Феномен личности

Содержание
Введение……………………………………………………………………………………3
1 Понятие личности в социологии, ее структура……………………………………….4
2 Ролевая концепция личности…………………………………………………………..8
3 Типы личности…………………………………………………………………………13
4 Социализация личности: сущность, виды, этапы и факторы. Проблемы воспитания и образования………………………………………………………………………………16
5 Основные механизмы и институты социализацииличности……………………….20
Заключение……………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………………………22
Введение
Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительнуюмодель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствии единства в понимании того, что есть личность – характерная черта современной социологии. Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. тема личности очень важна не только для социологии, но и для других наук, чтои объясняет актуальность выбранной темы.
В своём первоначальном значении личность – это маска, роль, исполнявшаяся актёром в греческом театре. Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. В христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, а эпоха Ренессанса выдвигает на передний план самосознание, и личность практически отождествляетсяс понятием «Я».
Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них – образ человека как совокупность социальных ролей.
Цель контрольной работы – на основаниилитературных источников изучить личность в социологии, социализацию личности.
Задачи контрольной работы:
изучить понятие личности в социологии, ее структуру;
изучить ролевую концепцию личности;
изучить социализацию личности: сущность, виды, этапы и факторы;
изучить проблемы воспитания и образования;
изучить типы личности;
подвести итоги.
Понятие личности в социологии, ее структура
Любая проблема, изучаемаясоциологией, оказывается органично сопряженной с проблемой личности. Но чтобы правильно ответить на вопрос, что такое личность, следует выяснить различия в терминах: человек, индивид, личность. Когда употребляется термин «человек», то обычно имеется в виду понятие, охватывающее всех людей как представителей специфического вида «homo sapiens». Это понятие охватывает именно всех: мужчин и женщин,стариков и детей, чернокожих, желтокожих и белых; указывает на качественные отличия людей от животных (обладание сознанием, речью, совместный труд и т.п.), но ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми.
Понятием «индивид» обозначается отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями — определеннымтемпераментом, характером, спецификой памяти, чувств, способностей и т.п.
Когда употребляется понятие «личность», то имеются в виду социальные качества и особенности индивида, которые формируются, развиваются и реализуются только в совместной деятельности и общении с другими людьми, во взаимодействиях с социальными институтами, организациями, культурой, такие, например, как достоинство, мужество, доброта или трусость,подозрительность, зависть и т.п.
Сказанное позволяет дать определение рассматриваемому феномену. Личность — это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретенных и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.
Личность обладает определенной…

2.1. Личность как психологический феномен

Понятие личности. Личность – сложное, многогранное явление общественной жизни, продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития (субъект) – с другой. Ни одна общественная наука не может абстрагироваться от личности как общественного явления, но у каждой из них свой объект исследования: так, этику интересует личность как носительница моральных убеждений, нравственных привычек определенного общества; юридические науки исследуют правовые нормы и правоотношения, определяющие положение личности в различных сферах жизни общества; педагогика изучает методы, формы и средства воспитания личности; психология акцентирует внимание на субъективном мире личности, его структуре, закономерностях формирования и развития.

Личность как объект психологического изучения – это система внутренних, социально обусловленных психических свойств, характеризующая человека как носителя сознания.

В науке до сих пор царит неразбериха в использовании понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «субъект» и «личность». В одних случаях эти понятия отождествляются, в других – противопоставляются. Коренным, родовым, исходным понятием является понятие человек – биосоциальное существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Человек как целостное образование, носитель сложной внутренней структуры (индивид, личность, субъект деятельности) обладает внутренней активностью и характеризуется интегрированностью, самодостаточностью и автономностью.

Как биологическое существо человек принадлежит к классу млекопитающих, виду Homo sapiens. (К. Линней). С этой точки зрения человек может характеризоваться как индивид (от лат. indоviduus – неделимый, нераздельный) – самостоятельно существующий биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида. Это понятие отражает природные свойства человека, его телесную организацию: прямохождение, развитие руки как средства познания,

высокоразвитый мозг. В наиболее обобщенной форме совокупность важнейших свойств индивида проявляется в принадлежности к полу, темпераменте, задатках, составляющих природную основу личности.

Таким образом, факт принадлежности живого существа к человеческому роду фиксируется понятием «индивид» (животное – особь). Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens, продукт филогенетического (филогенез – процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом) и онтогенетического развития (процесс индивидуального развития человека), носитель своеобразных, генетически обусловленных черт. Индивид является носителем психофизических свойств, характеризующих деятельность сенсорных (ощущение), перцептивных (восприятие) систем человека, которые включают в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро– и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека. Свойства индивида возникают на самых ранних ступенях развития ребенка. (Можно рассматривать новорожденного и глубоко умственно отсталого человека как индивида, но понятие «личность» к ним пока неприложимо.)

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли последнего. Сознание, речь, трудовая деятельность и другие человеческие признаки не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Поэтому, появляясь на свет как индивид, человек в ходе своего развития становится личностью. Формирование личности происходит по мере социализации ребенка. Социализация – это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена данного общества. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях целенаправленного воздействия наличность в процессе воспитания. Отечественные психологи доказали, что развитие человеческих форм сознания, формирование личности происходит путем интериоризации – процесса накопления опыта путем преобразования внешних действий предметной деятельности и общения во внутренние субъективные характеристики личности, ее сознания и деятельности.

Развитие человечества невозможно без активной передачи человеческой культуры новым поколениям. Поэтому одним из главных условий усвоения ребенком общественно-исторического опыта является его общение со взрослыми людьми, в ходе которого он усваивает человеческую культуру, овладевает различными видами деятельности. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человек обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не будучи биологически полноценным, не имея морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, нельзя достичь высших человеческих качеств даже под влиянием общества, воспитания и образования. Резюмируем сказанное .

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем общества, определенной социальной группы, осознающий свое отношение к окружающему, занимающийся конкретным видом деятельности и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.

Личность – более узкое понятие, чем понятие «человек». Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической, природной стороны. Личность – понятие социальное. Оно выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического, т. е. создает человека природа, а формирует общество. Личность, по мнению Б.Г. Ананьева, – не весь человек, а его социальное качество, психосоциальное свойство. Исходными характеристиками личности являются статус, роли, внутренняя позиция, ценностные ориентации, которые определяются особенностями сферы потребностей и мотиваций человека. Из всего взаимодействия свойств личности складывается характер.

В личности выделяется прежде всего ее общественная сущность – вне общества человек не может стать личностью. Поэтому основными признаками личности можно считать социальность, наличие языка как средства речевого общения людей и сознания как высшей формы психической жизни.

В отечественной психологии личность – это: 1) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека (свойств, характеризующих деятельность его эмоциональной и личностной сферы). Особое значение имеют межличностные отношения для становления Я-концепции (см. ниже) и самосознания личности; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Но личность – не только объект и продукт общественных отношений, это еще и активный субъект деятельности, общения и самосознания, поскольку человек не только испытывает общественные воздействия, но и преломляет, преобразует, изменяет их.

Свойства индивида и личности интегрированы в структуре субъекта, что и обусловливает его готовность и способность к осуществлению практической и теоретической (интеллектуальной) деятельности. Субъект деятельности – это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).

Субъект является носителем когнитивных свойств, характеризующих деятельность познавательных процессов и способностей человека, в том числе и умственных. Другими словами, структура субъекта – это структура потенциалов, способностей человека, особое место среди которых занимает интеллект.

В мире нет двух абсолютно одинаковых людей. Даже однояйцовые близнецы по своим психологическим особенностям не могут быть абсолютно идентичными. Для обозначения отличия одного человека от другого, одной личности от другой пользуются понятием «индивидуальность». Индивидуальность – это личность в ее своеобразии, то, чем она отличается от окружающих (особенности интеллекта, чувств, наличие разного опыта, убеждений, различия характера, темперамента и т. п.). Все люди индивидуальны, неповторимы, но у одних индивидуальность проявляется ярко, а у других – малозаметно.

«Я-концепция» личности. Высшим проявлением сознания человека является его самосознание, состоящее в том, что человек, развиваясь и действуя в обществе, выделяет и обособляет себя в окружающей среде как субъект, как существо, познающее окружающий мир и воздействующий на него.

Самосознание личности представляет собой совокупность представлений человека о самом себе («Я-концепция») и отношение к ней (самооценка).

Самосознание человека субъективно выражается в его «Я». «Я» – это результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов. «Я» оценивается субъектом в Я-концепции, образуя ядро человеческой личности. «Я-концепция» – это целостный образ собственного «Я», представляющий собой относительно устойчивую, более или менее осознанную систему представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

«Я-концепция» включает в себя три компонента: 1) когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости (самосознание); 2) эмоциональный – самоуважение, самолюбие, самоуничижение и т. п.; 3) оценочно-волевой – стремление завоевать уважение, повысить самооценку.

Составляющими «Я-концепции» являются:

• реальное «Я» – представление о себе в настоящем времени, то, каким человек видит себя в настоящий момент;

• идеальное «Я» – то, каким субъект должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы;

• динамическое «Я» – то, каким субъект намерен стать;

• фантастическое «Я» – то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным;

• представляемое «Я» – маска, скрывающая «подлинные переживания» человека.

«Я-концепция» – важный структурный компонент психологического облика личности, формирующийся в деятельности и общении.

Психологическая структура личности. По С.Л. Рубинштейну, личность – это сложное целое, в котором можно выделить три блока:

1) чего человек хочет? Это вопрос о том, к чему человек стремится, что его привлекает, т. е. вопрос о направленности личности, о системе ее отношений к окружающему миру;

2) что он может? Речь идет о возможностях личности, психологических предпосылках его успешной деятельности, способностях, дарованиях;

3) что он есть? Имеются в виду психологические особенности темперамента и характера, поведения личности в социальной среде.

Другими словами, структуру личности можно представить следующим образом:

1) направленность;

2) способности, одаренность;

3) характер и темперамент;

4) процессы и состояния.

Эта схема очень похожа на схему иерархической структуры личности, приведенную К.К. Платоновым (см. табл.) в «Кратком словаре системы психологических понятий» (М.: Высшая школа, 1984).

Личность – это прежде всего человек, состоящий из плоти и крови, у которого всегда есть потребности, выражающие его практическую связь с миром и зависимость от него. Вся история развития человеческой личности связана с историей развития его потребностей.

Потребности и интересы личности.

Потребность – это психическое явление отражения объективной нужды в чем-либо организма или личности. Потребность – это побуждение к деятельности, внутренняя причина активности.

Особенности потребностей состоят в следующем:

• каждая потребность имеет своей предмет, т. е. осознание нужды в чем-то конкретном – пище, сне, тепле, удобной позе, половом партнере и др.;

• содержание потребности зависит от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется: «…голод, который удовлетворяется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук и зубов» (К. Маркс);

• фактическая ненасыщаемость потребностей, способность воспроизводиться. Нельзя удовлетворить какую-либо потребность раз и навсегда.

Существует несколько вариантов удовлетворения потребностей: минимальное, максимальное и оптимальное.

Все потребности можно разделить по происхождению и по предмету, на который они направлены.

По происхождению потребности могут быть естественными и культурными.

Естественные (биологические, природные, органические) необходимы для обеспечения существования организма. Это потребности в дыхании, питании, питье, комфортном теплообмене, в движениях, отдыхе, продолжении рода, самосохранении. Они есть и у животных, но у людей способ

удовлетворения естественных потребностей носит социальный характер, зависит от воспитания.

Культурные (социогенные, духовные) – это специфические человеческие потребности, характеризующие уровень развития личности.

По характеру предмета, на который они направлены, выделяют потребности материальные, духовные и социальные. Материальные потребности первичны, поскольку лежат в основе жизнедеятельности, на основе их удовлетворения возникают все другие потребности. К духовным относят потребность в познании, эстетическом наслаждении, творчестве. Специфически человеческими являются социальные потребности – потребность в труде, общении, общественной деятельности.

Гуманистическая теория личности А. Маслоу (см. 2.5) описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены, прежде чем потребности высокого уровня станут доминантой побудительных сил в поведении человека.

Иерархия потребностей по Маслоу в порядке их доминирования или необходимости выглядит следующим образом: 1) физиологические

потребности; 2) безопасность и защита; 3) принадлежность и любовь;

4) самоуважение; 5) самоактуализация. Гуманистическая природа теории Маслоу особенно ярко проявляется в концепции самоактуализации, стремлении к наивысшей реализации своего потенциала.

А. Маслоу также различал две большие категории мотивов человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Дефицитарные мотивы нацелены на снижение напряжения, тогда как мотивация роста (также называемая метамотивацией) нацелена на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу перечислил несколько метапотребностей (например, истина, красота и справедливость), с помощью которых описал самоактуализирующихся людей и выдвинул теорию, что эти потребности биологически заложены в людях, как и потребности дефицитарные. Неудовлетворение метапотребностей вызывает метапатологии. Апатия, цинизм и отчуждение – вот некоторые из большого количества симптомов, указывающих на метапатологии, отмечаемые у людей, которые потерпели неудачу в удовлетворении своих метапотребностей.

На основе потребностей возникают интересы. Интерес – это одна из форм направленности личности, выражающаяся в эмоционально окрашенном стремлении личности к познанию какого-либо предмета или явления. Потребности не равны интересам, поскольку потребность – необходимость в чем-либо, которая выражается во влечениях, желаниях обладать предметом, а интерес проявляется в направленности внимания, помыслов на предмет или явление, стремление ознакомиться с ним. Очевидно, что в основе возникновения интересов лежат потребности личности, и не только познавательные.

Интересы можно характеризовать по различным критериям, в частности:

• по направленности – материальные, духовные, общественно-политические, эстетические и профессиональные;

• по цели – непосредственные (прямые) и опосредованные (косвенные);

• по объему – широкие и узкие;

• по глубине – глубокие и поверхностные;

• по силе (действенности) – активные и пассивные;

• по устойчивости – устойчивые и неустойчивые.

Интересы имеют существенное значение в жизни и деятельности человека. И.П. Павлов рассматривал интерес как то, что тонизирует, вызывает деятельное состояние коры головного мозга. Интересы побуждают к деятельности и активизируют личность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Специфика анализа личности в социальной психологии

Проблема взаимосвязи личности и общества является ключевой для социально-психологического знания. Особенно в современной ситуации стремительных цивилизационных изменений социальная психология обращена к исследованию проблемы личности. По мнению Г. М. Андреевой, в зарубежной психологии выделяется как минимум два подхода к личности:

  • 1) попытки определения специфики социально-психологического исследования личности «от противного». Трудность этого подхода заключается в том, что только в зависимости от понимания личности в той или иной конкретной концепции можно понять специфику ее как предмета в социальной психологии. В психологии разработано множество теорий личности, поэтому проблема имеет множество решений;
  • 2) особенности социально-психологического решения проблемы личности могут быть очерчены описательно – через анализ феноменов, в которых она проявляется (например, конформизм, социальное реферирование и др.).

Феноменологическое основание выделения проблематики личности связано с тем фактом, что человек как социальный субъект формируется в процессе выполнения различных социальных ролей, в рамках различных социальных групп, через расширение социальных связей с миром в процессах общения и взаимодействия.

Гносеологические причины связаны с субъективным восприятием и интерпретацией социально-психологической реальности и необходимостью «повторного прочтения» социальной психологии – со стороны личности. Анализ личности также связан с такими областями, как социальная работа и психотерапия.

Современная ситуация развития психологической науки отличается тем, что, как и все другие науки, психология ищет пути решения не столько отдельных локальных социальных проблем, сколько проблем глобальных цивилизационных, государственных, национальных и др.

Стремительно изменяющаяся социальная ситуация вносит радикальные изменения в социальный заказ психологической науке, направленный на разработку такой психологической теории и практики, которая позволит конструктивно решать глобальные проблемы, увеличение числа которых демонстрирует несостоятельность старых, традиционных способов решения. Все более актуальным становится обращение к теоретическим и методологическим основаниям формирования личности как субъекта продуктивных решений глобальных проблем.

Возникновение социально-психологических механизмов формирования личности на разных этапах развития общества (античная личность, средневековая личность, личность эпохи Возрождения и Нового времени) можно проанализировать в логике теории функциональных систем В. К. Шабельникова. Фундаментом здесь выступают основные теоретические положения о личности как функциональной системе, формирующейся на противоречиях детерминирующих систем, интериоризация которых задает напряжения, необходимые для развертывания и становления личности.

Понятие «личность» имеет в психологии два разных смысла. В одном смысле, личность – это субъект, подчиняющий свое поведение общественным правилам и нормам, в чем-то противостоящим логике его физиологических потребностей и инстинктивных действий. В этом смысле личностью является всякий человек, способный подчиняться общественным требованиям. Такая личность может не иметь своих особых взглядов и позиций, отличающих ее от окружающих, может быть полностью подчинена общественным стереотипам.

В другом смысле личность выступает как достаточно поздний исторический продукт и частично находит отражение в понятии «индивидуальность». Такая личность обладает способностью принимать решения на основе своих собственных взглядов и представлений, нередко не совпадающих с мнением и требованиями ближайшего окружения.

Автономность позиции предполагает наличие «духовного мира» личности как реальности, более значимой, чем непосредственное социальное окружение, оказывающее давление на человека. На разных этапах развития общества социальная логика действий изменяется, поскольку в пространстве детерминирующих систем меняются базовые противоречия, социальные напряжения, определяющие формирование личности. В развитии как общества, так и личности существуют определенные разрывы между уровнями их структуры, что приводит к «резкой переориентировке» личности и предполагает наличие соответствующих механизмов.

Начиная с Г. Гегеля, формирование личности рассматривается как повторение стадий развития единого духа. Г. Гегель писал о том, что отдельный индивид должен и по содержанию пройти ступени образования всеобщего духа, но как формы, уже оставленные духом, как этапы пути, уже разработанного и выровненного… Это прошлое наличное бытие – уже приобретенное достояние того всеобщего духа, который составляет субстанцию индивида и, таким образом являясь ему внешне, – неорганическую природу. Заслуга Г. Гегеля заключалась в том, что опираясь на его представления можно понять действие скрытого от непосредственного восприятия механизма, определяющего стадии развития личности как функциональной системы в логике организации детерминирующей системы.

Критериями выделения социально-психологических механизмов формирования личности на разных стадиях развития общества выступают исторические особенности социальной ситуации, уровень противостояния личности социальному окружению, разрешение личностью детерминирующих и внутренних противоречий, система переориентировки в социальной ситуации.

Л. С. Выготский, опираясь на идеи К. Маркса о социальной детерминации сознания человека, раскрыл психологические представления о «социальной ситуации развития» и о «социальной детерминации» психики и личности. Разрабатывая эти идеи, В. К. Шабельников отмечает, что ребенок рождается на свет, не имея ни системы личностных ценностей, ни своих взглядов, ни сложившихся потребностей, ни мировоззрения, ни способов мышления и понимания мира. Однако все эти черты его будущей личности определенно уже существуют в той конкретной социальной ситуации, частью которой он и является. Черты будущей личности существуют в виде образцов и возможностей будущего поведения, в сложившихся способах деятельности и мышления, во взаимоотношениях родителей и других людей, в противоречиях и напряжениях социальной ситуации.

Все черты личности ребенка, еще до его рождения невидимо распределенные в окружающих людях или в «социальной ситуации развития», затем переходят в актуальные качества личности, локализуются в человеке в виде его «формы». Сущностью и механизмом формообразования личности является ее активное взаимодействие с окружающим миром, выполнение человеком своих функций по отношению к миру и к людям.

На разных стадиях развития общества социально-психологические механизмы формирования личности имеют свои особенности. Так, доличностный период или латентный период формирования личности соотносится с этапом семейно-родового общества. В нем еще только складывались условия для появления личности в дальнейшем. Основой мироощущения народов в этот период является переживание духовно-материальной целостности мира. Особенностью психологии людей было чувство субъектности самого окружающего мира.

Человек в то время не воспринимал себя в качестве особого автономного субъекта деятельности. Главным организатором событий выступала биосфера, которая определяла содержание деятельности, придавала жизни цикличность, связанную с годичными циклами природы. Человек являлся частью рода как единого социального организма. Как индивид, он выполнял только те функции в организации жизнедеятельности, которые ему доверяли род и семья. Родовая организация жизнедеятельности востребовала проявления индивидных свойств.

Даже герои устного народного творчества не были носителями личностного начала, поскольку их подвиги являлись следствием того, что в них вселялись боги, которые побеждали врагов или совершали другие чудеса. В мистериях Древних царств человек возвращался к истоку социальной жизни, когда богами были заложены все основы бытия. На этапе семейно-родового общества можно говорить о человеке только как социальном индивиде, обладающем мифологическим сознанием. Являясь частью мирового субъекта, он включен в единую структуру деятельности рода через механизм взаимоожиданий в реализации базисных культурных сценариев и социальной логики действий.

В стабильных ситуациях управляющие человеком природные социо-биосферные механизмы не отражаются людьми, не входят в содержание их образов. В этих случаях люди как социальные индивиды психически ориентируются лишь внутри действий. Процессы формирования потребностей и мотивов, логика смысловой и целевой организации деятельности остаются за пределами их восприятия и понимания.

Возникновение античной личности связано в первую очередь с разрушением родовых систем и потерей человеком стабильности формообразующей его социальной структуры. Это привело к возникновению социальной ситуации, связанной с поисками новых способов жизнедеятельности, предполагающих планирование и предвосхищение будущих действий, отличающихся от тех, которые сложились в традиционном укладе жизни, а также смену психологических переживаний по поводу конфликта с культурой и ее базисными схемами действий. Разрушаясь, управляющие человеком механизмы души переносились в форму идеальных представлений, связывающих индивида с высшими уровнями его детерминации и принимающих на себя роль «запасного поля», в котором происходила часть ориентировки в деятельности.

В мифологии Платона (428-347 до н.э.) подчеркивалась ценность стабильного идеального духовного мира, как противопоставление миру ощущаемому, непосредственно воздействующему на человека. Аристотель (384-322 до н.э.) считал, что сущностью и механизмом формообразования личности является ее активное взаимодействие с окружающим миром, выполнение человеком своих функций по отношению к миру и к людям. По его мнению, это активное взаимодействие и является «душой», «формой», процессом одухотворения и формообразования личности. По отношению к душе Аристотель применял определение направленности или цели и показывал, что функция или цель существуют изначально, как условие возникновения и существования каждого человека. Они определяют место человека в мире, его взаимодействие с другими объектами, условия его рождения и формообразования.

«Глобализация» источника души или «атомизация» образа мира лежит в основе психологических механизмов снятия напряжений у человека. В данном случае речь идет об отношении «личность-ситуация», в котором решение проблемы достигалось как с помощью «глобализации» основ личности через слияние с «верховным разумом» (Нусом), что делало личность сильной и независимой, так и девальвации ситуации путем сомнения в их реальности, сведения их к невидимым атомам или нереальным ощущениям.

Кроме философии, важными факторами становления античной личности первоначально выступали суд и театр, которые, с одной стороны, демонстрировали зрителям способы ориентировки в ситуациях трагической амехании (невозможности действовать в условиях необходимости действовать), предполагающие преодоление традиций и обычаев, с другой стороны, задавали формы социальной рефлексии нового личностного опыта. Вследствие этого формировалось индивидуальное видение мира, конкретизировались представления о своем «Я», своем месте в мире и среди других людей. Но античный человек еще не являлся субъектом, источником знаний и деятельности, он еще только подражал «верховному разуму», который созерцает и мыслит самого себя, проясняет и упорядочивает собственное бытие.

В эпоху средневековья были подвергнуты критике античные способы понимания и объяснения мира и человека. Исходя из христианского учения – основы культуры этого периода трактовались священные тексты. Если старые родовые мифы служили целям сохранения и усиления значения племенных структур, то христианство, напротив, строило свои концепции в направлении снятия избыточной активности рода.

Христианство, обращаясь к каждому индивиду, теряющему свою земную родовую структуру, детерминировавшую его деятельность, заменило ему семью новой образной родовой связью с вечной и стабильной космической семьей. В связи с этим мотивы миграции в поисках «обетованных земель» интериоризировались в духовный мир общества как основание нового образа жизни человека и становления средневековой личности.

Разрыв человека с родовой системой укрепился в христианстве в виде новых форм конфликта, новых векторов борьбы и противостояния. Конфликт «хорошие паши – плохие чужие» породил ощущение греховности. Интериоризации греха, перенос его в духовный мир индивида создали мощный энергетический источник души: человек стремился разрешить внутренние противоречия, используя механизм самоагрессии, развертывания агрессии на себя, на устройство своей души, на ее мифы, базовые образы и организацию своей деятельности. Самоагрессия реализовалась христианством в процедурах исповеди и покаяния.

Исповедь – это выражение личного психического мира в речевых образах и характеристиках, доступных общественному сознанию. Рассказывая о своем грехе, человек восстанавливает утрачиваемые связи между своей индивидуальной психикой и организующей его жизнь социальной душой – общественным субъектом деятельности. Исповедь восстанавливает родовую регуляцию, и этим возрождает изначальные коллективные основы души.

Покаяние, очищая душу от греха, переводит грех, как ранее интериоризированный конфликт, снова во внешний план, в план межличностной, «интерпсихической» и социальной организации деятельности. Этим покаяние возвращает человека на более ранний уровень его духовного развития – на уровень родового субъекта деятельности. Покаяние снимает с человека личную ответственность за организацию своего поведения и перекладывает функции построения деятельности на слушающего, как на носителя социального духа. Индивид все более ясно ощущает себя личным творцом своих взглядов и представлений, автором картины мира и образов вещей. Личность развертывается в пространстве смысловой устремленности души к великому и прекрасному.

В средние века сущность человека как основа и опора развития его активности рассматривалась в отношении к Богу. Стремление реализовать себя в истории, подобно Христу, становилось распространенным мотивом деятельности человека. Рост личностных амбиций требовал расширения пространства для их реализации. В круг задач личности все более явно входило преобразование всей социальной жизни и окружающей природы.

Психологические условия приобщения человека к Богу раскрыл М. Экхарт (1260-1326), он показал, что «выход из себя самого» дает человеку возможность взаимодействовать со своей нелокальной сущностью: «Где человек в послушании выходит из себя самого и отрекается от своего, именно там волей-неволей должен снизойти на него Бог. Ведь когда кто-нибудь для себя ничего не желает, Бог за него должен желать тем же образом, каким Он желает для Себя Самого…» М. Экхарт выше всяких молитв и стремления к личному спасению ставит социальное служение человека, уже прошедшего через «отрешенность» и ставшего «внутрь-обращенным». Индивидуалистические идеи, высказанные М. Экхартом, предварили лютеровский протестантизм и стали одним из оснований разрушения религиозной картины мира в Новое время.

Процесс становления христианской личности ученые стали связывать с «преображением» средневекового человека на основе принятия им образов Творца, Христа, подчинения поведения идеям христианства, христианской любви, бескорыстной помощи ближнему. По В. С. Библеру особенностью средневековой личности выступает «сопряжение» в сознании средневекового человека двух голосов – Схоласта и Простеца, обусловленных столкновением и единством (средневековый Собор) двух культур – архаической (народной) и церковной (ученой). Именно в этом «в (о)круге – собора – бытии» «верх и низ», образ Простеца и Схоласта слиты в одно, антитетически напряженное целое – в идею личности, в горизонте которой сосредоточивается и обособляется индивид.

Открытие и преображение личности происходит в лоне церкви и ее социальных практик. Средневековая личность – это человек, переделывающий себя из ветхого в нового, находящий в рамках культуры индивидуальное решение противоречий, с которыми он сталкивается в жизнедеятельности. По мере же разрушения стабильных родовых структур и интериоризации механизмов деятельности в пространство индивидуальной души человек приобретает психические возможности быть субъектом-организатором жизни. Личность развертывается в стремлении к преобразованию социальной жизни и окружающей природы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *