Иуда серебряники сколько

Однажды на Страстной неделе некий проповедник оговорился
и сказал, что Иуда продал Христа не за 30 сребреников, а за 40…
Стоящий в народе купец наклонился к своему приятелю и промолвил:
— Это, стало быть, по нынешнему курсу…
Церковный анекдот XVIII века
Эта круглая сумма известна каждому. Она уже давно приобрела нарицательный смысл. Именно поэтому сегодня мало кто представляет ее реальную ценность в израильском обществе I века.
Однако, прежде всего следует оговориться, что настоящей суммы, за которую Иуда продал своего Учителя, мы никогда не узнаем. 30 сребреников вложены в руки Иуды лишь для того, чтобы задним числом оправдать ветхозаветное пророчество из Книги пророка Захарии: «Тогда узнают бедные из овец, ожидающие Меня, что это слово Господа. И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника» (глава 11, 11−13).
Не случайно, 30 сребреников в оплату предательства Иуды упоминаются только в Евангелии от Матфея (26.15): «И сказал: что вы дадите мне, и я вам предам его? Они предложили ему тридцать сребреников», в Евангелии от Марка (14.11), самом древнем из четырех, конкретная сумма не указана: «Они же, услышав, обрадовались и обещали дать ему сребреники», в Евангелии от Луки (22:5) говорится только: «Они обрадовались и согласились дать ему денег», а в Евангелии от Иоанна вообще не сказано, что предательство оплачивалось.
Не секрет, что многие места евангельской биографии Иисуса целиком обусловлены соответствующими пророчествами из Ветхого Завета. В тексте Евангелий все эти места отмечены, и их смело можно относить к литературному вымыслу. Эпизод с 30-ю сребрениками — из их числа.
Но дело не в этом, а в том, чтобы понять, какие финансово-экономические ассоциации 30 сребреников вызывали у первых читателей Евангелий.
Сребреник, фигурируемый в Евангелиях, обыкновенно отождествляют с серебряным шекелем (сиклем, по-греч. — статир). В Библии слово кесеф (серебро, сребреник) употребляется иногда как синоним выражения «шекель серебром» (Быт. 37:28; Суд. 9:4; 17:4; II Сам. 18:11). Причем во времена Второго храма (конец VI в. до н.э. — 70 г. н.э.) в ходу был шекель (см. иллюстрацию), который фактически был полушекелем. Этот облегченный «священный шекель» (весом в 13-14 г серебра) составлял ежегодный налог каждого еврея на Храм.
Таким образом, 30 сребреников равняются примерно 400 г серебра.
Что можно было купить в Иудее I века за эти деньги?
В Книге Исхода (глава 21, 28-32) 30 сребреников — это штраф в пользу хозяина за раба или рабыню, которых насмерть забодал чужой вол (часто эту сумму неправильно трактуют как цену раба).
Шекель равнялся по весу четырем денариям или четырем драхмам. Греки называли шекель — «тетрадрахма».
30 сребреников, стало быть, были равны 120 денариям. Денарий платили в день солдату или наёмному работнику. Таким образом, речь может идти о тогдашней «средней заработной плате» за 4 месяца.
Иуда оценил благовония, потраченные Магдалиной на Иисуса, в 300 динариев. Это в 2,5 раза больше тридцати сребреников.
В Евангелии сказано также, что после самоубийства Иуды на полученные им деньги была куплена «земля горшечника» для погребений, т.е. некий участок глинистой земли (вроде дешевого дачного участка в Подмосковье). Но эти сведения вызывают сомнения, поскольку опять же отсылают к пророчеству Иеремии: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь».(Евангелие от Матфея, глава 27, 9-10).
Тем более, что у самого Иеремии приведены совсем другие цифры: «И купил я поле у Анамеила, сына дяди моего, которое в Анафофе, и отвесил ему семь сиклей серебра и десять сребреников» (Книга Иеремии, глава 32, 9).
Ещё один важный момент состоит в том, что пророки Иеремия и Захария жили в эпоху Первого храма и, значит, их шекель не был равен евангельскому шекелю, чего евангелисты, конечно, не знали. Вес шекеля в более древние времена определялся по двум стандартам — вавилонскому и финикийскому, каждый из которых в свою очередь был двойной, легкий (обыкновенный) и тяжелый («царский»). Вавилонский тяжелый шекель был равен 22–23 г, легкий — 11–11,5 г, финикийский тяжелый — 14,5–15,3 г, легкий — 7,3–7,7 г. Трудно сказать, какой из них имеется в виду в ветхозаветных пророчествах. Во всяком случае, нужно помнить, что в пророчествах Ветхого Завета жизнь Сына Божия фактически оценивалась несколько иначе, чем во времена Иисуса, несмотря на формальное совпадении суммы: 30 сребреников в Ветхом и Новом Заветах —это разные деньги..
Приблизить 30 сребреников, инкриминируемых Иуде, к ценам наших дней можно двумя способами.
Во-первых, по стоимости серебра. 21 ноября 2013 г. Банк России оценивает 1 г серебра в 21,52 руб. По этим расценкам Иуда расписался бы в получении 8600 руб., как нормальный российский пенсионер. За что наше правительство считает пенсионеров иудами, это другой вопрос.
При втором способе подсчета следует ориентироваться на сравнительную стоимость труда (берем отрезок в 4 месяца). Средняя зарплата россиян в 2013 г. составляет примерно 27.000 руб. За 4 месяца получается чуть больше 100 тысяч. Что ж, вероятно, за такую сумму и сегодня найдутся желающие запечатлеть поцелуй на щеке обреченной ими жертвы. А потом — на недельку в Париж.

Захотелось ответить на этот вопрос, потому что наткнулся на как бы анекдот, саркастическую фразу: «Человеку любой эпохи интересно: «А сколько Иуда получил в переводе на наши деньги?»

В Евангелии от Матфея о сумме сказано: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам».

Cперва – разберемся с весом

Сребреники – то есть, серебряные монеты – это, скорее всего, ходивший в эпоху Христа — серебряный шекель. Такая монета, размером примерно с нынешнюю двухрублевую.

Веса в нем было примерно 14-16 граммов серебра и он приравнивался (так же по весу) к 4 греческим драхмам — тетрадрахме.

Именно поэтому Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» в сцене убийства Иуды писал:

«- Сколько получил сейчас? Говори, если хочешь сохранить жизнь!

Надежда вспыхнула в сердце Иуды. Он отчаянно вскричал:

— Тридцать тетрадрахм! Тридцать тетрадрахм! Все, что получил, с собою. Вот деньги! Берите, но отдайте жизнь!»

Итого, если брать за основу средний вес между тетрадрахмой и шекелем – это примерно 15 граммов серебра.

То есть, Иуде отвалили примерно 450 граммов.

Много это или мало?

Посчитаем по курсу драгметаллов

Возьмем сегодняшний, то есть на 1 июля 2009 года, курс доллара – 31 рубль 03 копейки.

Ну, начали считать!

Курс покупки-продажи драгметаллов ЦБ России: серебро шло по 13 руб. 98 коп. за грамм. И курс доллара на ту же дату – 31 р. 03 коп.

И сегодня Иуда, если бы, как в древности, монеты ходили не только по некой стоимости, но и по весу драгметалла, за 450 граммов серебра огреб бы 6 291 рубль – примерно 203 доллара.

По зарплате солдата

Но, как известно, деньги – это еще и эквивалент оплаты труда.

Про времена Христа и оплату труда в Иерушалаиме (ныне, как известно, – Иерусалим) мы знаем, например, довольно точно, что солдат получал один динарий в день, а в 1 шекеле было примерно 4 динария (то есть, в тетрадрахме – 4 динария) 30 сребреников, таким образом, это примерно 120 динариев.

Российскому солдату сегодня положено 500 рублей в месяц, то есть, около 16 рублей 60 копеек в день. То есть, если «приравнять” эту суточную «солдатскую выплату” к динарию римского солдата, то Иуда получил около 2 000 рублей, примерно 65 долларов.

Но это – в пересчете на зарплату солдата-призывника.

При Иуде солдаты, как римские так и остальные, были наемными, как бы сейчас сказали – контрактниками. Нынче наш контрактник, поступающий на службу, получает 8 500 рублей в месяц.

Проводим те же операции: 8 500 в месяц это 283 рубля в день, умножаем на 120 (приравняв «плата российского контрактника за день» к «динарию за день»), выходит – 33 960. То есть, по такому курсу Иуда получил 1094 доллара с «копейками».

И, наконец, возьмем зарплату поденщика!

Так же, как и величину средней оплаты солдата, мы знаем, что в Иудее наемный работник получал в среднем в день 1 или 2 динария, в зависимости от квалификации.

Бывало – получали и по 4 динария в день, но это если вы мастер- каменщик или плотник.

Так что остановимся на среднем: 2 динария в день.

То есть, Иуда получил плату среднего поденщика за 2 месяца (120 драхм делим на 2, будет 60 дней).

Считать дальше просто: в мае 2009 года средняя зарплата по стране (см. «КП» от 29 июня 2009 года) составляла примерно 18 190 рублей.

Иуда, выходит, получил бы 36 380 рублей. Или – около 1180 долларов!

По этому «поденному» курсу ему было бы выгоднее всего продать своего Учителя.

И что дальше?

Естественно, можно считать еще по десятку критериев: по номинальной стоимости монет ЦБ РФ (двухрублевые серебряные, например), по пересчету на квартплату, по цене на бензин… И так далее. Но мне кажется, раз уж до нас дошли два критерия – поденная плата и стоимость собственно серебра – это какая-то более-менее справедливая привязка.

Что можно сделать на пару тысяч долларов?

Купить квадратный метр средней квартиры в возводимой новостройке, пару соток земли подальше от Москвы, отдохнуть в Турции или Египте. Да! А лучше – съездить на недельку в Иерусалим.

Иуда ничего купить не успел. Он то ли повесился, то ли был убит. А на возвращенные им деньги священники купили так называемую Землю Горшечника, по иному — Акелдама — («поле крови») для похорон странников, которых так много приходило в Иерушалаим…

12 апреля, в Великую среду, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил последнюю в 2017 году Литургию Преждеосвященных Даров в Христорождественском кафедральном соборе города Рязани. После этого дня, по церковному установлению, Литургия будет совершаться только полным чином.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается исключительно в дни Святой Четыредесятницы и в первые три дня Страстной седмицы. В дни Великого поста она служится в среду и пятницу. На Страстной седмице служится в понедельник, вторник и среду.

О том, какие события вспоминаются Церковью в Великую среду, Владыка Марк рассказал в своем архипастырском наставлении после богослужения:

— Вот уже в третий и последний раз этим Великим постом мы слышим слова отпуста: «Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения». Господь грядет на страдания ради нашего спасения! Однако наряду с теми, кто этого спасения желает, есть и те, кто этому спасению всячески противится. А таковые встречаются не только среди наших современников, среди богоборцев, но и среди ближайших учеников Христовых.

Сегодня Святая Церковь вспоминает день страшного предательства, когда Иуда, бывший в течение долгого времени учеником Спасителя, решился на беззаконное предательство Христа. Он предал Его ради страсти сребролюбия. И предал на страшную казнь.

Иуда пришел к первосвященникам и спросил: «Что вы мне дадите, если я вам Его предам?» Они предложили ему 30 сребреников. Что это за сумма, это много или мало? Почему именно 30 сребреников дали Иуде первосвященники за Иисуса Христа?

Дело в том, что 30 сребреников — это цена символическая, о которой упоминается в Священном Писании в определенном контексте. В ветхозаветном законе говорится, что если кто-либо убил чужого раба, то он должен дать хозяину раба компенсацию в размере 30 сребреников. То есть когда первосвященники оценили Иисуса Христа, они выразили по отношению к нему все свое презрение, дав за Него цену раба. И в этой связи вспоминаются слова акафистного пения: «Иисусе безценный, ценою купленный»…

Но страшное злодейство, предательство, не может быть для нас чем-то символическим! Мы каждую среду постимся в воспоминание о страшном предательстве Господа Иудой.

***

Символом, знаком сегодняшнего дня, Великой среды, избрана женщина, которая возлила на главу Спасителя драгоценное миро. Вот образ истинного стремления получить прощение грехов, образ покаяния и пример человека, который решил порвать со своим прошлым!

Эта женщина была известна в селении как грешная и легкомысленная, но вот она пришла просить прощения, ожидая от Господа этого прощения и разрешения. И не просто пришла просить прощения, но принесла великую жертву — стала возливать на главу Спасителя драгоценное миро, которое представляло огромную ценность. Так что некоторые из учеников даже возроптали и стали говорить: «К чему такая напрасная трата драгоценного вещества?..»

Зачем умащивать тело Христа такой драгоценностью? Не лучше ли продать миро, а вырученные деньги раздать нищим?.. Но Господь сказал, что допустил эту женщину, потому что она «возлюбила много»! И потому ей, как человеку, который «возлюбил много», многое же и будет прощено.

В этом евангельском повествовании тема решимости отбросить грех является самой главной. Эта женщина, подойдя ко Христу, без лишних слов, показала на деле всю свою решимость отбросить грех и фактически просила Спасителя помочь осуществить ей это доброе намерение.

Помимо того женщина, возливая на Христа миро, готовила Его тело к Погребению. Об этом и сказал Христос Своим ученикам.

***

Страсти Спасителя начинаются. Господь уже предается в руки беззаконных. И дай нам Бог оказаться в числе спасаемых, в числе тех, ради которых грядет Господь на вольную страсть! Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *