11 заповедей христа

Чтобы правильно понимать учение Священного Писания, нужно обязательно учитывать совокупность условий при его толковании. То есть нужно принять и соблюдать ряд правил, которые нам дает сама Библия:

1. Нужно изучать Библию. Данное правило основывается на стихах «Да не отходит сия книга … от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь» (Иис. Нав. 1:8), «Исследуйте Писания» (Иоан. 5:39). Согласно этому правилу, прежде чем делать вывод из какого-либо стиха Библии, нужно сначала прочитать всю главу, а при необходимости и целиком данное послание, чтобы увидеть какую смысловую нагрузку хотел вложить автор в этот стих. То есть изучать Священное Писание необходимо исключительно с учетом контекста, а не использовать отдельные тексты, как самостоятельные тезисы и правила. Именно поэтому изначально Библия не делилась на стихи и главы, но любое письмо или послание исследовалось полностью. Бывает, что человек прочитав все послание, все же сомневается в правильности толкования какого-либо стиха… Хорошее знание Священного Писания нужно для того, чтобы человек всегда мог, встретившись с непонятным или спорным текстом на страницах Библии, найти в ней другое место, где рассказывается о том же, только более широко или исследуемая тема рассматривается под другим углом.

2. Нужно хорошо знать историю, чтобы правильно понимать контекст повествования. Ведь все библейские авторы, вдохновленные Богом на передачу Его вести, являлись живыми реальными людьми. Обращались они не только к будущим поколениям, но и к таким же, как они, реальным людям своего времени, так чтобы те и другие поняли их послание.

Апостол Павел так говорит об этом: «Все, что писано было прежде, написано нам в наставление» (Рим. 15:4).

3. Библия не может себе противоречить. Это правило основывается на стихе «Все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16). То есть, если в Библии встречаются, казалось бы, противоречащие друг другу тексты, то однозначно, один из них несет иную весть. Значит нужно разобраться – какой текст, какую весть несет. То есть, толкование Библии будет лишь в том случае верным, когда все его тексты совместно несут одно учение, не противореча сами себе, а лишь дополняя друг друга.

4. К тексту Библии нельзя прибавлять, казалось бы, отсутствующие слова и тем более убирать имеющиеся. Это правило основывается на следующих стихах: «Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того» (Втор. 4:2), «Не мудрствуйте сверх того, что написано» (1 Кор. 4:6).

5. Каждый текст Библии несет важную информацию и нельзя закрывать глаза на какой-либо стих Писания, даже если он выбивается из привычного и распространенного понимания Библии. Бог так сказал о Своей вести: «Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Пс. 11:7).

6. Любое толкование Библии нужно сравнивать с самой же Библией. Если чье-либо учение противоречит Словам Божьим, изложенным в Писании, то данное толкование не может быть правильным. Данное правило основано на следующем наставлении Господа: «Обращайтесь к закону и откровению (так раньше называлось Божественное Писание). Если они (учителя) не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20).

7. Необходимо изначально правильно расставить приоритет, то есть искать в Библии не то, что мы хотим там увидеть, а то, что там написано, то есть то, что до нас хочет донести Господь. И если излагаемая в Священном Писании весть противоречит нашим убеждениям и учению уважаемых нами людей, то нужно быть готовым отдать предпочтение прямому Слову Божьему: «Свидетельство Божие — больше» (1 Иоан. 5:9). «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29).

8. Изучая Библию, нужно понимать, что в момент сотворения человека, во времена Ветхого и Нового Заветов с людьми общался один и тот же Бог. И характер Господа всегда был одинаков. Бог так говорит о своей неизменности: «Я — Господь первый, и в последних — Я тот же» , «Я — Господь, Я не изменяюсь» .

9. Не нужно бояться сложности Писания и лениться познавать волю Божью в нем изложенную: «Познавайте, что есть воля Божия», «Вникай в учение; занимайся сим постоянно».

10. Ну и конечно, нужно молиться перед каждым чтением Библии, с просьбой к Господу открыть нам ту весть, которую Он хочет до нас донести: «Должно всегда молиться и не унывать».

Все эти правила нужно соблюдать в совокупности, не пренебрегая ни одним из них, только тогда мы можем увидеть в Библии ту информацию, которую Господь туда вкладывал.

Здесь —> другие ВОПРОСЫ ПО БИБЛИИ
Здесь —> материал ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ
Перейти к чтению книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»


Заповеди Закона Божия
и
Заповеди блаженств

Синайские скрижали

…И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошёл на неё в огне; и восходил от неё дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился всё сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошёл Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошёл Моисей… (Исход, 19. 17-20). …И изрёк Бог все слова сии, говоря: Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли… (Исход, 20. 1-4). …И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим… (Исход, 31. 18).

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЗАКОНА БОЖИЯ

1. АЗЪ ЕСМЬ ГОСПОДЬ БОГ ТВОЙ: ДА НЕ БУДУТ ТЕБЕ БОЗИ ИНИИ, РАЗВЕ МЕНЕ.
Этой заповедью Господь Бог указывает на Самого Себя человеку и, следовательно, повелевает познавать Его и почитать, как о том открыто в Священном Писании: никому другому, кроме Его Единого, не поклоняться и не служить как Богу.
2. НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА И ВСЯКОГО ПОДОБИЯ, ЕЛИКА НА НЕБЕСИ ГОРЕ, И ЕЛИКА НА ЗЕМЛЕ НИЗУ, И ЕЛИКА В ВОДАХ ПОД ЗЕМЛЕЮ: ДА НЕ ПОКЛОНИШИСЯ ИМ, НИ ПОСЛУЖИШИ ИМ.
Этой заповедью осуждаются идолопоклонники, т.е. поклоняющиеся какой бы то ни было твари как Истинному Богу. Идолопоклонники имеются и поныне, притом среди тех, кто себя за таковых не считает, и даже среди христиан.

Ведь идолопоклонники и те, кто жертвует всем ради денег, ради личной славы, ради вина, угождения чреву или других наслаждений. Всё это — измена Богу, подмена истинной цели ложной, подчинение целого частному и высшего низшему.
3. НЕ ПРИЕМЛИ ИМЕНЕ ГОСПОДА БОГА ТВОЕГО ВСУЕ.
Третья заповедь охраняет основу нашего общения с Богом — молитву. Словом Своим Бог сотворил мир, Слово Божие, воплотившись, стало нашим Спасителем. Поэтому и наше слово (ведь мы — образ Божий) имеет великую силу. Нужно осмотрительно произносить каждое слово и в особенности имя Божие, открытое нам Самим Богом. Можно пользоваться им только для молитвы, благословения и проповеди. Произнося имя Божие напрасно, мы ослабляем свою способность богообщения. Не произносите имя Божие в пустых и суетных разговорах, а тем более не употребляйте его для подтверждения какой-либо лжи.
4. ПОМНИ ДЕНЬ СУББОТНИЙ, ЕЖЕ СВЯТИТИ ЕГО: ШЕСТЬ ДНЕЙ ДЕЛАЙ, И СОТВОРИШИ В НИХ ВСЯ ДЕЛА ТВОЯ, В ДЕНЬ ЖЕ СЕДЬМЫЙ, СУББОТА, ГОСПОДУ БОГУ ТВОЕМУ.
В Ветхом Завете суббота была образом покоя Божия по сотворении мира или иначе — Его внутреннебожественной жизни, а тем самым и образом высшей духовной (созерцательной) жизни человека, к которой субботний покой призывал. Для сегодняшних христиан день Господень — это день воскресный; в воспоминание Воскресения Христова. Так же и праздники: красные дни церковного календаря — это дни молитв, чтения Слова Божия и Евхаристии.

Первые христиане отлучались от Церкви, если они не причащались два воскресенья подряд.
5. ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ, ДА БЛАГО ТИ БУДЕТ, И ДА ДОЛГОЛЕТЕН БУДЕШИ НА ЗЕМЛЕ.
Это призыв не только любить родителей, но и указание на любовь к каждому человеку. Чтобы научиться любить всех, надо сначала полюбить тех. кто нам всего ближе. Прообразом совершенной любви является Любовь Господа Иисуса Христа к Своему Небесному Отцу. Почитание родителей и внимание к их советам — основание культуры. Неуважение к ним (которое олицетворил второй сын Ноя, Хам) — начало распада всякого человеческого общества и отпадение от Церкви.
6. НЕ УБИЙ.
Убийство есть предельная противоположность любви. Любить — значит, желать полноты всякого блага любимому и, прежде всего, полноты жизни, следовательно, и вечного бытия. Убийство есть и самоубийство, так как оно уничтожает в сердце убивающего основу жизни — любовь.
7. НЕ ПРЕЛЮБЫ СОТВОРИ.
Прямым нарушением этой заповеди является всякое внебрачное соединение мужчины и женщины, но за нарушение её почитается и любое чувственное излишество и всякое действие, способствующее этому. Не угождайте плоти.
8. НЕ УКРАДИ.
Этой заповедью запрещается кража или присвоение каким-либо образом того, что принадлежит другим. Подобно имени, собственность бывает символом самого человека. Можно задеть очень глубокие стороны личности обворованного, нанести настоящее нравственное увечье. Согласно учению преподобного Кассиана Римлянина, собственность, ни благо, ни зло, но могущее стать или благом или злом.
9. НЕ ПОСЛУШЕСТВУЙ НА ДРУГА ТВОЕГО СВИДЕТЕЛЬСТВА ЛОЖНА.
Этой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего и также всякая другая ложь, в том числе заочная клевета и несправедливое порицание, сплетничество.
10. НЕ ПОЖЕЛАЙ ЖЕНЫ ИСКРЕННЯГО ТВОЕГО, НЕ ПОЖЕЛАЙ ДОМУ БЛИЖНЯГО ТВОЕГО НИ СЕЛА ЕГО, НИ РАБА ЕГО, НИ РАБЫНИ ЕГО, НИ ВОЛА ЕГО, НИ ОСЛА ЕГО, НИ ВСЯКОГО СКОТА ЕГО, НИ ВСЕГО, ЕЛИКА СУТЬ БЛИЖНЯГО ТВОЕГО.
В предыдущих заповедях запрещалось вредить ближним делом или словом, а эта заповедь воспрещает даже всякую нечистую мысль против чести и собственности ближнего. Зависть — главный грех против этой заповеди.

Нагорная проповедь

После избрания апостолов Иисус Христос сошёл с вершины горы, Здесь ждали Его многочисленные ученики и великое множество народа, собравшегося со всех концов еврейской земли и из соседних с нею мест. Видя перед собой людей, пришедших послушать Его и получить исцеление, Иисус Христос, окруженный учениками, взошёл на возвышение у горы и сел, чтобы учить народ.
В Ветхом Завете Господь дал Свой Закон в бесплодной пустыне на горе Синае. Тогда грозное, тёмное облако закрывало вершину горы, гремел гром, сверкали молнии и раздавался трубный звук. Никто не смел приблизиться к горе, кроме пророка Моисея, которому Господь вручил Десять Заповедей Закона Божия. Теперь же Иисус Христос окружён народом, все стараются подойти ближе к Нему и прикоснуться хотя бы к краю одежды Его, чтобы получить от Него благодатную силу.
Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане. Как они должны исполнять Закон Божий, чтобы получить блаженную (в высшей степени радостную, счастливую) вечную жизнь в Царстве Небесном. Для этого Он дал Девять Заповедей Блаженств. Потом Господь дал учение о Промысле Божием, о неосуждении других, о силе молитв, о милостыне и о многом другом. Эта проповедь Иисуса Христа называется «Нагорная». Она изложена в Евангелии от Матфея в главах 5, 6 и 7.

ДЕВЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БЛАЖЕНСТВА

1. БЛАЖЕНИ НИЩИЕ ДУХОМ, ЯКО ТЕХ ЕСТЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ.
Желающие блаженства, т. е. быть в высшей степени счастливыми и угодными Богу, должны быть нищие духом (смиренные, сознающие свое несовершенство и недостоинство перед Богом и никогда не думающие о том, что они лучше или святее других).
2. БЛАЖЕНИ ПЛАЧУЩИИ, ЯКО ТИИ УТЕШАТСЯ.
Плач, о котором здесь говорится, есть, прежде всего, истинная скорбь сердца и покаянные слёзы о содеянных грехах. Могут быть духовно благотворны и скорбь, и слёзы, вызываемые постигшими нас несчастьями. Если только эти слёзы и скорбь проникнуты верою, упованием, терпением и преданностью воле Божией.
3. БЛАЖЕНИ КРОТЦЫИ, ЯКО ТИИ НАСЛЕДЯТ ЗЕМЛЮ.
Желающие блаженства должны быть кроткими. Кроткие — это такие люди, которые стараются, чтобы никогда не раздражать и ничем не раздражаться. Это незлобивые, терпеливые в отношении друг друга, не ропщущие на Бога люди. Кроткие наследуют землю, т.е. Царство Небесное.
4. БЛАЖЕНИ АЛЧУЩИИ И ЖАЖДУЩИИ ПРАВДЫ, ЯКО ТИИ НАСЫТЯТСЯ.
Алчущие и жаждущие правды — это те, которые, подобно пищи и питья для тела, желают спасения для души — оправдания через веру в Иисуса Христа, и они получат желаемые ими оправдание и спасение. Под насыщением здесь подразумевается насыщение духовное, состоящее во внутреннем, душевном мире, в спокойствии совести, в оправдании и помиловании. Насыщение в земной жизни бывает только отчасти.
5. БЛАЖЕНИ МИЛОСТИВИИ, ЯКО ТИИ ПОМИЛОВАНИ БУДУТ.
Милостивые — это те, которые творят милосердные дела и знают настоящее сострадание к ближнему. Милостивым Господь обещает в награду, что они сами будут помилованы на будущем Суде Христовом.
6. БЛАЖЕНИ ЧИСТИИ СЕРДЦЕМ, ЯКО ТИИ БОГА УЗРЯТ.
Чистосердечие или искренность, согласно которым человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея их в сердце, но добрые расположения сердца проявляет в добрых поступках, есть только низшая степень чистоты сердца. Высшая степень чистоты сердца достигается постоянным и неослабленным подвигом бодрствования над самим собой, изгоняя из сердца своего всякое незаконное желание и помышление и всякое пристрастие к земным предметам и непрестанно сохраняя в сердце памятование о Боге и Господе Иисусе Христе с верой и любовью к Нему. Чистые сердцем узрят Бога, т.е. получат высочайшую степень Вечного блаженства.
7. БЛАЖЕНИ МИРОТВОРЦЫ, ЯКО ТИИ СЫНОВЕ БОЖИИ НАРЕКУТСЯ.
Миротворцы — люди, которые живут со всеми в мире и согласии, всем прощают обиды и стараются, по возможности, примирить и других ссорящихся между собою, а при невозможности — молить Бога об их примирении. Миротворцам обещается благодатное имя сынов Божиих, поскольку они своим подвигом подражают Единородному Сыну Божию, пришедшему на землю примирить согрешившего человека с правосудием Божиим.
8. БЛАЖЕНИ ИЗГНАНИ ПРАВДЫ РАДИ, ЯКО ТЕХ ЕСТЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ.
Желающие блаженства должны быть готовыми претерпеть гонение за правду. Этой заповедью требуются такие качества: правдолюбие, постоянство и твёрдость в добродетели, мужество и терпение.
Гонения неизбежны для христиан, живущих по правде Евангельской потому, что злые люди ненавидят правду. Сам Иисус Христос был распят на кресте ненавистниками правды Божией, и последователям Своим предсказал: «Если Меня гнали, будут гнать и вас,..» (Ин. 15,20).
9. БЛАЖЕНИ ЕСТЕ, ЕГДА ПОНОСЯТ ВАМ И ИЖДЕНУТ, И РЕКУТ ВСЯК ЗОЛ ГЛАГОЛ, НА ВЫ ЛЖУЩИЕ МЕНЕ РАДИ. РАДУЙТЕСЯ И ВЕСЕЛИТЕСЯ, ЯКО МЗДА ВАША МНОГА НА НЕБЕСАХ.
Согласно этой заповеди, Иисус Христос обещает готовым претерпеть всяческие поношения, бедствия, самую смерть за имя Христово — великую награду на Небесах — преимущественную и высокую степень блаженства.

Две «новые» заповеди Иисуса Христа

В предыдущих главах мы разобрали, что «новозаветные» свобода, благодать и вера не могут полностью ни заменить, ни отменить заповеди закона Божьего. А сейчас давайте вновь вернемся к заповедям, возвещенным Иисусом. В числе других, сегодня распространено ошибочное мнение, что Христос не отменил, а просто заменил весь закон Божий двумя новыми заповедями о любви к Богу и людям. Однако это далеко не так. Давайте проанализируем знаменитые слова Иисуса Христа:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39, см. также Марк. 12:30,31).

А теперь посмотрим на это изречение Христа в контексте библейского повествования. В 22 главе Евангелия от Матфея ст. 35, 36 и в 12 главе Евангелия от Марка ст. 28 описано, как законник (в Евангелие от Марка — книжник), то есть человек, знающий и преподающий закон Моисеев, желая искусить Иисуса, спросил Его: «Какая наибольшая заповедь в законе?» (в Евангелие от Марка: «Какая первая из всех заповедей?»). Именно на этот вопрос Христос ответил вышеприведенной известнейшей фразой, назвав первые и наибольшие заповеди в законе. А далее в Евангелие от Матфея Иисус продолжил: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:40), а в Евангелие от Марка: «Иной большей сих заповеди нет» (Марк. 12:31).

Для человека, знающего ветхозаветное Писание, абсолютно понятно, что здесь речь идет о двух заповедях закона Моисея из числа 613-ти мицвот. Книжник задал Христу провокационный вопрос, ожидая получить возможность раскритиковать Его ответ, чтобы подорвать авторитет Иисуса в глазах народа. Но Христос не позволил ему этого, процитировав две важнейшие заповеди Писания:

«Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:5) — 3-я заповедь из разряда «делай» в перечне еврейских мицвот.

«Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18) – 206-я заповедь из того же разряда.

Посмотрите, далее Иисус в Евангелие от Матфея (22:40) сказал, что на этих двух заповедях базируется все данное прежде через пророков Слово Божие и закон Моисеев (см. Мф. 22:40), а в Евангелие от Марка — что эти заповеди в Писании самые важные (см. Марк. 12:31). Христос даже словом не обмолвился об отмене остальных заповедей ветхозаветного Писания. Это становится очевидным уже при первом внимательном прочтении высказывания Иисуса без отрыва от контекста. Христос говорил лишь о приоритете этих двух заповедей по отношению к другим наставлениям закона Моисея. Данный вывод подтверждает и реакция книжника – автора вопроса. На свой конкретный вопрос Иисусу он получил исчерпывающий ответ, который его удовлетворил. Продолжая мысль Христа, книжник сравнил эти заповеди Писания с другими:

«Хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Марк. 12:32,33).

Стоит также отметить, что одну из этих двух заповедей Иисус упоминал и ранее, цитируя закон Моисея:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего» (Мф. 5:43, см. также Мф. 19:19).

А в Евангелие от Луки данные две заповеди, были процитированы уже не Иисусом, а законником. Он задал Христу вопрос: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» На что, Иисус сказал ему: «В законе что написано? как читаешь?». И тогда законник назвал две хорошо известные заповеди Ветхого Завета, которые почему-то сейчас некоторые верующие приписывают Христу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус одобрил его ответ: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (см. Лук. 10:25-28).

То есть Иисус не придумал две новые заповеди, и не отменил ими весь закон, данный Моисею Господом на горе Синай. Христос лишь назвал самые важные в нем заповеди, направляя людей к сути всегда существующего вечного учения Бога. Дорогой христианин, если для себя этот факт Вы открыли впервые, или раньше об этом не задумывались, я призываю Вас проанализировать прочитанное утверждение еще раз и сделать соответствующий вывод.

Ранее закон Божий мы сравнили с законодательством государства, где Декалог — это конституция, а остальные заповеди закона Моисея – кодексы. В данной схеме две заповеди, которые Иисус назвал важнейшими, находятся выше конституции. Их можно сравнить с принципом, основой государственного устройства. Основные признаки и суть демократического государства это: 1) реальная представительная демократия и 2) обеспечение прав и свобод человека и гражданина. А суть учения Бога это: 1) неподдельная, искренняя любовь к Творцу и доверие Ему; 2) бескорыстная любовь к людям.

После Иисуса апостолы продолжали нести весть о принципе и сути закона Божьего:

«Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10).

«Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:14, см. также Рим. 13:8).

А теперь посмотрите, что говорил апостол Иоанн о взаимосвязи любви к Богу и исполнении Его заповедей:

«Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки» (1 Ин. 5:3, см. также 2 Ин. 1:6).

О каких заповедях здесь говорит Иоанн? Если бы Иисус оставил всего две заповеди «любовь к Богу» и «любовь к людям», то почему Иоанн, назвав одну из них — «любовь к Богу», о второй заповеди «люби ближнего» говорит во множественном числе: «Соблюди заповеди Его, … заповеди Его нетяжки»? А в Откр. 22:14,15 Иоанн противопоставляет любодеев, идолослужителей, чародеев.., делающих неправду, соблюдающим заповеди Божьи. Безусловно, здесь апостол говорит о необходимости для христианина соблюдениявсех действующихзаповедей Творца. О многочисленных заповедях говорил и Павел в 1 Фес. 4:1-7, 1 Кор. 14:37.

Несложно понять, что в целом, просто невозможно, чтобы Христос – Сын Божий принципиально изменил прежнее учение Бога Отца. Тем более, Сам Иисус говорил, что Он пришел не изменить закон (см. Мф. 5:17,18, Ин. 10:35, Лук. 16:17) и указывал, что автором Его учения является Бог Отец:

«Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня» (Ин. 7:16, см. также Ин. 4:34, Ин. 5:30, Ин. 6:38-40, Ин. 8:26,29, Ин. 12:49, Ин. 14:24, Евр. 1:2).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *