Отношение к окружающим

ell_BAGIRA все записи автора Конфуций говорил, что гуманность является элементом государственной идеологии, и в то же время – нравственным критерием. Гуманность делает упор на проявлении заботы о других и включает в себя такие вещи, как снисходительность и великодушие. Такое мировоззрение сильно повлияло на традиционные добродетели Китая. Это также всё ещё имеет глубокое значение для воспитания современного общества.


Честность является основой основ

Однажды, когда Конфуций обсуждал со своими учениками, как нужно относиться к людям, один из них по имени Цзылу сказал: «Если другие проявляют по отношению ко мне доброту, я в ответ тоже буду добр к ним; если они не проявляют доброты, и я не буду добрым».
Конфуций ответил: «Так поступают безнравственные люди».
Ученик по имени Цзыгун сказал: «Если другие по-доброму относятся ко мне, я отвечу им добротой; если они не проявляют доброты, я направлю их на путь добра».
Конфуций ответил: «Так относятся друг к другу друзья».
Тогда третий ученик Яньцзы сказал: «Если другие по-доброму относятся ко мне, я отвечу им добротой; если они не проявляют доброты, я всё равно буду добр с ними и направлю их на путь добра».
Конфуций ответил: «Так обычно относятся друг к другу родственники. Если вы будете искренне так относиться ко всем людям, то это и будет истинная доброта!»

С добротой относиться к другим

Однажды Янцзы спросил Конфуция: «Как добиться того, чтобы с добротой относиться к другим? Мне хотелось бы научиться относиться к другим одинаково, независимо от того, богаты они или бедны, быть мужественным и при этом не выставлять напоказ свою смелость, дружить только с теми людьми, кто ставит перед собой благородные цели, а также хотелось бы избежать невзгод в жизни. Правильно ли это?»
Конфуций ответил: «Чтобы быть добрым, необходимо совершенствовать душу и постоянно повышать уровень своей нравственности. То, что ты сказал, хорошо. Если ты одинаково относишься к людям, независимо от того, богаты они или бедны, то ты останешься добродушным и не пойдешь на поводу у страстей. Если ты одинаково относишься к людям, независимо от того, занимаешь ты высокое положение или нет, ты всегда будешь, скромен и вежлив. Если ты проявляешь мужество и не выставляешь напоказ свою смелость, то этим ты проявляешь уважение к людям. Если ты дружишь с людьми, имеющими благородные цели, и избегаешь невзгод в своей жизни, это значит, что ты осмотрителен и умеешь выбирать друзей. Это очень хорошая цель!»
Как надо управлять

Однажды к Конфуцию пришел человек по имени Ци Гаотин и спросил его: «Я проделал длинный путь и пережил много невзгод, я принёс Вам подарки. Я пришёл в надежде, что Вы сможете научить меня, как нужно помогать императору в управлении государством».
Конфуций ответил: «Для этого нужно быть справедливым и соблюдать нормы морали. Даже если покажется, что при этом ты оскорбил императора, ты не можешь отречься от справедливости и нравственности. Помогать императору – это не значит, что ты что-то делаешь для императора, на самом деле, ты делаешь это для государства и граждан, которыми управляет император. Всё можно свести к следующему: надо поступать праведно и помогать императору проявлять доброту. Тебе нужно быть честным с людьми. Нужно быть праведным и подавать хороший пример. Рекомендуй императору способных людей, заставляя порочных людей уйти; избавься от своей сущности дьявола и будь в ладу с императором в соответствии с законом и установленными правилами. Ты должен быть проницательным и в то же время осмотрительным в своих речах и поступках; совершенствуйся и веди свой народ к добру. Если ты можешь так поступать, ты сможешь быть как брат для императора, даже если будешь находиться от него за тысячи миль. Иначе ты не сможешь осуществить это, даже если будешь находиться рядом с ним».

Конфуций также сказал: «Чтобы хорошо относиться к другим людям, человеку необходимо совершенствовать себя. Отношение к людям не является целью, цель состоит в том, чтобы повышать моральный уровень».
Конфуций считал, что справедливость, доверие, скромность и вежливость являются необходимыми качествами для того, чтобы стать благородным человеком. Критическое отношение к себе, проявление терпения в отношениях с другими людьми помогут благородному человеку достичь доброты. Благородный человек проявляет высокую нравственность, независимо от сложившейся ситуации, сохраняет чистоту в сердце, проявляет доброту к другим и дорожит жизнью. Его не затрагивает, богат человек или беден. Никакая сила не заставит его отступить.

В.А.Сухомлинский отмечал:»Если человека учат добру — учат умело, требовательно, в результате будет добро. Учат злу(очень редко, но бывает и так). в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком надо его сделать».
Таким образом, заботливое отношение к окружающим — ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста.
А гуманная направленность личности ребенка зависит от того, насколько отношения связывающие ребенка с окружающими, наполнены нравственным содержанием.
Заботливость, выражаемая ребенком, может основываться на разных мотивах: ребенок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд; или ребенок хочет получить награду за свою помощь и заботу. (Эгоистические тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители все делают для ребенка сами, ничего не требуя от него взамен).
Заботливость как нравственное качество содержит многое: помощь, взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. ( Поведение и деятельность ребенка более целеустремленны, осознаны и эмоционально насыщены, если в основе их лежит заботливое отношение к окружающим). Большое значение для формирования данного нравственного качества имеют обсуждение с детьми явлений окружающей жизни, событий в детском саду, рассказы родителей о своем детстве, друзьях, взаимной помощи в сложных ситуациях, о совместных переживаниях. Такие беседы побуждают детей совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям, к их труду, стремиться быть полезными для них. Если ребенок активно включен в трудовую жизнь семьи, то у него есть возможность проявлять заботу об окружающих.
Можно выделить некоторые этапы развития этого нравственного качества у детей.
1.Первый этап — охотное выполнение ребенком просьб, поручений, заданий старших, желание и стремление оказать помощь другим.

2. Второй этап — проявление внимания, чуткости не только в поведении, но и словесно. При этом учитывается умение и стремление ребенка сдерживать импульсивные желания, которые идут вразрез с интересами и потребностями других. Важным является и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям.
3.Третий — завершающий этап развития этого качества — проявление заботливости в отношениях в отношениях к близким людям (родителям, родственникам).
Уровень развития заботливого отношения ребенка к окружающим определяют следующие показатели:

1.Степень самостоятельности в проявлении заботы о других.
2.Активность ребенка в оказании помощи, проявлении сочувствия, сопереживания.
3.Устойчивость проявления заботливости при некотором изменении обычных жизненных ситуаций.
Особенности проявления заботливости у детей во многом зависят от:

1.Условий семейного воспитания: эмоциональной атмосферы в семье;
(Самая большая ошибка в семейном воспитании — физическое наказание детей. В семьях, где оно применяется, трудно воспитать заботливое отношение детей к родителям и другим членам семьи. Причина этого — нервозность родителей, вызываемая ранее допущенными ошибками в воспитании ребенка и стремление их исправить при помощи физического наказания; а так же разногласия между родителями; отсутствие постоянной линии воспитания; отсутствие единства требований со стороны взрослых. Все это создает в семье бесконтрольность. распущенность, напряженность — порождает отрицательные чувства к родителям, вызывает у детей ранний невроз. Можно выделить и другие причины, вызывающие применение физических наказаний, это: авторитарный склад семьи, отсутствие семейного коллективизма, индивидуальные привычки некоторых членов семьи — алкоголизм., несдержанность и др….).В такой семье каждый предоставлен сам себе, лишь живут вместе. Родители, применяющие наказания должны знать, что прежде всего ребенок должен осознать свою вину, переживать из -за нее. Если нет внутреннего переживания, сокрушения, то никакое наказание, тем более физическое не поможет. Кроме того, страх порождает ложь, лицемерие, коварность, трусость, малодушие.
2.Понимания родителями целей и задач воспитания и воплощения их на практике.
Если отец и мать делят между собой все трудности и радости, всегда готовы прийти на помощь другим, то создаются необходимые условия для того, чтобы ребенок подражал их формам взаимоотношений. (Заслужив похвалу взрослого упорным, но посильным трудом, ребенок охотно будет возвращаться к этой трудной, но радостной работе. Одобрение родителей укрепляет его самолюбие, которое стимулирует труд. При повторении этого психического состояния может сформироваться такая черта, как заботливость.

3.Отношения родителей к участию ребенка в домашнем труде.
(В одних семьях царит положительный эмоциональный климат. Он основан на глубоком понимании родителями целей и задач воспитания; вдумчивом отношении к вопросам нравственного воспитания; единстве требований, предъявляемых ребенку. Все это формирует у ребенка правильные представления о том, какого человека можно назвать заботливым. В таких семьях дети постепенно включаются в дела семьи, особенно трудовые, через постоянные поручения, обязанности, которые подбираются родителями.
В других семьях родители правильно понимают цели и задачи воспитания, но допускают некоторые ошибки, нарушая единство педагогических требований. Родителям не хватает терпения, выдержки, поэтому и условия для воспитания заботливости специально не создаются.
Встречаются семьи, в которых общая атмосфера определяется потребительскими запросами родителей, отсутствием интереса к вопросам нравственного воспитания. В подобных семьях отсутствует проявление заботливости между членами семьи. К трудовым делам в семье дети не привлекаются, поэтому у них отсутствуют необходимые в этом возрасте трудовые умения и навыки, а так же желание быть полезным другим.
Дети, недостаточно включенные в дела семьи, не имеют возможности проявить заботу, не осознают необходимости быть заботливыми. Они лучше оценивают поведение другого ребенка, чем собственное.
Отсюда следует:
Необходимо уделять много внимания развитию правильной самооценки.
Помните, первоначально для ребенка важен сам факт помощи родителям, а не ее мотив. Постепенно, дети начинают осознавать нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным дома, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до конца, но и выполнить так, чтобы родителям было приятно видеть их самостоятельными и умеющими все делать. Выполняя задания, дети учатся и словесно выражать свои добрые чувства к членам
Проявления заботливого отношения к окружающим значительно углубляются и приобретают общественную направленность, если ребенок посещает детский сад, является членом детского коллектива.

В детском коллективе интенсивно идет формирование таких нравственных качеств как: ответственность, организованность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость. Детям показывают примеры не только внешних проявлений вежливости, уважения к старшим, но и воспитывают у детей умение быть внимательными, заботливыми, понимать настроение близких, друзей. На эту особенность в воспитании детей указывал В.А.Сухомлинский, отмечая, что «…одна из наиболее трудных вещей в нравственном воспитании: учить человека делать добро и вместе с тем избегать прямолинейных советов…». (часто родители не понимают психологических особенностей детей: хвалят за положительный результат труда, не учитывая приложенных ребенком усилий; порицают за неудачно выполненную работу, даже если ребенок старался, но у него не хватило умения).

Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Для восприятия художественных произведений у детей развивают эмоциональную отзывчивость на содержание литературных произведений, умение правильно оценивать поступки героев. Беседы по содержанию произведений позволяют ознакомить детей с элементарными нормами морали, упражняют их в нравственных поступках, воспитывают у них яркое, эмоциональное отношение к окружающим, учат их словесному выражению сочувствия, сопереживания.
Таким образом, надо помнить, что ребенок воспитывается в семье в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливости, успешно происходит в тех семьях, где существует взаимное уважение членов семьи, интерес к окружающим людям.

«Правильное воспитание — эта наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе. это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».А.С.Макаренко.

Это другая сторона «золотого правила».

Не стоит удивляться, если вы видите, что кто-то негодует, когда ему говорят «вести себя хорошо». Возможно, что негодование вызывает вовсе не мысль о том, чтобы «вести себя хорошо». Возможно, дело в том, что человек просто не понимает, что это означает.

Существует множество противоречивых мнений и много путаницы вокруг того, что такое «хорошее поведение». Может быть, человек никогда не понимал (даже если это понимал учитель), почему ему поставили ту или иную отметку по поведению. Возможно, кому-то сообщили (или человек сам принял для себя) ложные данные в связи с этим: «детей должно быть видно, но не слышно» и «быть хорошим — значит не быть активным».

Однако есть способ прояснить этот вопрос к своему полному удовлетворению.

Во все времена и почти везде человек с почтением и уважением относился к определённым ценным качествам человека. Эти качества называются добродетелями.1. Их приписывали мудрецам, святым и богам. Их наличие или отсутствие определяло различие между культурным человеком и варваром, между хаосом и обществом порядочных людей.

Чтобы выяснить, что такое «хорошо», вовсе необязательно получать откровение свыше или заниматься утомительным штудированием толстенных томов философских сочинений. Человек может сам открыть это для себя.

Ответ на этот вопрос способен найти почти каждый.

Если бы кто-то задумался о том, как он хотел бы, чтобы с ним поступали другие, он бы тем самым смог дать определение человеческим добродетелям. Просто подумайте о том, как бы вы хотели, чтобы люди поступали по отношению к вам.

Наверное, прежде всего, вам хотелось бы, чтобы к вам относились справедливо: вам бы не хотелось, чтобы люди оболгали вас или выдвинули против вас ложное или грубое обвинение. Правда?

Вам бы, наверное, хотелось, чтобы ваши друзья или приятели были верны вам: вы бы не хотели, чтобы они вас предали.

Вы, возможно, хотели бы, чтобы к вам относились по-джентльменски, чтобы вас не дурачили и не надували.

Вы также хотели бы, чтобы люди вели себя порядочно в отношениях с вами. Вы бы хотели, чтобы они были честны с вами и не обманывали вас. Правильно?

Вам бы хотелось, чтобы люди относились к вам по-доброму, а не жестоко.

Вам бы, возможно, хотелось, чтобы окружающие были внимательны к вашим чувствам и уважали ваши права.

Может быть, в трудную минуту вам бы хотелось, чтобы люди проявляли сострадание к вам.

Вы бы, вероятно, хотели, чтобы другие не ругали вас, а проявляли бы сдержанность. Верно?

Если бы у вас имелись какие-либо недостатки, или если бы вы совершили ошибку, то вы, возможно, хотели бы, чтобы люди были терпимы, а не критичны по отношению к вам.

Вы бы предпочли, чтобы люди были снисходительны к вам, а не направляли всю свою энергию на критику и наказания. Верно?

Вы бы, возможно, хотели, чтобы люди были великодушными по отношению к вам, а не злыми и жадными.

Может быть, вам бы хотелось, чтобы люди верили в вас, а не сомневались в каждом вашем шаге.

Вы бы, наверное, предпочли, чтобы к вам относились с уважением, а не оскорбляли.

Возможно, вам хотелось бы, чтобы с вами обращались вежливо и достойно. Так ведь?

И вам бы, наверное, понравилось, если бы окружающие восхищались вами.

Когда вы что-либо делаете для людей, вам бы, наверное, хотелось, чтобы они это ценили должным образом, правда?

И вам бы, вероятно, хотелось, чтобы другие были дружески расположены по отношению к вам.

И, возможно, вы бы хотели, чтобы некоторые люди любили вас.

И больше всего вы бы не хотели, чтобы люди просто притворялись, что они относятся к вам таким образом. Вам бы хотелось, чтобы их отношение к вам было именно таким и чтобы они действовали искренне.

Вероятно, вам могли бы прийти в голову и другие качества. Кроме того, у вас есть наставления, приведённые в этой книге. Но на основе сказанного выше вы поняли бы суть того, что люди называют добродетелями.

Человеку не требуется слишком сильно напрягать воображение, чтобы понять, что, если окружающие будут постоянно относиться к нему подобным образом, его жизнь будет полна радости и удовольствия. И вряд ли он будет проявлять враждебность к тем, кто с ним так обращается.

В общении людей можно наблюдать интересное явление2. Когда кто-то кричит на кого-то, у последнего появляется желание ответить тем же. Отношение к человеку в значительной степени совпадает с тем, как он относится к другим; в действительности человек сам показывает пример того, как к нему следует относиться. А недоброжелателен к Б, поэтому Б недоброжелателен к А. А дружески расположен к Б, и Б тоже дружелюбен к А. Я уверен, вам не раз приходилось наблюдать эту закономерность. Джордж — женоненавистник, и женщины платят ему тем же. Карлос груб со всеми, и они в свою очередь тоже грубы с ним. А если они не смеют грубить открыто, то в глубине души им всё равно очень хотелось бы ответить Карлосу грубостью при первом удобном случае.

В вымышленном мире книг и кинофильмов встречаются вежливые негодяи, невероятно эффективно действующие банды, а также одинокие герои, которые являются полнейшими невежами.3 В действительности жизнь совсем не такова. Настоящие негодяи обычно очень грубы, а их подручные ещё грубее. Наполеона и Гитлера предавали на каждом шагу их собственные подданные. Настоящие герои говорят очень спокойно, и они очень вежливы с друзьями.

Когда кому-либо выпадает удача встретиться и поговорить с наиболее знаменитыми представителями какой-либо профессии, ему зачастую бросается в глаза, что эти люди относятся к числу самых приятных из всех, кого он когда-либо встречал. Это одна из тех причин, по которым они оказались наверху: большинство из них старается хорошо обращаться с другими людьми. И окружающие их люди отвечают им тем же, обычно относятся к ним хорошо и даже прощают им их немногочисленные недостатки.

Итак, человек может определить для себя, что такое человеческие добродетели, просто поняв, как бы он хотел, чтобы с ним поступали другие. И я думаю, вы согласитесь, что таким образом можно устранить любые недоразумения по поводу того, что же такое действительно «хорошее поведение». Оно вовсе не предполагает бездействие, когда вы сидите в полном молчании со сложенными на коленях руками. «Вести себя хорошо» можно будучи очень активным и влиятельным.

В мрачной серьёзности мало радости. Когда в старину некоторые люди пытались доказать, что для того, чтобы быть добродетельным, требуется вести суровую и безотрадную жизнь, они, как правило, подразумевали, что любое удовольствие является следствием дурного поведения. Однако ничто не может быть дальше от истины. Радость и удовольствие не являются следствием безнравственности! Как раз наоборот! Радость и удовольствие обитают только в честных сердцах, а безнравственные люди ведут невообразимо несчастную жизнь, полную страданий и мук. Человеческие добродетели имеют мало общего с мрачностью. Они являют собой яркую сторону жизни.

А теперь подумайте, что бы произошло, если бы какой-нибудь человек попытался проявлять по отношению к окружающим

справедливость,
верность,
джентльменское поведение,
порядочность,
честность,
доброту,
внимательность,
сострадание,
сдержанность,
терпимость,
снисходительность,
великодушие,
доверие,
уважение,
вежливость,
достоинство,
восхищение,
дружеское расположение,
любовь
и делал бы это искренне?

На это может понадобиться какое-то время, но не кажется ли вам, что потом другие станут проявлять к нему такое же отношение?

Даже если допустить, что у человека время от времени происходили бы отдельные срывы — когда какая-нибудь новость почти что сводит его с ума, или в дом забирается вор, которого приходится стукнуть по голове, или какой-нибудь псих еле движется по скоростной полосе, когда вы опаздываете на работу, — всё равно было бы вполне заметно, что этот человек поднял себя на новую ступень взаимоотношений с людьми. Его потенциал выживания значительно возрос бы. И, конечно, его жизнь стала бы гораздо более счастливой.

Человек может влиять на поведение окружающих. Если кто-то ещё не поступает таким образом, он может облегчить себе задачу, просто выбирая каждое утро одну из добродетелей и придерживаясь её весь день. Если он будет делать это, постепенно он станет обладателем всех этих добродетелей.

Помимо того что человек сам получит от этого пользу, он сможет внести свой вклад (пусть даже самый маленький) в создание новой эры человеческих отношений.

Волны от камешка, брошенного в воду, могут дойти до самого дальнего берега.

Дорога к счастью станет гораздо более радостной,
если соблюдать наставление:
«Старайтесь поступать с другими так же,
как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами».

  1. 1. добродетель: идеальные моральные качества человека, проявляемые в поведении.
  2. 2. явление: наблюдаемый факт или событие.
  3. 3. невежа: тот, кому недостаёт культуры; грубый, невежливый человек.

Психологические консультации для онкологов, сохраняется анонимность
Телефон: 8-800 100-0191
(звонок по России – бесплатный, консультация круглосуточно)

Отражение болезни в переживаниях человека принято определять понятием внутренняя картина болезни (ВКБ). Оно было введено отечественным терапевтом Р.А. Лурия и в настоящее время широко используется в медицинской психологии. Это понятие, по определению ученого, объединяет в себе все то, «что чувствует и переживает больной, всю массу его ощущений, его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах – весь тот огромный мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм».

Как сложное структурированное образование, внутренняя картина болезни включает в себя несколько уровней: сенситивный, эмоциональный, интеллектуальный, волевой, рациональный. ВКБ определяется не нозологической единицей, а личностью человека, она также индивидуальна и динамична, как и внутренний мир каждого из нас. При этом существует ряд исследований, обнаруживающих характерные особенности переживания больным своего состояния.

Так, в основе концепции В.Д. Менделевича («Терминологические основы феноменологической диагностики») находится представление о том, что тип реагирования на определенное заболевание определяется двумя характеристиками: объективной тяжестью болезни (определяющейся критерием летальности и вероятностью инвалидизации) и субъективной тяжестью болезни (собственной оценкой больным его состояния).

Представление о субъективной тяжести заболевания складывается из социально-конституциональных характеристик, к числу которых относятся пол, возраст и профессия индивида. Для каждой возрастной группы существует свой реестр тяжести заболевания – своеобразное распределение болезней по социально-психологической значимости и тяжести.

Так, в подростковом возрасте наиболее тяжелые психологические реакции могут быть вызваны не теми болезнями, которые являются объективно угрожающими сохранности организма с медицинской точки зрения, а теми, которые изменяют его внешний вид, делают его непривлекательным. Это обусловлено существованием в сознании подростка основной потребности – «удовлетворенности собственной внешностью».

Лица зрелого возраста более психологически тяжело будут реагировать на хронические и инвалидизирующие заболевания. «Это связано с системой ценностей и отражает устремленность человека зрелого возраста удовлетворять такие социальные потребности, как потребность в благополучии, благосостоянии, независимости, самостоятельности и пр.». В этом отношении с онкологическими заболеваниями связаны наиболее сильные переживания. Для пожилых и престарелых людей наиболее значимыми являются болезни, которые могут привести к смерти, потере трудо- и работоспособности.

К индивидуально-психологическим характеристикам, оказывающим влияние на специфику переживания заболевания, относятся особенности темперамента (в отношении следующих критериев: эмоциональность, переносимость боли, как признак эмоциональности, и ограничения движений и обездвиженности), а также особенности характера человека, его личности (мировоззренческие установки, уровень образования).

Существует типология способов реагирования на заболевание пациентом. Знание типа реагирования больного помогает подобрать адекватную стратегию взаимодействия с ним и его семьей, использовать соответствующие способы общения, мотивирования к лечению.

Типы психологического реагирования на тяжелое соматическое заболевание

Типология реагирования на заболевание А.Е.Личко и Н.Я. Иванова («Медико-психологическое обследование соматических больных») включает в себя 13 типов психологического реагирования на заболевание, выделенных на основе оценки влияния трех факторов: природы самого соматического заболевания, типа личности, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцентуации характера и отношения к данному заболеванию в референтной (значимой) для больного группе.

В первом блоке находятся те типы отношения к болезни, при которых не происходит существенного нарушения адаптации:

  • Гармоничный: для этого типа реагирования характерна трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе происходит сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела.
  • Эргопатический: характерен «уход от болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало работу продолжать. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться исследованию так, чтобы это оставляло возможность для продолжения работы.
  • Анозогнозический: характерно активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях, отрицание очевидного в проявлении болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения, желание обойтись своими средствами.

Во второй блок входят типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием психической дезадаптации:

  • Тревожный: для этого типа реагирования непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагополучного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнений, методах лечения, непрерывный поиск «авторитетов». В отличие от ипохондрии более интересуют объективные данные о болезни (результат анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения. Поэтому предпочитают больше слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение прежде всего тревожное, угнетенность – вследствие этой тревоги).
  • Ипохондрический: характерно сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур).
  • Неврастенический: характерно поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем – раскаяние за беспокойство и несдержанность.
  • Меланхолический: характерна удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг, неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.
  • Эйфорический: характерно необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушения режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течении болезни.
  • Апатический: характерно полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны, утрата интереса ко всему, что ранее волновало.
  • Обессивно-фобический: характерна тревожная мнительность прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.
  • Сенситивный: характерна чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое может произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательность отношения с их стороны в связи с этим.
  • Эгоцентрический: характерен «Уход в болезнь», выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить все и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». В других, также требующих внимания и заботы, видят только «конкурентов» и относятся к ним неприязненно. Постоянное желание показать свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни.
  • Паранойяльный: характерна уверенность, что болезнь – результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения и побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.
  • Дисфорический (характерно тоскливо-озлобленное настроение).

Взаимодействие с некоторыми из таких пациентов может приносить врачу выраженный психологический дискомфорт. Но знание психологических оснований этого типа поведения пациента поможет врачу лучше понимать его потребности, ожидания, страхи и эмоциональные реакции, оптимально организовывать процесс взаимодействия с ним, использовать определенные инструменты влияния. Важно понимать, что, даже демонстрируя полное безразличие к исходу лечения, пациент больше всего хочет услышать слова надежды и нуждается в укреплении его веры в лучшее. Пациенты, непрерывно тревожащиеся о своем состоянии, нуждаются в спокойном, оптимистичном и внимательном разговоре с врачом, а пациенты, демонстрирующие реакции агрессии к окружающим и врачу – авторитетной уверенной позиции врача, которая поможет справиться со скрываемым в душе сильнейшим страхом за свою жизнь.

Таким образом, понимание типа реагирования больного на заболевание поможет сделать союз врача и пациента более эффективным, способствующим психологическому благополучию обоих участников лечебного процесса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *