История иудаизма

31 августа, 2017

История возникновения Иудаизма говорит сама о себе, но об этом чуть позже. Рассмотрим для начала изначальную религию, из которой образовался Иудаизм.

История возникновения религии предшествующей иудаизму

Для начала рассмотрим общее понятие слова религия.

Рели́гия (лат. religare — связывать, соединять) — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община).

Другие определения религии:

одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (божеств, духов), которые являются предметом поклонения.

организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.

духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности.

Также термин «религия» может пониматься в таких смыслах, как субъективно-личностный (религия как индивидуальная «вера», «религиозность» и т. п.) и объективно-общий (религия в качестве институционального явления — «вероисповедания», «богопочитания», «конфессии» и прочее).

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некой сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа).

Религия является преобладающим мировоззрением в большинстве стран мира, большинство опрошенных относят себя к одному из вероисповеданий.

(Вики)

Если говорить кратко, то религия – это наука о божестве, которое дает представление о себе посредством законов о добре и зле.

В нашем случае с иудаизмом, речь идет о Боге, Который раскрыл Себя евреям посредством 10 заповедей. По этой причине эти заповеди названы Откровением:

18 И когда перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим.

(Исх.31:18)

И по этой причине и ковчег, где они хранились, назывался ковчегом откровения:

21 и внес ковчег в скинию, и повесил завесу, и закрыл ковчег откровения, как повелел Господь Моисею.

(Исх.40:21)

Кроме того, что в ковчеге хранилось откровение о Боге в десяти заповедях, над ковчегом священник получал указания от Бога, Который открывался священнику между керувами.

6 И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на откровения, где Я буду открываться тебе.

7 На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им;

(Исх.30:6,7)

Итак, религия евреев фокусируется на Боге, который открыл себя посредством Откровения – 10 заповедей. Мы не будет останавливаться на смысле этих заповедей, потому как это отдельная тема.

На что следует обратить внимание – данная религия не являлась иудаистской. Религию эту можно назвать религией Авраама – аврамической. Именно Авраам является основателем этой религии и отцом всех евреев.

Когда Моисей встретился с Богом в пустыне, где Бог говори с ним из горящего куста, то Моисею было сказано:

6 И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова.

(Исх.3:6)

Нигде в библии не говорится о Боге Моисея, но всегда говорится о Боге Авраама. Первым отцом был Авраам, затем Исаак, и последним Иаков. От Иакова произошли двенадцать колен, в числе которых было колено Леви, в котором родился Моисей.

Итак, религия евреев изначально была аврамической религией.

История возникновения иудаизма в религии Авраама

Само слово иудаизм происходит от имени Иуда (Йеhуда), которое переводится как: хвала Йеhове, прославит Йеhову.

35 И зачала еще, и родила сына, и сказала: сей раз я восхвалю Йеhову. Поэтому нарекла ему имя Йеhуда.

(Берейшит (Бытие) 29)

Разделение сынов Яакова

Из танахической истории нам известно, что во времена правления сына Соломона, сыны Израиля разделились на две части. Одна часть состояла из колен Иуды и Вениамина. Эта часть называлась географически – Иудея. Так же с ними было колено Леви. Другая часть состояла из остальных 10 колен. Эта часть народа, географически считалась Израилем со столицей Самарией.

Впоследствии, когда пришел царь Ассирии, он захватил столицу Израиля Самарию, а десять колен расселил в своих землях в рабах. Таким образом, Израиль прекратил свое существование.

Иудея же оставалась со столицей Иерусалимом до того, как царь Вавилона захватил город. Народ был уведен в плен на 70 лет. Но согласно пророчествам, через 70 лет народ вернулся и восстановил город и Храм, заселив земли Иудеи.

Иудаизм во времена Иисуса Христа

Во времена Иисуса Христа, доминирующим коленом были иудеи – представители колена Иуды. От колена Вениамина осталась малая часть, как и от колена Левия. По этой причине всех евреев называли иудеями – жители Иудеи. И именно это является основополагающей причиной образования иудаистской религии, которую сформировали фарисеи того времени.

Современный Иудаизм

Современный иудаизм (ортодоксальный) – это все то же учение фарисеев, в какой-то степени реформированное под влиянием европейской культуры.

Аврамическая религия в наши дни

Хотя фарисейское учение деформировалось еще во времена Христа и позже, аврамическая религия, не подвергшаяся вмешательству человеческих культов, сохранилась до наших дней в виде отдельных религиозных еврейских групп, в том числе и мессианских (не смешанных с христианством). Представители аврамичесой религии сохранили в правильном свете учение о Боге евреев — Йеhове’ и о Его заповедях.

Тема урока: Исторические условия возникновения иудаизма
Тип урока: Урок изучения нового материала

Задачи:

  • Дидактические (обучающие):
    • охарактеризовать исторические условия возникновения иудаизма;
    • проследить историю его становления;
    • выделить особенности иудаизма как национальной религии еврейского народа.

2. Развивающие:

  • продолжить формирование умений и навыков обобщения, выделения особенностей исторических явлений;
  • развивать навыки монологической речи, память и внимание.

3. Воспитательные:

  • воспитывать толерантность и нравственные качества;
  • прививать правила этикета, принятого в общении с верующими и священнослужителями.

Основные термины и понятия: Яхве, иудаизм, «религия Моисея», «Земля Обетованная», «Стена Плача», диаспора, Каббала, Зогар.

Ход урока.

I. Организационный момент (приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу).
II. Подведение учащихся к изучению нового материала.
Учитель дает краткую историческую справку о религии иудаизм, формулирует задачи урока. (Слайд №2,3)
III.Изучение нового материала.
План изучения нового материала:

  • Иудаизм – национальная религия.
  • Исторические условия возникновения иудаизма.

1.Иудаизм как национальная религия.
Учитель отмечает, что на смену первобытным формам религиозных верований приходят национально-государственные, каковой является иудаизм, рассказывает об особенностях национальных религий. Ученики по ходу рассказа записывают тезисно особенности.
2.Исторические условия возникновения иудаизма.
Лекция учителя с использованием презентации.
В истории иудаизма выделяют несколько этапов.
Первый этап – до Х века до н.э. – «дохрамовый период». В это время кочевые племена, принадлежащие к семитской языковой семье, заселяли обширную территорию от средиземноморского побережья до гор Ирана и Армении. Через Египет постепенно завоевывают и заселяют Ханаан (позднее Палестина). Это была сравнительно небольшая территория, прпотянувшаяся вдоль средиземноморского побережья (230 км в длину , 80 км в ширину). Благодаря наличию водных ресурсов (река Иордан, Мертвое море) она была более плодородной,чем остальные, пустынные и полупустынные, земли этого региона. По преданию, Бог обещал ее верному Аврааму и его потомкам, а потому она виделась как Земля Обетованная. Здесь издавна существовала развитая земледельческая и городская культура, созданная родственными сетам народами. После расселения евреев на территории Палестины там возникло их собственное государство – Израильско-Иудейское царство.Эти процессы сопровождались усложнением форм религиозной организации.Древние евреи поклонялись многим богам., среди которых главным был – Яхве.(Слайд № 4)
Второй этап – до конца VII века до н.э. (321 г. до н.э.) – культ бога Яхве, период «первого Храма». Для поклонения богу Яхве в Иерусалиме израильско-иудейский царь Соломон воздвиг ставший знаменитым во всем древнем мире Иерусалимский храм (945 г. до н.э.)
Вокруг бога Яхве и посвященного ему храма строились не только религиозно-культовая жизнь, но и вся система социальных и моральных норм поведения в древнееврейском обществе. (Слайд № 5)
Третий этап – VI век до н.э. – период вавилонского плена. В начале VI века до н.э. (587\586 г. до н.э.) страна была захвачена грозным соседом – вавилонским царем Навуходоносором II. Храм был разрушен, а большинство иудеев оказалось в плену. Во время вавилонского плена иудаизм стал идейной основой борьбы евреев за восстановление собственной государственности, которая приняла форму движения за возвращение на землю предков.
Четвертый этап – с конца VI в. до н.э. (538 г. до н.э.) до 70 года н.э. – период «второго Храма». После гибели Вавилонского государства и присоединения его земель к Персии евреям разрешили возвратиться на родину и отстроить храм (освящен в 515 г. до н.э.). После этого они превратились в замкнутую иудейскую храмовую общину, которая запрещала своим членам общение с представителями любого народа не из «колена Аврамова» — к ним нельзя было даже входить в дом, не говоря уже о том, чтобы вступить в брак. Только в середине II века до н.э. Земля Обетованная ненадолго восстановила свою независимость, однако уже в 63 году до н.э. она была завоевана знаменитым римским полководцем Гнеем Помпеем и попала в зависимость от Рима.На протяжении всего этого периода Иерусалимский храм восстанавливался и постоянно расширялся. Настоящего великолепия он достиг после реконструкции иудейским царем Иродом Великим на рубеже старой и новой эры.
Два неудачных восстания римлян привели к тому, что еврейское государство окончательно утратило свою независимость, храм был сожжен, погибло не менее 1 млн. евреев (численность всей еврейской диаспоры, по минимальным оценкам, в указанный период составляла 4,0- 4,4 млн. человек). Эти события получили название Великой катастрофы, и страшнее ее в истории еврейского народа был только Холокост (массовое истребление евреев) в годы Второй мировой войны, когда погибло 5,5 – 6 млн. человек – 60% тогдашнего еврейского населения Европы. Ныне от одного из самых величественных религиозных сооружений в истории человечества осталась только часть западной стены, которая сохраняется и почитается как святое место, — Стена Плача.(Слайд № 6)
Пятый этап – с I-II веков н.э. до 1948 года – период диаспоры. В этот период евреи расселяются по всему миру, сохраняя чувство духовного единства (диаспора – греч. «рассеяние». Из всего еврейского народа на родной земле постоянно жила едва ли четверть. Закончился этот период восстановлением по решению ООН государства Израиль.(Слайд №7)
В период диаспоры в Средние века в Западной Европе возникла Каббала (религиозно-мистическое учение, распространенное среди фанатичных последователей иудаизма). Главное каббалистическое произведение – Зогар (Сияние) – появилось в XIII веке. Главная идея этого и других каббалистических произведений состояла в представлении о Боге как о бесконечном существе, лишенном любых атрибутов.

IV. Первичное закрепление.
А)Вопросы к закреплению.

  • Какие особенности присущи этническим и региональным религиям?
  • Что такое иудаизм?
  • Где и когда зародилась эта религия?
  • Сколько этапов можно выделить в истории иудаизма?
  • Чем отличается религия иудеев от изученных ранее первобытных верований?

Б) Возможен другой вариант закрепления.
Задание .Вставьте пропущенное в предложения (для обобщения на уроке).
1.Название религии иудаизм произошло от ……… . Второе название этой религии……. . Оно связано с именем еврейского законодателя ………. . Его заслуга в том, что ….. .
2.Кочевые племена иудеев со временем поселились на берегах реки ……….. , где создали свое государство. Эту землю они назвали «Земля обетованная» (обещанная), так как …
3.Сначала евреи поклонялись многим богам. Одного из них звали Яхве, он был покровителем ………… . В …… веке другие боги были запрещены и культ Яхве остался единственным.
V.Систематизация и обобщение новых знаний.
Ученики выполняют задание на соотнесение основных понятий и терминов.

1.Период диаспоры
2.Иудеи
3.Каббала
4.Зогар
5.Палестина
6.Израиль
7.Стена Плача
8.Диаспора
9.Палестина
10.Великая катастрофа
11.Холокост

А. Последователи иудаизма
Б. Холокост
В. Часть западной стены Иерусалимского храма
Г. Государство, созданное евреями
Д. Массовое истребление еврейского народа в годы Второй мировой войны
Е. Земля, обещанная Богом евреям
Ж. Рассеяние
З. Территория, расположенная вдоль средиземноморского побережья
К.Религиозно — мистическое учение приверженцев иудаизма
Л.Время, когда евреи расселяются по всему миру
М.Главное каббалистское произведение

VI.Организация домашнего задания.
1.Составить кроссворд из 10 вопросов на тему «История возникновения иудаизма».
2. Устно ответьте на вопросы.
1.Расскажите о происхождении иудаизма.
2.Какова история иерусалимского храма.
3.Какова история государства Израиль.
4.Как связаны с иудаизмом слова, выражения:

  • Яхве
  • евреи
  • VII в. до н.э.
  • «Земля обетованная»
  • Палестина
  • р. Иордан
  • «религия Моисея»
  • Диаспора
  • Каббала
  • Зогар

Одной из основных канонических книг в иудаизме признается Танах (Ветхий Завет Библии), важнейшей частью которого является Тора или Пятикнижие Моше (Моисея). В III веке н. э. иудейскими богословами были написаны комментарии к Торе, получившие название Мишна (повторение закона). Затем была составлена еще одна книга – Гемара, назначение которой – углубленное комментирование Мишны. Мишна и Гемара вместе составляют Талмуд. Тора и Талмуд регламентируют все стороны жизни религиозного еврея, в том числе и те, которые в других религиях обычно считают относящимися к сфере этики, морали, гражданского и уголовного права. В Талмуде различают галаху и агаду, которые переплетаются друг с другом. Галаха – это закон, касающийся религиозной, семейной, гражданской жизни. Агада определяет духовные основы иудаизма.

Чтение Талмуда почитается как весьма ответственное занятие, разрешаемое только самим евреям. В трактате «Синедрион» говорится: «Не еврей, изучающий Талмуд, заслуживает смерти».

«Евреи приятнее Богу, нежели ангелы», «как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете» – учит Талмуд. Избранничество мыслится в иудаизме как право на господство.

Отвержение Христа и ожидание вместо Него другого, стало духовной причиной государственно-национальной катастрофы иудеев – в начале II века Иерусалим был разрушен, а иудеи рассеяны по свету. После рассеяния евреев, во II-VI веках происходит формирование талмудизма, характеризующегося обстоятельной систематизацией и нормативной ритуализацией иудейского культа, который из храмового священнодействия превратился во все проникающую систему предписаний, иногда скрупулезно подробных, вплоть до требований подчеркивания своей принадлежности к «избранному Богом народу» с помощью особых деталей внешнего облика. Так, верующему еврею предписывается иметь бороду, отпускать длинные волосы на висках (пейсы), носить маленькую круглую шапочку (кипу), пройти обряд обрезания. Тогда же формируется и такое учение в иудаизме, как Каббала, главная роль в котором отводится магии и оккультизму. Многие принципиальные вопросы Библии перетолкованы в Талмуде и в Каббале совершенно в оккультном освещении.

Если для Библии характерен ярко выраженный персонализм, то есть представление о Боге и сотворенном им человеке как о личностях, то в Талмуде говорится о том, что человек изначально был сотворен гермафродитом и лишь позднее возникает разделение полов, возникают Адам и Ева (это чисто языческое воззрение, полностью исключающее понимание человека как личности).

Возрождаются в Талмуде пантеистические воззрения, так, например, говорится о сотворении Богом душ евреев из самой божественной сущности. Те евреи, кто не достиг совершенства в своей жизни, для очищения перевоплощаются в новых телах – в растениях, в животных, в телах не евреев, и, наконец, в теле еврея, после чего могут заслужить вечное блаженство.

В VI – XIII веках возрастает роль раввинов (от древнееврейского «рабби» – мой учитель) – толкователей закона, возглавлявших иудейские общины. Рассеяние евреев по странам Старого Света (Европа, Азия, Африка), а потом и Нового Света (Америка) привело к образованию большого количества еврейских национально-религиозных общин. В древности центром иудейского культа был Иерусалимский Храм, где совершалось ежедневное жертвоприношение. Когда Храм был разрушен, место жертвоприношений заняла молитва, для совершения которой евреи стали собираться вокруг отдельных учителей – раввинов. Из этих собраний возникли иудейские молитвенные объединения, именуемые синагоги («собрания»). В иудаизме синагога представляет собой собрание евреев для совершения молитвы и изучения Торы и Талмуда. Такое собрание не предусматривает наличия специального здания и может проходить в любом помещении.

Для совершения публичного богослужения необходимо присутствие не менее десяти евреев мужского пола, достигших религиозного совершеннолетия (с 13-летнего возраста). Они составляют первичную иудаистскую общину – миньян (буквально «число,» то есть кворум, необходимый для богослужения). Исторически право совершать публичные богослужения закрепилось за раввинами – учителями и толкователями Торы. Кроме раввина, в персонал синагоги входят хазан, шамаш и габай. Хазан ведет общественную молитву и представляет всю общину в обращении к Богу. Шамаш – синагогальный служка, обязанности которого – наблюдать за порядком и чистотой в синагоге и заботиться о сохранности синагогального имущества. Габай решает административные и финансовые вопросы синагоги.

Особое место в иудейской общине занимает коганим (единственное число – коген). По еврейской традиции, лица, носящие фамилию Коген (Коган, Кохен, Коэн, Кон), являются потомками (по отцовской линии) первосвященника Аарона, т.е. своего рода жреческой кастой.

Во времена Иерусалимского Храма коганим кроме исполнения своей главной функции – ведения службы в храме – были также духовными наставниками народа, его судьями и учителями. Однако с течением времени духовное руководство еврейского народа перешло к пророкам, а затем к мудрецам и раввинам. Деятельность коганим была ограничена, в основном, службой в храме. После разрушения храма в 70 г. н.э. они лишились возможности исполнять и эту обязанность. В настоящее время коганим обязаны проводить обряд выкупа первенцев и благословлять народ в синагоге.

В условиях рассеяния (диаспоры) иудаизм сыграл главную роль в самосохранении евреев как этноса. Национальное и религиозное начала в душе верующего иудея совпадали, а отход от иудаизма означал выход из еврейства, что для воспитанных столетиями корпоративного быта евреев, в свою очередь, означало смерть. Поэтому отлучение от синагоги и от еврейства рассматривалось как самое страшное наказание.

Новый период истории еврейства и иудаизма наступил в конце XVIII в. Он характеризуется политической эмансипацией европейских евреев в результате Французской революции и последовавшим за этим разрушением средневековой изоляции иудейских общин, на которые были распространены юридические акты о свободе вероисповедания.

Параллельно с этим в самих общинах возникло движение за ослабление системы ритуальных предписаний и запретов и внешнее сближение иудейского богослужения с протестантским (т. наз. «реформированный иудаизм»).

Тогда же, в XVIII веке, среди евреев Польши и Западной Украины возникло новое религиозное течение – хасидизм (от древнееврейского слова «хасид» – благочестивый). Хасидизм возник как оппозиционное движение против ортодоксального иудаизма, в частности, против раввината. Вместо раввинов в хасидских общинах высшим авторитетом стали пользоваться цадики («цадик» означает по-древнееврейски «праведник»), якобы обладающие сверхъестественными способностями. Для хасидизма характерны крайний мистицизм и религиозная экзальтация.

С XIX века еврейство Западной Европы, а затем и США, захватили процессы секуляризации и эмансипации. Стала фактом национальная самоидентификация евреев вне религиозных рамок. Западные народы все дальше отходили от христианства, и иудаизм, до этого времени оттесняемый из духовной жизни европейской цивилизации, начинает влиять на духовность и культуру.

Оценка современной иудейской веры

Вера, которую исповедуют современные евреи, является не той, которая была дана Израильтянам через Моисея и Пророков, и которую исповедовали они до пришествия Мессии, но той, какую они сами измыслили, уклонившись от истинного духа Моисея и Пророков, и которой держатся ныне уже по пришествии обетованного Мессии, ими непризнанного. Первая вера есть истинно богооткровенная и является подготовительной ступенью к христианству, а ново-иудейская является плодом человеческих измышлений.

Эта новая вера изложена в двух книгах, почитаемых Иудеями за божественные книги, в Каббале и Талмуде (Каббала, по понятию Иудеев, есть кодекс философско-мистических преданий, служащих дополнением и объяснением Закону, а Талмуд – кодекс преданий по преимуществу исторических, обрядовых и гражданских, служащих таким же дополнением и объяснением. Сведения о Каббале можно найти у раввина Франка, а о Талмуде у Драха). В обеих этих книгах наряду с истинами, заимствованными в Библии, столько странностей, нелепостей, противоречий, что становится невероятным, как могли люди выдумать подобные вещи, и как могут другие признавать столь уродливые понятия за истины священные и неопровержимые, не отказавшись от здравого смысла. Таковы –

В теоретическом отношении сказания:

а) о ежедневных занятиях Бога (Хр. Чтение 1834, 3, 283-309);

б) о цели, для которой создан мир («Бог создал свет единственно для того, чтобы приложить к делу закон обрезания». Евр. Секты в России, Григорьева стр. 95);

в) о Мессии и обстоятельствах Его пришествия (Буксторф);

г) о воскресении мертвых («Воскресение мертвых может иметь место только в Палестине: поэтому Господь открывает подле могил Евреев, умерших в пленении, длинные пещеры, через которые трупы их и катятся, как бочки, в святую землю, чтобы воспринять здесь душу» Талмуд. Иерусал. Тракт. Килоим.), и проч.

В нравственном – таковы:

а) основной закон об отношении человека к ближним: «всякое добро, которое закон Моисеев предписывает, и всякое зло, которое он воспрещает делать ближнему, брату, товарищу, должно, объясняет Талмуд, понимать только в отношении к Иудеям» (Талмуд. Тракт. Бава-Меция);

б) взгляд на прочие народы: называя их народами нечистыми и богопротивными, с которыми Евреи не только не должны вступать ни в какие родственные связи, талмуд учит, что Еврей может без греха нарушать клятвы, даваемые иноверцу, может обманывать его, притеснять, преследовать и даже умерщвлять за его разноверие, и что вообще все эти иноверные народы, по пришествии Мессии, или истребятся совершенно, или будут порабощены Иудеям, так что самые цари иноверные сделаются слугами для последнего из чад Израиля (Мозез Мендельсон);

в) учение о средствах к оправданию: в Талмуде проповедуется, что как грех первородный, так и вообще все грехи могут быть изглажены и уничтожены через строгое исполнение всех предписаний закона обрядового и проч.

Вследствие этого Иудеи исключительно преданы своим обрядам. Но надобно еще прибавить, как мелочен, ничтожен в своих неисчислимых предписаниях и установлениях этот закон! Например, на основании одной заповеди Божией: да не сотворишь всякого дела в день субботний (Исх. 20:40), теперь существует 949 раввинских предписаний, из которых одно «запрещает Еврею даже плевать по воздуху в субботу, потому что действие похоже на веяние неочищенной ржи. (Хаие Адам – Авраама Данижга, о постановлениях субботних)». На основании запрещения Божия не есть квасного в Пасху (Исх. 12:20) измышлено 265 постановлений, из которых одно гласит, что если бы 10000 Евреев, в день Пасхи, варили пищу в воде, почерпнутой из одного колодца, в котором вскоре после того найден какой-нибудь ячмень, то все они обязаны приготовленную пищу, вместе с посудой, сжечь или бросить в реку. Об этих запрещенных яствах существует с лишком 3000 различных постановлений; об одном обряде умовения рук – до ста, а о солении мяса – до двух сот; есть даже определение касательно способа обрезывания ногтей… На основании заповеди Моисея, запрещающей варить козленка в молоке его матери (Исх. 23:19; Втор. 14:21), талмудисты запретили: а) варить в молоке какое бы-то ни было мясо; б) употреблять даже сосуд, в котором изготовляется мясная пища, на изготовление в нем пищи молочной; и в) определили принимать молочную пищу не ранее, как по истечении шести часов после принятия пищи мясной, а мясную после молочной не ранее, как через час. И пусть бы еще исполнение всех таких мелочей отдано было на произвол каждого; напротив, Талмуд все обряды возводит в догматы, и требует самого строгого исполнения относящихся к ним постановлений и правил.

Культура / Религия / Иудаизм / Иудаизм: история

Иудаизм: история

Иудаизм- религия еврейского народа. Слово «иудаизм» происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными евреями ок. 100 до н.э., чтобы отличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова – Иуда (Йехуда), чьи потомки, вместе с потомками Вениамина, образовали южное – Иудейское – царство со столицей в Иерусалиме. После падения северного – Израильского – царства и рассеяния населявших его племен народ Иуды (известный впоследствии под названием «йехудим», «иудеи» или «евреи») стал основным носителем еврейской культуры и остался им даже после разрушения своего государства.

Иудаизм как религия – важнейший элемент еврейской цивилизации. Благодаря сознанию своей религиозной избранности и особого предназначения своего народа еврейство смогло выжить в условиях, когда оно не раз утрачивало свою национально-политическую идентичность.

Иудаизм подразумевает веру в единственного Бога и реальное воздействие этой веры на жизнь. Но иудаизм – не только этическая система, он включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы.Нравственное поведение не самодостаточно, оно должно сочетаться с верой в то, что добродетель «прославляет единого Бога».

Главным обоснованием ключевых верований и практики иудаизма служит история еврейского народа. Даже заимствуя древние праздники или обряды у развитых культур Ханаана и Вавилонии, иудаизм изменял их главный смысл, дополняя, а затем и вытесняя естественную интерпретацию исторической. Например, Песах (еврейская Пасха), первоначально праздник весенней жатвы, стал праздником освобождения из египетского рабства. Древний обычай обрезания, изначально бытовавший у других народов как обряд, отмечавший вступление мальчика в период полового созревания, трансформировался в акт, совершаемый при рождении мальчика и символизирующий введение ребенка в завет (союз-договор), который Бог заключил с Авраамом.

Вывод, к которому в 19 в. пришли некоторые (в большинстве христианские) историки религий, что еврейская история породила две разные религии, а именно религию Израиля до Эзры (ок. 444 до н.э.) и затем уже иудаизм, многими был признан ошибочным. Эволюция иудаизма непрерывна, и подобно другим религиям иудаизм изменялся и развивался, освобождаясь от многих старых элементов и воспринимая новые принципы и нормы в соответствии с меняющимися условиями. Несмотря на возрастающую роль правовых элементов в иудаизме после вавилонского плена, религия осталась по существу той же, что и в период до плена, и любая значимая доктрина иудаизма после плена восходит к более ранним учениям.

История

В примитивной форме еврейская религия существовала в период патриархов (ок. 2000–1600 до н.э.), в эпоху, для которой характерны обожествление сил природы, вера во власть демонов и духов, табу, различение чистых и нечистых животных, почитание умерших. Зачатки некоторых важных этических идей, которые впоследствии развивали Моисей и пророки, существовали уже в самый ранний период.

Согласно Библии, Авраам был первым, кто признал духовную природу единственного Бога. Для Авраама Бог – верховный Бог, к которому верующий может обратиться, Бог, он не нуждается в храмах и священнослужителях, всемогущ и всеведущ. Авраам покинул свою семью, которая не отказалась от ассирийско-вавилонских верований, и до своей смерти в Ханаане кочевал с места на место, проповедуя веру в единственного Бога.

При Моисее (вероятно, 15 в. до н.э.), который воспитывался в условиях высокоразвитой египетской культуры, иудаизм принял более сложные и утонченные формы. Моисей придал религии форму исключительного поклонения Яхве (так евреи именовали Бога). Именно его вмешательством он объяснял страшную катастрофу, которая постигла Египет и привела к освобождению из рабства израильтян и разнородной массы угнетенных – тех, кому было суждено стать еврейским народом. Почитание единственного Бога сопровождалось установлением ритуальных и социальных законов, которыми руководствовались сыны Израилевы во время скитаний в пустыне. Культ и ритуал не имели для Моисея особого значения, они были лишь дополнительным средством, помогающим народу сохранить преданность Богу. Основной упор делался на соблюдение духовного и морального закона, сформулированного в десяти заповедях, которые решительно запрещали поклонение идолам, изображавшим богов. Религией Моисея допускалось сооружение особого шатра, скинии завета, служившей видимым знаком божественного присутствия, а также ковчега завета – деревянного, обитого золотом ящика, где помещался «завет» Яхве, таинственный предмет, от которого, возможно, исходило опасное радиоактивное излучение (1 Цар 5-6).

Завоевав Ханаан, сыны Израилевы под влиянием местных религиозных обычаев разработали культ, включавший жертвоприношения, праздники и местные святилища с организованным жречеством. В Ханаане израильтяне обнаружили также чрезвычайно разветвленный культ божеств плодородия, главной из которых была Асират.

Позднее, в связи с борьбой против идолопоклонства, в Израиле появились пророки – уникальная в истории древнего мира группа людей, благодаря которым религия еврейского народа достигла наивысшего расцвета. Это были люди различного социального происхождения, которые отваживались объявлять во всеуслышание то, что им открывалось, даже если их пророчества возвещали большие бедствия, гибель целого народа или разрушение Храма. Они проповедовали чистый монотеизм и универсализм, их учение было пронизано пафосом социальной справедливости. Пророки боролись не столько против жертвоприношений, сколько против того, чтобы им придавали самостоятельную ценность или рассматривали их как соблюдение союза-договора Израиля с Богом. Полемика пророков, которая прослеживается также в псалмах, сыграла важную роль в ликвидации многих независимых культовых центров, но не в отмене жертвоприношений. В результате централизации культа в царствование Иосии иерусалимский Храм вытеснил старые святилища с их языческими божествами и культами. Именно пророческая критика культа жертвоприношений и подчинения праведности обрядовой стороне в значительной степени привела к т.н. девтерономической реформации, которую осуществил царь Иосия ок. 621 до н.э.

С падением Иудейского царства и разрушением Храма в 586 до н.э. в среде живших в Вавилонии евреев-изгнанников иудаизм приобрел новые формы. Во время изгнания евреи селились не только в Вавилонии, но и в Египте, Сирии и других странах. Тенденция к идолопоклонству в изгнании не прослеживалась, и в это время совершались только те обряды, которые не были связаны с храмовым богослужением. Соблюдение субботы и обрезание являлись важнейшими знаками союза-договора с Богом. В собраниях пересказывали предания, толковали Писание, читали псалмы и другие произведения религиозной поэзии, исповедовались и возносили молитвы, сообща или индивидуально. Новшеством в еврейской жизни стало молитвенное богослужение. Отпадала нужда в зданиях, предметах культа, сословии жрецов; требовалось лишь желание группы или отдельного человека. В собраниях не делили людей по их социальной принадлежности, и в этом смысле демократизм позднее стал характерной чертой синагоги. Когда изгнанники возвратились в Иерусалим, молитвенное богослужение, получившее развитие в синагогах, стало частью храмовой службы, и после вторичного разрушения Храма (70 н.э.) вновь вытеснило жертвоприношения. Синагога заменила Храм. Для евреев, живших в диаспоре, она служила молитвенным домом, религиозной школой и местом собраний. Во время вавилонского плена и после него выявилось универсальное значение идей иудаизма, и он трансформировался из общности, основанной на кровном родстве, в основанную на вере общину, членом которой мог стать представитель любого народа. Национальные идеалы сохранялись, что уживалось с представлением о единстве человечества. Эту концепцию иллюстрируют семьдесят жертвоприношений на праздник Кущей (Суккот), символизирующие участие семидесяти народов мира в служении одному Богу.

Спустя немногим более ста лет после разрушения Храма изгнанники начали возвращаться в Палестину. Под предводительством Неемии они восстановили стены Иерусалима и снова воздвигли Храм. По его приказанию евреи расторгли браки с чужеземными женами для сохранения еврейской общины, которой угрожало проникновение языческих культов и обычаев, принесенных чужестранками.

Если Храм снова стал местом жертвоприношений, то синагога предоставила всем возможность для изучения Торы (Закона). Моисеев Закон ограничивал поле деятельности жреческого (священнического) сословия; задачу толкования Торы приняли на себя ученые книжники («соферим»). Престиж книжников возрастал, особенно в период, когда наследственное священство стало приспосабливаться к эллинистическим нравам и обычаям. Книжники успешно руководили борьбой за сохранение национальной и религиозной чистоты. В борьбе за свободу сыновья Маттафии Хасмонея во главе с Иудой Маккавеем привели евреев к победе над греческими войсками Антиоха Эпифана (победе в ней посвящен праздник Ханукка).

Эзре (Ездре) и книжникам, пришедшим после Неемии (5–2 вв. до н.э.) приписывают окончательное оформление трехчастного канона еврейской Библии (Танаха). Этот труд создавался в период, когда появилось множество апокрифических сочинений. Теперь изучение Писаного Закона (Тора ше-би-хтав) дополнялось толкованием Устного Закона (Тора ше-бе-аль пе), составленного из заповедей, которые, по преданию, Моисей получил на Синае вместе с Писаной Торой. Очевидно, что многие положения Писаной Торы изменялись с течением времени. Писаный и Устный Закон охватывал ритуальную практику, хозяйственную деятельность, законодательство, гигиену, наследственное право, право собственности, земледелие, одежду, пищевые запреты – почти любую сферу человеческой жизни. Писаная и Устная Тора определяли не просто вероисповедание, но образ жизни.

Во 2 в. до н.э. в иудаизме оформились две группировки – саддукеи и фарисеи. Саддукеи принадлежали к священству и знати; они служили опорой священнической династии Цадокидов и, возможно, названы по имени ее основателя Цадока. Фарисеи, представлявшие средние слои общества и действовавшие в согласии с традицией книжников, пытались ограничить влияние саддукеев и оспаривали их решения. Своим идеалом они провозглашали священство всего народа и были убеждены, что вся жизнь человека должна быть пронизана благочестием. Саддукеи исходили из буквы Закона, фарисеи – из его духа. В отличие от саддукеев, фарисеи наряду с Писаной Торой признавали Устную Тору, разработанную книжниками и рабби (раввинами, законоучителями), считая ее предписания обязательными для исполнения. Благодаря признанию авторитета как Писаного, так и Устного Закона жизнь еврейского народа не утратила своих традиционных черт и после падения Иудейского государства и разрушения Храма. Возросший авторитет Закона превратил учителей Торы в бесспорных лидеров народа. Между фарисеями и саддукеями существовали расхождения и по ряду конкретных вопросов. Так, фарисеи признавали учение о бессмертии души и воскресении из мертвых, а саддукеи отвергали его.

Традицию фарисеев продолжили таннаи (таннаим – «учителя»), амораи (амораим – «толкователи») и савораи (савораим – «разъясняющие»), ученые, коллективный труд которых увенчался созданием Талмуда, огромного собрания документов, включающего Устный Закон, правовые заключения, дискуссии и решения по разным вопросам, моральные предписания и принципы, а также исторические повествования, легенды и предания. Свой окончательный вид Талмуд принял в Вавилонии ок. 500. Последнюю редакцию Вавилонского Талмуда приписывают Равине, главе академии в Суре, и рабби Йосе, возглавлявшему академию в Пумбедите. Иерусалимский, или Палестинский Талмуд, создававшийся в школах Палестины на протяжении многих поколений, был завершен ок. 350 в Иерусалиме.

Талмуд состоит из двух частей. Первая часть – Мишна, произведение таннаев, редакцию которой осуществил Иуда ха-Наси («Иуда-князь»); вторая – Гемара («завершение»), результат работы амораев. Законодательный материал Талмуда называется Галаха, а гомилетический, аллегорический и поэтический материал – Агада («сказание», «повествование»). Вероучению отводится подчиненная роль, поскольку фундаментальные принципы еврейского вероисповедания, будучи общеизвестными и признанными, не нуждались в перечислении или каких-либо особых формулировках. Основное внимание уделено нормам, регламентирующим поведение евреев в любой сфере жизни. Галаха – основной раздел Талмуда, тогда как Агада занимает гораздо более заметное место в раввинистических произведениях другого жанра. Этот жанр, мидраш, поставлял основной материал для еврейской теологии.

Эпоха савораев длилась до 600. Примерно в это время появилась плеяда ведущих ученых, гаонов (от евр. «геоним» – «превосходительства», «прославленные»). Гаоны возглавляли академии в Суре и Пумбедите, две ведущие школы Вавилонии, ставшие центрами изучения права после того, как римляне закрыли школы в Палестине (300). В то время главой вавилонской общины являлся «реш галута» («глава изгнанников», «эксиларх»), утверждавшийся, как правило, персидскими властями. Но реальное влияние на жизнь евреев, как в Вавилонии, так и в других странах, оказывали наставники-гаоны. Период гаоната продолжался около 450 лет (600–1050). Некоторые выдающиеся гаоны комментировали и преподавали Закон в школах, которые они возглавляли, и, будучи верховными судьями, внедряли его в жизнь общин. Они занимались исследованиями, выходящими за пределы Талмуда, – историей, грамматикой, литургикой. Рабби Шерира Гаон из Пумбедиты в 987 написал знаменитое послание евреям Кайруана об эволюции Талмуда, которое остается одним из важных источников по этой теме. Рабби Амрам Гаон из Суры в 870 и рабби Саадия Гаон (892–942), выдающийся грамматист и философ, разрабатывали литургию. Многие гаоны, отвечая на запросы евреев диаспоры, писали пространные респонсы (так назывались послания авторитетных раввинов в ответ на вопрос галахического характера; решение, изложенное в респонсе, являлось прецедентом и имело силу закона). Наиболее известны респонсы рабби Хая Гаона из Пумбедиты, датируемые примерно 1000. Гаоны также редактировали своды талмудических законов.

Возникшая в эпоху гаоната секта, известная под именем караимов, отвергала Талмуд. Это были последователи Анана бен Давида (ум. ок. 800), безуспешно претендовавшего на пост эксиларха, который занимал его дядя. Ожесточившись против гаонов, не поддержавших его притязаний на эту должность, Анан отправился в Палестину, где собрал вокруг себя группу последователей, убежденных, что предписания талмудистов извращают Закон. Анан призывал к неукоснительному соблюдению буквы Закона, как он сформулирован в Библии. Отвечая Анану, раввины сначала делали упор на авторитет Талмуда, считая, что в условиях распространения ислама необходимо придерживаться интерпретации Писаной и Устной Торы, освященной вековой традицией. Чтобы достойно ответить на вызов караимов, талмудисты занялись интенсивным изучением Библии, еврейской грамматики и филологии, а также еврейской теологии и этики. В конце концов рост караимского движения прекратился, и для следующих поколений Талмуд остался самым авторитетным трудом.

Вообще говоря, Талмуд представляет собой не столько упорядоченный кодекс, сколько простое собрание законов. Кроме того, Талмуд пополнялся обширными комментариями раввинов, толковавших его сообразно изменениям социальных и культурных условий. Не существовало ни жестких правил интерпретации, ни главного авторитета или последней инстанции. В большинстве случаев комментаторы старались найти обоснование своим взглядам в Библии и Талмуде или в трудах раввинов-предшественников. Ведущим комментатором Талмуда был Раши (рабби Шломо бен Ицхак из Труа, 1040–1105). Говорили, что без его комментария Талмуд сейчас мог бы стать книгой за семью печатями.

Хотя комментарии облегчали изучение Талмуда, ощущалась потребность в доступном руководстве, удобном для практического применения. Очень рано начали составлять своды еврейских законов, призванных восполнить этот недостаток. Среди первых – Большие постановления (Галахот Гедолот) и Гилхот Алфаси, открывшие путь для дальнейшей кодификации. Важнейшими из более поздних кодексов стали свод Маймонида Повторение Закона (Мишне Тора), Четыре ряда (Арбаа Турим), труд Якова бен Ашера (ум. 1340), и Накрытый стол (Шулхан Арух) Иосифа Каро (1488–1575). Кодекс Маймонида представляет систему иудаизма в его целостности, причем Маймонид, в отличие от других кодификаторов, не следовал порядку, принятому в Талмуде, но по-своему группировал материал и вводил новые разделы. Он не ссылался на авторитеты, за что подвергался критике; его стиль лаконичен. Шулхан Арух Каро, составленный на основе Арбаа Турим и снабженный глоссами Моисея Иссерлеса (1520–1572), принят современным ортодоксальным еврейством в качестве нормативного кодекса.

В средние века евреи внесли заметный вклад в развитие философии. Первым выдающимся еврейским философом был Саадия Гаон. Его самый значительный труд – Книга верований и воззрений (Сефер ха-эмунот ве-ха-де»от), где впервые дано философское обоснование вероучительных положений иудаизма. Бахья ибн Пакуда (11 в.) стал первым еврейским автором, написавшим трактат о системе этики – Обязанности сердца. Религиозная философия иудаизма многим обязана Источнику жизни неоплатоника Соломона ибн Гебироля (1021–1058), известного как Авицеброн из Валенсии. Иуда Галеви из Толедо (ок. 1080 – ок. 1140) подверг критике учение об эманациях, а также учение Аристотеля о вечности материи.

Великим еврейским ученым и философом Средневековья был уже упоминавшийся Моисей Маймонид (1135–1204), известный под аббревиатурой «Рамбам», автор трактата Наставник колеблющихся (Морэ Невухим), учивший о гармонии разума и истин, полученных через Откровение. Маймонид был аристотеликом, и его труды оказали несомненное влияние не только на еврейских, но и на нееврейских философов, в том числе и на Фому Аквинского. Другие значительные еврейские философы того периода – Моисей ибн Эзра, Леви бен Гершон (1288–1344) и Хасдай бен Авраам Крескас (1340–1410), которые пытались очистить иудаизм от аристотелизма. Примерно в начале 17 в. среди еврейских мыслителей появились философы-скептики, самые известные из которых – Уриэль Акоста из Амстердама, Леон из Модены и Йосеф Дельмедиго, но острие их полемики было направлено главным образом на крайности талмудизма и каббалы.

Реакция на рационализм философов и прежде всего на учение Маймонида способствовала усилению мистического течения. Новое учение, которое было названо «каббала» («предание»), быстро распространилось из Испании на север. Первая значительная книга каббалы – Книга Творения (Сефер Йецира, 9 в.). Каббалистическая литература продолжала развиваться в еврейских общинах Франции и Германии, а в 15 в. пережила бурный расцвет в Палестине благодаря школам Моше из Кордовы (1522–1570) и Исаака Лурии (1534–1572). Самым почитаемым каббалистическим произведением стала книга Зохар, приписываемая рабби Шимону бар Иохаю, но составленная испанским евреем Моисеем де Леоном.

Каббала развивалась как метафизическая система, сосредоточенная на учении о божественных эманациях и откровениях, учении о «сфирот» (стадиях эманации и иерархических ступенях духов и ангелов), а также о «гилгуле» («переселении душ»). В каждом слове или действии человек должен был обращаться к мысли о новом соединении с духовным миром. Имя Бога было тайной, покрывающей все и на все воздействующей, его буквы обладали мистической силой.

Наряду с этой мистической теорией развивалась и практическая каббала, делавшая акцент на важности человеческой природы. Она выстроила систему демонологии и магии, поощряла аскетизм, но в центре ее внимания были мессианство и спасение Израиля. Увлечение каббалой подготовило почву для признания лжемессий, таких, как Авраам Абулафия (1240 – ок. 1291), Давид Реубени (1490–1535), Соломон Молхо (1500–1532), Саббатай Цви (1626–1676), у которого насчитывались тысячи последователей, и Якоб Франк (1726–1791). Каббала оказала влияние на нравоучительную литературу («мусар»). Среди мистических произведений можно назвать трактат Самуила Хасида (1115–1180) и его сына Иуды Хасида (1150–1217) Книга благочестивых (Сефер Хасидим), где высокие моральные принципы переплетаются с суевериями, верой в злых духов и демонов.

Мистическая тенденция нашла новое выражение в хасидизме 18 и 19 вв., возникшем в Польше. В большой мере это движение являлось протестом против раввинизма и взгляда, что изучение Талмуда – единственный путь для достижения праведной жизни. Начало движению положили Израиль бен Элиэзер (Баал Шем Тов) (ок. 1700–1760) и Дов Бэр из Межерича (1710–1772). Хасидизм стал ответом на духовные чаяния масс, не имевших ни возможности приблизиться к Богу через изучение Талмуда, ни представления, как это сделать. Основным средством, с помощью которого они могли бы достичь единения с Богом, была молитва. Но в хасидизме стали укореняться эксцентричные практики, явно противоречившие Талмуду, и это привело хасидов к конфликту с рабби Илией (Элияху) (1720–1797), Виленским гаоном, выступившим с их осуждением.

Моисей Мендельсон (1729–1786), чьи философские взгляды некоторые евреи неверно воспринимали как оправдание их отказа от иудаизма, был одной из ключевых фигур великого обновления, позволившего полнее осмыслить ценность иудаизма. Важным вкладом Мендельсона в приспособление еврейской жизни к условиям существования за пределами гетто стала публикация немецкого перевода Пятикнижия. Он открыл первую свободную еврейскую школу в Берлине, где наряду с Библией и Талмудом преподавались светские дисциплины. Школа послужила образцом для еврейских приходских школ, впоследствии открывавшихся повсеместно, и пробудила интерес к изучению иврита. Отсюда началось движение Хаскалы (еврейского Просвещения) в Центральной Европе. Среди последователей Мендельсона были Нафтали Херц Вессели (1725–1805) в Гамбурге, Нахман Крохмаль (1785–1840) в Восточной Европе и Самуэль Давид Луццатто (1800–1865) в Италии. Заметный вклад в изучение иудаизма с помощью европейских научных методов внес Леопольд Цунц (1794–1866), который считается основателем научного исследования иудаизма (т.н. Wissenschaft des Judentums).

В начале 19 в. в Германии возникло движение, получившее название реформистского иудаизма. Оно стимулировалось желанием евреев, включившихся в процесс политической и культурной эмансипации, приспособить иудаизм к современным условиям. Вначале усилия реформистов были направлены главным образом на то, чтобы сделать синагогальную службу приемлемой для западного мира. В богослужение вводился орган, смешанный хор, пение немецких религиозных гимнов; немецкий язык использовался в качестве языка молитвы и проповеди. Во время службы женщины и мужчины находились вместе. Позднее из молитв было исключено всякое упоминание о Сионе, выражавшее еврейские национальные чаяния возродить древнюю родину. Это обновленческое движение возглавляли люди, не имевшие раввинского звания, хотя необходимость перемен отстаивали и реформистские раввины, среди которых – Авраам Гейгер (1810–1874) и Самуэль Хольдхайм (1806–1860). Гейгер рассматривал иудаизм в историческом аспекте, подчеркивая, что идеи и общественные институты, как показывает еврейская история, могут устаревать и уступать место новым. Хольдхайм был радикальным сторонником денационализированного иудаизма. Он пошел дальше Гейгера, допуская изменения, которые Гейгер считал уступкой христианству, например перенос дня покоя с субботы на воскресенье. Реформизм отвергал раввинистическую приверженность букве Закона, выдвигая вместо нее принцип историчности Откровения, из которого следует необходимость адаптации к окружающим условиям и требованиям эпохи.

Реформистское движение проникло в Англию и Францию. Его влияние испытала и Хаскала, почти одновременно развивавшаяся в России. Спустя полвека реформы в Германии пошли на убыль. Реформистский иудаизм, имеющий сейчас приверженцев во всем мире, пережил свой расцвет в США, где развивался с 1840-х годов. В конце 20 в. американский реформистский иудаизм пересмотрел свою антинационалистическую и антиобрядовую позицию, унаследованную от немецкого реформизма. Сейчас в реформистских общинах распространены идеи сионизма, восстанавливаются первоначальные обрядовые формы, вводятся модифицированная или новая ритуальная практика. В богослужении стал широко использоваться иврит.

Ответом ортодоксального иудаизма на эмансипацию и на угрозу потерять своих приверженцев стало растущее сопротивление попыткам изменить Закон, полученный через божественное Откровение, и его раввинистическое толкование. В Германии Самсон Рафаэль Гирш (1808–1888), основатель неоортодоксального течения, полагал, что идеи иудаизма и общечеловеческого гуманизма не противоречат друг другу. В книге Девятнадцать писем о еврействе (Neunzehn Briefe über Judenthum, 1836) он утверждал, что трудности, которые возникли перед инакомыслящими представителями молодого поколения, пытавшимися примирить светские и религиозные стороны жизни, коренятся в незнании иудаизма. С другой стороны, на старшем поколении лежит вина за то, что соблюдение еврейских религиозных установлений превратилось в чистую формальность. Рабби Гирш соглашался с реформистами, что у Израиля есть свое предназначение, но заявлял, что для надлежащего осуществления евреями своей миссии Бог обрек их на моральную и духовную обособленность. Более того, рабби Гирш утверждал, что диаспора – это школа очищения, которую по воле Бога должны пройти евреи, чтобы через исполнение заповедей в интерпретации раввинистического иудаизма вновь обрести связь с ним. Любые изменения должны предусматривать совершенствование обучения, призванного ознакомить с ортодоксальным иудаизмом и научить жить в соответствии с его нормами. Гирш подал пример, основав приходскую школу в своей общине во Франкфурте. Вслед за ним Израиль Хильдесхаймер (1820–1899) открыл семинарию в Берлине, где осуществлялась подготовка ортодоксальных раввинов как по общим, так и по еврейским религиозным дисциплинам.

Многие евреи не были готовы принять крайности как неоортодоксов, так и реформистов, но стремились к менее радикальному решению проблемы приспособления традиционных еврейских норм к требованиям времени. Лидером умеренного крыла был Захария Франкель (1801–1875), основатель современной школы исторического иудаизма, названной впоследствии «консервативным иудаизмом». Он считал, что институты, сформировавшиеся в ходе исторического развития, должны почитаться как неизменные, а отказ от них является религиозным отступничеством. Его заботило главным образом сохранение еврейских обычаев. Франкель избегал полемики со своими оппонентами, реформистами и ортодоксами, но занялся созидательной деятельностью на посту главы раввинской семинарии в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Все силы он отдавал воспитанию нового типа ученого, который был бы привержен и традиционным ценностям, и историко-критическому подходу. В США, благодаря Соломону Шехтеру (1847–1915) и его последователям, консервативный иудаизм делал значительные успехи и приобретал большое число новых сторонников. Реконструкционистское движение под руководством Мордехая М. Каплана (1881–1983) возникло внутри консервативного иудаизма, но среди его членов имеются представители всех направлений. С точки зрения реконструкционизма, иудаизм – это развивающаяся религиозная цивилизация, нормы поведения которой определяются не вероучением, а самим еврейским народом.

Самым значительным движением второй половины 19 в. стал сионизм. Этот термин ввел в употребление Натан Бирнбаум в 1886, описывая новые политические взгляды на восстановление еврейского государства в Палестине и заселение страны евреями. Официально движение оформилось на первом Всемирном сионистском конгрессе (1897), который организовал Теодор Герцль (1860–1904) в Базеле (Швейцария). Сионизм олицетворял давнюю надежду еврейского народа на обретение своего дома, впервые выраженную еще в библейские времена и не угасшую за столетия рассеяния. Политический сионизм, направление которому было задано Герцлем, признавал, что для воплощения этой мечты необходимо добиться поддержки народов мира. Подобно другим народам в тот период, евреи верили, что единственная надежда на сохранение еврейства и его цивилизации – это утверждение национальной независимости. Рост антисемитизма, как интеллектуального, «научно обоснованного», так и откровенно погромного характера, приведшего к массовым убийствам евреев в Восточной Европе, убедил евреев в том, что они обретут безопасность только в независимом еврейском государстве. После Первой мировой войны сионистское движение получило международное признание, что особо подчеркивалось в Декларации Бальфура (1917) и затем в мандате на управление Палестиной, предоставленном Великобритании. 29 ноября 1947 Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию о создании еврейского государства в Палестине, а 14 мая 1948 было провозглашено Государство Израиль.

По данным сайта krygosvet.ru

Иудаизм – это Б-жественное учение, оно постоянно обновляется и всегда остается современным. Жизнь течет, приходят новые поколения, а основы веры, заповеди Закона нерушимы. Как и 3000 лет назад, мудрые в Торе ищут ответы на вопросы, которые ставит жизнь. Единый с Б-гом, жив еврейский народ, и он вечен благодаря этому единству, наперекор всем врагам Творца и нашего народа.

Сколько бы мы не говорили и не доискивались, пытаясь постичь Катастрофу, остаются тайны, которые неподвластны человеческому уму. Помня о шести миллионах, мы не можем хладнокровно созерцать прошлое, настоящее, обращаться к будущему. Несмотря на неописуемое горе, мы продолжили жизнь, и в наших детях и внуках мы возродили любовь и веру, привили им родную культуру, продолжив традиции Праотцев. Близкое или далекое, прошлое всегда остается с нами.

По указанию Б-га еврейский народ первым в истории поставил человеческие жертвоприношения вне Закона и долгое время был единственным, запрещавшим употребление крови. Как это не парадоксально, антисемитизм вскормлен на «кровавом навете», нас обвиняют в «деициде» – убийстве Б-га. «Чем грубее ложь, тем больше в нее верят», – так и есть. Но даже тогда, когда мир рушился на наших глазах, опрокидывался, погружался во тьму и хаос, мы сохраняли веру в Творца и приход Мошиаха (Мессии). Евреи шли в газовые камеры и пели: «Я исполнен абсолютной веры в приход Мошиаха».

К сожалению, существует миф, что евреи шли в газовые камеры, как скот на бойню: безропотно подняв руки, не сопротивлялись уничтожению. Миф начал создаваться уже тогда, когда начали работать эти чудовищные изобретения человеческого ума, потому что многие не понимали последовательной веры в Мошиаха тех, кто оставался верным своей вере даже за шаг до смерти. Оторванные от традиции, они не понимали смысла воззвания к Б-гу, повторяемого и на пороге смерти: «Слушай, Израиль, Г-сподь Б-г наш, Г-сподь Один», как не видели смысла в предсказанном мудрецами: страдания евреев и великие чудеса, «как и в дни исхода из Египта», должны предшествовать приходу посланца Г-спода.

Я уверен: евреи тогда сделали все, что можно было сделать без поддержки, без оружия. В каждом местечке, в каждом городе люди старались спастись или пытались бороться, организуя сопротивление, партизанские отряды. Но беда была в том, что в своем противостоянии отлаженной машине уничтожения они оказались одиноки. Молодежь сегодня испытывает смешанные чувства стыда и боли, когда узнают, как редки были случаи вооруженного сопротивления системе тотального уничтожения народа. Побеги из лагеря единиц тогда влекли к смерти десятков и сотен других заключенных, а оружия не было, как не было и надежды на массовую поддержку других народов. Проблема Катастрофы состоит в том, что голос евреев по разным причинам не был услышан. Народы и правительства многих стран Европы и Америки не захотели услышать их зов о помощи. Но если говорить о личных вкладах евреев в победу над фашизмом, тоталитаризмом, то они колоссальны, хотя довольно мало известны.

Мы видим проявления Б-га не только в актах Его милосердия, но и в строгости. Мы обращаемся к Б-гу Милосердному, но понимаем, что Б-г Милосердный и Б-г в строгости – это один и тот же Б-г. Нам неведомы избираемые Им пути, и это естественно, что будучи людьми, мы не способны иногда понять, осознать выбор, сделанный Всевышним. Поэтому мы всегда будем задавать вопрос: «Где был Он во время Катастрофы? Как Он мог допустить геноцид?» Банальные ответы, вроде тех, что это было наказание за грехи, здесь неуместны. Но, задавая эти вопросы, мы продолжаем верить Ему, сохраняя веру в высшую справедливость. Непонимание решений Б-га не изменяет нашей веры. Б-г Милосердный, Б-г в строгости, Б-г Один всегда остается с нами.

Высокую цену пришлось заплатить за долгие годы галута, за жизнь вне своей земли, за осознание необходимости, что она должна быть. Веру многих поколебала Катастрофа, и они не осознают, что отказ от родных традиций, утрата корней – лучший подарок силам зла, наследникам гитлеризма. Ведь это их мечта искоренить даже слова «еврей» и «иудаизм». Большинство жертв фашизма, к примеру, в Германии, вовсе не было последователями иудаизма. Давно ассимилировавшиеся, почти забывшие о своих корнях, а то и вовсе их не знавшие, немцы по культуре и образу жизни, католики, протестанты и атеисты использовались как пушечное мясо на фронтах и погибали в газовых камерах только за то, что в их жилах текла хоть капля еврейской крови. Не понимая Г-спода, верить в Него отказываются по двум причинам. Или веры не доставало и раньше, или сила фашизма воспринимается как превосходящая силу Б-га. Второе логически следует из первого.

Творец избрал свой народ для искоренения нацистских идолов и пороков ксенофобии. В уходящем столетии мы одновременно пережили и крайнюю степень антисемитизма и стали свидетелями чудесного рождения нового сильного еврейского государства – гаранта нашего существования и безопасности. Как и новорожденный ребенок, государство появилось в муках и стонах, и это предопределяет его долгую и счастливую жизнь.

После второй мировой войны часто, слишком часто говорили об отсутствии у евреев будущего. Но искра веры сохранилась и способствовала возрождению еврейства повсеместно. Чудо, постоянно творимое Б-гом, – это возрождение еврейского народа и на Святой Земле, Земле Израиля, и в других странах. Еврейство в США – самый яркий пример. В каждом городе, в каждом втором квартале там есть синагога, еврейская школа, – еврейская жизнь бьет ключом. Вклад евреев в культуру, науку, государственное управление, бизнес, медицину колоссален. Только в Нью-Йорке, наверное, восемьдесят процентов больниц создано еврейской общиной. Воссоздание еврейских общин в России и странах бывшего СССР тоже одно из чудес, и мы уверены, здесь у общины хорошие перспективы.

Катастрофа не сломила еврейский народ, наоборот, прошло время, и он стал сильнее, окреп, поднял голову. Происходящее в последние пятьдесят лет внушает оптимизм и надежду, что Катастрофа не повторится, и мы снова полны энтузиазма.

«Не даровать Гитлеру посмертных побед», – так сформулировал философ Эмиль Факенхайм принцип, который он назвал шестьсот четырнадцатой заповедью. Надежды нашего народа – в силе и миролюбии, последовательной реализации принципа «никогда больше». Все здравомыслящие люди понимают, что «окончательное решение еврейского вопроса», полное уничтожение евреев по Гитлеру, ведет к искоренению основ всех религий, «зараженных» «еврейскими» идеями, к краху цивилизации, без гуманизма не способной к прогрессу. Весь мир живет надеждой, что Катастрофа, Холокост (всесожжение), как символ жертвоприношения Б-гу – это последний языческий акт отказа от Г-спода и его Заветов.

Мир услышал слова покаяния отдельных личностей, политических деятелей, иерархов церкви. Всем известна молитва римского папы: «Мы осознаем теперь, что много-много веков слепоты поразили наши очи, так что мы не созерцали более красоты Тобою избранного народа и не узнавали более в лицах их черт нашего брата-первенца. Прости нас…» Но все это дает пока еще очень малую надежду на обретение единого Б-га всеми народами. И будущее мира зависит не от извинений отдельных лиц, а от мудрых, достойных государственных решений, не допускающих двойственных толкований.

Только возвращаясь к Создателю, мы можем сохранить человека как цель Его творения, а, значит, и жизнь на земле. И другого пути у нас нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *