Пушкин свобода

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

*****

Недавно я в часы свободы
Устав наездника читал
И даже ясно понимал
Его искусные доводы;
Узнал я резкие черты
Неподражаемого слога;
Но перевертывал листы
И — признаюсь — роптал на бога.
Я думал: ветреный певец,
Не сотвори себе кумира,
Перебесилась наконец
Твоя проказливая лира,
И, сердцем охладев навек,
Ты, видно, стал в угоду мира
Благоразумный человек!
О горе, молвил я сквозь слезы,
Кто дал Давыдову совет
Оставить лавр, оставить розы?
Как мог унизиться до прозы
Венчанный музою поэт,
Презрев и славу прежних лет,
И Бурцовой души угрозы!
И вдруг растрепанную тень
Я вижу прямо пред собою,
Пьяна, как в самый смерти день,
Столбом усы, виски горою,
Жестокий ментик за спиною
И кивер чудо набекрень.

*****

Простой воспитанник природы,
Так я, бывало, воспевал
Мечту прекрасную свободы
И ею сладостно дышал.
Но вас я вижу, вам внимаю,
И что же?.. слабый человек!..
Свободу потеряв навек,
Неволю сердцем обожаю.

*****

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

*****

К Чаадаеву

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

*****

Раевскому

Ты прав, мой друг — напрасно я презрел
Дары природы благосклонной.
Я знал досуг, беспечных муз удел,
И наслажденья лени сонной,

Красы лаис, заветные пиры,
И клики радости безумной,
И мирных муз минутные дары,
И лепетанье славы шумной.

Я дружбу знал — и жизни молодой
Ей отдал ветреные годы,
И верил ей за чашей круговой
В часы веселий и свободы,

Я знал любовь, не мрачною тоской,
Не безнадежным заблужденьем,
Я знал любовь прелестною мечтой,
Очарованьем, упоеньем.

Младых бесед оставя блеск и шум,
Я знал и труд и вдохновенье,
И сладостно мне было жарких дум
Уединенное волненье.

Но все прошло! — остыла в сердце кровь.
В их наготе я ныне вижу
И свет, и жизнь, и дружбу, и любовь,
И мрачный опыт ненавижу.

Свою печать утратил резвый нрав,
Душа час от часу немеет;
В ней чувств уж нет. Так легкий лист дубрав
В ключах кавказских каменеет.

Разоблачив пленительный кумир,
Я вижу призрак безобразный.
Но что ж теперь тревожит хладный мир
Души бесчувственной и праздной?

Ужели он казался прежде мне
Столь величавым и прекрасным,
Ужели в сей позорной глубине
Я наслаждался сердцем ясным!

Что ж видел в нем безумец молодой,
Чего искал, к чему стремился,
Кого ж, кого возвышенной душой
Боготворить не постыдился!

Я говорил пред хладною толпой
Языком истины свободной,
Но для толпы ничтожной и глухой
Смешон глас сердца благородный.

Везде ярем, секира иль венец,
Везде злодей иль малодушный,
Тиран льстец,
Иль предрассудков раб послушный.

Эволюция темы свободы в лирике Пушкина

Лирика Пушкина глубока и многогранна. Однако тема свободы в ней занимает особое место.

Поэт никогда не переставал ощущать, что свобода представляет собой наивысшую нравственную ценность и смысл.

Своё понимание этой темы он выражал в большинстве своих произведений.

В это понятие вкладывают многое. Свобода необходима не только от тиранической власти в лице императора, но и от мнений толпы, от страха, эгоизма, жадности и других тёмных сторон человеческой души.

Такую свободу можно рассматривать в качестве основы, без которой невозможна ни достойная жизнь, ни творчество.

Однако на протяжении жизни отношение к этому развивалось и усложнялось.

Лицейский период

В лицейские годы Пушкин общался с теми, кого потом назовут предшественниками декабристского движения.

Это происходило в период 1817 — 1820 гг. Несмотря на то, что эти люди протестовали против тирании, их идеалом была конституционная монархия.

Поэт выступал против тирании, но не против монархии. Его идеалом был просвещённый правитель, который не позволит угнетать народ.

Наиболее концентрированным выражением стремления к свободе на протяжении лицейского периода были произведения:

  • «Лицинию»;
  • ода «Вольность»;
  • «К Чаадаеву»;
  • «Деревня».

Их анализ будет подробно изложен далее. Они оказали большое влияние на декабристов и их сторонников. В этих произведениях классицизм и рационализм слились с искренними порывами души в стремлении бороться против тирании.

Южная ссылка

В самом начале ссылки, в 1823 году, Пушкин пережил трудный кризис. В это время соединились личное и поэтическое, философское разочарование.

Пушкин рассматривал революции, происходившие в Европе, в контексте борьбы за народную свободу. Неудача этих движений на него тяжело подействовала.

Взгляды этого периода нашли своё отражение в произведениях «Свободы сеятель пустынный…»

и
«К морю»
. В этих стихотворениях ощущается разочарование.

Поздние годы жизни

Постепенно понятие свободы для поэта развивается, и он начинает понимать его более сложным образом. Он осознает, что прежде всего нужна свобода нравственная и творческая, которая будет мерилом общественной.

Сочинение Свобода в лирике Пушкина

А.С. Пушкин жил в непростые времена попытки изменить ход истории, что отразилось на его творчестве. Одна из тем его поэзии – свобода. Она очень близка поэту. Движению за освобождение он посвятил лучшие свои произведения: «Вольность», «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине Сибирских руд…». В этих стихотворениях прослеживается пушкинское понимание событий тех времен и его нескрываемая ненависть к тиранам.

Свободолюбивые мысли Пушкин формулирует в оде «Вольность», написанной сразу после завершения обучения в лицее в 1817 году. В ней он высказывает недовольство правящим монархом. Он возмущен:

«Стоите выше Вы народа, но вечный выше Вас закон».

Совсем юный Пушкин обращает внимание тиранов на историю, чтобы показать возможное их будущее на примерах Павла I и Людовика XVI, расплатившихся за свою тиранию жизнью.

А.С. Пушкин с лицейских лет дружил с декабристами. Спустя год после сочинения оды «Вольность», он пишет замечательное произведение, адресованное одному из своих друзей – стихотворение «К Чаадаеву». Мотивы произведения те же – свободолюбие. Уже смелее звучит протест против монархии и уверенность в неминуемом исходе:

«Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!»

Все стихотворение пронизано яркими переживаниями за декабристов, которые переполняли душу Пушкина. Автор явно причисляет себя к прогрессивной молодежи и готов нести наказание за свои стихи.

Спустя шесть лет Пушкин пишет еще одно вольнодумное произведение – стихотворение «К морю». Море здесь символ свободы. В противовес свободе — берег, где царствует рабство. Оно пронизано грустью автора, от того, что все написанное им ранее не дошло до царя, восстание декабристов подавлено. Пушкин видит выхода и, прощаясь со стихией, остается лишь с мечтой о свободе.

По прошествии трех лет поэт пишет к отбывающим ссылку своим друзьям не менее «громкое» произведение «Во глубине Сибирских руд…». Он не предал их дело, дело не погибло. Весь текст пронизан вновь обретенной уверенностью в неминуемом торжестве свободы. Именно ей Пушкин теперь дорожит, как ничем.

Анализ всех указанных выше произведений в хронологическом порядке их написания говорит о том, что А.С. Пушкин обрел понимание огромного значения свободы. Душевный рост поэта характеризуют его стихи. Написанные в разные периоды жизни они рисуют четкую картину тех дней и пропитаны борьбой за свободу.

Переосмыслив годы событий, Пушкин почувствовал в себе пророка, осознал силу слова. У поэта всегда остается возможность воспевать волю, клеймить рабство и беззаконие. Пушкин продолжил дело декабристов. Все его произведения полны любовью к свободе и справедливости. Тема свободы для Александра Сергеевича приобретает особую ценность. Она прошла красной линией через всю его лирику. Воспевание свободы автор считает своей заслугой и, подводя итог творчества, в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» пишет: «…в мой жестокий век восславил я свободу…».

Стихотворение «Лицинию»

Это произведение было написано в 1815 году. В столь юном возрасте (ему было 16 лет) великий поэт через призму древнеримской истории увидел, насколько важна роль свободы в человеческом обществе.

В этом стихотворении Александр Сергеевич выразил мысль о том, что именно она гарантирует поступательное развитие общества.

Ода «Вольность»

Написать оду «Вольность» — было оригинальным решением для молодого поэта. Литературные круги того времени считали, что этот жанр уже себя изжил.

Однако великий поэт не стремился противопоставить себя существующей литературной традиции. Он стремился подчеркнуть преемственность по отношению к аналогичному произведению Радищева. Одновременно была подчёркнута разница между ними:

  • Радищев был сторонником бунта народа против верховной власти;
  • Пушкин не был настолько радикальным — его идеалом было более либеральная власть в виде конституционной монархии.

Важно отметить, что в это время император Александр I тоже поддерживал такую идею.

Свободолюбивое произведение было написано в 1817 г.

В начальной части оды Пушкин символически прогоняет
«Цитеры слабую царицу»
, богиню любви и красоты Афродиту. Он считает, что вместо нежной лирики пришла пора воспеть свободу.

Хотя он предлагает восстать против несправедливой тирании, тем не менее идеалом считает гармоническое сочетание царя и народа, основанное на неукоснительном соблюдении законов обеими сторонами.

Для доказательства он кратко приводит события времён Великой французской революции. В этой ситуации он считает, что закон был нарушен народом. Судьба наказала Францию тем, что в результате к власти пришёл диктатор — Наполеон.

Второй эпизод, о котором идёт речь в сочинении — убийство Павла I. Пушкин считает его жестоким правителем, а его гибель считает следствием нарушения законов.

В заключение оды автор даёт наказ царям о том, к чему они должны стремиться в своём правлении. Если они сами неукоснительно будут соблюдать законы, то их правление будет прочным и долгим.

Ода «Вольность» напечатана не была. Её переписывали и таким образом распространяли.

Молодой поэт возводит свободу в принцип творчества

На этапе раннего творчества тема свободы в лирике Пушкина звучала в контексте романтического, пробайроновского стиля, которому он поначалу следовал. Так, в стихотворении «Поэт» для автора мерилом свободы выступает «свободный ум» стихотворца (т. е. то, что сейчас называют свободой творчества). По убеждению молодого поэта, идеальный творец стихов живет исключительно своими чувствами и абсолютно автономен по отношению к обществу.

В стихах, посвященных Н. Я. Плюсковой, тема свободы в лирике Пушкина отождествляется с моральным принципом: не пресмыкаться пред «земными богами» и не размахивать «кадилом лести». То есть, по мнению выпускника Царскосельского лицея, свобода творчества изначально не приемлет ничьих указаний, о чем писать и как писать.

«К Чаадаеву»

Этот общественный деятель оказал большое влияние на формирование взглядов Пушкина на политические реалии и на свободу. Стихотворение было создано в 1818 г.

В этом произведении тесно связано личное и общественное. Поэт воспринимает стремление к свободе как желание сердца.

Говоря о Чаадаеве, он связывает его с Брутом в Древнем Риме и Периклесом в Древней Греции — известными тираноборцами. Адресат стихотворения был гусарским офицером на царской службе. Стихотворение служит иллюстрацией прозрения юной души.

Пушкин говорит о том, что он освобождается от стремления к любви, надежде, поэтической славе и осознаёт важность стремиться к свободе отечества.

В этом произведении присутствуют мотивы отказа от лёгкого и приятного ради пробуждения к трудной и настоящей жизни, преодолению проблем. Пушкин утверждает, что важно стремление к славе героической, к борьбе против тирании: «И на обломках самовластья напишут наши имена».

«Деревня»

Это стихотворение датируется 1819 годом. Оно было создано после посещения села Михайловского, имения матери, находящегося в Псковской губернии.

Пушкин во время этой поездки ощутил подъём творческих сил и одновременно ужаснулся тем, в каких жестоких условиях проходит крестьянская жизнь.

Это сопоставление красной нитью проходит через всё произведение. С одной стороны: «Приют спокойствия, трудов и вдохновения…»

. С другой:
«Но мысль ужасная здесь душу омрачает…»
.

Поэт приехал не для праздного времяпровождения, а для освобождения от суеты, ради возможности сосредоточиться на своём творчестве. Ощущение спокойствия и безмятежности является одним из важных условий для интенсивного творческого труда. В деревне, вдали от шума и суеты, проясняется ум. «Праздность вольная»

становится
«подругой размышления»
.

Радуясь отдыху и творческому подъёму Пушкин видит несчастья окружающих его людей. Барщина, разврат и «поругание личности» помещиками должны прекратиться и навсегда уйти в прошлое. Служение стране он видит в борьбе против угнетения.

Поэт считает, что царь должен об этом задуматься и прекратить рабство крестьян. Народный бунт не рассматривался Пушкиным в качестве средства для достижения крестьянской свободы.

«Свободы сеятель пустынный…»

Эпиграфом к стихотворению, написанному в 1823 году, были выбраны слова из Евангелия от Матфея, в которых говорится: «Изыде сеятель сеяти семена своя».

Лирический герой пушкинского стихотворения ощущает бессмысленность прилагаемых усилий.
«Живительное семя»
в
«порабощённые бразды»
бросать больше не имеет смысла, ведь другого результата, кроме разочарования, быть не может.

Горький опыт, который сочетается с жизненными тяготами на родине, не привёл к свободе. Народы не будут за неё бороться, предпочитая материальную стабильность и спокойствие.

В завершающей части стихотворения Пушкин говорит: «Зачем стадам дары свободы…»

Сочинение на тему «Свобода в лирике Пушкина»

«Восславил я Свободу…»

(Тема свободы в лирике А. С. Пушкина) Лирика Пушкина сочетает в себе высокую гуманность, глубину мысли, гармонию формы. В лирических произведениях поэта проявляется его личность, богатство внутреннего мира. Откликаясь на многообразие окружающего мира, желая понять внутреннюю красоту человека, пушкинская лирика вобрала в себя множество тем и мотивов. Ключевым понятием поэтических произведений Пушкина является слово «свобода». Эволюция употребления этого слова и самой темы в лирике показывает, как формируется поэтический мир Пушкина.

В ранних поэтических произведениях «свобода» отражает вольнолюбивые стремления, политическую независимость. О том, что значит это слово для молодого поэта, говорит сожаление Пушкина по поводу цензурного запрета на строки «Вольнолюбивые надежды оживим…»

из послания к Чаадаеву (1821). Поэт убежден, что слово «вольнолюбивые» «хорошо выражает» нынешнее стремление к свободе в обществе. Именно в таком смысле прочитывается это понятие в произведениях
«Лицинию», «Деревня», «К Чаадаеву», «Кинжал»
.
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И Рабство, падшее по манию царя, И над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря? «Деревня»
Неотделима политическая независимость и от личной свободы. Мотив личной свободы звучит в стихотворениях
«Птичка», «Свободы сеятель пустынный…», «К морю», «Я вас любил: любовь еще, быть может…»
.

Кризис политических надежд, произошедший с Пушкиным в 1823 году, придает понятию свободы полемический характер. Нередко возвышенное чувство свободы контрастирует с мыслями о нежелании и невозможности людей обрести внутреннюю свободу:

Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич. «Свободы сеятель пустынный…»

Однако пушкинская лирика всегда проникнута верой в лучшее, именно поэтому в стихотворении
«Птичка»
звучат ноты надежды: Я стал доступен утешенью, За что на Бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я смог свободу даровать!

Трагические ноты возникают у поэта параллельно свободолюбивым настроениям. В стихотворении «К морю»

идеалом свободы выступает морская стихия. Море символизирует мятежную свободу, выступая в тесной связи с образами Наполеона, Байрона и самого лирического героя. По-разному они соотносятся в сознании поэта и с понятием свободы. Если французский император — «мятежной вольности наследник и убийца», то английский поэт — певец свободы, погибший, ею «оплаканный». Для лирического героя, как и для Пушкина, личная свобода — это единственная возможная форма существования, и поэтому так уверенно звучит его признание в минуты прощания:

Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы.

Понятие личной свободы у Пушкина неотделимо от уважения независимости другого человека, прежде всего любимого.

Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем… «Я вас любил: любовь еще, быть может…»
Независимость «от царя», «от народа», личная свобода для художника соединяются в понимании свободного творчества. В «Разговоре книгопродавца с поэтом»
на вопрос, обращенный к поэту, что изберет он,
«оставя неизменный свет, / И муз, и ветреную моду»
, он гордо отвечает: «Свободу». О свободе творческой личности говорит Пушкин в лирических произведениях
«К Н. Я. Плюсковой», «Из Пиндемонти», «Поэту»,
призывая идти
«дорогою свободной, куда влечет свободный ум»
:

Иные, лучшие, мне дороги права; Иная, лучшая, потребна мне свобода…Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать… ( «Из Пиндемонти» )

Понимание «иной», «тайной», «лучшей» свободы приводит поэта к философскому осмыслению этого состояния человека. И прежде всего Пушкин размышляет в стихотворении «Анчар»

о рабстве как антитезе свободе. Создавая картину-символ, несущую в себе притчевое начало, художник размышляет о роли зла в человеческой жизни и приходит к неприятию ни раба, ни господина.

Непреходящая ценность свободы для человека обретает особый смысл в итоговых произведениях поэта («Пора, мой друг, пора…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

«). «
На свете счастья нет, а есть покой и воля…»
В этих словах — простота и глубина мудрости Пушкина. Видимо, предчувствуя скорую кончину своего земного существования, поэт желал найти покой в дальней обители «трудов и чистых нег». Словно развивая эту поэтическую мысль, Пушкин в стихотворении-завещании пишет:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу…
Так обозначил поэт свое высокое предназначение. Свобода для Пушкина была высоким идеалом человеческого бытия. Она определяет целостность жизни, является залогом максимального раскрытия творческих возможностей человека и осуществления высших духовных стремлений личности.

«К морю»

Это произведение появилось в 1824 году. Находясь в ссылке, поэт обращается к морю, считая его свободным. Стихотворение представляет собой послание к свободной стихии.

Море поэт считает своим другом. Отношение продиктовано той идеей, что автор считает его царством свободы. Однако свобода сопряжена с риском: оно может сохранить маленькую лодку или наслать шторм, который её утопит. В это время Пушкин рассматривает возможность бежать из ссылки на корабле.

Он с уважением отзывается о Наполеоне и Байроне и говорит, что после их смерти мир опустел. Теперь плыть куда-либо в мире бессмысленно: «Где капля блага там на страже уж просвещенье иль тиран…»

Поэт в заключение говорит о том, что творческое воображение поэта может перенести могучий и свободолюбивый образ моря «в леса, пустыни молчаливы…»

Тема свободы в лирике А. С. Пушкина

…В мой жестокий век восславил я Свободу…

А. Пушкин

Лирика Пушкина — это всегда исповедь, интимные и сокровенные признания, в которых проявляются его лич­ность, богатство внутреннего мира. С помощью бесценного поэтического наследия Пушкина мы стремимся к позна­нию и очищению души, к постижению глубин собственной личности.

Тема свободы всегда была ведущей в творчестве Пуш­кина, особенно в романтический период, но само понятие «свобода» постоянно расширялось, проходя свой путь раз­вития.

В ранних произведениях свобода для Пушкина — это, прежде всего, политическая независимость, свобода народа, «вольность святая» (стихотворения «Деревня», «К Чаадае­ву», «Лицинию», «Кинжал»):

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Поэт надеется на то, что над его отечеством взойдет «прекрасная Заря!» «Свободы просвещенной». Однако сво­бода страны немыслима без раскрепощения ее граждан, без их внутреннего роста, пробуждения «ото сна», духов­ного взросления, т. е. освобождения Личности. Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Птичка», «Сво­боды сеятель пустынный…», «Деревня». Пушкин может разглядеть множество признаков истинно свободного человека, который становится независимым от чужих мнений («роптанью не внимать толпы непросвещенной»), от ложных кумиров («злодея иль глупца в величии неправом»), несет в мир добро и милосердие («участьем отвечать застенчивой мольбе»). Свободные и независимые люди противопоставляются человеческим «стадам», кото­рым чувство свободы недоступно в силу их ограничен­ности и невежества:

К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды. Ярмо с гремушками да бич.

Символом и идеалом абсолютной свободы для Пушки­на является море. В стихотворении «К морю» поэтическое изображение водной стихии сочетается с размышлениями о личной судьбе и о судьбах «властителей дум» — Наполе­она и Байрона. И если здесь французский император — «мятежной вольности наследник и убийца», то великий поэт — певец, «оплаканный свободой». Море здесь симво­лизирует не только мощь стихийных сил природы, но и мятежную свободу Личности.

В стихотворении «Из Пиндемонти» Пушкин заявляет, что

Иные, лучшие, мне дороги права; Иная, лучшая, потребна мне свобода…

Здесь он говорит о свободе творческой личности идти «дорогою свободной, куда влечет свободный ум»,

…никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать…

Однако, «угождая» себе, великий поэт никогда не пося­гает на чужую независимость, даже если связан с человеком крепчайшими узами любви: Материал с сайта //iEssay.ru

Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем…

Вольнолюбивая лирика «таинственного певца» свободы всегда будет волновать наши сердца, поскольку свобода и независимость для Пушкина всегда были высочайшим идеалом человеческой жизни («Не дай мне, бог, сойти с ума…», «Пора, мой друг, пора…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). Пушкин надеялся, что его мысли най­дут живой отклик в сердцах не только современников, но и потомков:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • тема свободы в лирике пушкина краткое сообщение
  • пушкин и свобода,независимость
  • пушкин из пиндемонти анализ
  • сочинение на тему эмоции свободы в лирике пушкина
  • сочинение на тему интимная лирика пушкина

«Из Пиндемонти»

Это одно из последних произведений в творчестве великого поэта. Оно появилось на свет в 1836 г.

Это стихотворение, несмотря на название, не является переводом. Оно является во многом полемическим.

Здесь Пушкин в первой части отрицает традиционные политические свободы. В заключение он переходит к тому, что воспевает творческую свободу и существование по законам поэзии и красоты.

А.С.пушкин открыл золотую страницу в истории русской литературы. Ведущее место в его поэзии занимает тема свободы, ведь верность идеалам свободы гениальный поэт пронес через всю жизнь.
Трактовка темы свободы претерпела в творчестве А.С.Пушкина значительную эволюцию. В начале творческого пути у поэта преобладают политические и юридические аспекты. Однако со временем взгляды Пушкина меняются в сторону личной свободы человека, яростной защиты его прав и воли. Еще из Царскосельского лицея поэт вынес свой ясный взгляд на мир и людей, понимание того, что любой человек, независимо от своего социального происхождения, должен быть свободным. И главный порок, который он видел – это ничем не ограниченная власть монарха, самодержавие. В оде «Вольность» молодой поэт восклицает:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу…
При этом Пушкин никогда не выступал против «короны», считая, что страной должен править просвещенный, мудрый монарх, чья власть будет ограничена законом. Только в этом случае, по мнению поэта, исчезнет произвол властьимущих, «барства дикого», «покорствующего бичам» рабов.
Однако юношеские порывы поэта встречают препятствие в виде правды жизни. Возьмем, к примеру, стихотворение «Свободы сеятель пустынный…», горечь которого заключается в печальном выводе о том, что зерна свободы не дают всходов. Позже, уже в тридцатые годы, сам Пушкин признает, что народ в основной своей массе еще не готов к осознанию идеалов политической свободы.
В период набирающего силу декабристского движения, в котором поэт принял непосредственное участие, его взгляды становятся более жесткими и критичными. Многими стихами отвечал Пушкин декабризму, при этом друзья-декабристы Пушкина использовали их в целях пропаганды своих убеждений, так что его стихи становились настоящим призывом к действию, своеобразными лозунгами свободы, как, например, стихотворение, посвященное другу Пушкина Чаадаеву П.Я.:
Товарищ, верь, взойдет она
Звезда пленительного счастья.
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Свободолюбивой лирикой, наполненной политическими мотивами, Пушкин показывал свое видение сильной России во главе с монархом, защищающим права человека. Только такой самодержавец в лирике Пушкина олицетворял собой идеал справедливости, силы и величия. Осуждение всякого деспотизма – вот основная идея любого вольнолюбивого стихотворения Пушкина. Так, в стихотворении «Анчар» аллегорический образ ядовитого дерева поэт использовал для обличения политики Николая I. В стихотворении «Арион» Пушкин изображает декабристов и себя. Декабристы («пловцы») все время старались плыть против течения жизни, пытались грести, куда им хотелось. «Вдруг лоно воли измял с налету вихорь шумный…» — произошло декабристское восстание, и в результате – «погиб и кормщик, и пловец». Спасся только «таинственный певец», который не пытался плыть против течения, он отдался стихии, доверился самой жизни, и она вынесла его на спасительный берег. Он пел, «беспечной веры полн», и не погиб, он остался петь «гимны прежние», храня верность погибшим товарищам, поддерживая оставшихся в живых, вселяя в их души надежду и уверенность в победу правого дела.
Также нельзя не отметить стихотворение «Деревня», в первой части которого автор описывает идиллию, восхищение красотами природы и простыми деревенскими нравами. Однако уже во второй части стихотворения перед нами явная сатира, ведущая к выводу о необходимости отмены крепостного права:
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
К концу жизни в размышлениях Пушкина о свободе исчезает политическая окраска проблемы, поскольку поэт полностью разочаровался в недостижимых политических идеалах. Теперь речь идет уже о свободе внутренней, духовной. Примером может служить стихотворение «Из Пиндемонти», в нём А.С.Пушкин провозгласил свободу творческой личности, при которой истинный художник должен творить, повинуясь лишь собственному вдохновению, не потворствуя желаниям власти или народной массы:
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать…
Окончательное утверждение своей верности идеалу «вольности святой», подведение итогов своей творческой деятельности Пушкин осуществил в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Своим высшим достижением поэт считает то, что он своей лирой «пробуждал» «чувства добрые» и, главное, что в свой «жестокий век» «восславил Свободу».

Тема свободы всегда была для Пушкина одной из важнейших. В разные периоды его жизни понятие свободы получало в творчестве поэта различное содержание. В так называемой вольнолюбивой лирике свобода — это, выражаясь современным языком, отсутствие ограничений, связывающих общественную и политическую деятельность человека. Большинство стихотворений, посвященных свободе именно в этом понимании, написаны Пушкиным с 1817 по 1820 год («Петербургский период”). Гражданская тематика в это время играет в его творчестве исключительно важную роль. В эти годы даже важнейшая для Пушкина любовная тема отходит на второй план в его лирике. Причиной этого было влияние окружения поэта, куда входили люди, придерживавшиеся самых прогрессивных взглядов (например, Чаадаев, которому адресовано замечательное стихотворное послание «Любви, надежды, тихой славы…”), и само состояние общества, охваченного в тот момент жаждой самых радикальных перемен.
Одно из самых первых вольнолюбивых стихотворений Пушкина — ода «Вольность”. Он строит это стихотворение в соответствии с канонами и эстетикой классицизма. Поэт использует характерный для этого направления прием — одушевление абстрактных понятий.
Везде неправедная власть
В сгущенной тьме предрассуждений
Воссела — рабства грозный гении
И славы роковая страсть.
Данью классицизму является и высокая, архаическая лексика: «внемлите”, «днесь”; и риторические обороты — вопросы, обращения: «Где ты, где ты, гроза царей, / Свободы гордая певица?”, «Восстаньте, падшие рабы!” Пафос оды — в прославлении закона, подчиниться которому поэт призывает царей: «Склонитесь первые главой / Под сень надежную закона…” Этим произведением молодой поэт продолжает традицию Радищева, перу которого принадлежит одноименная ода. Но Пушкин, не разделяя радикализма своего предшественника, не призывает к свержению царской власти, а лишь говорит (в аллегорической форме) о преимуществах конституционной монархии.
Стихотворение «К Чаадаеву” («Любви, надежды, тихой славы…”) не принадлежит, как «Вольность”, всецело к традиции классицизма. В этом послании сочетаются элементы образности двух поэтических систем классицистской поэзии эпохи французской революции:
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье, —
и сентиментальной лирики Жуковского:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…
Новаторство Пушкина в этом стихотворении заключается в смелом соединении гражданских мотивов с личными. Стремление к свободе понимается поэтом не как абстрактная добродетель, а как глубоко личное человеческое переживание:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Поэтому оказывается оправданным даже шокировавшее многих современников сравнение гражданского чувства с любовным:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
В стихотворении «Деревня” содержится страстное обличение крепостничества, по стилю напоминающее «Путешествие из Петербурга в Москву” Радищева (хотя Пушкин, по-видимому, прочел это произведение гораздо позже, через несколько лет после того, как была написана «Деревня”). Первая часть этого стихотворения построена в жанре элегии со всеми его непременными атрибутами: идиллическим пейзажем, философскими размышлениями о прелестях мирной жизни на лоне природы. Только эта часть «Деревни” появилась в печати. Вторая часть, представляющая собой политический памфлет, резко отличается по стилю: вместо «светлых ручьев” и «лазурных равнин” появляются «насильственная лоза”, «невежества убийственный позор” и тому подобное. Во второй части «Деревни”, как и в «Вольности”, присутствуют риторические обороты («О, если б голос мой умел сердца тревожить!”), архаическая лексика («бразды”, «влачится”), одушевление отвлеченных понятий («…Здесь рабство тощее влачится по браздам…”). За образным описанием ужасной судьбы «измученных рабов” следует выражение мечты поэта об освобождении народа, но не в форме каких-либо революционных призывов к насильственному уничтожению крепостного права. Скорее заключительные строки стихотворения можно назвать косвенным обращением к монарху с призывом изменить существующее положение вещей: «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный, / И рабство, падшее по манию царя…”
Эти три стихотворения — самые известные произведения вольнолюбивой лирики Пушкина. Ее расцвет продолжался в творчестве поэта недолго. Вскоре Пушкин разочаровался в своем юношеском увлечении гражданскими идеями, в стихотворении «Свободы сеятель пустынный…” (1823) он с горечью вспоминает об этом эпизоде своей молодости: «…Но потерял я только время, / Благие мысли и труды…” Идеал «вольности”, то есть свободы в гражданском понимании этого слова, сменяется у Пушкина сначала идеалом романтической свободы личности (стихотворение «Погасло дневное светило…” и другие), затем идеалом внутренней свободы (стихотворения «Из Пиндемонти”, «Пора, мой друг, пора…” и другие). Но тема свободы остается для Пушкина одной из важнейших в течение всей его жизни. Даже в одном из последних стихотворений, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, поэт как о главной своей заслуге перед народом говорит о том, что он «в свой жестокий век восславил… свободу”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *