Абстрактно

Вселенная полна неизученными и необычными вещами. Она функционирует по собственным законам и часто не поддается рациональности и логике. Используя исключительно точные знания, мы не познаем многое из того, что до этого было окутано тайной. И в тот момент, когда человек сталкивается с тем, что ему непонятно, в силу вступает абстрактное мышление – что это такое в психологии простыми словами, а также примеры из жизни я приведу ниже.

Определение понятия

Умение мыслить помогает индивиду находить выход из сложившейся ситуации, формировать свой взгляд на мир. Но эта способность бывает нескольких разновидностей:

  • Точное – имеются знания, информация и четкое понимание того, что происходит.
  • Обобщенное – данных нет, и личность может только предполагать и догадываться.

Именно ко второму типу и относится абстракция. Если говорить научным языком, то это вид познавательной деятельности, когда происходят общие рассуждения без учета конкретных деталей. Это дает возможность рассмотреть случившееся с разных сторон и отыскать разнообразные методы ее разрешения.

Конечно, такое происходит не всегда. Представим себе, что мужчина лежит на кровати и листает ленту в социальной сети. Первое, что приходит на ум – «Он лентяй». Такой вывод мы, скорее всего, сделаем исходя из того, что видим. Но ведь на самом деле произойти могло и нечто другое. Он прилег на 10 минут отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Он приболел и поэтому не в силах заняться делами. Появляется много вариантов, и если мы отойдем от конкретики и рассмотрим все под различными углами, то сможем понять и узнать много нового.

Абстрактные мысли имеют приблизительное значение. Здесь нет места конкретной информации, а во время процесса применяются такие фразы, как «в общем», «возможно».

Суть и польза

Итак, умение мыслить помогает человеку строить собственные взгляды на окружающий мир, справляться с жизненными трудностями, достигать целей. Но в большинстве случаев мы используем точную разновидность, оперируя детальными данными.

Когда мы видим парня, сидящего на лавочке и щелкающего семечки, нам кажется, что он бездельник. То есть мы размышляем на основе той конкретики, которая перед нами. Но ведь можно делать это более обобщенно, и тогда мы узнаем намного больше.

Отстраняясь от фактов и предполагая контекст, мы понимаем, что возможно юноша поссорился со своей девушкой, а до этого отрекся от курения и поэтому заменяет сигарету подобным образом. Или сегодня у него свободный день и он решил расслабиться и подышать свежим воздухом. Абстракционное мышление дает нам простор для воображения, посмотреть на происходящее с различных точек зрения и узнать много всего любопытного.

Этот метод особенно полезен в конкретных повседневных событиях, когда личность попадает в интеллектуальный тупик. То есть она затрудняется с нахождением разрешения проблемы или выработкой объективного взгляда. Но абстрагирование позволяет заметить то, что раньше было не таким явным.

Абстрактно-логический вид размышлений

В этом случае применяются абстракции – это отдельные единички точных закономерностей. Они выделяются из отвлеченных свойств предмета, то есть тех, которые нельзя увидеть своими глазами, потрогать или почувствовать.

Довольно понятный пример – математика, где ученые пытаются объяснить явления, не имеющие места в природе в материальной форме. Такого понятия, как цифра 3 нет. Мы с вами понимаем, что это три абсолютно одинаковые единицы, а название было разработано для упрощения.

По мере развития люди начали использовать термины, которых по сути не существует. Например, язык, как набор звуков, букв и слов. Но ведь их нельзя потрогать, а сам алфавит был выдуман только для того, чтобы мы могли формулировать собственные мысли, передавать и получать информацию. Это позволило индивидам общаться между собой.

Психолог Дарья Милай

Абстрактно-логический мыслительный процесс необходим при присутствии некой определенности или, как уже говорилось выше, тупика. Когда выявляется то, что есть в реальности, появляется потребность дать этому объяснение.

Типы абстракций

Чтобы понять, что значит абстрактное мышление, стоит разобраться в единицах закономерностей, их разновидностях и целях. Их выделяют всего шесть:

  • Изолирующая – способствует выделению тех элементов, на которых делается акцент.
  • Конструктивизация – выражает «размытые» предметы более четкими по форме.
  • Актуальной бесконечности – устанавливают бесконечные составляющие в качестве конечных.
  • Обобщающая – отсекает персональные особенности объекта и концентрирует на общих его характеристиках.
  • Примитивно-чувственная – выделяет одни свойства и черты и избегает других.
  • Идеализирующая – меняет реальное описание на идеальный шаблон, скрывающий все недостатки.

Помимо этого, существует классификация по задачам:

  • Формальные – явления рассматриваются посредством конкретных внешних проявлений, без которых их бы не было.
  • Содержательные – выделяются элементы, способные существовать самостоятельно.

Пользуясь всеми абстракциями и представленными ими возможностями, человек выделяет из действительности то, что он физически не может увидеть, услышать или ощутить.Но обобщенные закономерности происходящего передаются нам посредством речи родителями, преподавателями или воспитателями. С этим багажом знаний нам не приходится объяснять уже известные истины каждый раз, когда они случаются. Но здесь стоит упомянуть и о другой стороне вопроса.

Формы абстрактного мышления

Во время мысленного процесса в распоряжении личности находится масса разнообразной информации, а также полученный ей во время развития опыт в данном деле. Как уже было отмечено, в мире существует огромное количество феноменов, не подвластных человеческим органам зрения, слуха и осязания (а некоторых из них и вовсе нет). Но так как они присутствуют в нашей жизни и мы о них знаем, то они обязаны иметь определенную структуру. Опишу разновидности размышлений.

Суждение

Оно применяется тогда, когда появляется необходимость в подтверждении и отрицании. Его разделяют на простое и сложное. Вот первый вид – «собака лает». Оно выражается конкретно и имеет только одно значение. А вот усложненное соображение: «Ребенок плачет, потому что ему не дали конфету». Оно состоит из нескольких повествовательных конструкций.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Помимо этого, рассуждения бывают правдивыми и ложными. Истинные позволяют рассмотреть реальную картину и, как правило, в них отсутствует субъективная оценка случившегося. А вторые становятся неверными в том случае, когда личность показывает свой интерес к этому предмету и начинает опираться на персональные предпочтения и взгляды, а не на том, что действительно происходит.

Умозаключение

Оно формулируется с применением 2 или большего количества суждений. То есть, по факту, это более сложное соображение. Оно включает в себя предпосылку (начальное рассуждение), вывод и заключительную часть. А все это достигается логическим путем.Приведем образец: «Все женщины красавицы. Маша – представительница женского пола. Значит, она красивая». Из двух посылов мы создали новую гипотезу.

Понятие

Это мысль, которая передает обобщенное свойство разных объектов. Их характеристики могут быть какими угодно. Но обязательное условие – их схожесть. Ведь только так их можно объединить в одну категорию.

Опишу такое слово, как «автомобиль». Он бывает легковым, грузовым, хэтчбэк. У всех машин разный колер, функции и форма. Но наличие колес, сидений, двигателя разрешает нам все варианты назвать одним словом.

Такому навыку люди учатся с самого раннего возраста. Когда мама говорит ребенку «собака», тот сразу представляет лающее животное с четырьмя лапами, ушами и хвостом. Но ведь они бывают различных пород, окраски и прочее. Но объединяющие признаки дают возможность отнести к этому понятию всех собачек.

Примеры того, как абстрактно мыслить

Одним из ярких, пожалуй, являются точные научные области: математика, химия, геометрия, физика. Такие размышления называются фундаментальными для них. Ученые не видят и не ощущают чисел, фигур и химических элементов как таковых, но они умеют ими оперировать: исчислять, измерять, объединять.

Или возьмем понятие «жизнь». Что это такое? Ответ на данный вопрос искали многие философы. По сути, это существование тела, куда помещено сознание. Но вот четко сказать об этом понятии мы все равно не сможем.

Это вид имеет место и тогда, когда человек думает о будущем. Мы никогда не узнаем наверняка, что с нами произойдет завтра, через месяц или год. Но нам свойственно строить планы, мечтать или ставить цели и идти к их достижению. Человеческая жизнедеятельность обладает определенной направленностью. Одни вещи мы вряд ли сможем изменить, но такое мышление помогает нам разрабатывать стратегию и идти навстречу желаемому. Другими словами, этой действительности пока еще не существует, но мы стараемся сделать все, чтобы она была в соответствии с нашими представлениями.

Нельзя не упомянуть и о таком свойстве, как идеализация. Многие люди представляют себе реальность и живущих в ней индивидов идеальными. Известный стереотип – ждать «принца».

Стоит затронуть и образцы обманчивых суждений. Первое, что приходит в голову, снова касается темы взаимоотношений. Некоторые представительницы женского пола с уверенностью утверждают, что все парни плохие.

Но такой вывод основывается исключительно на субъективном мнении. Если девушке не повезло с избранником, и тот ее обидел или обманул, это не значит, что все такие. Но в этом случае о мужчинах говорят, как о конкретной категории со своими характеристиками, а потому черты, имеющиеся у одного из них, приписываются всем.

Подобных примеров можно найти множество, но все они доказывают то, что абстрактное размышление имеет огромное значение в нашем повседневном мыслительном процессе. Конечно, у каждого человека проявляется оно по-разному и всегда будет то, что необходимо развивать. А если вы не знаете, с чего начать, то я помогу сделать первые шаги в самосовершенствовании, для этого надо просто записаться на мою личную консультацию.

Зачем нужно развитие этих навыков

Такой тип начинает свое становление у ребенка с ранних лет. Каждый малыш любил в детстве фантазировать и мечтать, представляя то, что вряд ли произойдет. Это и есть то самое мышление, когда мы абстрагировались от реальности.

Задайте вопрос

В школе такое умение способствовало изучению точных областей наук (той же самой геометрии). В университете способность также пригодилась при решении многочисленных абстрактных задачек. И наконец, на работе мы распределяем обязанности, группируем их по конкретным признакам, справляемся с трудностями и даже зачастую отыскиваем между ними некую связь. То же самое мы делаем, когда раздумываем о смысле собственной жизни.

Сфер, где главную роль играет это свойство, довольно много. Это и философское учение, и писательское дело, и психология. Плюсом является и то, что мы можем мечтать, планировать будущее, вести беседы о религии или шутить. И этот список можно продолжать бесконечно.

Такие размышления позволяют нам оставаться развитыми и разумными. Мы видим то, чего формально не существует, и умеем изучать явления реальности. Поэтому значение этого совершенствования трудно переоценить – так мы повышаем интеллект, достигаем успехов как на работе, так и в личной жизнедеятельности и используем для этого несложные методы.

Развитие

Приведу несколько упражнений, помогающих улучшить навыки. Но для разного возраста они могут изменяться, поэтому рассмотрим их по отдельности.

У детей

В этот период такое мышление прогрессирует автоматически. Но в силах родителей создать более благоприятные условия. К тренировкам желательно приступать с первых лет жизни малыша, так как в это время его мозг только начинает формироваться и расти. Основная цель на этом этапе – максимальное расширение кругозора.

Вот что можно для этого сделать:

  1. На листе бумаги разлейте краску так, чтобы получилось пятно. Из него вместе с ребенком сделайте картинку. Дайте ему простор для воображения, и пусть он сам озвучит свою идею.
  2. Вместе придумывайте слова или имена. Например, подберите иллюстрацию и дайте ей несколько необычных названий. Это может быть все, что угодно: природа, флора и фауна.
  3. Займитесь домашними театральными спектаклями. Вместе с малышом создайте костюмы из подручных вещей и различный реквизит, устраивайте репетиции, импровизируйте. Довольно эффективным является и театр теней.

Параллельно этому разгадывайте ребусы, всевозможные головоломки. Научите ребенка правилам игры в шахматы или шашки, собирайте мозаику. Скорее всего, первые шаги в этом деле будут нелегкими, но в дальнейшем мыслительный процесс станет прогрессировать значительно быстрее.

У взрослых

В этом случае абстрактно-логическое мышление совершенствуется усложненными путями, чем в детском возрасте. Но это все равно остается возможным. Причина в том, что этот навык уже успел сформироваться, а знания постигаются гораздо труднее. Но можно делать упражнения для повышения уровня креативности:

  1. Лягте поудобнее и закройте глаза. Ваша задача – четко и детально представить всех людей, с кем вы общались в этот день. Прокрутите в голове то, в чем они были одеты, их голос, жесты и мимику. Одновременно думайте и о своих чувствах и ощущениях, полученных во время коммуницирования.
  2. А теперь начните представлять себе различные эмоции: грусть, счастье, тревожность, сочувствие. При этом не наделяйте ими конкретный объект, а создайте воображаемый образ для каждого состояния.
  3. Затем придумайте силуэты нематериальных явлений или терминов. Наблюдайте за собственными ассоциациями, отслеживайте возникающие символы.

Помимо этого, можно заняться рисованием, решать все те же головоломки или почитать тематическую литературу.

Итог

С помощью абстрактного вида мышления личность способна найти решение при любых сложившихся обстоятельствах. Процесс позволяет искать новое, заниматься творчеством, раскрывать свой потенциал, мечтать. Есть польза и в повседневности: мы можем быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, находить общий язык с людьми разных темпераментов и характеров. Ведь точная информация не всегда в этом помогает.

Личная консультация

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию Онлайн консультация

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Абстрактное и конкретное — это взаимосвязанные и противоположные по смыслу понятия философского, научного и обыденного дискурсов, выражающие в своей взаимосвязи проявление единства между абстрактным и конкретным знанием:

  1. Понятие «абстрактное» концептуализирует мысленный образ, полученный путём отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков (см. Абстракция). Абстрагирование (см. Абстрагирование) представляет собой одну из наиболее важных операций мышления (см. Мышление) и необходимое условие познания мира путём формирования «вторичных образов» предметов или явлений действительности (которыми могут быть как отдельно взятые представления, категории, понятия, теории, модели и другие абстрактные сущности, так и их системы).
  2. Понятие «конкретное» концептуализирует реально существующее, вполне определённое, точное, предметное, вещественное, рассматриваемое во всём многообразии свойств и отношений (в отличие от абстрактного). Конкретное в мышлении подразумевает содержание понятий, отражающих предметы или явления действительности в их существенных признаках.

В интеллектуальной традиции абстрактное обычно противопоставлялось конкретному как мысль, содержание которой отвлечённо, абстрагировано от конкретного как действительности, выступающей в непосредственном восприятии в полноте и целостности своего существования. Это традиционное понимание соотношения абстрактного и конкретного имеет свои основания в том, что в мышлении любой понятийный образ действительности, каким бы совершенным и развитым он ни был, не может до конца исчерпать действительности во всей её полноте и глубине. Поэтому содержание мысли всегда выступает как нечто абстрактное по отношению к конкретному того объекта, который данная мысль отражает, не совпадая с ним в то же время полностью. Однако концептуалистическая интерпретация абстрактного и конкретного, рассматривая конкретное как исключительную прерогативу непосредственного (чувственного) восприятия, принижает познавательные возможности теоретического мышления и сводит абстрактное к «абстрактно-всеобщему», как называл его Г. В. Ф. Гегель, к общему представлению. Диалектическая традиция в исследовании познания отвергает сведение абстрактного лишь к абстрактно-всеобщему в указанном выше смысле, а конкретное — к конкретности непосредственного восприятия, полагая, что чувственно данное конкретное отнюдь не является пределом познавательных возможностей и что мышление, не переставая быть опосредствованным абстракциями освоением действительности, способно воспроизводить предмет в его конкретности. Эта способность к более глубокому и полному пониманию в мышлении по сравнению с чувственным представлением реализуется и обеспечивается благодаря диалектике процесса развития понятийных средств, используемых мышлением. Этот процесс характеризуется в диалектической традиции исследования мышления как восхождение от абстрактного к конкретному (см. Метод восхождения от абстрактного к конкретному), как процесс углубления и развития понятийного содержания. Категория абстрактного характеризует при этом односторонность, неполноту воспроизведения предмета в мысли, тогда как категория конкретного — воспроизведение мыслью предмета по возможности в его целостности и полноте. В этом смысле представление о восхождении от абстрактного к конкретному характеризует общую принципиальную направленность познавательного процесса от менее содержательного знания к более содержательному.

Впервые концепция абстрактного и конкретного как степеней развитости мысленного содержания была развита в диалектической традиции Гегелем на идеалистической основе. Учение Гегеля о конкретности понятия органически связано со всём контекстом его представлений о мышлении, которое понимается как спонтанная способность развития духа. Оно не заимствует свои результаты из внешнего источника, из «опыта», из «созерцания», а развивает своё собственное идеальное содержание. Это имманентное мышлению идеальное содержание возникает тогда, когда мышление делает своим предметом имеющиеся абстракции, наличные «определения мысли» и, критически осмысляя их, преодолевает их «конечность», узость, односторонность, неполноту, вырабатывая то, что Гегель называет «конкретным понятием». В конкретном понятии, схватывающем «единство в многообразии» и «многообразие в единстве», всеобщее выступает уже не как абстрактно-всеобщее, отвлечённое от особенного и единичного, а как конкретно-всеобщее, которое «проникает собой и заключает в себе всё особенное». Это конкретное понятие является понятием разума, и его следует отличать от рассудочных определений мысли, не достойных, как полагает Гегель, имени собственно понятия и выражающих лишь абстрактную всеобщность. При этом для Гегеля, в соответствии с его идеалистическим принципом тождества мысли и бытия, развитие мысленного содержания, построение конкретного понятия совпадало с развитием конкретного в объективной действительности. Категории абстрактного и конкретного, характеризовавшие степень развитости познавательного содержания, истолковывались при таком подходе как свойства самой реальности (отношение абстрактного и конкретного Гегель сравнивает, например, с отношением почки и плода, жёлудя и дуба).

К. Маркс, отправляясь от гегелевской традиции понимания абстрактного и конкретного, применяет эти категории для характеристики собственно познавательной деятельности. Отвергая идеалистическую интерпретацию категорий абстрактного и конкретного, Маркс рассматривает их, как и Гегель, в диалектической взаимосвязи, а достижение конкретного знания — как процесс восхождения от абстрактного к конкретному, которое приводит к более полному, глубокому и целостному познанию действительности. Если категория абстрактного выражает неполноту, односторонность и отвлечённость воспроизведения предмета в мышлении, то конкретное стремится воспроизвести его в достижимой полноте и целостности. В противоположность Гегелю, Маркс указывает, что «метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь тот способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его как духовно-конкретное. Однако это ни в коем случае не есть процесс возникновения самого конкретного». На аналитической стадии исследования создаются отдельные абстракции, возникают определённые понятия и суждения в форме гипотез, законов, которые на синтетической стадии объединяются в теоретические системы, концепции и научные дисциплины. Диалектическая концепция абстрактного и конкретного как характеристика степени развитости полноты и глубины научно-теоретической мысли, богатства её содержания, её приближённости к реальному предмету в общем и целом, таким образом, соответствует современным философско-методологическим представлениям о развёртывании теоретических систем, когда исходная фундаментальная схема связи абстрактных идеализированных объектов приобретает более конкретное содержание (см. Методы научного познания). С современной системной точки зрения метод восхождения от абстрактного к конкретному представляет собой способ построения системного теоретического знания, в котором отдельные его элементы — понятия, суждения, законы и даже теории объединяются в единую, целостную систему с помощью разных форм логических взаимосвязей. Все понятия в такой системе определяются посредством логических правил определения, а все утверждения и факты выводятся как логические следствия из небольшого числа аксиом, основных законов и принципов. Типичным примером такой системы является научная теория (см. Теория).

Почему это так? Всё дело в том, что в процессе познания мира наши знания о реальности никогда не являются абсолютно точными, абсолютно полными и, как следствие, абсолютно конкретными. Фактически, мы всегда что-то знаем лишь приблизительно, или, другими словами, абстрактно.

Например. Понятия «жизнь» и «смерть» являются абстрактными, но мы при этом точно знаем, что мы живы, а не мертвы. Даже если мы не можем дать точные и конкретные определения этим понятиям, живое от мертвого мы отличить можем почти всегда. Камень мертв, а я жив. Я это знаю, хотя объяснить конкретно и не могу.

Короче говоря, абстрактное мышление нужно для того, чтобы все-таки хоть как-то ориентироваться в нашем мире неполного знания. Потому что наши знания никогда не являются полными, а жить как-то надо. Если мы не можем рассуждать о чем-то точно, надо рассуждать об этом приблизительно. Иначе рассуждать не получится вообще.

Еще один пример. Ребенок не может точно знать, кем он будет работать, когда вырастет. Но он знает, что работать ему все равно придется, потому что деньги будут нужны. Это достаточно абстрактное рассуждение, но если так не рассуждать, то не будет смысла готовить себя к работе, получать знания, ходить в школу, институт, на курсы и так далее. Поэтому, когда приходит время работать, выросший ребенок будет уже приблизительно готов к этому. А в деталях он разберется уже потом, по ходу дела.


Если мы не знаем точного места, куда нам надо попасть, следует знать хотя бы направление
Фото: .com

Нам постоянно приходится рассуждать абстрактно, приблизительно. Мы слишком многого не знаем. Если мы не знаем точного места, куда нам надо попасть, нам следует знать хотя бы направление. Если точная цель пока не определена, должна быть хотя бы смутная мечта. Абстрактная мотивация к действию лучше, чем полное отсутствие мотивации.

Причем, что самое интересное, абстрактное порождает конкретное. После того как мы на абстрактном уровне пришли к какому-то выводу — нам будет намного проще его конкретизировать. Если вы абстрактно поняли, что вы «технарь» или «гуманитарий», вам будет проще выбрать конкретную профессию, а также конкретный институт, в котором вас этой профессии обучат. Собственно, именно поэтому во всех учебных заведениях дают абстрактные знания — потому что сделать конкретные выводы из них человек потом и сам сможет. Если вы не знаете, кем хотите стать, но знаете, что склонны к математике, направление уже сужается
Фото: .com

Абстрактное мышление еще хорошо тем, что позволяет думать в условиях, казалось бы, полного интеллектуального тупика. Если вы находитесь в ситуации, в которой мало что понимаете — вы можете все-таки начать рассуждать о ней, просто абстрактно. Собственно, само утверждение «я ничего не понимаю» может стать хорошим началом подобного абстрактного рассуждения. А дальше вам уже станет понятно, что можно подумать более конкретно.

Поэтому, если вы чувствуете, что вы в тупике, вы не знаете что делать или не знаете что думать — начните рассуждать абстрактно. Абстрактное мышление поможет вам выбраться из тупика. А во всем остальном — разберетесь по ходу дела.

Теги: мышление, абстрактное мышление, познание мира

Алексей Пензин

Альфредо Жаар. Бесконечная камера. 2004. Предоставлено автором

There is no Virgil to guide us through this hell
Граффити на стене дома в Венеции
I
Пожалуй, именно представление о «вульгарности», «грубости» марксистского анализа культуры и искусства, обобщенное и заостренное как полемический аргумент в современной «дискурсивной борьбе» за легитимацию/ делегитимацию тех или иных теорий, способно оттолкнуть от него иных утонченных искателей возвышенных смыслов и brand new подходов. Вопрос здесь даже не в том, что теория подвергается такой странной оценке с помощью гетерогенного ей эстетического критерия. Разумеется, это симптом эстетизации самой современной теории, которая связана с усложнением способов выражения, стилистики, роли «письма», виртуозности, близости к литературным практикам и так далее. Необходимо также понять, что же такое эти «грубость» и «вульгарность», которые упорно провоцируют подобные идиосинкразии? Не является ли сама эта сила «отторжения» признаком вытеснения чего-то действительно важного?
Особенно ярко все это обнажается в нашей локальной, несущей бремя недавнего прошлого ситуации, в которой так привычны все эти обвинения в «грубости» и «вульгарности». Под «вульгарностью» обычно подразумевается простой механический детерминизм (например, объяснение с точки зрения «классовых интересов»), склонность к упрощенным интерпретациям, бедность и «примитивность» теоретического языка, как и вообще средств выражения, и т.д. Ретроактивные претензии подобного рода предъявляются порой и самому Марксу.
Типичным ответом на такие претензии является защитная реакция, связанная с указанием на сложность и неоднозначность мышления как основателя марксизма, так и большинства его наиболее выдающихся последователей. Другой реакцией становится повышенный интерес к современному академическому жаргону, идущему из других направлений теории. Он свойствен, например, многим представителям современной англо-американской «левой академии», которые экспериментируют с гибридизацией различных теоретических языков (скажем, Маркс, Фуко и Лакан в одной «упаковке»), что легко и быстро придает совершенно «невульгарный» характер текстам и высказываниям.
II
Чтобы ответить на вопрос, возможна ли какая-то иная стратегия в современной «дискурсивной борьбе», сделаем небольшой генеалогический экскурс. Ведь нельзя сказать, что даже самые сложные и рафинированные мыслители и художники марксистской традиции не осознавали проблему «вульгарности». Самым радикальным ответом на нее стало motto Бертольда Брехта, который говорил о необходимости «грубого мышления» («Plumpes Denken»). Брехт, разумеется, рассуждал в русле своих художественных задач. В частности, его интересовала «грубая правда» народных пословиц и поговорок.
Брехтовская апология «грубого мышления» (или «грубой мысли») – до сих пор настоящая загадка. На первый взгляд она кажется простым утверждением упрощенческого мышления, которое в устах изощренного авангардиста кажется провокацией. Два слова в этом словосочетании кажутся почти несовместимыми. Грубая мысль – это мысль незрелая, черновая, которую, может быть, и не следовало высказывать. «Грубыми» (или «вульгарными») считаются нерефлексивные, непосредственные люди, которым «высокая теория» обычно вообще просто отказывает в мышлении. Они «мыслят конкретно». Но так ли это? Таково ли определение «грубой мысли»?
III

Альфредо Жаар. Бесконечная камера. 2004. Предоставлено автором

Вспомним знаменитый маленький текст Гегеля «Кто мыслит абстрактно?», написанный с неподражаемым юмором. В нем Гегель осмеивает стереотипы своего времени, приписывающие философии, метафизике исключительную абстрактность рассуждений. Не был ли сам этот остроумный – о значении остроумия мы еще скажем – текст Гегеля первым, инаугурационным актом «грубой мысли» в истории новейшей мысли?
У Гегеля именно рыночная «торговка» воплощает собой некое «недомышление». Не откажем себе в удовольствии привести небольшую цитату: «»Что? – кричит та. – Мои яйца тухлые?! Сама ты тухлая! Ты мне смеешь говорить такое про мой товар! Ты! Да не твоего ли отца вши в канаве заели, не твоя ли мать с французами крутила, не твоя ли бабка сдохла в богадельне! Ишь целую простыню на платок извела! Знаем небось, откуда все эти тряпки да шляпки! Если бы не офицеры, не щеголять тебе в нарядах! Порядочные-то за своим домом следят, а таким – самое место в каталажке! Дырки бы на чулках заштопала!» – Короче говоря, она и крупицы доброго в обидчице не замечает. Она мыслит абстрактно и все – от шляпки до чулок, с головы до пят, вкупе с папашей и остальной родней, – подводит исключительно под то преступление, что та нашла ее яйца тухлыми» 1.
«Кто мыслит абстрактно? – Необразованный человек, а вовсе не просвещенный», – высказывает свой парадокс Гегель. Гегель противопоставляет «торговке» или мелкому городскому бюргеру «приличное общество» аристократов. В нем, наоборот, не ценятся слишком абстрактные (и потому бессодержательные) размышления. За скобками этой сцены остается Философ (сам Гегель). Он вне отношения «абстрактно мыслящий простолюдин» / «конкретно мыслящий аристократ». Он «снимает» эту оппозицию, в диалектической операции постоянно соединяя конкретное и абстрактное, никогда не позволяя себе быть односторонним. Каждое по-настоящему философское высказывание должно стремиться к конкретной полноте, тотальности предикатов, иначе это действительно будет всего лишь «пустая абстракция», а не живой опыт мысли. Поэтому видимая конкретность мысли «необразованного человека» парадоксально оказывается как раз абстрактной.
IV
Так что же такое «грубое мышление»? Вернемся к Брехту. В свое время Ролан Барт заметил, что искусство Брехта зачастую отделяется от его «идеологии» (т.е. эстетической программы). Действительно, мы знаем, что его искусство основывается на постоянных двусмысленностях, остротах, цинизме, осмеянии, на присутствии некоей «низовой» стихии, которую трудно кодифицировать даже в терминах «эстетики очуждения». Возможно, вся его сила и основана на невыявленном действии «грубой мысли».
Во всяком случае, мы начинаем понимать, что «грубая мысль» – это нечто иное, нежели мысль примитивная, вульгарная, приземленно-конкретная или же, наоборот, абстрактно-пустая. Поэтому недаром дерзкое motto Брехта приобрело более широкий смысл некоего интеллектуального и даже политического императива и оказало немалое влияние на его современников.
V

Альфредо Жаар. Бесконечная камера. 2004. Предоставлено автором

Симптоматично, что Вальтер Беньямин, – пожалуй, один из самых тонких и эрудированных писателей XX века, – постоянно вспоминал об этом motto. Ханна Арендт прекрасно написала об отношении Беньямина к «грубой мысли»: «В Брехте он нашел поэта редкой интеллектуальной мощи и, что было для него в ту пору не менее важно, человека из левых, который, при всех толках о диалектике, был не большим диалектиком, чем он сам, но ум которого отличался необыкновенной близостью к реальному миру. Рядом с ним он мог свободно предаваться тому, что Брехт называл «грубой мыслью» («das plumpe Denken»): «Главное – научиться мыслить грубо. Мысль о сущем – всегда грубая мысль», – говорил Брехт, а Беньямин, проясняя, добавлял: «Многие представляют себе диалектику как любовь к тонкостям… Напротив, звеном и составной частью диалектики должна быть грубая мысль: она соотносит теорию с практикой… мысли нужно быть грубой, чтобы привести себя в действие» 2.
«Близость к реальному миру» – вот, пожалуй, уже неплохое определение «грубой мысли». Недаром Беньямин говорил, что «грубая мысль» – это «мысль великих «. В этом смысле – это, действительно, мысль «конкретная», но уже в гегелевском смысле максимальной полноты предикатов, мысль, которая почти мистически близка к «великому» Реальному, тотальность которого, несоизмеримую с конечностью самого мыслящего субъекта, в некий прекрасный миг она почти охватила.

VI
Крайне примечательно, что современный марксистский интерпретатор культуры Фредерик Джеймисон также обращается к проблеме «грубого мышления». Джеймисон, со всем его сверхусложненным стилем изложения, во многих своих текстах постоянно, хотя и не систематически, возвращается к брехтовскому motto. Он, пожалуй, дает наиболее точную локализацию места «грубой мысли» в марксистской традиции. Джеймисон замечает, что лишь небольшое число «мудрых» марксистов включили экзорсизм «вульгарного марксизма» в саму структуру своего мышления. Даже гиперинтеллектуальный марксизм Франкфуртской школы должен был нести в себе элемент «грубой мысли», чтобы быть аутентичной частью теоретической традиции: «Брехтовское понятие «Plumpes Denken» («грубая мысль, мышление», вульгарный подход) предполагает, что даже наиболее тонкие и самые отвлеченные формы неомарксизма должны унаследовать некое жесткое ядро «вульгарного», или «ортодоксального», марксизма, чтобы вообще оставаться марксизмом» 3.
Мысль Джеймисона, повторим, определенно не назовешь «грубой». Но и не скажешь, что она является избыточно «утонченной» (своего рода «анти-грубой») в плохом смысле, как бессознательная компенсация по отношению к критикам «вульгарности» – в позднем, «мудром», рефлексивном марксизме наших дней, который работа Джеймисона прекрасно представляет. Скорее, именно эпитет «негрубый» хорошо характеризует эту мысль как амбивалентное включение самого экзорсизма «Plumpes Denken» в ее собственную структуру при одновременном настаивании на «вульгарном ядре» марксизма.
VII
«Plumpes Denken» – мысль не только «конкретная» (в гегелевском смысле), плотно подогнанная к реальности, но и мысль, политически заряженная уже этим фактом своей «грубой» формы. Она зачастую нарушает негласные запреты «приличного общества», о котором с иронией писал Гегель.
Это мысль профанирующая, если под профанацией понимать не вульгаризацию, а критическую операцию, которая возвращает в человеческую реальность те вещи, которые были «конфискованы» сакральной властью, которая выдает их за «высшие», «неприкасаемые» для большинства и доступные лишь для узкой группы «жрецов» 4.
Это мысль перформативная, которая способна легко перейти в действие (как, например, некогда, согласно легенде, киник Диоген показал Платону ощипанного петуха в ответ на пресловутое определение человека как «двуногого без перьев»).
VIII

Альфредо Жаар. Бесконечная камера. 2004. Предоставлено автором

Политически этот элемент марксизма можно было бы связать с традицией паррезии, которую исследовал в своих поздних работах Мишель Фуко 5.
Паррезия (греч. parrhesia — «говорение всего», т.е. «всей правды») – это традиция бесстрашной публичной речи, обращенной «снизу» к вышестоящим инстанциям власти. Эта речь предполагается лишенной риторических качеств. Она высказывает правду, обусловлена критической установкой, искренностью и связанным с этим риском, требующим смелости от субъекта высказывания. Такой феномен был хорошо известен в древнегреческой полисной демократии. Паррезиаст «говорит правду» отвергающему его большинству. В случае его удачи политическое изменение целиком основывается на действии правдивой речи. Хотя между античной и новоевропейской культурой существует колоссальная историческая дистанция, можно наблюдать своего рода прорывы паррезиастической речи во многих ситуациях новоевропейской политики. Особенно часто они приходятся на периоды революций – хорошо известна политическая роль оратора из низов, начиная с эпохи буржуазных революций.
«Грубая мысль» как элемент марксизма в своем перформативном и политическом плане наследует речи античного паррезиаста или его воплощению в фигуре оратора-революционера Нового времени. Здесь политика и мысль наиболее далеки от узких эстетических критериев, а любые их оценки как «вульгарных» попросту не относятся к делу 6.
IX
Итак, крайне важно различать два смысла «грубой мысли» – «плохой» и «хороший». И не должны ли мы прислушаться к старому брехтовскому motto, расшифровывая его на свой лад? Что могла бы означать «грубая мысль» сейчас, в наших условиях изощренного интеллектуального потребления «брендов» современной теории (коему, впрочем, посвящают себя здесь немногие), с одной стороны, и непередаваемо уродливых форм социальной и политической жизни эпохи вездесущей «позитивности», ставшей частью бытового жаргона последних лет, – с другой?
Прежнее ликование иронического и «субверсивного» приятия одномерного общества 7 уже давно рассыпается последними смешками по самым далеким, медвежьим углам нашего интеллектуального и политического пространства. При этом старые стратегии рафинированной критической негативности, возможно, не так уж действенны. Переход на позиции «эшелонированной обороны» ценностей критической теории чреват риском сковать темной магией охранительных жестов любое живое ее развитие.
Императив Plumpes Denken, при всей своей загадочности, подобной высказыванию древнего оракула, кажется нам идущим по диагонали относительно позиций критической «аристократии» и популизмом адептов поиска золотых крупинок утопии и сопротивления в мусорных кучах массовой культуры. Разумеется, «грубая мысль» не дает нам здесь и сейчас никакой «методологии», выводящей на правильный путь, подобно духу Вергилия. Она лишь настаивает на открытости мысли – не в смысле поверхностного плюрализма, но в смысле постоянной возможности неожиданного парадоксального решения, изобретения «выхода» вовне, которого еще не существует.
X

Альфредо Жаар. Бесконечная камера. 2004. Предоставлено автором

Так чем же является Plumpes Denken в своем предельном значении, помимо тех черт, которые мы уже попытались выявить? Ее можно было бы распознать как принцип инновации, который не дает мысли замкнуться в аутизме собственного предприятия, в своих «чистых» и «высоких» формах, постоянно подрывая ее границы и открывая ее навстречу внешним, «профанным», эмпирическим – политическим и социальным – стихиям.
В «грубой мысли» нет угрюмости примитива. В этом смысле шутка киника Диогена, показавшего Платону ощипанного петуха, является парадигматической. Подкрепление нашей аргументации мы находим у современного итальянского философа Паоло Вирно в книге «Остроумие и инновация. К логике перемен» 8. Вирно опирается на материал классической работы Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному», но при этом прочитывает его строго вне рамок психоанализа. Он считает остроумие настоящей «диаграммой инновации», ее общей моделью. Шутка, острота в таком понимании – это публичный перформативный акт, смешивающий «логическое» и «эмпирическое», правило и конкретный случай в некоей исключительной ситуации (stato di eccezione), что открывает возможности других употреблений слов и жестов. Такое смешение прерывает рутинную циркуляцию языка в повседневной жизни. Рассматриваемая в более широком плане, эта диаграмма очерчивает условия возникновения небывалых экспериментов мысли и политического действия 9.
Совсем не случайно, что изобретателем нашего motto был Бертольд Брехт. Буквально в двух словах он выражает логику революционного художественного, философского и политического авангарда – взрывоопасного смешения форм жизни, искусства и мысли.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Гегель. Работы разных лет. В двух томах. Т. 1. – М.: «Мысль». 1972. – С. 390.
2 См.: Арендт Х. Люди в темные времена. – М., 2002. На с. 123 Арендт цитирует фрагмент из поздней статьи Беньямина о «Трехгрошовом романе» (См.: Benjamin W. Brechts Dreigroschenroman, GS III, 446).
3 См.: Jameson F. Shifting Contexts of Science Fiction Theory // Science Fiction Studies, # 42, Volume 14, Part 2 (July 1987).
4 См. в этой связи концепцию «профанации», сформулированную современным итальянским философом Дж. Агамбеном (Agamben G. Profanierungen – F. am M., 2005). Например, марксистскую историческую практику в целом (СССР, другие опыты построения социализма) можно было бы понимать как такую массовую «профанацию» теорий, бывших до этого лишь достоянием узкой группы интеллектуалов.
5 См.: Фуко M. Дискурс и правда: проблематизация паррезии, фрагменты // http://dironweb.com/klinamen/fila23.html, полный текст: Foucault M. Fearless Speech. – N.Y., 2001.
6 Разумеется, это не исключает взаимодействия политической и эстетической формы в фундаментальном плане, на которое, например, обращает внимание французский философ Ж. Рансьер.
7 «Древняя» книжка-манифест Г. Маркузе «Одномерный человек» (1964) кажется сейчас на удивление применимой к ситуации нашего общества.
8 Virno P. Motto di spirito e azione innovativa. Per una logica del cambiamento. – Torino: Bollati Boringhieri, 2005.
9 Тут можно вспомнить «беззвучный философский смех», «сотрясающий все привычки нашего мышления», о котором М. Фуко так выразительно писал в «Словах и вещах».
Алексей Пензин
Родился в 1974 г. в Новгороде. Участник группы «Что делать?» Соискатель Института философии РАН. Сфера исследовательских интересов: философская антропология, политическая философия, критический анализ постструктурализма.
Живет в Москве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *