Профессиональное самосознание

Библиографическое описание:

Современный этап развития общества выявил много противоречий связанных с профессиональной подготовкой будущих специалистов. Самое острое из них – это несоответствие реального уровня подготовки выпускника вуза той модели, которая описывает востребованного на рынке труда специалиста. Это касается и сформированности операционального звена профессиональной деятельности, так и наличия у выпускников вуза развитого профессионального самосознания, являющегося регулирующим инструментом профессионального развития. Формирование личности будущего специалиста и содействие становлению его профессионального самосознания относятся к важнейшим задачам профессиональной подготовки.

Многообразие точек зрения на сущность, определение, структуру и развитие самосознания личности обусловило и разные подходы к пониманию сущности, структуры и динамики профессионального самосознания.

Данный феномен рассматривается как осознание человеком своей принадлежности к профессиональной группе (Б.Д. Парыгин), как процесс анализа человеком самого себя в рамках профессиональной деятельности (М.И. Кряхтунов), как деятельность личности по осознанию своего собственного соответствия избранной профессии (М.С. Гуткина) как избирательная деятельность самосознания, направленная на собственное профессиональное самоопределение (А.П. Шавир). С.В. Кошелева пришла к выводу, что профессиональное самосознание — это осознание и целостная оценка специалистом себя, процесса и результата своей профессиональной деятельности. Т.Н. Фам определяет профессиональное самосознание как средство саморегуляции личности, выражающееся в осознании собственных психических особенностей, анализе себя как субъекта деятельности, осознании и оценке системы отношений.

Так, С. В. Васьковская трактует профессиональное самосознание как особый феномен человеческой психики, обусловливающий саморегуляцию личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности.

А. К. Маркова определяет профессиональное самосознание как «комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как к профессионалу».

В исследовании Т. Л. Мироновой профессиональное самосознание как разновидность социально-специфического самосознания представляет собой сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности. Профессиональное самосознание через мотивы личности профессионала связано с реальной профессиональной деятельностью и сигнализирует о смысле «Я» профессионала. В. Д. Брагина делает основной акцент в понимании профессионального самосознания на познании и оценке профессиональных качеств и отношении к ним .

Активно изучается самосознание педагогов (Е. М. Боброва, С. В. Васьковская, И. В. Вачков, В. Н. Козиев, Л. М. Митина, Г. С. Сухобская и др.).

Так, А. К. Маркова, описывая структуру профессионального самосознания, включает в нее:

— осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств. Здесь закладываются основы профессионального мировоззрения, позднее — личного профессионального кредо, личной концепции профессионального труда, из которой будет исходить специалист в своем труде;

— осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой; учет оценки себя как профессионала со стороны коллег; самооценивание человеком своих отдельных сторон — понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку; положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной «Я-концепции» .

Е. А. Климов в своей работе «Психология профессионала» выделяет несколько иные элементы в структуре профессионального самосознания:

— сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности;

— знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей; знание человека о степени признания в профессиональной группе;

— знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, знание своих индивидуальных способов успешного действия; представление о себе и своей работе в будущем .

Л. М. Митина предлагает рассматривать следующую структуру профессионального самосознания: каждый компонент необходимо рассматривать двояко — с точки зрения динамической (протекания и развертывания процесса) и с точки зрения результативной (появления и наличия определенного продукта). В когнитивном компоненте предлагается различать процесс самопознания и результат — систему знаний о себе, образующейся в результате процессов осознания себя в трех взаимодополняющих и взаимопересскающихся системах: в системе профессиональной деятельности, в системе профессионального общения и в системе личностного развития. По мнению Л. М. Митиной, «образ Я» имеет преимущественно когнитивный характер и является в структуре профессионального самосознания ведущим. Аффективный компонент профессионального самосознания характеризуется совокупностью трех видов отношений: отношением к системе своих профессиональных действий, к целям и задачам, которые субъект ставит перед собой в своей деятельности, к средствам и способам достижения этих целей, оценкой результатов своей работы; отношением к системе межличностных отношений; отношением к своим профессионально-значимым качествам и, в целом, к своей личности профессионала, оценкой уровня своей личностной и профессиональной компетентности и соответствия своему собственному идеальному «Я-образу» профессионала. Два предыдущих компонента (т.е. знание о себе, о своих личных и профессиональных качествах, адекватная оценка своей профессиональной компетентности, умение налаживать эффективное межличностное взаимодействие, а также эмоционально-ценностное отношение к себе) детерминируют поведенческий компонент профессионального самосознания, основным механизмом которого является удовлетворенность собой и своей профессиональной деятельностью .

С. В. Кошелева предлагает для анализа следующие компоненты профессионального самосознания: 1) представление о себе, 2) представление о содержании, 3) представление об условиях деятельности (социально-психологические факторы), 4) представление о целях и средствах деятельности .

В целом, можно охарактеризовать профессиональное самосознание как сложное личностное образование, которое формируется под воздействием профессиональной среды.

В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию – содержание профессионального самосознания относится к профессиональной деятельности и к себе, как к субъекту этой деятельности. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание – это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность . Большинство отечественных исследователей (Е.М. Васильева; В.Н. Козиев; Л.М. Митина) и некоторые зарубежные психологи (Т. Макклапаред, М. Кун) предполагают, что профессиональное самосознание — это установка на себя в профессионально-трудовой сфере. И как любая установка, самосознание имеет когнитивную, аффективную и поведенческую подструктуру (Я-понимание, Я-отношение, Я-поведение). Следовательно, ключевыми компонентами структуры профессионального самосознания являются компоненты, которые характеризуют когнитивный, аффективный, поведенческий уровни и процессы профессиональной идентификации, как ключевые механизмы интеграции «профессионального Я» .

Высокий уровень развития профессионального самосознания характеризуется в когнитивном компоненте наличием знаний о своей профессиональной деятельности, представлений о себе в контексте данной деятельности, образ «Я-профессионал» интегрирован с «Я-концепцией». В аффективном компоненте – это положительное отношение к себе, адекватная профессиональная самооценка. Поведенческий компонент характеризуется наличием мотива к самоактуализации, стремлением к саморазвитию.

Выполняя функции детерминации и регуляции профессиональной деятельности, конструирования и саморазвития, а так же самоконтроля личности, профессиональное самосознание выступает движущей силой профессионального развития студента.

Литература:

  1. Барсукова А.Д. Особенности формирования профессионального самосознания студенчества. Монография. – М.: Издательство АСВ, 2009- 168 с.

  2. Ефремов Е.Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения: дис. … канд. психол. наук. Томск, 2000.

  3. Зеер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 2003 г. Стр.252.

  4. Кошелева С. В. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей: автореф. дис. …доктора психол. наук. — М., 1998

  5. Климов Е. А. Психология профессионала. — М.: ИПП, 1996. — 400 с

  6. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996. — 309 с.

  7. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. — 1997.-№4. С. 28-30.

  8. Сутович Е. И. Психолого-педагогические условия формирования профессионального самосознания будущих специалистов Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности. Труды III международной научной интернет-конференции (март–июнь 2009г.), г. Омск, 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, Митино, аффективный компонент, когнитивный компонент, поведенческий компонент, профессиональная группа, профессиональная компетентность, профессиональная среда, сложное личностное образование.

8. Ясвин, В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. / В. А. Ясвин — М.: Сентябрь, 2000. — 128 с.

УДК 378.1

Ангеловский Алексей Анатольевич

Кандидат педагогических наук, заместитель директора лингвистического центра ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», ale-angeIovskij@yandex.ru, Челябинск

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

Angelovskiy Aleksey Anatolievich

PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OFTHE PERSONALITY: THE NOTION AND THE STRUCTURE

В последние годы, на фоне экономической и политической стабилизации российского общества, прослеживается определенная динамика в развитии трудовых и профессиональных отношений, постепенно восполняются проблемы в системе ценностных ориентаций личности. В современной России в трудовой мотивации личности устойчивую тенденцию получает стремление к профессиональному совершенствованию и профессиональному росту. Одной из важнейших движущих сил социальной динамики становится профессионализм как сложное, многоаспектное явление, предполагающее усиление социальной активности личности и повышение степени ее ответственности как за собственную судьбу, так и за эффективность принимаемых экономических решений.

Приоритетными факторами созидательного и прогрессирующего развития любого общественного организма и современной цивилизации в целом являются профессионализм и нравственность. Необходимые условия такого развития — профессиональное совершенство личности, основанное на достижениях современной науки, образования и социальной практики, и духовно-нравственная высота человека, его этические ценности, воплощенные в социальной деятельности и определяющие смысложизненное целеполагание. В качестве основных принципов трудовой деятельности выдвигаются необходимость постоянного обновления знаний и освоение новых профессий. В числе наиболее востребованных качеств работника выделяются широкий профессиональный профиль, динамизм, творчество, способность к грамотной оценке, социальная ответственность.

Будучи ваэюнейшей социальной характеристикой личности и качества человеческой трудовой деятельности, профессионализм представляет собой не только психологическую и этическую, но главным образом социальную проблему В профессиональной деятельности реализуется не только и не столько индивид, сколько целеполагающий и мотивированный субъект, включенный в систему многообразных социальных связей и отношений.

Необходимым условием анализа профессионачизма является выделение и исследование социально-психологического аспекта этого явления. Личность как индивидуальный субъект профессионализма обладает системой представлений о своих профессиональных качествах. Неотъемлемой составляющей личности профессионала выступает также приобретение необходимых для успешной профессиональной деятельности знаний, умений и навыков. Субъективным фактором развития профессионализма является становление профессионального сознания личности, формирование профессионального самосознания.

Профессиональное самосознание рассматривается в современной научной литературе как часть общего самосознания личности. При этом со-циально-психологические исследования этого феномена основываются на методологическом принципе единства сознания и деятельности. Сущность этого принципа, разделяемого большинством современных исследователей, состоит в утверждении деятельностной обусловленности формирования психики человека: «Осуществляясь реально в различных видах конкретной деятельности, психические процессы в ней же и формируются» . Развивающиеся в ходе деятельности психические процессы, свойства личности, в том числе и самосознание субъекта, оказывают влияние на успешность осуществления личностью профессиональной деятельности.

В исследованиях многих авторов-психологов представлена суженная трактовка профессионального самосознания. В рамках такого специально-психологического подхода профессиональное самосознание понимается как особый психический феномен, основной функцией которого является саморегулирование личностью своих действий в профессиональной сфере. Так болгарские исследователи 3. Иванова и И. Косев выделяют профессиональный аспект проблемы самосознания, которое понимается как «познание и самооценка профессионально-трудовых качеств и отношение к ним» .

Профессиональное самосознание понимается также как психологическое образование, которое выполняет важную роль в регулировании деятельности субъекта на основе знаний о профессиональных требованиях, а также представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности и эмоционально-ценностного отношения к себе как профессионалу.

Более справедливым представляются нам социально-психологический и педагогический подходы к данной проблеме, для которых характерно определение этого феномена профессионального сознания человека как части личностного самосознания. В рамках данного подхода профессиональное

самосознание характеризуется со стороны содержания осознаваемых личностью сторон своего профессионального Я, в состав которого наряду с личностными характеристиками включаются и индивидные характеристики (физиологические особенности, физические свойства), а также «динамическое Я», в частности, особенности умственного и физического развития личности .

П. А. Шавир понимает профессиональное самосознание как «избирательно направленную деятельность самосознания, подчиненную задаче профессионального самоопределения. В наиболее обобщенном виде оно проявляется в осознании себя как субъекта будущей самостоятельной деятельности» . По мнению автора, профессиональное самосознание проявляется впервые в юношеском возрасте и играет важную роль в формировании психологической готовности личности к профессиональному труду.

При этом у большинства исследователей не вызывает сомнения социальная обусловленность профессионального самосознания. Б. Д. Парыгин полагает, что «… понятие самосознания личности далеко не покрывается … осознанием своей индивидуальности, а предполагает осознание широкого круга своих отношений с социальным миром» . Автор выделяет основные аспекты социально-специфического самосознания, которое сводится к тому, что человек, во-первых, должен осознавать свое социальное положение; во-вторых, должен сознавать предписанные обществом различные нормы и правила поведения, общественные требования и ожидания. Личность должна осознавать весь тот узел связей и отношений, которые характеризуют ее как представителя и функционера самых различных социальных общностей, начиная с малых групп, кончая большими социальными группами и общностями.

Профессиональная группа, в которую включен субъект профессиональной деятельности, представляет собой социальную группу, непосредственно влияющую на формирование профессионального самосознания. Группа и другие значимые для субъекта профессиональной деятельности профессионалы, как персонифицированные носители своей профессии, в процессе профессионального общения раскрывают ценности, нормы и этику профессионального поведения, требования профессии к личности, тем самым способствуют формированию у личности идеального профессионального Я, которое выступает в роли эталона при соотнесении личностью своих реальных личностных свойств и идеальных. Под влиянием социальной среды у профессионала формируется представление о собственном реальном профессиональном Я: насколько Я как субъект профессиональной деятельности соответствует требованиям профессии.

Б. Д. Парыгин выделяет следующие виды самосознания: родовое, соци-ально-специфическое, индивидуальное .

Социально-специфическое самосознание выражается в том, что человек осознает свою принадлежность к определенной совокупности социальных

групп, представителем которой он является. Этому уровню самосознания соответствует национальное, классовое, профессиональное самосознание. Индивидуальное самосознание проявляется в том, что индивид осознает индивидуально-неповторимые свойства своей личности. Таким образом, по Парыгину, профессиональное самосознание является частью самосознания личности, объединяя в себе черты социально-специфического и индивидуального самосознания.

Итак, профессиональное самосознание субъекта является частью общего самосознания личности. При этом профессиональная деятельность человека оказывает значительное влияние на формирование не только профессионального самосознания, но и на развитие общего самосознания личности, на формирование ее мировоззренческого облика. Неотъемлемым составным элементом самосознания профессионала является особое восприятие окружающего мира, основанное на выделении тех объектов, которые являются значимыми с точки зрения профессии.

Влияние профессии на формирование и становление личности подчеркивают многие исследователи. А. А. Бодалев выдвинул предположение о «воздействии профессии человека на восприятие и понимание других людей, а также на формирование у него образа самого себя и понимание собственной личности» . На примере профессии актера и инженера он достаточно убедительно показывает актуальность самоотражения тех характеристик собственного Я, на которые в своей профессиональной деятельности человек обращает большее внимание.

Профессионалы, принявшие свою профессию как образ жизни, приобретают особое видение окружающего мира, особое отношение к ряду объектов, связанных с профессией, а часто и особые свойства восприятия, оптимизирующие взаимодействия с этими объектами. Такие особые для данной профессии акценты восприятия и отражения объектов и ситуаций характеризуются в психологической литературе как «мир профессии» . Мир профессии является неотъемлемой частью субъективной модели образа мира у профессионалов.

Профессиональное самосознание является одним из важнейших регуляторов поведения и деятельности профессионала. В современной исследовательской литературе в области психологии профессий подчеркивается, что от уровня сформированное™ профессионального (Я-образа или Я-кон-цепции) зависит процесс формирования профессионала, темп, успешность овладения профессиональной деятельностью, вхождение в профессиональную общность. Под Я-образом понимается субъективный образ, или образ субъекта профессиональной деятельности. Профессионал воспринимает объективную действительность и самого себя сквозь призму собственного видения профессиональных задач. Я-образ как субъективное отношение к объектам, явлениям, ситуациям, а также к себе самому, связанное с предметом деятельности, характером и содержанием профессии, представляет собой один из аспектов профессионального сознания личности.

Однако Я-образом не исчерпывается структура профессионального самосознания субъекта. Е. А. Климов подчеркивает, что система смыслов и значений профессионала подвергается влиянию «субъективного образа» и отражает образ объекта (предмет труда, внешние средства, условия труда), образ субъекта профессиональной деятельности (Я-образ или Я-концеп-ция), образ субъект-объектных взаимосвязей (профессиональная деятельность) и образ субъект-объектных отношений (общение, взаимодействие между людьми) . Причем образ субъекта как компонент (подсистема) образа мира имеет существенную специфику в сознании представителей разных профессий.

К. М. Левитан в своем труде, посвященном исследованию педагогической деятельности, анализирует проблему становления и структуры профессионального самосознания учителя. Он выделяет в структуре профессионального Я учителя три компонента:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. «Актуальное Я», т. е. мое представление о себе в настоящее время.

Левитан полагает, что в становлении профессионального самосознания личности играет большую роль социальное окружение. Именно социальное окружение (коллеги, ученики) помогают молодому учителю познать себя как профессионала. Становясь на позиции других участников педагогического процесса, учитель осознает, как он должен вести себя в той или иной педагогической ситуации. Таким образом, представления о себе как профессионале формируются на основе оценки себя, своей деятельности с точки зрения других ее участников. По мере профессионального становления личности происходят изменения в профессиональном самосознании: профессионал осознает свой профессиональный рост, и это способствует формированию у него стремления к самосовершенствованию и дальнейшему профессиональному саморазвитию.

Отметим, что подобная структура профессионального самосознания личности представляется нам вполне справедливой. В то же время наряду с «актуальным Я», «рефлексивным Я» и «идеальным Я» можно выделить также «ретроспективное Я» — то, каким видит и оценивает себя человек по отношению к началу своей профессиональной деятельности. В таком случае «актуальное Я» (то, каким видит себя и оценивает человек в настоящее время) есть центральный элемент профессионального самосознания личности. «Ретроспективное Я» в отношении к «актуальному Я» дает личности возможность осознать динамику собственных профессиональных достижений. «Идеальное Я» (то, каким хочет стать человек в своей профессиональной деятельности) является ценностной перспективой личнос-

ти, обусловливающей профессиональное саморазвитие и самосовершенствование личности. «Рефлексивное Я» (то, как с точки зрения человека его воспринимают коллеги и другие люди, связанные с ним в процессе его профессиональной деятельности) — это часть самосознания профессионала, отвечающая за учет влияния широкой социальной среды.

Выделение хронологического аспекта профессионального самосознания дает нам возможность фиксировать изменения, которые происходят в профессиональном сознании личности; осознание человеком различий в профессиональном сознании во временной ретроспективе и перспективе является стимулом для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования. Профессионалы, более дифференцированно осознающие себя по отношению к своему прошлому и настоящему, в большей степени ориентированы на профессиональное развитие.

Проведенный нами обзор психологической литературы показал, что психологи изучают профессиональное самосознание как разновидность социально-специфического самосознания, как сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности. Как отмечает Т. Л. Миронова, профессиональное самосознание через мотивы личности профессионала связано с его реальной профессиональной деятельностью. Профессиональное самосознание сигнализирует о смысле «Я» профессионала. Любой профессионал при осознании себя как субъекта профессиональной деятельности должен осознавать связи и отношения, которые складываются у него при взаимодействии с материальным и социальным миром, обусловленные спецификой профессии, В профессиональной Я-кон-цепции (или Я-образе) представлены характеристики, которые связаны с выполнением субъектом своей профессиональной роли, а также ценности, связанные с воспринимаемыми профессионально значимыми качествами и отношениями. Профессионал должен осознавать свое отношение к труду, мотивы профессиональной деятельности, цели, свои профессиональные действия, внутренние условия деятельности: уровень подготовленности, опыт, личностные качества, индивидные свойства, необходимые для успешного осуществления им деятельности, а также внешние обстоятельства деятельности: объект деятельности, орудия труда и различные приспособления, предметные и социальные условия деятельности .

По мере развития профессиональной деятельности субъекта и ее усложнения происходит совершенствование его взаимосвязей с предметным и социальным миром, обусловленное спецификой профессии. Это ведет к развитию профессионального сознания личности, которое становится все более адекватным и достаточно дифференцированным. В работах многих авторов подчеркивается тесная связь профессионального мастерства и уровня развития профессионального сознания. Те профессионалы, которые успешно продвигаются в своей профессиональной деятельности, более эффективно работают, овладевают мастерством и приобретают способность к мировоз-

А. А. Ангеловский

зренческому анализу проблем как в сфере собственной профессиональной деятельности, так и за ее пределами, лучше осознают себя как субъекта профессиональной деятельности, т. е. обладают развитым и дифференцированным профессиональным сознанием. Те субъекты профессионального труда, которые испытывают трудности в успешном продвижении по линии профессионального мастерства, обладают более низким уровнем профессионального сознания. Усложнение профессиональной структуры личности и зрелость профессионального самосознания, таким образом, является одним из важнейших критериев развития профессионализма.

Мировоззренческий, социально-философский подход к анализу профессионализма, понимание его как сложного, многоаспектного явления предполагает подробное рассмотрение проблемы формирования личности профессионала. становления его профессионального самосознания. В рамках данного подхода необходимо выделение и исследование всех компонентов личности профессионала на основе широкого понимания профессионального сознания.

Профессиональное сознание является интегральным качеством личности современного профессионала. На наш взгляд, отождествление понятий «профессиональное сознание» и «профессиональное самосознание» возможно только в рамках психологического подхода к данной проблеме. Несомненно, профессиональное сознание личности включает в себя осознание профессионалом себя как субъекта конкретной профессиональной деятельности и отношений, которые у него складываются в процессе труда с предметным и социальным миром, т. е. профессиональное самосознание. Однако неотъемлемым элементом развитого профессионального сознания современного человека является также образ мира, формирующийся у профессионала в процессе его деятельности. При этом профессиональное сознание выступает в единстве трех составляющих: самопознание и познание мира в ходе профессиональной деятельности, эмоционально-ценностное отношение к себе и миру и саморегулирование профессиональной деятельности.

Общепризнанной является точка зрения, согласно которой в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях, формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление), но и его личность в целом; складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями межгруппового и внутриг-руппового общения.

Структура личности профессионала в современном широком понимании этого термина включает в себя следующие компоненты.

1. Психологический компонент: психологические особенности личности, определяющие ее способность и готовность к профессиональной деятельности, природные способности, задатки. В психологический компо-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ…

нент также следует включить черты характера личности, обусловливающие ее профессиональные возможности, интересы и склонности, профессиональную пригодность.

2. Гносеологический (когнитивный, интеллектуальный) компонент: включает в себя знания, умения и навыки, как узкопрофессиональные, так и общемировоззренческие, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Центральным элементом профессиональной структуры личности становится профессиональное мышление, фундаментом которого является общая интеллектуальная подготовка личности. Особенность профессионального мышления состоит в том, что предметом рефлексии субъекта-профессионала становится не только окружающий мир в единстве и многообразии его предметных и социальных связей, но и собственная профессиональная деятельность.

3. Аксиологический (ценностный) компонент: в него включены нормы, идеалы и ценности, усвоение требований профессиональной морали, самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности. Самооценка профессионалом собственной профессиональной деятельности представляет собой определение им своих возможностей выполнения реально осуществляемой или предстоящей деятельности. В аксиологический компонент входит также профессиональная нравственность личности, которая проявляется в выборе адекватных способов и средств выполнения деятельности в соответствии с нормами профессиональной и общей морали.

4. Эмоционально-волевой компонент: в него включен комплекс «переживания профессии», осознание личностью своего профессионального долга, чувство ответственности за результаты профессиональной деятельности, а также профессиональная направленность личности, включающая в себя представления о необходимых профессиональных качествах, мотивы и цели профессионального труда.

Наличие в структуре личности профессионала указанных выше компонентов, а также степень их осознания является основным критерием зрелости профессионального самосознания личности. Профессиональное самосознание также включает в себя следующие элементы:

— понимание личностью требований, предъявляемых со стороны профессии к человеку;

— осознание профессиональных отношений в группе, т. е. отношений к своим коллегам по профессиональной деятельности;

— осознание своих профессиональных функций и обязанностей по отношению к обществу в целом;

— соотнесение своих индивидуальных особенностей с конкретными профессиональными требованиями.

Одним из важнейших понятий, отражающих современные научные представления о высоком уровне развития профессионального сознания личности, является понятие «профессиональная компетентность». Анализ исследовательской литературы показывает, что «в научной литературе в

понятие компетентности включается помимо общей совокупности знаний еще и знание возможных последствий, конкретного способа воздействия, уровень умения и опыт практического использования знаний» . Основным, общим, что характеризует точку зрения различных авторов, является то, что знания специалиста выступают только потенциалом, научно-практическим багажом, которым он располагает. Актуализировать этот потенциал могут лишь дополнительные факторы, следовательно, компетентность — это не только наличие знаний и опыта, но и умение распорядиться ими при использовании своих функций.

Наиболее полно понятие компетентности в профессиональной сфере рассмотрено А. К. Марковой. Автор различает разные виды профессиональной компетентности:

— специальная компетентность — владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

— социальная компетентность — владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— личностная компетентность — владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

— индивидуальная компетентность — владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд .

Отметим при этом, что названные виды компетентности могут не совпадать в одном человеке. Человек может быть хорошим узким специалистом и не уметь общаться или осуществлять планирование перспективной профессиональной деятельности. В последнее время уместно говорить о т. н. «экстремальной» профессиональной компетентности, когда специалист готов выполнять свои профессиональные функции несмотря на интенсивно меняющиеся окружающие условия. Наличие и гармоничное сочетание в личности всех указанные выше видов компетентности означает зрелость человека в профессиональной деятельности, высокий уровень ее профессионализма. Профессионал — это человек, который компетентен в самых различных сферах, прямо или опосредованно связанных с его профессиональной деятельностью.

Основной функцией профессионального сознания личности является регулирование профессиональной деятельности. Развитое профессиональное самосознание выступает как фактор, регулирующий осуществление субъектом текущей деятельности и прогнозирование будущей, а также как одно

из важнейших условий профессионального развития личности в целом. Выступая необходимым условием профессионализма личности, профессиональное самосознание формируется и дифференцируется в ходе профессионального развития личности. Большую роль в его развитии играют не только психологические, но и социальные, а также этические факторы.

Библиографический список

3. Иванова, 3. Личность и профессия / 3. Иванова, И. Косев. — София, 1976. — 178 с.

5. Климов, Е. А. Введение в психологию труда /Е. А. Климов. — М., 1988.-335 с.

6. Левитан, К. М. Основы педагогической деонтологии /К. М. Левитан.-М., 1994.

7. Маркова, А. К. Психология профессионализма /А. К. Маркова. — М., 1996.-308 с.

8. Миронова, Т. Л. Самосознание профессионала /Т. Л. Миронова. — Улан-Удэ, 1999. — 199 с.

9. Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории /Б. Д. Парыгин. — М., 1971. — 351 с.

Ю.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии /С. Л. Рубинштейн. -М, 1946.

12.Шавир, П. Р. Психология профессионального самоопределения в ранней юности /Г1. Р. Шавир. — М., 1981. — 96 с.

Динамичность инновационных процессов, расширение областей востребованности психологов в разных сферах труда, непредсказуемость вопросов и проблем, кото­рые могут возникать неожиданно в процессе деятельности, жесткая регламентация времени на их исполнение, повышение требований к подготовке профессионала приводят к необходимости увеличения практических наработок и рекомендаций в области профессионального самосознания.

Формирова­ние мотивации самосовершенствования, развитие ценностного отношения к профессии, развитие адекватной самооценки и коммуника­тивной компетентности; обеспечение психологическим сопровождением процесса образования и адаптации молодых специалистов к условиям практической деятельности, применение активных ме­тодов обучения – все это является условием успешного профессионального становления психолога, а так же его готовностью к профессиональной деятельности.

В отечественной литературе существуют различные подходы к пониманию профессионального самосознания, которые, отражая различные стороны этого явления, взаимодополняют друг друга.

П.А. Шавир полагает, что профессиональное самосознание является избирательной деятельностью самосознания личности, подчиненной задаче профессионального самоопределения, осознанию себя как субъекта своей профессиональной деятельности .

Т.Л. Миронова под профессиональным самосознанием понимает отношение личности к себе как профессионалу собственного профессионального развития .

В.Г. Каташев рассматривает профессиональное самосознание как часть самосознания личности, как осознание личностью своей физиологии, психики, умственного и физического развития, понимание требований различных профессий к человеку и адекватному соотнесению себя с конкретными профессиональными требованиями .

Следовательно, ключевыми компонентами структуры профессионального самосознания являются когнитивный, аффективный, поведенческий.

Когнитивный компонент – это представление о себе как личности, реализуется через самопознание, познание себя в процессе общения человека с другими людьми, в процессе деятельности субъекта. В процессе самопознания студент производит сознательную оценку своих поступков, своих знаний в профессиональной области и себя в целом.

Эмоциональный компонент проявляется через самопонимание, самоотношение. Самопонимание как процесс осуществляется в формировании устойчивого понимания и принятия себя. Содержанием самопонимания является осознание своих актуальных и потенциальных возможностей. Оно самым тесным образом граничит с самотношением. Самоотношение определяет направленность личности. Самоуважение является еще одним компонентом самопонимания. Оно означает удовлетворенность собой, принятие себя, положительное отношение к себе.

Поведенческий компонент реализуется через самоактуализацию и саморегуляцию.

Самоактуализация- это внутренняя активная тенденция развития себя самого. Наиболее устойчивыми являются личностные ценности и потребности.

Саморегуляция раскрывается в особенностях самоорганизации и управлении внешней и внутренней активностью. Высокий уровень развития саморегуляции позволяет человеку управлять собой и изменять внешние обстоятельства, руководствоваться в жизни внутренними целями и намерениями, выстраивать собственную стратегию профессионального роста, занимать активную профессиональную позицию.

Самоактуализация и саморегуляция позволяют раскрыть возможности человека, развить творческий подход к деятельности, целенаправленно формировать и развивать профессиональное самосознание.

Исходя из выше сказанного, было проведено исследование на базе ТГПУ им. Л.Н. Толстого, в котором приняли участие студенты факультета психологии 4 курса.

Качественный и количественный анализ результатов показал: большинство студентов (50%) имеют средний уровень развития профессионального самосознания, 40 % опрошенных находятся на высоком уровне, 10% студентов имеют низкий уровень. Из этого следует, что у студентов не до конца сформировался образ профессионала; просматривается тенденция несформированности знаний в профессиональной области, присутствует неосознанность основных требований профессии к личности, нет потребности в получении новых знаний, отсутствует стремление к дальнейшему саморазвитию и самореализации в области психологии.

Принимая в учет результаты теоретического анализа психолого-педагогической литературы и имеющиеся результаты исследования, была разработана программа практической работы со студентами, направленная на коррекцию развития особенностей профессионального самосознания, в процессе становления личности.

Цель программы: развитие всех подструктур профессионального самосознания – когнитивной (расширение системы знаний о себе, своего Я-образа как личности и профессионала), аффективной (адекватное оценивание своих возможностей и потенциалов) и поведенческой (закрепление собственной Я-концепции в конкретных ситуациях взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной саморегуляции).

Программа состоит их двух взаимосвязанных блоков. Блок основной части, включающий 9 занятий, и блок заключительной части, состоящий из 4 занятий.

Осуществив формирующий этап эксперимента, повторные результаты диагностики показали, что 75 % студентов имеют высокий уровень развития профессионального самосознания, 25 % опрошенных находятся на среднем уровне, с низким уровнем развития профессионального самосознания студентов не выявлено.

Таким образом, можно констатировать, что программа развивающих занятий, направленная на развитие когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов профессионального самосознания, оказалась эффективной в формировании у студентов образа профессионала, в систематизации знаний и умений в профессиональной области, а так же способствовала стремлению в получении новых знаний и дальнейшему саморазвитию, самореализации в области психологии.

Библиографический список
Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Новикова Татьяна Викторовна»

Список литературы диссертационного исследования доктор психологических наук Хвостов, Андрей Анатольевич, 2005 год

2. Аболин JI.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Издательство Казанского университета, 1987. — 263 с.

5. Абрамзон М.И. Моделирование динамики этических систем // Психологический журнал. 1996. — Т. 17.-№2.-С. 137-145.

6. Абульханова—Славская К.А. Диалектика человеческой жизни (Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида). М.: «Мысль», 1977. — 224 с.

7. Абульханова—Славская К.А. Стратегия жизни. М.: «Мысль», 1991. -229 с.

9. Адушкин Г.Е. Совесть самоконтроль выбора И Моральный выбор / Под ред. А.И. Титаренко. — М.: Издательство МГУ, 1980. — С. 209-225.

10. Ю.Александров А.Д. Научная установка нравственности // Наука и нравственность / Сост. В.И. Толстых. М.: Политиздат, 1971. — С. 2673.

14. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: «Мысль», 1985. — 155 с.

15. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юристъ, 1996. — 336 с.

21. Бабаева Л.В., Чирикова А.Е. Женщины в бизнесе // СОЦИС. 1996. — № З.-С. 75-81.

23. Бакштановский В.И. Принципы морального выбора. М.: «Знание»,1974.-64 с.

24. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М.: «Политиздат», 1983. — 224 с.

26. Бауман 3. Рассказанные жизни и прожитые истории // СОЦИС. 2004. -№ 1.-С. 5-14.

30. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с англ. С. — Петербург: МФИН, 1992. — 448 с.

32. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: «Знание», 1981. — 64 с.

34. Бодалев A.A., Ганжин В.Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни // Мир психологии. 1999. — № 2 (18). — С. 11-23.

35. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1968. — 464 с.

36. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. -352 с.

37. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи: Пер с англ. М.: «Наука», 1987.-303 с.

40. Бритвина И.Б., Киблицкая М.В. Жизнь мигрантки в моногороде: Монография. М.: ООО «Книгодел», 2004. — 373 с.

41. Буева Л.П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие: (философские заметки). М.: «Знание», 1988. — 64 с.

43. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: «Наукова Думка», 1989. — 200 с.

44. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2003. — 528 с.

45. Буровская Е.В. Понимание природы в картине мира техногенной ситуации // Мир психологии. 1998. — № 2 (14). — С. 131-136.

46. Быстрицкий E.K. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. -Киев: «Наукова Думка», 1991. 200 с.

48. Вардомацкий А.П. Моральная регуляция поведения личности. Минск: «Наука и техника», 1987. — 126 с.

52. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека. Фактор социума // Общественные науки и современность. 2004. — № 1. — С. 5-16.

56. Веллер М. Все о жизни. СПб.: «Фолио», 2003. — 751 с.

59. Волкогонов Д.А. Моральные конфликты и способы их разрешения. — М.: «Знание», 1974. 64 с.

61. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. М.: Издательство МГУ, 1992. — 115 с.

62. Волынская Л.Б. Свобода и детерминизм в выборе смысла жизни // Философские науки. 2002. — № 3. — С. 17-31.

63. Волынская Л.Б. Социальные детерминанты жизненных выборов // Человек. 2003. — № 1. — С. 58-67.

65. Гараджа В.И. Протестантизм. М.: «Политиздат», 1971. — 200 с.

66. Георгиевский С. Нравственность у китайцев // Все о Китае. Т. 2. / Сост. Г.И. Царёва. — М.: Фонд «Канун Золотого Века», 2002. — С. 598606.

68. Гласс Дж, Стэтли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер с англ. М.: «Прогресс», 1976. — 496 с.

69. Годфруа Ж. Нравственное развитие // Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Том 2.: Пер. с франц. — М.: «Мир», 1992. — С. 2629.

70. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. — Ростов на -Дону: «Феникс», 1996.-448 с.

73. Гольц Г.А. Коллективная и индивидуальная интуиция в России // Мир психологии. 1996. — № 4 (9). — С. 68-80.

74. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: Издательство МГУ, 1982. 464 с.

76. Гринберг Л.Г., Новиков А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Л.: «Наука», 1977. — 172 с.

79. Гусейнов A.A. Введение в этику. М.: Издательство МГУ, 1985. — 208 с.

80. Гусейнов A.A., Иррлитц Г.И. Краткая история этики. — М.: «Мысль», 1987.-589, 3. с.

81. Гусейнов A.A. Великие моралисты. М.: «Республика», 1995. — 351 с.

82. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 2004. — 472 с.

84. Дарман П. Учебник выживания в экстремальных ситуациях. — М.: ООО Издательство Яуза, Формула Пресс, 2001. — 352 с.

88. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. — М.: Политиздат, 1978. 272 с.

89. Додонов Б.И. Методика исследования эмоциональной направленности личности. Архангельск: АОИ ПиПКРО, 1995. — 39 с.

90. Доменак Ж.-Л., Хуа Ш. Семейные отношения в Китае: Пер. с франц. -М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.-215 с

93. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: «Наука», 1974. — 388 с.

94. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: «Наука», 1977. — 334 с.

98. Дубко Е.И. Риск морального выбора // Моральный выбор / Под ред. А.И. Титаренко. М.: Издательство МГУ, 1980. — С. 82-96.

99. Дубко E.J1. Природа морального конфликта. М.: «Знание», 1985. -64 с.

100. Дубко E.J1. Анализ фундаментальных этических идей: Автореф. дисс. . докт. филос. наук. М., 1989. — 39 с.

103. Дубов И.Г. Психология больших групп: социально-психологические феномены. М.: В. Секачев, 2004. — 400 с.

104. Дубров A.M., Мхитарян B.C., Трошин Л.И. Многомерные статистические методы: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1998. -352 с.

106. Дюран Б., Оделл П. Кластерный анализ: Пер. с англ. / Под ред. А.Я. Боярского. Предисловие А.Я. Боярского. М.: Статистика, 1977. — 128 с.

108. Егорова М.С. Генетика поведения: психологический аспект. М.: Socio-Logos, 1995. — 156 с.

111. Ермолаева М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости И Мир психологии. 1999.-№2(18).-С. 123- 133.

112. Завьялов Ф.Н., Спиридонова Е.М. Уровень и образ жизни бомжей // СОЦИС. 2002.- № 2. — С. 63-69.

113. Закс J1. Статистическое оценивание: Пер с нем. — М.: «Статистика», 1976.-598 с.

114. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. — М.: Издательство МГУ, 1994. 144 с.

116. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Учебное пособие и практикум. -Минск: «ТетраСистемс», 1997. — 320 с.

118. Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. М.: «Политиздат», 1974.- 126 с.

119. Иванов В.Г. История этики древнего мира. СПб: «Лань», 1997. — 256 с.

120. Ивин A.A. Элементарная логика. М.: «Дидакт», 1994. — 200 с.

122. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2002. — 288 с.

124. Ильина Е.С. Экстремальная профессия сотрудник УИС // Развитие личности. — 2002. — № 4. — С. 169-173.

126. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М.: «Логос», 1996.-280 с.

127. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 205 с.

128. Катунский А.Е. Старообрядчество. М.: «Политиздат», 1972. — 120 с.

129. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и измерение организационной культуры: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. — 320 с.

133. Киблицкая М.В., Масалков И.К. Методология и дизайн исследования в стиле кейс стадии. — М.: Издательство международного университета бизнеса и управления, 2003. 287 с.

134. Кирьякова A.B. Теория ориентаций личности в мире ценностей. Монография. Оренбург: «Южный Урал», 1996. — 188 с.

135. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Пер. с англ. Киев: «ПАН ЛТД», 1994. — 284 с.

136. Клецина И.С. Тендерная социализация: Учебное пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. — 92 с.

139. Книгге А. Об обращении с людьми: Пер. с нем. Дубна: ТОО Издательский центр «Феникс», 1994. — 325 с.

140. Коган JT.H. Зло. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1992. — 112 с.

141. Козлова H.H. Методология анализа человеческих документов // СОЦИС. 2004. — № 1. — С. 14-26.

142. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: Издательство «Институт психологии», 1996. — 224 с.

143. Колесов Д.В. Человек и толпа. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. -464 с.

146. Корниенко H.A. Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности. Новосибирск: НГПУ, 1996. — 379 с.

149. Кузнецова Г.В., Максимов Л.В. Природа моральных абсолютов. М.: «Наследие», 1996- 128 с.

150. Курган Г.И. Процесс усвоения нравственных принципов и обеспечение моральности поведения // Моральный выбор / Под ред.

151. A.И. Титаренко. М.: Издательство МГУ, 1980. — С. 155-172.

153. Лаврикова И.Н. Молодежь: отношение к смерти // СОЦИС. 2001. — № 4. — С. 134-136.

154. Лапина Т.С. Социальные функции морали // Мораль и этическая теория / Под. ред. О.П. Целиковой. М.: «Наука», 1974. — С. 50-105.

156. Лапицкий М.И. Некоторые черты американского национального характера и проблема этики труда // Организация труда и трудовая этика: Древность. Средние века. Современность: Сб. ст. / Под ред.

157. B.Л. Малькова, Л.Т. Мильской. М.: ИВИ, 1993. — С. 190-199.

158. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: «Макет», 1995. — 316 с.

161. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания. -М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. 416 с.

162. Лефевр В.А. Космический субъект. М.: Институт психологии РАН, «Ин-Кварто», 1996. — 184 с.

163. Лукьяшко В., Райченко А. Жизненный цикл работников как объект управления // Человек и труд. 1996. — № 10. — С. 77.

165. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М: Астрель, 2001. — 627 с.

168. Маслов П.П. Статистика в социологии. М.: «Статистика», 1971. — С. 224-225.

169. Матюшин Г.Т. Нравственные отношения. М.: Издательство МГОПУ, 1997.-214 с.

172. Машковский И.И. Рациональное и эмоциональное в нравственном развитии личности. М.: «Знание», 1976. — 64 с.

174. Медведев В.И., Алдашева A.A. Экологическое сознание. М.: Логос, 2001.-376 с.

175. Мелик—Пашаев A.A. Акмеология и творчество. К постановке проблемы // Мир психологии. 1999. — № 2 (18). — С. 23-29.

177. Мельников Л. Парадоксы психологии толпы // Прикладная психология и психоанализ. 1999. — № 1. — С. 5-11.

178. Менделл А. Игры, в которые играют мужчины: Пер. с англ. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. — 352 с.

180. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2001.-336 с.

184. Михайлова Н.Б. Психологическое исследование ситуации эмиграции // Психологический журнал. 2000. — Т. 21. — № 1. — С. 26-38.

188. Михеева И.Н. Амбивалентность личности: Морально-психологический аспект. М. «Наука», 1991. — 128 с.

190. Мудрик A.B. Социализация человека: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.

191. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: «Наука», 1983. — 240 с.

193. Мур Дж. Принципы этики: Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1984. — 327 с.

194. Мюллер М. Понятие «Дао» // Все о Китае. Т. 2. / Сост. Г.И. Царёва. — М.: Фонд «Канун Золотого Века», 2002. — С. 159-165.

195. Мясникова Л. Российский менталитет и управление // Вопросы экономики. 2000. — № 8. — С. 38^4.

196. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: Издательство МГУ, 1976.- 112 с.

197. Назаретян А.П. Психология массового стихийного поведения // Прикладная психология. 1999. -№3.-С. 12-21.

200. Назаров М.М. Социальная справедливость: современный российский контекст // СОЦИС. 1999. — № 11. — С. 41-49.

204. Нерсесянц B.C. Политические учения древней Греции. М.: «Наука», 1979.-264 с.

208. Николаева О.П. Влияние отцовского и материнского типов воздействия на развитие морально—правового сознания // Субъект и социальная компетентность личности / Под ред. A.B. Брушлинского. — М.: Институт Психологии РАН, 1995. С. 138-153.

210. Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика. Человек мистический: Пер. с англ. СПб.: Академический проект, 1999. — 206 с.

211. Ноэль Э. Массовые опросы: Пер с нем. М.: «Прогресс», 1978. — 382 с.

213. Обуховский К. Психология влечений человека: Пер. с польск. — М.: «Прогресс», 1972. 240 с.

214. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали: Пер. с польск. / Общ. ред. A.A. Гусейнова. М.: «Прогресс», 1987. — 528 с.

215. Пазенок B.C. Апология аморализма: критический очерк буржуазного этического релятивизма. М.: «Мысль», 1982. — 231 с.

216. Парамонова С.П. Динамика морального сознания. Пермь: ПГТУ, 1997.-223 с.

217. Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М.: Высшая школа, 1990. — 176 с.

218. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Издательство МГУ, 1988.-208 с.

219. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учебное пособие. — Смоленск: Издательство СГУ, 1997. 400 с.

220. Петровская Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого // Мир психологии. 1999. — № 2 (18). — С. 29-32.

222. Петросян Д.И. Политическая этика: Нормы и ценности: Автореф дис. . канд. филос. наук. М., 1995. — 26 с.

224. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — 219 с.

225. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: «Наука», 1986. -256 с.

226. Плюснин Ю.М. Личность на перекрестке культур: модели социализации в условиях межкультурного взаимодействия. -Новосибирск: Издание института философии и права СО РАН, 1994. -26 с.

227. Поздняков Э.А. Политика и нравственность. — М.: Издательская группа «Прогресс»; «Культура», 1995. — 110 с.

229. Пролеев C.B. Энциклопедия нравов. М.: ИКФ «Экмос», 2002. — 416 с.

231. Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте //Мир психологии. 1999.-№2(18).-С. 111-122.

232. Разин A.B. От моральных абсолютов к конкретной действительности. М.: Издательство МГУ, 1996. — 160 с.

234. Рассадина Т.А. Нравственные ориентации жителей российской провинции // СОЦИС. 2004. — № 7. — С. 52-61.

236. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. M.: «AKADEMIA», 1995. -160 С.

237. Риман Ф. Основные формы страха: Пер. с нем. М.: Алетейа, 2000. -336 с.

243. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М.: ЭКОМ, 1992. -224 с.

244. Савина Е.А., Ванг Х.Т. Выбор и принятие решения: риск и социальный контекст // Психологический журнал. — 2003. Т. 24. — № 5. -С. 23^0.

246. Свинаренко И.Н. Русские сидят. М.: Издательство «ВАГРИУС», 2002. — 384 с.

247. Седова H.H. Морально-нравственные ориентации и социальная активность // СОЦИС. 2004. — № 8. — С. 88-94.

249. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. — 292 с.

250. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2002. 350 с.

252. Сидоренко Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности. М.: Издательство РЭА, 1995. — 184 с.

254. Скрипник А.П. Нравственные отклонения и пути их преодоления. -М.: «Знание», 1986. 64 с.

255. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: «Политиздат», 1992. — 349 с.

258. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие. М.: Школьная Пресса, 2000.-416 с.

259. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. 5-е изд. — М.: «Политиздат», 1983.-445 с.

260. Смирнова Е.Э., Курлов В.Ф., Матюшкина М.Д. Социальная норма и возможности ее измерения // СОЦИС. 1999. — № 1. — С. 97-101.

261. Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М.: Издательство МГУ, 1989. — 199 с.

264. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986. — 240 с.

265. Соколов В.M. Социология морали реальная или гипотетическая? // СОЦИС. — 2004. — № 8. — С. 78-88.

266. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. — М.: «Просвещение», 1979. 157 с.

268. Судо Ж. Эвтаназия // Семья и биоэтика. Материалы международного симпозиума, СПб, 20 23 мая 1998 г. — СПб.: «Март», 1998. — С. 195— 212.

269. Сухарев A.B. Этнофункциональная психология в воспитании, психотерапии и психопрофилактике: Учебное пособие. М.: Издательство ЭКО. ТКЦ «Альтекс», 2004. — 168 с.

271. Там X. Преступность и уровень жизни: Пер. со швед. М.: «Прогресс», 1982. — 253 с.

272. Тарасов C.B. Срочная служба: вопросы адаптации // СОЦИС. 1999.-№2.-С. 75-78.

273. Татарова Г.Г. Типологический анализ в социологии. — М.: Наука, 1993.- 103 с.

274. Темнова Л.В. Специфика мыслительного процесса решения нравственных задач: Автореф. дис. . канд. психол. наук. — М., 1991. -20 с.

275. Тертицкий K.M. Китайцы: традиционные ценности в современном мире. М.: Издательство МГУ, 1994. — 347 с.

276. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания (Опыт этико-философского исследования). М.: «Мысль», 1974. — 280 с.

279. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. М.: Научный мир, 2000.-352 с.

284. Урбанаева И.С. Основания этического знания и единая наука. — Новосибирск: «Наука», 1988. 198 с.

287. Филиппов А.Г. Изолятор. Добро и зло меняются местами: Записки надзирателя. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2001. — 383 с.

288. Фливберг Б. Кейс стади в контексте качественно — количественной проблематики // СОЦИС. — 2004. — № 9. — С. 15-19.

289. Франселла Ф., Баннистер Б. Новый метод исследования личности: Пер с англ. М.: «Прогресс», 1987. — 236 с.

291. Фролов В.А. Торопитесь делать добро. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1995. — 167 с.

294. Хвостов A.A. Диагностика индивидуальной морали: проблемы и перспективы // Развитие личности. 1998. — № 3-4. — С. 62-82.

295. Хвостов A.A. Типология морального сознания студенческой молодежи // Развитие личности. 1999. -№ 3. — С. 121-151.

296. Хвостов A.A., Иванова A.A. Психология морального самосознания личности: Монография. Краснодар: КГУ, 2001. — 130 с.

301. Хвостов A.A. Проблемы статистического анализа в психологических исследованиях // Развитие личности. 2003. — № 2. — С. 111-119.

303. Хоффер Э. Истинноверующий. Минск: ЕГУ, 2001. -200 с.

304. Хэн Ю.В. Эвтаназия неполноценных // Биоэтика: проблемы и перспективы / Отв. ред. С.М. Малков, А.П. Огурцов. М.: ИФ РАН, 1992. — С. 99-111.

305. Целикова О.П. Категории и понятия этики // Мораль и этическая теория / Под. ред. О.П. Целиковой. М.: «Наука», 1974. — С. 194-227.

307. Церковникова Н.Г. Психологические особенности нравственного самосознания подростка в процессе средовой адаптации: Автореф дис. . канд. психол. наук. Екатеринбург., 2004. — 25 с.

311. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. Психологическое исследование. М.: «Педагогика», 1981. — 208 с.

312. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М.: Издательство «Ось -89», 1997.-208 с.

313. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1999. — № 2. — С. 74-80.

314. Шабельников В.К. Психология души: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 240 с.

317. Шевченко А.Ю. Дискурс-анализ политических медиа-текстов // ПОЛИС. 2002. — № 6. — С. 18-23.

319. Шердаков В.Н. Добро и зло. (Очерк нравственной философии) М.: «Знание», 1992.-64 с.

320. Шибутани Т. Социальная психология: Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1969.-536 с.

322. Шимановский Д.С. Моральное самосознание личности. М.: «Знание», 1986. — 64 с.

323. Шихардина Т.Н. Философская полемика в буржуазной этике 70-х годов вокруг проблемы моральных качеств личности // Моральные качества личности и основные аспекты их изучения / Под ред. В.Н. Шердакова. М.: Институт философии АН СССР, 1980. — С. 98-107.

324. Шихирев П.Н. Психика и мораль в конфликте (О воспитательной силе зла) // Общественные науки и современность 1992. — № 3. — С.27-37.

325. Шихирев П.Н. Этика бизнеса. М.: Академия народного хозяйства, 2001.-63 с.

326. Шишкин М.А. Биологическая эволюция и природа нравственности // Общественные науки и современность. 2004. — № 1. — С. 126-134.

327. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы: Пер. с нем. М.: Издательство ЛГУ, 1990.-288 с.

328. Шпеман Р. Основные понятия морали: Пер. с нем. М.: «Христианская Россия», 1993. — 100 с.

329. Штомпка П. Социология социальных изменений: Пер. с англ. / Под ред. В.А. Ядова. М.: «Аспект Пресс», 1996. — 416 с.

330. Штракс Г.М. Социальное противоречие. М.: «Мысль», 1979. — 158 с.

332. Энциклопедия пороков: оправдание изъянов и слабостей человеческой натуры. Киев: «Наукова Думка», 1996. — 240 с.

334. Якубовский А.Э. Социальный тип гипотеза и инструмент исследования социальной структуры // СОЦИС. — 2001. — № 4. — С. 131— 133.

335. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия: Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 576 с.

337. Armbruster W. It’s still Lion vs. Christian in the corporate arena. St. Louis: Public House, 1979. — 116 p.

343. Bodenheimer E. Philosophy of responsibility. Littleton (Colo): Rothman, 1980.-X, 147 p.

346. Braybrooke D. Ethics in the world of business. Totowa (N.-J.): Rowman & Allanheld, 1983. — XVII, 488 p.

349. Cherrington D.J. The work ethics: Working values and values that work — New-York: Amacon, 1980. -X, 288 p.

357. Feifel Y. Death Relevant Variable in Psychology // Existential Psychology / Ed. by R. May. — New-York: Random House, 1961. — P. 61— 74.

362. Gergen K.T. The saturated self: Dilemmas of identity in contemporary life. New-York: Basic books, 1991. — XIV, 295 p.

364. Gotshalk D.W. Patterns of good and evil. A value analysis. Urbana: University of Illinois press, 1963. -XIV, 138 p.

365. Griffin J. Value judgment: Improving our ethical beliefs. Oxford etc.: Clarendon press, 1996. — XII, 180 p.

366. Guy M.E. Ethical decision making in everyday work situations. New-York etc.: Quorum books, 1990. — XX, 185 p.

367. Halberstam J. Everyday ethics. Inspired solutions to real-life dilemmas. -New York: Penguin books, 1994. XIX, 204 p.

368. Hampshire S. Thought and action. London: Chatto and Windus, 1959. -276 p.

369. Hannah B. Striving Towards Wholeness. London: George Allen @ Unwin, 1972.-X, 316 p.

371. Harris N. Reassessing the dimensionality of the moral emotion (( British Journal of Psychology. 2003. — Vol. 94. — № 4. — P. 457-473.

372. Harrison B.W. Making the connections: Essays in feminist social ethics / Ed. by C.S. Robb. Boston: Beacon press, 1985. — 312 p.

373. Humphrey M. Refugees. An endangered species? // Journal of Sociology. -2003. Vol. 39. — № 1. — P. 31-43.

375. Kagan S. The limits of morality. Oxford: Clarendon press, 1989. — XII, 415 p.

380. Kultgen J. Ethics and professionalism. Philadelphia: University of Philadelphia press, 1991. — XII, 394 p.

381. Kunz P.R., Jaehne E.M. A sociological approach to morality. Lanham etc.: University press of America, 1983. -XIII, 82 p.

383. Lefebvre V. Algebra of Conscience. Dordrecht etc.: D. Reidel Publishing Company. — XXVI, 194 p.

384. Lewis Y. The Self as a Moral Concept 11 British Journal of Social Psychology. 2003. — Vol. 42. — P. 2. — P. 225-237.

387. Midcley M. Heart and mind: The varieties of moral experience. London: Methuen, 1983.-X, 176 p.

390. Morris Ch. Varieties of human value. Chicago; London: The university of Chicago press, 1968. — XV, 209 p.

392. Neiburn R. Moral man and immoral society. New-York: Simon & Schuster, 1995. — XXV, 286 p.

393. Neulinger J. The Psychology of Leisure. Springfield: Charles C. Thomas, 1974.-XXII, 216 p.

394. Pastin M. The hard problems of management: Gaining the ethics edge. — San Francisco; London: Jossy-Bass, 1986. XXVI, 239 p.

399. Richards D.A.J. A theory of reasons for action. Oxford: Clarendon press, 1971.-XIV, 370 p.

403. Singer P. How Are We To Live? Ethics in an Age of Self-interest. -Melbourne: The Text Publishing Company, 1994. X, 262 p.

404. Sinott-Armstrong W. Moral dilemmas. Oxford; New-York: Blackwell, 1988.-VIII, 264 p.

409. Trusted J. Moral principles and social values. London: Routledge & Kegan Paul, 1987. — IX, 195 p.

412. Wallace J.D. Virtues and vices. Ithaca; London: Cornell University Press, 1978.- 170 p.

Формирование и развитие профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления личности профессионала. Профессиональное самосознание представляет собой самосознание человека, активно участвующего в производительном труде, и использующего этот труд в качестве главного средства реализации себя и своего достоинства. Профессиональное самосознание — это сложное личностное образование, выступающее как связующее звено между личностью и деятельностью, позволяющее в процессе своего формирования достигать оптимального результата, как в личностном росте, так и в профессиональной деятельности.

С. В. Васьковская, трактует профессиональное самосознание как особый феномен человеческой психики, обусловливающий саморегуляцию личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности.

А. К. Маркова определяет профессиональное самосознание как «комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как к профессионалу». .

О. Ю. Демченко выделяет основные особенности рассматриваемого феномена: профессиональное самосознание является частью самосознания личности; областью профессионального самосознания выступает осознание специалистом себя как субъекта профессиональной деятельности и осознание особенностей своей профессиональной деятельности; важнейшим компонентом профессионального самосознания является целостная оценка себя как профессионала; профессиональное самосознание осуществляет регулирующую функцию в процессе осуществления профессиональной деятельности. .

Е. А. Климов рассматривает профессиональное самосознание как компонент «Я-образа». При этом «центральное место среди…представлений профессионала о себе и своей ценности занимает знание об объективном вкладе его и его товарищей по работе в общенародное дело». . Структуру профессионального самосознания автор представляет следующим образом:

  1. Сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности.

  2. Знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных «ролей», на «шкале» общественных положений.

  3. Знание человека о степени его признания в профессиональной группе.

  4. Знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, знание своих индивидуальных способов успешного действия, своего наиболее успешного «почерка», стиля в работе.

  5. Представления о себе и своей работе в будущем.

По мнению А. К. Марковой профессиональное самосознание включает:

  • Осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как эталонов для осознания своих качеств.

  • Осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой.

  • Учет оценки себя как профессионала со стороны коллег.

  • Самооценивание человеком своих отдельных сторон — понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку — ретроспективную, актуальную, потенциальную, идеальную.

  • Положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к формированию позитивной «Я-концепции».

А. В. Поддубная представляет структуру профессионального самосознания по аналогии со структурой общего самосознания таким образом:

  1. Осознание профессиональной морали (активизирует или тормозит выполнение социальных ролей в коллективе. Проявляется в гуманистическом отношении к людям труда, заботе о повышении производительности труда, благе общества и коллектива).

  2. Осознание профессиональной нравственности (характеризуется действенностью морального понимания, моральных принципов в деятельности. Проявляется в выборе подходящих способов и средств для выполнения профессиональной деятельности в соответствии с нормами общества).

  3. Осознание себя как субъекта профессиональной деятельности (означает осознание своей ответственности и своей роли в постановке задач, в формировании целей, в выборе средств выполнения деятельности, в получении конечного продукта, в осознании своей индивидуальности в выполнении деятельности; осознание своих профессионально-важных качеств).

  4. Осознание и оценка отношений (осознание и оценка себя как специалиста, отношения к коллегам по профессии, отношения к своей профессиональной деятельности,.отношения других к себе).

5. Осознание собственного развития во временной связи (развитие человека по таким признакам, как рост профессионального мастерства, продвижение по службе, повышение авторитета, упрочение социального статуса, постановка целей и контроль за их осуществлением. .

Большинство отечественных психологов (И. С. Кон, М. И. Лисина, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др.) под самосознанием понимают сложный, интегральный процесс, в структуре которого содержатся взаимодействующие и взаимопроникающие друг в друга процессы: самопознание, самоотношение и саморегуляция. Е. М. Васильева, В. Н. Козиев, Л. М. Митина и некоторые зарубежные психологи (Т. Макклапаред, М. Кун) предполагают, что профессиональное самосознание — это установка на себя в профессионально-трудовой сфере. И как любая установка, самосознание имеет когнитивную, аффективную и поведенческую подструктуру (Я-понимание, Я-отношение, Я-поведение). Следовательно, ключевыми компонентами структуры профессионального самосознания являются компоненты, которые характеризуют когнитивный, аффективный, поведенческий уровни и процессы профессиональной идентификации, как ключевые механизмы интеграции «профессионального Я».

Охарактеризуем эти компоненты:

  1. Когнитивный компонент — знание о себе как о субъекте профессиональной деятельности.

  2. Эмоционально-ценностный компонент — отношение к себе как к профессионалу и оценка профессионального Я.

  3. Регулятивный или поведенческий компонент — тенденция действовать по отношению к себе как к профессионалу и реальные действия, связанные с его профессиональной позицией, знанием себя как субъекта профессиональной деятельности и отношением к себе как к профессионалу.

А. А. Деркач выделяет следующие компоненты профессионального самосознания:

  1. Когнитивный (самопознание, познание других и соотнесение этого знания с собой. В качестве критериев рассматриваются моральные установки личности).

  2. Эмоциональный (самопонимание, самоотношение, самоприятие, самоуважение, общее эмоциональное отношение к себе и собственно оценочное отношение).

  3. Мотивационно-целевой (самоактуализация, реализация жизненного потенциала, самосовершенствование, саморазвитие. В профессиональном самосознании рассматривается как аналог личностной зрелости — творческая зрелость личности).

  4. Операциональный (саморегуляция, способность к управлению собой).

Матвеева Л. Г., учитывая функцию профессионального самосознания как средства саморегуляции профессиональной деятельности, структурное строение профессионального самосознания представляет следующий компонентный состав: осознание профессиональной морали; осознание профессиональной нравственности; осознание себя как субъекта профессиональной деятельности; осознание и оценка отношений; осознание собственного развития во временной связи. . Важным компонентом самосознания, является осознание человеком себя как субъекта своей деятельности. Он выбирает средства, учитывает условия выполнения деятельности, при этом хорошо зная конечный продукт своего труда. Осознание себя как субъекта профессиональной деятельности означает осознание своей ответственности и своей роли в постановке задач, в формировании целей, в выборе средств выполнения деятельности, в получении конечного продукта. Не менее важным является и осознание своей индивидуальности в выполнении деятельности. Традиционно важным в структуре самосознания считается осознание особенностей личности. В профессиональном самосознании содержится понимание именно тех свойств и качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности, т. е. профессионально важных качеств. Для разных профессий эти качества будут разными, но степень их осознания оказывает заметное влияние на выбор задач, на ход выполнения деятельности, на уверенность в себе. В структуру профессионального самосознания, как и самосознания в целом, входит осознание и оценка отношений. Включение человека на длительный срок в состав референтной группы обусловливает развитие этих отношений. Именно в этих условиях формируется отношение человека к самому себе как к специалисту, отношение к коллегам по профессии, отношение к своей профессиональной деятельности. Процесс вхождения молодого человека в избранную им профессию — не только приобретение соответствующих трудовых навыков и умений, но и активное личностное становление, принятие профессии, вживание в нее. Развитие личности связано со становлением и развитием ее отношений к людям, к миру, к своей деятельности, к самому себе и, в итоге, к собственной жизни. Превращение этих отношений в устойчивые, сознательно выстраиваемые, знаменует становление человека как субъекта своей жизнедеятельности. Становление человека субъектом собственной жизни означает его самоопределение не только по отношению к отдельным событиям, но и к жизни в целом .

Рассмотренные структуры профессионального самосознания имеют много общего. Следует отметить, что такое компонентное деление может быть принято только условно, т. к. все компоненты между собой связаны. Эти компоненты могут быть реализованы на двух планах — объективном и субъективном. В первом случае их показателем будет выступать профессиональное мастерство, во втором профессиональная Я-концепция.

Существующие теории рассматривают становление профессионального самосознания как длительный и непрерывный процесс.

Д. Н. Завалишиной была разработана обобщенная модель развития субъекта профессиональной деятельности, постулирующая многовариативность развития, обусловленную мерой и характером активности личности, способом включения ею профессионального труда в свою жизнь. Модель включает три стадии: 1) адаптация человека к выполняемому труду; 2) идентификация себя с профессией (специализация); 3) самоопределение субъекта относительно профессионального труда и самоорганизация в нем.

Основная задача субъекта, по ее мнению — освоение и принятие ценностей, традиций и т. д. своей профессии, в результате чего человек более или менее глубоко и эмоционально отождествляет себя со своим профессиональным сообществом. Главное противоречие, которое разрешается в процессе развития: «ценности, факторы, традиции профессионального мира — способы их активного опосредствования субъектом». Только на третьей стадии человек реализует избранный стиль собственного развития, осуществляя одновременно и свое жизненное самоопределение. Он приобретает новое качество, позволяющее определить специалиста как «субъекта профессиональной идентичности».

По мнению Н. Г. Рукавишниковой, расширение профессионального самосознания выражается в возрастании числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала, в целостном видении себя в контексте всей профессиональной деятельности.

И. В. Вачков предлагает собственное представление о развитии профессионального самосознания. Человек, сталкиваясь в повседневной практической деятельности с ситуациями, требующими постоянного поиска и новых эффективных способов преодоления трудностей, так или иначе анализирует эти способы и оценивает результаты своего труда. На основе этого анализа, опирающегося на систему мотивационно-ценностных ориентации, человек формирует когнитивный «образ Я» как профессионала, испытывает эмоциональные переживания в процессе самооценивания, индуцируемые в некоторое самоотношение. Когнитивная и аффективная подструктуры профессионального самосознания, в свою очередь, определяют поведенческую подструктуру.

А. Д. Барсукова, учитывая то, что профессиональное самосознание на этапе подготовки в вузе в общих чертах соответствует структуре самосознания личности и то, что сформированность профессионального самосознания находит свое отражение в уровне сформированности каждого компонента, предлагает систему критериев и показателей его сформированности, которая включает:

  • профессиональное мировоззрение, выраженное через осознание содержания и структуры будущей профессиональной деятельности (осознание целей, предмета, средств труда, общее представление о системе прав и обязанностей, а также условий труда) как эталонов для осознания своих качеств. Уровень сформированности профессионального самосознания по данному критерию также определяется степенью его раздробленности (внимание специалистов к отдельным личностным качествам, слабая структурированность) или целостности.

  • отношение к учебной деятельности как к средству достижения определенного уровня профессионального развития, которое определяется через ценностные ориентации, смысловые установки. Согласно Д. Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий,…такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть… мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то тем самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием,…общие мотивы деятельности» . Уровень сформированности профессионального самосознания по этому критерию определяется через позицию учащегося по отношению к учебной деятельности;

  • актуализация себя как профессионала, выраженная посредством определения места профессии в общем жизненном контексте человека и наличия в структуре «Я-концепции» специалиста аспектов жизни, связанных с различными сторонами профессиональной деятельности и осмысленных с помощью разнообразных характеристик образа «Я-профессионал»;

  • согласованность «Я-концепции» личности, которая определяется степенью согласованности образа «Я-профессионал» с различными аспектами Я (физическим, социальным, гендерным и т. д.).

Эталоном, меркой профессионального самосознания выступает профессиональный типаж-стереотип как персонифицированный образ самой профессии или обобщенный образ типичного профессионала, который развивается в ходе обучения и развития индивида, и от отдельных изолированных эталонов-типажей поднимается до уровня системно организованной «имплицитной теории личности».

В процессе профессионализации профессиональное самосознание расширяется, меняются сами критерии оценивания своих профессиональных возможностей. Это происходит за счет включения новых признаков осваиваемой профессии, и заставляет человека предъявлять новые требования к себе как к профессионалу. Расширение профессионального самосознания выражается и в возрастании числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала, в целостном видении себя в контексте образа своей профессиональной деятельности. Зачастую профессиональное самосознание складывается стихийно, но профессиональное самосознание требует специальной работы по его развитию и формированию, что тесно связано с успешностью овладения человеком профессией и профессиональной деятельностью.

Все это делает не только возможной, но и необходимой специальную работу по управлению процессом формирования профессионального самосознания. Наиболее сензитивным периодом в этом смысле, по мнению большинства ранее рассмотренных авторов, будет являться период обучения в ВУЗе.

Литература:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *