Ваджрапани мантра

ОЧИРВАНИ-ВАДЖРАПАНИ. Среди бодхисаттв особое место занимает Ваджрапани – гневный бодхисаттва, олицетворение силы, устраняющей препятствия на пути к Просветлению. Его имя означает «Рука, держащая ваджру”. В отличие от прочих бодхисаттв он изображается в пропорциях дхармапалы, он без нимба, за его спиной бушует пламя. Он синетелый, его атрибуты – ваджра в правой руке, поднятой в тараджни-мудре – мудре угрозы (в индуизме это мудра Шивы), в левой (также в тараджни-мудре) – крюк и петля для ловли душ грешников. Ваджрапани – единственный из гневных божеств, у кого в короне не черепа, символизирующие грехи, а лепестки, символизирующие дхьяни-будд. На его бедрах тигриная шкура (также шиваистский атрибут, связанный с йогической практикой). Изображение Ваджрапани в милостивой форме встречается крайне редко. Образ Ваджрапани корнями уходит в глубокую древность: дух-оборотень ведических времен и ипостась громовержца Индры, он в раннем буддизме становится легендарным учеником Шакьямуни, бодхисаттвой в махаяне, а в ваджраяне он, оставаясь бодхисаттвой, стал и идамом Гухъяпати Ваджрадхарой, персонификацией одноименной тантры. Ваджрапани также называют тысячным буддой из тех, которые явятся в мир в течение нынешнего мирового периода. Воплощением Ваджрапани был царь Шамбалы Сучандра, которому Будда преподал учение Калачакры. В «Ваджравидарана-нама-дхарани” говорится, что стражи четырех сторон света обратились к Будде со словами о том, что зло в мире одолевает добро, и Просветленный попросил Ваджрапани придумать средство для защиты чистых духом. Тогда бодхисаттва и принял свою гневную форму. Вместе с Авалокитешварой и Манджушри он образует основную триаду ламаизма – Милосердие, Мудрость и Сила. Ваджрапани также считается гневной ипостасью Манджушри. В народных верованиях Ваджрапани заменяет собою громовержца (поскольку ваджра – это молния), он владыка дождей и покровитель змей-нагов, которые были в числе учеников Будды, и именно им Просветленный преподал многие учения, которые еще рано было открывать людям. Мантра Ваджрапани –ОМ БАЗАР ВАНИ ХУМ ПАД—ОМ ВАДЖРАПАНИ ХУМ. Если человек подвержн страху, если он быстро теряет силы, то ламы советуют ему медитировать на Ваджрапани, каждое утро читая его мантру 108 раз. При этом следует визуализировать бодхисаттву и представлять, что из его сердца исходят синий свет и нектар, которые наполняют все тело медитирующего; эти свет и нектар вымывают из тела все страхи, все болезни и все дурное. Все это выходит из человека в виде темных сгустков. Затем, продолжая читать мантру, необходимо представить, что из сердца Ваджрапани исходят желтый свет с нектаром, которые наполняют тело человека, благословляя его.

2016-12-09

Друзья! С сегодняшнего дня у нас можно купить перекидные лунные календари с буддийскими божествами. Утром ламы Диважин дугана приехали к нам в цех и освятили весь тираж.

Получились календари яркие, красочные! В них изображения 13 наиболее почитаемых бурятами божеств: Бурхан-багши (Будды Шакьямуни), Ямантака, Зеленой Тары, Белой Тары, Очирвани, Баян Намсарай, Балдан Лхамо, Дамдин Дорлиг, Базарсада, Дугар Зайсан, Табан Хаан, Хамбо лам Д.Д. Заяева и Д.Д. Итигэлова. Буддийские танки — работа бурятского художника-иконописца Чимит-багши из Буддийского университета Даши Чойнхорлинг.

Как и в прошлом году особенность календаря «НоваПринта» в том, что в нем дано краткое описание каждого божества, в каких обычно случаях верующие обращаются к нему, мантра его и другая полезная информация. Также указаны наиболее благоприятные и неблагоприятные дни для начала новых дел, приема лекарств, для стрижки, выезда в дорогу и др.

Звоните в «НоваПринт»! Покупайте! Тираж ограничен! Тел. 212-220. 212552. 218674.

Стоимость 250 руб.

Идам (тиб. yi-dam или yi-damlha, букв. «желанный бог») — просветленное божество, которого медитирующий выбирает в качестве своего божества-покровителя. В буддийской мифологии ваджраяны божество-охранитель. В Тибете идам выступает как персональное божество — покровитель конкретной буддийской школы и персональное божество — покровитель верующего, принявшего обет. С идамами связаны тантрические практики, медитации, изображения, скульптуры и мантры. Идамы различают по полу (мужские и женские), по эмоциональному состоянию (спокойные, гневные и радостные), что обусловливает их различный иконографический облик.

Божество — покровитель года (1928 — 2035г.г.)
Авалокитешвара Ваджрапани Ваджрасаттва
Крыса 1936 1972 2008 Свинья 1935 1971 2007 Собака 1934 1970 2006
Птица 1945 1981 2017 Обезьяна 1944 1980 2016 Овца 1943 1979 2015
Лошадь 1954 1990 2026 Змея 1953 1989 2025 Дракон 1952 1988 2024
Заяц 1963 1999 2035 Тигр 1962 1998 2034 Корова 1961 1997 2033
Ваджрапани Будда Шакьямуни Будда Медицины
Птица 1933 1969 2005 Обезьяна 1932 1968 2004 Овца 1931 1967 2003
Лошадь 1942 1978 2014 Змея 1941 1977 2013 Дракон 1940 1976 2012
Заяц 1951 1987 2023 Тигр 1950 1986 2022 Корова 1949 1985 2021
Крыса 1960 1996 2032 Свинья 1959 1995 2031 Собака 1958 1994 2030
Зелёная Тара Будда Шакьямуни Манджушри
Лошадь 1930 1966 2002 Змея 1929 1965 2001 Дракон 1928 1964 2000
Заяц 1939 1975 2011 Тигр 1938 1974 2010 Корова 1937 1973 2009
Крыса 1948 1984 2020 Свинья 1947 1983 2019 Собака 1946 1982 2018
Птица 1957 1993 2029 Обезьяна 1956 1992 2028 Овца 1955 1991 2027

Кто такой Бодхисаттва?

С большим почитанием в буддизме Махаяны относятся к тем, кого называют Бодхисаттвами — Героями Пробуждения. Они — пробужденные существа, которые полностью или частично достигли состояния просветления и направляющие других на этом пути. Гаутама Будда называл себя Бодхисаттвой, искателем просветления, перед тем как достиг состояния Будды.

Важно, что Бодхисаттва желает просветления не только для себя, но также и для других существ и помогает им в этом. В текстах описано десять ступеней или «земель» («бхуми», санскр.) на этом духовном поприще. В Сардхадвисахасрика Праджняпарамита сутре разъяснено, что термин «бодхисаттва» может быть применён только к существу, достигшему первого уровня освобождения — реализовавшему первую «бхуми», а до этого момента все, кто только взращивает просветленный настрой Бодхичитту именуются «джатисаттва».

На каждой из ступеней сознание практикующего очищается все больше тонких концепций и проявляет очередной тип просветленных качеств. Эти десять уровней именуют следующим образом:

  1. Радостная (Совершенно радостная)
  2. Незапятнанная (Непорочная)
  3. Освещающая (Лучезарная)
  4. Сияющая (Пламенная)
  5. Трудная для очищения (Трудноодолимая)
  6. Проявляющаяся (Обращенная)
  7. Далеко ушедшая (Далеко зашедшая)
  8. Недвижимая (Неколебимая)
  9. Обладающая превосходной мудростью (Превосходный ум)
  10. Облако Дхармы.

Достигнув седьмой «бхуми» — «Далеко Ушедший» — Бодхисаттва становится Махасаттвой или Великим Бодхисаттвой, существом, достигшим освобождения от цикла перерождений, но отложившего свое полное освобождение. Сострадание по отношению ко всем остальным живущим существам заставляет Махасаттву остаться в этом мире для помощи в освобождении всем остальным. Он не подчиняется никаким законам природы и может принимать любую форму по своему желанию, находиться в нескольких местах одновременно и передвигаться со скоростью мысли.

Традиционно насчитывается восемь Бодхисаттв наивысшего уровня, которые были ближайшими учениками Будды, и которым тот передал учения Махаяны. Среди них выделяют троих, называя их часто «буддийской троицей». Это — Авалокитешвара, Манджушри и Ваджрапани, воплощающие, соответственно, сострадание, мудрость и силу всех Будд.

Символика Ваджрапани

Ваджрапани (санскр. Vajrapāṇi, тиб. phyag na rdo rje Чанна Дордже) — гневный бодхисаттва, хотя известны и мирные его формы (Изображение Ваджрапани в милостивой форме встречается крайне редко). Он олицетворяет активное сострадание и силу, устраняющую препятствия, заблуждения на пути к Просветлению. Он защитник-охранитель Дхармы и всех, кто следует ей, и символ могущества. Его имя буквально означает «Держащий в руке ваджру» (vajra — «алмаз», «молния», символ нерушимости).

В «Ваджравидарана-нама-дхарани» говорится, что стражи четырех сторон света обратились к Будде со словами о том, что зло в мире одолевает добро, и Просветленный попросил Ваджрапани придумать средство для защиты чистых духом. Тогда бодхисаттва и принял свою гневную форму.

Для адепта учений Ваджраяны все божества — лишь отражения его собственного ума, соответствующие различным его качествам и аспектам. В действительности они не только не имеют конкретной формы, но даже не существуют независимо, сами по себе. За каждым образом стоит сложный, разработанный до мелочей символизм. Все имеет свой смысл — форма божества, его цвет, поза (асана), жесты рук (мудры), различные украшения и атрибуты.

В буддийской иконографии Ваджрапани изображают тёмно-синего цвета, он стоит с широко расставленными ногами на солнечном диске в ореоле бушующего пламени, которое представляет преобразующую силу Пробуждения и мудрости. Его желто-красные волосы стоят дыбом, во лбу — око мудрости, выражение лица свирепое. В вытянутой правой руке он держит ваджру, обозначающую его способность рассекать тьму заблуждения, в левой — лассо или петлю для ловли демонов наших омрачений и дурных склонностей. Он украшен различными драгоценностями, золотыми и костяными украшениями — признаками Бодхисаттв, на руках и ногах браслеты из извивающихся змей-нагов, на нём передник из шкуры тигра — атрибут, связанный с йогической практикой. У Ваджрапани гневный облик, но он олицетворяет просветленный ум, а потому совершенно свободен от злобы. Ваджрапани — единственный из гневных божеств, которого изображают в короне не с черепами, символизирующими по одной из версий грехи, а драгоценными лепестками, символизирующие дхьяни-будд.

Ваджрапани относится к Владыкам Трёх Просветлённых Семейств, символизирующих тело, речь и ум Просветлённых. Семейство «Татхагата» Манджушри преобразует неведение, семейство «Падма» Авалокитешвары преобразует желание, а семейство «Ваджра» преобразует гнев. Считаясь манифестацией Будды Акшобхьи, Ваджрапани символизирует ваджрный ум. Главным атрибутом Ваджрапани является ваджра, отсюда его имя (также используют эпитет «Гухьяпати»).

Происхождение образа Бодхисаттвы Ваджрапани

История образа Ваджрапани корнями уходит в глубокую древность: дух-оборотень ведических времен и ипостась громовержца Индры, он в раннем буддизме становится легендарным учеником Шакьямуни, бодхисаттвой в махаяне, а в ваджраяне он, оставаясь бодхисаттвой, стал и идамом Гухъяпати Ваджрадхарой, персонификацией одноименной тантры. Ваджрапани также называют тысячным буддой из тех, которые явятся в мир в течение нынешнего мирового периода. Воплощением Ваджрапани был царь Шамбалы Сучандра, которому Будда преподал учение Калачакры.

Бодхисаттва Ваджрапани также является хранителем всех учений исцеления. По легенде, в прошлом Ваджрапани был богом Индрой и не был знаком со страданиями, которые испытывают живые существа, но когда он сам испытал серьезную физическую болезнь из-за своих собственных гордости и высокомерия, у него пробудилось сострадание ко всем живым существам, которые, также, как и он, будучи подвержены влиянию трёх ядов, страдали и создавали причины для новых страданий.

Вот вариант этой легенды:

Когда Будда Шакьямуни пребывал на Земле, а глубоко преданный новый ученик Ваджрапани служил ему, Шакьямуни однажды понадобилось отправить известие Варуне, королю Нагов. Так что Будда искал гонца для этого поручения. Ваджрапани, вдохновленный и исполненный преданности, как и все новички, вызвался помочь Учителю. Считается, что это была упая Будды для зарождения сострадания в своём божественном ученике, не знавшем до того страдания.

Будда поразмыслил над его предложением, и прежде, чем nослать Ваджрапани с поручением, предупредил, что Король Haroв Варуна — чрезвычайно могущественный правитель. Он не выно­сит высокомерия в других, и, учитывая, что такая черта имелась в характере Ваджрапани (в конце концов, он все же был Королем Богов), Будда предупредил его, чтобы он вел себя очень скромно и двигался очень осторожно в присутствии великого Правителя Нагов. Ваджрапани согласился следовать совету Будды.

Так Ваджрапани отправился во дворец Варуны, где его приветствовал слуга. Слуга сказал, что Варуна занят важным делом и примет Ваджрапани некоторое время спустя. Когда Ваджрапани показалось, что прошло очень много времени, он опять позвал слугу. Слу­га сказал ему, что Варуна обедает и примет его немного позже.

Казалось, прошло очень много часов. Ваджрапани опять по­звал слугу, но тот сказал ему, что Варуна сейчас проводит время cо своими женами и примет его немного попозже. Ваджрапани опять пришлось ждать. Потом он опять позвал слугу и спросил, можно ли увидеть Варуну. Ему сказали, что Великий Варуна пошел вздремнуть.

Прошло еще несколько часов, раздражение Ваджрапани все больше и больше росло. Видимо, он еще раз поинтересовался у слуги, когда же произойдет долгожданная встреча. Ему сказали, Повелитель Нагов принимает ванну и скоро будет готов. Наконец, аудиенция состоялась. Взбешенный Ваджрапани, войдя в тронный зал, стал осыпать Варуну оскорблениями и угрозами. Король Нагов за глупость поразил Ваджрапани проказой. Болезнь была тяжелой, и части тела Ваджрапани стали сразу же разлагаться и отделяться, падая на землю. Ваджрапани в ужасе бежал к Учителю, который ему сказал: «Я же тебе говорил…»

Ваджрапани умолял Шакьямуни исцелить его, на что Будда ответил, что не может этого сделать. Но, возможно, другой великий бог, Хайягрива, сможет помочь. Хайягрива помочь не смог. И тогда он позвал Гаруду, Орла Богов.

Дальше говорится о том, что Гаруда схватил Короля Нагов и полетел с ним высоко в небо, угрожая, что сбросит его на землю, если он не откроет Мантру, которая излечивает проказу, а также слабоумие, эпилепсию, отеки, ревматизм, артрит, припадки и так далее. Варуна сказал мантру и Ваджрапани выздоровел.

Ваджрапани был богом, он раньше не был знаком со страдани­ем, а, испытав серьезную физическую болезнь из-за своей собствен­ной гордости и высокомерия, теперь мог сочувствовать тем, кто также страдал от болезней. Поэтому Будда Шакьямуни доверил ему хранение всех секретных знаний исцеления. Ваджрапа­ни, таким образом, связан с Буддой Медицины, и его призывают для эффективного лечения серьезных болезней, которые не под­даются никакому другому лечению.

(Источник https://nandzed.livejournal.com/2668459.html)

В народных верованиях Ваджрапани заменяет собою громовержца (поскольку ваджра — это молния), он владыка дождей и покровитель змей-нагов, которые были в числе учеников Будды, и именно им Просветленный преподал многие учения, которые еще рано было открывать людям.

Ваджрапани также почитается как покровитель монгольских народов.

В 2011 году была изготовлена большая статуя Очирвани (Ваджрапани в монгольском произношении). Статую возводили шесть месяцев. 16 февраля, в 14-й лунный день, очередную годовщину ухода из этого мира Богдо-гэгэна Первого, в Улан-Баторе состоялось открытие и благословение статуи Ваджрапани, созданной под руководством духовного лидера монгольского народа — Его Святейшества Богдо-гэгэна IX. Эта статуя — точная копия уничтоженной коммунистами святыни.

Бодхисаттва Ваджрапани.
Ваджрапани (санскр. Vajrapāṇi; яп. Конгосю; тиб. Чакна Дордже / phyag na rdo rje – пани на санскрите означает рука, ладонь. Букв. «Ладонью руки сжимающий, «держащий» (дхара) ваджру», «Держащий в руке ваджру») – бодхисаттва семейства Карма. Также Ваджрапани называют пятьсот божеств, которые, держа в руках алмазные посохи, окружают Будду Шакьямуни, охра­няя его от врагов и наказывая тех, кто «поносит Дхарму».
Бодхисаттва Ваджрапани представляет могущество всех Будд через эманацию будды Акшобхьи. Для практикующих Ваджрапани является гневным йидамом, символизирующим победу над всеми негативными проявлениями, разрушающий заблуждения и защищающий высшую Дхарму. В ваджраяне Ваджрапани считается владыкой тайн, предводителем держателей видьямантр и охранителем тантр. Ваджрапани обладает присущей всем буддам великой магической силой Хранить Тайные Доктрины Пути, он собрал все тайные основы, всевозможные учения, которые дал Ваджрадхара, обладающий точным знанием предрасположенностей практикующих, их интересов и возможностей.
Бодхисаттва Ваджрапани также является хранителем всех учений исцеления. В прошлом Ваджрапани был богом Индрой и не был знаком со страданиями, которые испытывают живые существа, а когда он испытал серьёзную физическую болезнь из-за своих собственных гордости и высокомерия, у него пробудилось сострадание ко всем живым существам, кто так же как и он, будучи подверженны влиянию трёх ядов, страдали и создавали причины для новых страданий. После этого Будда Шакьямуни доверил ему хранение всех секретных знаний по целительству, таким образом тесно связав его с Буддой Медицины, и Ваджрапани стали призывать для эффективного лечения серьёзных болезней, которые не поддаются никакому другому лечению.
Бодхисаттва Ваджрапани ведёт своё происхождение от индийского бога Индры; часто изображается в ужасающем виде. В буддийских трудах выступает как Ваджрасаттва, Ваджрадхара, Самантабхадра и Трайлокьявиджая Видьяраджа. Символизирует адарша-джняна.
В традиции школы Сингон появляется как Ваджрапани или Ваджрасаттва: 1) как один из 4 главных бодхисаттв, окружающих Будду Акшобхья в Ваджрадхату-мандале; 2) как основное божество в собрании Ная той же мандалы; 3) как основное божество в приделе Ваджрапани Гарбхакоша-мандалы; 4) как основное божество Внутреннего Семейства Махавайрочаны; 5) как вторая фигура в линии передачи учения в школе Сингон. Воплощает исходную решимость обретения просветлённости. «Ваджрапани пребывает в лунном диске перед Вайрочаной и представляет бодхичитту всех Татхагат. Начальное пробуждение бодхичитты возникает от адхиштхана Ваджрасаттвы. Практикуют обет Самантабхадры и обретают уровень Татхагаты». (Т 19, 607с.).
Ваджрапани относится к Владыкам Трёх Просветлённых Семейств, символизирующих тело, речь и ум Просветлённых. Считаясь манифестацией Будды Акшобхьи, Ваджрапани символизируя ваджрный ум. Главным атрибутом Ваджрапани является ваджра, отсюда го имя переводится как «Держащий ваджру» (так-же используют эпитет «Гухьяпати»).
Ваджрапани является хранителем Дхармы Будды, а также считающегося покровителем монгольских народов.

phyag na rdo rje Чакна Дордже / Ваджрапани.
phyag Чак – рука.
rdo rje Дордже / ваджра.
Мантра бодхисаттвы Ваджрапани. Семенной слог.

Siddhāṃ:

Tibetan-Uchen:

Транслитерация.
Oṃ vajrapaṇi hūṃ
Ом Ввджрапани Хум

Транслитерация.
hūṃ
хум

Варианты произнесения мантры бодхисаттвы Ваджрапани.
Ом Ваджрапани Хум Пхет или Хум Ваджра Пхет – более гневная версия мантры Ваджрапани. Эта мантра особенно полезна для преодоления влияния злых духов и лечения болезней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *