Примеры стихотворений

9 декабря 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Это слово звучит волшебно, как сама поэзия. Слышится в нём что-то напевное, древнегреческое. А ещё его часто путают с понятием «строка».

Чтобы разобраться, чем одно отличается от другого, обратимся к словарю литературоведческих терминов.

Да и узнать, какими бывают строфы, будет не лишним, ведь при анализе поэтического текста на уроках литературы без представления о том, что такое строфа в стихотворении, просто не обойтись.

Строфа — это…

Слово «строфа́» происходит от греческого «поворот». Как термин оно стало употребляться в античности и прекрасно сохранилось до наших дней. Правда, в Древней Греции этим названием обозначали песнь хора, которая исполнялась во время движения хористов по сцене.

Когда хор завершал ход в одну сторону и поворачивал в обратном направлении, одна строфа заканчивалась и начиналась другая. Позже так стали называть чередующиеся парные сочетания рифмующихся строк (стихов).

В современном понимании строфа — это часть стихотворного текста, повторяющееся с определённой периодичностью сочетание стихотворных строк, связанных ритмико-интонационным строем, а в рифмованном стихотворении — и способом рифмовки.

По своим функциям строфа в поэзии напоминает абзац в прозе.

Тот, кто задастся вопросом «Строфа – это сколько строк?», не получит однозначного ответа.

Наиболее привычной формой строфы для русскоязычного читателя является четверостишие. Также существуют дву- , трёх- , пяти- , шести- , семи- , восьми- , девяти- , десятистишия и другие разновидности строф, о которых поговорим дальше.

Строфа и рифма

В рифмованных стихах выделить строфу проще, чем в нерифмованных.

На письме расстояния между строфами чаще всего обозначены пробелами (пустыми строками).

Но если автор или издатель забыли это сделать, «опознать» строфическую единицу можно самостоятельно.

Самый простой вид строфы – двустишие. Его образуют две строки с парной рифмовкой. Схема такой рифмовки: АА.

Сочетание двух двустиший – это уже четверостишие. В зависимости от использованных поэтом рифм, оно выстраивается по одной из схем:

  1. ААББ – парная;
  2. АБАБ – перекрёстная;
  3. АББА – опоясывающая (кольцевая)

Далее при усложнённом сочетании рифмующихся строк появляются шестистишия с возможным расположением рифм: АБАБВВ, АБВАБВ, ААББВВ, АББАВВ, ВВАББА и так далее.

Наконец, вершиной виртуозности можно считать октаву: восемь поэтических строк, зарифмованных по схеме: АБАБАБВВ.

В нерифмованных стихах строфы отделяются друг от друга по принципу чередования мужских и женских окончаний в словах.

В фольклорных текстах главным принципом стихотворной организации выступает синтаксический параллелизм – такой приём, когда предложения выстроены по одной схеме и иллюстрируют уподобление одного явления другому на основе их противопоставления:

«То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит, —
То моё сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит…»

Виды строф в мировой поэзии

Можно выделить несколько типов строф в зависимости от их происхождения:

  1. Античная строфика:
    1. по привязке к именам древних поэтов: Алкеева строфа, Сапфическая строфа, Асклепиадова строфа;
    2. по названию стихов: ионическая, дорийская, ямбэлегическая строфа.
  2. Европейская строфика:
    1. по привязке к поэтическому наследию знаменитых поэтов: нибелунгова строфа, терцины («Божественная комедия» Данте), секстины (Петрарка), катрены (П.Верлен), «спенсерова строфа» — девятистишие, схема построения которого была предложена английским поэтом Э.Спенсером.
    2. по жанру и назначению: моностихи, хоральные бар-формы, секвенции, канцоны, мадригалы, сонеты, рондо, триолеты.
  3. Восточная строфика: газелла, касида, рубаи, хокку (хайку), танка и другие.

Три типа строфики не существуют изолировано.

К примеру, европеец Ф.Г.Лорка облекал свои лирические шедевры в форму газелл, а жанр сонета распространился по всем уголкам света, обретя множество причудливых разновидностей («перевёрнутый сонет», «сонет на ножке» и другие).

Русская строфика

Преобладающим направлением русской лирики стала рифмованная поэзия. Так как одним из её источников был фольклор, успешно прижилась в России форма двустишия.

Её можно встретить как в произведениях авторов 18-19 веков (Дмитриева, Державина, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Кольцова), так и в творчестве поэтов 20 столетия (Блок, Есенин, Клюев, Ахматова, Цветаева, Мандельштам).

Самой распространённой формой русского стихосложения стало четверостишие. Чуть реже встречаются терцины и пятистишия.

Такая форма, как семистишие, может считаться экзотической (пример – стихотворение Лермонтова «Бородино»). Восьмистишие (или октава) закрепилось в русской поэзии благодаря Пушкину, который написал октавами целую поэму («Домик в Коломне»).

Пушкину также принадлежит собственное русское явление мировой строфики – «онегинская строфа».

Как и сонет, эта форма состоит из 14 строк, но имеет особую схему рифм, сочетающую все три способа рифмовки: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЗЗ. Игривая и лёгкая строфа легла в основу стихотворного романа «Евгений Онегин», придав ему чёткую ритмическую организацию, сюжетную динамику и оригинальность звучания.

Тем же, кто так и не понял, чем строфа отличается от строки, скажем кратко: строфа – это как минимум 2 строки и как максимум – 14 строк.

Это «кусочек стихотворения», в котором, как рыбка в пруду, плещется и играет законченная и отдельная поэтическая мысль.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Неотъемлемой частью ЕГЭ по литературе является анализ стихотворения. И в каждом тесте части 2 обязательно присутствует вопрос: «Каким размером написано стихотворение N?» Давайте разберёмся в системе стихосложения и поймём, что страшно незнание, а знание – сила и + 1 балл в ЕГЭ.

*Знаковые обозначения:
_ — безударный слог
_/ — ударный слог
/ — конец строки
| — разграничение групп слогов
// — конец строфы

Перед знакомством с размерами погрузимся в экскурс по теории и истории литературы.
Система стихосложения состоит из трёх основных групп, каждая из которых существовала в разные периоды развития литературы: тоническое стихосложение, силлабическое стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение.

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – самый старый способ организации стихотворного текста. В основе него лежит упорядоченное появление ударных слогов при произвольном количестве безударных. Ударения (или акценты) создают ритм, который и является приоритетным в данном типе стихосложения. Характерна эта система для литературы XVII-XVIII веков, в частности, для былин – ярчайших представителей фольклора.
Обратимся к отрывку из русской былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и проанализируем его звуковой состав.

«Как у славного у города Чернигова
Нагнано тут силы много-множество…»

Первоначально посчитаем количество слогов в каждой строчке. Помним, что слогом является минимальная часть слова, включающая в себя только одну гласную.

как-у-слав-но-го-у-го-ро-да-чер-ни-го-ва
наг-на-но-тут-си-лы-мно-го-мно-жест-во

Далее расставим акценты. Обратите внимание на то, что нам не важны все ударения! Мы выделяем только сильные ударения, которые читаются с акцентом. Для этого прочитайте отрывок вслух, медленно и с выражением.

как-у-слАв-но-го-у-гО-ро-да-чер-нИ-го-ва
нАг-на-но-тут-сИ-лы-мно-го-мнО-жест-во

Звуковая схема будет выглядеть следующим образом:

_ _ _/ _ _ _ _/ _ _ _ _/ _ _
_/ _ _ _ _/ _ _ _ _/ _ _

Первая строка состоит из 13 слогов: 3 ударных, 10 безударных. Во второй строке из 11 слогов 3 ударных, 8 безударных. Таким образом, мы подтверждаем факт, что Тонике важно только количество тонов (акцентов / ударений) в каждой строчке.

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ основано на примерно одинаковом числе слогов, ударные слоги в строке располагаются свободно. Данная система характерна для периода рождения собственно русской литературы – Классицизма (XVIII в.).

Проанализируем отрывок из стихотворения В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные России».

«Начну на флейте стихи печальны;
Зря на Россию чрез страны дальны…»

нач-нУ-на-флЕй-те-сти-хИ-пе-чАль-ны
зря-нА-рос-сИ-ю-чрез-стрА-ны-дАль-ны

_ _/_ _/_ _ _/_ _/_
_ _/_ _/_ _ _/_ _/_

Каждая строка состоит из 10 слогов. Силлабическое стихосложение – это слоговая система, поэтому совпадение расположения ударных и безударных слогов не важно.

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – основа русской классической поэзии, в которой важным является упорядоченное чередование ударных и безударных слогов, при этом количество слогов в строке предпочтительно равное. Этот симбиоз двух систем – тона и слога – и создал стихотворные размеры.
Размер – это схема чередования ударных и безударных слогов.
Размеры делятся на две категории: двухсложные и трёхсложные. В первом случае объединяются два слога (один ударный, один безударный), во втором – три (один ударный, два безударных).

Двухсложные размеры:

ХОРЕЙ – первый слог ударный, второй слог безударный ( _/ _)

«Ночевала тучка золотая / На груди утёса-великана…»
(отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс»)

ЯМБ – первый слог безударный, второй слог ударный ( _ _/)

«Учись у них – у дуба, у берёзы. / Кругом зима. Жестокая пора!»
(отрывок из стихотворения А. А. Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы»)

Трёхсложные размеры:

ДАКТИЛЬ – первый слог ударный, два последующих слога безударные (_/ _ _)

«Как хорошо ты, о море ночное, — / Здесь лучезарно, там сизо-темно…»
(отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»)

АМФИБРАХИЙ – второй слог ударный, предшествующий и последующий слоги безударные (_ _/ _)

«И скучно, и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды…»
(отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно…»)

АНАПЕСТ – последний слог ударный, два предшествующих слога безударные (_ _ _/)

«Что ты жадно глядишь на дорогу / В стороне от весёлых подруг…»
(отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка»)

Если в строках один раз выпадают сразу два безударных слога или неожиданно появляются два следующих друг за другом ударных слога, не спешите ругать себя за ошибку. Это может быть намеренное авторское нарушение.

Спондей – два подряд ударных слога (_/_/).
Пиррихий – два подряд безударных слога (_ _).

Такие нарушения – частое явление, особенно в лирике «Серебряного века», тяготеющей к новаторству и смешению размеров, но на всякий случай стоит себя проверить и ещё раз разобрать стихотворение.

Записаться на курсы ЕГЭ по литературе в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23

Подробнее о схемах…
РИФМОВКА – порядок чередования рифм в стихе. Основные способы рифмовки:
1.Смежная рифмовка «ААBB».
Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, —
Мы хлеба горбушку – и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,
Тебе – половина, и мне – половина!
(А. Прокофьев)
2. Перекрёстная рифмовка «АBАB».
О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал – истратил слишком много,
Неистощима только синева
Небесная и милосердье Бога.
(А. Ахматова)
3. Кольцевая рифмовка
(охватная, опоясывающая) «АBBА»
Уж подсыхает хмель на тыне.
За хуторами, на бахчах,
В нежарких солнечных лучах
Краснеют бронзовые дыни…
(А. Бунин)
4. Холостая рифмовка «АВСВ».
Первый и третий стих не рифмуются.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Н. Плещеев)
6. Смешанная рифмовка (вольная) – способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах. Наиболее известные формы: октава, сонет, рондо, терцина, триолет, лимерик и пр.
Пример смешанной рифмовки:
Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом —
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
(А.С. Пушкин)
ТЕРЦИНА – ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC…(«Божественная комедия» Данте).
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще…
(А. Данте)
ЛИМЕРИК — пятистишие, написанное анапестом, с рифмовкой ААВВА. В лимериках 3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5.
Жил-был старичок у причала,
Которого жизнь удручала.
Ему дали салату
И сыграли сонату,
И немного ему полегчало.
(Э. Лир)
ТРИОЛЕТ — восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены.
Ты промелькнула, как виденье,
О, юность, быстрая моя,
Одно сплошное заблужденье!
Ты промелькнула, как виденье,
И мне осталось сожаленье,
И поздней мудрости змея.
Ты промелькнула, как виденье,—
О, юность быстрая моя!
(К. Бальмонт)
МОНОРИМ — стих, построенный на одной рифме — монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…),редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, фард… Пример фарда:
Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,
Когда уверен ты, что будет толк.
(Саади)
РУБАИ — рифмовка в восточной поэзии по схеме ААВА.
В колыбели – младенец, покойник в гробу:
Вот и всё, что известно про нашу судьбу.
Выпей чашу до дна и не спрашивай много:
Господин не откроет секрета рабу.
(Омар Хайям)
ПАНТОРИФМА (панторим) – стих, в котором все слова рифмуются между собой.
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
(В. Брюсов)
Рифмовка 4+4 («квадратная рифмовка») — рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD
А затем прощалось лето
С полустанком. Снявши шапку,
Сто слепящих фотографий —
Ночью снял на память гром.
Мёрзла кисть сирени. В это
Время он, нарвав охапку
Молний, с поля ими трафил
Озарить управский дом.
(Б.Л. Пастернак)
Рифмовка 3+3 («треугольная рифмовка») — рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC.
А потом мне снились горы —
В белоснежных одеяньях
Непокорные вершины,
И хрустальные озёра
У подножий великаньих,
И пустынные долины…
(В. Невский)

Строфой (др.-греч. strophe – круг, оборот) в стиховедении называют группу стихов, объединенных какими-то общими формальными признаками. Обычно это определенная система рифмовки и общая интонация, придающие строфе завершенность. В редких случаях строфа может заканчиваться переносом, но это исключение, лишь подтверждающее правило. Строфа не должна быть слишком объемной. Обычно она включает в себя от двух до шестнадцати стихов. Отметим наиболее известные из них.

Простейшей строфой являются двустишия парной рифмовки. Они широко применялись в русской поэзии XVII века, не знавшей другой рифмовки, кроме смежной. В классицизме двустишие представлено александрийским стихом. Использовали двустишные строфы и русские поэты XIX–XX веков («Черная шаль» А. Пушкина, «Морская царевна» М. Лермонтова, «Несжатая полоса» Н. Некрасова, «Русалка» К. Мея, «Город на заре» С. Городецкого, «Над окошком месяц…» С. Есенина, «Баллада о синем пакете» Н. Тихонова).

Наиболее известной трехстишной строфой является терцина (итал. terza rima – третья рифма), канонизированная Данте в «Божественной комедии» и вызвавшая многочисленные подражания почти во всех европейских литературах (в России – «В начале жизни школу помню я…» А. Пушкина, «Дракон» А. Толстого, «Змей поезда» В. Хлебникова, многие стихи Вяч. Иванова и В. Брюсова). Размер стихов в терцине – пятистопный ямб. Каждая строфа заключает в себе определенную тему, рифмуются же стихи следующим образом: первый стих рифмуется с третьим, а средний стих выходит из пределов своей терцины, рифмуясь с первым и третьим стихами следующей строфы, средний стих последнего трехстишия рифмуется с отдельным замыкающим стихом (aba bcb cdc ded e):

Земную жизнь пройдя до половины, (а)

Я очутился в сумрачном лесу, (b)

Утратив правый путь во тьме долины. (а)

Каков он был, о, как произнесу, (b)

Тот дикий лес, дремучий и грозящий, (с)

Чей давний ужас в памяти несу! (b)

(Данте, пер. М. Лозинского)

Самым распространенным видом строфы является четверостишие, или катрен (франц. quatrain), в котором, как уже отмечалось, стихи могут рифмоваться попарно, перекрестно, по принципу «кольца». Как самостоятельное стихотворение, катрен используется для надписей, эпиграмм, эпитафий, изречений. Например:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

(Ф. Тютчев)

Пятистишие традиционно рифмуется следующим образом: первый, третий и четвертый стихи рифмуются между собой, а второй – с пятым (abaab). Пример из стихотворения А. Пушкина «Прощание»:

В последний раз твой образ милый (а)

Дерзаю мысленно ласкать, (b)

Будить мечту сердечной силой (а)

И с негой робкой и унылой (а)

Твою любовь воспоминать. (b)

Существуют и другие способы рифмовки. Например, пятистишие «К портрету Жуковского» А. Пушкин зарифмовал следующим образом: ababa. Несколько иное построение пятистишия у А. Майкова в стихотворении «Летний дождь»: abb- bа. У М. Кузмина первое пятистишие в его стихотворении «Бисерные кошельки» зарифмовано: aabba.

Встречаются в русской поэзии шестистишия. Их рифмовка достаточно разнообразна. Наиболее традиционная форма шестистиший, выработанная итальянской поэзией, а позже освоенная русскими поэтами, – ababcc. Такими шестистишиями, или секстинами (лат. sex – шесть), написана «Баллада» М. Лермонтова:

В избушке позднею порою (а)

Славянка юная сидит. (b)

Вдали багровой полосою (а)

На небе зарево горит… (b)

И, люльку детскую качая, (с)

Поет славянка молодая… (с)

В основе шестистиший стихотворений «Три пальмы» М. Лермонтова и «Silentium!» Ф. Тютчева лежат попарно зарифмованные три двустишия (aabbcc), а А. Пушкин в своем «Зимнем утре» использовал рифмовку aabccb.

Семистишия сравнительно редко используются русскими поэтами. Среди самых известных стихотворений, написанных семистишиями, знаменитое «Бородино» М. Лермонтова.

По принципу построения восьмистишная октава (лат. oktaυα – восьмая) очень близка секстине – фактически это секстина и замыкающее ее двустишие (abababcc). И это не случайно: октава также зародилась в поэзии итальянского Возрождения. Октавами написал свою шутливую поэму «Домик в Коломне» Пушкин:

Четырехстопный ямб мне надоел: (а)

Им пишет всякий. Мальчикам в забаву (b)

Пора б его оставить. Я хотел (а)

Давным-давно приняться за октаву. (b)

А в самом деле: я бы совладел (а)

С тройным созвучием. Пущусь на славу! (b)

Ведь рифмы запросто со мной живут; (с)

Две придут сами, третью приведут. (с)

Построение классицистической оды традиционно связано с десятистишием. В «Оде торжественной о сдаче города Гданска» В. Тредиаковского (1734), первой классицистической оде в русской поэзии, мы встречаем следующий тип рифмовки десятистишия: ababccdeed. Этот способ рифмовки стал каноническим для русской оды на протяжении всего XVIII века, включая радищевскую оду «Вольность»:

О! дар небес благословенный, (а)

Источник всех великих дел, (b)

О вольность, вольность, дар бесценный, (а)

Позволь, чтоб раб тебя воспел. (b)

Исполни сердце твоим жаром, (с)

В нем сильных мышц твоим ударом (с)

Во свет рабства тьму претвори, (d)

Да Брут и Телль еще проснутся, (е)

Седяй во власти, да сметутся (е)

От гласа твоего цари. (d)

Особый тип строфы создал Пушкин для своего романа «Евгений Онегин». Это четырнадцатистрочная строфа, состоящая из трех четверостиший и замыкающего их двустишия и получившая название «онегинская» строфа. Первое четверостишие имеет перекрестную рифмовку, второе – смежную, а третье – кольцевую.

Театр уж полон; ложи блещут; (а)

Партер и кресла – все кипит; (b)

В райке нетерпеливо плещут, (а)

И, взвившись, занавес шумит. (b)

Блистательна, полувоздушна, (с)

Смычку волшебному послушна, (с)

Толпою нимф окружена, (d)

Стоит Истомина; она, (d)

Одной ногой касаясь пола, (е)

Другою медленно кружит, (f)

И вдруг прыжок, и вдруг летит, (f)

Летит, как пух от уст Эола; (е)

То стан совьет, то разовьет (g)

И быстрой ножкой ножку бьет. (g)

Иногда строфическое построение и сочетание строф определяют некоторые малые лирические жанры. Среди них наиболее известными являются триолет и сонет.

Триолет (франц. triolet, от итал. trio – трое) – восьмистишие (схема: abaaabab, возможен вариант abbaabab), написанное чаще всего четырехстопным ямбом. Основан триолет на тройном повторении (рефрене) – первая строчка повторяется как четвертая и седьмая при обязательной общей рифме, а вторая строка повторяется как восьмая, заключительная. Триолет появился во французской поэзии XV века и, будучи особенно популярным в эпоху барокко и рококо, культивировался в рамках салонной поэзии. Интерес к этому жанру испытывали русские поэты серебряного века. Триолеты писали К. Бальмонт и И. Северянин, а Ф. Сологуб и И. Рукавишников выпустили целые сборники триолетов. Вот триолет И. Северянина, написанный шестистопным ямбом:

Мне что-то холодно… А в комнате тепло: (а)

Плита натоплена, как сердце нежной лаской. (b)

Я очарован сна загадочною сказкой, (b)

Но все же холодно, а в комнате тепло, (а)

Рассудок замер. Скорбь целует мне чело. (а)

Таинственная связь грозит своей развязкой, (b)

Всегда мне холодно… другим всегда тепло!.. (а)

Я исчервлен теплом, как сердце – едкой лаской… (b)

Сонет (итал. sonetto – от прованс. sonet – песенка) – лирическое стихотворение из четырнадцати строк, написанное четырехстопным или пятистопным ямбом. Сонет возник в Италии в XIII веке, и его расцвет связан с творчеством Данте и Петрарки. Здесь сложился так называемый итальянский образец сонета, состоящий из двух катренов и двух терцетов (так иногда называют строфу из трех стихов). Схема рифмовки «итальянского» сонета такова: abab/abab/cdc/dcd (возможен вариант cde/cde). П. Ронсар и поэты «Плеяды» дали «французский» образец сонета со следующей схемой рифмовки: abba/abba/ccd/ eed (ccd/ede). Среди различных отклонений от этих канонических форм наиболее известен «английский» сонет, представленный в поэзии У. Шекспира – abab/cdcd/efef/gg. В русскую поэзию сонет введен В. Тредиаковским. Обращались к сонету В. Жуковский, А. Пушкин, А. Дельвиг, М. Лермонтов. Во второй половине XIX века сонет постепенно был вытеснен из поэзии свободными формами поэтического выражения. Интерес к нему вновь оживает в эпоху символизма. В России дань сонету отдали В. Брюсов, Вяч. Иванов, К. Бальмонт. Вот образец сонета у Бальмонта («Италия») с оригинальной формой рифмовки:

От царственной мозаики Равенны (а)

До мраморов, что скрыл от смерти Рим, (b)

Созданья мы твои благотворим, (b)

Италия, струна и кубок пенный. (а)

Неаполь, шабаш солнца неизменный, (а)

Флоренция, лазурный серафим, (b)

Венеция, где страстью дух палим. (b)

А живопись – цвет золота нетленный. (а)

В Италии повсюду алтари, (с)

И две, в веках, в ней равноценны власти, (d)

Язычество с огнем давнишней страсти (d)

И благовестье в отсветах зари. (с)

Красавица, не снявшая запястий, (d)

В служенье Богу, в красоте – цари. (с)

Некоторые «твердые формы» европейскими поэтами были заимствованы из восточной поэзии, например рубаи и газель.

Рубаи (араб.) – четверостишие, чаще всего рифмующееся по схеме aaba, реже – аааа. Признанным мастером рубаи в иранской поэзии был Омар Хайям. Вот образец рубаи Хайяма в переводе В. Державина:

Кто мы? – Куклы на нитках, а куколыцик наш – небосвод.

Он в большом балагане своем представленье ведет.

Нас теперь на ковре бытия поиграть он заставит,

А потом в свой сундук одного за другим заберет.

В XX веке в русской поэзии строфическая форма рубаи стала использоваться и в стихотворениях, совершенно исключающих ориентальные (т. е. восточные) мотивы. Пример тому – поэтическая миниатюра Ю. Мориц «Объяснение в любви»:

Мой друг, мой безумный, мой свет голубой,

Умчалась бы я в понедельник с тобой

Туда, где в классически синей ковбойке

Поет у костра синеглазый ковбой!

Газель (араб.) – небольшое лирическое стихотворение, состоящее не менее чем из трех, но и не более пятнадцати бейтов (двустиший). В первом бейте рифмуются оба полустишия, далее следует рифмовка по схеме: ba са da… В последнем бейте обязательно упоминание тахаллуса автора, т. е. псевдонима, литературного имени поэта. Наибольшей степени совершенства жанр газели достиг в ирано-таджикской поэзии, в творчестве Рудаки, Саади, Навои, Хафиза. К форме газели обращались и европейские поэты в стихах восточной тематики (например, И. В. Гёте).

Бывают стихи, не членимые на строфы. Такие стихи называются астрофическими. В них в беспорядке смешиваются парные, перекрестные, кольцевые рифмы. В астрофических стихах также может соблюдаться членение текста, но не на строфы, а на абзацы, неравные, как в прозе. Примером таких стихов могут служить поэмы «Руслан и Людмила» и «Медный всадник» Пушкина, «Беглец» и «Демон» Лермонтова, «Тишина» и «Коробейники» Некрасова и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *