Учитель – Абдурахманова Р.Р. 9 класс
Тема. » Сложносочиненное предложение. Виды сложносочиненных предложений».
Цель урока: Систематизировать знания учащихся по теме: «Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Познакомиться с видами ССП».
Задачи:
Образовательные:
-
совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
-
обобщение теоретических сведений о сложносочинённых предложениях;
-
отработка умений расставлять знаки препинания в ССП;
-
различать ССП и простые предложения с однородными членами;
-
совершенствовать навыки работы с вариантами заданий ;
Развивающие:
-
развивать речемыслительную деятельность учащихся;
-
формирование компетенций учащихся: рефлексивной (развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы); коммуникативной (различные виды речевой деятельности), информационной (текст-схема).
Воспитательные:
-
воспитывать любовь к языку;
-
способствовать развитию речевой культуры речи учащихся.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, цифровой образовательный ресурс.
Тип урока: комбинированный
Педагогические технологии: компьютерные (повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя), технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно-ориентированные.
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка учебной задачи.
2. Актуализация имеющихся знаний.
— Какое предложение называется сложным?
— На какие две группы делятся сложные предложения?
— Определить вид предложения:
1. Море вечно и неумолчно шумит и плещется.
2. Тихо плещется море, отражая на своей поверхности звезды, и постепенно успокаивает меня.
3. Море будто шепчет что-то, посылая к берегу волну за волной, и этот монотонный шепот успокаивает.
4. Буран крутит, швыряет снегом, и высвистывает, и заливается жутким воем.
Учащимся предлагается переделать (устно) 4-е предложение, убрав союзы «и».
— В каком случае действие бурана передается стремительнее? Почему? Как называется такое средство выразительности? (Бессоюзие)
3. Изучение нового материала.
Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с сложносочиненными предложениями.
Запись в тетрадь для правил.
ССП делятся на:
1. ССП с соединительными союзами (значение одновременности или последовательности);
2. ССП с разделительными союзами (значение чередования или взаимоисключения)
3. ССП с противительными союзами (значение сопоставления или противопоставления).
Запятая перед одиночными соединительными и разделительными союзами – и, да (в значении «и»), или, либо – не ставится в следующих случаях:
а) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член:
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (А. Пушкин) (общий второстепенный член – обстоятельство времени вскоре после восхода, ср.: Вскоре после восхода набежала туча; Вскоре после восхода брызнул короткий дождь);
б) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение:
Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой) (придаточное времени «когда я вернулся в свою комнату» является общим для обеих частей сложносочинённого предложения, ср.: Уже совсем рассвело, когда я вернулся в свою комнату; Народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату);
в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью:
Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (А. Куприн) (части сложносочинённого предложения: Тело было слабо; В глазах ощущалась тупая боль – поясняют смысл общего для них первого простого предложения, связанного с ними бессоюзно: Он чувствовал себя нехорошо);
г) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово, вводное словосочетание или предложение:
По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла (источник сообщения – по словам охотников – один и тот же для всего высказывания, ср.: По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся; По словам охотников, птица исчезла);
д) в состав сложносочинённого предложения входят вопросительные предложения:
Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?
е) в состав сложносочинённого предложения входят побудительные предложения:
Подпустить врага и огонь дать по команде! (Д. Фурманов);
ж) в состав сложносочинённого предложения входят восклицательные предложения:
Как он смешон и как глупы его выходки!
з) в состав сложносочинённого предложения входят назывные (номинативные) предложения:
Мороз и солнце… (А. Пушкин).
(но: запятая есть, если союзы повторяются);
Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться тире:
Тире ставится в том случае, если во второй части сложносочинённого предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление:
Тут раздался лёгкий свист – и Дубровский умолк (А. Пушкин); Я спешу туда ж – а там уже весь город (А. Пушкин).
Часто в этих случаях или только первое предложение, или оба предложения являются назывными (номинативными):
Ещё напор – и враг бежит (А. Пушкин); Ещё год, два – и старость… (И. Эренбург).
4.Закрепление изученного материала
1. Схематический диктант.
Цель диктанта: проверка умения различать, что связывает союз «и» — однородные члены предложения или части сложного предложения.
Методика проведения диктанта: диктуются предложения; ученики не записывают их, а чертят схемы.
1. Север дышит ветром ночи и полынь колышет (И. Бунин)
2. Полая вода сошла, и речка струилась узеньким ручейком. (Л. Андреев)
3. Лес тянулся на несколько километров, и можно было заблудиться в нем.
4. Весна, и уже тепло.
5. Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют. (И. Бунин)
6. Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
7. Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил.
1. и
2. , и
3. , и
4. , и
6. , и
7. , и
2. Анализ предложений с объяснением постановки знаков.
1. После грома воздух стал чище и свежее дышат люди. (А.Фет) 2. Тотчас за больницей город кончался и начиналось поле. (Л. Андреев) 3. В ушах у гостя затрещало и закружилась голова. (И. Крылов) 4. Когда канонада вечером утихала, защитники Севастополя выходили из блиндажей и начиналась обычная жизнь. 5. Вот мы сидим сиротливо и не знаем, куда поплывем и что ожидает нас в будущем. (Ф. Гладков) 6. Кто принес эти сведения и можно ли ему верить? 7. Какой чудесный воздух и какое ласковое солнце! 8. Образ Чичикова и отношение к нему автора. 9. Убил дурак первую птицу – и загрустила земля. (К. Паустовский) 10. Он знак подаст – и все хохочут. (А. Пушкин) 11. Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней. (А. Пушкин)
3. Анализ текста.
Запись под диктовку с объяснением постановки знаков препинания.
Все меньше звуков в ночи, и все тише они. И поля молчат, и село уснуло, и все кругом заглохло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, ло самых краев. (С. Шуртаков)
— Озаглавьте текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употребленные в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля?
— Укажите лексические средства, с помощью которых автор передает мотив тишины в природе. (Меньше звуков, тише, молчат, уснуло, заглохло, тишина)
— Случайно ли, с вашей точки зрения, употребление однокоренных глаголов совершенного и несовершенного вида в одном предложении? (Наливалась – налилась; используя видовые пары, писатель передает продолжительность, повторяемость действия.)
— Прочитайте второе предложение, опустив повторяющийся союз «и». Сравните с записанным. В каком случае с большей выразительностью передается состояние покоя, тишины? (Повторяющийся союз «и» заставляет делать паузы при чтении предложения, что как бы замедляет происходящее – наступление ночной тишины.)
— Что еще указывает на длительность происходящего? (Повторение слова «все» в первом предложении.)
Внимание учащихся обращается на то, что мотив тишины заканчивается усиленным аккордом – словами, выступающими в роли синонимов (дополна, до краев.)
5. Вывод: отвечаем на вопросы «верно» и «неверно»
-
Сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений. Ответ: «Верно»
-
Сочинительные союзы то … то и не то .. не то — неповторяющиеся. Ответ «Неверно»
-
Если простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член, то не ставится запятая. Ответ «Верно»
-
Союзы в ССП принято разделять на три группы. Ответ «Верно»
-
Союзы а, но зато, и , то – это сочинительные союзы. Ответ «Верно»
6. Домашнее задание.
Создать по данному в классе образцу сочинение – миниатюру из трех предложений на одну из тем (или на самостоятельно выбранную тему) «Ливень», «Метель», «Гроза».
7. Итог урока.
Весеннее тепло в Москве может помочь в борьбе с коронавирусом. Об этом журналистам сообщил заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов.
«Институт Роберта Коха, который изучает эту проблему, выпустил положительную информацию. Оказалось, что вирус не любит теплоты, а когда наступает весна, должно быть объективное снижение опасности. А в Москве скоро будет 10 градусов тепла, температурный режим, согласно нашему Гидрометцентру, на 10 градусов выше нормы», — сказал Владислав Белов.
В свою очередь доцент «Сколтеха» Георгий Базыкин отметил, что на данный момент нельзя точно предсказать снижение активности вируса в теплую погоду, однако приход весны будет означать, что эпидемия коронавируса не будет проходить одновременно с эпидемией гриппа.
«Заранее делать какие-то выводы по поводу этого вируса сложно. Но действительно, если будет сдвинут пик вспышки дальше, на лето, то это хорошо в любом случае, так как позволит развести эту вспышку со вспышкой сезонного гриппа и снизить нагрузку на систему здравоохранения в целом», — отметил Базыкин.