Про жизнь и отношения

Содержание

Рассмотрим вкратце основные компоненты стиля поведения и деятельности человека, характеризующие психологический портрет личности, исходя из основной идеи психологии управления: плохо относиться к человеку — невыгодно.

На современном этапе развития менеджмента определение психологического портрета личности является, на наш взгляд, одним из самых сложных и важных вопросов, решение которого позволит повысить успешность управления персоналом.

Приведем некоторые положения, определяющие психологический портрет личности, исходя из основной идеи психологии управления: плохо относиться к человеку — невыгодно.

При решении проблем управления персоналом следует учитывать, что люди по-разному приспосабливаются к жизненным условиям. По способности адаптироваться можно выделить три типа людей:

  1. С ориентацией на текущий момент и легкой приспосабливаемостью к обстановке.
  2. С ориентацией на прошлое, способностью действовать в рамках жесткой структуры с четкими разрешениями и запретами, правами и обязанностями.
  3. С ориентацией на будущее, неадекватным ситуации поведением, плохо приспособленных к иерархической структуре.

Первый тип людей лучше работает при принятии решений, второй — при их реализации в рамках имеющихся структур, третий — в качестве генераторов идей.

Каждому руководителю важно уметь вскрывать свои внутренние психологические резервы. Для этого нужно научиться познавать себя и других людей, выявлять темперамент, характер, направленность личности, отношение к деятельности и жизни, к целям и жизненным ситуациям, ожидаемое эмоциональное поведение в напряженных ситуациях и межличностных отношениях, деловые качества.

Академик Б. Г. Ананьев, создавший ленинградскую школу психологов, обосновал, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, объединяющей его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности.

В индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности. Базовые свойства — сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт личности.

Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства — направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организаторы поведения «Я».

Ананьев представлял индивидуальность как единство и взаимосвязь свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности.

На основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, включающий следующие компоненты:

  1. Темперамент.
  2. Характер.
  3. Способности.
  4. Направленность.
  5. Интеллектуальность.
  6. Эмоциональность.
  7. Волевые качества.
  8. Умение общаться.
  9. Самооценка.
  10. Уровень самоконтроля.
  11. Способность к групповому взаимодействию.

Развитие индивидуальности продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека — из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием.

Рассмотрим вкратце основные компоненты, характеризующие психологический портрет личности.

Темперамент

Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни — быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т. д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.

Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ (V–IV в. до н. э.), который считал, что в теле человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов, данные по названию жидкостей, сохранились до наших дней: холерический, происходит от слова «желчь», сангвинический — от слова «кровь», флегматический — слизь и меланхолический — черная желчь. Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ и объяснял выраженность определенного типа темперамента у конкретного человека.

В современной психологии словом «темперамент» обозначают динамические особенности психики человека, т. е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Поэтому темперамент никак нельзя определить словом «хороший» или «плохой».

Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, он основан на свойствах нервной системы человека и зависит от строения тела человека, обмена веществ в организме. Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению.

Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменения, а на познание особенностей темперамента для определения рода деятельности человека.

Типы темпераментов:

  1. Сангвиник — это обладатель сильного типа нервной системы (т. е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью), уравновешенного, подвижного (возбуждение легко сменяется торможением и наоборот).
  2. Холерик — это обладатель неуравновешенного типа нервной системы (с преобладанием возбуждения над торможением).
  3. Флегматик — с сильным, уравновешенным, но инертным, неподвижным типом нервной системы.
  4. Меланхолик — со слабым неуравновешенным типом нервной системы.

К представителю каждого типа темперамента нужно найти свой подход исходя из определенных психологических принципов:

  1. «Доверяй, но проверяй». Это подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы; жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность — и минусы: склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадежность. Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.
  2. «Ни минуты покоя». Таков принцип подхода к холерику. Принцип опирается на использование его плюсов: энергичности, увлеченности, страстности, подвижности, целеустремленности — и нейтрализацию минусов: вспыльчивости, агрессивности, невыдержанности, нетерпимости, конфликтности. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.
  3. «Не торопи». Таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы: устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность — и минусы: медлительность, безразличие, «толстокожесть», сухость. Главное, флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело.
  4. «Не навреди». Это девиз меланхолика, который имеет плюсы: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию — и, конечно, минусы: низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним.

В действительности трудно встретить человека, полностью отвечающего определенному типу темперамента, наблюдается доминанта одного из них.

Чисто формально, без учета специфики каждой индивидуальности, при организации рабочих пар можно исходить из следующего принципа: холерику легче всего работать с сангвиником, сангвинику — с меланхоликом, меланхолику — с флегматиком.

Если вы чувствительный меланхолик, значит, вы прекрасный друг; если вы флегматик, то за вами, «как за каменной стеной», могут спрятаться ваши близкие, друзья и подчиненные, ведь вы очень надежны; если вы холерик, то можно надеяться на успешность вашего жизненного пути, так как вы хорошо умеете ставить цели и добиваться их достижения. Ну а если вы сангвиник, то тогда от вас исходит теплый солнечный свет, что тоже нужно людям в нашей жизни.

Характер

Характер (греч. — «чеканка», «отпечаток») есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. Те особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера.

Черты характера — это не случайные проявления личности, а устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности. В характере выражаются не случайные, а наиболее типичные, существенные особенности человека.

В структуре характера выделяют 4 группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности:

  1. К труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность).
  2. К другим людям, коллективу, обществу (например, общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и противоположные им — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм).
  3. К самому себе (например, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные им — самомнение, иногда переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм).
  4. К вещам (например, аккуратность, бережливость, щедрость или, напротив, скупость и т. п.)

Стержнем сформировавшегося характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении поставленных целей.

Безволие человека обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей.

Карл Леонгард выделил 4 типа характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый.

Демонстративный тип, который получил свое название из-за способности людей подобного типа очень сильно выражать свои эмоции, с точки зрения окружающих — более сильно, чем они их переживают в данный момент. У демонстративной личности развита способность вытеснять из сознания некоторые травмирующие представления: она может лгать, не сознавая, что лжет, при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи притворяющегося человека.

Она не притворяется, а действительно в данный момент верит в то, в чем пытается убедить окружающих. Демонстративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая артистичность в выражении любого чувства: горя, восхищения и т. д.

Излюбленные образы, в которые перевоплощается демонстративная личность, — невинная жертва, человек, которого нс оценили, злоупотребили его доверием, использовали его редкие душевные и интеллектуальные качества и пр., либо благодетель человечества, уникальный специалист, нежное, тонкое существо, нуждающееся в неустанной опеке.

При положительном социальном развитии демонстративная личность может стать прекрасным писателем, актером, социальным работником — благодаря умению вжиться в другой образ, понять другого человека.

Противоположностью демонстративному является педантичный характер. Если демонстративная личность принимает решения стремительно, импульсивно, процесс обдумывания сведен к минимуму, то педантичная личность долго колеблется и тщательно обдумывает свои действия.

Негативными чертами такого характера могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять свои действия выключен ли газ, нет ли в отчете ошибки, не грязные ли руки и пр., если, конечно, это не единичные случаи, а устойчивое поведение.

Но, как известно, наши достоинства являются продолжением наших недостатков, и педантичный характер может выразиться в таких прекрасных качествах, как пунктуальность, аккуратность, ответственность, предусмотрительность, рассудительность, забота о собственном здоровье, избежание эксцессов — словом, весь комплекс, которого демонстративной личности явно не хватает.

Следующий тип характера — застревающий. Для людей этого типа характерна очень долгая задержка сильных чувств (аффектов) ярости, гнева, страха, особенно когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-то внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать и вспыхивать с первоначальной яркостью спустя недели, месяцы, даже годы.

Свои успехи застревающий человек переживает так же достаточно долго и ярко. Люди этого типа отличаются обидчивостью и злопамятностью. Самыми распространенными «идеями», темами застревания являются: ревность, преследование, месть. Эти люди могут сказать о себе: «Я могу простить обиду, но не забыть ее».

У возбудимых личностей так же, как у демонстративных и застревающих, часто констатируется весьма неровное течение жизни, однако не потому, что они постоянно избегают трудностей, а потому, что часто высказывают недовольство, проявляют раздражительность и склонность к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Неумение управлять собой ведет к конфликтам.

Способности

Способность в психологии рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные параметры продуктивности системы точность, надежность (устойчивость), скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач определенного уровня трудности, разрешения ситуаций и т. д.

Уровень способностей определяется степенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями личности. Лучший вариант, когда есть способности к какой-либо сфере деятельности и интерес этим заниматься.

Способности подразделяются на общие и специальные. Общие способности могут предопределять склонность к довольно широкому спектру деятельности, они формируются развитием интеллекта и особенностей личности.

К общим способностям относятся:

  • готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность;
  • черты характера — внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность;
  • развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.

Общая способность выступает как социально-психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности: музыкальной, исследовательской, преподавательской и др.

Направленность

В основе направленности личности лежит мотивация ее деятельности, поведения, удовлетворения потребностей. Направленность бывает на задачу, на общение, на себя. Одного человека может устроить удовлетворение только физиологических потребностей и обеспечение безопасности существования.

Другим, кроме этих потребностей, весьма важно удовлетворение социальных потребностей и потребностей в самовыражении, реализации творческих способностей. Задача менеджера и психолога заключается в выявлении потребностей, интересов, убеждений каждой личности и определении конкретной направленности ее мотивов.

Интеллектуальность

Советский психолог С. Л. Pубинштeйн рассматривал интеллект как тип поведения человека — «умное поведение». Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. Интеллект — это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях — как символ обучения человека всему новому.

Французский психолог Жан Пиаже считал одной из самых важных функций интеллекта взаимодействие с окружающей средой через адаптацию к ней, т. е. умение ориентироваться в условиях и соответственно строить свое поведение.

Адаптация может быть двух видов: ассимиляция — приспособление ситуации через изменение условий к человеку, его индивидуальному стилю умственной деятельности, и аккомодация — приспособление человека к изменяющейся ситуации через перестройку стиля мышления.

Интеллект можно определить также как общую способность действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно функционировать в окружающей среде (Векслер).

Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей.

Кроме познавательного, существует интеллект профессиональный и социальный (умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из создавшейся ситуации). Следует помнить, что интеллект — это познание плюс действие. Поэтому нужно не только развивать все виды интеллекта, но и уметь реализовывать рациональные решения, показывать свой интеллект и на словах, и в деле, поскольку только результат, конкретные действия определяют уровень интеллекта личности.

Эмоциональность

Со времен Платона вся психическая жизнь делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и чувства, или эмоции.

Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и действуют помимо нашей воли и желания. Они отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом субъективность и непроизвольность эмоций.

Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично; больно, но это скрывается; обидно, но внешне только раздражение или гнев. Мы можем не показывать свои эмоции, от этого они не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрессии.

Управлять эмоциями просто необходимо, во-первых, для здоровья, во-вторых, из честолюбия. Все эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.

Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект. Он захватывает человека целиком и подчиняет его мысли и действия. Аффект всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен, Он наступает в результате какого-либо сильного (объективного или субъективного) потрясения.

Собственно эмоции — это более длительная реакция, которая возникает не только как реакция на свершившиеся события, но главным образом на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

Чувства — устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения к конкретным событиям или людям (возможно, воображаемым).

Настроения — длительные эмоциональные состояния. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку принятия или непринятия мира. Превалирующие у данного человека настроения, возможно, связаны с его темпераментом.

Стресс — неспецифическая реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную обстановку. Это физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Реакцию называют неспецифической, так как она возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие — холод, усталость, боль, унижение и т. д.

Умение общаться

Общение — это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, средства, виды, типы, каналы, фазы.

Наиболее очевидной функцией общения является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это семантическая (смысловая) сторона общения. Эта передача влияет на поведение человека, действия и поступки, состояние и организованность его внутреннего мира. В целом можно выделить информационную (получение сведений), познавательную, управляющую и развивающую функции общения, функцию обмена эмоциональными и вообще психическими состояниями.

Средства общения бывают вербальными (речь в разных формах) и невербальными (пантомимика, мимика, жесты и др.)

Виды общения: общение двоих (диалог), общение в малой группе, в большой группе, с массой, анонимное общение, межгрупповое общение. Перечисленные виды относятся к непосредственному общению.

Каналы общения: зрительный, слуховой, тактильный (прикосновение), соматосенсорный (ощущения своего тела).

Типы общения: функционально-ролевое (начальник — подчиненный, учитель — ученик, продавец — покупатель), межличностное, деловое, раппортное (общение с односторонним доверием — доверяет пациент).

Фазы общения: планирование, вхождение в контакт, концентрация внимания, мотивационный зондаж, поддержание внимания, аргументация, фиксация результата, завершение общения.

Самооценка

На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).

Раис Фaтxутдинoв

Наша жизнь в значительной степени зависит от того, что мы знаем. То, что мы знаем, определяет те решения, которые мы принимаем. Но точно так же, как мы зависим от знаний, мы зависим и от того, что мы чувствуем.

В то время как философия имеет дело в основном с логи%ACческой стороной жизни — информацией и образом мыслей, отношение к жизни определяет главным образом эмоциональную сторону, влияющую на наше существование. То, что мы знаем, определяет нашу философию. То, что мы чувствуем по отношению к тому, что мы знаем, определяет наше отношение к жизни, наш подход к ней.

Именно эмоциональная сфера управляет в основном на%ACшим повседневным поведением в личной и деловой жизни. Наши чувства по отношению к событиям, происходящим в жизни, являют собой мощную силу, которая может или заста%ACвить нас застыть на месте, или побудить к немедленному дей%ACствию в любой ситуации.

Точно так же, как и мысли, эмоции обладают способ%ACностью привести нас к будущему счастью или ввергнуть в несчастье. Чувства, которые мы испытываем к людям, своей работе, дому, своему финансовому положению и ко всему миру вокруг нас, — все это вместе формирует наше отношение к жизни. Имея правильный подход к жизни, человек способен сдвинуть горы. Имея неправильный подход, он может быть раздавлен тяжестью мелкой песчинки.

Правильное отношение — это важное начальное условие для достижения успеха и счастья, одна из основ хорошей жизни. Вот почему мы должны постоянно анализировать свои чувства по поводу нашего места в этом мире и своих возможностей достичь исполнения своих мечтаний.

Чувства, которые мы испытываем, определяют наш преоб%ACладающий подход, а наш преобладающий подход, в конечном итоге, определяет качество нашей жизни.

Отношение к жизни — основной решающий фактор того, какой она окажется. Поскольку все в этом мире взаимосвязано, мы должны тщательно изучить все вещи и всех людей, которые могут оказать негативное влияние на наше существование.

Прошлое

Здоровое и зрелое отношение к прошлому может внести значительное изменение в жизнь любого человека. Наилучший подход к прошлому — использовать его как школу, а не как оружие. Мы не должны терзать себя до смерти за прошлые неправильные поступки, ошибки, неудачи и потери. События прошлого, как хорошие, так и плохие, — все это часть нашего жизненного опыта.

Для некоторых прошлое может быть строгим учителем. Но мы должны помнить его, чтобы извлекать уроки и использовать ценность опыта прошлого в своей жизни. В то же время нельзя допустить, чтобы прошлое подавило нас.

Часть чуда нашего будущего заключена в прошлом, его уроках, ошибках, успехах. Суммарный опыт всего, что с нами случилось, может стать либо господином, либо нашим слугой. Именно поэтому так важно собирать уроки прошлого и использовать их в будущем.

Если мы способны выработать такой разумный подход к прошлому, то сможем резко изменить ход нашей жизни в течение, например, последующих двенадцати месяцев. Каждый из нас окажется где-то через год. Вопрос только в том, а где именно?

Выработка новой философии по отношению к прошлому — это ключ к изменению нашего нынешнего подхода.

До тех пор пока мы окончательно не признаем, что прошлое невозможно изменить, наши чувства сожаления, угрызений совести и горечи будут мешать строить лучшее будущее с использованием возможностей, открытых перед нами сегодня. Насколько эффективно мы используем настоящее, в значительной степени определяется нашим отношением к прошлому. До тех пор пока мы не внесем поправки в свою философию, мы не сможем изменить свое отношение к жизни и рискуем получить будущее, полное тех же чувств сожаления, разочарования и горечи, которые и сейчас держат нас за горло.

Мы не можем двигаться вперед в более светлое будущее, не закрыв дверь в темное прошлое.

Настоящее

Наше лучшее будущее начинается в настоящий момент. Прошлое подарило нам богатство воспоминаний и жизненного опыта, а настоящее дает шанс мудро распорядиться ими, приносит возможность создавать удиви%ACтельное будущее. Однако за награды будущего нужно платить определенную цену в настоящем.

Возможность, которую дает текущий момент, должна быть использована, в противном случае мы лишимся наград буду%ACщего.

Наши цели и амбиции прошлого принесли сегодняшние результаты. Если наши сегодняшние награды не впечатляют, значит, прошлые усилия тоже были невелики. И если сегодняшние усилия малы, то будущее вознаграждение также будет невелико.

Сегодняшний день предоставляет каждому 1440 минут, или 86400 секунд. Как бедные, так и богатые имеют в сутки те же самые 24 часа. Время никому не отдает предпочтения. Сегодняшний день просто говорит: «Вот я здесь. Что ты будешь делать со мной?».

Насколько хорошо мы используем каждый день, в значи%ACтельной степени зависит от нашего отношения к жизни. При правильном отношении мы можем выбрать этот день и сделать его точкой нового отсчета. Сегодняшний день не заботят ни вчерашние неудачи, ни завтрашние сожаления. Он просто приносит всем нам самый драгоценный дар — еще 24 часа — и надеется, что мы распорядимся им по-умному.

Самая большая возможность, которую несет с собой сегодняшний день, — возможность начать процесс изменения.

Сегодня — это настоящее, момент, когда мы можем начать нашу новую жизнь. Это может быть приход нового руководства в офис, новое мнение, обретающее силу. Это может быть «смена точки зрения» — новое принятое нами отношение к тому, кем и какими являемся, чего хотим и что мы собираемся делать.

Сегодня также может быть точной копией нашего вчера, и позавчера, и поза-позавчера… — Всё зависит от отношения к своему будущему.

Будущее

B своей книге «Уроки Истории», ставшей классикой, Вилл и Ариель Дюран писали: «Чтобы терпеть то, что есть, мы должны помнить то, что было, и мечтать о том, что когда-то будет».

Наше отношение к будущему также имеет большое значе%ACние. Оно зависит от нашей способности видеть будущее. Каждый обладает неотъемлемой способностью мечтать, планировать и переживать будущее с помощью своего внутреннего воображения. Каждый ум обладает способностью воображать, а также способностью творить. Как тело человека инстинктивно знает, как достигнуть чуда здоровья, точно так и разум инстинктивно знает, как достигается чудо благосостояния.

Все должно быть завершено, прежде чем начато

Все, что окружает нас в этом мире, было завершено в со%ACзнании создателя этих вещей, прежде чем было начато их изготовление. Дома, в которых мы живем, автомобили, в ко%ACторых ездим, наши одежда и предметы домашнего обихода — все эти вещи начинались с идеи. Затем идея анализировалась, уточнялась, совершенствовалась в голове или на бумаге, прежде чем был вбит первый гвоздь или разрезан первый кусок ткани.

Задолго до того как идея превратилась в физическую ре%ACальность, разум четко визуализировал конечный продукт.

Человек создает свое собственное будущее примерно та%ACким же образом. Мы начинаем с мыслей, каким должно быть наше будущее. Через определенный период времени мы уточняем и дополняем образ. Вскоре каждая наша мысль, решение и действие — все начинает работать в гармонии, чтобы реализовать то, что мы создали в своем сознании для нашего будущего. Именно поэтому так важно иметь правильное отношение к обстоятельствам как прошлого, так и будущего.

Если у нас здравое отношение к прошлому и конструк%ACтивное отношение к самому себе и сегодняшним воз%ACможностям, то мы сами подсознательно направляем себя к воплощению мечтаний.

Однако если мы полны сожалений по поводу прошлого и озабоченности о настоящем, то подсознательно ведем себя к такому будущему, которое сильно напоминает прошлое, только что оставленное позади.

Мысли и чувства, которые мы позволяем себе иметь се%ACгодня, должны быть критичны, поскольку они вносят вклад в наше будущее. И все, что приготовит это будущее, будет просто зеркальным отображением нашей сегодняшней философии и отношения к жизни.

В прошлом

Значительные изменения в понимании феномена одиночества произошли в начале ХХ столетия, когда мужчины и женщины без пары: молодые профессионалы, представители богемы и интеллигенции, геи и феминистки — устремились в большие города. Целые районы, такие как Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке, Сохо в Лондоне и Монпарнас в Париже, стали заселять инакомыслящие одиночки — и именно здесь рождались самые передовые идеи того времени.

В крупных городах России дух перемен, воспетый русскими авангардистами, и социальные последствия революции привели к пертурбациям в семейной сфере. Традиционное супружество вытесняет новая форма внебрачных отношений — сожительство, увеличивается число разводов, процветает свободная любовь. Остро стоит квартирный вопрос, люди ютятся в коммуналках — иметь семью теперь экономически невыгодно.

Ровно век спустя мы снова становимся свидетелями социальных процессов, способствующих переоценке «преимуществ» семейной жизни, всегда считавшихся очевидными. В ближайшие годы женатые люди могут оказаться в меньшинстве — пришло время одиночек.

Статистика

«В наши дни одинокими являются более 50 % взрослых американцев; 31 млн человек… проживают в одиночестве.
<…>
… Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии — стран, имеющих один из самых высоких уровней жизни… около 40 % домохозяйств состоит всего из одного человека.
<…>
…Во всём мире число людей, проживающих в одиночестве, резко увеличилось — со 153 млн в 1996 году до 201 млн в 2006 году, то есть за 10 лет количество таких людей возросло на 33 %».

По результатам последней переписи населения, в России 40 % населения имеют статус одиноких — никогда не состояли в браке (зарегистрированном или так называемом гражданском), вдовствуют или разведены. При этом, согласно данным опроса ВЦИОМ, 79 % россиян вовсе не чувствуют себя одиноко, а 54 % опрошенных отсутствие пары не пугает.

Современные одиночки

The Guy — Чувак — безымянный герой сериала High Maintenance, который третий сезон выходит на остросоциальном канале НВО, — пример современного одиночки, или «синглтона». Впервые это понятие использовал в 2012 году социолог, доктор философии Нью-Йоркского университета Эрик Кляйненберг.

Синглтоны — жители больших городов, которые непрочным семейным связям и сомнительным отношениям предпочитают одиночество.

Чувак, как и многие другие мужчины и женщины его поколения, ведет насыщенную социальную жизнь, успешен в своем деле, очевидно нравится людям — и у него нет пары.

Создатель сериала и исполнитель главной роли Бен Синклер говорит в интервью: «Вначале мы хотели, чтобы он чувствовал себя одиноко, а потом подумали: эй, а что, если с ним всё нормально?» Многочисленные исследования жизни синглтонов подтверждают: так оно и есть.

«В наши дни молодые одиночки, — пишет Кляйненберг, — стремятся активно «переформатировать» представление о том, что их существование является показателем социального фиаско, в прямо противоположное — что оно свидетельствует о неординарности личности и об успехе. <…> Инвестиции в себя необходимы потому, что современные семьи часто распадаются, работа не является стабильной, и в конечном счете каждый из нас может надеяться только на самого себя».

«Я вполне гармонично ощущаю себя в статусе одинокого человека и не понимаю людей, которые всеми силами пытаются его изменить. Если появляется подходящий человек — это другое дело. А до тех пор нужно наслаждаться жизнью и как можно круче раскрывать себя, а потом будет что и в детей вложить».

Наташа, 33 года, градостроительница

Сегодня всё реже используются такие эпитеты, как «холостяк», «старая дева», «разведенка». Очевидно, что семейный статус мужчины никак не сказывается на его способности к зачатию. Зато отцы, оказавшиеся в этой роли без особого желания, плохо с ней справляющиеся или вовсе ее отвергающие, склонны страдать от чувства вины и рискуют вызвать резкое осуждение в обществе.

«Многие считают, что я просто боюсь брать на себя ответственность за женщину и ребенка — оттого и не завожу семью. Но пока я не вполне понимаю, для чего мне это нужно. У меня остаются сомнения, что благодаря таким изменениям моя жизнь станет лучше. А идти на это из-за предрассудков о «правильной жизни» и «мужском долге» я, конечно, не буду!»

Евгений, 42 года, архитектор

В стране, где более половины браков заканчиваются разводами, пренебрежительное отношение к одиночкам и вовсе нелепо и становится моветоном. Тем не менее такие люди продолжают испытывать на себе социальное давление. Доктор философии Белла Депауло, которая сама всю жизнь обходится без пары, в своей книге говорит о дискриминации одиноких людей и даже вводит особый термин — «синглизм» (по аналогии с «расизмом» и «сексизмом»).

Проявлений синглизма множество — от упущений в законодательных актах до привычной пренебрежительной манеры общения с неженатыми людьми.

«Мама переживает по поводу моего одиночества. Да, это на меня влияет. Иногда я начинаю загоняться, хотя и понимаю, что зря».

Наталья, 37 лет, режиссер

Депауло утверждает: уровень счастья у семейных людей лишь немного выше, чем у одиноких, а по прошествии некоторого времени он снова достигает прежней отметки. Замужние женщины в той же мере подвержены стрессу, депрессии, так же часто чувствуют себя «покинутыми», как и те, что живут без «второй половинки»: «Одинокие люди не заслуживают пренебрежительного отношения к себе и дискриминации, такое поведение обусловлено стереотипами».

Главный страх

«Страшнее смерти может быть только смерть в одиночестве» — опрос показывает, что подобные идеи больше не актуальны. 65 % жителей Москвы и Санкт-Петербурга уверены, что не стали бы сохранять фактически распавшийся брак из-за боязни одинокой старости.

По утверждению Кляйненберга, острее всего одиночество переживают люди, которые недавно овдовели, особенно если после ухода супруга/супруги резко возрастает риск болезни, смерти или маячит пугающая перспектива переезда в дом престарелых.

По статистике, большинство пар в России распадается после 5–9 лет совместной жизни. Тех, кто подает на развод после 20 лет брака, тоже немало — 13 %. Выходит, сохранить отношения до самой смерти удается совсем немногим.

А что, если супруг, на которого возложена почетная миссия провожатого в мир иной, отправится туда раньше? Или, оказавшись на годы прикованным к постели, сам будет нуждаться в постоянном уходе? К тому же не каждому захочется в случае смертельного заболевания полностью зависеть от другого.

«Я привыкла сама о себе заботиться. Мысль о том, что в старости я стану для кого-то обузой, меня ужасает. Лучше я заранее побеспокоюсь о сиделке или месте в доме престарелых, чем позволю мужчине взять на себя эту роль».

Инга, 29 лет, издательница

Жизнь без секса хуже смерти

«Больше всего меня пугает отсутствие секса. Что такие периоды будут затягиваться. Но по своему опыту я знаю: не заниматься сексом, когда ты одна, не так мучительно, как когда ты живешь в браке, но секса всё равно нет».

Соня, 35 лет, писательница

По словам Кляйненберга, «жизнь в одиночестве дает несколько преимуществ: сексуальную свободу и пространство, где можно экспериментировать с этой свободой, возможность развиваться, расти и искать настоящую любовь». В то же время приведенные ученым статистические данные, как и результаты других исследований, свидетельствуют, что в жизни синглтонов бывают долгие периоды воздержания:

«Мужчины среднего возраста, снова вступившие в брак, имеют больше шансов жить половой жизнью, чем те, кто развелся, но остался один. 57 % мужчин, проживающих с партнером… заявили, что занимались сексом раз в неделю или больше… по сравнению с 43 % мужчин, проживающих без партнера. <…> Одинокие мужчины мастурбируют в два раза чаще…

Для женщин сексуальных преимуществ в браке еще больше.

54% сексом раз или более в неделю. . Ответы женщин на вопрос о том, живут ли они в целибате, рисуют картину отчаяния: 17 % вновь вышедших замуж и 77 % разведенных и незамужних женщин заявили, что «.

«В первое время после расставания отсутствие тактильных ощущений причиняет мне сильное физическое страдание. Кажется, я просто не выживу: как же так — не обниматься, спать одному? Постепенно боль затихает и ущерб от отсутствия контакта перестает быть разрушительным. Я как будто частично засыпаю, а остальные функции работают нормально».

У одинокого человека, которого удручает отсутствие секса, есть масса возможностей изменить ситуацию — в то время как люди, связанные семейными узами, лишены такой привилегии.

Исследование, ставившее целью определить степень интегрированности одиночек в общественную жизнь, подтверждает: синглтоны имеют больше контактов с родственниками, соседями и друзьями, чем те, кто состоит в браке. «Есть все основания утверждать, что живущие в одиночестве люди компенсируют свое состояние повышенной социальной активностью, превышающей активность тех, кто проживает совместно, а в городах, где много одиночек, бурлит культурная жизнь».

В большом городе

«Становясь всё более популярным, этот феномен изменяет «социальную ткань» и представление о человеческих взаимоотношениях, влияет на особенности градостроительства и развития экономики», — продолжает Кляйненберг. И далее: «Большинство живущих в одиночестве — не бедные, а, напротив, финансово независимые люди».

Быть синглтоном выгодно экономически. Человек располагает большим количеством времени, которое может потратить в том числе на работу, что при должном усердии обеспечит рост доходов.

К тому же когда ты один, то сам несешь ответственность за свои расходы.

Коворкинги, коливинги, новые форматы публичных библиотек, рестораны с общими столами, сидеть за которыми психологически комфортнее, чем за стандартными «на двоих», — жизнь одиночек становится всё более приспособленной под их «специфические» нужды.

Синглтоны — настоящие гейм-чейнджеры на рынке недвижимости. По словам управляющего бюро FlatForma Сергея Хмелёва, Москва продолжает перестраиваться под влиянием нового поколения резидентов. Застройщики разрабатывают и внедряют форматы квартир не только для семей с детьми, но также для пар и одиночек. В некоторых жилых комплексах предлагаются апартаменты площадью от 14 м2 — для тех, кто приходит домой, чтобы переночевать.

Свойственное одиночкам стремление к комфорту и бережное отношение к личным границам помогают им более эффективно организовывать свою жизнь.

«У меня был идеальный формат отношений: у нее есть свой дом, у меня — свой. Мы жили в одном округе Москвы, дорога занимала 20 минут. Мне очень нравилось бывать у нее, я всегда мог позвать ее к себе или остаться дома один».

Одни, но не одиноки

Мы постоянно окружены людьми. Нас учат думать, что сами мы не способны сделать себя счастливыми, что для этого нам обязательно нужен кто-то еще.

«В состояние одиночества нужно погрузиться, осознать его, прочувствовать. Поначалу оно может вызывать дискомфорт и даже страдание, но, прислушавшись к себе, вы обнаружите, что на самом деле так намного приятнее, чем находиться рядом с неподходящим человеком».

Многие из тех, кто когда-либо жили в одиночестве, подтвердят: нет состояния более естественного и гармоничного, если принимать его сознательно, не обращая внимания на общественное мнение или навязчивую социальную политику государства.

«Я единственный ребенок в семье. У меня всегда была своя комната, я привыкла с детства быть одна. Это состояние для меня естественно. Был период, когда я снимала квартиры с другими людьми, — интересный опыт и в целом фан. Но когда у меня снова появилось свое жилье, я вздохнула с облегчением».

Спокойное отношение к одиночеству позволяет нам адекватнее оценить наши социальные связи и сделать выбор в пользу тех людей, находиться с которыми нам так же комфортно, как с самими собой.

Если же общение происходит по инерции, если нами движут социальные установки или нерациональные страхи — может, стоить дать себе время подумать? В одиночестве.

Общая информация

Фобия – обостряющийся в определенных ситуациях иррациональный страх, происхождение которого невозможно объяснить логически. Как правило, предмет фобии не представляет реальной опасности, но для человека он становится источником чрезмерной тревоги, из-за которой он старается минимизировать контакты с ним. Причины возникновения навязчивых страхов чаще всего кроются в эмоциональных потрясениях или длительных периодах стресса.

Люди, страдающие от антропофобии, испытывают сильнейший психологический дискомфорт, если кто-то приближается к ним и нарушает их личное пространство. Они стараются постоянно находиться в одиночестве. Во время общения с другим человеком антропофоб чувствует физическое недомогание.

Антропофобии одинаково подвержены мужчины и женщины. Обычно она возникает в подростковом возрасте. Это расстройство сопровождается компульсивным поведением – набором движений или манипуляций, которые человек повторяет в однотипных ситуациях для предупреждения паники или защиты от тревожащего фактора. Антропофобия часто сочетается с социофобией (боязнью скоплений людей), скоптофобией (страхом опозориться) и низкой самооценкой.

Причины

Достоверные причины антропофобии не установлены. Психологи считают, что в большинстве случаев зарождение проблемы происходит в раннем детстве. Обиды на родителей, наказания, обманы, запугивания, эмоциональные травмы – все это приводит к тому, что ребенок теряет доверие к окружающим его людям. По мере взросления он становится замкнутым и предпочитает проводить время в одиночестве. Только наедине с собой мальчик или девочка, чувствуют себя комфортно и свободно.

Чаще всего причины антропофобии кроются в детских психологических травмах

Антропофобия может появиться и/или усугубиться в пубертатном возрасте. Из-за особенностей внешности или темперамента подросток превращается в объект насмешек и критики. Он становится нерешительным и неуверенным в себе. Если при этом ребенок не чувствует поддержки со стороны близких, то уровень его самооценки снижается, и возникает постоянное ожидание «удара» со стороны других людей и, как результат, страх перед ними, а в некоторых случаях – ненависть.

Антропофобия не всегда имеет глубинные корни. Иногда она появляется уже в зрелом возрасте. Провоцирующим фактором может стать переутомление, стресс или насилие (избиение, грабеж). От расстройства чаще страдают жители крупных городов по причине высокой плотности населений и динамичности происходящих событий.

Симптомы

Антропофобия может протекать в различных вариациях, отличающихся степенью тяжести и предметом страха. В любом случае ее характерными проявлениями являются замкнутость в себе и ведение уединенного образа жизни.

Одиночество – основной симптом боязни людей

Симптомы антропофобии:

  • Боязнь перед всеми людьми. Человек испытывает целостное отвращение ко всем, он не хочет, чтобы на него смотрели, говорили с ним и прикасались к нему.
  • Страх перед незнакомцами. Пациент ограждается от общения только с незнакомыми людьми. В кругу родных он чувствует себя нормально.
  • Неприятие конкретных черт внешности или личности – боязнь рыжих, бородатых, нетрезвых, толстых и так далее. Причиной фобии может быть травма, нанесенная человеком с такими характеристиками. Еще один фактор – напоминание о прошлых недостатках. Например, нежелание видеть толстых людей после похудения.

При антропофобии контакт с объектом страха приводит к эпизодам панической атаки, которая сопровождается:

  • учащенным сердцебиением;
  • потливостью;
  • ощущением нехватки воздуха;
  • дрожью в конечностях;
  • оцепенением;
  • абдоминальными болями и другими симптомами.

Чувствуя приближение приступа, пациент может попытаться успокоить себя с помощью каких-то действий, например, подсчета домов или прохожих (компульсивное поведение).

Антропофобия опасна тем, что лишает человека возможности быть частью социума. У него возникают сложности с выполнением своих трудовых обязанностей, с созданием семьи и так далее. Со всеми трудностями он пытается справиться в одиночку и не может попросить о помощи даже при наличии реальных проблем со здоровьем. А если ему предлагают какие-либо услуги, то категорически от них отказывается. Антропофобу кажется, что при контакте с человеком он заразится опасной инфекцией, а в случае нахождения в толпе – будет раздавлен.

Лечение

Как лечится антропофобия? Прежде всего необходимо признать наличие проблемы и обратиться к психологу. Врач поможет разобраться в причинах страха, а также даст рекомендации по налаживанию ситуации.

В процессе терапии доктор постоянно беседует с пациентом, выясняя и анализируя его эмоции и мысли. Ключевой задачей является выяснить, чего конкретно боится человек во время общения с другими людьми, а также доказать ему, что этот страх безоснователен.

Лечение антропофобии у психолога

Залог успешного лечения антропофобии – осознание пациентом важности социализации и его желание научиться контактировать с себе подобными. Необходима постоянная работа, состоящая из маленьких шагов. Как правило, психолог советует человеку каждый день активно бороться с антропофобией: поблагодарить продавца в магазине, узнать у прохожего точное время, проехаться в транспорте и так далее. Эти простые действия помогают пациенту вернуться в общество.

В тяжелых случаях антропофобия лечится посредством гипноза. Чаще всего используют технику Милтона Эриксона. Она предполагает концентрацию индивидуума на своих внутренних переживаниях и абстрагирование от окружающей действительности. Во время сеанса человек расслабляется и рассказывает о своих потаенных страхах.

Чем отличается антропофобия от социофобии

Антропофобия, как и социофобия, является формой социальных фобий, то есть связана с людьми, коммуникацией или выполнением общественных обязанностей.

Эти понятия следует различать, ведь жить социофобу немного легче, чем больному антропофибией. Боязнь общества (именно так можно расшифровать слово социофобия) заключается в переживании негативных эмоций во время нахождения в какой-либо группе, коллективе, в то время как для антропофоба может быть мучительна компания даже одного человека.

Многие испытывают неудобство, когда нарушается их личное пространство. Каждый человек имеет зону комфорта, проникновение в которую заставляет нервничать и переживать о своей безопасности. Когда человек хочет побыть один, а остаться наедине с собой не получается, то может наблюдаться ухудшение настроения и даже состояния здоровья. Эти особенности нормальны, однако иногда они могут свидетельствовать о развивающейся антропофобии.

Основной симптом антропофобии – компульсивное поведение. Оно заключается в выполнении навязчивых действий или движений. Цель такого поведения – защитить себя от фобии, блокировать неадекватные проявления страха. Примером компульсии может служить беспрестанный счёт в стрессовой ситуации. Например, человек, оказавшись в толпе, не останавливаясь, считает прохожих.

Это заболевание влечёт за собой возникновение множества неприятных состояний. Различные неврозы, психические расстройства, депрессии сопровождают и без того нелёгкую жизнь больного антропофобией. Он боится, что незнакомец нападёт на него или заразит неизлечимой болезнью. Ощущение утраты здоровья во время социальных контактов – ещё один из основных симптомов антропофобии.

Его контакты максимально ограничены. Он стремится свести на нет общение даже с самыми близкими людьми. Антропофоб не обратится за помощью и скорее всего отвергнет её в случае крайней необходимости.

Боязнь людей ухудшает когнитивные способности человека. Субъект, охваченный тревогой перед встречей с обществом, испытывает трудности с концентрацией внимания и не может усвоить новую информацию. Он утрачивает способность к обучению и развитию. Параллельно проблемам с концентрацией внимания у антропофоба появляются трудности с запоминанием и извлечением информации.

Страдающему от подобной фобии нелегко трудоустроится, потому как большая часть профессий предполагает общение. А любое обучение требует коммуникации, которая невозможна, ведь страх перед людьми сильнее, чем желание работать.

Чаще всего антропофобия начинается подростковом возрасте. Ей в одинаковой мере подвержены мужчины и женщины. Специалисты призывают искать причины антропофобии в детстве. Неблагоприятные условия взросления, конфликтная обстановка в семье – идеальная почва для формирования неврозов. Физическое насилие, психологические травмы, стресс – всё это может стать толчком для развития расстройства. Постепенно ребёнок приходит к тому, что наедине с собой ему комфортнее, чем с кем-то – не нужно ожидать подвоха, можно расслабиться и довериться собственному «я». Ему всё сложнее избавиться от недоверия и настороженности. Такое поведение приводит к социальной изоляции.

Считается, что это расстройство возникает у тех людей, чья самооценка была занижена. Частая критика и неприятие со стороны значимых лиц рождает чувство неуверенности в себе. Находясь рядом с другими, больной постоянно в ожидание удара, выискивает признаки осуждения со стороны других людей и, наконец, находит их.

Антропофобия может развиться на фоне скоптофобии, постоянного страха попасть в неловкую ситуацию, опозориться. Страдающие от него зачастую воспринимают особенности своей внешности или поведения как повод для насмешек.

Тяжёлые детские переживания не всегда приводят к развитию неврозов. Часто они появляются и у тех, кто не попадал в тяжёлые ситуации. Однако в силу личностных особенностей могут развиваться фобические страхи, такие как антропофобия.

Антропофобия требует целенаправленной и длительной терапевтической работы. Человеку самому очень трудно справиться с таким расстройством, поэтому лучший выход – это обратиться к специалисту. Психотерапевт обучает больного методам снятия нервного напряжения и рассказывает, каким способом он может управлять своими эмоциями. В процессе групповой психотерапии прорабатываются различные жизненные ситуации. Во время таких встреч человек учится открыто выражать свои мысли и совершенствует коммуникативные навыки. В итоге психотерапевтического лечения пациент становится готовым к контактам в социуме и избавляется от деструктивной защитной модели – поведения избегания.

Борьба с антропофобией начинается с детального анализа причин её возникновения. Главный фактор, способствующий излечению, — личная заинтересованность пациента. Если психотерапевт и клиент объединят усилия, возможно избавление. В ходе терапии больной постепенно приучается контактировать с людьми, начиная с простейших социальных действий – покупка продуктов, обращение в справочное бюро, поездка в трамвае.

Ознакомиться с прочими страхами, связанными с социумом, вы сможете в разделе «Социальные страхи».

Прочие социальные страхи:

  • социофобия — страх социума, патологическая тревога перед различными социальными ситуациями;
  • боязнь работать — эргофобия;
  • боязнь толпы людей — демофобия;
  • прекратить отношения с близким человеком;
  • перед знакомством в общественном месте;
  • перед одиночеством — аутофобия;
  • перед экзаменами;
  • перед непроизвольной рвотой или икотой на людях;
  • покраснеть на публике — эритрофобия.

Видеозапись иллюстрирует поведение антропофоба:

Антропофобия

Антропофобия МКБ-10

F40.140.1, F93.293.2

МКБ-9 MeSH

Антропофобия или человекобоязнь (др.-греч. ἄνθρωπος, ánthrōpos — «человек», φόβος, phóbos — «страх») — невротическая боязнь людей, стремление избегать людского общества. Является формой социальной фобии, видом социального невроза, одним из навязчивых состояний. Антропофобия иногда встречается при психастении.

Антропофобия сопровождается компульсивным поведением — навязчивыми движениями и действиями, приобретающими для пациента защитный характер и оцениваемые им как требующие повторения в однотипной ситуации для предупреждения или устранения фобий.

Разница между антропофобией и социофобией заключается в том, что при антропофобии человек боится любых людей, а при социофобии боится внимани посторонних людей..

Страдающие антропофобией испытывают дискомфорт и стресс при контакте с людьми, особенно с незнакомыми.

Часто начинается в подростковом возрасте. В отличие от большинства других фобий, антропофобия одинаково часто встречаются у мужчин и у женщин. Обычно сочетается с заниженной самооценкой и боязнью критики. Иногда пациент убеждён, что одно из этих вторичных выражений его тревоги является основной проблемой.

Антропофобия может быть результатом скоптофобии (психоневроз, проявление стыда, боязнь осрамиться).

Страх опозориться. Как избавиться?

Жизнь превращается в существование, когда тебя везде преследует страх опозориться, сказать глупость, попасть в нелепую ситуацию. Тебе надо сделать важное дело, а ты не можешь к нему приступить из-за страха, что сделаешь неидеально, с ошибками, ведь нет ничего хуже, чем выполнить все некачественно.
Если необходимо пройти собеседование, начать работать на новом месте или выступить перед людьми, ты делаешь все, чтобы только избежать этого, ведь тебя тревожит страх перед всем новым. Ты боишься попасть в неловкое положение оттого, что еще ничего не знаешь на новом месте, боишься растеряться от новых обязанностей и что не будешь знать, как и что делать.
Это страх не справиться и в результате — опозориться. Причем ты боишься опозориться, даже если у тебя есть все необходимые знания и навыки для того, чтобы сделать все идеально!

А как быть, если тебе понравилась женщина и нужно с ней познакомиться? Страх опозориться проявляется и здесь, лишая тебя возможности построить нормальные отношения, так как ты просто не можешь общаться с противоположным полом. Если даже получается начать отношения, то страх опозориться может появиться и в интимной близости, не давая возможности расслабиться и получить удовольствие.
Страх опозориться может распространяться на все сферы жизни человека, лишая его полноценной жизни в обществе и радости от взаимодействия с людьми. Часто он настолько силен, что человек добровольно отказывается от того, чтобы строить семью, устраиваться на работу и от любых других сфер жизни, где существует хоть какой-то риск опозориться перед другими.

В чем причина патологии?

Страх опозориться может приобрести патологическую форму в том случае, если ребенок с анальным вектором в детстве утрачивает ощущение защищенности и безопасности от матери, когда она находится в стрессовых состояниях. Либо если она его подгоняет, заставляет все делать быстро, что противоречит природным свойствам его психики, направленным на качество, но никак не на скорость.
В результате утраты этого чувства у ребенка возникает стресс, на который он реагирует сжатием сфинктера. А в ожидании стресса, например от экзамена или контрольной в школе, он бессознательно сопротивляется этому, и тогда происходит обратная реакция — диарея. То есть как бы происходит утрата контроля над этим процессом.

По мере взросления этот момент вытесняется в бессознательное, и тогда страх опозориться начинает преследовать человека во всех ситуациях в жизни.
Бывает и так, что у ребенка страх опозориться может принять патологическую форму в результате плохого опыта во взаимоотношениях со сверстниками или со взрослыми. Например, в школе. Если его обсмеивают одноклассники или стыдят перед всем классом учителя за сделанные им ошибки. Тогда ребенок чувствует себя опозоренным перед другими людьми, и на базе этого опыта, когда он вырастает, его постоянно преследует страх позора во взрослой жизни.

Как избавиться от страха опозориться и наконец начать жить?

Для того, чтобы навсегда освободиться от этой проблемы, в первую очередь необходимо полное осознание всего механизма формирования этой психологической патологии.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет осознать все те скрытые причины, которые не дают нам получать радость и удовольствие от взаимоотношений с другими людьми и от самой жизни.
Когда мы начинаем понимать свою психику и все ее свойства, все негативные состояния уходят, потому что, когда мы раскрываем в причинно-следственных связях весь механизм их появления, они перестают управлять нашей жизнью. Это подтверждают многочисленные отзывы людей, прошедших тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана:
Начните избавляться от паталогического страха опозориться уже на бесплатном онлайн-тренинге по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по прямо сейчас.
Александр Чернов
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Как помочь мужчине выйти из депрессии
В ожидании бумеранга для обидчиков
Как перестать курить, если очень хочется

Страх опозориться родом из детства

Природный страх обладателей анального вектора — страх опозориться. В идеале он способствует выполнению человеком работы безупречно.
Сделать работу плохо — значит опозориться перед людьми. Страх опозориться не дает возможности совершить ошибку, заставляет все делать правильно. Но в результате потери чувства защищенности и безопасности от матери в детстве и возникновения проблем с реализацией свойств этот страх начинает создавать проблемы в жизни.
Дело в том, что на любой стресс ребенок реагирует самой чувствительной зоной. В анальном векторе — это область прямой кишки и вся пищеварительная система. От стресса происходит сжатие сфинктеров: сначала анального, потом желудочного и так до горлового. Какая зона пострадает, зависит от силы и продолжительности стресса.

Маленький человек с анальным вектором обстоятелен и стремится всегда закончить начатое. Поторапливание и сдергивание причиняют ему дискомфорт, ввергают в сверхстресс.

С чего начинается проблема

Также стрессовым фактором является любое негативное состояние матери: страхи, апатия, депрессия. Ведь ребенок еще не в состоянии обеспечить себе выживание, это делает за него мать. И ему жизненно необходимо получать от нее чувство защищенности и безопасности, благодаря которому ребенок находится в балансе с окружающей средой, ощущает уверенность в завтрашнем дне. Это создает благоприятную почву для развития всех заданных свойств.
Когда состояние стресса постоянно, сжатие становится привычной реакцией на окружающую среду. Проявляется оно детскими запорами. Чем сильнее негативное воздействие окружающей среды, которое не соответствует природному ритму ребенка, тем дольше ребенок не может произвести акт очищения. Происходит ряд физиологических изменений, в результате которых это становится болезненным.
Организм приспосабливается, и в ожидании стресса начинается сопротивление этому сжатию — расслабление. Возникает диарея. Происходит утрата контроля над чувствительной зоной, и природный страх опозориться от этого усиливается.

Как проявляется страх опозориться в жизни

Говорить об этом интимном процессе неприлично, поэтому страх начинает вытесняться в бессознательное и переноситься на значимые для ребенка ситуации. Так как в анальном векторе ценность — это обучение, то на ожидание контрольной или экзамена ребенок будет реагировать диареей и страхом опозориться. А после экзамена, наоборот, может случиться запор как реакция на пережитый стресс.
Он может знать предмет идеально, но все равно будет бояться совершить ошибку. А по мере взросления этот страх может стать серьезной проблемой, ведь он проецируется совершенно на разные ситуации в жизни. Человек может начать бояться публичных выступлений, стесняться разговаривать с людьми или пойти на собеседование. В корне это все равно остается природным страхом опозориться — сделать что-то неприличное у всех на виду.
Когда человек не может закончить ни одно дело из-за чувства, что ничего невозможно довести до совершенства, и при этом сильно боится опозориться, это может заставить его в принципе отказаться брать на себя ответственные дела и работу.

Отсутствие реализации

Кроме того, даже если обладатель анального вектора не проходил в детстве через стрессовые ситуации и его свойства получили должное развитие, невозможность реализовать свои таланты в обществе также может привести к неадекватному перфекционизму. Стремление к лучшему полностью перечеркнет все хорошее, что уже сделано в жизни.
Человек с анальным вектором получает удовлетворение от того, что реализует себя как эксперт, профессионал или учитель, который до мельчайших подробностей знает предмет и с точностью передает знания другим. В случае, если реализовать себя таким образом не получается, перфекционизм и желание достичь совершенства начинают проявляться не там, где нужно.
Например, человеком может овладеть мания чистоты: он будет бесконечно мыть окно, чуть ли не до дыр, и даже малейшая пылинка будет заставлять его продолжать действие. Это же касается и любых дел. Человек начинает стремиться к недостижимому совершенству во всем и искать недочеты там, где их нет, что не дает ему закончить работу.

Как направить свои свойства в нужное русло

Понимание своей бессознательной природы и свойств, полученных в момент рождения для реализации врожденных желаний, дает человеку возможность увидеть путь, встав на который, он сможет реализовать себя максимально. Вновь обрести радость жизни, дышать полной грудью — это возможно, ведь счастье измеряется состоятельностью среди других людей — полнотой реализации себя в социуме.
Подробнее ознакомиться со свойствами анального вектора и других векторов вы сможете уже на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по .
Авторы Александр Чернов, Арина Семенова
Редакторы Татьяна Фарафонова, Янина Буракова
Корректор Екатерина Жаворонкова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Когда лучшее — враг хорошего. Часть 1. Родом из детства
Как избавиться от депрессии
Как деньги съедают либидо и кормят мортидо

Алена Лепилина

Люди с высоким уровнем стрессоустойчивости превращают неприятные ситуации в возможность научиться чему-то новому. Только вот не все мы оптимисты. Однако наш мозг устроен таким образом, что его можно перепрограммировать и намного легче переживать жизненные неурядицы. Вот несколько советов от Джона Ардена, опытного нейрофизиолога и автора книги «Укрощение амигдалы».

Оптимизм и стрессоустойчивость: где их искать

Эмоционально устойчивые люди адаптируются к обстоятельствам, концентрируясь на скрытых возможностях. Например, из-за нехватки финансов вы устраиваетесь на новую работу и обнаруживаете, что она намного труднее, времени и энергии уходит уйма, приходится работать сверхурочно. Вам тяжело выйти из зоны комфорта, потому и копится недовольство. Но, вероятно, спустя время вы обнаружите, что новая сфера деятельности интереснее и лучше прежней.

Возможно, вам повезло и произошло что-то весьма близкое к вашим ожиданиям, но действительно ли это принесло вам удовольствие? Вполне вероятно, что вы оказались слишком занятым ожиданием следующего конкретного результата.

Если вы привязаны к ожиданию конкретного результата, а получается что-то другое, вы испытываете разочарование.

Как правило, все получается не совсем так, как вы того горячо желаете, и у вас есть два варианта действий: смириться с тем, что получилось, или сожалеть о том, что желаемый результат не достигнут. В любом случае вы лишаете себя возможности жить настоящим и получать удовольствие здесь и сейчас.

Душевная стойкость заключается в том, чтобы сохранять надежду перед лицом сложностей и делать то, что нужно, чтобы ситуация изменилась к лучшему. Такого рода оптимизм — часть эмоционального интеллекта.

Вредный для здоровья пессимизм

Пессимистичный настрой плохо влияет не только на душевное, но и на физическое здоровье. Мартин Селигман из Пенсильванского университета выдвинул предположение, что пессимизм негативно влияет на здоровье по следующим причинам:

  • вы не верите, что ваши действия могут изменить ситуацию;
  • в вашей жизни случается больше плохого, потому что вы отрицательно реагируете на нейтральные ситуации, а также потому что напрасно или неправильно прикладываете усилия;
  • пессимизм подавляет иммунную систему.

Пессимисты сами себя загоняют в депрессию. Их негативное восприятие мира не оставляет им возможности положительно оценить хоть какое-то событие.

Нейронауки и радость жизни

Оптимизм — это не просто уверенность в том, что стакан наполовину полон. Стресс дает вам шанс попытаться сделать что-то по-другому, по-новому — так, как никогда раньше. И если вы сфокусируетесь на этой возможности, то кто знает, к чему она приведет? Не зря говорят, что нет худа без добра. И что самое интересное, эта поговорка все чаще подтверждается наукой.

Способность к восстановлению после негативного эмоционального состояния — важная характеристика стрессоустойчивости.

Межполушарная асимметрия — она подразумевает, что в разных процессах (творчество, восприятие, речь) полушария участвуют по-разному, — связана и с эмоциями человека. Ученые выяснили, что люди, у которых доминирует левая область лобной доли, как правило, отличаются оптимизмом, активно действуют и верят в то, что их усилия принесут результат. А вот те, у кого «главнее» правая лобная доля, склонны к негативному эмоциональному стилю в поведении. Они больше подвержены тревожности, грусти, беспокойству, пассивности и отказу от активных действий.

Хорошая новость в том, что существуют способы «перепрошить» мозг. Люди, у которых доминирует левая лобная доля («позитивная»), умеют нейтрализовывать негатив. Получается, что стрессоустойчивость человека зависит от способности подавлять негативные эмоции, включая эмоцию страха, за проявление которой отвечает миндалевидное тело (или амигдала).

Ричард Дэвидсон из Университета Висконсина одним из первых начал исследовать явление межполушарной асимметрии и ее влияние на эмоциональное состояние человека. Он выдвинул предположение, что люди, практикующие позитивный эмоциональный настрой и отношение к жизни, например, с помощью медитации осознанности, становятся более стрессоустойчивыми.

Как изменить отношение к жизни

Подход к жизни и отношение к событиям, которые с вами происходят, сильно влияют на уровень стресса и на способность менять свою эмоциональную установку. Вот несколько советов, которые помогут перенастроить мозг на позитивную волну.

1. Не надевайте «футболку жертвы»

У людей, которые позитивно смотрят на мир и легче справляются с проблемами, есть реалистичное осознание, что то, что они делают, находится в области их контроля. Они считают себя активными участниками процесса, а не беспомощными жертвами сложившихся обстоятельств. Они не демонстрируют выученную беспомощность и умеют вовремя снимать «футболку жертвы».

Ставьте cебе амбициозные цели

В соответствии с тем принципом, что умеренный уровень стресса помогает перенастроить мозг и обеспечивает «прививку» от более серьезного стресса, ставьте перед собой цели, требующие от вас дополнительных усилий

Относитесь к переменам как к шансу на лучшую жизнь

Старайтесь расценивать изменения, пусть даже плохие (хотя это вероятнее всего так кажется на первый взгляд) как возможность действовать по-новому, а не как кризис, от которого нужно защищаться.

Не забывайте о социальной медицине

Поддержка друзей и семьи намного важнее, чем вы думаете. Люди с высоким уровнем стрессоустойчивости активно используют социальную поддержку, что смягчает для них последствия стрессовых ситуаций. При этом она должна быть направлена на заботу и поощрение, а не вызывать в человеке жалость к себе и зависимость.

Занимайтесь тем, что вам по душе

Ученые выяснили, что стрессоустойчивые люди вкладывают свои усилия и время в то, чем занимаются. Они полны энергии и интереса к своей работе.

Не давайте себе скучать

Умеренный уровень стресса не позволит вам заскучать от повседневной рутины. Профессор психологии Чикагского университета Михай Чиксентмихайи описал, как можно избежать состояния тревожности от чрезмерного стимулирования и в то же время не поддаться скуке. Нахождение баланса между двумя этими состояниями вызывает у человека состояние «потока», приносящее настоящее удовольствие.

Будьте любознательным

Любопытство играет важную роль в том, насколько эффективно работает мозг. Если вы разовьете в себе ненасытное любопытство, любая среда, в которую вы попадаете, станет для вас источником новых впечатлений и знаний. Эмоционально и интеллектуально богатая среда стимулирует свойство нейропластичности головного мозга, тогда как лишенная этих характеристик среда ведет к деградации.

Есть люди, которые после серьезных травм благодаря своей стойкости начали новую жизнь. Они не забывают, через что им пришлось пройти, но не сидят сложа руки в ожидании, когда произойдет что-то хорошее. Вместо этого они упорно работают. И надо собой в том числе. Ими стоит восхищаться и вспоминать о таких примерах, когда попадаешь в череду неудач. Перенастройку мозга можно начать с того, чтобы самому создавать у себя позитивный настрой, — и все получится.

P.S. Понравилось? Подписывайтесь на нашу полезную . Раз в две недели присылаем подборку лучших статей из блога

По материалам книги «Укрощение амигдалы»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *