Египет религия

Статья может использоваться для преподавания ученикам 5 класса. Читайте также материалы Боги Древнего Египта – список и описание, Боги Древнего Египта, Храмы Древнего Египта

Как вся жизнь египтян обусловливалась природою их страны, так и религия Древнего Египта состояла в теснейшей связи с природою. В Нильской долине, где так близко соприкасались жизнь и смерть, важнейшею потребностью человека естественно было ослабить влияние смерти, подкрепить и возвеличить силы природы, дарующие жизнь.

Боги Древнего Египта. Видео с иллюстрациями для детей и взрослых

Оттого египетская религия исключительно обращалась к той естественной силе, которая в круговом своем течении давала стране жизнь и плодородие, – к солнцу. Как ни разнообразно сложились формы божеств и религиозные обряды в Древнем Египте, где почти каждый город имел своих особенных богов и только немногим божествам поклонялся народ повсеместно, все показывает, что поклонение солнцу было первоначальным зерном и самым общим началом египетских верований, национальным культом египтян. Не только множество божеств, имеющих особенные имена, обряды и святилища, состоят, по существу своему, в родственной связи с солнцем, его разнообразными действиями и явлениями, или относительно своего происхождения, или относительно соединенных с ними символических представлений; но даже большинству чисто местных и родовых божеств в религии Древнего Египта, для возвеличения их могущества, приписывалась связь с солнцем. Эти божества или признавались тождественными с ним, или же имена их дополнялись придаточным именем Ра, которое считалось древнейшим обозначением бога солнца.

Ра — бог солнца в религии Древнего Египта

Таким образом, не только фиванское местное божество Амон превратилось в сильнейшего национального бога, под именем Амон-Ра, но и большинство других местных богов Древнего Египта: Монту, Атум, Тот и др., с присоединением слова «ра», перешли в область бога солнца. Этому Ра или Фра (отсюда фараон), отцу и царю богов, восседающему в солнечном круге и правящему всем небесным пространством, особенно поклонялись в Мемфисе и в «Солнечном городе» (Гелиополисе). Здесь находилось высокочтимое святилище, куда, по сказанию египтян, каждые 500 лет прилетала с востока птица Феникс и сгорала в благовонном фимиаме, чтобы потом выйти юною из пепла и на третий день возвратиться на восток, в свою родину: то было символическое выражение солнечного течения в определенные, вечно неизменные промежутки времени. Сильным стражем неба был Сфинкс, которого изображали львом с головою бога солнца.

Статуя Сфинкса у пирамиды фараона Хафры

Вместе с Ра самыми почитаемыми богам религии Древнего Египта были Пта и Осирис. Подле храма Пта, «отца света», в Мемфисе, содержался на великолепном дворе священный бык Апис, который, как символ производительной силы солнца, пользовался таким почитанием в египетском народе, что по смерти его вся страна погружалась в печаль, пока жрецы не находили нового быка с известными внешними приметами. Тогда наступало семидневное празднество, возвещавшее об этом счастливом событии процессиями и пиршествами. Бык Апис был черный с белым пятном на лбу, двойною шерстью на хвосте и наростом под языком; нарост должен был иметь форму священного жука.

Собственно национальным божеством египтян был бог солнца Осирис со своею супругой и сестрою Исидой и сыном Гором. О нем одном жрецы религии Древнего Египта сложили сказания, аллегорическим содержанием которых служат круговое течение солнца и сопровождающие ход его явления природы. Осирис, благодетель страны, убит своим завистливым братом Сетом и 72-мя его сообщниками; труп его положен в ящик и погружен в реку. Сокрушаясь и сетуя ищет Исида утраченного мужа, и нашедши труп, приказывает похоронить его на священном речном острове Филе. Из царства мертвых, где с того времени властвует Осирис, является он сыну своему Гору, возбуждая его к отмщению. Сын собирает своих приверженцев, побеждает Сета и прогоняет его с черными сообщниками в пустыню. Затем Гор вступает на престол отца и властвует над Египтом.

Древнеегипетский бог Сет

В этом знаменательном древнеегипетском мифе представлена символически вся естественная жизнь Нильской долины. Сет и его сообщники означают 72 дня томительного зноя и засухи. Исида, земля египетская, сетует о благословенной влаге и призывает ее; Осирис, та плодотворная сила природы, которая обнаруживается в разлитии Нила, удален или покоится в теснине каменных скал у водопадов Филе и Элефантины, во все время владычества своего враждебного брата. Но сын его Гор, свежая весна, прогоняет, в избытке юношеских сил, «темно-красного, огненного» Сета и возвращает стране закон и плодородие. Смерть Осириса только кажущаяся; он живет и действует, как на земле через сына своего Гора, мстителя за отца (давшего об отце «откровение»), так и в подземном царстве, где он судит души умерших и пробуждает их к новой жизни.

Древнеегипетская богиня Исида

К числу солнечных божеств религии Древнего Египта принадлежал также, по существу своему, греко-египетский местный бог позднейшей столицы Александрии, Серапис, обожанию которого так благоприятствовали Птолемеи, что в III м столетии до Р. X. он имел в Египте 42 храма. Рядом с этими божествами стояла Нейт – таинственное олицетворение начала зачатия и рождения в природе, покровительница («занавешенный образ») Саиса в Нижнем Египте. В честь её совершался ежегодно особенный праздник светильников, подобный бегу с факелами, установленному в Афинах в честь девственной Паллады Афины, с которою ее не раз сравнивали.

Египетские жертвоприношения

Религия Древнего Египта чтила также священных животных, и это обожание до того преобладало в народной вере, что еще в древности возбудило усиленное внимание и некоторые указания на причины и смысл такого явления. Не только бык Апис, но и коровы, кошки, ибисы, кобчики, собаки, крокодилы и многие другие животные пользовались почетом, как боги. Тот, кто умышленно убивал священное животное, подвергался смерти. Во время пожара, говорит Геродот, Египтяне гораздо больше заботятся о спасении кошек, чем о тушении огня, и когда кошка погибала в пламени, в народе поднимался сильный вопль. В этом поклонении животным грубое суеверие, по-видимому, соединялось с высшими чаяниями и представлениями.

Между тем как масса народа, вероятно, предавалась самому дикому фетишизму, принимавшему чувственный предмет поклонения за самое божество, посвященные в тайны религии руководились более духовными воззрениями, созерцая и почитая в инстинкте животных чудесный, непостижимый дух природы во всей его непосредственности, в том могуществе, с каким является он, еще не прошедши сквозь пытливую мысль человека. Или животным поклонялись как символам тех божеств, которым они были посвящены, поскольку эти божества считались в религии Древнего Египта представителями преобладающих природных сил или тел небесных.

Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса. «Книга мертвых»

В религии Древнего Египта существовала вера в загробную жизнь, в наказание злых и награждение добрых. Суд происходит в преддверии преисподней, в храмине «двойной справедливости», пред престолом Осириса, где сердце умершего взвешивается на весах правосудия. Души праведных, украшенные страусовым пером, переходят в обитель бога солнца, души грешников в царство мрака. Древние египтяне разделяли с индийцами веру в переселение душ. Тела праведных находили покой в могилах, жизнь в смерти, радость в восточной родине солнца, и только души нечистых, еще не совсем погибшие, подвергались переселениям, продолжавшимся вероятно до тех пор, пока они, таким образом очистившись, могли быть допущены к богу солнца.

Религия Древнего Египта – одна из самых древних религиозных систем в человеческой истории.

В своём развитии она прошла долгий путь от примитивных верований до чрезвычайно сложного и многообразного учения, содержащего элементы философии и морали.

Тем или иным образом египетская религия повлияла на многие религиозные системы: иудаизм, христианство и ислам, древнегреческую религию и др.

Сколько богов было в Древнем Египте?

Религия Древнего Египта характеризуется обилием самых разных богов. Кроме «богов как таковых», обожествлению подлежали также фараоны, вельможи и прочие знатные личности.

египетский жук скоробей фото

К примеру, Тот, знаменитый писец фараона Тутмоса, после смерти был «канонизирован» как бог мудрости. Были и священные животные. По всему Египту почитался жук-скарабей; в городе Бубастис были обожествлены кошки.

Статуи этих животных стояли на улицах города, им строились храмы; так жители Бубастиса решили почтить кошек, которые спасали их зерновые хранилища от грызунов.

Одни боги были общими для всего Египта, другие почитались только в отдельных местностях – обычная ситуация для языческой религии. Однако такой хаос из больших и малых богов сохранялся лишь на раннем этапе. Впоследствии в Египте восторжествовал своеобразный монотеизм.

Бог Амон Ра фото

Верховный бог Амон-Ра, образ которого сложился из двух «провинциальных» богов Амона и Ра, объявлялся единственным настоящим богом, а все остальные мифологические персонажи, фараоны и вельможи стали считаться лишь ипостасями Амона-Ра.

Духовная сущность древнеримской религии

Но одним лишь почитанием богов древнеегипетская религия не исчерпывалась. Основной смысл этой религии – подготовить живых людей к загробной жизни. Огромное количество богов населяло загробный мир:

  • Правил им могучий Осирис, который первоначально был богом заходящего солнца. Осирис был убит Сетом (прообраз сатаны), который установил своё господство на земле. Жена Осириса Исида (видимо, прообраз девы Марии) нашла его саркофаг и воскресила его, но он был снова убит Сетом, после чего отправился в мир мёртвых и стал там царём. Таким образом, Осирис – прообраз евангельского Иисуса Христа.
  • Анубис – бог в виде шакала, а впоследствии в виде человека с головой собаки или шакала; в мире мёртвых он выполняя обязанности проводника.
  • Акер – привратник в мире мёртвых.
  • Аментет – богиня царства мёртвых.

Эти и другие боги встречали умершего в подземном царстве. Однако подготовить его к этому важному событию следовало жрецам, которые мумифицировали тело усопшего и правильно укладывали его в саркофаг. Помимо прочего, в гроб клали и Книгу Мёртвых.

Осирис фото

Первоначально она представляла собой сборник молитв, заклинаний и песнопений, но впоследствии к ним прибавились и тексты морального содержания, в которых говорилось, что при жизни умерший вёл праведную жизнь. Там же приводилась формула ответа на суде Осириса: умерший должен был говорить ему, что он не убивал, не крал, не отнимал молока от уст младенцев и не совершал всех остальных грешных поступков. Перед Осирисом также находились весы, на которых он взвешивал добрые и злые дела умершего.

Культ Атона

Культ Атона выбивается из общей древнеегипетской религиозной системы. Впрочем, первоначально он входил в неё, являясь вполне рядовым солнечным богом. Особое почитание его впервые отмечается во времена Аменхотепа III, а его сын – Аменхотеп IV, взявший имя Эхнатон, сделал его главным и единственным богом своей новой религии.

Новая вера пришлась по душе сторонникам Эхнатона. В ней практически не существовало мифологии и обрядов – говорилось лишь, что небо, землю и всё сущее создал Атон. Сторонников нового культа (и своей политики) Эхнатон поселил в своей новой столице – Ахетатоне. Этот город был прообразом «золотого» или «солнечного» города, столь популярного в произведениях утопистов, философов и мистиков средних веков и нового времени.

(Наименование образовательного учреждения)

Реферат

по предмету «История»

на тему «Религия Древнего Египта»

Выполнила:

студентка (ученик)

______ класса (курса) школы №___

_______________ (ФИО)

Проверила:

Преподаватель (должность)

___________________ (ФИО)

(Город)

2014 год

Введение

  1. Религия Древнего Египта
  2. Культы Древнего Египта
  3. Значение культов Древнего Египта
  4. Культ фараона Древнего Египта
  5. Значение мумифицирования в религии Древнего Египта
  6. Священные животные в религии Древнего Египта

Список использованной литературы

Тайны древнего Египта привлекают внимание профессиональных египтологов и обычных любителей истории уже множество веков. Огромное влияние на историю цивилизации оказали религиозные представления о сотворении мира древних египтян.

Целью данной работы является изучение основных постулатов религии и мифологии Египта в ранний период становления государственного строя. Определение особенностей культов поклонения, традиций и обычаев египетского общества.

При проведении анализа будут рассмотрены основные аспекты:

  • основ религии Древнего Египта;
  • происхождение и значение культов;
  • порядок проведения церемоний и совершения обрядов;
  • установление влияния мифологии на повседневную жизнь общества;
  • отражение религиозных представлений при формировании государственного строя и законов.

Религия Древнего Египта

Особенность религиозных представлений древних египтян сложилась из-за географического положения государства. Примерно в 4 – 5 тысячелетии до н.э. в устье реки Нил несколько городов – номов объединились в Верхний и Нижний Египет под руководством первого провозглашенного фараона Немеса. Отмечалось влияние африканской культуры – поклонения и жертвоприношения идолам, изображаемым в виде животных. Так выражалось подчинения человека силе и выносливости обитателей пустыни. С другой стороны, вклад в культуру Египта внесли течения западных культур. Так, греки объясняли возникновение ранних египетских культов как результат борьбы мифологических существ на Олимпе. Многие из них, не выдержав натиска, сбежали в Египет, преследуемые их противниками. Для того чтобы стать неузнаваемыми, им пришлось принять форму животных, по силе которым не было равных.

Религиозные постулаты в течение всей истории цивилизации претерпевали изменения. Например, самым ярким событием стал приход к власти царя Эхнатона, который провозгласил единственным божеством культ Атона. По его приказу были разрушены храмы, где превозносили Амона. Власти запретили совершение обрядов, посвященных иным культам среди населения. Этот период отмечен как наступление Амарнской эпохи и началом царствования 18 династии фараонов. Одним из ее представителей стал получившийся всемирную известность благодаря находке его нетронутой гробнице Тутанхамон.

Культы Древнего Египта

Центральное место в религии Древнего Египта занимал Ра, именуемый в период Среднего и Нового царства «Амон-Ра», «Атон», «Гор». Он ассоциировался с солнечным диском: он всходил на заказе («умирал») и каждый день рождался («восходил») на востоке. Считался, что фараон является его воплощением на Земле и бессмертен. За счет этого обеспечивался нерушимость и долговечность государственного строя под управлением династических царей. Ра воплощал также нравственный порядок – его дочь Маат взвешивала в потустороннем мире сердца людей с его добрыми поступками. Ее образ стал прототипом Фемиды – «Истины». От солнца, сезонности, зависела урожайность.

Огромное значение придавали египтяне хранителям Нила (Себек, Хапи и Сотис) и царства мертвых (Осирис, Сокарис и Анубис).

Супруга Ра – Мут – хранила ночное небо, она была матерью Солнца на восходе. На рельефах Мут всегда изображалась с двумя коронами: белой и красной – Нижнего и Верхнего Египта. На ее короне присутствовал символ ястреба – материнства. В Древнем Египте считалось, что все ястреба – только самки, отсюда и возник хнак.

Тот присутствовал на барельефах со сценами суда справедливости в царстве мертвых. Его образ соседствовал с культом Сехмет (Пахт) с туловищем человека и головой льва, редко — кошки. Для грешников она становилась яростной и агрессивной как лев, для хороших людей – ласковой как кошка. В книге мертвых описано, что Тот был прародителем всей египетской религии.

После смерти души попадали в царство, охраняемое Осирисом. Они проходили на суд Маат, которая взвешивала их добрые дела и с другой стороны – ее перо. Если перо перевешивало, душу съедало огромное чудовище с головой крокодила. В случае, если добра в сердце было больше, то он получил право на собственный надел в загробном мире.

Суд приходил при участии нескольких судей, в числе которых был Осирис. Они выносили и оглашали конечный приговор. Могло быть назначено наказание в форме превращения в животное, например, свинью. В этом образе душа оставалась навечно, не имея возможности искупить свои грехи. Вечная жизни или смерть в царстве Осириса были результатом поведения на земле.

Хотя Гор, Исида и Осирис считались главными культами поклонения, в Мемфисе и Фивах, долгое время считавшихся политическими и культурными центрами отдельных царств, имели собственные обряды поклонения, которые стали частью египетской мифологии.

Главным хранитилем сокровищниц Мемфиса являлся Птах. Его изображали в виде мумии с красивыми чертами лица.На голове он носил скарабея – символа жизни и процветания, стоящего на крокодиле – олицетворении мрака. Древние египтяне верили, что даровал новую жизнь. Он даровал Ра, создавшему Вселенную, все элементы его существования.

В Фивах на юге Египта царствовал Амон. Его образ соответствовал Юпитеру в мифологии Древней Греции. Под его руководством проходят все явления в природе — цикличность и закономерность процессов, обновление жизни. В Карнакском храме и других постройках современного Луксора можно встретить аллеи, ведущие к главным воротам святынь. На них установлены статуи баранов – олицетворение Амона. Это животное чаще всего приносили в жертву.

Главным воплощением могущества Амона стал Нил, который дал Египту воду и урожай. Существовало другое наименование культа – «Кнуфис», что означало «Амон-Нил». В храме Дендеры можно увидеть барельеф с изображением «Кнуфиса» – голова барана украшена перьями, он держит в одной руке ключи от Нила, а в другой – парусник. Считалось, что Амон отвечает за разлив Нила. В храме Филе (ныне — Асуан) сохранился рисунок со сценой жертвоприношения Птолемеем III Евергетом в честь Амона-Кнуфиса. Традиционно на картинах культ изображался в голубых тонах, обязательный элемент – баранья голова с завитыми рогами, которые символизировали размножение. Важным аттрибутом являлся солнечный диск с расходящимися лучами. Одеждой Амона служила подпоясанная туника. На голове – красная корона правителя Верхнего Египта с перьями.

Также Амон символизировал солнце. В этой форме он изображался как солнечный диск в лодке. Посредине парусника находился тайник, где прятался от потосторонних глаз бог, закрытый занавесками и дверцами. Его помощники и исполнители воли находились на карме. Лодки перевозили души из земного мира в потусторонний. На процессиях священство использовало точные копии нарисованных на стенах суден. Они изготавливались из благородных пород дерева, часто ливанского кедра. Украшались серебром и золотом, инкрустировались слоновой костью. Их принадлежность определялась по нанесенным на карму эмблемам. Одна из таких лодок была обнаружена совсем недавно под основанием пирамиды Хеопса. Экспонат был полностью восстановлен и увидеть его сегодня можно в Музее древностей на плато Гизы.

В храме Исиды в городе Филе встречается рисунок с изображением священной лодки. Она погружена на плечи жрецов, на носу и корме – символы Исиды. А над ней возвышается диск с лучами, отражающий движение солнца по небу. В храме Карнак (Луксор) такая же лодка нанесена плывущей по Нилу. По символам бараньи головы видно, что она принадлежит главе Фив – Амону. Тянет лодку другая, меньшая по величине, с цветами лотоса. На ее карме изображена голоса ястреба – знак восходящего солнца.

Значение культов Древнего Египта

Хапи – культ реки Нил. Символы – папирус и лотос. Ему посвящена праздничная церемония, совпадающая по времени с началом выхода Нила из берегов.

Апис — культ плодородия. Изображался в виде черного быка с белым пятном на лбу. Считалось, что он олицетворял душу Ра и Птаха.

Хнум — культ плодородия. Создал духовную сущность человека – Ка. Известен тем, что создал людей вылепив на гончарном круге. Символ – человек с бараньей головой.

Рененутет – покровительствовала богатому урожаю и плодородию земли. Изображалась как женщина с головой змеи или змея. Посвященный ей праздник проходил в последний день сезонных сельскохозяйственных работ.

Шаи – покровительствовал судьбам. Символ — виноградная лоза.
Онурис – культ военных и охотников.

Маат – жена Тота, следила за соблюдением справедливости и истины. На ее голове всегда находилось страусиное перо, которое она помещала на чащу весов взвешивая сердце, с его пороками и хорошими делами.

Тот – описан в Книге Мертвых Древнего Египта как записывающий со слов Ра. Изображался в виде песца с палеткой в руках. Вел учет годам, месяцам и дням по календарю.

Сиа – сопровождала Тота, следуя с ним по правую руку.

Птах – покровительствовал ремесленникам и искусству.

Храмы Древнего Египта

Египетские святилища служили не только местом исполнения религиозных обрядов, но и являлись центрами политической, культурной и экономической жизни государства. В период Среднего Царства значение храмов превозносилось по сравнению с пирамидами.

Карнакский храм

Храмовый комплекс в Карнаке являлся самым массивным и обширным строением древней цивилизации, служащих религиозным задачам. Город-храм стал главным воплощением нерушимости, прочности власти фараонов и их бессмертия. Здание являлось резиденцией и постоянным местом проживания правящей династии.

Примерно в 1500 г. до н.э. зародилась традиция строительства аллей, которые вели к главному входу. Их украшалис статуями сфинксов. На территорию могли входить и простые граждане, однако доступ к святилищам, где хранилась лодка со статуей Амона, имели только посвященные.

Каждое утро в храме начиналось с раскуривания благовоний, умывание и одевание главного храмового культа. Часто в Древнем Египте проводились церемонии и праздневства. Они посвящались окончанию сельхозяйственных работ. Статую выносили из святилища и носили по городу. Не редкостью были и театральные постановки.

Культ фараона Древнего Египта

Считалось, что представители династии фараона достойны вечной жизни. После смерти их души должны были вернуться в свой дом – на небо. В этом заключалась ведущая роль царя, который связывал небеса и земю, даруя мир и процветание стране, защищая от невзгод и неурожая. Данное заключение служило важнейшим обоснованием власти фараона на земле. Выступало гарантией стабильности и порядка в обществе, плодородия земли и процветания. Культ Ра отвечал за восход солнца и его уход в обозначенное время, за движение луны и солнца. Фараон же отвечал за поддержку циклов посева и роста, обноваления в природе. Постепенно он стал олицетворяться с жизненной силой, стоящей у основ проявления природных процессов. Их статус приравнивался по происхождению к сыновьям Амона.

Александр Македонский, ум и мудрость которого покоряли континенты, использовал основные каноны религии Древнего Египта для установления собственной власти. Первым его шагом стала поездка в храм Амона к известному оракулу в оазисе Сива, где его провозгласили фараоном – «сыном солнца». В свою очередь египтяне должны были бесприкословно исполнять волю правителя.

Постепенно культ высшего должностного лица государства – носителя небесной силы был упрощен и демократизирован.

Значение мумифицирования в религии Древнего Египта

Ключевое значение в религии Египта занимал процесс бальзамирования. Его изобретение преписывалось Хору, рожденному от брака Исиды и Осириса.

Слово «мумия» имеет арабские корни. Оно возникло благодаря Аб-эль-Латифа, совершившего путешествие в Египет в XII веке. Процесс мумифирования был описан им как использование смеси из мирры или смолы для обработки тел умерших.

Совсем недавно считалось, что создание мумий – исключительно заслуга создания технически совершенного процесса мумифицирования. Последние исследования подтвердили, что наряду с искусственной обработкой существовал естественный процесс сохранения мумий за счет сухого климата, препятствующего разложению бактерий. Проводилось мумифицирование только высшим духовенством, которому были известны все таинства проведения процесса.

Бальзамирование проводилось в несколько этапов:

  1. При помощи специального инструмента извелкался мозг из ноздрей.
  2. Внутрениие органы извекались, помещались в отдельные сосуды, запечатывались. На крышки наносились изображения павлина, ястреба, шакала или человека. Их помещали в одну гробницу с мумией в деревянное судно.
  3. Тело заливалось жидким составом, имеющим свойство затвердевания.
  4. В глазные полости вставлялись искусственные камни, покрытые эмалью.
  5. Желудок обрабатывали пальмовым вином, миррой, начищали древесиной.
  6. После этого тело погружалось в ванну, наполненную карбонатом натрия, на 70 дней. Мышцы и кожа растворялись, оставались только кости.
  7. Женщинам оставляли длинные волосы, мужчин стригли.
  8. На лицо наносили ткань типа муслина. При ее снятии можно было восстановить очертания лица.
  9. Руки скрещивали на груди или укладывали вдоль бедер, обертывали тканью все тело.
  10. Мумии фараонов помещали в саван и заворачивали в золотой чехол.

Сердце оставляли в мумии, поскольку при переходе в мир Осириса его взвешивали на весах, и оно определяло дальнейшую участь души.

Значение и этапы проведения погребальных церемоний стали известны из текстов, написанных на стенах гробниц Древнего Египта. За усопшим несли вещи, оружие, орудие труда. Потом шли плакальщицы, которые издавали пронзительные крики и вопли.

За жрецом весли солнечную ладью, запряженную быками. Если место погребения находилось на другом берегу Нила, то все участники процессии вогружались на баржу и переплывали реку. После прощания родственников и друзей, проводилась церемония «открытия глаз и рта». Считалось, что благодаря этому обычаю мумия начинала опять дышать и видеть. Мумию погружали в гробницу, где она приобретала покой.

Стены могил разрисовывали барельефами, повествующими о событиях загробной жизни. Если человек был важным чиновником, то наносились сцены с изображением обслуживающих слуг и управления владениями. Целью нанесения картин было создание обстановки, которая окружала человека при жизни. Бессмертию в Древнем Египте уделялась особая роль.

Египтяне верили в бессмертие души; это была с незапамятных времен главная доктрина египетской религии. Благодаря ей установились все своеобразные похоронные обряды и обычаи, а также и все эмблемы, изображавшиеся на гробах и надгробных памятниках. Эта была эпоха возведения великих пирамид, эпоха сложения основных видов древнеегипетского искусства, его стилистических особенностей.

Главной из них была строгая система композиционных и иконографических правил, получивших название «канона». В древнеегипетском искусстве каноны не менялись на протяжении многих столетий. Пирамиды и храмы сооружались как усыпальницы. В гробницы помещали портретные статуи в качестве нетленных двойников покойных, убежищ для их бессмертных душ – «Ка».

Ка – основа Вселенной, которая вдохновляет душу в любое живое существо. Земля – это тело, а небо – душа. После смерти человека его душа витает вокруг его мумии до тех пор, пока Ка – ее двойник, не преобразуется в дух на астральном уровне. Ка и Ба (божественное) соединяется в царстве Осириса, чтобы стать единым разумом (духовной сущностью).

Сцены с процессом преобразования души наносились на стены гробниц в Древнем Египте. Могилы считались домом Ка, беспокоить которого было равносильно смерти. Их называли символично «домами вечности». Ключ «анх» с петлей в виде креста обладал атрибутами потусторонней жизни: блага, безмятежности и мира. Бессмертие было основной догмой религии Древнего Египта.

Суд над душами вел Осирис – главный судья. Он же признавал поступки ее праведными или греховными. После суда дух возвращался в тело, которое становилось бессмертным. Об этом было написано в книге – папирусе, которую укладывали в саркофаг рядом с мумией. Процессия озвучивалась в молитвах и заупокойных обрядах. Вторая глава Книги Мертвых посвящалась событиям жизни послес смерти. В четвертой указывалось, на каком этапе наступало бессмертие. Мумификация проводилась для достижения единственной цели – бессмертия после возврата сущности Ка.

Священные животные в религии Древнего Египта

В древнем Египте было принято проводить церемонии поклонения культам животных. Каждому божеству присваивался образ: ястреб – Хор (защитник династии фараонов), кошка – Бастет, баран с закрученными рогами – Хнум.

Необходимо отметить, что египтяне не поклонялись животным, они почитали их определенные качества, о которых могли знать только жрецы. Так например, при проведении церемонии в честь культа священного быка Аписа в Мемфисе. До окончания правления XIX каждый бык в государстве имел собственную гробницу. Рамзес II приказал хоронить их в Серапеуме – специально построенном некрополе, который нашел в 1851 году археолог Огюст Мариэтт в Саккаре. Мумии быков были найдены там в саркофагах из розового золота и базальта. Их высота достигала до 4 местро в высоту, вес – 70 тонн.

Культ Солнца Древнего Египта

Поскольку сбор урожая и жизнь человека в Египте зависела от цикличности Солнца. За его движением следили жрецы, оповещая народ о наступлении сезона.

Благодаря наблюдениям за Солнцем, возникло первое астрономическое знание – зодиакальный круг. Его нашли в храме Дендера рядом с современным городом Луксор.

Заключение

В религии Древнего Египта были отражены представления о мироздании жителей долины Нила. История возникновения культов восходит к тысячелетиям в первобытные времена. Попытки объяснить явление смерти и поиски Бога дали толчок для развития культуры.

Из древнеегипетских мифов стало известно о духовном развитии цивилизации, а также повседневных обычаях: быте, политике, устройстве общества.

Религиозные представления древних египтян пережили несколько этапов развития: от примитивного поклонения идолам к приходу к моноистической трактовке во времена правления фараона Эхнатона.

Теория о вечности души и суде Осириса позволяла соблюдать порядок в обществе, предотвращала от разграбления гробницы.

Реферат «Религия Древнего Египта» скачать

Древняя египетская цивилизация является одной из древнейших цивилизаций мира, она славится таким чудом света, как пирамиды, своей уникальной культурой и письменностью, не удивительно, что в древнем Египте была своя особая религия, которая играла главную роль в жизни египтян.

Замечание 1

Древнеегипетская религия – целая система верований и ритуалов, существовавших в Древнем Египте, начиная с самого раннего периода и вплоть до принятия христианства.

За свою многовековую историю религия древнего Египта прошла через несколько этапов исторического развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до более позднего греко-римского периода.

Религия древнего Египта

Религия древнего Египта проникла во все сферы жизнедеятельности того периода, египтяне верили, что миром правят всемогущие боги, главное было не прогневать богов, а если так случилось, надо их было обязательно задобрить, иначе придут большие беды и несчастья, которые погубят много людей. Верования древних египтян были очень многообразны, имели несколько направлений и оказали сильное влияние на многие современные религии.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Верования древних египтян 440 руб.
  • Реферат Верования древних египтян 250 руб.
  • Контрольная работа Верования древних египтян 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Многие народы, которые почитали своих богов, полагали, что боги имеют прямую связь с силами природы. Египтяне не были в этом вопросе исключением. Фараоны тоже считались богами, которые, по мнению египтян, были детьми самого главного бога Солнца – Ра.

Самыми почитаемыми и могущественными богами, которые были признаны на всей территории древнего Египта, считались следующие:

  • Хор (считался богом неба и света, защитником фараонов и их земным воплощением).
  • Ра – главный бог, египтяне считали его создателем всего мира, позднее его стали называть Амон-Ра, также считался покровителем военной силы и власти фараонов; изображался в виде холма, выступавшего из воды.
  • Исида (богиня семьи, любви и материнства, родительница всего живого, супруга Озириса).
  • Осирис или Озирис (бог возрождения, олицетворял погибающую и возрождающуюся природу, судия душ, хозяин загробного мира).
  • Тот (воплощал мудрость и знания).
  • Сохмет (олицетворял могущественность и силу).
  • Хатхор (считалась богиней веселья, благополучия, неба, любви).
  • Хапи (покровитель реки Нил).
  • Маат (богиня правосудия, справедливости).
  • Сиа (олицетворяла познание, прозрение).

Культ животных

Некоторые древние источники свидетельствуют, что изначально у египтян был культ животных, их почитали за их силу и смелость, которые вызывали страх у людей. Со временем появилось представление о том, что некоторые животные и вовсе являются олицетворением божества.

Египтяне обожествляли животных на протяжении многих веков,отдавая тем самым дань древнему тотемизму. Отдельные города и номы связывали с разными животными-богами.

Многие египетские письмена были связаны с животными, так как представляли собой изображения зверей и символы птиц и рыб и обозначали каких-либо богов.

Погребальный культ

Древние Египтяне после смерти пытались сохранить тела, для их следующей жизни, так появился погребальный культ, который полностью прошел через всю египетскую историю. Культ умерших был для египтян в какой-то степени необходимостью, так убеждения о том, что человек даже после своей смерти не перестает существовать, привело к появлению такого явления, как мумификация или особая консервация тел.

Непревзойденным мастером мумификации у египтян считался Анубис – бог, проводник в мир умерших, на древних рисунках его сначала изображали в виде шакала с поднятой головой, а позже как человека с собачьей головой.

Рисунок 1. Анубис. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Каста жрецов

В честь своих богов древние египтяне возвели множество храмов, внутри них простирались великолепные дворы, статуи почитаемых богов и разные надписей и рисунки, посвященные богам и их олицетворению – фараонам. Историки утверждают, что среди египтян была особая каста людей, прошедших религиозное обучение, они знали о религии все, служили великим богам и проводили ритуалы, таких людей называли жрецами.

Жрецы имели много функций и пользовались уважением среди других египтян, они составляли древние календари, астрономические карты, развивали медицину и точные науки, при этом жрецы имели большую власть, были богаты и имели тесную связь с фараонами.

Верования древних египтян

Монотеизм – религиозное направление, при котором возможна вера лишь в одного бога, но допускается существование различных его мистических форм. В Египте монотеизм появился и активно развивался в эпоху Эхнатона.

Замечание 2

Эхнатон – египетский фараон, также известный как Аменхотеп, считался активным реформатором, правил 17 лет приблизительно между 1336 и 1334 гг. до н. э.

Как раз этот период жрецы имели огромное влияние на все сферы жизни древнего Египта и даже претендовали на верховную власть. Фараон всячески противился власти жрецов и их давлению и провел религиозную реформу в результате которой Бог солнца был провозглашен единым богом всего Египта.

Фетишизм. Бессилие человека перед стихией и вражескими племенами привело древних египтян к преклонению перед различными фетишами. Египтяне верили, что неодушевленный предмет – фетиш обладает великой силой, которая способна победить любые беды и несчастья. Мистической силой могли наделить любой предмет: амулет, статую, предмет быта, одними из древнейших фетишей были лук и стрела, с их помощью почитали богиню Нейт.

Политеизм – верование, противоположное монотеизму, основанное на многобожии, где каждый бог был в ответе за какое-то явление, событие или процесс. У древних египтян было множество богов – в египетском пантеоне историки насчитывают более 5000 богов и мистических существ. Удивительно, но одни боги почитались лишь время от времени, другим преклонялись в отдельных районах страны, были боги, которых почитали и в которых верили все.

Тотемизм – многие цивилизации стремительно переживали период тотемизма, но в древнем Египте тотемам поклонялись много веков, часто это был идолы животных, им подносили дары, читали молитвы, у них же просили защиты от бедствий. Самые известные и распространенные тотемы были в виде быков, коров, змей, крокодилов, кошек, соколов.

Все эти верования, сыграли важную роль в религиозной жизни древнего Египта.

1. Введение. стр.2

2.Исскуство Древнего Египта.

1.1. Памятники Древнего Царства. стр.3

1.2. Памятники Среднего Царства. стр.4

1.3. Памятники нового Царства. стр.5

2.Религия Древнего Египта.

2.1. Религия Древнего Египта как идеологическая надстройка. стр.7

2.2. Многобожие Египетской религии. стр.8

3.Заключение стр. 9

4.Список литературы стр. 11

Введение.

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности.

На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников. В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время…

История Египта насчитывает более 6 тысяч лет. Сохранившиеся на его территории уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира. Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте, многие другие архитектурные и исторические шедевры — все это по-прежнему поражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этой удивительной страной.

Сегодняшний Египет — крупнейшая арабская страна, расположенная на северо-востоке Африки. Это — чрезвычайно радушная страна. Гостей всегда встречают с открытым сердцем. Вас с интересом расспросят о семье, работе, о ваших впечатлениях от Египта. Также сердечно пригласят вас в гости, хотя бы на чашечку чая.

Миллионы путешественников посещали Египет — многие приезжали сюда снова и снова, и сейчас Египет — одна из самых популярных стран мира у путешествующих со всего света.

I. Искусство Древнего Египта

1.1 Памятники Древнего царства (300 — около 2300 годы до н.э.).

Столицей Египта в эпоху Древнего царства был город Мемфис, расположенный в начале дельты Нила, недалеко от современной египетской столицы — Каира. Мемфис, один из древнейших городов мира, играл важную роль в истории египетской культуры. Памятники Мемфиса сохранили нам древнейшие произведения египетской литературы. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который внес огромный вклад в египетское искусство. Период Древнего царства был временем сложения основных форм египетской культуры, начиная от самой формы государства. Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи, и характер египетского искусства, и соотношение его видов, постепенно сложились основные типы архитектурных памятников. В истории египетского искусства ведущая роль принадлежала архитектуре. Уже во время Древнего царства были созданы грандиозные каменные постройки — гробницы фараонов, пирамиды. Это стремление обеспечить особую прочность культовых сооружений и в особенности гробниц, было связано с древнейшими верованиями. Для истории египетской архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, на сооружение которых тратились огромные средства. Исключительное место в египетском искусстве занимает знаменитый Большой сфинкс. Основу Большого сфинкса составляет естественная известняковая скала, которая по своей форме напоминала фигуру лежащего льва и была обработана в виде колоссального сфинкса, причем недостававшие части были добавлены из соответственно обтесанных известковых плит. Размеры Сфинкса огромны: его высота — 20 м, длина — 57 м. На голове Сфинкса надет царский полосатый платок, на лбу высечен урей — священная змея, которая, по верованиям египтян, охраняет фараонов и богов, под подбородком видна искусственная борода, которую носили египетские цари и знать. Лицо Сфинкса было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные. Несмотря на гигантские

размеры, лицо Сфинкса все же передает основные портретные черты фараона Хафра. В древности Сфинкс, колоссальное чудовище с лицом фараона, должен был внушать вместе с пирамидами представление о сверхчеловеческой мощи правителей Египта.Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной форм, композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра, будто портретная скульптура, рельеф, роспись.

1.2 Памятники Среднего царства (21 век до н. э. начало 18 века до н.э.).

Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях отмеченной политической борьбы и фараоны и номархи, естественно, использовали также искусство. Еще первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть законность обладания престолом, стремились подражать памятникам могучих владык Древнего царства. Важным моментом явилось возобновление строительства царских гробниц снова в виде пирамид. Первым начал сооружать свою усыпальницу в виде пирамиды тот же Аменемхет I, который решился при этом поместить ее уже на севере, порвав связь с гробницами предков, — шаг достаточно трудный, если учесть мировоззрение древних египтян. Стремление фараонов начала XII династии подражать памятникам Древнего царства заставило египетских зодчих вернуться к образцам этого периода. Планировка пирамид и заупокойных храмов начала XII династии, и их взаимоотношение полностью совпадают с расположением усыпальниц фараонов V-VI династий.

В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип заупокойного храма. Ярчайший образец-храм Ментухотепа I долине Деир- эль-Бахари (западный берег Нила).

Дополнительными элементами этого архитектурного комплекса были каменные раскрашенные статуи царя, стоявшие на дороге, и сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом.

Особый интерес представляют находимые в гробницах группы деревянных статуэток слуг и рабов, подчас изображающие целые бытовые сцены. Здесь и пастухи со своими стадами, и мастерская ткачей, и кухня в доме богатого вельможи, и лодка с гребцами, и носильщики, и отряды воинов, вооруженных то луками, то копьями и большими щитами. Эти статуэтки, помещавшиеся в гробницы для служения вельможе в потустороннем мире, отличаются разнообразием поз, живостью и непосредственностью. Таким образом, Среднее царство было важным и плодотворным периодом в истории египетского искусства. Наряду с творческой переработкой наследия Древнего царства оно создало много нового. Трехнефное построение зала с приподнятым средним нефом, пилоны, колоссальные статуи, поставленные вне здания, увеличение заупокойного храма по сравнению с самой пирамидой, рост реалистических тенденций и блестящее их проявление в ряде памятников — таков вклад мастеров Среднего царства в сокровищницу египетского искусства.

1.3 Памятники Нового царства (16-11 века до н.э.)

Период Нового Царства состоял из нескольких крупных этапов, характеризующих сложные пути развития культуры этого времени.

Около 17 в. до н.э. Египет был завоеван гиксосами — пришельцами из Передней Азии, спустя столетие иноземные завоеватели были изгнаны, а Египет вновь объединен в мощное государство фиванскими фараонами, превратившими Египет в наиболее могущественную державу середины 2 тысячелетия до н.э. Египту была подвластна огромная территория, в том числе частично Передняя Азия и Нубия. Столицей вновь становятся Фивы, где ведется колоссальное строительство. Основное храмовое строительство посвящается заупокойному культу и богу Амону.Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма с четким

прямоугольным планом. Его ансамблевый характер был рассчитан на постоянную смену впечатлений у многочисленных участников

торжественных религиозных процессий. Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или овнами. Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм.

Заупокойный храм царицы Хатшепсут (начало 15 в. до н.э.), выстроенный близ Фив, в Дейр-эль-Бахри, в той же долине, что и храм Ментухотепов, представлял собой грандиозный ансамбль, состоящий из трех колоссальных террас, объединенных пологими пандусами. Постепенно поднимаясь, храм врастает в толщу скал. Мерный ритм колонн и столбов, окружающих каждую террасу, находит отзвук в изумительной красоте пустынной и дикой природы, дополнившей творение Сенмута — строителя этого ансамбля.

Рельефы стен храма царицы Хатшепсут повествуют о путешествиях, иноземных послах, ладьях, пускающихся в плаванье. Женские статуи и портреты частных лиц становятся более пластичными, мягкими по проработанности объемов. В живописи мастера Нового царства также искали более смелого и сложного изображения окружающего мира. Быт знати, охоты, пиры, выезды показаны чрезвычайно красочно. Усложнилась композиция, разнообразнее стали движения фигур, колорит обогатился сиреневыми, розовыми оттенками. В раскраску фигур вводится золотисто-розовый цвет.

II. Возникновение религии.

2.1 Религия Древнего Египта как идеологическая надстройка.

Причиной возникновения религии является, как известно, бессилие первобытного человека перед грозными для него силами природы. Человек тогда был совершенно подавлен трудностями борьбы с природой за свое существование, и поэтому понятно, что при крайне неразвитом производстве

эпохи господства первобытно — общинного строя существовала почти полная зависимость человека от сил природы, которых он не понимал и пытался

объяснять их себе фантастическим образом, что и привело к сложению наивных религиозных представлений.

Египетская религия — явление не только хронологически протяженное, но и многоаспектное. Это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д. Все эти аспекты с течением времени, естественно, видоизменялись и порой весьма существенно.

Египетская религия, как и всякая другая, является идеологической надстройкой над материальным базисом общества. Возникновение и развитие религии — исторический процесс, а не » волюнтаристский акт «. Иначе говоря, религия — это первое мировоззрение человека. Вполне понятно, что с религией теснейшим образом связаны первые шаги человека в любой отрасли знания и искусства, ибо и знание, и искусство были чисто эмпирические и над любой практической деятельностью человека господствовали религиозные воззрения.

Развитие производительных сил и производственных отношений, постепенное накопление опыта, освоение технических навыков и изобретений, изменения в общественных отношениях — все это влекло за собой и соответственное отражение в религиозных представлениях. Развитие этих сил, приведшее к тому, что в долине Нила первобытнообщинный строй сменился рабовладельческим государством, в некоторой степени уменьшило зависимость человека от сил природы, но зато оно в еще большей степени связало его растущим социальным гнетом, что и нашло свое выражение в религии. Верования, существовавшие во времена древнеегипетской

рабовладельческой деспотии, коренным образом отличались от представлений жителей долины Нила эпохи первобытно — общинного строя.

Источники показывают, как в итоге длительного развития, на основе местных культов, сохранившихся и на протяжении всей последующей истории древнего Египта, возникали культы общегосударственные. В руках господствующей рабовладельческой верхушки общества религия стала могучим идеологическим орудием угнетения народных масс и укрепления авторитета этой верхушки и в первую очередь авторитета выразителя ее интересов — фараона, который был провозглашен «сыном по плоти» верховного бога солнца Ра. Всему этому способствовало выделение жречества, появление множества храмов с установившимися ритуалами и сложными богословскими системами.

2.2 Многобожие Египетской религии.

Отличительной особенностью египетской религии был культ животных. Многие божества изображались с головами животных или птиц на человеческих телах, в храмах жили «живые боги», считавшиеся священными: животные, птицы, змеи. Таких животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили в особых гробах на специальных кладбищах. Эту особенность египетской религии следует рассматривать в свете столь характерного для египетской культуры сохранения ряда пережитков таких явлений, которые возникли еще на предыдущих, порой весьма отдаленных этапах общественного развития, что было обусловлено известной застойностью, свойственной древневосточным рабовладельческим обществам. качественно иному состоянию.

Очень важно подчеркнуть, что государственной религии, в нашем понимании, в Египте никогда не было, как не было и единой церковной организации. В связи с этим не существовало обязательных для всей страны религиозных догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений. Египетская религия представляет собой очень сложный феномен, соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны. Было бы несправедливо утверждать, что древние египтяне не ощущали этих противоречий.

Заключение

Таким образом, проследив развитие искусства Древнего Египта, мы можем сделать некоторые выводы относительно его культуры.

Древнейшая цивилизация Востока была египетская – на Ниле. Здесь впервые появились различные науки, литература, философская мысль, изобразительное искусство, и, наконец, письменность.

Культура Древнего Египта прошла ряд последовательных стадий развития. Особого расцвета она достигла в эпохи Древнего, Среднего и Нового царства. Эти три периода определяют своеобразие и особенности древнеегипетской культуры.

Своеобразие и особенности древнеегипетской культуры состояли в следующем: первое – раннее зарождение там классовых отношений и государственности

Самые древние в мире и массивные монументы из камня — египетские пирамиды — были созданы, чтобы внушать людям благоговейный ужас и поражать их воображение. Поразительно, с каким интересом люди всегда воспринимали самые невероятные теории, возникавшие на их счет.

Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.

В Египте все виды изобразительного искусства можно назвать рожденными от архитектуры. Зодчество Египта — ведущий вид искусства, во многом определяющий характер пластики и живописи. Скульптура и настенная живопись, подчиняясь архитектуре, составляют с ней единое и органическое целое. Развитие архитектуры и искусства в Древнем Египте находится в самой тесной зависимости от изменений в религиозных представлениях

египтян о загробной жизни и об обряде погребения умершего фараона и его вельмож. Земная жизнь и благополучие племени и всей большой страны считались напрямую зависимыми от того, как был приготовлен к смерти и как был похоронен правитель племени или страны. Искусство Древнего Египта поражает своей грандиозностью, необыкновенными масштабами, величественностью и красотой. Своеобразие и особенности древнеегипетской культуры состояли в следующем: первое- раннее зарождение там классовых отношений и государственности; второе- изолированное географическое страны, что затрудняло культурные заимствования извне;- третье, тесная связь искусства и религиозного культа, особенного заупокойного ритуала. Египетское искусство с характерной для него монументальной архитектурой и статичной скульптурой явилось основой для античного искусства и европейского в целом.

Египетское искусство явилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции. Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян. Культ Египетской богини – матери Исиды- получил широкое распространение в Риме. Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него- европейским.

Древнеегипетская культура и цивилизация заложили основу для последующего культурного развития многих народов.

Список литературы

Жданов В.В. Проблема времени в древнеегипетской мысли / В.В. Жданов // Вопросы философии. — 2003. — N2. — С. 152-160

Культурология: Курс лекций:Учеб.пособие / Под ред. А.А. Радугина, 1996. — 398 с.

Фарлонг, Д. Стоунхендж и пирамиды Египта: Ключи от храма жизни / Фарлонг Д. — М. : Вече, 1999. — 400 с.

Винкельман, И. И. История искусства древности: малые сочинения /Винкельман И.И. — СПб. : Алетейя, 2000. — 800 с.

История Востока: в 6 т. /. — М. : Восточная литература РАН, 2000 — Т.1 : Восток в древности : научное издание. — 688 с.

Рак, И. В. Египетская мифология / Рак И.В. — 3-е изд.,доп. — СПб. :»Нева», 2000. — 400 с. : ил.

История древних цивилизаций — СПб. : Полигон:АСТ, 1999. — 480 с

Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учебное пособие / Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт, 1998. — 669 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *