за двойной его игрой.
Зал осознал — привычка подсказала,—
что немец — свой. Нет, не обманешь зала!
А то, что сам себя он расстрелял,
есть трюк геройский, Штирлицу на зависть.
Нет, «хрен возьмешь!» — у зала есть глаза ведь!
И вместо слез, скупых, но плодотворных,
неплодотворно улыбался зал…
…Коньков смыл грим. Он вышел из театра,
гадая, что за роль сыграет завтра.
Еще гремели выстрелы в ушах —
опять помреж переборщил с расстрелом.
Но жив Коньков! Душою жив и телом!..
Что до таланта, то таланта жалко…
Коньков вздохнул и чуть прибавил шаг.

Оперетта

Периферию и столицу,
как ни бывало тяжело,
на «Сильву» или на «Марицу»
с невнятной силою влекло…
Зачем России оперетта?
При том романсе про звезду!
При наших чувствах без ответа,
в минорном явленных ладу!
При свадьбах, но – с идейной ссорой!
При судьбах, что вершат свой путь
со всей беспечностью, в которой
нет легкомыслия ничуть!
При нашей тяге к идеалам!
При нашем знании войны!
При том, что поднятым забралом
поэты русские сильны!
При том, что медная монета
звенит – не надо серебра!
При наших поисках добра,
при том, что – дождь как из ведра, –
зачем России оперетта?!
Не знаю… Но сейчас едины
и этот зал, и этот граф,
который с первой же картины
глядит на женщин, как удав.
Вогнав пион в петлицу фрака,
он тем одним – не наш, чужой.
А в зале все свои. Однако!
Что делать с русскою душой?
Зачем ей, песенной, былинной,
роман парижского хлыща
с какой-нибудь Карамболиной,
сверкающей из-под плаща?
А вот пришла же. Есть, наверно,
какой-то хмель и для Руси
в любви, изложенной манерно,
но всем понятной, как «мерси».
Иль это дружба молодая,
уют парижских кабачков,
на наши головы слетая,
их закружил – и был таков!
Среди земли простой и грозной
опять, земляк, нам жизнь дана
пленительной и несерьезной,
какой не может быть она..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *