Концепции педагогики

Моя Педагогическая концепция

Современная школа – динамичный, быстро развивающийся во времени и пространстве организм. За последние 10 лет своего развития школа стала совсем другой:

• если это внедрение новых технологий, то на первом месте – личностно-ориентированная педагогика сотрудничества.

• если это воспитание личности, то личности здоровой, духовной, конкурентноспособной, которая может не только адаптироваться в сложных жизненных ситуациях, но найти свое место и стать полезным участником преобразований, новообразований, нововведений.

• если это всеобщая информатизация, то перестройка современного программного и аппаратного обеспечения.

Сложность решаемых проблем, степень ответственности возлагаемых обществом на учителя задач направлены своей созидательной сущностью на совершенствование самого главного на Земле – Человека. Какие бы методы и педагогические технологии ни осваивал и ни применял учитель, его личностное влияние на духовный мир юной личности всегда будет определяющим.

Каждый из нас при упоминании слова «Учитель», мысленно возвращается в прошлое и, вспоминая своих лучших учителей, чаще всего воссоздает в памяти не столько профессиональные качества учителя, сколько учителя как целостную личность.

При описании своей педагогической концепции, я старалась оценить свою педагогическую деятельность, как нечто целое, неразрывное, но вместе с тем учесть следующие направления:

• Я -преподаватель

• Я -воспитатель

• Я -методист

• Я -исследователь

• Я -интеллектуальная личность и человек культуры

Я — преподаватель

Образование сейчас – не социальная сфера, к которой ее всегда относили, а «производственная сфера». Она воспроизводит кадры, интеллект. Сегодняшнее образование должно готовить как «человека знания», так и «человека компетентностей». Поэтому учителю необходимо перенести акцент с формирования содержания учебных материалов на развитие компетентностей.

Чтобы достичь нового качества образования надо уделять серьезное внимание освоению новых технологий, которые позволят результативно внедрять модернизационные идеи. Но при этом из профессионального портфеля учителя нельзя изымать известные, но пока еще не совсем освоенные базовые технологии: проблемного, развивающего, модульного, концентрированного, активного, дифференциального обучения.

Информатика, как никакой другой предмет, аккумулирует в себе огромный потенциал знаний, сформированный под воздействием бурно развивающейся компьютерной индустрии. Но изучение разных технологий – не самоцель информатики. Роль ее в другом – развитие, развитие и еще раз развитие ребенка с использованием при этом его естественного интереса к компьютеру. Информатика, именно та дисциплина, где реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого учащегося.

В арсенале современных инновационных средств и методов, обеспечивающих внедрение компетентностно-ориентированного образования, особое место занимает технология проектного обучения, которая широко используется мною, как на уроках, так и во внеурочное время.

Технология проектного обучения, в основе которой лежит креативность, дает возможность ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, в результате чего формируются ключевые компетенции учащихся: трудовые, коммуникативные, социальные.

Я — воспитатель

Какое бы направление деятельности ни выбрал учитель, какую бы педагогическую задачу он ни решал, главная функция его деятельности – воспитательная.

Добиться доверия своих учеников, и даже любви очень нелегко, и оно приходит не сразу. При этом все, что требуется от педагога: просто чувствовать и оценивать индивидуально-психологические качества своих учеников, знать их интересы, склонности, способности, стартовые возможности и особенности характеров. В этом особо помогают гностические возможности учителя-воспитателя (анкетирования, тестирования, опросники, индивидуальные беседы).

Среди педагогических задач, которые приходится постоянно решать как на уроках, так и во внеурочное время выделяю главные:

• умение и способность настроить, заинтересовать, мотивировать учащихся на конкретную деятельность, на активное участие в важном и нужном, по моему мнению, мероприятии (например, интерес к программированию – за счет подборки интересных задач).

• осуществлять коллективное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество в ученическом коллективе.

• ориентироваться на сотрудничество и сотворчество с учениками в решении поставленных воспитательных задач (вести активный диалог с учащимися, уметь слушать, быть готовой выслушать, уметь шутить, быть спокойной в критических ситуациях).

• осуществлять самоконтроль, а в некоторых случаях и самокоррекцию своей педагогической деятельности.

• уметь проектировать и прогнозировать все свои действия и свою педагогическую деятельность (на год, на неделю, на день).

Сегодня, в условиях современных модернизационных процессов в образовании, нам, учителям, следует пересмотреть характер взаимодействия родителей и педагогов. Они должны строиться на основе равенства, взаимного уважения, высокого уровня толерантности, доброжелательности и заинтересованности в успешном осуществлении сотрудничества. Но пока эти партнерские отношения не приняли устойчивого характера во взаимоотношениях педагогов и родителей, нам, педагогам, следует учиться новому профессиональному навыку – быть на стороне подростка.

Я — методист

В современных условиях деятельность учителя, как методиста широка и многообразна. Учитель становится «учителем-методистом» с того момента, когда он оказывается способным не только на высоком уровне педагогического мастерства вести уроки и осуществлять воспитательную деятельность, но и передавать свой опыт другим.

Учитель как методист развивает и реализует себя по-разному, но его деятельность в значительной степени зависит от постановки методической работы в школе.

Основными направлениями моей деятельности как учителя-методиста стали:

• Непрерывное повышение профессионализма и мастерства:

1. Проведение «открытых уроков».

2. Участие в различных педагогических конкурсах.

• Непрерывная работа по самообразованию и профессиональному саморазвитию.

1. Прохождение курсов;
2. Самостоятельное изучение новых программных продуктов и внедрение их в практику своей работы.

• Целенаправленная работа по внедрению новых информационных технологий среди учителей:

1. Оказание помощи учителям по подготовке и проведению уроков с применением новых информационных технологий.

2. Оснащение кабинета информатики не только техническими средствами, но и методическими пособиями и дидактическими материалами, дающими широкие возможности для использования компьютерной техники.

Я — исследователь

Творческий подход к своему делу и творческое вдохновение есть тот пусковой механизм, который создает учителя-исследователя. Для учителя-исследователя очень важно овладеть целой системой исследовательских умений, среди которых, прежде всего, следует выделить диагностические умения, связанные с процедурами применения разнообразных методов наблюдений, диагностики и тестирования актуальных и потенциальных уровней развития учащихся.

Мне, как учителю-исследователю, во многом помогает творческая рефлексия, активизация процессов самопознания и самосознания, как причин успеха, так и неудач, особенно в ситуациях педагогической импровизации, педагогического творчества, организации педагогических экспериментов.

Я — интеллектуальная личность и человек культуры

Труд учителя сложен и многогранен. Работая с детьми, нужно постоянно быть готовым к любым неожиданностям. Постараться выйти достойно из любой, даже самой щекотливой ситуации, учителю помогает, в первую очередь, высокая эрудиция, знания педагогики и психологии поведения детей, а часто учителя спасает обыкновенное чувство юмора.

Творчество тоже немаловажная деталь нашей работы. Не бывает одинаковых уроков – один непохож на другой. Как не бывает похожих детей. Современные дети – это новое поколение новых людей с планетарным мышлением, личной философией, культурным плюрализмом, с новой системой ценностей. И учить их может учитель, который видит в них единомышленников, соратников, сотоварищей.

Каждому из нас в жизни встретился хотя бы один Учитель, которого мы никогда не забудем, Учитель, который открыл нам глаза, изменил нашу жизнь.

Утверждение официальной, принятой в стране концепции воспитания определяется социально-экономическими, политическими, историко-культурными, психологическими и собственно педагогическими факторами. Известно, что все эти факторы в России резко изменились в 90-х гг. XX в. До этого времени общепринятой в нашей стране была единственная концепция коммунистического воспитания молодежи.

В современной России происходит становление демократического общества с ориентацией на такие принципиальные положения, идеи, как: права человека, гражданское общество, демократия, социально ориентированная экономика, гуманизм. Эти базовые принципы должны определять жизнь людей на земле в настоящее время и в обозримом будущем. Гуманизм рассматривается как мировоззрение, которое считает главной ценностью человека его право на развитие, счастье, реализацию своих способностей, свободное и ответственное участие в жизни мира и общества. Ученые считают, что гуманизм – естественный результат мировой эволюции. Гуманизм как социальный, научный, культурный, этический феномен является суммой взглядов на природу, общество, человека. Гуманистические идеи известны с древности, но расцвета гуманистическое понимание мира достигло в эпоху Возрождения, деятели которой провозгласили ценность личности, безграничные возможности человека в познании и развитии, в преобразовании мира.

В педагогической литературе обосновывается концепция личностно ориентированного образования, гуманистическая педагогика, воспитание в духе любви и свободы, педагогика ненасилия.

Концепцией воспитания называют более или менее цельное представление об основных компонентах воспитания: целях, содержании, методах, средствах, формах.

В настоящее время в России не существует ни сложившейся парадигмы (парадигма – теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач, т.е. научный подход), ни цельной концепции воспитания, но есть большое желание ученых и педагогов либерального направления уйти от бывшей советской педагогики.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание». Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и образовательную практику России. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней ранее адаптивной парадигмы, обращенной к определенным личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это и было основным содержанием «социального заказа», на который работала педагогическая наука в советский период своего существования.

Выход из жестких рамок такого социального заказа требует изучения и развития личности как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные проявления ее духовности. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей субъективности и своей жизни. Такой подход связан с утверждением и развитием в российской педагогической науке и практике идей гуманистического воспитания, ведущей среди которых является развитие личности.

Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет россиян. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

При разработке концепции за основу берется одна значимая проблема, например: самореализация личности, формирование культурно-компетентной личности или формирование здорового образа жизни. Теоретический анализ конкретной проблемы позволяет выйти на путь или пути достижения поставленной цели. Смысл концепции заключается в том, чтобы обозначить эти пути. Творчество при разработке концепции заключается в нахождении самой идеи, которая позволяет ответить на вопрос: как, например, создать условия для самореализации личности?

Идея саморазвития, самореализации является чрезвычайно значимой для многих современных концепций воспитания.

В начале 1990-х гг. коллективом ученых под руководством А. А. Бодалева, 3. И. Мальковой, Л. И. Новиковой была предложена концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире. Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью.

Цель воспитания в данной концепции – всестороннее развитие личности. Задачи воспитания были сформулированы следующим образом: приобщение учащихся к системе ценностей; выявление творческого потенциала детей; формирование чувства свободы, способности к объективной самооценке; уважение к правилам, нормам совместной жизни; воспитание положительного отношения к труду.

В основу концепции положены следующие идеи:

  • а) личностный подход – признание личности высшей социальной ценностью;
  • б) отношение к воспитаннику как субъекту воспитания;
  • в) природосообразность – учет половых и возрастных особенностей учащихся;
  • г) культуросообразность – опора на национальные традиции народа;
  • д) гуманизация межличностных отношений;
  • е) опора на чувства воспитанников.

Одна из первых концепций, которая появилась в период демократической перестройки школы, была разработана О. С. Газманом и А. В. Ивановым и адресована классным воспитателям.

Авторы обратились к проблеме целей воспитания и наряду с идеальной целью – формирование гармонической, всесторонне развитой личности – предложили реальную. Цель – дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Базовая культура понимается как некоторая целостность, включающая минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад).

Понятие «культура» включает в гармоническом единстве культуру знания, культуру творческого действия, культуру чувств и общения. Культура – это достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт.

Содержание базовой культуры складывается из культур жизненного самоопределения, интеллектуальной и физической, общения и семейных отношений, экономической, политической (демократической), правовой, экологической, художественной, труда и т.д. Базовая культура, таким образом, включает в себя как элементы культуру тех отношений, в которые вступает человек в процессе своей жизни.

Авторы подчеркивают, что воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Достижение гармонии – такова суть психологического, нравственного, физического здоровья человека.

Главное, что необходимо растущему человеку, – это здоровье, нравственность и способности умственные, трудовые, художественные, коммуникативные, которые, в свою очередь, являются базой для формирования способности к саморазвитию.

Деятельность, общение и бытие (образ жизни ребенка), по мнению авторов, являются теми сферами и основными средствами, которые обеспечивают достижение воспитательной цели.

В основе концепция воспитания Η. Е. Щурковой лежит понимание воспитания как вхождения в культуру. Смысл «вхождения в культуру» заключается в формировании у школьника образа достойной жизни. Педагог не навязывает какие-либо догматические идеи и ценности, а помогает ребенку самому выработать свое отношение к жизни и сформировать собственное понимание того, что есть Истина, Добро и Красота. Средством для общения педагога с ребенком является предметный мир (мир вещей) и мир идей. Педагог в совместной групповой деятельности «проживает» с ребенком какой-то отрезок жизни, обмениваясь ценностями и жизненными смыслами. Конечной целью воспитания является личность, способная строить жизнь, достойную человека.

Стержнем данных концепций воспитания является ребенок. Все они ориентированы на совместную деятельность субъектов образовательного процесса.

Концепция — система взглядов, определенное понимание явлений и процессов. Описать концепцию воспитания — значит охарактеризовать основные компоненты воспитания: цели, содержание, принципы, методы, средства и формы, условия. В современной литературе часто в значении «концепция» употребляется термин «модель». Воспитание базировалось на принципах: коммунистической направленности и партийности, связи воспитания с жизнью и коммунистическим строительством, воспитанием в труде, в кол­лективе и через коллектив, единства сознания и поведения, сочетания педагогического руководства с инициативой и самоде­ятельностью учащихся, уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью, опоры на положительное, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, преемственности и систематичности педагогического воздействия, единства педагогических требований школы, семьи и общественности. Система этих принципов реализовывалась во всех сторонах воспитания в школе. Она определяла содержание воспитания: идейно-полити­ческое, нравственное, трудовое, правовое и т.д. Средства воспита­ния составляли система воспитательной работы в школе, учебные и трудовые коллективы, коллективная трудовая и общественная деятельность и пр. Оценивая концепцию, можно сказать, что политический аппарат КПСС через систему воспитания осуществлял идеологиче­скую обработку населения, навязывание единых официальных взглядов, что коллектив превращался в средство подавления лич­ности, формировал конформистов, что цель и содержание воспитнния формулировались над личностно, с позиций государства и производства, а не личности и что использовались преимущест­венно авторитарные методы воспитания.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) — великий отечественный педагог, он обосновал антропологическую концепцию воспитания, утверждая, что воспитание человека возможно только с учетом знаний всех наук о человеке.

Большая заслуга К.Д. Ушинского в разработке идеи народности воспитания. Реализация принципа народности, по его мнению, предполагала:

— создание широкой сети народных школ, обеспечивающих обязательность обучения всех детей, делом воспитания должен руководить сам народ;

— воспитание должно давать детям реальное образование, развивать их умственные способности с тем, чтобы они могли быть использованы в интересах народа;

— центральное место в формировании человека должен занимать родной язык—«сокровищница духа народа»;

— воспитание должно формировать человека, для которого труд является первой потребностью, формировать патриота с твердой волей и характером;

— женщинам должно быть обеспечено образование, равное с мужчинами;

— недопустимо слепое заимствование и внедрение в практику иноземных систем, не соответствующих духу русской народности.

Идею народности Ушинский тесно связывает с религиозно-нравственными устоями православия.

• Антон Семенович Макаренко (1888-1939), выдающийся педагог советского периода, внес большой вклад в теорию и методику воспитания. В своих учреждениях он создавал коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с трудом. Его воспитанники участвовали в производительном труде: работали в мастерских и в цехах заводов, на полях и на фермах, в саду и на огороде. Настоящий, «взрослый» характер придавали труду детей такие элементы, как норма, зарплата, заказ, расценки, прибыль, себестоимость и т. д., поэтому производительный труд являлся одним из главных системообразующих видов деятельности. Современные отечественные концепции воспитания (А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, И.А. Колесников, А.С. Нагавкин, Е.Н. Барышников и др.) Цель воспитания, которая определяется в этой концепции — всестороннее развитие личности. Задачи воспитания были сформулированы следующим образом: приобщение учащихся к системе ценностей, выявление творческого потенциала детей; формирование чувства свободы, уважения к правилам, нормам совместной жизни, развитие способности к объективной самооценке; воспитание положительного отношения к труду. Авторы подчеркивают, что воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой, через определение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Достижение гармонии — такова суть психологического, нравственного, физического здоровья человека. Обосновывая системно-ролевую теорию личности, автор рассматривает такие объективные социальные роли, которые необходимо выполнять каждому человеку, мера освоения и качество выполнения которых определяют его социальный синергетизм, т.е. социальную жизнеспособность. В этой связи развитие личности Н.М. Таланчук определяет как динамику освоения человеком объективной системы социальных ролей и формирования его человековедческой культуры, это освоение совершается на основе синергетического взаимодействия внешних и внутренних факторов и условий. Целью воспитания, по Н.М. Таланчуку, является формирование гармонически развитой личности, владеющей культурой, готовой и способной выполнять объективную систему социальных ролей. Особое внимание Н.М. Таланчук уделяет характеру взаимодействий воспитателя и воспитанников, рассматривая это взаимодействие как главную систему в педагогическом процессе, от функционирования которой решающим образом зависит качество воспитания. По его мнению, эта система ecть синергетическая целостность. Ее движущей силой является синергетизм субъектов взаимодействия. Таким образом, Н.М. Таланчук представил по-новому сущность содержания педагогической деятельности, ее технологию, методы, критерии оценки, педмастерство, педтехнику в их системно-синергетическом единстве и взаимодействии. Автор также предложил системно-функциональную теорию самовоспитательной деятельности личности. Основные концепции и подходы к обучению: Отечественные и зарубежные ученые-педагоги в результате исследований, подтвержденных практикой, сформулировали несколько теорий обучения. В каждой из них за основу берется сложная диалектическая взаимосвязь всех психических процессов личности (ощущений, восприятия, памяти, мышления и т.д.), а также мотивов, потребностей, интересов, чувств и воли обучающих и обучаемых. Наибольшее распространение в нашей стране к настоящему времени получили две теории: ассоциативно-рефлекторная и последовательного формирования умственных действий. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения опирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности коры головного мозга человека, которые нашли наиболее полное освещение в работах известных отечественных ученых И.М.Сеченова и И.П.Павлова. Авторы исходили из того, что процесс овладения знаниями, навыками и умениями последовательно складывается из предъявления учебного материала, его восприятия, осмысления, запоминания и последующего применения на практике, т.е. оперирования полученными знаниями в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Главным достоинством теории является возможность усвоения обучаемыми большого объема теоретических знаний, которые должны стать основаниями для решения практических задач. Причем необходимо учитывать, что в зависимости от уровня усвоенных знаний повышается и степень их влияния на практическую деятельность. На основе рассмотренных теорий разработано несколько концепций обучения, в которых акцент делается на деятельность руководителя занятия. В частности, в русле ассоциативно-рефлекторной теории разработана концепция проблемного обучения, представляющая собой совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности на основе поиска решения теоретической или практической задачи (проблемы).Также Контекстное обучение Разработана А.А.ВербицкимВ этом обучении информация предъявляется в виде учебных текстов

• Список рекомендуемой литературы

• Психология и педагогика. Учебное пособие/ Под ред. К.А. Абульхановой и др.- М., 1998.

• Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред С.А. Смирного. — М.: «Академия», 1998.

• Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. — М. ИЦ, 1999.

• Гессен С.И. Основы педагогики. — М., 1995.

• Зимняя И.А. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.

• Психология и педагогика. /Под ред. А.А. Радугина. — М.: Центр, 1997.

• Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М., 1995.

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 12297 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

1 Педагогическая концепция – это структурированная совокупность идей (собственных или заимствованных) знаний, представлений, описывающих и обосновывающих профессиональные идеи. Концепция – это то, что продумано, рождено в муках творчества.

2 Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию и к новым более глубоким и полным знаниям.

3 Образование – взгляд в будущее – путь к личности ребенка «… каждая наша мысль, каждое наше движние и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому.

4 Актуализация опыта Новое понимание образованности, нравственности выводят на первый план развитие способностей обучающихся к самоопределению в деятельности и общении, самоизменению, раскрытию природного дара человека, раскрытие способностей мыслить, говорить, действовать, а в итоге – найти свое место в этом мире, самореализовываться. Проблема становится актуальной, потому что современный выпускник должен, конечно, обладать определенной суммой знаний, но, главное, он должен научиться добывать эти знания.

5 В ежегодном Послании к Федеральному Собранию Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев 12 ноября 2009 года отметил, что «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика». Речь идет о непрерывном развитии личностных, мировоззренческих качеств, их обогащении конкретными возможностями во имя и для личности.

6 В ходе анализа сложившейся ситуации, исходя из опыта работы над возможностями реализации программы развития личности, я столкнулась со следующими В ходе анализа сложившейся ситуации, исходя из опыта работы над возможностями реализации программы развития личности, я столкнулась со следующими противоречиями: СредаЛичность Стремление личности к творчеству Режим общеобразовательной школы Ориентация на развитие творческих способностей Традиционные методы обучения Объем учебной информации Индивидуальные возможности усвоения

7 Поиск решения этих противоречий привел меня к необходимости создания ГИПОТЕЗЫ: Программа формирования гармоничной личности, развития творческих способностей учащихся на уроках гуманитарного цикла и во внеурочных занятиях может быть успешно решена, если: учебная деятельность будет базироваться на адаптивной модели школы учебная деятельность будет базироваться на адаптивной модели школы учащиеся будут выступать в качестве активных субъектов; познавательной деятельности и собственного развития; учащиеся будут выступать в качестве активных субъектов; познавательной деятельности и собственного развития; формирование творческого опыта ребенка будет опираться на его психологические, эмоциональные, гуманитарные способности; формирование творческого опыта ребенка будет опираться на его психологические, эмоциональные, гуманитарные способности; обеспечить существенную дифференциацию содержания образования, индивидуальный подход к каждому ученику; обеспечить существенную дифференциацию содержания образования, индивидуальный подход к каждому ученику; вести мониторинг образованности, творчески используя для этого современные технологии и инструментарий; вести мониторинг образованности, творчески используя для этого современные технологии и инструментарий; оптимально использовать возможности межпредметных связей и воспитательные ресурсы уроков и формирования «я- концепции» ученика; оптимально использовать возможности межпредметных связей и воспитательные ресурсы уроков и формирования «я- концепции» ученика;

8 Новизна системы моей работы заключается использование технологий личностной педагогики в интеграции учебных предметов (информатика, история, обществоведение) и учебных тем и учебных тем в индивидуализации содержания образования. Активном использовании ИКТ и проектной деятельности

9 Основы формирования опыта Педагогическая деятельность Социальные службы района Пуровский РОВД Управление молодежной политики и туризма Музеи, библиотеки ЦРБ

10 Теоретическая база опыта В реализации концепции используются работы педагогической психологии, педагогики и дидактики Л.С. Выгодский Теория индивидуального развития Л.С. Выгодский Теория индивидуального развития П.К.Анохин, П.Я.Гальперин Концепция творческой личности П.К.Анохин, П.Я.Гальперин Концепция творческой личности И.С.Якиманская, В.В.Гузеев Основы психолого- педагогической теории И.С.Якиманская, В.В.Гузеев Основы психолого- педагогической теории П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина Поэтапное формирование умственных действий П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина Поэтапное формирование умственных действий Н.Д.Угринович, А.П.Яршов Исследования информатизации образования Н.Д.Угринович, А.П.Яршов Исследования информатизации образования

11 Описание системы работы учителя Ведущей технологией педагогической деятельности является личностно- ориентированное обучение, которое предполагает обязательную уровневую дифференциацию образовательного процесса, использование современных компьютерно-коммуникативных, проектных технологий образования и воспитания. Ведущей технологией педагогической деятельности является личностно- ориентированное обучение, которое предполагает обязательную уровневую дифференциацию образовательного процесса, использование современных компьютерно-коммуникативных, проектных технологий образования и воспитания.

12 Личностная педагогика – это педагогика любви, педагогика сотрудничества. Ее основная цель — личностное развитие на основе доверия и равенства.

13 Личностно-ориентированное обучение не мыслимо без разноуровневых дифференцированных заданий с возможностью выбора заданий и значимых для ученика способов его выполнения. Дифференцированные задания для самостоятельного изучения составляются по трем уровням: 1). Нормативный, 2). Компетентный, 3) Творческий. Задания творческого характера, соответствующие оценке «отлично», направлены на развитие самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала. Дифференцированные задания для самостоятельного изучения составляются по трем уровням: 1). Нормативный, 2). Компетентный, 3) Творческий. Задания творческого характера, соответствующие оценке «отлично», направлены на развитие самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала.

14 Приходится учитывать и возрастные особенности детей и особенности мышления, памяти, тревожности, особенности темперамента. В этом помогают наблюдения школьного психолога, который ведет работу с учениками с момента формирования класса.

15 Преподавание истории и обществознания направлены на формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения. и ответственности за него

16 Возможности информационно- коммуникативных технологий помогают повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников и направлено на формирование ключевых компетенций учащихся: Коммуникативные. Коммуникативные. Умение сотрудничать. Умение сотрудничать. Способность к самообучению. Способность к самообучению. Умение решать проблемные задачи. Умение решать проблемные задачи.

17 Функции жизненных ситуаций Обучающая Развивающая Управляющая

18 Проектная технология Участие обучающихся в конкурсе социальных проектов: Участие обучающихся в конкурсе социальных проектов: «Свой мир мы строим сами», «Свой мир мы строим сами», «Время выбрало нас», «Наше современное поколение»

19 взаимодействие учителя и ученика способность ученика к самореализации мобильность учебной деятельности вид контроля, коррекция знаний

20 ТИПЫ УРОКОВ практикум семинар урок — исследование лекции конференции

21 Формы работы на уроках групповые индивидуальные парные дифференцированные интерактивные

22 Результативность работы годыуспеваемостькачество полугодие 10070

23 Таблица стр 14

24 Результативность педагогической деятельности 1. Успешное обучение в аспирантуре Шадринского государственного университета. 2. Создание авторской программы «Жить, стремиться, побеждать!» 3. Распространение педагогического опыта: публикации в научно-методических журналах (16 статей). 4. Победитель конкурса лучших учителей России (Грант Президента РФ) 2007г. 5. Победитель в районном конкурсе вариативных программ по профилактике наркомании 2007г. 6. Лауреат I степени всероссийского конкурса педагогов образования: «Взгляд в будущее» 7. Отмечена Грантом Главы МО образования Пуровский р-н в 2010г.

Лекция «Педагогические аспекты обучения и воспитания»

ООО «Издательская Группа «Основа»

Организация: ООО «Издательская Группа «Основа»

Населенный пункт: г. Москва

План

1. Педагогика как наука о воспитании и обучении.

2. Дидактика: теория обучения и образования.

3. Обучение и воспитание: понятие и специфика.

1. Педагогика как наука о воспитании и обучении.

Среди многих наук, занимающихся изучением человека, существует наука, которая исследует становление, развитие, воспитание человека, формирование его как личности, – это педагогика – наука об образовании, обучении и воспитании. Свое название педагогика получила от греческих слов «дитя» и «вести».

Педагогика – наука развивающаяся, постоянно совершенствующаяся. Об этом свидетельствует многовековая история становления и развития педагогической науки. Корни ее уходят в глубокое прошлое, когда передача социального опыта от старшего поколения к младшему происходила интуитивно.

Основная цель педагогики заключается во всемерном развитии цивилизованной реализации каждого человека в жизни и развитии общества на основе научного познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных мер по ее совершенствованию.

Современная педагогическая наука ставит перед собой следующие задачи:

  • • разработка цели и задач воспитания и обучения, их конкретизация применительно к конкретным социальным условиям;
  • • выявление закономерностей формирования личности, разработка на их основе принципов воспитания и обучения;
  • • разработка содержания воспитания и обучения;
  • • вооружение педагогов знаниями педагогической теории и технологий воспитания и обучения;
  • • обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта.

Объектом педагогики принято считать «явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества» (В.А. Сластенин, В.П. Каширин.). Таким явлением действительности признано образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс, который имеет место и осуществляется в семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях.

Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод о том, что педагогика – это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Педагогическая наука осуществляет ряд функций, среди которых ученые выделяют три, свойственных именно педагогике (таблица 1).

Таблица 1 Функции педагогики

Функция

Специфика функции

Теоретическая

состоит в изучении и анализе теоретических аспектов педагогики:

  • • обогащение, систематизация научных знаний;
  • • обобщение опыта практики;
  • • выявление закономерностей в педагогических явлениях

Практическая

связана с реализацией фундаментальных теоретических положений педагогической науки на практике:

  • • повышение качества воспитания;
  • • создание новых педагогических технологий;

• внедрение итогов педагогических исследований в практику

Прогностическая

связана с прогнозированием развития педагогических явлений и ситуаций, с обоснованным предвидением результатов педагогической деятельности

Структура педагогической науки включает в себя 11 разделов:

1. История педагогики – изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования.

2. Общая педагогика – исследует основные закономерности воспитания как специально организованного педагогического процесса и составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний: общие основы педагогики, дидактика (теория обучения), теория воспитания.

3. Возрастная педагогика – изучает особенности и закономерности развития человека различного возраста: преддошкольная, дошкольная, школьная, андрогогика (обучение взрослых), геронтогогика (педагогика старости).

4. Профессиональная педагогика – исследует проблемы профессионального образования: педагогика средних профессиональных учебных заведений, высшей школы, педагогика труда.

5. Отраслевая педагогика – изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, юридической и др.).

6. Социальная педагогика – разрабатывает проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности: семейная педагогика, педагогика трудовых коллективов, перевоспитания.

7. Коррекционная педагогика (специальная) – изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими недостатками в развитии: дефектология (работа с детьми, имеющими задержки в психическом развитии), логопедия (работа по исправлению дефектов речи), сурдопедагогика (работа со слабослышащими детьми), тифлопедагогика (работа со слабовидящими и незрячими детьми), олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми).

8. Этнопедагогика – исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.

9. Сравнительная педагогика – раскрывает особенности организации образования в различных странах мира.

10. Частные (предметные) методики – исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

11. Философия образования/воспитания – раздел педагогики, изучающий роль философских учений для понимания сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующий основные концептуальные подходы к определению целей образования и путей их реализации.

Понятия, которые образуют основной словарь педагогики, отражены в таблице 2.

Таблица 2 Понятийный аппарат педагогики

Термин

Определение

Образование

единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов

Воспитание

деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства

Обучение

целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни

Формирование

целенаправленное воздействие на обучающегося, осуществляемое педагогом для создания определенных условий, которые в дальнейшем поспособствуют возникновению у обучающегося новых качеств, знаний и умений

Развитие

процесс и результат количественных и качественных изменений человека

Социализация

усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений

Педагогический процесс

процесс обучения и воспитания личности как особая общественная функция, для реализации которой необходима среда определенной педагогической системы

Педагогическая деятельность

особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования

Педагогическое взаимодействие

процесс, который происходит между педагогом и обучающимся в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка

Таким образом, педагогика – наука о законах воспитания и образования человека, которая изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему.

2. Дидактика: теория обучения и образования.

Дидактика – это отрасль педагогики, изучающая теоретические основы обучения и его содержание. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке, написавшему курс лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Позднее этот термин появился в работе чешского ученого, педагога Яна Каменского «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». Таким образом, дидактика – это «искусство обучения всех всему».

Гносеология (теория познания) является методологической основой обучения дидактики, которая связана со многими науками, (психологией, социологией, информатикой, физиологией высшей нервной деятельности и многими другими). Поэтому логично говорить о психологических, социокультурных, информационных основах дидактики.

Предметом дидактических исследований является всякая сознательная дидактическая деятельность, выражающаяся в процессах обучения, в их содержании, ходе, методах, средствах организации, подчиненная поставленным целям. Дидактика может изучать:

1) деятельность образовательных организаций;

2) цели обучения;

3) программное содержание обучения;

4) деятельность педагогов и обучающихся;

5) организационные и социальные формы и условия обучения.

Обучение и образование служит одной цели – освоению потомками ранее изученного опыта нашими предками. Закономерные связи между деятельностью обучаемого и обучающего являются предметом дидактики. Кроме этого, предметом дидактики также являются закономерные связи между компонентами процесса обучения.

На современном этапе развития процесс обучения и образования является предметом дидактики, подразумевающий под собой содержание образования, которое реализуется в учебных планах, учебниках, программах, а также средства и методы обучения, воспитательная роль всего учебного процесса, организационные формы обучения и условия, которые благоприятствуют творческому и активному труду обучающихся, а также их умственному и физическому развитию. Общая дидактика раскрывает закономерности обучения и образования, но не занимается исследованиями особенностей обучения какому-либо учебному предмету. Эта задача решается дидактикой частной или как ее еще называют, предметной.

По мнению известных дидактов, предметом дидактики является связь преподавания и учения, то есть их единство, а также условия, которые крайне необходимы для протекания процесса учения и преподавания.

Именно дидактика является одной из наиболее разработанных научных отраслей педагогики. Одновременно она является и теоретической, и нормативно-прикладной наукой. Но на всех этапах исторического развития дидактики ее задачей было и остается определение содержания образования новых поколений, поиск новых способов вооружения потомков умениями, знаниями и навыками и раскрытие закономерностей данного процесса. Именно поэтому дидактика определяется как теория обучения и образования. Но всем известно, что процесс обучения всегда неразрывно связан с воспитанием не только нравственным, но и умственным. И, учитывая этот фактор, есть прочные основания для определения дидактики как теории обучения и образования, а также и воспитания. К этому, в первую очередь, относится формирование мировоззрения обучающихся.

Дидактика выполняет ряд важнейших задач:

  • • изучает общие закономерности обучения, а также формулирует принципы и правила обучения на их основе;
  • • определяет задачи обучения;
  • • разрабатывает вопросы о методах и формах обучения, а также организации обучения. Дидактика отвечает на вопрос «как обучать». Примером этой задачи может служить внедрение в педагогическую практику различных технологий обучения;
  • • определяет содержание обучения и разрабатывает учебные программы, образовательные стандарты и учебно-методические комплексы. Дидактика отвечает на вопрос «чему обучать»;
  • • изучает различные вопросы, которые связаны с методологией исследования проблем обучения;
  • • формулирует общие основные принципы применения и создания средств обучения, которые играют главную роль в образовательном процессе. Дидактика отвечает на вопрос «с помощью чего обучать»;
  • • обобщает и анализирует передовой педагогический опыт, а также изучает инновации и новации в самом процессе обучения.

Основные категории дидактики представлены в таблице 3.

Таблица 3 Основные категории дидактики

Категория

Определение

Обучение

специально организованный и целенаправленный процесс взаимодействия обучаемых и педагога, результатом которого является усвоение обучающимся определенной конкретной системы знаний, деятельности и способов мышления, а также отношения к окружающему миру и к самому себе

Закономерность обучения

совокупность общих, объективных необходимых и важных связей между компонентами процесса обучения и дидактическими явлениями, которое характеризует их функционирование и развитие

Преподавание

управление учебной деятельностью обучающихся, а также помощь им в усвоении знаний и в овладении отношением к окружающему миру и к себе, а также овладение основными способами мышления

Принципы обучения

главные или руководящие положения, которые определяют требования к содержанию, а также осуществлению учебного процесса

Учебная деятельность (учение)

познавательная целенаправленная деятельность обучающихся, которая направлена на усвоение знаний и овладение основными способами мышления и отношением к окружающему миру и к самому себе

Знания

основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области

Умения

освоенные человеком способы выполнения действия, обеспеченные некоторой совокупностью знаний

Навыки

автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения

Дидактика не является чисто описательной и чисто умозрительной наукой, она объясняет причинно-следственные связи дидактических явлений, исследует закономерность этих явлений; выяснение причин дидактических явлений и проявляющихся в них зависимостей создает подходящие условия для выполнения утилитарных функций; нормы деятельности педагога и обучающегося, определенные из объективно установленных причинно-следственных зависимостей, имеют значительно большую ценность, чем нормы, устанавливаемые субъективно, умозрительно или на основе неконтролируемого опыта.

3. Обучение и воспитание: понятие и специфика.

Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.

Обучение, как способ организации образовательного процесса, является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение (таблица 4).

Таблица 4 Элементы системы обучения

Элементы обучения

Преподавание

Учение

Деятельность

педагога

обучающегося

Содержание деятельности

передача информации;

организация учебно- познавательной деятельности обучающихся;

оказание помощи при затруднении в процессе учения;

стимулирование интереса, самостоятельности и творчества обучающихся;

оценка учебных достижений обучающихся.

освоение, закрепление и применение знаний, умений и навыков; самостимулирование к поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений;

осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Цель

организация эффективного учения каждого обучающегося в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения

познание, сбор и переработка информации об окружающем мире.

Эффективный процесс обучения предполагает установление субъектных отношений педагога и обучаемых. Обучающийся (дошкольник, школьник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения.

Процесс обучения – это не просто механическое слияние преподавания и учения, а качественно новое, целостное явление. Ю.К. Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-действенный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.

Сколь бы ни были многообразны методы и средства учебного процесса, он будет эффективным, если сохранит свою целостность, единство составляющих его сторон. Эта целостность обеспечивается не только общей целью обучения, скрепляющей все его содержание, и не только живым общением в качестве первоосновы всех средств обучения, но и общими принципами учебного процесса. В современной педагогике в качестве основных предлагаются следующие дидактические принципы:

  • • объективности, научности;
  • • связи теории с практикой;
  • • последовательности, систематичности;
  • • доступности при необходимой степени трудности;
  • • наглядности и разнообразия методов обучения;
  • • активности обучаемых;
  • • прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.

Среди общих закономерностей процесса обучения выделяют следующие:

1. Закономерность цели – цель обучения зависит от потребностей и возможностей общества.

2. Закономерность содержания – содержание обучения (образования) зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей обучающихся, уровня развития теории и практики обучения, от материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения – эффективность каждого нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов, характера и объема изучаемого материала, организационно-педагогического воздействия обучающих, обучаемости и времени обучения.

4. Закономерность методов обучения – эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели и содержания обучения, возраста обучающихся, учебных возможностей (обучаемости) обучающихся, материально-технического обеспечения и организации учебного процесса.

5. Закономерность управления обучением – продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения и обоснованности корректирующих воздействий.

6. Закономерность стимулирования – продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения и внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

Воспитание – одно из ведущих понятий в педагогике, которое употребляется в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, воздействие общества на личности. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как социально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Цель воспитания – это заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

  • • формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
  • • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
  • • овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
  • • формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
  • • развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
  • • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных организациях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и экономическое воспитание.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства, воспитание в детских и юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях; по стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское; индивидуалистическое и другое воспитание.

Принципы воспитания – это исходные и главные требования, на основе которых основывается процесс воспитания, а также его содержание и организация. К основным принципам воспитания относят: принцип гуманизма в воспитании; принцип культуросообразности; принцип веры в ребенка, или оптимистическая гипотеза; принцип сотрудничества педагога с детьми; принцип включения личности в значимую деятельность; принцип трудолюбия; принцип демократизма; принцип ориентации на ценностные отношения; принцип принятия ребенка как данности.

Учет и использование закономерностей обучения и воспитания, определяемых педагогической наукой, является фундаментом для формирования личности и играет важную роль в семье, образовательной организации, обществе.

Опубликовано: 03.04.2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *