Цель самосовершенствования

К теоретическим методам педагогического исследования относятся … +{00}анализ, синтез, моделирование, индукция;

К эмпирическим (практическим) методам педагогического исследования относятся … +{00}беседа, эксперимент, индукция, дедукция;

Метод исследования педагогических процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей называется … +{00}моделирование;

Логический метод обобщения полученных эмпирическим путем данных, характеризующийся движением мысли от частных суждений к общему выводу, называется … +{00}индукция;

Логический метод обобщения полученных эмпирическим путем данных, характеризующийся движением мысли от общего суждения к частному выводу, называется … +{00}дедукция;

Выявление и анализ мнений о личности учащегося, полученных от различных людей (родителей, педагогов, сверстников) относится к методу … +{00}метод обобщения независимых характеристик;

Анализ состояния педагогической практики с целью выявления и обобщения элементов нового, эффективного или характерных ошибок и недостатков в деятельности организаторов образовательно-воспитательного и управленческого процессов составляет сущность метода … +{00}изучение и обобщение педагогического опыта.

Основным заказчиком образовательных учреждений выступают … +{00}государство и его ведомства;

Система государственных и общественных институтов, обеспечивающих процесс образования личности в течение всей жизни, называется … +{00}системой образования;

Развивающаяся сеть образовательных учреждений разного типа и уровня определяет образование как … +{00}систему.

Гимназии, лицеи, вечерние школы относятся к учебным заведениям _________ образования. +{00}общего среднего;

Институты аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры являются учреждениями… +{00}послевузовского профессионального образования;

Система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в образовательном процессе, – это … +{00}содержание образования.

Средством реализации образовательных стандартов на практике, отражающим содержание образования определенного уровня и направленности, является … +{00}образовательная программа.

Нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, – это … +{00}образовательная программа.

Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов и порядок их изучения по годам обучения – это … +{00}учебный план;

Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности – это … +{00}образовательный стандарт;

Учебная книга, излагающая основы научных знаний по определенному предмету, – это … +{00}учебник;

Содержание образования, регламентируют все перечисленные нормативные документы, кроме… +{00}устав образовательного учреждения;

Самообразование – это … +{00}целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений;

Самосовершенствование — это… +{00}осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообучение и самовоспитание, на укрепление своих положительных и преодоление отрицательных личностных черт;

Педагогический процесс – это … +{00}динамическая система, системообразующим фактором которой является педагогическая цель, а общим качеством – взаимодействие педагога и ученика;

Синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий субъектов, функционирующих в нем – это … +{00}целостность педагогического процесса;

Совокупность объективных и субъективных противоречий, присущих педагогическому процессу, является его … +{00}движущими силами.

Основным противоречием педагогического процесса является противоречие между … +{00}педагогами и воспитанниками.

Существенные внешние и внутренние связи, от которых зависят направленность педагогического процесса и успеш­ность достижения педагогических целей, – это +{00}закономерности педагогического процесса;

Основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление – это … +{00}принципы педагогического процесса;

Совокупность наиболее общих способов профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач – это … +{00}методы педагогического процесса;

Идеальное представление о результате педагогической деятельности называется … +{00}целью воспитания;

Содержание образования как общественного явления определяется … +{00}социально-экономическим и политическим строем данного общества, уровнем его материально-технического и культурного развития;

Гарантированное достижение поставленных педагогических целей обеспечивает … +{00}педагогическая технология;

Основной структурной единицей педагогического процесса является … +{00}педагогическая задача;

Педагогическая деятельность – это … +{00}вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе;

Сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности называется … +{00}целеполаганием.

Движущими силами процесса обучения являются .. +{00}противоречия, возникающие в ходе обучения;

Осмысление цели и задач обучения, глубокое понимание материала и умение применить его на практике составляет содержание принципа ____ обучения +{00}осознанности.

Принцип организации учебного процесса как диалога учителя с учениками и учеников между собой, называется принципом … +{00}диалогизации;

Принцип стимулирования исследовательской активности учащихся называется принципом … +{00}персонализации;

Принцип взаимодействия личностей, а не социальных ролей называется принципом … +{00}проблематизации;

Принцип учета индивидуальных и возрастных возможностей и особенностей учеников называется принципом … +{00}индивидуализации.

Развитие, воспитание и обучение: +{00}надстраиваются друг над другом;

Вид обучения, при котором обучающий передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привлечением наглядности, а обучаемые ее воспринимают и воспроизводят, называется … +{00}объяснительно-иллюстративное.

Вид обучения, при котором под руководством обучающего организуется самостоятельная поисковая деятельность обучаемых по решению учебных задач, ходе которой у них формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, активность, творческое мышление и другие личностно значимые качества, называется … +{00}развивающее обучение;

Вид обучения, в котором образовательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями, называется … +{00}личностно ориентированное;

Вид обучения, при котором ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям, обучение строится быстрым темпом и на высоком уровне трудности, процесс учения обеспечивает оптимальное развитие и успешность обучения всех учащихся, называется … +{00}проблемное обучение;

Вид обучения, основывающийся на программировании обучающей и учебной деятельности, воплощенной в контрольно-обучающей программе для ЭВМ, позволяющей обеспечить усиление индивидуализации, персонификации процесса обучения за счет оптимальной обратной связи о качестве усвоения содержания образования, называется … +{00}компьютерное обучение.

Вид обучения, придающий полифункциональность минимальной дидактической единице учебной информации, которая обеспечивает целостное усвоение содержания образования, называется … +{00}модульное обучение;

Вид обучения, основывающийся на изучении интегрированных учебных предметов, построенных на реализации связей в смежных областях познания, называется … +{00}межпредметное обучение;

Вид обучения, позволяющий достигнуть целей обучения при минимальных затратах времени на усвоение содержания образования и максимальном объеме индивидуальной, самостоятельной работы в условиях информатизации образовательного процесса, называется … +{00}дистанционное обучение;

Основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы учащихся – это … +{00}лекция;

Учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов – это … +{00}семинар.

Углубленное изучение учебных предметов по выбору и желанию учащихся – это … +{00}факультатив;

Форма организации обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности – это … +{00}экскурсия;

Деятельность учения – это … +{00}самоизменение, саморазвитие ученика;

Внешняя структура учебной деятельности включает компоненты: +{00}мотивация – учебные задачи, задания – учебные действия – контроль, самоконтроль – оценка, самооценка;

Действия, направленные на анализ условий ситуации, соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи, называются … +{00}ориентировочными;

Основной стороной учебной деятельности, от которой зависит ее эффективность, является … +{00}мотивационная;

Учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как .. +{00}форма – содержание;

Успех или неуспех в учебной деятельности не зависит … +{00}от возрастных особенностей;

Восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности называется … +{00}обучаемостью;

К показателям обучаемости не относится … +{00}прочность сохранения освоенного материала;

К психологическим показателям обученности относится … +{00}восприимчивость к незначительной помощи со стороны педагога, самостоятельное обращение к более трудным заданиям.

Целенаправленное усвоение теоретических знаний (общих способов действий и научных понятий) посредством дискуссий учащихся и учителей, определяется как … +{00}учебная деятельность;

Процесс «воспроизведения» индивидом исторически сформированных, общественно выработанных способностей, способов поведения, знаний, умений и навыков, процесс их превращения в формы индивидуальной субъективной деятельности называется … +{00}усвоением;

Процесс приобретения, закрепления и накопления знаний, овладение способами оперирования ими, приемами их добывания и применения называется … +{00}учением

Мотивация, заложенная в самом процессе учебной деятельности, называется … +{00}познавательной.

Решение педагогических задач формирования у учащихся ценностных ориентаций, убеждений, личностных качеств в процессе усвоения социально-культурного опыта, а также формирования мотивов учебной деятельности, определяющих ее успешность, реализует _________ функцию педагогического процесса. +{00}воспитательную;

Составными частями целей воспитания являются _______ воспитания +{00}формы и методы;

Составными частями методов воспитания являются _______ воспитания +{00}приемы.

Общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, формам организации воспитательного процесса – это … +{00}принципы воспитания;

Ведущую роль в формировании личности играет … +{00}воспитание;

Присущая человеку социальная структура дает детям возможность… +{00}Все ответы верны.

Воспитание относится к _______ факторам развития личности. +{00}социальным.

Целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой личности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил человека – это сущность ______ модели педагогической деятельности. +{00}антропоцентристской.

Ориентация на выполнение социального заказа как высшей ценности для группы людей, определяющего выбор содержания и средств воспитания в рамках малых и больших социальных групп – это сущность ______ модели педагогической деятельности. +{00}социоцентристской;

Гуманистическое воспитание имеет своей целью … +{00}гармоничное развитие личности;

Интегративное свойство личности, представляющее собой совокупность достаточно сформированных личностных качеств, в обобщенной форме отражающих систему социальных отношений человека, – это … +{00}воспитанность личности;

Мировоззрение – это … +{00}Все ответы верны.

Авторитарный стиль педагогического общения реализует тактику … +{00}диктата и опеки;

Демократический стиль педагогического общения реализует тактику … +{00}взаимопринятия и взаимоориентации;

Попустительский стиль педагогического общения реализует тактику … +{00}невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами учащихся;

Система воспитания, согласно которой учитель является субъектом, а ученик – объектом, на который он воздействует, называется … +{00}авторитарной;

Система воспитания, согласно которой учитель и ученик являются равноправными субъектами, называется … +{00}демократической;

Самовоспитание – это … +{00}систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности;

Психологические закономерности воспитания… +{00}должны подкрепляться практикой.

Самой сложной задачей организации процесса воспитания является… +{00}формирование мотивационно-потребностной сферы;

Средствами самовоспитания являются… +{00}Все ответы верны.

К стилям семейного воспитания относятся… +{00}авторитаризм, гипоопека, гиперопека, демократизм;

К тактикам семейного воспитания относятся… +{00}диктат, опека, невмешательство, сотрудничество;

Родительская любовь, основанная на принципе: «Я люблю тебя, если ты оправдываешь мои ожидания», – называется… +{00}обусловленной

Похвала или окрик родителя в ответ на действия ребенка является… +{00}воспитательным воздействием;

Когда в личности ребенка, благодаря усилиям взрослого, происходят изменения, имеет место… +{00}воспитательное воздействие;

Совместная деятельность ребенка и взрослого, в результате которой устанавливается взаимопонимание, осуществляется взаимопомощь, называется… +{00}воспитательное взаимодействие;

Любое слово, любой поступок, жест, манеры родителей являются… +{00}воспитывающими или подрывающими воспитание;

Правильное применение поощрений и наказаний в воспитании должно опираться главным образом на… +{00}знание мотивации поступков ребенка;

Психологическая деформация семьи характеризуется… +{00}нарушением системы межличностных отношений и ценностей в семье;

Структурная деформация семьи характеризуется… +{00}отсутствием одного из родителей;

Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы… +{00}Все ответы верны.

Государственный характер управления системой образования проявляется в том, что… +{00}в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации «Об образовании»;

Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что… +{00}в управлении системой образования участвуют представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности;

Особая деятельность, включающая в себя координацию и направление действий учащихся, педагогов, родителей и обслуживающего персонала, направленная на достижение поставленных целей, – это … +{00}контроль.

Субъектами управления системой образования выступают … +{00}Министерство образования и науки РФ, управления образования края, области или города, районные отделы образования.

Объектами педагогического управления являются … +{00}система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района;

Учет в организации управленческой деятельности взаимодействия и взаимосвязи всех структурных компонентов школы, составляющих эту систему в целостности, специфики ее связи с внешней средой обеспечивает реализация принципа… +{00}системности и целостности в управлении;

Совместную деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы обеспечивает реализация принципа… +{00}единства единоначалия и коллегиальности в управлении.

Гласность в управлении школой, основанная на открытости, доступности информации обеспечивает реализация принципа… +{00}демократизации и гуманизации управления;

Преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом обеспечивает реализация принципа… +{00}рационального сочетания централизации и децентрализации;

Цель жизни каждого человека – поиск гармонии с окружающим миром и совершенство в нем. Главная задача каждого из нас – максимально приблизить проявление совершенства в самом себе, в собственном состоянии и образе действия. Стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас, как личность, волнует и заботит. «Умный человек знает, какими вещи должны быть; опытный знает, каковы вещи в действительности; знание того, как изменить их в лучшую сторону, характеризует человека гениального» — писал Д.Дидро.
М.В. Ломоносов писал:
«Прилежны простирайте руки
И взор до самых дальних мест.
Пройдите землю, и пучину,
И степи, и глубокий лес,
И нутр Рифейский, и вершину,
И саму высоту небес.
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего ещё не видел свет;
Трудами веки удивите,
И сколько может, покажите…»
Л.Н.Толстой отмечал, что стремление к самосовершенствованию уже потому свойственно человеку, что он никогда, если он правдив, не может быть доволен собой.
Е.П.Ильин замечает, что «Различают нравственное, интеллектуальное самосовершенствование.
Нравственное самовоспитание связано с самообразованием.
Физическое самосовершенствование связано с саморазвитием двигательных качеств, с формированием двигательных умений .
Существенным препятствием для самосовершенствования является лень, отсутствие самостоятельности, настойчивости целеустремленности. Трудность решения этого вопроса состоит в том, что развитие воли тоже является самосовершенствованием, поэтому нельзя откладывать саморазвитие, самообразование и самовоспитание до тех пор, пока не разовьётся нужное волевое качеств; оно будет развиваться вместе с самосовершенствованием.
Самосовершенствование может осуществляться и путем подражания (копирование своего кумира), как потребность в сознательной саморегуляции, когда возникает «расположенность к самовоспитанию»(Лейтес Н.С.,1971) и как желание утвердить в своей личности отдельные качества, особенно самостоятельность (Рувинский Л.И., 1869).
Психологические особенности развития самостоятельности
Самосовершенствование учащимися связано с подавлением у них иждивенческих настроений, социального паразитизма, которые присущи им в связи с постоянной опекой родителей («заласканность»).
Самостоятельность — это осуществление человеком какой-либо деятельности без посторонней помощи. Это самостоятельное принятие решения, и осуществление намеченного, и самоконтроль, а в ряде случаев — и взятие на себя ответственности за дела и поступки. Поэтому развитие самостоятельности у детей идет с развитием самосознания.
Мотивы проявления самостоятельности у школьников разного возраста различны. Младшие дети, проявляя самостоятельность, используют её как средство достижения частных целей. У подростков самостоятельны поступки и действия совершаются для того, чтобы подчеркнуть своё право на самостоятельность. При этом они проявляют позицию максимализма самостоятельности: стремятся утвердить свою самостоятельность более, чем это реально возможно. Причём в случае предоставления подростку самостоятельности он всё равно может быть не удовлетворён.
У старших школьников мотивом появления самостоятельности является стремление испытать себя, проверить свои возможности. Это стремление имеется уже у подростков, которые хотят быть похожими на взрослых и поэтому испытывают себя во «взрослых» делах. Поэтому их стремление к самостоятельному выполнению заданий будет проявляться в большей мере, если, с их точки зрения, это задание престижно для взрослых».
Д.Б. Эльконин, Т.В.Драгунова обобщая материалы исследования писал, что развитие ребенка происходит в четырех аспектах: 1) изменений, возникающих в учебной деятельности;
2) возникновения новых форм общения и выделения общения в особую сферу жизни и особую деятельность;
3) формировании взрослости;
4) усвоения морально-этических норм.
И далее «…центральным, новообразованием младшего подросткового периода является возникновение и формирование чувства взрослости. Выделение чувства взрослости как основного новообразования начального периода подросткового возраста означает, что вся система воспитательных воздействий должна опираться на чувство взрослости и вместе с тем формировать на его основе социальное сознание, морально-этическое содержание.
Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждём от жизни, а в том, чего она ждет от нас.
Ведь жить — в конечном счёте значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа(Виктор Франкл, с.107).
Литература:
1.Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб.: Питер, 2012.
2.Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: «Академия», 2006.
Направленность и стиль жизни при самоактуализации
Материал Какова направленность и стиль жизни человека, выбравшего путь самоактуализации?
В отличие от Карла Роджерса, убежденного, что человеку по его природе всегда присуще стремление к развитию, Маслоу писал, что в людях борются две разнонаправленные тенденции — как стремление к росту и развитию, так и стремление убежать от жизни и ее трудностей.
Но нельзя забывать, что человеку свойственны и иные, регрессивные, тенденции, такие, например, как склонность к страху, самоуничижению. Упиваясь рассуждениями о «личностном росте», мы рискуем внушить слушателям опасную иллюзию, особенно когда имеем дело с неоперившимися юнцами. На мой взгляд, необходимой профилактикой против излишне легкого, поверхностного отношения к «личностному росту» должно стать тщательное исследование психопатологии и глубинной психологии человека. Приходится признать, что многие люди предпочитают хорошему плохое, что личностный рост, часто будучи болезненным процессом, пугает человека, что мы не обязательно любим то лучшее, что даровала нам природа, нередко мы просто боимся его; приходится признать, что большинство из нас испытывает двойственное чувство к таким ценностям как правда, красота, добродетель, восхищаясь ими, и, в то же самое время, остерегаясь их проявлений (295). (А. Маслоу. Мотивация и личность)
Главные ценности — личная свобода, стремление к развитию, к реализации внутреннего потенциала и собственного «Я хочу!».
Самоактуализация как личностностная направленность, проект и специализация
Самоактуализация как способ жизни — одна из личностных специализаций, наряду с межличностной гармонией и деловой успешностью. Самоактуализацию как способ и стиль жизни выбирают люди с направленностью на собственный рост и развитие.
Самоактуализирующаяся личность: характерные черты и убеждения, измеряемые тестами
Общее представление о самоактуализирующейся личности в тестах, измеряющих самоактулизацию, конкретизируется в определенные характерные черты личности и определенные характерные убеждения. По итогам, оценивая со стороны, это счастливый, свободный, с удовольствием занимающийся своим любимым делом, терпимо и доброжелательно относящийся к людям хорошо образованный одиночка. В семье существовать может, но изначально к ней приспособлен мало, характер трудноват, С точки зрения руководителей, человек с такими личностными особенностями более всего востребован в качестве высококвалифицированного специалиста, на других же ролях (рядовой сотрудник, менеджер, руководитель) его деловая успешность под большим вопросом. Смотри Самоактуализирующаяся личность: характерные черты и убеждения, измеряемые тестами
Количественные и качественные параметры уровня самоактуализации — тестирование
Смотри Количественные и качественные параметры уровня самоактуализации — тестирование
Самоактуализация и безупречность
• Безупречная работа: или делай хорошо, или не делай никак!
Одно из условий самоктуализации, девиз многих творческих людей. Взялся за какую-то работу — веди ее грамотно, толково! Не умеешь так — учись, ищи способы, средства, ресурсы — но дело должно быть сделано качественно. Подробнее про это — см. Качественная работа
То есть самоактуализация это сочетание безупречной работы и высших ценностей.
Я веду свой бизнес — здорово, я буду вести его качественно, толково, развивая дело, ища новые возможности для улучшения своего дела, честно вкладываюсь, от души и по полной программе.
Возвращаюсь домой — дома живу не абы как — а от души, красиво и качественно.
• Стремление к лучшему, к развитию
Научился делать хорошо: здорово — учись делать лучше.
• Позитивное отношение к трудностям
Трудности — это интересно! Трудности — это простор для развития!
Другими словами — самоактуализация- это не процесс и не результат — это привычка жить качественно, без халтуры, так как правда можешь.
Самоактуализация и позиция Творца
Самоактуализация и жизнь Творца — это разные вещи. Для Творца важно развитие в той мере, в которой онн нужно окружающему миру: его фокус внимания смещен с себя на окружающих.Во многом Творец похож на самоактуализирующуюся личность: он тоже безупречно работает, развивает себя. Единственное — для него то не самоцель, а средство достижения более высокой цели.

Процессы самовоспитания, самообразования, самопознания будут осуществляться более эффективно, если будут учитываться поставленные (осознанные) цели самосовершенствования. Представляет интерес рассмотрение этого вопроса Ю. М. Орловым. Приведем краткую характеристику целей самосовершенствования.

Стремление к гармонии наших черт характера. Каждый человек обладает множеством черт характера. Одни из них развиты лучше, другие хуже; может быть и так, что какая-то черта развита чрезмерно, а другая находится в»зачаточном» состоянии. Каждая черта характера имеет своего антагониста: оптимизм – пессимизм, общительность – замкнутость, уверенность – неуверенность, педантизм – неорганизованность, решительность – нерешитель ность и т.д. Чрезмерное развитие какой-либо черты может привести к деформации характера и отразиться на поведении. При анализе развития наших черт важно понять, насколько оно гармонично и какие черты нуждаются в коррекции.

Достижение согласия с самим собой. Сравнительный анализ того, каков ты есть сейчас, с тем, каким ты должен быть в соответствии со своей «Я-концепцией», не всегда нас устраивает. Возможное рассогласование вызывает отрицательные эмоции (стыд и т. п.). Это нередко приводит или к приспособлению к социальному окружению, или к глубокому самопознанию, или к страданию, следствием чего может быть неудовлетворенность жизнью.

Согласие с самим собой не может возникнуть без принятия самого себя таким, каков ты есть. Для этого надо выработать в себе терпимость к возможному рассогласованию, попытаться изменить представление о самом себе с последующей коррекцией отдельных положений «Я-концепции».

Достижение гармонии с окружением. Окружение включает других людей, природную и вещественную среду. Вещественное и природное окружение можно привести к согласию с самим собой путем их изменения в нужном направлении и изменения своего отношения к этому окружению.

Сложнее достигнуть гармонии с окружающими людьми. Согласие с ними может нарушиться из-за их поведения, отдельных поступков и т.д., что порождает эмоциональные барьеры и проявление неконтролируемых эмоций. Самосовершенствование будет заключаться в том, чтобы научиться контролировать свои эмоции и, анализируя ситуацию, принимать логически продуманные решения.

Устранение вредных привычек. Привычки – составная часть наших черт характера. Вредные привычки нередко мешают достижению жизненных целей. Курение, обжорство, лень, ревность, тщеславие и т. п. не только блокируют путь к достижению профессиональных успехов, к реализации жизненных планов, но и мешают общению с другими людьми. Для решения проблемы необходимо знать механизм действия вредных привычек и уметь управлять своими потребностями.

Контроль своих потребностей. Чрезмерное удовлетворение отдельных потребностей приводит к различным аномалиям поведения. Стремление к власти, сексуальная распущенность и др. превращают человека в раба этой потребности, которая становится доминирующей; в результате он не может нормально реализовать другие свои потребности. Удовлетворение таких гиперболизированных потребностей отнимает много сил – их уже не остается для творческих проявлений личности. Каждому необходимо задуматься над тем, какая его потребность развита настолько сильно, что подавляет его индивидуальность и мешает ему жить; как снизить эту потребность и, наоборот, развить те, которые необходимы.

Развитие способностей. Для успешного выполнения профессиональной деятельности человеку необходимо развить определенные общие и частные способности. Многие общие способности могут быть полезны в любой профессии (например, умение мыслить); некоторые из них трансформируются в частные.

Развитие способностей важно также с позиции реализации возможностей человека в творчестве.

Овладение саногенным мышлением. Для достижения перечисленных целей самосовершенствования необходимо изменить свое мышление, связанное с более глубоким самоосознанием. С этой точки зрения можно выделить два типа мышления: патогенное и саногенное.

Патогенное мышление – это обыденное мышление, при котором непроизвольное воображение переносится на отрицательные образы, в свою очередь, способствующие отрицательным эмоциональным реакциям. Например, если человек обдумывает обиду, то начинает непроизвольно разрабатывать план мести обидчикам. И это может привести к появлению у него такой черты, как обидчивость. Для человека с патогенным мышлением характерно сохранение в себе отрицательных образов и отсутствие способности рассматривать себя, свое состояние, свое поведение со стороны. При этом наблюдается включенность человека в ситуацию даже после того, как она прошла. Ю. М. Орлов называет патогенное мышление мышлением, порождающим болезнь. Поэтому необходимо задуматься над тем, как ослабить это мышление или избавиться от него и овладеть саногенным мышлением, которое способствует оздоровлению психики, ликвидации застарелых обид, комплексов и т.д.

Саногенное мышление (по Ю. М. Орлову) – это мышление, порождающее здоровье. Характерными его чертами являются:

а) динамизм связи нашего «Я» с миром образов, в которых отражаются жизненные ситуации; способность «Я» справляться с этими ситуациями и проявлять активность, когда требуется эффективная деятельность, полностью погружаться в нее, в творчество, в общение. Кроме того, наше «Я» может отделяться от ситуаций и образов, которые насыщены отрицательными эмоциями;

б) рефлексия как размышление, направленное внутрь себя. Осуществляется на фоне релаксации (расслабления), и это снижает эффект стрессовой ситуации;

в) знание тех психических состояний, которые анализируются и контролируются;

г) расширение кругозора и повышение уровня внутренней культуры. Без этого невозможно понять и объективно прогнозировать свое поведение, а также поведение другого человека;

д) высокий уровень сосредоточенности, концентрации внимания на объекте размышлений.

Таким образом, овладение саногенным мышлением способствует сохранению и укреплению здоровья человека, направляет его активность на творческую деятельность.

Восхождение к индивидуальности. Напомним, что индивидуальность – это социально значимое отличие человека от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Похожесть людей вызвана тем, что процесс социализации создает и поддерживает в каждом индивиде определенные черты, наиболее адекватные для данной культуры. В то же время с развитием личности в каждом человеке зреет индивидуальность, которая отличает его от других людей. Процесс самосовершенствования может рассматриваться как движение по пути индивидуализации. Этот процесс связан с раздвоением человека: с одной стороны, ему необходимо придерживаться морали, требований норм повседневной жизни; с другой стороны, он проявляет признаки индивидуальности (любовь, добро и т.п.). При этом не имеет значения, как они реализуются на определенном этапе жизни общества.

Каждый человек, занимающийся самосовершенствованием, должен определить свои цели таким образом, чтобы в любом случае и при любых обстоятельствах их достижение способствовало успеху. Таковыми могут быть только общие цели, которые были сформулированы выше. Если рассматривать самовоспитание как сознательную деятельность, направленную на максимально возможную реализацию человеком себя как личности, то это определение понятия в широком смысле охватывает и самообразование, и самопознание. Этап профессиональной подготовки в вузе является одним из самых благоприятных для самовоспитания. Далее будут рассмотрены этапы и методы самовоспитания.

Дата добавления: 2015-03-14; просмотров: 1287;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *