История христианской церкви

Православие и современность. Электронная библиотека. — 338 с.
(Holy Trinity Orthodox School, 2002. )

Профессор Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931) окончил Киевскую Духовную Академию и впоследствии поддерживал постоянные связи с университетами Запада. Он был профессором в Киеве, позже — в Софии, где читал лекции по догматике и, в особенности по церковной истории. Предлагаемая книга — обобщающий труд, который он сам предполагал еще раз пересмотреть и издать. Кончина помешала ему осуществить последнюю отделку этого труда, который в сокращенном издании появился в Софии в 1937 г. Глубоко преданный своей Церкви и ее традициям, проф. Поснов вместе с тем отличался большой прямотой ума, постоянно искавшего истины. Настоящий труд — публикуемый на этот раз полностью, стараниями дочери автора, И. М. Посновой, — раскрывает сущность его воззрений на прошлое и на взаимоотношения восточного и западного христианства в течение первых одиннадцати веков. За последние десятилетия, немало исторических фактов, затронутых на этих страницах, были изучены заново и некоторые из них представляются теперь в новом освещении. Но успехи, которых могло достигнуть новейшее знание, не умаляют ценности этой книги. Она заключается преимущественно в научной направленности этого труда, в правдивости и беспристрастности автора и в том методе, которым он постоянно вдохновлялся.Предисловие
Предварительные сведения
Источники церковной истории
Издания источников
Требования от историка объективности и аконфессионализма
Отношение церковной истории к другим наукам — светским и богословским
Границы истории христианской Церкви и разделение её на периоды
Церковная историография
Вводная глава
Приготовление человеческого рода к пришествию Иисуса Христа
Состояние языческого и иудейского мира ко времени пришествия Иисуса Христа
Религиозные верования иудейского народа в век Рождества Христова
Часть I. Первый период (30–313 гг. )
Миссия Церкви в первые три века
Христианская Церковь и внешний мир
Акты мучеников и акты Святых
Внутренняя жизнь Христианской Церкви в I-III века
Церковное вероучение в первые три века
Христианское Богослужение
Религиозно-нравственная жизнь христианЧасть II. Период вселенских соборов
Распространение Христианства
Отношение Христианской Церкви к внешнему миру. Церковь и государство
Церковная организация
Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских соборов (IV-VIII века)
Христианское Богослужение
Нравственная жизнь

21 июня 2016История

С чего начать, если вы совсем ничего об этом не знаете

Подготовила Людмила Жукова

Новый Завет: Евангелие от Марка, Деяния апостолов, Первое послание к коринфянам

Начать знакомство с историей раннего христианства стоит с Нового Завета — священной книги христиан и одновременно главного источника, проли­вающего свет на началь­ный период существования этой религии. Сегодня существует несколько переводов Нового Завета — читателю есть из чего выбрать: от классического синодального, кото­рый был сделан еще в XIX веке и неизбежно устарел, до новейшего перевода Института перевода Библии под редакцией Михаила Кулакова. Тому, кто не готов осилить все 27 книг Нового Завета, советуем остановиться на Еван­гелии от Марка — самом кратком и самом раннем повествовании о жиз­ни основателя христианства Иисуса из Назарета. Также можно прочитать Дея­ния апостолов — увлека­тельный «приключенческий роман» о первых христи­анских миссионерах, апостолах Петре и Павле, и одно из миссионерских посла­ний Павла — Первое послание к коринфянам с его знаменитым гимном любви: «Любовь — вот к чему должны вы стремиться!»

Глеб Ястребов. «Кем был Иисус из Назарета?» (2008)

Вопрос, вынесенный автором в заглавие книги, может показаться провокацией, ведь всем известно, кто такой Иисус. Однако не все так просто: ответ зависит от того, кому этот вопрос адресован. Для христианина Иисус — Сын Божий и Мессия; для мусульман — один из пророков; для историка прежде всего осно­ватель христи­анства, еврей по национальности и плотник по профессии, жив­ший в I веке н. э. в Палестине. Первая попытка создания критической биогра­фии Иисуса относится к XVIII веку. С тех пор было написано немало книг, посвященных поиску «исторического Иисуса». Книга Глеба Ястребова — одна из наиболее удачных. Избрав научно-популярный формат, автор не снижает академи­ческую планку, благодаря чему читатели знакомятся с новейшими открытиями в этой области. Нейтральный стиль изложения не навязывает никакой точки зрения и позволяет читателю делать богословские или мировоззренческие выводы самостоятельно.

Барт Д. Эрман. «Петр, Павел и Мария Магдалина. Последователи Иисуса в истории и легендах» (2009)

Барт Эрман — известный американский ученый-библеист и популяризатор новозаветной науки. Его книга посвящена трем фигурам в истории христиан­ства, две из которых — Петр и Мария Магдалина, ближайшие ученики Иисуса Христа, а третья — бывший гонитель христиан, «апостол язычников» Павел. Он смело мог бы претендовать на титул второго основателя христианства — столь значим его вклад в распространение учения Иисуса и становление хри­стианского богословия. Эрман стремится, с одной стороны, восстановить исторический облик этих персонажей, очистив от идеологи­ческой ретуши; с другой — проанализировать механизмы и причины формирования кано­нических образов, созданных церковью. Пожалуй, особенно интересна глава о Марии Магдалине, которая до недавнего времени была обойдена вниманием исследователей. Интерес к этой женщине в академической среде в какой-то степени был спровоцирован ее неожиданной популярностью: она — героиня рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», романа Казандзакиса «Последнее искушение Христа» и одноименного фильма Скорсезе, не говоря о недавнем литературном хите — «Коде да Винчи» Дэна Брауна. И хотя, по мнению Эр­мана, любовная связь между Марией и Иисусом — литературный вымысел, роль Магдалины в становлении христианства была гораздо более значимой, чем принято считать.

Адальбер Гюстав Аман. «Повседневная жизнь первых христиан. 95–197» (2003)

Французский историк, работающий в парадигме вошедшей в моду в ХХ веке «истории повседнев-ности», пытается реконструировать повседневную жизнь христиан II века. Жизнь эта, по мнению Амана, была двойной — «присутствие в этом мире и одновременно уход от него, участие в делах сограждан и вместе с тем одиночество, симпатия и взаимное отторжение». Автор проанализировал огромное количество разнообразных документов той эпохи: письма, эпитафии, жития святых, свидетельства, созданные как самими христи-анами, так и их вра­гами. Благодаря этому книга изобилует интересными и даже забавными деталями домашнего и церковного быта, живыми семейными портретами. Аман опровергает стереотипное представление о жизни первых христиан как о череде мученичеств и подвигов за веру. Были и мученики, и герои, но были и те (и, по-видимому, их было большинство), кто, прожив долгую счастливую жизнь, умер собственной смертью в окружении родных.

Геза Вермеш. «Христианство. Как все начиналось» (2014)

Эта книга могла бы называться «От исторического Иисуса — к Христу Вселен­ских соборов». Автор прослеживает эволюцию христианства от иудей­ских истоков до «интеллектуальной религии», сложившейся к IV веку под сильным влиянием платонизма. Геза Вермеш — всемирно известный специалист не толь­ко по истории христианства, но и по истории иудаизма, что позволяет ему рассмотреть движение Иисуса и его последова­телей в контексте еврейской религии того времени. Начавшись как иудейское эсхатоло­гическое движение, христианство после казни Иисуса все больше и больше эллинизировалось, а его изначальное содержание — провозвестие Иисуса о скором наступлении Цар­ства Бога — было заменено провозвестием об Иисусе как Сыне Божием и иску­пителе. Вывод, к которому приходит Геза Вермеш, довольно радикален: исто­рический Иисус из Назарета не узнал бы себя в Иисусе Христе, о котором учат богословы Вселенских соборов.

микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив

§ 4. Периоды церковной истории

Чисто хронологический или историографический подход, которого придерживались высокообразованный Бароний и продолжатели его дела, ныне по большей части уже отвергнут. Он нарушает естественный ход событий, разрывает взаимную связь вещей и низводит историю до уровня простой летописи.

Деление по столетиям, господствовавшее в исторической науке от Флациуса до Мосгейма, было шагом вперед. Этот подход дает гораздо лучшее представление о развитии и взаимосвязи вещей. Но и он втискивает историю в чуждую ей механистическую схему, ибо яркие моменты или эпохи редко совпадают с началом или концом какого–либо столетия. К примеру, царствование Константина, а также союз церкви и государства ведут свою историю с 311 г.; папский абсолютизм в лице Гильдебранда — с 1049 г.; Реформация — с 1517 г.; Вестфальский мир был заключен в 1648 г.; первые английские паломники прибыли в Новую Англию в 1620 г.; освобождение рабов в Америке началось в 1776 г.; Французская революция относится к 1789 г.; возрождение религиозной жизни в Германии — к 1817 г.

Истинное деление должно вытекать из реального хода самой истории и отражать различные фазы ее развития или этапы ее жизни. Мы называем их периодами или эпохами. Начало нового периода именуется эпохальным или поворотным моментом.

В вопросе о числе и продолжительности периодов действительно нет единодушия, так как разные конфессии придерживаются на этот счет различных точек зрения, особенно начиная с XVI века. К примеру, для Римской церкви Реформация значит не так много, как для протестантских церквей, и совсем ничего не значит для Греческой; и хотя Нантский эдикт является эпохальным событием в истории французского протестантизма, а Вестфальский договор — немецкого, ни одно из этих событий не повлияло на английский протестантизм в такой мере, как восшествие на престол королевы Елизаветы, приход к власти Кромвеля, реставрация династии Стюартов и революция 1688 г.

Однако, несмотря на путаницу и разногласия в деталях, ученые в целом согласны делить историю христианства на три главные части: древнюю, средневековую и современную; хотя в отношении деления на эпохи и определения начала и конца этих эпох подобное согласие отсутствует.

I. История древнего христианства, с рождения Христа до Григория Великого. 1 — 590 г. по P. X.

Это эпоха греко–латинской церкви или христианских отцов. Ее события разворачивались в средиземноморских странах — на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Южной Европе — как раз на территории древней Римской империи и классического языческого мира. Эта эпоха закладывает основание богословия, церковного руководства и поклонения для всей дальнейшей истории. Это общий исток всех многоразличных конфессий.

Несомненно, самые важные разделы данного периода — это жизнь Христа и апостольская церковь, они требуют отдельного рассмотрения. Эти разделы представляют собой божественно–человеческий фундамент церкви, они вдохновляют, направляют и исправляют все последующие периоды.

Затем, в начале IV века, восшествие на престол Константина, первого римского императора, знаменует собой решительный поворот в истории; из гонимой секты христианство превращается в доминирующую религию Греко–римской империи. В истории богословия эпохальное значение имеет Первый вселенский собор в Никее, который пришелся на середину правления Константина, 325 г. по Р.Х.

Таким образом, в первой, или святоотеческой эпохе складываются три периода, которые мы можем назвать соответственно периодом апостолов, периодом мучеников и периодом христианских императоров и патриархов.

II. Средневековое христианство, от Григория I до Реформации. 590 — 1517 г. по Р.Х.

Началом Средних веков считают разные события: воцарение Константина (306 или 311); падение Западной римской империи (476); восшествие Григория Великого на папский престол (590); коронацию Карла Великого (800). Но практически все согласны с тем, что этот период закончился в начале XVI века — точнее, в 1517 г., с началом Реформации. Нам представляется, что наиболее важный поворот в истории церкви связан с Григорием Великим. При нем, инициаторе миссионерского служения среди англосаксонских племен, последнем из отцов церкви и первом из пап в полном смысле этого слова, начинается ревностный и увенчавшийся решительным успехом труд по обращению в христианство варварских племен, а также, одновременно с этим, становление абсолютной папской власти и отчуждение Восточной и Западной церкви друг от друга.

В этом и проявляется отличительная особенность Средних веков: церковь сместилась из Азии и Африки в Центральную и Западную Европу, из Греко–римской империи к германским, кельтским и славянским племенам, из культуры Древнего мира в современную цивилизацию. Главным делом церкви в то время было обращение и обучение варваров–язычников, которые в буквальном смысле покорили и уничтожили Римскую империю, но и сами были побеждены и преображены ее христианской верой. Этот труд совершала в основном Латинская церковь, построенная по строго иерархической схеме, с епископом Рима во главе. В свою очередь, Греческая церковь добилась определенных успехов среди славянских племен Восточной Европы — особенно в Российской империи, которая с тех пор приобрела большое влияние, — но магометанство сильно потеснило ее и ослабило ее влияние в Азии и Африке, на родине первоначального христианства, а в конце концов и в самом Константинополе; таким образом, в вопросах богословия, поклонения и организации Греческая церковь остановилась на позициях вселенских соборов и патриархальном укладе V века.

В Средние века на первый план выходит выработка церковной иерархии, так что церковь того периода можно именовать папской — в отличие от древней церкви святых отцов и современной церкви реформаторов.

В процессе становления и упадка римской иерархии особняком стоят три папы, олицетворяющие собой три эпохальных момента: Григорий I Великий (590) — зарождение папского абсолютизма; Григорий VII Гильдебранд (1049) — его наивысший расцвет; Бонифаций VIII (1294) — его упадок. Таким образом, история средневековой церкви тоже состоит из трех периодов. Мы можем для краткости назвать их миссионерской, папской и предреформационной эпохами католицизма.

III. Современное христианство, от Реформации XVI века до наших дней. 1517–1880 г. по Р.Х.

Современная история вершится преимущественно среди народов Европы, и, начиная с XVII века, открывает для себя новое широкое поле деятельности в Северной Америке. Западный христианский мир отныне разделяется на две противостоящие части — одна из них идет прежним путем, а другая прокладывает себе новый; Восточная же церковь практически сходит с исторической сцены и повсюду, за исключением современной России и Греции, являет собой картину безмятежного застоя. Современная церковная история — это эпоха конфликта протестантизма с католицизмом, конфликта религиозной свободы и независимости с принципами власти и покровительства, а также личной христианской веры отдельных людей с традиционной церковной системой.

И здесь тоже складываются три различных периода, которые кратко можно назвать так: реформация, революция и пробуждение.

XVI век, второй по плодотворности и значению период после апостольской эры, — это столетие евангелического обновления церкви и папской контрреформации. Это колыбель всех протестантских конфессий и сект, а также современного католицизма.

XVII век — это эпоха схоластической ортодоксии, полемического конфессионализма и относительного застоя. Реформация на континенте останавливается, но продолжается в Англии решительными действиями пуритан и достигает даже первозданных лесов американских колоний. XVII век был самым плодотворным периодом в английской церковной истории и дал жизнь разнообразным сектантским или инакомыслящим конфессиям, которые были затем перенесены на почву Северной Америки и даже переросли некоторые более древние исторические церкви. Позже, в XVIII веке, восставшие против мертвой ортодоксии и закосневшей обрядовости пиетисты и методисты начинают возрождение практической религиозной жизни. В Римской церкви победа остается за орденом иезуитов, но ему противостоят полуевангелический янсенизм и полулиберальное галликанство.

Во второй половине XVIII века начинается повальный отказ от традиционных идей и институтов, что порождает революцию в государстве и безбожие в церкви — особенно в католической Франции и протестантской Германии. Английский деизм, французский атеизм, немецкий рационализм — все это лишь разные степени нынешнего великого отступничества от ортодоксальных символов веры.

В XIX веке мы наблюдаем дальнейшее развитие негативных и гибельных тенденций, однако, наряду с этим, идет возрождение христианской веры и церковной жизни — вечное Евангелие полагает начало новому творению. Началом пробуждения можно считать трехсотлетнюю годовщину Реформации, 1817 г.

В это же время, подобно молодому, многообещающему, полному сил великану, на сцену выходит Северная Америка. Она по большей части сохранила свой английский и протестантский дух, однако предоставляет убежище всем народам, церквям и сектам Старого света, а светские и духовные власти в ней сосуществуют мирно, не вмешиваясь в дела друг друга.

Таким образом, всего мы имеем девять периодов церковной истории:

Первый период

Жизнь Христа и апостольская церковь.

От воплощения Христа до смерти апостола Иоанна. 1 — 100 г. по Р.Х.

Второй период

Гонения на христианство в Римской империи.

От смерти апостола Иоанна до Константина, первого императора–христианина. 100 —311г. по Р.Х.

Третий период

Христианство в союзе с Греко–римской империей и среди бурь великого переселения народов.

От Константина Великого до папы Григория I. 311 — 590 г. по Р.Х.

Четвертый период

Насаждение христианства среди тевтонских, кельтских и славянских племен.

От Григория I до Григория VII Гильдебранда. 590 — 1049 г. по Р.Х.

Пятый период

Церковь под властью папской иерархии, схоластическое богословие.

От Григория VII до Бонифация VIII. 1049 — 1294 г. по Р.Х.

Шестой период

Упадок средневекового католицизма и возникновение движений, подготовивших почву для Реформации.

От Бонифация VIII до Лютера. 1294 — 1517 г. по Р.Х.

Седьмой период

Евангелическая Реформация и римско–католическая реакция.

От Лютера до Вестфальского договора. 1517 — 1648 г. по Р.Х.

Восьмой период

Эпоха полемической ортодоксии и жесткого деления на конфессии, а также реакционных и прогрессивных движений.

От Вестфальского договора до Французской революции. 1648 — 1790 г. по P. X.

Девятый период

Распространение безбожия и возрождение христианства в Европе и Америке, миссионерская деятельность охватывает весь земной шар.

От Французской революции до наших дней. 1790 — 1880 г. по Р.Х.

Таким образом, христианство прошло через многие этапы земной жизни, но все–таки едва ли достигло полноты своего возраста во Христе Иисусе. За долгую череду столетий оно пережило разрушение Иерусалима, распад Римской империи, жестокие гонения извне и еретическое разложение изнутри, нашествие варваров, сумятицу Темных веков, папскую тиранию, столкновение с безбожием, опустошение после революций, нападки врагов и заблуждения друзей, восстание и падение бесчисленных гордых царств, империй и республик, философских систем и общественных организаций. Но вот, христианство по–прежнему живо, и сегодня оно сильнее и шире, чем когда–либо; оно направляет развитие цивилизации и вершит судьбы мира; оно шагает по руинам человеческой мудрости и глупости все вперед и вперед; оно безмолвно передает свои небесные благословения из поколения в поколение, из одной страны в другую, до самых отдаленных концов земли. Христианство никогда не умрет; оно никогда не узнает старческой дряхлости; но, подобно своему божественному Основателю, оно доживет до конца времен, сохранив неувядающую свежесть вечной юности и неистощимую силу зрелого возраста, и переживет само время. Отдельные конфессии и секты, человеческие формы богословия, власти и поклонения могут исчезать, выполнив свою миссию; но вселенская Церковь Христова, обладающая божественной жизнью и естеством, слишком крепка для врат ада. Она лишь сменит свое земное облачение на брачную одежду Невесты Христовой и восстанет из унижения к величию и славе. Потом, в пришествие Христа, она пожнет последний урожай истории, и как торжествующая Церковь на небесах будет радоваться и наслаждаться вечной субботой святости и мира. Это будет непреходящий конец истории, который еще в самом ее начале был предвозвещен святым покоем Бога по завершении всех дел творения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *