Ответственность это чувство

Чувство ответственности — внутреннее ощущение обязанности отвечать и готовность отвечать за то или иное.

Чувство ответственности у конкретного человека может быть в одной области и отсутствовать (быть не выраженным) в другой. Человек может быть исключительно ответственным в своих обязательствах перед другими и мало ответственным в отношении собственного здоровья, своей судьбы и жизни. Смотри Ответственность за себя

Чувство ответственности — это ощущение «я могу» и «я должен» выполнить свои обязательства, вместе с внутренней обязанностью ответить за последствия своих действий.

Для деятельного и позитивного человека это в первую очередь настрой на дело, понимание, что договоренности, обязанности и долг — все это должно быть сделано, выполнено. Для переживательного и негативно настроенного человека — тревоги за возможную неудачу и переживание вины в случае невыполнения.

При любом настрое чувство ответственности — это надежность, готовность человека честно и старательно выполнять договоренности и свои обязанности (готовность нести то, что положено), плюс готовность платить за проколы. Готовность при разумной необходимости брать на себя трудные моменты жизни.

Когда говорят о чувстве ответственности, обычно имеют в виду социальную ответственность, чувство социальной ответственности. Чувство личной ответственности — рядом, но это другое: это внутреннее понимание того, что данное дело необходимо сделать, и сделать это должен именно я.

Человек с развитым чувством ответственности — ответственный человек.

Ответственная позиция — более активна, чем чувство ответственности. Это готовность и способность при разумной необходимости брать на себя трудные моменты жизни.

Развитое чувство ответственности — признак взрослости. Не готовность нести что-либо серьезное и за что-либо отвечать — признак человека-ребенка. Избегающий что-либо нести и за что-либо отвечать (платить) — безответственный, человек с позицией Иждивенца. См.→

Чувство ответственности не надо путать с чувством вины. Чувство вины не заменяет чувства ответственности: когда-то мешает делу, а когда-то бывает полезным.

Существует старинное правило: инженер, построивший мост, стоит под ним, пока идет первый поезд. Это называется — «ответственность за результат». Готовность жизнью платить за результат — показатель высокой меры ответственности.

Ответственность — это мощный инструмент изменения качества жизни и действенное средство формирования в своей жизни желаемых событий. Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии — воспитать.

При желании чувство ответственности можно себе привить. Смотри Воспитание и развитие ответственности

Обостренное чувство ответственности есть склонность к гиперответсвенности. Человека с неразвитым чувством ответсвенности именуют безответственным.

В трудных или неприятных ситуациях думают об ответственности и берут на себя ответственность люди высокого уровня психологической культуры, люди ответственные. Люди более низкого уровня культуры в этих ситуациях либо переживают, либо ищут виновного, (сбросить на него свою агрессию, снять ответственность с себя).

Можно ли отвечать за свою любовь? Смотри Ответственность в любви

Сколько, когда и зачем брать на себя личную ответственность?

Брать на себя личную ответственность — это значит видеть себя источником всех поступков в своей жизни и их последствий.

Взваливать на себя всю ответственность так же глупо, как убегать от ответственности или перекладывать всю ответственность на окружающих. Как к этому подходить разумно — смотри Отношение к ответственности и Расклад ответственности

Как научиться ответственности

Ответственность — это навык. Его можно развивать и воспитывать как в себе, так и в окружающих людях. Смотри — Воспитание и развитие ответственности.

Как управлять ответственностью?

Как технически увеличить или уменьшить ответственность, как делегировать часть ответственности окружающим — смотри Как управлять ответственностью.

Последствия ответственной и нет позиции

Либо ты берешь ответственность, либо страдаешь и завидуешь.

К торможению интеллектуальной деятельности может привести «…и чувство повышенной ответственности.Это заметнее всего при ухудшении результатов, показываемых участниками каких-либо ответственных соревнований, будь то спортивная игра или олимпиада по математике, перед которой тренер (учитель) долго «накачивает» участников, объясняя, что произойдёт в случае неудачи. Каждой проблеме должен соответствовать свой уровень и характер мотивации.

Мне довелось испытать этот закон на себе. Попав в телепередачу «Что? Где? Когда?», я прошёл отборочные туры блестяще (это не хвастовство, а оценка, данная организаторами отбора). Но как только сел за игровой стол — меня буквально замкнуло. Я посчитал это досадным сбоем, тем более что за пределами стола игра шла по-прежнему легко — я расщёлкивал любой вопрос. Опять сажусь в телеигру — и вновь жёстко торможу. Точно по поговорке, популярной в нашей игре: «Вероятность ошибки обратно пропорциональна расстоянию до стола».

Это игровое бессилие стало буквально наваждением. В конце концов я решил, что из игры надо уходить. Но тут Андрей Каморин и Сергей Царьков пригласили меня во вновь созданную команду. И я решил: сыграю последнюю игру. А в последней, понятно, ответственность меньше: всё равно на дальнейшую судьбу она не повлияет. Но при счёте 0:3 накопилась спортивная злость — и в условиях, когда мотивация уже не давила, игра наконец-то пошла. Психологический порочный круг разомкнулся – и я наконец заиграл в полную силу.

Закон Еркеса-Додсона может проявиться и на экзамене, и в срочной работе… (В формулировке психолога С.С. Степанова, упомянутый закон звучит так: «Слабая мотивация личности недостаточна для успеха, но и избыточная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость» – см. подробнее Закон Йркса-Додсона — Прим. И.Л. Викентьева).

Высокое напряжение в нейронной сети, как в электрической, пробивает изоляцию и создаёт опасные замкнутые контуры. Чтобы избежать пробоев, желательно заранее готовить себя к действиям под давлением мотивационного стресса — тренироваться в условиях, как говорится, максимально приближенных к боевым.

Латыпов Н.Н., Путеводитель по извилинам. Тренинг интеллекта, М., «Вече», 2010 г., с. 65.

УДК 316.6:159.923(045) DOI 10.12737/10503

Зависимость факторов личной социальной ответственности от личностных характеристик1

Мужичкова Юлия Евгеньевна

Канд. психол. наук, доцент кафедры «Прикладная психология» Финансового университета E-mail: [email protected]

Статья посвящена исследованию феномена социальной ответственности личности. Рассматривается проблема социальной ответственности предпринимателя. Отмечается противоречивость таких личностных характеристик предпринимателя, как индивидуализм, и запросов со стороны общества в отношении социальной ответственности предпринимательства. Сравниваются российская и западная модели реализации социальной ответственности бизнеса. Социально-экономические и политические условия оказали существенное влияние на развитие предпринимательства в России, что проявляется и в характере реализации социальной ответственности. В работе рассматриваются различные модели личной социальной ответственности, а также модели, показывающие соответствие уровней личной и корпоративной социальной ответственности. Приводятся результаты разработки авторской психодиагностической методики личной социальной ответственности. В процессе разработки методики было выделено четыре фактора, представляющих собой модель личной социальной ответственности. По результатам проведения методики выявлены гендерные различия в способах проявления социальной ответственности. Женщины при принятии решений, связанных с проявлением социальной ответственности, больше ориентированы на чувство долга и моральные обязательства. Для мужчин более характерным является рассмотрение социально ответственного поведения как бесполезного. Изучены взаимосвязи факторов личной социальной ответственности и индивидуально-психологических особенностей личности, а также ценностными ориентациями в профессиональной деятельности. Личная социальная ответственность, основанная на внешних факторах, которые способствуют повышению самооценки, связана с высокой нормативностью, ранимостью. Личная социальная ответственность, основанная на чувстве долга и моральных обязательствах, связана с неуверенностью в себе, склонностью к переживанию чувства вины, ценностью безопасности, потребностью в социальных гарантиях, а ответственность, основанная на получении выгоды в результате социально-ответственного поведения, связана с ориентацией на социальное одобрение. Дистантное отношение к социальной ответственности связано с социальной смелостью, склонностью к риску, стремлением к новизне в работе.

Ключевые слова: альтруизм, гендерные различия, индивидуально-психологические особенности, социальная ответственность, личностные характеристики, модель социальной ответственности, предпринимательство, совесть, социальная ответственность бизнеса, ценностные карьерные ориентации, чувство долга.

The Dependence of the Factors of Personal Social Responsibility by Personal Characteristics2

Muzhichkova Yuliya Evgen’evna

1 Исследование проводилось при поддержке РГНФ (грант № 12-06-00556а «Психолого-экономические механизмы социальной ответственности российского бизнеса в сфере финансов») .

ГУМАНИТАРНЫ1Е НАУКИ. Вестник Финансового университета

Сегодня, в период масштабных экономических, политических и социальных изменений, тема социальной ответственности становится особенно актуальной и социально значимой . Отдельный вопрос для изучения — социальная ответственность предпринимательства — понятие, интересующее экономистов, юристов, философов, культурологов, психологов, политологов и представителей других отраслей гуманитарного знания . Прежде всего, это связано с тем, что основной идеей современного российского общества является построение социально ориентированной рыночной экономики во главе с субъектом, чья деятельность носит общественно значимый характер При этом можно заметить несоответствие между реальной и ожидаемой в ближайшем будущем ролью предпринимателей в процессе преобразования общества

Как показали результаты предыдущих исследований, противоречивость социальной ответственности предпринимателя связана с тем, что основное свойство последнего — индивидуализм . Свою жизнь и экономическую стратегию предприниматель выстраивает, опираясь на собственные цели и задачи . Фактором, усиливающим данную позицию, является основная цель бизнеса — зарабатывание денег Ответственность перед обществом возникает уже после того, как получена прибыль и выполнены обязательства компании перед акционерами или соучредителями . Накладывают свой отпечаток на осуществление социальной ответственности и российские реалии Несмотря на то что многие российские корпорации постепенно начали внедрять принципы социальной ответственности в свою производствен-

но-хозяйственную деятельность, чаще всего они используют их исключительно в личных интересах, а не в интересах общества Социальная ответственность российских предприятий, как правило, формализована. В России, говоря о социальной ответственности бизнеса, в первую очередь подразумевают, что компания работает в правовом поле . Для сравнения: на Западе к социальной ответственности относят те действия, которые бизнес совершает добровольно и сверх законодательных требований .

Тем не менее социально ответственное поведение российских предпринимателей подверглось трансформации за последнее десятилетие . Если обратиться к работам начала двухтысячных годов, можно обнаружить крайне скептическое отношение к возможности российских предпринимателей быть социально ответственными Поведение молодых российских бизнесменов характеризовалось как социально безответственное . Моральные нормы молодых руководителей формировались в период криминализации страны и ломки традиционных ценностей Можно предположить, что многие из них мечтали стать предпринимателями, не считаясь с нормами нравственности Основным мотивом было получение больших и быстрых денег . В условиях современного информационного общества и глобальной экономики наблюдаются существенные изменения представлений о социальной ответственности личности . Это связано в первую очередь с разрастанием транснациональных корпораций и увеличением присутствия на российским рынке международных компаний, которые реализуют концепцию социальной ответственности Существует

также объективная необходимость усиления роли самой социальной ответственности в условиях возрастающих экологических, техногенных, экономических, социальных и других рисков и угроз

Остается очевидным тот факт, что реализация социальной ответственности компании неразрывно связана с личной социальной ответственностью менеджеров и предпринимателей, которые осуществляют управление бизнесом . Существует ряд исследований, описывающих и сопоставляющих модели личной и корпоративной социальной ответственности Так, Roland Benabout и Jean Tirole выделяют мотивы личной социальной ответственности: внутренний альтруизм (основанный на внутренних ценностях); благотворительность как форма налога (поведение, обусловленное внешними мотивами); самооценка как внутренний регулятор социально ответственного поведения (как мы выглядим в глазах других и, что не менее важно, в собственных глазах)

Что касается вопроса о корпоративной социальной ответственности (КСО), авторы выделяют три понимания КСО: социальная ответственность как долгосрочная перспектива увеличения прибыли (выигрыш — выигрыш); делегируемая филантропия (компания как канал для выражения ценностей граждан, ответ на спрос в отношении экологически чистых продуктов и т д ); просто благотворительность без увеличения прибыли (инициируется владельцами компании, демонстрирующими филантропическое поведение) . Прибыль корпорации часто связывают с социально ответственным поведением, однако исследования Margolisetal , Orlitzkyetal и других авторов говорят об отсутствии такой корреляции . R. Benabout и J. Tirole также указывают на то, что в действительности существует смесь трех видов КСО, т. е . не существует компаний, практикующих только один вид КСО . При этом авторы указывают, что из трех видов КСО только два вида, а именно «канал для выражения ценностей» и «внутренне инициированная филантропия» связаны с личной социальной ответственностью .

Deborah Blackmanetal и Aguileraetal в своих исследованиях выделили виды мотивов корпоративной и личной социальной ответственности и сопоставили их уровни .

В табл . 1 приведены представления авторов о мотивах корпоративной социальной ответственности для частных лиц и организации

Переходя к вопросу об особенностях личной социальной ответственности, следует отметить, что существует множество подходов в определении ее видов и уровней . Так, Л .А. Барановская выделила следующие уровни социальной ответственности:

Таблица 1

соотношение личной и корпоративной социальной ответственности

Мотивы личная социальная ответственность корпоративная социальная ответственность

Инструментальные Потребность в контроле (власти) Интересы акционеров в краткосрочной перспективе

Отношение, связь Потребность в принадлежности Интересы совладельцев в долгосрочной перспективе. Коллективная идентификация

Моральные Потребность в осмысленном существовании Интересы управляющего. Ценности высшего порядка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А. В . Белов описывает механизм реализации личной социальной ответственности . Личная социальная ответственность осуществляется на различных уровнях. Субъектный уровень социально ответственного поведения определяется мотивационно-целевой сферой Личностный (психологический) уровень социально-ответственного поведения представлен аффективно-волевой сферой и иерархией личностных смыслов . Третьим уровнем механизма реализации социальной ответственности является практический, непосредственным проявлением которого выступают поступки и реальные достижения .

Некоторые авторы исследовали особенности альтруистических мотивов . Так, Magne Supphelln и Michelle R. Nelson провели эксперимент, демонстрирующий различные виды филантропических решений Были выделены три группы людей, имеющие различные основания при принятии решения о пожертвовании: «аналитики» (оценивают все детали, ищут дополнительную информацию), «ищущие связь» (пытаются установить связь, смотрят на название организации и т п ), «интерналы» (основываются на внутренних убеждениях, никак это не объясняя) .

В исследовании Stefano Della Vignaetal показано, что филантропическое поведение имеет два ведущих мотива: собственно альтруизм и благотворительность как результат социального давления и неумения сказать «нет» .

При всем многообразии подходов к изучению проблемы личной социальной ответственности можно отметить недостаточную разработанность психологического инструментария для измерения и определения видов личной социальной ответственности

ГуМАнитАрныЕ науки. Вестник Финансового университета

Основной задачей нашего исследования стала разработка методики, выявляющей особенности личной социальной ответственности и иллюстрирующей теоретическую модель личной социальной ответственности . Нами были также проанализированы взаимосвязи личной социальной ответственности с индивидуально-психологическими особенностями личности и ценностными ориента-циями в профессиональной деятельности .

Методы и методики: опросник «Личная социальная ответственность» (Ю . Е. Мужичкова), 16-фак-торный личностный опросник Кеттелла, методика «Якоря карьеры» (Э . Шейн, перевод и адаптация В .А. Чикер, В . Э . Винокурова) . Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программного пакета «SPSS Statistics 17 . 0» .

В качестве испытуемых выступили 260 человек в возрасте от 17 до 30 лет. В результате предварительного опроса большинство участников исследования высказались о намерениях начать собственный бизнес, либо они уже имеют опыт предпринимательской деятельности

Прежде чем рассмотреть результаты разработки опросника личной социально ответственности, остановимся на том, каковы могут быть причины социально ответственного поведения . Два основных мотива, которые выделяются многими авторами, — это внутренний и внешний .

Внутренний мотив основан на таких понятиях, как совесть, высшие ценности, осмысленность существования, бескорыстная помощь

Внешний мотив рассматривается как имеющий некоторые выгодные последствия для субъекта (например, повышение самооценки, материальное и нематериальное поощрение, социальное одобрение и т д )

Однако в ходе разработки методики были выявлены особенности отношения к социально ответственному поведению . Так, некоторые испытуемые не видят особого смысла в социальной ответственности не потому, что не хотят помогать другим людям, а потому что считают такое поведение бесполезным, не способным повлиять на ситуацию в обществе На наш взгляд, данный факт необходимо учитывать при построении методики, оценивающей личную социальную ответственность и дальнейшей модели личной социальной ответственности

В опросник первоначально включили 36 пунктов, которые были сгруппированы в четыре шкалы, отражающие различные аспекты социальной ответственности Данная группировка производилась путем экспертной оценки, а также с помощью факторного анализа После проведения пилотажного

исследования нами была произведена процедура проверки на внутреннюю согласованность пунктов каждой шкалы

Окончательный вариант опросника включал 34 утверждения, сгруппированных в четыре шкалы: 1. Экстернальная социальная ответственность (а Кронбаха = 0,7) .

2 . Интернальная социальная ответственность

(а Кронбаха = 0,6) .

3 . Прагматическая социальная ответственность

(а Кронбаха = 0,7) 4. Дистантная социальной ответственности (а Кронбаха = 0,7)

Для опросника были разработаны нормы и составлено описание

• Экстернальная социальная ответственность — личная социальная ответственность, основанная на внешних факторах, которые способствуют повышению самооценки, формированию позитивного имиджа в глазах окружающих . Для человека важно, чтобы его добрые дела и поступки были положительно оценены другими людьми Общественное одобрение создает ощущение принадлежности к социальной группе, вовлеченности в социальные процессы

• Интернальная социальная ответственность — личная социальная ответственность, основанная на чувстве долга и моральных обязательствах Для человека важно действовать в соответствии с тем, что подсказывает совесть . При этом не имеет значения, будут ли внешние наблюдатели, оценивающие социально ответственный поступок Подобное поведение придает осмысленность существованию

• Прагматическая социальная ответственность — личная социальная ответственность, основанная на получении выгоды в результате социально-ответственного поведения Прямое вознаграждение в форме снижения налогов, получения той или иной формы прибыли является фактором, стимулирующим социально-ответственное поведение

• Дистантная социальная ответственность — социально-ответственное поведение не является важным и нужным Проявление социальной ответственности рассматривается как бесполезное вследствие того, что оно не способно влиять на благополучие общества в целом Неверие в возможность честной и полноценной реализации социально-ответственных программ в обществе . Рассмотрим результаты, полученные с применением опросника «Личная социальная ответственность» . В табл . 2 приведена описательная статистика для каждой шкалы

Таблица 2

Описательная статистика пунктов опросника «Личная социальная ответственность»

Шкала Минимум Максимум Среднее Стд. откл.

Экстернальная социальная ответственность 13,00 43,00 30,9098 5,90700

Интернальная социальная ответственность 26,00 51,00 43,2213 4,45086

Прагматическая социальная ответственность 6,00 29,00 19,0738 4,63399

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дистантная социальная ответственность 9,00 40,00 21,1148 5,95603

Вследствие того что шкалы содержат разное число пунктов, испытуемые могли набрать от 10 до 50 баллов по шкале «Экстернальная социальная ответственность», от 11 до 55 баллов по шкале «Интер-нальная социальная ответственность», от 6 до 30 баллов по шкале «Прагматическая социальная ответственность» и от 9 до 45 баллов по шкале «Дистантная социальная ответственность»

Однако реальные результаты расположились в следующих интервалах:

1 «Экстернальная социальная ответственность» — от 13 до 43, среднее значение — 31.

2 «Интернальная социальная ответственность» — от 26 до 51, среднее значение — 43 .

3 «Прагматическая социальная ответственность» — от 6 до 29, среднее значение — 19 .

4 «Дистантная социальная ответственность» — от 9 до 40, среднее значение — 21.

Для выделения норм использовались два показателя: среднее арифметическое (т) и стандартное отклонение (о) . Были определены высокий уровень (т + о и выше), средний уровень (от m + о до m — о) и низкий уровень (m — о и ниже) значений по шкалам .

По результатам мы подразделили всех испытуемых на три подгруппы с высоким (т + о и выше), средним (от т + о до m — о) и низким (т — о и ниже) значениями по шкалам, что представлено в табл 3

Затем была проведена оценка значимости различий в результатах по гендерному признаку Проверка на нормальность распределения с использованием критерия Колмогорова-Смирнова показала, что распределение показателей по шкалам при подразделении выборки на две части (мужчины и женщины) значимо не отличается от нормального, следовательно, для дальнейшей статистической обработки результатов можно использовать параметрические критерии

Таблица 3

Соотношение лиц с низким, средним и высоким уровнем значений личной социальной ответственности (%)

Шкала Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Экстернальная социальная ответственность 11,5 74,6 13,9

Интернальная социальная ответственность 15,6 73,7 10,7

Прагматическая социальная ответственность 18,9 69,7 11,4

Дистантная социальная ответственность 9,8 75,4 14,8

Для оценки значимости различий по шкалам личной социальной ответственности у мужчин и женщин был использован критерий Стьюдента (Т-критерий парных выборок) . У женщин значимо выше интернальная социальная ответственность ^ = 3,95; р < 0,01), у мужчин значимо выше дистантная социальная ответственность ^ = -2,71; р < 0,01) .

В связи с выявлением значимых различий в показателях по шкалам личной социальной ответственности был произведен пересчет норм опросника для мужчин и женщин Было также исследовано распределение высоких, средних и низких значений по шкалам опросника для мужчин и женщин, что отражено в табл 4

Таким образом, мы можем наблюдать различия у мужчин и женщин в уровнях различных видов личной социальной ответственности . Следует отметить, что в данном исследовании участвовали молодые люди в возрасте от 17 до 30 лет, что также является фактором, влияющим на показатели норм по опроснику личной социальной ответственности

Таблица 4

Соотношение мужчин и женщин с низким, средним и высоким уровнем значений по шкалам личной социальной ответственности (%)

Низкий Средний Высокий

Шкала уровень уровень уровень

муж. жен. муж. жен. муж. жен.

Экстернальная социальная ответственность 17,8 11,7 71,1 71,4 11,1 16,9

Интернальная социальная ответственность 11,1 14,3 80 71,4 8,9 14,3

Прагматическая социальная ответственность 8,9 14,3 75,5 76,6 15,6 9,1

Дистантная социальная ответственность 11,1 9,1 71,1 76,6 17,8 14,3

ГУМАНИТАРНЫ1Е НАУКИ. Вестник Финансового университета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Требуется дальнейшее увеличение выборки и уточнение норм .

Нами также были исследованы взаимосвязи факторов личной социальной ответственности с индивидуально-психологическими характеристиками личности

Как показал статистический анализ с использованием коэффициента Пирсона, шкала «Экстер-нальная социальная ответственность» имеет корреляции со следующими личностными характеристиками:

• «слабость Я» — эмоциональная неустойчивость, утомляемость, тенденция уступать (г = -0,426; р < 0,01);

• «праксерния» — практичность, честность, добросовестность, руководство объективной реальностью (г = -0,303; р < 0,05);

• «гипотимия» — чувство вины, тревога, самобичевание, неуверенность в себе, ранимость, подавленность (г = 0,279; р < 0,05);

• «консерватизм» — установившееся взгляды, склонность к морализации и нравоучениям (г = -0,342; р < 0,05);

• «зависимость от группы» — социабельность, несамостоятельность, ориентация на социальное одобрение (г = -0,271; р < 0,05) .

Шкала «Интернальная социальная ответственность» имеет взаимосвязь с личностными характеристиками:

• «слабость Я» (г = -0,324; р < 0,05);

• «конформность» — мягкость, услужливость, застенчивость (г = -0,293; р < 0,05);

• «гипотимия» (г = 0,405;р < 0,01), «консерватизм» (г = -0,312; р < 0,05) .

Шкала «Прагматическая социальная ответственность» имеет корреляции с такими личностными характеристиками, как:

• «зависимость от группы» (г = -0,315; р < 0,05) . Шкала «Дистантная социальная ответственность»

имеет взаимосвязь со следующими личностными характеристиками:

• «пармия» — социальная смелость, предприимчивость, склонность к риску, импульсивность (г = 0,313; р < 0,05);

• «харрия» — низкая чувствительность, рассудочность, практичность, реалистичность (г = -0,399; р < 0,01).

Была также исследована корреляция результатов опросника «Личная социальная ответственность» с показателями по шкалам методики диагностики

ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» Статистическая обработка данных проводилась с использованием коэффициента Пирсона. Результаты исследования взаимосвязи показателей по шкалам опросника «Личная социальная ответственность» со шкалами опросника «Якоря карьеры» показывают, что высокие баллы по шкале «Интернальная социальная ответственность» соответствуют высоким баллам по шкале «Стабильность работы» (г = 0,44; p < 0,01), которая представляет собой стремление людей к защите и безопасности, возможности иметь постоянную работу с минимальной возможностью увольнения и наличием социальных гарантий Шкала «Интернальная социальная ответственность» также имеет положительную корреляцию со шкалой «Служение» (г = 0,36;p < 0,05), которая описывает стремление приносить пользу людям, обществу, видеть конкретные результаты своей работы, даже если они не выражены в материальном эквиваленте, максимально эффективно использовать свои таланты и опыт для реализации общественно важной цели . Таким образом, можно говорить о том, что мотивы внутренней социальной ответственности, описываемые такими понятиями, как «чувство долга», «совесть», «моральные обязательства», согласуются с ценностями безопасности, стабильности, потребностью в социальных гарантиях, стремлением приносить пользу людям, что и определяет карьерные ориентации человека

Шкала «Прагматическая социальная ответственность» имеет положительную корреляцию со шкалой «Автономия» (г = 0,35; p < 0,05), высокие показатели по которой свидетельствуют о стремлении работать самостоятельно, быть свободным от организационных правил, предписаний и ограничений Можно говорить о том, что люди, которым свойственно рационально и самостоятельно подходить к планированию и решению задач в работе, также рационально подходят и к вопросу о реализации социальной ответственности, оценивая, насколько выгодные последствия будет иметь для них подобного рода деятельность, а не основываясь на чувстве долга и стремлении соответствовать социальным нормам

Шкала «Дистантная социальная ответственность» имеет положительную корреляцию со шкалой «Вызов» (г = 0,47; p < 0,01), что свидетельствует о том, что люди, рассматривающие проявление социальной ответственности как бесполезное вследствие того, что оно не способно влиять на благополучие общества в целом, ориентированы на то, чтобы «бросать вызов» Новизна и разнообразие имеют для них большую ценность, процесс борьбы или победа

важнее, чем конкретная область деятельности Возможно, деятельность, связанная с реализацией социальной ответственности, не представляется им важной и нужной в силу того, что не является соревновательной, ее нельзя рассматривать с точки зрения «выигрыш — проигрыш»

Шкала «Дистантная социальная ответственность» также имеет корреляцию со шкалой «Предпринимательство» (г = 0,42; p < 0,05) . Данная взаимосвязь представляется нам наиболее интересной, так как свидетельствует о том, что люди, стремящиеся создавать новые организации, товары и услуги, строить собственный бизнес, не верят в возможность честной и полноценной реализации социально ответственных программ в обществе

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о существовании различных видов личной социальной ответственности и гендерных различиях в степени их выраженности

Данная модель согласуется с позицией многих авторов, выделяющих внутренний и внешний мотив личной социальной ответственности . Однако полученные нами результаты позволили конкретизировать виды социальной ответственности, основанной на внешних мотивах, вследствие чего предлагаем различать экстернальную и прагматическую социальную ответственность Был также выявлен особый фактор, влияющий на социально ответственное поведение личности, а именно дистантная социальная ответственность . Данный фактор также является важным при построении модели личной социальной ответственности

Таким образом, теоретическая модель личной социальной ответственности представляет собой четыре шкалы: «Экстернальная социальная ответственность», «Интернальная социальная ответственность», «Прагматическая социальная ответственность», «Дистантная социальная ответственность». Сочетание показателей по шкалам позволяет определить индивидуальное своеобразие социальной ответственности личности Определить причины недостаточно полноценной реализации человека в отношении социальной ответственности

Что касается результатов разработанного опросника личной социальной ответственности, то большинство респондентов имеют средние показатели по всем видам личной социальной ответственности, однако женщины при принятии решений, связанных с проявлением социальной ответственности, больше ориентированы на чувство долга и моральные обязательства Для них важно действовать в соответствии с тем, что подсказывает совесть При этом не имеет значения, будут ли внешние наблюдатели,

оценивающие социально ответственный поступок Для мужчин более характерным является рассмотрение социально ответственного поведения как бесполезного вследствие того, что оно не способно влиять на благополучие общества в целом Наблюдается неверие в возможность честной и полноценной реализации социально ответственных программ в обществе

Факторы личной социальной ответственности имеют определенные взаимосвязи с индивидуально-психологическими характеристиками Личная социальная ответственность, основанная на внешних факторах, которые способствуют повышению самооценки, формированию позитивного имиджа в глазах окружающих, связана с высокой нормативностью, добросовестностью, склонностью к морализаторству и нравоучениям, при этом эмоциональной неустойчивостью, ранимостью, ориентацией на социальное одобрение Личная социальная ответственность, основанная на чувстве долга и моральных обязательствах, связана с такими личностными характеристиками, как неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, склонность к переживанию, чувство вины, мягкость и услужливость, склонность к морализации Личная социальная ответственность, основанная на получении выгоды в результате социально ответственного поведения, связана с такими характеристиками, как ориентация на социальное одобрение, несамостоятельность Дистантное отношение к социальной ответственности связано с такими характеристиками, как социальная смелость, склонность к риску, низкая чувствительность, отсутствие веры в иллюзии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Личная социальная ответственность связана также с ценностными ориентациями в профессиональной деятельности Так, мотивы интернальной социальной ответственности, описываемые такими понятиями, как «чувство долга», «совесть», «моральные обязательства», согласуются с ценностями безопасности, стабильности, потребностью в социальных гарантиях, стремлением приносить пользу людям, что и определяет карьерные ориентации человека Люди, которым свойственно рационально и самостоятельно подходить к планированию и решению задач в работе, также рационально подходят и к вопросу о реализации социальной ответственности, оценивая, насколько выгодные последствия будет иметь для них подобного рода деятельность, а не основываясь на чувстве долга и стремлении соответствовать социальным нормам (прагматический подход) . Если новизна и разнообразие в работе имеют для человека большую ценность, а процесс борьбы или победа важнее, чем конкретная область деятельности, то реализация социальной

гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

ответственности не представляется важной и нужной в силу того, что не является соревновательной, ее нельзя рассматривать с точки зрения ситуации «выигрыш — проигрыш» Люди, стремящиеся создавать

новые организации, товары и услуги, строить собственный бизнес, не верят в возможность честной и полноценной реализации социально ответственных программ в обществе

литература

1. Коробанова Ж.В., Мужичкова Ю.Е. Представления о личностных особенностях российских бизнесменов // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2013. № 3. С. 48—55.

2. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. М.: Фин-пресс, 2004. 288 с.

3. Benabout R. and Tirole J. Individual and corporate social responsibility // Economica. 2010. 77. P. 1—19.

9. Белов А.В. Социальная ответственность: содержание и механизм реализации: автореф. дис. … канд. филос. наук. Волгоград, 2011.

3. Benabout R. and Tirole J. Individual and corporate social responsibility. Economica . 2010, I. 77, pp. 1-19.

Елена Петрусенко — психолог, специалист по работе с подростками.

Что такое ответственность

Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.

Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.

Ответственность глазами подростка

В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.

Картина мира подростка неполна, а опыт скуден, он не может в полной мере осознать глубину слова «ответственность». Ему бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями.

Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.

Советы по воспитанию ответственности

С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.

Не навязывайте ребёнку свои цели

«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?

Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.

Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.

Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают. Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня «пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки.

Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.

У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.

Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашютом успокаивать того, кто впервые поднялся в небо. У вас есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка — нет.

Поощряйте самостоятельность

Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.

Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.

Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.

И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.

Внимание — не путайте положительное подкрепление с банальным подкупом. «Сделаешь уроки сам — получишь сто рублей». Это не только не способствует формированию ответственности в ребёнке, но и демонстрирует, как взрослый спихивает с себя неприятные задачи.

Подкрепляйте права обязанностями

С подростками отлично работает конструкция «Если…, то…». Пример: если ты возьмёшь на себя ответственность за чистоту посуду после еды, то я разрешу тебе гулять до десяти.

Разграничивайте зоны ответственности

Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.

Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.

Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.

Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.

Готовьте подростка к трудностям

Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.

Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства. Так, вполне нормально поделиться с сыном или дочкой тем, что вам не нравится ваша работа, но вы не можете её сменить, так как нужно оплачивать коммунальные услуги. Эта информация даст тинейджеру представление о семейной ответственности и он вполне в силах её «переварить». Но не стоит излишне перегружать подростка подробностями. Пусть он поймёт всю неидеальность мира чуть позже.

Демонстрируйте путь решения проблемы

Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.

Обязательно демонстрируйте подростку, как протекают те или иные процессы. Позволяйте ему самому что-то делать: готовить еду, чинить велосипед, заполнять документы. Не кричите, если у него не получается. Лучше спросите: «Как ты думаешь, ты справился? Могу я тебе помочь?».

Вводите санкции за безответственное поведение

В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.

Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.

Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то…», сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *